Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 19.06.2009 № 402ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2009 года N 402 Утратилo силу - Постановление Правительства Нижегородской области от 09.11.2009 г. N 808 О разработке областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы) В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации от 3 июля 2008 года N 4, в целях разработки областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" (далее - Программа). 2. Определить: государственным заказчиком - координатором Программы - министерство здравоохранения Нижегородской области; государственными заказчиками Программы - министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области. 3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета в размере 455,481 млн. (четыреста пятьдесят пять миллионов четыреста восемьдесят одна тысяча) рублей (в ценах 2008 года). 4. Министерству здравоохранения Нижегородской области обеспечить разработку проекта постановления Правительства Нижегородской области "Об утверждении областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)". Губернатор В.П. Шанцев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2009 N 402 КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012 ГОДЫ)" (далее - Концепция) I. Анализ проблемы обеспечения химической и биологической безопасности Нижегородской области, причин возникновения и обоснование соответствия проблемы и целей Программы стратегическим целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Нижегородской области Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Нижегородской области может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения органами исполнительной власти Нижегородской области организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, направленных на полную нейтрализацию и (или) уменьшение до уровня предельно допустимых концентраций биологических и химических факторов окружающей среды и предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами. Проблема обеспечения химической безопасности является весьма актуальной для Нижегородской области в связи с наличием на территории региона опасных и потенциально опасных объектов, связанных с захоронением отходов. Например, в Балахнинском районе расположен выведенный из эксплуатации в 1998 году полигон промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд". Площадь полигона 18,2 га, объем накопленных отходов составляет 383 тыс. тонн. Объект потенциально опасен в связи с тем, что входит в охранную зону Тепловского водозабора, обеспечивающего питьевой водой город Дзержинск. В Балахнинском районе расположены пруды-накопители кислых гудронов, содержащие в своем составе ароматические углеводороды, серосодержащие органические соединения, водные растворы серной кислоты. В прудах-накопителях содержится более 200 тыс. тонн отходов 2-3 класса опасности. Проведенные обследования выявили нарушения гидроизоляции прудов-накопителей. Территория захоронения непосредственно примыкает к территории полигона промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд" и также представляет потенциальную угрозу загрязнения грунтовых вод, подземных вод Тепловского водозабора. ФГУП "Волгагеология" проводятся ежегодные обследования состояния грунтовых вод, однако частоты данных обследований явно недостаточно для оперативного предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды. В связи с этим необходимо создание современной системы мониторинга различных компонентов окружающей среды (грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв). Создание автоматизированной современной системы мониторинга окружающей среды в Нижегородской области является своевременным и актуальным, так как позволит: многократно увеличить информационное обеспечение органов государственной власти Нижегородской области с целью оперативного и своевременного принятия управленческих решений; предупреждать чрезвычайные ситуации техногенного характера; повысить эффективность государственного экологического контроля в части оперативного выявления предприятий-загрязнителей и принятия к ним мер воздействия; системно снижать загрязнение окружающей среды, особенно, атмосферного воздуха и водных объектов; повысить инвестиционную привлекательность региона; улучшить качество жизни населения Нижегородской области. Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и среды его обитания от опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и техносфере. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Нижегородской области, а также упадка ее биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что нужно быть готовым к: трансграничным заносам на территорию Нижегородской области известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов; несанкционированному использованию в сельскохозяйственной практике различных средств защиты растений и агрохимикатов, а также потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации; применению на территории области опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях; применению на территории области различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии. Целью обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему. Основу обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Нижегородской области. Реализация мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности достигается путем функционирования единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды. В Нижегородской области в настоящее время функционирует 166 предприятий, эксплуатирующих зарегистрированные химически опасные производственные объекты и 27 биологических потенциально опасных объектов. Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до 15-20 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выслужило свои сроки, морально устарело и физически изношено. На территории Нижегородской области в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать большое количество тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 250 тысяч тонн. По данным международных организаций 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее, число потенциально опасных химических объектов, имеющих запредельную выработку проектного ресурса, неуклонно растет. Среди промышленных объектов, использующих в технологическом процессе аварийно химически опасные вещества (далее - АХОВ), самыми многочисленными являются предприятия, использующие в технологическом процессе аммиак и хлор. Значительное количество химически опасных объектов (далее - ХОО) располагается в черте городской застройки, что требует принятия особых мер по обеспечению безопасности их функционирования и защите населения, проживающего вблизи этих объектов, от последствий аварий. В комплекс мероприятий по защите населения входит решение вопросов, связанных с ранним обнаружением мер по их локализации и ликвидации. Основными из которых являются: - оповещение об аварии руководства ХОО и населения прилегающей территории; - прогнозирование и оценка химической обстановки на ХОО и прилегающей территории; - оповещение населения прилегающей территории о возникновении угрозы поражения. Решение задачи оперативного обнаружения аварии, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения возможно только при использовании автоматизированной системы контроля аварийных утечек токсических газов и оповещения химически опасных объектов - АСКАВ, которая реализуется на базе программно-технического комплекса многоканальной газоаналитической системы СКВА-01. Состав и функции газоаналитической системы в структуре АСКАВ полностью отвечают требованиям к системам контроля газовоздушной среды, предъявляемым правилами безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов, утвержденными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Структура типовой системы состоит из трех информационных уровней. Первый информационный уровень системы разворачивается на ХОО, второй и третий - реализуются в территориальных органах МЧС (например, в ЕДДС и в Центре мониторинга и прогнозирования ЧС). За последние 50 лет на территории Нижегородской области в результате технологической переработки сырой нефти на нефтеперерабатывающем заводе в г.Кстово (ОАО "Лукойл Нижегороднефтеоргсинтез") и на бывшей дочерней организации ОАО "Фирма Варя" (город Нижний Новгород, ул.Коминтерна, 47; 21-й км Московского шоссе; Б-Козинское лесничество) образовалось около 250 тыс. тонн остатков нефтепереработки - кислых гудронов (Нижний Новгород, ул.Коминтерна, 47 - 10 тыс. м; 21-й км Московского шоссе - 50 тыс.м; Б-Козинское лесничество - 350 тыс. м). Данный вид продукта переработки нефти относится ко 2-му классу опасности, поскольку в нем находится водный раствор серной кислоты с содержанием серы от 0,5 до 30%. Кроме этого, на территории области имеются крупные шламонакопители: "Белое море" (завод "Капролактам") и полигон глубинного захоронения отходов (семазинов) ОАО "Дзержинское оргстекло". В настоящее время в сельхозпредприятиях Нижегородской области имеется 112,85 тонн непригодных и (или) запрещенных к применению в сельском хозяйстве ядохимикатов. Цена утилизации (захоронения) 1 тонны пестицидов в настоящее время составляет 70 тыс. руб., включая сбор, затаривание и транспортировку. Следует учесть, что объёмы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации в сотни раз меньше затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения. Не проведена инвентаризация биологически опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности. Химически опасные производственные объекты, эксплуатируемые в Нижегородской области, зарегистрированы в территориальном разделе Государственного реестра опасных производственных объектов, который ведется территориальным органом Ростехнадзора. За ними осуществляется надзор в части соблюдения требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами, правилами и нормами, ответственность за возможное причинение вреда третьим лицам и окружающей природной среде в результате возможных аварий застрахована в установленном порядке. Требует уточнения перечень опасных химических и биологических объектов Нижегородской области с указанием критически важных объектов. Коренному изменению взглядов на химическую опасность в Нижегородской области послужили крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо). Население области недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ и не имеет навыков их применения (за исключением работников химической промышленности). Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах). На территории Нижегородской области расположены три города, которые отнесены по степени химической опасности к 1 и 2 классу (Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск). При проливах (выбросах) АХОВ на химически опасных объектах этих городов в зонах возможного заражения может оказаться от 30 до 50% населения (до 500 тыс. чел.), из них: в Нижнем Новгороде - до 350 тыс. чел, в Арзамасе - до 30 тыс. чел, в Дзержинске - до 120 тыс. чел. Обеспечение химической безопасности нацелено, прежде всего, на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. В настоящее время существует острая необходимость в разработке потенциально-опасными объектами трехмерных моделей планов предприятий в формате 3D с использованием специального программного обеспечения ArchiCAD, AutoCAD. Данное направление работы связано с необходимостью сокращения сроков принятия управленческих решений и оценки обстановки, которая возможно может сложиться в результате чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), особенно когда ЧС выходит за пределы предприятия. Определены пять стратегий обеспечения химической безопасности: - уменьшение объемов опасных веществ; - замена веществ менее опасными; - использование веществ и оборудования в менее опасном состоянии; - проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям; - поэтапный вывод химически опасных объектов за территорию селитебных зон и запрет на строительство и расширение существующих химически опасных объектов в селитебных зонах (особенно в пределах города Нижнего Новгорода и районных центров области). Значительное внимание необходимо уделить вопросам превентивной (профилактической) защиты персонала объектов (т.к. на сегодня только персонал подконтрольных Ростехнадзору эксплуатируемых химически опасных производственных объектов обеспечивается штатными средствами защиты в соответствии с установленными нормами), населения и, прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и особенно коллективной защиты человека, а также обеспечению современными средствами и приборами индивидуальной защиты профессиональных аварийно-спасательных формирований и подразделений государственной противопожарной службы, привлекаемых к действиям в условиях ЧС, связанных с возможной аварией на ХОО, расположенных на территории области. Указанные меры в числе других должны быть приняты для реализации требований Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленных на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ. Таким образом, предусматриваемые областной целевой программой "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" программно-целевые мероприятия по обеспечению химической безопасности целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел). Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения в течение 2 последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств, с реальной угрозой биотеррористических актов. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно умирает от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн. человек. Эпидемиологи подсчитали, что за последние 50 лет в военных конфликтах на земном шаре погибли около 25 млн. человек, в то время, как только от 5 инфекций (синдром приобретенного иммунодефицита, малярия, туберкулез и гепатиты B и C) умерли свыше 200 млн. человек. В Нижегородской области ежегодно регистрируется более 839 тысяч случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет около 4 миллионов рублей в год. Остается напряженной ситуация, связанная с заболеваемостью клещевым вирусным энцефалитом, клещевым боррелиозом, расширяется ареал распространения этих инфекций. В 2008 году было зафиксировано 27 случаев заболеваний животных бешенством, зарегистрирован случай классической чумы свиней (Володарский район, воинская часть 10905). При этом необходимо отметить, что затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней составили около 350 тысяч рублей. Серьезную угрозу безопасности Нижегородской области представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий. Основой борьбы с инфекционными болезнями является воздействие на то или иное звено эпидемического процесса. Первоочередное значение приобретают вопросы организации и проведения дезинфекционных мероприятий, т.к. именно дезинфекция направлена на разрыв цепи передачи возбудителей инфекции. Успешное решение этой задачи в значительной степени зависит от эффективности дезинфицирующих препаратов. В связи с этим становится очевидной приоритетность создания нового поколения импортозамещающих нетоксичных дезинфицирующих препаратов для удовлетворения потребностей здравоохранения, коммунального хозяйства и силовых ведомств. Для обеспечения экологической безопасности и предотвращения распространения особо опасных заболеваний в Нижегородской области функционирует государственное предприятие "Ветеринарно-санитарный утилизационный завод Сергачский", который является единственным в области предприятием, осуществляющим сбор, утилизацию и уничтожение биологических отходов, и является важным звеном в цепи противоэпизоотических мероприятий. В 2008 году им было утилизировано 2121,5 тыс. тонн биологических отходов. Завод имеет изношенное оборудование, работающее на мазуте, не способное обеспечить необходимые режимы обезвреживания и объемы работ, убытки предприятия составляют ежегодно более 2 миллионов рублей. В связи с тем, что оборудование завода имеет большую степень износа необходима его модернизация. Имеющиеся на территории области 362 биотермические ямы также полностью не справляются с утилизацией. Сложившаяся ситуация создает предпосылки для возникновения несанкционированных свалок биоотходов на территории области, что грозит обострением эпизоотической и экологической ситуации в области. Ранее неоднократно данные случаи фиксировались на территории Краснооктябрьского района и прилегающих к нему районов. Кроме того, по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы и проведения госветинспекторских проверок ежегодно выявляется около 1500 тонн некачественной продукции и сырья животного происхождения, которые также подлежат утилизации или уничтожению. Проблема утилизации биоотходов актуальна для предприятий по промышленному производству крупного рогатого скота и свиней в Володарском, Павловском, Борском, Городецком, Пильнинском, Починковском в силу нахождения на их территории крупных промышленных сельскохозяйственных предприятий с высокой концентрацией поголовья. На территории области осуществляют свою деятельность также 18 птицеводческих предприятий. Данную проблему частично удается решать за счет вывоза биоотходов в другие регионы России в основном на Цивильский ветсанутильзавод (республика Чувашия). Государственными ветеринарными учреждениями уже приобретено 14 крематоров с максимальной загрузкой 91 кг, которые находятся в 14 районах и городах области (Перевозский, Сокольский, Городецкий, Борский, Богородский, Лысковский, Шахунский, Арзамасский, Ветлужский, Первомайский, Балахнинский, Починковский, Спасский, Навашинский). Для обеспечения своевременной утилизации биологических отходов и недопущения попадания их в окружающую среду в оставшихся районах необходимо приобретение еще 33 крематоров. По роду своей деятельности ветеринарные лаборатории входят в структуру службы наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) по линии МЧС. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В связи с тем, что имеющееся оборудование, предназначенное для ведения биологического, радиологического и химического обнаружения, было выпущено в 70-х годах прошлого века, оно пришло в негодность или отсутствует в структурных подразделениях. В целях осуществления контроля биологической безопасности требуется химическое, радиологическое (газоанализаторы, измерители мощности доз, дозиметры) оборудование. На территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность 56 государственных ветеринарных учреждений, в состав которых входят 25 ветеринарных лабораторий, деятельность которых связана с возбудителями инфекционных заболеваний 2-ой и 4-ой группы патогенности. Среди 25 ветеринарных лабораторий 7 аккредитованы в системе ГОСТ Р. На 2009-2010 годы запланирована аккредитация еще 6 ветлабораторий. Для выполнения государственными ветеринарными учреждениями своих полномочий в области биологической безопасности необходимо оснащение 26 ветеринарных лабораторий специальным оборудованием, приборами, реактивами для проведения лабораторных исследований на биологические, радиологические и химические показатели. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения антитеррористической безопасности работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая оснащение современными средствами охранной сигнализации. Для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности энзоотичных процессов в природных очагах и снижения заболеваемости необходима разработка новых современных средств диагностики и более эффективных и малореактогенных препаратов для вакцинации. Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. Таким образом, предусматриваемые Программой программно-целевые мероприятия по обеспечению биологической безопасности также целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел). Решение проблем обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области в пределах своих полномочий, однако, в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Использование программно-целевого метода при создании национальной системы химической и биологической безопасности Нижегородской области предусмотрено Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N Пр-2194 (далее - Основы государственной политики), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации". Необходимость комплексного решения проблем организации обеспечения химической и биологической безопасности программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами: масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения химической и биологической безопасности, предполагающих разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям; необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов; потребность в координации усилий органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Решение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, без использования программно-целевого метода приведет к увеличению негативного влияния опасных химических веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу. Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно. Растет вероятность аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов. Для модернизации, реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности. В настоящее время 50 процентов химически опасных объектов в Нижегородской области - это организации, применяющие хлор или аммиак. Наибольшую опасность для населения представляют объекты, связанные с обращением жидкого хлора (применяемого, как правило, для обеззараживания воды). Ввиду высокой эффективности хлора для обеззараживания воды сокращение его потребления в ближайшее время не предвидится. Однако имеются технические возможности, обеспечивающие снижение угроз для населения в случае аварии. Это, прежде всего, переход на производство активного хлора непосредственно в местах его потребления. Исходным сырьем является поваренная соль. Конечными продуктами активный хлор и 5-10% раствор каустика мембранного качества, являющийся товарной продукцией. Бесперебойность обеззараживания обеспечивается резервированием оборудования. Применение таких технологий позволяет избавиться от необходимости транспортирования и хранения жидкого хлора на объектах, т.е. технологических операциях наиболее уязвимых от ошибок персонала и постороннего вмешательства. Уровень промышленной безопасности аммиачно-холодильных установок, применяемых в основном в пищевой промышленности, в большей степени зависит как от физического состояния технологических систем, так и от массы заправленного в систему аммиака. В этой связи необходимо внедрять импортные или создавать собственные новые системы с малой массой аммиака в единичном блоке. Предлагаемый на отдельных предприятиях переход на фреоновые холодильные установки противоречит Киотским соглашениям о защите озонового слоя. На фоне усиления негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду формируется ситуация, при которой снижается готовность к парированию новых и вновь возникающих биологических и химических угроз в связи с отсутствием современных средств защиты, в том числе средств диагностики, профилактики и лечения. Отказ от использования программно-целевого метода при решении проблем по обеспечению химической и биологической безопасности может привести к значительному отставанию научных исследований в области создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и создания новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности, исследований новых видов опасных воздействий биологической и химической природы на человека и окружающую среду, не позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на управление рисками негативного воздействия опасных биоагентов и химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу, а также обосновать необходимую нормативную, правовую и методическую базу. Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека. Целый ряд организаций надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами в целях мониторинга состояния здоровья населения и окружающей среды. Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется закупка автономного, высокопроизводительного медицинского оборудования и приборов. Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов. В Нижегородской области практически отсутствуют средние профессиональные учебные заведения, осуществляющие подготовку персонала (рабочих) для химически опасных объектов. Решение всего спектра проблем обеспечения химической и биологической безопасности области невозможно только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, а необходимо ещё финансирование отдельных учреждений федерального подчинения в области обеспечения химической и биологической безопасности за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, в случае не использования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся: - санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием; - потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта; - неэффективным использованием средств областного бюджета для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности; - затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности; - снижением инвестиционной привлекательности Нижегородской области. Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведет к снижению уровня национальной безопасности России в целом. IV. Вариант решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при решении проблемы Решение проблемы программно-целевым методом в настоящее время возможно осуществить по одному варианту, предусматривающему реализацию мероприятий, включающих: - объединение усилий и координацию взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, учреждений федерального подчинения, органов местного самоуправления и организаций при разработке и внедрении системы обеспечения химической и биологической безопасности населения на региональном, местном и объектовом уровнях; - анализ и подготовку предложений по совершенствованию законодательства, ведомственных нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, информационных и методических документов в области обеспечения химической и биологической безопасности; - комплексные исследования и мероприятия, направленные на своевременное выявление угроз химической и биологической направленности (в том числе создание автоматизированной современной системы мониторинга окружающей среды), оценку опасности, выработку предложений в области обеспечения химической и биологической безопасности и ликвидации последствий; - комплекс работ по созданию производства отечественных дезинфицирующих препаратов нового поколения с целью предупреждения возникновения и ликвидации очагов инфекционных болезней, в том числе при чрезвычайных ситуациях, во время стихийных бедствий и техногенных катастроф; - реализацию (в рамках пилотных проектов) отдельных мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования опасных объектов и технического оборудования, модернизацию систем контроля, управления, в том числе автоматической противоаварийной защиты технологических процессов и обеспечения физической защиты опасных объектов, внедрение системы АСКАВ для решения задачи оперативного обнаружения аварии на химически опасных объектах, оценки, прогнозирования, своевременного оповещения и принятия решений; - совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров, формирование у граждан общей культуры обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение информированности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и населения об опасных объектах, способах защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия; - обеспечение современными средствами и приборами индивидуальной защиты персонала химически опасных объектов, населения, проживающего в зонах возможного химического заражения, и профессиональных аварийно-спасательных формирований; - информационное сопряжение систем обеспечения химической и биологической безопасности с ресурсами федеральных и областных структур управления в кризисных ситуациях; - разработку потенциально-опасными предприятиями электронных баз данных в формате 3D и направление данной информации для конфиденциального использования в Национальный Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, органы управления ФСБ и МВД. При решении обсуждаемой проблемы учитывается то, что обеспечение химической безопасности наиболее актуально для промышленных районов, ориентированных на производство преимущественно химической продукции, которое связано с использованием в технологическом цикле хлора и аммиака. Система мониторинга окружающей среды будет являться частью системы обеспечения химической безопасности в Нижегородской области и обеспечит: - объединение усилий и координацию взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, учреждений федерального подчинения, органов местного самоуправления и организаций при разработке и внедрении системы обеспечения химической безопасности населения на региональном, местном и объектовом уровнях; - выполнение комплексных исследований и мероприятий, направленных на своевременное выявление угроз химической направленности, оценку опасности, выработку предложений в области обеспечения химической безопасности и ликвидации последствий; - реализацию мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования опасных объектов и технического оборудования, модернизацию систем контроля, управления; - информационное сопряжение систем обеспечения химической безопасности с ресурсами федеральных и областных структур управления в кризисных ситуациях. Для осуществления мероприятий, направленных на решение проблемы, необходимо финансирование за счет средств областного бюджета около 857 млн. рублей. Невыполнение указанных мероприятий значительно повышает степень социально-экономического риска, так как в зонах возможного химического и биологического поражения проживает более двух третей населения Нижегородской области. При этом затраты на реабилитацию территорий в случае их поражения многократно превышают объем инвестиций для обеспечения их устойчивого развития. При сохранении существующих подходов к решению проблемы обеспечения химической и биологической безопасности экономика Нижегородской области вскоре будет не способна восполнять потери, связанные с возникновением аварий и катастроф на опасных химических и биологических объектах. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Формирование единой системы обеспечения химической и биологической безопасности Нижегородской области - процесс, который может занять не менее 8 лет. Применение программно-целевого метода по одному комплексному направлению даст возможность в течение ближайших 3 лет создать необходимые условия для противодействия химическим и биологическим опасностям и последовательного снижения до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу и техносферу. На этом этапе планируется осуществить ряд мероприятий, включая совершенствование организации управления, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработку современных технологий и реализацию пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. Необходимо обеспечить проведение на территории Нижегородской области мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, разработать предложения по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации. Электронные базы данных в формате 3D должны изготавливаться потенциально опасными объектами самостоятельно либо на договорной основе с организациями, допущенными к данному виду работ. В перспективе при условии приложения целенаправленных усилий, связанных с решением проблем обеспечения химической и биологической безопасности, и использования адекватных ресурсов можно рассчитывать на положительные результаты, полученные в ходе реализации пилотных проектов, а также на постепенное увеличение количества модернизированных и реконструированных опасных производств, внедрение новых технологий, значительно снижающих влияние опасных химических факторов на человека и среду его обитания, минимизацию риска возникновения инфекционных болезней и недопущение их распространения на территории Нижегородской области. VI. Предложения по цели и задачам Программы, индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годам Выбор приоритетов Программы определен Основами государственной политики. Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи: - предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга химических и биологических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области химической и биологической безопасности; - уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; - повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем информирования населения об имеющихся химических и биологических опасностях конкретных территорий области и ограничение или полный запрет допуска посторонних лиц на эти территории. Реализация указанных задач будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: - первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, учреждений федерального подчинения, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации; - второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и разработку научно-обоснованых предложений по ее совершенствованию; - третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; - четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов; - пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также внедрения органами исполнительной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу. По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс мероприятий. В рамках первого приоритетного направления предусматривается на основе проведенного комплексного анализа сложившейся ситуации в области химической и биологической безопасности Нижегородской области осуществление следующих мероприятий: - разработка модели управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном и региональном уровнях; - оснащение организаций, находящихся в ведении министерства здравоохранения Нижегородской области, министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерства промышленности и инноваций Нижегородской области, министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, деятельность которых направлена на обеспечение химической и биологической безопасности, средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами; - разработка методических документов по созданию и реализации областной целевой программы, объектовых планов и проектов, а также по организации областной государственной комиссии в области обеспечения химической и биологической безопасности; - разработка и реализация комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Нижегородской области либо реформированию (ликвидации), либо временной остановке деятельности опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности; - оценка существующего уровня обеспеченности производственного персонала химически и биологически опасных производств и объектов, а также гражданского населения, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков, средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, иными средствами материально-технического и других видов обеспечения химической и биологической безопасности; - защита имущественных интересов Нижегородской области, инвесторов, собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности; - совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом угроз нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере обеспечения химической и биологической безопасности. В рамках второго приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: - разработка предложений единых государственных критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений; - проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов; - разработка регионального перечня опасных химических и биологических объектов с выделением критически важных объектов (в составе утвержденного перечня критически важных объектов Российской Федерации). Кроме того, необходимо осуществить следующие мероприятия: - обоснование и подготовка методом сравнительного анализа предложений по совершенствованию нормативно-методической базы в области обеспечения химической и биологической безопасности; - разработка предложений в методику обоснования требований химической и биологической безопасности в период подготовки национальных стандартов и стандартов организаций в отношении отдельных процессов производства; - усовершенствование системы сертификации работ по охране труда на опасных объектах. В рамках третьего приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: - проведение модернизации и техническое перевооружение опасных химических объектов (в рамках пилотных проектов); - обеспечение сохранности национальных и объектовых коллекций патогенных микроорганизмов; - выполнение разработок и поддержание мобилизационных запасов, мобилизационной готовности и мобилизационных мощностей организаций, деятельность которых связана с обеспечением химической и биологической безопасности на уровне, обеспечивающем адекватное противодействие современным угрозам; - создание базы данных по оценке эффективности действующих и внедряемых мер безопасности в отношении групп опасных объектов; - совершенствование региональной системы предупреждения и оповещения населения; - внедрение современных методов и технических средств контроля, управления, мониторинга и обеспечения безопасных условий эксплуатации объектов, осуществляющих сложные химико-технологические процессы; - разработка и реализация мероприятий по санации и реабилитации химически и биологически зараженных объектов и территорий, а также ликвидации химически и биологически опасных накопителей, свалок и захоронений, в том числе бесхозных или не отвечающих требованиям безопасности. В рамках четвертого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: - разработка современных технологий производства средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения, пострадавшего в результате воздействия опасных химических и биологических факторов; - создание современного производства средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации населения, пострадавшего в результате опасных химических и биологических факторов, в том числе нетоксичных (не содержащих хлор) дезинфицирующих средств; - разработка протоколов диагностики болезней, возникновение которых связано с воздействием химических и биологических факторов, а также медико-экономических стандартов их лечения; - разработка критериев и алгоритмов оценки эффективности мероприятий, направленных на обеспечение химической и биологической безопасности. В рамках пятого приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: - финансирование изданий учебных пособий, информационно-аналитических и методических сборников по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности; - обеспечение условий для подготовки специалистов по направлениям деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности на базе существующих федеральных государственных учреждений; - разработка и внедрение учебных программ, программ тематического усовершенствования для различных специалистов; - распространение информационных материалов среди населения в зонах защитных мероприятий опасных объектов, на территории которых планируется реализация пилотных проектов. Создание автоматизированной современной системы мониторинга окружающей среды в Нижегородской области соответствует обозначенным приоритетным направлениям, а именно: - обеспечение координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы автономного учреждения Нижегородской области "Экология региона", находящегося в ведении министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической безопасности; - проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации и Нижегородской области в сфере организации и проведения мониторинга окружающей среды, разработка проекта закона Нижегородской области "Об экологическом мониторинге в Нижегородской области"; - повышение уровня информированности и просвещения населения за счет использования данных, полученных при осуществлении мониторинга окружающей среды; - получение исходных данных для инвентаризации опасных химических объектов и создания регионального перечня опасных химических объектов. Целевые индикаторы и показатели хода реализации Программы, позволяющие оценивать реализацию Программы (нарастающим итогом), приведены в приложении 1 к настоящей Концепции. В процессе разработки Программы индикаторы и показатели хода реализации Программы могут быть сгруппированы применительно к комплексным направлениям Программы. VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Финансирование Программы планируется осуществить за счет средств областного бюджета (455,481 млн. рублей) с 2010 года. Объем финансирования Программы по источникам финансирования приведен в приложении 2 к настоящей Концепции в ценах 2008 года. Капитальный ремонт объектов будет осуществляться в течение всего периода реализации Программы. Целевым индикатором, позволяющим оценить эффективность реализации мероприятий инвестиционного характера, станет завершение строительства и реконструкции указанных объектов (или их подразделений). Работа по формированию баз данных трехмерных моделей планов предприятий должна осуществляться потенциально-опасными объектами самостоятельно с привлечением собственных финансовых средств. Потенциальные организации-подрядчики, обладающие необходимым программным обеспечением, и организации, осуществляющие обучение по программам ArchiCAD, AutoCAD, на территории Нижегородской области имеются. ГУ МЧС России по Нижегородской области (по согласованию) принять участие в разработке программы поэтапного внедрения систем АСКАВ на химически опасных объектах 1,2 степени опасности города Нижнего Новгорода и города Дзержинска на основе типовых решений, реализуемых в головном проекте. Внедрение тиражируемых систем контроля аварийных утечек и оповещения осуществлять за счет собственных средств предприятий (в соответствии со статьей 12 Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит модернизацию базовых элементов системы обеспечения химической и биологической безопасности Нижегородской области. Для оценки ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы предлагается величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах и экономический эффект, который получит Нижегородская область от реализации Программы. Экономический эффект от реализации Программы оценивается путем сравнения необходимых затрат на ликвидацию возможного ущерба с затратами на профилактические (превентивные) мероприятия. Таким образом, экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависят от степени достижения показателей реализации Программы. Исходя из практики наиболее экономически развитых государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составляет 7 - 10 процентов, что соответствует экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль. Реализация Программы нацелена в первую очередь на достижение целей, определенных Основами государственной политики. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы проведена по критериям социальной, экономической и государственной значимости планируемых результатов. К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе социально значимых результатов относятся следующие показатели: - снижение социальной напряженности в обществе, обусловленной наличием либо возможностью появления поражающих факторов химической и биологической природы, негативно воздействующих на население области; - создание дополнительных условий для оздоровления нации, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержания его на необходимом для нормального развития общества уровне; - повышение жизненного уровня населения Нижегородской области. К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе результатов, имеющих государственную значимость, относятся следующие показатели: - выявление и анализ существующих и вновь возникающих угроз химической и биологической направленности, а также путей их парирования; - повышение уровня национальной безопасности Нижегородской области в рассматриваемой области; - обновление технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, повышение уровня их экологической безопасности; - повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов; - подготовка высококвалифицированных научных и производственных кадров в профильных областях; - восстановление (реабилитация) сельскохозяйственных земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами. К числу ожидаемых показателей эффективности и результативности Программы по группе результатов, имеющих экономическую значимость, относятся следующие показатели: - прирост внутреннего валового продукта за счет снижения экономического ущерба от последствий аварий и катастроф на химически и биологически опасных объектах; - повышение эффективности производственной деятельности химически и биологически опасных производств и объектов за счет модернизации химико-технологических и биотехнологических процессов в рамках реализации программных мероприятий; - разработка предприятиями и представление в компетентные органы пространственных моделей планов предприятий с описанием наиболее опасных сценариев развития ЧС (в формате 3D) для планирования действий сил и средств РСЧС и МЧС России; - сокращение до 1 минуты времени обнаружения аварийных утечек токсичных газов, оперативное приведение в действие системы оповещения и минимизация ущерба для химически опасных объектов и населения. IX. Предложения по государственным заказчикам, разработчикам Программы и участию органов исполнительной власти в реализации Программы Функции государственного заказчика-координатора Программы предлагается возложить на министерство здравоохранения Нижегородской области, а государственных заказчиков Программы - на министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области. Указанные органы исполнительной власти должны стать разработчиками Программы. Комплексные направления Программы должны формироваться соответствующими головными разработчиками исходя из принципов паритетности мероприятий, предусмотренных Основами государственной политики, объемов их финансирования с учетом предложений государственных заказчиков. Представляется целесообразным, чтобы комплексное направление в области обеспечения химической безопасности Нижегородской области формировали министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, а комплексное направление в области обеспечения биологической безопасности Нижегородской области - министерство здравоохранения Нижегородской области совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области. Для научного и методического сопровождения Программы предполагается привлечь организации, занимающиеся проблемами обеспечения химической и биологической безопасности, такие как ФГОУ "Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского", ФГОУ "Нижегородская государственная медицинская академия", ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н.Блохиной", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области", Автономное учреждение Нижегородской области "Экология региона", министерство промышленности и инноваций Нижегородской области и ФГУП "Научно-исследовательский институт химии и технологии полимеров имени академика В. А.Каргина с опытным заводом". X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы Предлагаемые сроки реализации Программы - 2010-2012годы. Объем финансирования Программы составляет 455,481 млн. руб. средств областного бюджета (приложение 2) и включает: 1. Капитальные вложения в сумме 257,679 млн. руб., предусматривающие: 1.1. По министерству здравоохранения Нижегородской области: - капитальный ремонт в ГУЗ НО "Детская инфекционная больница N 8 г.Нижнего Новгорода"; ГУЗ НО "Инфекционная больница N 9 г.Нижнего Новгорода"; ГУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 2"; ГУЗ НО "Инфекционная больница N 23 города Нижнего Новгорода", ГУЗ "Нижегородская областная станция переливания крови"; - капитальный ремонт защитного сооружения в ГУЗ "Нижегородская областная клиническая больница им.Н.А.Семашко"; ГУЗ "Нижегородская областная станция переливания крови", ГУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 2"; - капитальный ремонт систем вентиляции ГУЗ НО "Детская инфекционная больница N 8 г.Нижнего Новгорода", ГУЗ "Нижегородская областная станция переливания крови". 1.2. По министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области: - модернизация ГП "Ветеринарно-санитарный утилизационный завод Сергачский". 1.3. По министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области: - разработка проекта рекультивации полигона промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд". 1.4. По министерству промышленности и инноваций Нижегородской области: - создание современной установки получения нетоксичных (не содержащих хлор) дезинфицирующих препаратов в опытном заводе ФГУП "НИИ полимеров", г.Дзержинск; - разработка проекта рекультивации полигона промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд". 1.5. По комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области: - оснащение лабораторий оборудованием, - приобретение оборудования для утилизации биологических отходов. 2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сумме 29,900 млн. руб., предусматривающие: 2.1. По министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области: - мониторинг фитосанитарной обстановки сельскохозяйственных культур; - издание брошюр и справочника агронома. По министерству промышленности и инноваций Нижегородской области: - разработка проекта рекультивации полигона промышленных отходов бывшего ОАО "Корунд"; - создание нового поколения импортозамещающих нетоксичных (не содержащих хлор) дезинфицирующих препаратов. 3. Прочие расходы в сумме 167,902 млн. руб., предусматривающие: 3.1. По министерству здравоохранения Нижегородской области: - приобретение оборудования для защиты сотрудников и больных от воздействия химических и биологических факторов; - приобретение средств защиты и обучения сотрудников для работы с химическими и биологическими факторами. 3.2. По министерству сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области: - утилизация запрещенных и непригодных пестицидов и агрохимикатов; - субсидирование части затрат на приобретение препаратов для профилактической обработки против мышевидных грызунов и биологической защиты растений. 3.3. По министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области: - разработка и внедрение экологического мониторинга; - мониторинг фитосанитарной обстановки территории области. 3.4. По министерству промышленности и инноваций Нижегородской области: - ведение системы экологического мониторинга области; - обеспечение современными средствами индивидуальной защиты и приборами РХБЗ; - обеспечение населения химически опасных городов современными средствами индивидуальной защиты. Перечисленные виды расходов распределены по мероприятиям Программы и представлены в приложении 3 к настоящей Концепции. XI. Предложения по механизму формирования мероприятий Программы При формировании мероприятий Программы министерство здравоохранения Нижегородской области, как государственный заказчик - координатор Программы обобщает предложения: - от министерства промышленности и инноваций Нижегородской области, ФГУП "Научно-исследовательский институт химии и технологии полимеров имени академика В.А.Каргина с опытным заводом", министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, автономного учреждения Нижегородской области "Экология региона", ФГОУ "Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского" по комплексному направлению в области обеспечения химической безопасности Нижегородской области; - от министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, ФГОУ "Нижегородская государственная медицинская академия", ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени академика И.Н.Блохиной", ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" по комплексному направлению в области обеспечения биологической безопасности Нижегородской области. Министерство здравоохранения Нижегородской области, как государственный заказчик - координатор Программы формирует Программу в целом на основе представленных предложений по комплексным направлениям. Государственные заказчики Программы, а также органы, осуществляющие функции по обеспечению химической и биологической безопасности в Нижегородской области, и заинтересованные организации представляют предложения о конкретных мероприятиях государственным заказчикам соответствующих комплексных направлений Программы, в том числе предложения о расходах, необходимых для реализации этих мероприятий, с указанием источников финансирования и соответствующим обоснованием. Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области и министерство здравоохранения Нижегородской области, являясь государственными заказчиками: - осуществляют экспертизу представленных предложений и заявок в проекты соответствующих комплексных направлений, при необходимости направляют их на доработку; - проводят согласительные процедуры при наличии разногласий по отдельным мероприятиям с предложившими их органами или организациями, при необходимости назначают экспертизы и исследования; - формируют проекты комплексных направлений в целом и представляют их государственному заказчику - координатору Программы. XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Механизм реализации Программы базируется на принципах паритетности финансирования комплексных направлений Программы и партнерства органов исполнительной власти Нижегородской области, учреждений федерального подчинения, органов местного самоуправления и организаций, а также разграничения полномочий, предметов ведения и ответственности всех участников Программы. Распределение функций и взаимодействие органов управления реализацией Программы будут осуществляться в соответствии с Порядком разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года N 203. Ежегодно министерство здравоохранения Нижегородской области представляет в министерство экономики Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области планируемые уточнённые показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и ежеквартально в установленном порядке отчитывается о ходе выполнения Программы. Министерство здравоохранения Нижегородской области осуществляет общее руководство Программой и координирует деятельность государственных заказчиков, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов. Текущее управление реализацией соответствующего комплексного направления Программы осуществляется его государственными заказчиками, осуществляющими на договорной основе следующие функции: - организация и проведение торгов по отбору исполнителей Программы; - отбор в установленном порядке исполнителей мероприятий комплексного направления, организация и обеспечение заключения и исполнения государственных контрактов, включая отчетность; - мониторинг результатов реализации мероприятий комплексного направления; - сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий комплексного направления; - организация независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий комплексного направления, их соответствия целевым индикаторам и показателям; - внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевого комплексного направления и контроля за ходом Программы. Государственный заказчик комплексного направления Программы до начала ее реализации утверждает и представляет в министерство здравоохранения Нижегородской области для представления в министерство экономики Нижегородской области положение об управлении реализацией комплексного направления Программы, определяющее: - порядок формирования организационно-финансового плана реализации комплексного направления; - механизмы корректировки мероприятий комплексного направления и их ресурсного обеспечения в ходе реализации комплексного направления; - процедуры обеспечения открытости информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации комплексного направления, мероприятиях комплексного направления и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей. _________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Концепции областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012 ГОДЫ)" (НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ) +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Целевые индикаторы | Единицы | 2010 год| 2011 год| 2012 год| | | измерения| | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Площадь территории, освобождённой от | км | 15 | 30 | 47 | | потенциального воздействия опасных | | | | | | объектов (снижение масштабов | | | | | | потенциальных очагов поражения) в | | | | | | результате разработки и внедрения | | | | | | системы экологического мониторинга | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Доля опасных объектов и территорий, в| проценты | 30 | 60 | 90 | | зоне защитных мероприятий, которым | | | | | | будет обеспечен мониторинг состояния | | | | | | окружающей среды и здоровья | | | | | | населения, в общем количестве опасных| | | | | | объектов и территорий в результате | | | | | | разработки и внедрения системы | | | | | | экологического мониторинга | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Доля разработанных и внедрённых | проценты | 30 | 60 | 80 | | современных методов, средств защиты и| | | | | | технологий производства для | | | | | | обеспечения защиты населения и | | | | | | окружающей среды от негативных | | | | | | влияний и угроз, вызванных факторами | | | | | | химического и биологического | | | | | | характера, в требуемом количестве | | | | | | указанных методов, средств и | | | | | | технологий в результате разработки и | | | | | | внедрения системы экологического | | | | | | мониторинга | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Количество модернизируемых и | штук | - | 1 | 2 | | технически перевооруженных опасных | | | | | | химических и биологических объектов | | | | | | (в рамках пилотных проектов) в | | | | | | результате разработки и внедрения | | | | | | системы экологического мониторинга | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Доля опасных химических и | проценты | 30 | 60 | 90 | | биологических объектов, имеющих | | | | | | паспорта и декларации промышленной | | | | | | безопасности, в общем количестве | | | | | | опасных химических и биологических | | | | | | объектов | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Обеспеченность медицинских и детских | проценты | 10 | 20 | 30 | | учреждений, учреждений спецрежима, | | | | | | предприятий социальной сферы, | | | | | | организаций и подразделений МЧС и | | | | | | Минобороны современными нетоксичными | | | | | | (не содержащими хлор) | | | | | | дезинфицирующими средствами | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Обеспеченность средствами | проценты | 30 | 60 | 90 | | индивидуальной защиты населения | | | | | | химически опасных городов | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Обеспеченность современными | проценты | 30 | 60 | 90 | | средствами и приборами индивидуальной| | | | | | защиты профессиональных | | | | | | аварийно-спасательных формирований и | | | | | | подразделений государственной | | | | | | противопожарной службы | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Количество коллекций патогенных | кг | 23,5 | 47,0 | 70,5 | | микроорганизмов, которым необходимо | | | | | | обеспечить сохранность | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Количество обеспеченных современным | штук | - | - | 1 | | оборудованием центров подготовки | | | | | | специалистов и руководителей по | | | | | | вопросам обеспечения химической и | | | | | | биологической безопасности | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ | Доля подготовленных специалистов, в | проценты | 30 | 60 | 90 | | должностные обязанности которых | | | | | | входят вопросы по обеспечению | | | | | | химической и биологической | | | | | | безопасности, в общем количестве | | | | | | подготовленных специалистов | | | | | +--------------------------------------+----------+---------+---------+---------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Концепции областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012ГОДЫ)" ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (млн. рублей, в ценах 2008 года) +------------------------------------+---------+--------------------------+ | Источники финансирования | Всего | В том числе: | | | +--------+--------+--------+ | | | 2010 | 2011 | 2012 | | | | год | год | год | +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ | Областной бюджет - всего | 455, 481| 18,0 | 68,0 | 369,481| +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ | в том числе: | | | | | +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ | капитальные вложения | 257,679 | 5,8 | 55,6 | 196,279| +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ | научно-исследовательские и | 29,9 | 0,6 | 4,8 | 24,5 | | опытно-конструкторские работы | | | | | +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ | прочие расходы | 167,902 | 11,6 | 7,6 | 148,702| +------------------------------------+---------+--------+--------+--------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к Концепции областной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Нижегородской области (2010-2012 годы)" ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2010-2012ГОДЫ)" С УЧЕТОМ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ВИДОВ РАСХОДОВ (млн. рублей, в ценах 2008 года) +-------------------------------------+----------+-------------------------------+ | Направление финансирования | 2010-2012| В том числе: | | | +-------------+--------+--------+ | | годы - | капитальные | НИОКР | прочие | | | всего | вложения | | расходы| +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ | Мероприятия, направленные на| 192,856 | 141,654 | 25,700 | 25,502 | | проведение комплексного анализа| | | | | | сложившейся ситуации в области| | | | | | химической и биологической| | | | | | безопасности, обеспечение| | | | | | координации взаимодействия всех| | | | | | структур, участвующих в обеспечении| | | | | | химической и биологической| | | | | | безопасности, укрепление| | | | | | материально-технической базы| | | | | | организаций, находящихся в ведении| | | | | | областных органов исполнительной| | | | | | власти, с учетом полномочий и| | | | | | функций осуществления контроля| | | | | | (надзора) и мониторинга в области| | | | | | обеспечения химической и| | | | | | биологической безопасности в| | | | | | Нижегородской области | | | | | +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ | Мероприятия, направленные на| 249,825 | 116,025 | 4,2 | 129,600| | снижение степени риска для здоровья| | | | | | населения и окружающей среды от| | | | | | источников химической и| | | | | | биологической опасности, включающие| | | | | | модернизацию и техническое| | | | | | перевооружение опасных химических и| | | | | | биологических объектов, объектов| | | | | | научно-промышленной базы,| | | | | | специализирующихся на выпуске| | | | | | российских систем (средств)| | | | | | материально-технического и иных| | | | | | видов обеспечения химической и| | | | | | биологической безопасности | | | | | +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ | Мероприятия, направленные на| 12,8 | - | - | 12,8 | | повышение уровня информированности| | | | | | населения, обеспечение условий для| | | | | | образования и подготовки кадров, а| | | | | | также внедрения органами| | | | | | государственной власти инструментов| | | | | | управления рисками в области| | | | | | обеспечения химической и| | | | | | биологической безопасности | | | | | +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ | Итого | 455, 481 | 257,679 | 29,9 | 167,902| +-------------------------------------+----------+-------------+--------+--------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|