Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 05.05.2008 № 179ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 мая 2008 года N 179 Действие приостановлено с 1 января 2010 года - Постановление Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 г. N 851 Об утверждении областной целевой программы "Развитие торфяной отрасли в Нижегородской области на 2009-2011 годы" (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380; от 21.10.2009 г. N 747) В целях повышения энергетической безопасности Нижегородской области, увеличения доли использования местных видов топлива (торфа) в топливно-энергетическом балансе Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие торфяной отрасли в Нижегородской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области принять участие в реализации Программы. 3. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть соответствующее финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета. 4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Лебедева. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 21.10.2009 г. N 747) Губернатор В.П. Шанцев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 05.05.2008 N 179 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТОРФЯНОЙ ОТРАСЛИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.1. Наимено- | областная целевая программа "Развитие торфяной отрасли в | | вание Программы | Нижегородской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.2. Основание | поручение Губернатора Нижегородской области от 3 июля 2007 года | | для разработки | N Пр-001/102/07-0-0; | | Программы | распоряжение Правительства Нижегородской области от 18 октября | | | 2007 года N 1608-р "О мероприятиях по развитию производительных сил | | | муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на | | | 2007-2010 годы" | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.3. Государст- | министерство жилищно-коммунального хозйства и | | топливно-энергетического комплекса Нижегородской области | | венный заказчик | | | Программы | | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.4. Основные | министерство жилищно-коммунального хозйства и | топливно-энергетического комплекса Нижегородской области | | разработчики | | | Программы | | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.5. Основные | - восстановление торфодобывающей отрасли и расширение объема | | цели Программы | использования торфа в топливно-энергетическом комплексе Нижегородской | | | области; | | | - повышение энергетической безопасности Нижегородской области; | | | - сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату | | | энергоресурсов для отраслей социальной и коммунальной сфер; | | | - создание новых рабочих мест, увеличение налоговых платежей; | | | - развитие производительных сил и обеспечение самодостаточности | | | районов Нижегородской области; | | | - повышение уровня жизни населения; | | | - улучшение экологической обстановки на территории Нижегородской | | | области (далее - Нижегородская область, область, регион) | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.6. Основные | - оценка и уточнение запасов торфа на территории области по | | задачи Программы | направлениям его использования; | | | - определение районов возможного базирования торфодобывающих и | | | торфоперерабатывающих производств; | | | - организация промышленного производства коммунально-бытового | | | топлива из торфа для муниципальных потребителей и населения; | | | - снижение вредного воздействия на окружающую среду за счет | | | использования экологически чистого топлива; | | | - создание механизма финансирования программных проектов; | | | - контроль за рациональным использованием и полнотой выработки | | | промышленных запасов торфа на территории области | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.7. Сроки и | Программа реализуется с 2009 по 2011 годы | | этапы реализации | | | Программы | | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.8. Исполнители | - министерство жилищно-коммунального хозяйства и | топливно-энергетического комплекса Нижегородской области | | основных | | | мероприятий | - министерство инвестиционной политики Нижегородской области; | | Программы | | | | | | | - органы местного самоуправления городских округов и | | | муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в | | | реализации Программы); | | | - ФГУП "Волгагеология" (по согласованию); | | | - ОАО "Нижегородская областная инспекция по качеству топлива и | | | торфа "ИНСТОП" (по согласованию); | | | - действующие торфодобывающие организации (по согласованию); | | | - ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль" (по согласованию) | +------------------+-----------------+--------------+-------------------------+------------+ | 1.9. Объемы и | Наименование | Источники | Предполагаемое | Всего за | | источники | государ- | финанси- | финансирование, | период | | финансирования | ственных | рования | млн. руб. | реализации | | | | +-------+--------+--------+ | | Программы | заказчиков | | 2009 | 2010 | 2011 | | | +-----------------+--------------+-------+--------+--------+------------+ | | Министерство жилищно- | Всего, | 46,12 | 683,51 | 458,69 | 1188,32 | | коммунального хозяйство и | | | | | | | | | топливно- | в т.ч. | | | | | | | энергетического | | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | комплекса | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | Нижегородской | бюджет, | | | | | | | области | в т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | | - | - | - | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Местный | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | | бюджет*, | | | | | | | | в т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | - | - | - | - | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Прочие | 36,17 | 673,19 | 451,2 | 1160,56 | | | | источники, в | | | | | | | | т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | | +-----------------+--------------+-------+--------+--------+------------+ | | ИТОГО по | Всего, | 46,12 | 683,51 | 458,69 | 1188,32 | | | Программе | в т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | | бюджет, в | | | | | | | | т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | - | - | - | - | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Местный | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | | бюджет, в | | | | | | | | т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | - | - | - | - | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Прочие | 36,17 | 673,19 | 451,2 | 1160,56 | | | | источники, в | | | | | | | | т.ч. | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | Капвложения | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | | +--------------+-------+--------+--------+------------+ | | | прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | | +-----------------+--------------+-------+--------+--------+------------+ | | Примечание: | | | *- объемы финансирования из местного бюджета на 2010-2011 годы | | | уточняются во время реализации Программы; | | | - объемы финансирования мероприятий Программы из различных | | | источников ежегодно уточняются при формировании соответствующих | | | бюджетов на очередной финансовый год; | | | - 574 млн. рублей или 49,5% от общего предполагаемого объема | | | инвестиций в реализацию Программы запланировано по инвестиционному | | | предложению ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль" | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.10. Система | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство | | организации | Нижегородской области | | контроля за | | | исполнением | | | Программы | | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ | 1.11. Индикаторы | - увеличение объема использования местных энергоресурсов за счет | | достижения целей | замещения в действующих котельных 88 тыс. тонн условного топлива | | Программы | (т.у.т.) привозных видов твердого и жидкого топлива на торфяное | | | топливо; | | | - увеличение объемов добычи топливного торфа с новых | | | месторождений до 90,0 тыс. тонн к 2011 году с последующим | | | наращиванием объемов производства к 2015 году до 250 тыс. тонн; | | | - увеличение мощностей действующих торфодобывающих и | | | торфоперерабатывающих организаций на 124%. | +------------------+-----------------------------------------------------------------------+ 2. Текст Программы 2.1. Содержание проблемы Областная целевая программа "Развитие торфяной отрасли в Нижегородской области на 2009-2011 годы" разработана в соответствии с поручением Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от 3 июля 2007 года N Пр-001/102/07. При разработке Программы использовались: - материалы и рекомендации ФГУП "Волгагеология" (по согласованию), ОАО "ИНСТОП" (по согласованию); - материалы периодической печати, конференций, семинаров, труды вузов и другие; - опыт разработки и реализации региональных программ по развитию торфяной отрасли субъектов Российской Федерации. Россия обладает 40% мировых запасов торфа и имеет будущее для решения проблем местной энергетики, повышения плодородия почв, экологических задач, экспорта торфа и торфяной продукции. Общие запасы торфа на территории Российской Федерации оцениваются в размере 175,65 млрд. тонн торфа 40% влажности. Во второй половине двадцатого века на долю торфяной отрасли приходилось почти 17% производимого торфа и торфяной продукции в мире. Россия до недавнего времени являлась самым крупным (по объему) потребителем топливного торфа. В первой половине 90-х годов Россия утратила место мирового лидера в добыче торфа и, в настоящее время, занимает четвертое место, уступая Финляндии, Ирландии, Канаде. По сравнению с девяностыми годами двадцатого столетия, когда наблюдался резкий спад добычи торфа в целом по стране, в начале XXI века ситуация начинает меняться к лучшему. По материалам Росстата добыча торфа в России в 2003-2005 годы выросла на 25,9%, в том числе топливного на 62,3%, однако добыча торфа для сельского хозяйства снизилась на 34,1%. Состояние торфодобывающей отрасли в Нижегородской области На территории Нижегородской области торфяные ресурсы имеются в 46 административных районах. Запасы торфа всех категорий изученности по состоянию на 1 января 2005 года составляют 493 млн. тонн, в том числе из разведанных и оцененных запасов промышленный фонд составляет порядка 193 млн. тонн и расположены они на 2,3 тыс. торфяных месторождениях. Объем добычи торфа в Нижегородской области в 1990 году составлял 2,7 млн. тонн, в том числе 2,6 млн. тонн торфа для сельского хозяйства. В последующее десятилетие производство торфа сократилось и в 1999 году составило 47,7 тыс. тонн, при этом объем производства топливного торфа уменьшился в 7 раз, а объем производства кускового - в 2 раза. Производство торфяных брикетов сократилось примерно в 15 раз. К середине 90-х годов добыча и использование торфа в сельском хозяйстве в качестве органических удобрений резко снизилась до 370 тыс. тонн, а в 2000 году до 200 тыс. тонн в год. В начале XXI века ситуация с добычей торфа в области кардинально не изменилась. Объем добычи торфа в 2007 году составил 30,6 тыс. тонн или 1,1% от уровня добычи 1990 года, в том числе объем добычи торфа для сельского хозяйства в 2007 году составил 0,2% от уровня добычи 1990 года. Причиной резкого снижения применения торфа в сельском хозяйстве в качестве органического удобрения является то, что до 2000 года работы по добыче и внесению торфа в сельском хозяйстве финансировались централизованно из средств федерального, областного и местных бюджетов. Мероприятия по использованию торфа для сельского хозяйства предусмотрены в областной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Нижегородской области на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 сентября 2006 года N 284. В настоящее время использование торфа в Нижегородской области находится на очень низком уровне. Торфяные месторождения разрабатываются всего в трех районах области следующими организациями: - в Тоншаевском районе - ООО "Альцево-торф" п.Пижма, месторождение "Альцевский мох"; - в Богородском районе - ООО "Богородскторф" п.Зеленый Дол, месторождения Большое Крашевское, Малое Крашевское; - в Борском районе: - МУП "Борресурсы", п.Керженец, месторождение "Лопатинское - Ягодное". - ООО "Большеорловское Торфопредприятие", п.Большеорловский, месторождение "Керженецкое". На территории Борского района Нижегородской области работает ЗАО "Борская торфяная компания" (п.Керженец), производящая торфобрикеты с добавлением в них отходов нефтепереработки. Для производства торфоорганических брикетов используется фрезерный торф, добываемый МУП "Борресурсы". Выпуск торфоорганических брикетов позволяет не только повысить теплотворную способность топливных брикетов (в зависимости от состава нефтеотходов калорийность торфобрикета составляет 3484-5925 ккал/кг), но и утилизировать нефтесодержащие отходы, которые ранее сливались в пруды-накопители, загрязняя окружающую природную среду. Необходимо отметить, что на территории региона не расширяется номенклатура производимой из торфа продукции; традиционно торф используется только в энергетических целях и в качестве органического удобрения для сельского хозяйства, тогда как из торфа можно производить более 40 наименований продукции. Сводные данные по добыче и направлениям использования торфа в целом по области в 2003-2007 годах в сравнении с 1990 годом приведены в таблице N 1. Таблица N 1 +----------------------------------+--------+------+------+------+------+------+ | Добыча торфа, | 1990 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | | тыс. тонн | год | год | год | год | год | год | +----------------------------------+--------+------+------+------+------+------+ | 1. Торф топливный для | 58,8 | 14,9 | 16,8 | 36,3 | 27,7 | 23,5 | | пылевидного сжигания, | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | +--------+------+------+------+------+------+ | - производство торфобрикетов для | 13,2 | - | - | 3,8 | 7,8 | 5,8 | | коммунально-бытовых нужд | | | | | | | | +--------+------+------+------+------+------+ | - производство торфоорганических | - | - | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | | брикетов | | | | | | | +----------------------------------+--------+------+------+------+------+------+ | 2. Торф кусковой топливный для | 3,0 | 1,8 | 2,8 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | | коммунально-бытовых нужд | | | | | | | +----------------------------------+--------+------+------+------+------+------+ | Всего, в том числе | 2724,8 | 25,1 | 25,6 | 44,8 | 33,1 | 30,6 | | сельскохозяйственный | | | | | | | +----------------------------------+--------+------+------+------+------+------+ Информация о добыче торфа и производства брикетов действующими в Нижегородской области организациями приведена в таблице N 2. Таблица N 2 +-------+-----------------------+---------------------+----------------------------------+ | N | Наименование | Наименование | Объем добычи по годам, | | п.п. | предприятия | продукции | тыс. тонн | | | | +------+------+------+------+------+ | | | | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ | | Общий объем добычи, | Торф | 25,1 | 25,6 | 44,8 | 33,1 | 30,6 | | | в том числе: | | | | | | | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ | 1 | ООО "Альцево-торф" | торф кусковой | 1,3 | 2,2 | - | - | - | | | | топливный для | | | | | | | | | коммунально- | | | | | | | | | бытовых нужд | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | торф топливный для | 8,4 | 7,9 | 26,7 | 21,1 | 15,5 | | | | пылевидного | | | | | | | | | сжигания, в том | | | | | | | | | числе: | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | торфобрикеты для | - | - | 3,8 | 7,8 | 5,8 | | | | коммунально- | | | | | | | | | бытовых нужд | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | Всего: | 9,7 | 10,1 | 26,7 | 21,1 | 15,5 | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ | 2 | МУП "Борресурсы" | торф кусковой | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | | | | топливный для | | | | | | | | | коммунально- | | | | | | | | | бытовых нужд | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | торф топливный для | 1,5 | 1,5 | 2,2 | 2,2 | 2,1 | | | | пылевидного | | | | | | | | | сжигания, | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | +------+------+------+------+------+ | | | ЗАО "Борская | - | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | | | | торфяная компания" | | | | | | | | | для производства | | | | | | | | | торфоорганических | | | | | | | | | брикетов | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | Всего: | 2,0 | 2,1 | 2,8 | 2,9 | 3,0 | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ | 3 | ООО "Большеорловское | торф топливный для | 5,0 | 7,4 | 7,4 | 4,4 | 5,9 | | | Торфопредприятие" | пылевидного | | | | | | | | | сжигания | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | Всего: | 5,0 | 7,4 | 7,4 | 4,4 | 5,9 | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ | 4 | ООО "Богородскторф" | торф для | 8,4 | 6,0 | 7,9 | 4,7 | 6,4 | | | | приготовления | | | | | | | | | компостов и | | | | | | | | | улучшения почвы | | | | | | | | +---------------------+------+------+------+------+------+ | | | Всего: | 8,4 | 6,0 | 7,9 | 4,7 | 6,4 | +-------+-----------------------+---------------------+------+------+------+------+------+ В структуре добычи торфа преимущественное положение занимает использование торфа для энергетических целей. Так с 2003 по 2007 год объем добычи торфа для энергетических целей составляет более 80% от общей добычи. В качестве топлива торф можно использовать в виде фрезерного и кускового торфа, торфяных брикетов и торфяных пеллет. На территории области используется фрезерный торф, торфяные брикеты и кусковой торф. В настоящее время обстановка с топливоснабжением в области становится сложной, цены на уголь и нефтепродукты возрастают, и это диктует необходимость увеличения объемов хозяйственного использования торфа в качестве энергоносителя. Одновременно увеличение доли использования торфа в топливно-энергетическом балансе позволит снизить негативное воздействие на окружающую природную среду, так как торфяное топливо имеет ряд экологических преимуществ по сравнению с углем и сернистыми сортами топливного мазута. В выбросах энергообъектов, работающих на торфяном топливе, содержится значительно меньше диоксида серы, основного фактора образования и выпадения кислотных дождей, при сжигании торфа образуется зола, которую можно использовать в качестве удобрения в сельском хозяйстве. Наряду с расширением объема производства топливного и сельскохозяйственного торфа встает вопрос комплексного использования торфа и производства различных наименований продукции на его основе. 2.2. Цели и задачи Программы Общей целью Программы является развитие торфодобывающей отрасли на территории Нижегородской области и комплексное использование торфа. Развитие торфяной отрасли окажет значительное положительное влияние на различные аспекты хозяйственной деятельности. Основными целями Программы являются: - обеспечение энергобезопасности области за счет диверсификации топливно-энергетического баланса; - сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату энергоресурсов для отраслей социальной и коммунальной сфер; - создание новых рабочих мест, увеличение налоговых платежей; - развитие производительных сил и обеспечение самодостаточности районов области; - повышение уровня жизни населения; - расширение номенклатуры выпускаемой из торфа продукции; - улучшение экологической обстановки на территории области за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу вследствие замены каменного угля и мазута на торфяное топливо. Основные задачи Программы: - оценка и уточнение запасов торфа на территории области по направлениям его использования; - определение районов возможного базирования торфодобывающих и торфоперерабатывающих производств; - создание организационных и финансовых условий для привлечения инвестиций в торфодобывающую отрасль; - организация промышленного производства коммунально-бытового топлива для муниципальных потребителей и населения, особенно для северных районов, где положение с топливом усугубляется из-за отсутствия централизованного газоснабжения. 2.3. Сроки и этапы реализации Программы Программа реализуется в один этап c 2009 по 2011 годы. При реализации Программы будут выполнены следующие мероприятия: - уточнение сырьевых баз торфа в 15 районах области и определение направлений возможного использования торфяных месторождений; - детальная разведка на выбранных 4-6 месторождениях торфа в местах возможного базирования торфодобывающих и торфоперерабатывающих производств (торфобрикетных, пеллетных заводов) с разработкой технико-экономического обоснования кондиций запасов, определение направлений в целях комплексного использования торфа; - разработка организационного механизма для стимулирования создания новых и увеличения объемов производства действующих торфодобывающих и торфоперерабатывающих организаций; - проработка вопроса перевода котельных на использование торфяного топлива, определение необходимых объемов производства топливного торфа различных наименований для нужд области; - реализация мероприятий, запланированных в рамках инвестиционного предложения ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль"; - поиск инвесторов для освоения новых торфяных месторождений; - перевод котельных с каменного угля и мазута на торфяное топливо. 2.4. Управление Программой и механизм её реализации Механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, предприятий и организаций различных форм собственности - исполнителей Программы, четкого разделения полномочий и ответственности всех участников Программы. Государственным заказчиком Программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, которое: (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) - обеспечивает согласованные действия всех участников настоящей Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, внебюджетных источников, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации, осуществляет контроль за ходом работ по выполнению мероприятий Программы; - совместно с другими органами исполнительной власти Нижегородской области, а так же с организациями-исполнителями Программы ежегодно уточняет и утверждает перечень мероприятий по реализации Программы. Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к участию в реализации Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 2.5. Система программных мероприятий В Программе изложен комплекс мер по развитию торфяной отрасли на территории Нижегородской области. Мероприятия разделены на две задачи и сгруппированы в порядке очередности их выполнения для достижения поставленной цели Программы. Первая задача Программы включает в себя комплекс мероприятий, которые позволяют уточнить сырьевую базу торфяных месторождений в 15 районах области, определить направления использования торфяных залежей, сформировать перечень котельных, в которых планируется осуществить замещение твердых и жидких видов топлива на торфяное топливо. Во вторую задачу включены мероприятия, относящиеся к энергетическому направлению использования торфа, и организация торфоперерабатывающих производств с целью комплексного использования торфа. Предусматривается разработка торфяных месторождений для добычи топливного торфа, а также строительство линий по производству строительных блоков "ГЕОКАР". В перечень мероприятий включено инвестиционное предложение ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль" по геологоразведке, разработке торфяных месторождений, организации торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятий и организаций на территории Нижегородской области с финансированием за счет собственных средств. Сводный перечень мероприятий Программы приведен в таблице N 3. Таблица N 3 +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+-------------------------------------------------+ | N п.п. | Наименование мероприятия | Категория | Сроки | Исполнители | Предполагаемые объемы финансирования по годам в | | | (в разрезе | расходов | выпо- | мероприятий | разрезе источников (млн. руб.) | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | районов и учреждений) | (капвло- | лнения | | | 2009 | 2010 | 2011 | Всего | | | | жения, | | | | | | | | | | | НИОКР и | | | | | | | | | | | прочие | | | | | | | | | | | расходы) | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+--------+--------+----------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------++-----------++------++-------++-------++---------+ | Цель Программы: | Всего, | 46,12 | 683,51 | 458,69 | 1188,32 | | развитие торфяной отрасли на территории Нижегородской области и | в т.ч. | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | комплексное использование торфа | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | бюджет | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | | Местный | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | бюджет | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | | Прочие | 36,17 | 673,19 | 451,2 | 1160,56 | | | источники | | | | | +-----------------------------------------------------------------------------------+------------+-------+--------+--------+---------+ | Задача 1 Программы: | Всего, | 10,12 | 10,51 | 7,69 | 28,32 | | уточнение сырьевых баз торфа, определение направлений использования | в т.ч. | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | торфяной залежи и мест возможного базирования торфодобывающих и | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | торфоперерабатывающих производств, паспортизация действующих | бюджет | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | месторождений | Местный | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | бюджет | | | | | | +------------+-------+--------+--------+---------+ | | Прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | | | источники | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------++-----------++------++-------++-------++---------+ | Меро- | Уточнение сырьевых баз | прочие | 2009-2010 | министерство | | | | | | | | | | | жилищно - | | | | | | | | | | | коммунального | | | | | | | | | | | хозяйства и | Всего, | 3,52 | 3,36 | - | 6,88 | | приятие | торфяных залежей в | | | топливно- | в т.ч. | | | | | | 1 | районах области * | | | энергетического | | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | комплекса | Областной | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | | | | Нижегородской | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | области, | Местный | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | | | | подрядные | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | организации, | Прочие | - | - | - | - | | | | | | отобранные | источники | | | | | | | | | | в установленном | | | | | | | | | | | порядке | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+--------+--------+----------+ | Меро- | Паспортизация действующих | прочие | 2009-2011 | | Всего, | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,78 | | приятие | месторождений торфа | | | | в т.ч. | | | | | | 2 | | | | Министерство | | | | | | | | | | | жилищно - | | | | | | | | | | | коммунального | | | | | | | | | | | хозяйства и | | | | | | | | | | | топливно- | | | | | | | | | | | энергетического | | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | комплекса | Областной | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,78 | | | | | | Нижегородской | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | области, | Местный | - | - | - | - | | | | | | подрядные | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | организации, | Прочие | - | - | - | - | | | | | | отобранные | источники | | | | | | | | | | в установленном | | | | | | | | | | | порядке | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+--------+--------+----------+ | Меро- | Проведение детальной | прочие | 2009-2011 | министерство | Всего, | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 19,5 | | приятие | разведки на выбранных под | | | жилищно- | в т.ч. | | | | | | 3 | освоение торфяных | | | коммунального | | | | | | | | | | | хозяйства и +------------+-------+--------+--------+----------+ | | месторождениях с | | | топливно - | Областной | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 19,5 | | | предварительной | | | энергетического | бюджет | | | | | | | | | | комплекса +------------+-------+--------+--------+----------+ | | разработкой технико- | | | Нижегородской | Местный | - | - | - | - | | | экономического | | | области, | бюджет | | | | | | | | | | подрядные +------------+-------+--------+--------+----------+ | | обоснования кондиций | | | организации, | Прочие | - | - | - | - | | | запасов | | | отобранные в | источники | | | | | | | | | | установленном | | | | | | | | | | | порядке | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+--------+--------+----------+ | Меро- | Контроль качества | прочие | 2009-2011 | министерство | Всего, | 0,36 | 0,39 | 0,41 | 1,16 | | приятие | производимого торфяного | | | жилищно - | в т.ч. | | | | | | 4 | топлива | | | коммунального | | | | | | | | | | | хозяйства и +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | топливно- | Областной | 0,19 | 0,2 | 0,21 | 0,6 | | | | | | энергетического | бюджет | | | | | | | | | | коплекса +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | Нижегородской | Местный | - | - | - | - | | | | | | области, | бюджет | | | | | | | | | | подрядные +------------+-------+--------+--------+----------+ | | | | | организации, | Прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | | | | | | отобранные в | источники | | | | | | | | | | установленном | | | | | | | | | | | порядке | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+--------+--------+----------+ | Меро- | Разработка | - | 2009-2011 | министерство | Не требует дополнительного финансирования | | приятие | организационного | | | жилищно - | | | | | | | коммунального | | | | | | | хозяйства и | | | | | | | топливно- | | | 5 | механизма для | | | энергетического | | | | стимулирования создания | | | комплекса | | | | новых торфодобывающих и | | | Нижегородской | | | | торфоперерабатывающих | | | области, | | | | производств и увеличения | | | администрации | | | | объемов добычи | | | муниципальных | | | | действующих, в том числе | | | районов и | | | | организация проведения | | | городских округов | | | | торгов на закупку | | | Нижегородской | | | | топливного торфа | | | области (по | | | | | | | согласованию) | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+-------+--------+-----------+ | Меро- | Увеличение мощностей | Кап. | 2009-2011 | Средства | Всего, | - | - | - | - | | приятие | действующих | вложения | | торфодобывающих | в т.ч. | | | | | | 6 | торфодобывающих | | | организаций (по | | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | организаций | | | согласованию) | Областной | - | - | - | - | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | | | | | Местный | - | - | - | - | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | | | | | Прочие | Объемы финансирования определяются | | | | | | | источники | при выполнении мероприятия N 5 | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+------------------------------------+ | Меро- | Определение перечня | - | 2009-2010 | министерство | Объемы и источники финансирования определяются | | приятие | котельных, переводимых с | | | жилищно - | на этапе уточнения сырьевых баз торфяных | | 7 | угля (мазута) на торфяное | | | коммунального | залежей в районах области | | | топливо | | | хозяйства и | | | | | | | топливно - | | | | | | | энергетического | | | | | | | комплекса | | | | | | | Нижегородской | | | | | | | области | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+-------------------------------------------------+ | Меро- | Перевод котельных с угля | Кап. | 2009-2011 | министерство | Объемы и источники финансирования определяются | | приятие | (мазута) на торфяное | вложения | | жилищно - | на этапе формирования перечня котельных, | | 8 | топливо | | | коммунального | переводимых на торфяное топливо различных | | | | | | хозяйства и | наименований. | | | | | | топливно - | | | | | | | энергетического | | | | | | | комплекса | | | | | | | администрации | | | | | | | муниципальных | | | | | | | районов и | | | | | | | городских округов | | | | | | | Нижегородской | | | | | | | области (по | | | | | | | согласованию) | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------++------------+-------+-------+--------+----------+ | Задача 2 Программы: | Всего, | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | Освоение новых торфяных месторождений, организация торфодобывающих | в т.ч. | | | | | | +------------+-------+-------+--------+----------+ | и торфоперерабатывающих производств. | Областной | - | - | - | - | | | бюджет | | | | | | +------------+-------+-------+--------+----------+ | | Местный | - | - | - | - | | | бюджет | | | | | | +------------+-------+-------+--------+----------+ | | Прочие | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | | источники | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------++-----------++------++------++-------++----------+ | Меро- | Определение инвестора для | Кап. | 2008-2011 | министерство | Всего, | - | 293,0 | 293,0 | 586,0 | | приятие | освоения нового торфяного | вложения | | инвестиционной | в т.ч. | | | | | | 9 | | | | политики | | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | месторождения. Разработка | | | Нижегородской | Областной | - | - | - | - | | | проектно- | | | области, | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | сметной документации на | | | администрации | Местный | - | - | - | - | | | освоение нового | | | муниципальных | бюджет | | | | | | | | | | +------------+-------+-------+--------+-----------+ | | месторождения, | | | районов, городских | Прочие | - | 293,0 | 293,0 | 586,0 | | | организация добычи и | | | округов | источники | | | | | | | производство топливного | | | Нижегородской | | | | | | | | торфа (фрезерный, | | | области (по | | | | | | | | кусковой торф, | | | согласованию), | | | | | | | | торфобрикеты, пеллеты). | | | инвестор проекта | | | | | | | | Определение направлений | | | (по согласованию) | | | | | | | | комплексного | | | | | | | | | | | использования торфяной | | | | | | | | | | | залежи. | | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+-------+--------+-----------+ | Меро- | Инвестиционное | | | | Всего, | 36,0 | 380,0 | 158,0 | 574,0 | | приятие | предложение ООО | | | | в т.ч. | | | | | | 10 | "Инженерный центр | | | | | | | | | | | "Энергоаудитконтроль" | | | | | | | | | | | (при условии участия в | | | | | | | | | | | Программе) | | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+-------+--------+-----------+ | 10.1. | Геологоразведочные работы | прочие | 2008 | ООО "Инженерный | Прочие | - | - | - | | | | на торфяных | | | центр | источники | | | | | | | месторождениях | | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+ | +-------+-------+--------+-----------+ | 10.2 | Организация | | | "Энергоаудит- | | | | | | | | торфопредприятий | | | контроль" | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+ | +-------+-------+--------+-----------+ | | - фрезерный метод | Кап. | 2009-2011 | (г.Москва) (по | | 36,0 | 48,0 | 36,0 | 120,0 | | | добычи | вложения | | согласованию) | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+ | +-------+-------+--------+-----------+ | | - фрезерный/ | Кап. | 2010-2011 | | | - | 42,0 | 42,0 | 84,0 | | | кусковой метод добычи | вложения | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+ | +-------+-------+--------+-----------+ | 10.3 | Строительство линии по | Кап. | 2010 | | | - | 50,0 | - | 50,0 | | | производству строительных | вложения | | | | | | | | | | блоков из торфа "ГЕОКАР" | | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+ | +-------+-------+--------+-----------+ | 10.4 | Строительство блочно- | Кап. | 2010-2011 | | | - | 240,0 | 80,0 | 320,0 | | | модульных котельных на | вложения | | | | | | | | | | торфяном топливе | | | | | | | | | | | (модернизация | | | | | | | | | | | действующих) | | | | | | | | | +---------+---------------------------+-----------+-----------+--------------------+------------+-------+-------+--------+-----------+ * - перечень районов приведен в приложении к настоящей Программе Для достижения поставленных целей при реализации Программы планируется решить две основные задачи, которые включают комплекс мероприятий. Для решения первой задачи Программы запланированы 8 мероприятий. Мероприятие 1. Уточнение сырьевых баз торфяных залежей в районах области. Уточнение сырьевых баз торфяных залежей в 15 районах области позволит определить перечень перспективных к разработке месторождений в каждом из обследуемых районов и районы возможного базирования торфодобывающих и торфоперерабатывающих производств, направления комплексного использования торфяной залежи. Критерием отбора районов для уточнения сырьевых баз торфяных залежей служили данные геологоразведочных работ по состоянию на 01.01.1998 по торфяным запасам в районах области, объемы потребления твердого и жидкого видов топлива районами области и задача по выведению муниципальных районов на самообеспеченность к 2010 году. Выполнение данного мероприятия возможно при наличии финансирования из областного и местного бюджетов, поэтому начало реализации запланировано на 2009 год. Объемы финансирования на реализацию данного мероприятия по каждому муниципальному району планируется разделить между бюджетом муниципального района и областным бюджетом в пропорции 50% - местный и 50% - областной бюджет. Первоочередное обследование сырьевых ресурсов торфа необходимо начинать в северных районах области. Это обусловлено: - дороговизной поставки угля и нефтепродуктов; - трудностями завоза в отдаленные районы привозного топлива; - отсутствием устойчивого газоснабжения для нужд коммунально-бытового комплекса; - наличием достаточных ресурсов торфа; - необходимостью использования имеющихся трудовых ресурсов. На 2009 год запланировано дообследование сырьевых ресурсов торфа в 8 северных районах области. В 2010 году необходимо выполнить обследование в 7 районах области (центральные и южные районы). В данных районах менее остро стоит проблема обеспечения привозным топливом, в центральной части области работают несколько торфодобывающих организаций. В южных районах области ресурсы торфа незначительны, сосредоточены в основном на юго-западе области и их промышленная разработка пока не начата. Перечень районов Нижегородской области, в которых в период реализации Программы планируется уточнение сырьевых баз торфа, а так же сводные данные по торфяным запасам и объемам потребления твердого и жидкого топлива муниципальными районами, приведены в приложении к настоящей Программе. Мероприятие 2. Паспортизация действующих месторождений торфа. В соответствии с распоряжением администрации Нижегородской области от 27 ноября 1995 года N 1635-р "Об обеспечении государственного контроля за качеством торфа" необходимо проводить надзор за рациональным использованием балансовых запасов, оценку качества и потребительских свойств торфяной залежи. Паспортизация действующих торфяных месторождений проводится с целью: - регулирования баланса использования всех видов топлива; - прогнозирования и контроля достоверности учета добытого торфа; - контроля полноты выработки промышленных запасов; - контроля природоохранной обстановки на торфяниках; - соблюдения условий эксплуатации торфяных месторождений в соответствии с лицензиями и правилами технической эксплуатации предприятиями (организациями) торфяной промышленности; - выбора или уточнения сырьевой базы для производства различных видов торфяной продукции; - списание с учета торфодобывающего предприятия (организации) производственных площадей. Перечень подлежащих паспортизации действующих торфяных месторождений на территории области приведен в таблице N 4. Таблица N 4 +-------+-----------------------------------+-----------+----------------------------+ | N | Наименование действующего | Источник | Объем финансирования по | | п.п. | торфяного месторождения | финанси- | годам, тыс. руб. | | | | +-------+------+------+------+ | | | рования | Всего | 2009 | 2010 | 2011 | +-------+-----------------------------------+-----------+-------+------+------+------+ | 1. | Тоншаевский район, п.Пижма | областной | 0,78 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | | | м/р "Альцевский мох" | бюджет | | | | | +-------+-----------------------------------+ | | | | | | 2. | Богородский район, | | | | | | | | п.Зеленый Дол, | | | | | | | | м/р "Большое Крашевское", "Малое | | | | | | | | Крашевское" | | | | | | +-------+-----------------------------------+ | | | | | | 3. | Борский район, п.Керженец, м/р | | | | | | | | "Лопатинское-Ягодное" | | | | | | +-------+-----------------------------------+ | | | | | | 4. | Борский район, | | | | | | | | п.Большеорловский, | | | | | | | | м/р "Керженецкое" | | | | | | +-------+-----------------------------------+-----------+-------+------+------+------+ Мероприятие 3. Проведение детальной разведки на выбранных под освоение торфяных месторождениях с разработкой предварительного технико-экономического обоснования кондиций запасов. При реализации данного мероприятия Программы будут получены отчетно-технические материалы (геологические отчеты) по каждому разведанному месторождению с подсчетом запасов торфа по категориям сырья, рекомендациями по различным направлениям использования, составлены предварительные технико-экономические обоснования кондиций запасов с укрупненными экономическими расчетами целесообразности разработки конкретного месторождения, то есть материалы, которые позволят в дальнейшем подготовить рабочие проекты на эксплуатацию разведанных торфяных месторождений. Детальную разведку планируется провести в 4-6 районах области на основании данных, полученных на этапе уточнения сырьевых баз торфа по районам области в соответствии с перечнем районов, указанных в приложении к настоящей Программе. Мероприятие 4. Контроль качества производимого торфа. Контроль качества производимого топливного торфа необходимо проводить постоянно с целью определения его соответствия действующим стандартам. Результаты экспертиз являются основанием для возможной отгрузки и взаиморасчетов между поставщиком и потребителем за отгруженную продукцию. Контроль качества торфа во время добычи осуществляется за счет собственных средств торфодобывающей организации с целью качественной оценки добытого торфа. В течение отопительного сезона необходимо выполнять контрольные анализы качества топливного торфа, как на каждом торфодобывающем и торфоперерабатывающем производстве, так и непосредственно у потребителей в связи с возможным ухудшением его характеристик при неправильном хранении, транспортировке, а также для учета удельных расходов топлива при его сжигании для выработки тепловой энергии. В целях достижения достоверных результатов независимой экспертизы контроль качества топлива осуществляется в отопительный сезон за счет областных средств. Пробы на анализы отбираются непосредственно у потребителей торфяного топлива и производителей при поставке топлива на энергетические объекты. Планируемые объемы и источники финансирования на реализацию данного мероприятия по производителям торфяного топлива приведены в таблице N 5. Таблица N 5 +-------+-----------------------+--------------+---------------------------------------+ | N | Наименование | Источник | Объем финансирования по годам, | | п.п. | организации | финанси- | млн. руб. | | | | +-------+--------+--------+-------------+ | | | рования | Всего | 2009 | 2010 | 2011 | +-------+-----------------------+--------------+-------+--------+--------+-------------+ | 1 | ООО | обл. бюджет | 0,149 | 0,047 | 0,05 | 0,052 | | | "Альцево-торф" | | | | | | | | +--------------+-------+--------+--------+-------------+ | | | собств. | 0,112 | 0,034 | 0,038 | 0,04 | | | | ср-ва | | | | | +-------+-----------------------+--------------+-------+--------+--------+-------------+ | 2 | МУП "Борресурсы" | обл. бюджет | 0,149 | 0,047 | 0,05 | 0,052 | | | +--------------+-------+--------+--------+-------------+ | | | собств.ср-ва | 0,112 | 0,034 | 0,038 | 0,04 | +-------+-----------------------+--------------+-------+--------+--------+-------------+ | 3 | ООО "Большеорловское | обл. бюджет | 0,149 | 0,047 | 0,05 | 0,052 | | | +--------------+-------+--------+--------+-------------+ | | Торфопредприятие" | собств.ср-ва | 0,112 | 0,034 | 0,038 | 0,04 | +-------+-----------------------+--------------+-------+--------+--------+-------------+ | 4 | ООО "Богородск- торф" | обл. бюджет | 0,149 | 0,047 | 0,05 | 0,052 | | | +--------------+-------+--------+--------+-------------+ | | | собств. | 0,112 | 0,034 | 0,038 | 0,04 | | | | ср-ва | | | | | +-------+-----------------------+--------------+-------+--------+--------+-------------+ | 5 | ЗАО "Борская торфяная | собств. | 0,112 | 0,034 | 0,038 | 0,04 | | | компания" | ср-ва | | | | | +-------+-----------------------+--------------++------++-------++-------++------------+ | | Итого, | 1,16 | 0,36 | 0,39 | 0,41 | | | в том числе: | | | | | +-------+---------------------------------------+-------+--------+--------+------------+ | | обл. бюджет | 0,6 | 0,19 | 0,2 | 0,21 | +-------+---------------------------------------+-------+--------+--------+------------+ | | собственные средства | 0,56 | 0,17 | 0,19 | 0,2 | +-------+---------------------------------------+-------+--------+--------+------------+ Мероприятие 5. Разработка организационного механизма для стимулирования создания новых торфодобывающих и торфоперерабатывающих производств и увеличения объемов добычи действующих. Разработка организационного механизма будет способствовать созданию новых торфодобывающих и торфоперерабатывающих производств и увеличению объемов выпускаемой продукции действующих торфопредприятий. Например, одним из организационных механизмов является проведение торгов на закупку торфяного топлива в соответствии с действующим законодательством. Мероприятие 6. Увеличение мощностей действующих торфодобывающих и торфоперерабатывающих организаций (при условии их участия в Программе). Расширение объемов производства топливного торфа планируется на действующих в области торфодобывающих и торфоперерабатывающих организациях. Выполнение данного мероприятия напрямую зависит от финансовых возможностей производителей торфяного топлива, а также от создания организационных механизмов, стимулирующих увеличивать объемы производства торфяного топлива. В настоящее время мощности действующих торфодобывающих и торфоперерабатывающих организаций задействованы не полностью. Это обусловлено: - низким спросом торфяного топлива в Нижегородской области вследствие его высокой стоимости по сравнению с другими видами твердого топлива исходя из их качественных характеристик и в первую очередь теплотворной способности твердого топлива, - небольшими объемами добычи топливного торфа и отсутствием конкуренции среди производителей, в связи с чем возрастает стоимость добычи и производства торфяного топлива различных наименований. С увеличением объемов добычи торфа в Нижегородской области и количества торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятий можно ожидать снижения стоимости производимой продукции (топливного торфа), а значит увеличение спроса среди потребителей коммунально-бытового сектора и населения. Планируемое увеличение мощностей действующих торфопредприятий позволит создать дополнительно рабочие места, увеличить объем производства на 124%. Мероприятие 7. Определение перечня котельных, переводимых с угля (мазута) на торфяное топливо. С целью уточнения необходимых для Нижегородской области объемов топливного торфа планируется в 2009 году определить перечень котельных, где в период реализации Программы будет проведено замещение привозного твердого и жидкого топлива на торфяное топливо. Выполнение данного мероприятия позволит определить по каждому муниципальному району области необходимые объемы и виды топливного торфа, а так же составить технико-экономическое обоснование на реконструкцию котельных при изменении вида топлива с угля (мазута) на фрезерный, кусковой торф или торфобрикеты. Объемы и источники финансирования для выполнения технико-экономических обоснований определяются на этапе уточнения сырьевых баз торфяных залежей по каждому муниципальному району. Мероприятие 8. Перевод котельных с угля (мазута) на торфяное топливо. Замещение в котельных области привозного твердого и жидкого топлива на торфяное топливо планируется осуществлять на основании экономической целесообразности по результатам технико-экономического обоснования перевода котельной на определенный вид торфяного топлива. На основании прогнозных оценок замещение каменного угля на кусковой торф и торфобрикеты в 18-19 районах области позволит получить экономию бюджетных средств на закупке топлива в объеме 16,5 млн. рублей ежегодно (расчеты выполнены в ценах 2007 года) при замещении 110 тыс. тонн каменного угля. При переводе котельной, работающей ранее на каменном угле, на торфобрикеты и кусковой торф, не требуется значительной реконструкции котельной. При замещении в котельных жидких видов топлива на фрезерный торф требуется модернизация котельных. Вопрос замены мазута на торфяное топливо планируется решить в каждом конкретном случае на этапе формирования перечня котельных и разработки технико-экономического обоснования перевода котельной на торфяное топливо. Ориентировочные расчеты по переводу котельных с мазута на торфяное топливо (фрезерный торф) показывают, что экономия бюджетных средств на оплату топлива составит 2,1 тыс. руб. на каждую тонну условного топлива (в ценах 2007 года). Для решения второй задачи Программы по освоению новых месторождений запланированы мероприятия 9, 10. Мероприятие 9. Определение инвестора для освоения нового торфяного месторождения. Разработка проектно-сметной документации на освоение нового месторождения, организация добычи и производство топливного торфа (фрезерный, кусковой торф, торфобрикеты, пеллеты). Определение направлений комплексного использования торфяной залежи. Выполнение данного мероприятия напрямую зависит от объема капитальных вложений из внебюджетных источников. Для успешной реализации добычи торфа в энергетических целях необходима так же полная реализация мероприятий по обследованию сырьевых баз топливного торфа и разработка технико-экономических обоснований кондиций запасов конкретных месторождений, а так же определение реального объема потребности муниципальных районов области в топливном торфе. Предварительная оценка замещения угля торфяным топливом (кусковым торфом и торфобрикетами) показывает, что исходя из анализа географии расположения действующих месторождений торфа и исследования эффективности его добычи и применения, начинать производство топливного торфа целесообразно в северных районах области. Организация добычи фрезерного, кускового торфа и строительство новых заводов по производству торфяных брикетов позволит заменить в существующих котельных каменный уголь и жидкие виды топлива на торфяное топливо. В случае создания торфодобывающих производств в районах, с радиусом доставки топлива потребителю 50-100 километров, ожидается наибольшая эффективность замены твердого и жидкого топлива на торфяное топливо. Мероприятие 10. Инвестиционное предложение ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль" (при условии участия в Программе). Инвестиционное предложение ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль" рассчитано на период реализации до 2015 года и содержит весь комплекс мероприятий по освоению торфяного месторождения, включая проведение геологоразведочных работ, организацию добычи фрезерного и кускового торфа, строительство линии по производству строительных блоков из торфа "ГЕОКАР", строительство новых блочно-модульных (модернизацию действующих) котельных. Финансирование программных мероприятий в рамках инвестиционного предложения планируется осуществлять за счет собственных средств инвестора. В рамках данной Программы отражены мероприятия с периодом реализации до 2011 года. В период реализации Программы планируется: - провести геологоразведочные работы на нескольких торфяных месторождениях и определить пригодные к эксплуатации месторождения под поставленные инвестором задачи; - организовать два торфодобывающих производства: - по добыче фрезерного и кускового торфа с объемом добычи 20,0 тыс. тонн в 2010 году и увеличением объемов добычи до 40,0 тыс. тонн в год к 2011 году. К 2015 году планируется довести объем добычи до 200 тыс. тонн в год; - по добыче фрезерного торфа с объемом добычи 15,0 тыс. тонн в 2009 году и увеличением объемов добычи до 50,0 тыс. тонн в 2011 году; - построить завод (запуск первой линии в 2010 году) по производству строительных блоков из торфа "ГЕОКАР" производительностью по торфу 10 тыс. тонн в год. В период до 2015 года планируется построить еще 5 линий по производству блоков "ГЕОКАР" с суммарной производительностью по торфу 60,0 тыс. тонн; - осуществить строительство новых блочно-модульных (модернизацию действующих) котельных. Планируется замещение в существующих котельных твердых и жидких видов топлива на торфяное топливо с выработкой тепловой энергии из торфяного топлива в объеме 32 Гкал/час в 2011 году и увеличением выработки тепловой энергии до 76 Гкал/час к 2015 году за счет модернизации действующих котельных. Выполнение данного мероприятия будет уточняться по мере реализации вышеуказанных мероприятий по торфодобыче, так как количество котельных, в которых будет произведено замещение существующих видов топлива на торфяное топливо, напрямую зависит от объемов производства топливного торфа. 2.6. Ресурсное обеспечение Программы Развитие торфодобывающей и торфоперерабатывающей отрасли в Нижегородской области зависит от объемов финансирования из областного и местного бюджетов и внебюджетных источников за период выполнения Программы. Потребность в финансировании мероприятий Программы (млн. руб.) приведена в таблице N 6. Таблица N 6 +----------------------+------------------+-------------------------+---------------+ | Наименование | Источники | Предполагаемое | Всего за | | государственных | финансирования | финансирование, | период | | заказчиков | | млн. руб. | реализации | | | +-------+--------+--------+ | | | | 2009 | 2010 | 2011 | | +----------------------+------------------+-------+--------+--------+---------------+ | 1. Министерство | Всего, в т.ч. | 46,12 | 683,51 | 458,69 | 1188,32 | | жилищно - | | | | | | | коммунального +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | хозяйства и | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | топливно - | бюджет, в т.ч. | | | | | | энергетического +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | комплекса | Капвложения | | - | - | - | | Нижегородской +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | области | прочие | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Местный бюджет*, | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | в т.ч. | | | | | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Капвложения | - | - | - | - | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | прочие | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Прочие | 36,17 | 673,19 | 451,2 | 1160,56 | | | источники, | | | | | | | в т.ч. | | | | | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Капвложения | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | +----------------------+------------------+-------+--------+--------+---------------+ | ИТОГО | Всего, в т.ч. | 46,12 | 683,51 | 458,69 | 1188,32 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | по Программе | Областной | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | | бюджет, в т.ч. | | | | | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Капвложения | - | - | - | - | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | прочие | 8,19 | 8,64 | 7,49 | 24,32 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Местный бюджет, | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | | в т.ч. | | | | | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Капвложения | - | - | - | - | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | прочие | 1,76 | 1,68 | - | 3,44 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Прочие | 36,17 | 673,19 | 451,2 | 1160,56 | | | источники, в | | | | | | | т.ч. | | | | | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | Капвложения | 36,0 | 673,0 | 451,0 | 1160,0 | | +------------------+-------+--------+--------+---------------+ | | прочие | 0,17 | 0,19 | 0,2 | 0,56 | +----------------------+------------------+-------+--------+--------+---------------+ Средства местного бюджета запланированы только на период реализации мероприятия по уточнению сырьевых баз торфяных залежей в районах области. Необходимые объемы финансирования на реализацию других мероприятий будут уточняться по каждому муниципальному району во время реализации Программы. Объемы финансирования мероприятий Программы из различных источников ежегодно будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет: - средств областного бюджета (целевые средства, предусматриваемые в областном бюджете); - средств местных бюджетов в объемах, предусмотренных на развитие торфодобычи на территории соответствующего муниципального района области (при условии участия в мероприятиях Программы); - средств, получаемых за счет применения методов экономического стимулирования развития торфодобычи - предоставление налоговых и иных льгот, предоставление гарантий под кредиты и займы; - собственных средств организаций торфодобывающей отрасли (при условии участия в мероприятиях Программы); - собственных средств предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства (при условии участия в мероприятиях Программы); - кредитных средств, в том числе в коммерческих банках (механизм льготного кредитования); - средств, получаемых в виде инвестиций кредитно-финансовых структур и частных инвесторов; - финансового лизинга; - других источников, не противоречащих законодательству. 2.7. Индикаторы достижения целей Программы Индикаторы достижения целей Программы приведены в таблицах N 7, 8. Таблица N 7 +---------------------------+--------------+---------------------------------------------+ | Наименование | Единицы | Значения индикаторов целей Программы | | | +-------------+-------------+-----------------+ | индикаторов целей | измерения | На момент | По | Без | | Программы | индикаторов | разработки | окончании | программного | | | целей | Программы | реализации | вмешательства | | | Программы | | Программы | (после | | | | | | предполагаемого | | | | | | срока | | | | | | реализации | | | | | | программы) | +---------------------------+--------------+-------------+-------------+-----------------+ | Увеличение объема | тыс. т.у.т. | 10,6 | 88 | 10,6 | | использования местных | | | | | | энергоресурсов за счет | | | | | | замещения в действующих | | | | | | котельных привозных видов | | | | | | твердого и жидкого | | | | | | топлива на торфяное | | | | | | топливо | | | | | +---------------------------+--------------+-------------+-------------+-----------------+ | Увеличение объемов добычи | тыс. тонн | 0 | 90,0 | 0 | | топливного торфа с новых | | | | | | месторождений | | | | | +---------------------------+--------------+-------------+-------------+-----------------+ | Увеличение мощностей | % | 100 | 224 | 100 | | действующих | | | | | | торфодобывающих и | | | | | | торфоперерабатывающих | | | | | | организаций | | | | | +---------------------------+--------------+-------------+-------------+-----------------+ Таблица N 8 +--------------------+--------------+----------------------------------+-----------------------------------+---------------------------------+ | Наименование | Единицы | 2009 год | 2010 | 2011 | | | +---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+-+-------+-------+---------+-------+ | индикаторов целей | измерения | 1 | I | 9 | год | 1 | I | 9 | год | 1 | I | 9 | год | | Программы | индикаторов | квартал | полу- | месяцев | | квартал | полу- | месяцев | | квартал | полу- | месяцев | | | | целей | | годие | | | | годие | | | | годие | | | | | Программы | | | | | | | | | | | | | +--------------------+--------------+---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+---------+-------+---------+-------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | +--------------------+--------------+---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+---------+-------+---------+-------+ | Увеличение объема | тыс. т.у.т. | - | - | - | 21,8 | 25 | 30 | 30 | 50 | 65 | 70 | 70 | 88 | | использования | | | | | | | | | | | | | | | местных | | | | | | | | | | | | | | | энергоресурсов за | | | | | | | | | | | | | | | счет замещения в | | | | | | | | | | | | | | | действующих | | | | | | | | | | | | | | | котельных | | | | | | | | | | | | | | | привозных видов | | | | | | | | | | | | | | | твердого и жидкого | | | | | | | | | | | | | | | топлива на | | | | | | | | | | | | | | | торфяное топливо | | | | | | | | | | | | | | +--------------------+--------------+---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+---------+-------+---------+-------+ | Увеличение объемов | тыс. тонн | - | 5 | 10 | 10 | - | 20 | 55 | 55 | - | 40 | 90 | 90 | | добычи топливного | | | | | | | | | | | | | | | торфа с новых | | | | | | | | | | | | | | | месторождений | | | | | | | | | | | | | | +--------------------+--------------+---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+---------+-------+---------+-------+ | Увеличение | % | - | 15 | 25 | 30 | 30 | 40 | 60 | 70 | 70 | 90 | 100 | 124 | | мощностей | | | | | | | | | | | | | | | действующих | | | | | | | | | | | | | | | торфодобывающих и | | | | | | | | | | | | | | | торфопере- | | | | | | | | | | | | | | | рабатывающих | | | | | | | | | | | | | | | организаций | | | | | | | | | | | | | | +--------------------+--------------+---------+-------+---------+------+---------+-------+---------+-----+---------+-------+---------+-------+ 2.8. Показатели непосредственных результатов реализации Программы При реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: - освоение 4-6 новых месторождений торфа; - расширение производимой в области номенклатуры продукции на основе торфа (организация производства строительных блоков "ГЕОКАР"); - создание новых рабочих мест порядка 300 единиц; - снижение затрат бюджета на оплату энергоресурсов на 16,5 млн. руб. в год. 2.9. Оценка эффективности реализации Программы Реализация Программы позволит возродить торфодобывающую отрасль на территории Нижегородской области, повысит энергобезопасность области за счет увеличения доли местных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе области. Социально-экономическая эффективность мер, предусмотренных Программой, заключается в следующем: - вовлечение местных энергоресурсов в хозяйственный оборот; - освоение новых торфяных месторождений; - организация новых производств (торфодобыча и торфоперерабатывающие заводы); - создание новых рабочих мест; - повышение номенклатуры твердого топлива для частного сектора за счет возможной замены привозного каменного угля на торфобрикеты, кусковой торф; - улучшение благосостояния районов за счет увеличения поступлений налогов в местный бюджет; - улучшение экологической обстановки в области. Экологический эффект от реализации программных мероприятий связан со снижением нагрузки на окружающую среду при работе теплоэнергетического оборудования на торфяном топливе за счет снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, так как при сжигании торфяного топлива образуется меньше выбросов оксида серы и азота, чем при сжигании высокосернистых топлив (мазута, печного бытового топлива, угля). Кроме того, при сжигании торфа образуется зола, которая по химическому составу является прекрасным удобрением. Общественная эффективность Программы приведена в таблице N 9. Таблица N 9 +--------------------+--------------------+-------------------------------------+ | Расчетные | Название | Значение | | | +-------------+-------+-------+-------+ | составляющие | | На момент | 2009 | 2010 | 2011 | | | | разработки | | | | | | | Программы | | | | | | | 2008 год | | | | +--------------------+--------------------+-------------+-------+-------+-------+ | Индикатор цели (А) | Объем замещения | 10,6 | 21,8 | 50 | 88 | | | твердых и жидких | | | | | | | видов топлива в | | | | | | | котельных области, | | | | | | | тыс. т.у.т. | | | | | +--------------------+--------------------+-------------+-------+-------+-------+ | Показатель | Количество | 3 | 4 | 5 | 7 | | непосредственных | действующих | | | | | | результатов (В) | организаций, | | | | | | | осуществляющих | | | | | | | добычу топливного | | | | | | | торфа | | | | | +--------------------+-------------------++------------++------++------++-------+ | Общественная эффективность (Эо=А/В) | 3,5 | 5,45 | 10 | 12,5 | +----------------------------------------+-------------+-------+-------+--------+ Положительная динамика достигнута за счет увеличения количества работающих в торфяной отрасли организаций и освоения новых месторождений, а также увеличения объемов добычи действующими торфодобывающими и торфоперерабатывающими организациями. Общественно-экономическая эффективность Программы приведена в таблице N 10. Таблица N 10 +--------------------+--------------------+----------------------------------------+ | Расчетные | Название | Значение | | | +-------------+--------+--------+--------+ | составляющие | | На момент | 2009 | 2010 | 2011 | | | | разработки | | | | | | | Программы | | | | | | | 2008 год | | | | +--------------------+--------------------+-------------+--------+--------+--------+ | Индикатор цели | Объем замещения | 10,6 | 14,4 | 31 | 59 | | (достигнутый) (А1) | твердых и жидких | | | | | | | видов топлива в | | | | | | | котельных области, | | | | | +--------------------+ +-------------+--------+--------+--------+ | Индикатор цели | тыс. т.у.т. | 12,8 | 21,8 | 50 | 88 | | (планируемый) (А2) | | | | | | +--------------------+--------------------+-------------+--------+--------+--------+ | Затраты (В) | Внебюджетные | 15 | 51 | 155 | 93 | | | средства на | | | | | | | увеличение объемов | | | | | | | добычи торфа, | | | | | | | млн. руб. | | | | | +--------------------+-------------------++------------++-------++-------++--------+ | Общественно-экономическая | 5,5 | 1,3 | 0,4 | 0,72 | | эффективность (Эоэ=(А1/А2)/В) | | | | | +----------------------------------------+-------------+--------+--------+---------+ Снижение общественно-экономического эффекта до 2010 года оправдано, так как для увеличения объемов замещения твердых и жидких видов топлива в котельных области требуются большие первоначальные капитальные вложения. К 2011 году наблюдается увеличение эффекта, так как при меньших затратах увеличивается количество замещаемых видов топлива. Экономическая эффективность Программы приведена в таблице N 11. Таблица N 11 +--------------------+-------------------+----------------------------------------+ | Расчетные | Название | Значение | | | +-------------+--------+--------+--------+ | составляющие | | На момент | 2009 | 2010 | 2011 | | | | разработки | | | | | | | Программы | | | | | | | 2008 год | | | | +--------------------+-------------------+-------------+--------+--------+--------+ | Показатель | Увеличение | 0 | 15 | 55 | 90 | | непосредственных | объемов добычи | | | | | | результатов (А) | топливного торфа | | | | | | | с новых | | | | | | | месторождений до | | | | | | | 90,0 тыс. тонн в | | | | | | | год | | | | | +--------------------+-------------------+-------------+--------+--------+--------+ | Затраты (В) | Объем расходов на | 0 | 36 | 90 | 78 | | | торфодобычу, | | | | | | | млн. руб. | | | | | +--------------------+-------------------+-------------+--------+--------+--------+ | Экономическая эффективность (Ээ=А/В) | 0 | 0,42 | 0,61 | 1,15 | +----------------------------------------+-------------+--------+--------+--------+ Положительная динамика экономической эффективности обусловлена значительным увеличением объемов добычи торфа по сравнению с произведенными расходами. 2.10. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению Негативное влияние на реализацию Программы может оказать отсутствие или неполное финансирование Программы из средств областного и местного бюджетов. Итоги реализации Программы напрямую зависят от объема капитальных вложений из внебюджетных источников. Для снижения негативного влияния внешних факторов на итоги реализации Программы во время разработки проекта Программы к её реализации привлечен потенциальный инвестор - ООО "Инженерный центр "Энергоаудитконтроль", который планирует за счет собственных средств организовать дообследование сырьевых баз торфяных залежей в 2-3 районах области, определить пригодные к разработке месторождения по направлениям использования, осуществить разработку торфяных месторождений, добычу фрезерного и кускового торфа и строительство линий по производству строительных блоков "ГЕОКАР", а так же осуществить строительство новых блочно-модульных котельных, работающих на торфяном топливе, на базе действующих угольных и мазутных котельных в северных районах области. Инвестиционное предложение рассчитано до 2015 года, в рамках Программы отражены мероприятия сроком реализации до 2011 года включительно. 2.11. Система организации контроля за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. _______________________ ПРИЛОЖЕНИЕ к областной целевой программе "Развитие торфяной отрасли в Нижегородской области на 2009-2011 годы" Перечень муниципальных районов области, в которых планируется провести уточнение сырьевых баз торфяных залежей +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+----------------------+--------+-------------+ | N | Наименование | Общие | Коли- | Разведан- | Коли- | Потребность района в | Год | Стоимость | | п.п. | муниципального | ресурсы | чество | ные | чество | топливе на | прове- | работы по | | | района | торфа, | торфяных | балан- | разведан- | отопительный сезон, | дения | уточнению | | | | тыс. | месторо- | совые | ных | тонн | работ | сырьевых | | | | | | | +-------+-------+------+ | | | | | тонн | ждений | запасы, | место- | уголь | мазут | ПБТ | | баз, | | | | | | тыс. тонн | рождений | | | | | млн. руб. | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 1 | Варнавинский | 8235 | 30 | 4568 | 10 | 4000 | - | 870 | 2009 | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 2 | Ветлужский | 22697 | 102 | 16748 | 16 | 4462 | 1900 | 350 | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 3 | Воскресенский | 25936 | 139 | 9517 | 29 | 4800 | 1500 | - | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 4 | Воротынский | 34789 | 38 | 2765 | 8 | 2000 | - | 550 | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 5 | Краснобаковский | 6281 | 61 | 3952 | 12 | 6500 | 3500 | 122 | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 6 | Уренский | 4195 | 41 | 3020 | 13 | 12000 | 7732 | - | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 7 | Шахунский | 12865 | 79 | 10412 | 12 | 31000 | 9500 | - | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 8 | Семеновский | 24411 | 133 | 5328 | 24 | 6300 | 5115 | - | | 0,44 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | | Всего | 139409 | 623 | 56310 | 124 | 71062 | 29247 | 1892 | | 3,52 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 9 | Володарский | 48349 | 94 | 3527 | 13 | 9891 | 3312 | - | 2010 | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 10 | Ардатовский | 7938 | 13 | 6022 | 5 | 5200 | - | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 11 | Вачский | 2626 | 17 | 2230 | 4 | 1888 | 3627 | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 12 | Выксунский | 8872 | 70 | 5181 | 8 | 1500 | 2354 | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 13 | Дальнеконстантин. | 4507 | 20 | 2809 | 9 | 3000 | - | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 14 | Навашинский | 14755 | 68 | 11425 | 13 | 2156 | - | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | 15 | Сосновский | 15142 | 25 | 7772 | 8 | 2240 | 1850 | - | | 0,48 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ | | Всего | 102189 | 307 | 38966 | 60 | 25875 | 11143 | | | 3,36 | +-------+--------------------+---------+-----------+-----------+-----------+-------+-------+------+--------+-------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|