Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 01.11.2008 № 514ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 1 ноября 2008 года N 514 Об утверждении концепции областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380; от 21.10.2009 г. N 747; от 18.11.2009 г. N 873) В целях разработки областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" (далее - концепция). 2. (Исключен - Постановление Правительства Нижегородской области от 18.11.2009 г. N 873) 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Лебедева. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 21.10.2009 г. N 747) Губернатор В.П. Шанцев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2008 N 514 Концепция областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы" (далее - Концепция) (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) 1. Наименование концепции областной целевой программы Наименование Концепции - Концепция областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы". Основаниями для разработки Концепции являются: - Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года"; - постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года N 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" (далее - Стратегия развития Нижегородской области); - распоряжение Правительства Нижегородской области от 12 сентября 2007 года N 1410-р "О создании рабочей группы по разработке и реализации областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2012 годы". 2. Анализ проблемы и причин ее возникновения Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Исходя из данного определения, под обеспечением энергетической безопасности Нижегородской области необходимо понимать обеспечение состояния защищенности Нижегородской области, ее населения, экономики путем предупреждения, недопущения или ликвидации угроз надежному топливо- и энергообеспечению в Нижегородской области. Угрозами энергетической безопасности являются события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу топливно-энергетического комплекса, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества в целом. Эти угрозы в первую очередь определяются состоянием и функционированием топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. По данным министерства топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, топливно-энергетический комплекс Нижегородской области включает в себя: 1. Шесть ТЭЦ установленными электрической и тепловой мощностью 2036 МВт и 5399 Гкал/ч соответственно, одну ГЭС установленной электрической мощностью 520 МВт и две блок-станции промышленных предприятий с установленной электрической мощностью 112 МВт. Общая установленная электрическая и тепловая мощность электрических станций - 2668 МВт и 5399 Гкал/ч соответственно. 2. 7396 отопительных котельных общей установленной тепловой мощностью 16,6 тыс. Гкал/ч, из них 70% работают на природном газе, 18% - на угле, 3% - на мазуте и печном бытовом топливе, 9% - на местных видах топлива (дрова и торф). 3. Объекты электросетевого хозяйства, в том числе единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть 220-500 кВ протяженностью 2,7 тыс. км и территориальные распределительные электрические сети 0,4-110 кВ протяженностью 56,5 тыс. км установленной электрической мощностью 9761,5 и 4989 МВА соответственно. 4. Систему газоснабжения, состоящую из магистральных газопроводов протяженностью 3,8 тыс. км, 6 компрессорных станций, газораспределительных сетей протяженностью 18,8 тыс. км, 108 газораспределительных станций и 814 газораспределительных пунктов, 3 газонаполнительных станций и сливной эстакады. Топливный баланс Нижегородской области формируется в основном за счет сетевого природного газа, энергетический баланс - за счет выработки электрической и тепловой энергии собственными теплоэлектроцентралями, выработки тепловой энергии котельными Нижегородской области и покупки более 50% электрической энергии из энергосистем других субъектов Российской Федерации. Основным видом топлива для производства электрической и тепловой энергии в Нижегородской области является природный газ (более 80% в топливном балансе). Экологически чистый и возобновляемый местный вид топлива - торф электрическими станциями не используется, а в выработке котельными тепловой энергии торф в качестве топлива участвует в незначительном количестве: доля торфа в топливном балансе Нижегородской области составляет менее 0,2%. Прогнозы потребления топливно-энергетических ресурсов на 2009-2012 годы, сделанные министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области на основе программ развития производительных сил муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, отчетливо показывают ежегодный прирост объемов расходования всех видов топливно-энергетических ресурсов. При этом наибольшие темпы роста приходятся на электрическую энергию (в среднем 4-6% в год). (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) В 2012 году максимум электрической нагрузки по Нижегородской области будет составлять 4704 МВт, что на 36,7 % больше по сравнению с 2007 годом. Потребление электрической энергии может увеличиться на 35,3% и составить величину порядка 28,88 млрд. кВтхч. Данные результаты говорят о необходимости строительства новых генерирующих и передающих мощностей, а также - о необходимости более сбалансированного производства и потребления электрической энергии. Прогноз прироста потребления и производства тепловой мощности к 2012 году составит 3342,8 Гкал/ч, то есть ожидаемый рост по отношению к 2006 году - 20%. При этом несколько опережающими темпами ожидается рост теплопотребления за счет жилищного строительства (рост 26%) по сравнению с промышленным сектором (рост 17,3%). Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе Нижегородской области показывает, что угрозы надежному топливо- и энергообеспечению существуют. Эти угрозы вызваны наличием ряда причин, влияющих на обеспечение устойчивого энергоснабжения и оказывающих негативное воздействие на развитие Нижегородской области. В первую очередь, к таковым можно отнести дефицит электрической и тепловой мощности, ограничения по пропускной способности и недостаточную развитость электрических и газовых сетей, а также высокий износ оборудования топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. В настоящее время пропускная способность магистральных газопроводов Пермь-Горький 1,2 и Саратов-Горький-Череповец, осуществляющих подачу природного газа потребителям центральных и северных районов Нижегородской области, достигла предела. В связи с этим ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" подтверждает техническую возможность подачи природного газа потребителям области не в полном объеме. В соответствии с разработанной ОАО "Газпром промгаз" "Генеральной схемой газоснабжения и газификации Нижегородской области" перспективное газопотребление к 2015 году составит 19,9 млрд. м/год. Нехватка электрической и тепловой мощности к 2012 году в Нижегородской области может превысить величину 1200 МВт и 1300 Гкал/ч. Износ энергетических мощностей на 2007 год составил 65%, фондов газоснабжения - 39,9%. Энергетическую независимость Нижегородской области снижает отсутствие крупных электрогенерирующих установок и собственных запасов традиционных видов топлива (природного газа, нефти и каменного угля). За 2006 год на электрических станциях Нижегородской области зафиксировано 14 технологических нарушений, а за 2007 год их количество выросло до 20. В электрических сетях Нижегородской области, относящихся к единой национальной электрической сети, за 2006 и 2007 годы произошло 29 и 28 технологических нарушений соответственно. Более 25% заявок юридических и физических лиц на технологическое присоединение или на увеличение потребляемой мощности не удовлетворяются по причине отсутствия технической возможности. Инвестиции в обновление, модернизацию оборудования топливно-энергетического комплекса Нижегородской области вкладываются в недостаточном объеме, что приводит к его старению, повышению уровня аварийности и снижению эксплуатационной готовности. Среднее фактическое число аварийных отключений энергопринимающих устройств в учреждениях образования Нижегородской области за 2005-2007 годы составило 1,7 отключений в год на одно учреждение (в 50 учреждениях в 2005 году - 89, в 2006 году - 78, в 2007 году - 99 отключений). Основными причинами аварийного прекращения подачи электрической энергии в учреждения социальной сферы Нижегородской области являются несоответствие существующих схем электроснабжения требованиям по категории надежности и неудовлетворительное состояние их электрических сетей. Одним из определяющих факторов достижения энергетической безопасности является эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, вовлечение в топливный баланс местных видов топлива. В последние годы проблеме энергосбережения уделяется недостаточное внимание. В структуре федеральной исполнительной власти отсутствует орган государственного энергетического надзора; предусмотренный законодательством государственный надзор за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов не осуществляется, энергетические обследования организаций не проводятся. Мероприятия, направленные на улучшение показателей энергетической эффективности, реализуются в не полной мере, отсутствуют действенные механизмы, стимулирующие использование хозяйствующими субъектами энергосберегающих технологий, материалов и оборудования. Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" с учетом произошедших структурных преобразований в экономике и энергетике, требует коренного пересмотра. Нормативно-правовая база для развития возобновляемых источников энергии и автономной энергетики сформирована в недостаточном объеме. Областная целевая программа "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 января 2007 года N 4 (далее - программа "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы"), реализуется не в полном объеме вследствие недостаточно выделяемых средств из областного и местного бюджетов. Объем финансирования в целом по программе "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы" по направлению расходов "Прочие" не превышает 40% от запланированной суммы. Организации, включенные в программу "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы" как исполнители части мероприятий, также не спешат вложить средства для их реализации; при этом каких-либо правовых оснований для принуждения этих организаций к исполнению мероприятий указанной программы не имеется. Проблемы доступного и надежного энергоснабжения отраслей экономики и населения, а также обеспечение устойчивой работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области обусловили необходимость разработки областной целевой программы "Энергетическая безопасность Нижегородской области на 2009-2011 годы" (далее - программа). 3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы стратегическим целям и приоритетным задачам развития Нижегородской области Стратегией развития Нижегородской области в качестве одной из ключевых проблем Нижегородской области определено ограничение энергетической системы, а одной из главных проблем ее топливно-энергетического комплекса - неразвитость магистральных и распределительных сетей. Ограничения энергетической системы вызывают снижение устойчивости энергоснабжения, особенно вновь создаваемых или расширяющихся производственных объектов, приводят к трудностям и задержкам присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств развивающихся предприятий. Стратегией развития Нижегородской области особо подчеркивается высокая степень изношенности генерирующих мощностей и недостаточность инфраструктуры транспортировки и распределения газа и степени газификации северных районов Нижегородской области. Энергетический сектор экономики Нижегородской области Стратегией развития Нижегородской области признан одним из ключевых направлений деятельности Правительства Нижегородской области; в частности, ею определены приоритетные задачи в сфере электроэнергетики, решение которых позволит повысить надежность снабжения электрической энергией потребителей Нижегородской области. Ключевые мероприятия программы будут направлены на реализацию основных положений Стратегии развития Нижегородской области и позволят решить приоритетные задачи Нижегородской области в сфере энергетики. Концепцией предусматривается достижение следующих стратегических целей: - повышение состояния защищенности Нижегородской области, ее населения, экономики путем предупреждения, недопущения или ликвидации угроз надежному топливо- и энергообеспечению; - повышение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения Нижегородской области в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. 4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Требуемый уровень энергетической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств. Характер проблемы требует наличия долгосрочной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области. Программно-целевой метод бюджетного планирования по сравнению со сметным планированием обладает рядом преимуществ и позволяет обеспечить: - концентрацию ресурсов на решении приоритетных комплексных задач, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом Нижегородской области; - длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценить среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты; - системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей; - открытый порядок формирования и реализация областных целевых программ и хода их реализации; - высокую степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий; - контроль за эффективностью расходования средств областного бюджета; - возможность в рамках программы комбинировать и объединить усилия федеральных, областных органов государственной власти и частного сектора экономики. Однако необходимо иметь в виду, что программа в силу своей комплексности, увязанности мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям чрезвычайно чувствительна к нарушению любого из ее элементов. Недофинансирование, срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий может привести к трудно предотвратимой деструкции всей программы. Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы энергетической безопасности на основе исключительной ответственности субъектов топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и собственников энергопринимающих устройств по обеспечению энергетической безопасности без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются: - отсутствие комплексного системного подхода к управлению эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов и обеспечением работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; - невозможность достижения приемлемого уровня энергетической безопасности в целом путем усиления устойчивости энергообеспечения отдельных объектов; - недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей. Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения энергетической безопасности населения и объектов экономики, может повлечь дестабилизацию работы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, и негативно повлиять на темпы социально-экономического развития Нижегородской области. 5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Решение проблемы повышения энергетической безопасности Нижегородской области является комплексным, затрагивающим такие направления, как: - создание дополнительных мощностей для выработки необходимых объемов электрической и тепловой энергии (парогазовые ТЭЦ, электрические станции на торфе, малые ГЭС, атомная электрическая станция); - создание дополнительных мощностей для транспортировки топливно-энергетических ресурсов в объемах, покрывающих увеличивающиеся потребности Нижегородской области; - повышение энергетической безопасности учреждений социальной сферы Нижегородской области. Приложение усилий лишь в одном из вышеперечисленных направлений не позволит достигнуть необходимого социально-экономического эффекта и может снизить общую степень энергетической защищенности Нижегородской области. Решение проблемы повышения энергетической безопасности Нижегородской области будет обеспечиваться формированием и реализацией системы программных мероприятий. В программу планируется включить мероприятия, направленные на решение основных задач, установленных настоящей Концепцией. В частности, программой будет предусмотрено: 1. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение технологической инфраструктуры электроэнергетики: 1.1. В сфере, относящейся к единой национальной электрической сети: - строительство воздушных линий электропередачи ВЛ-500 кВ и ВЛ-220 кВ протяженностью 673,1 км; - расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих подстанций на 500 и 220 кВ с суммарной проектной мощностью 2576 МВА, вводимая мощность составит 1976 МВА; - строительство новых подстанций на 220 кВ с суммарной проектной мощностью 1700 МВА. 1.2. В сфере, относящейся к территориальным распределительным сетям: 1.2.1. В городе Нижнем Новгороде: - строительство новых подстанций 110 кВ с суммарной установленной проектной мощностью 1282 МВА; - прокладка воздушных и кабельных линий электропередачи на 110 кВ протяженностью 185 км; - модернизация и реконструкция действующих подстанций 110 кВ с приростом установленной мощности на 424,5 МВА и линий электропередачи на 110 кВ протяженностью 19,1 км; - строительство распределительных пунктов на 6 (10) кВ с кабельными линиями; - установка систем компенсации реактивной мощности на проектную мощность 10 Мвар. 1.2.2. За пределами границ города Нижнего Новгорода: - строительство новых подстанций 110 кВ с суммарной установленной проектной мощностью 944 МВА; - прокладка воздушных и кабельных линий электропередачи на 110 кВ протяженностью 248 км; - модернизация и реконструкция существующих подстанций 110 (35) кВ с приростом установленной мощности на 853 МВА; - установка систем компенсации реактивной мощности на проектную мощность 170 Мвар. 2. Реконструкция действующих и строительство новых электро- и теплогенерирующих установок, работающих на природном газе и торфе: - реконструкция Игумновской ТЭЦ с установкой парогазовых блоков с вводом генерирующей электрической и тепловой мощности 110 МВт и 56 Гкал/ч соответственно; - реконструкция Сормовской ТЭЦ с вводом генерирующей электрической и тепловой мощности 10 МВт и 240 Гкал/ч соответственно; - расширение Новогорьковской ТЭЦ путем строительства парогазового блока с вводом генерирующей электрической и тепловой мощности 300 МВт и 110 Гкал/ч соответственно; - строительство парогазовой теплоэлектроцентрали на установленную электрическую мощность 900 МВт и тепловую мощность 840 Гкал/ч на площадке бывшей Горьковской атомной станции теплоснабжения; - строительство теплоэлектроцентрали в Борском районе Нижегородской области на установленную мощность 300 МВт с использованием торфа в качестве основного вида топлива; - строительство конденсационной электрической станции в Ветлужском районе Нижегородской области на установленную мощность 100 МВт с использованием торфа в качестве основного вида топлива; - решение организационно-технических задач, связанных с размещением на территории Нижегородской области атомной электрической станции, проектирование и начало строительства Нижегородской АЭС. 3. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов транспортировки природного газа: - строительство магистрального газопровода "Починки-Грязовец"; - строительство перемычки между магистральным газопроводом "Починки-Грязовец" с врезкой на 196 км и магистральным газопроводом-отводом к Горьковскому промузлу с врезкой на 0 км протяженностью 52 км; - проектирование и строительство газораспределительных станций "Горбатовка" и "Митино"; - строительство газопровода высокого давления "Красные Баки-Урень" протяженностью 70 км; - проектирование дюкерного перехода через реку Оку протяженностью 4 км и подходов к нему в г.Н.Новгороде. 4. Развитие малой энергетики: - проектирование и строительство мини-ТЭЦ на торфе в северных районах Нижегородской области на суммарную установленную электрическую и тепловую мощность 36 МВт и 36 Гкал/ч соответственно; - разработка обоснований инвестиций в малую гидроэнергетику, проектирование и строительство малых гидроэлектростанций на реках Нижегородской области; - проектирование и строительство турбодетандерных установок на газораспределительных станциях. 5. Повышение энергетической безопасности учреждений социальной сферы Нижегородской области, в том числе и эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов: - разработка обоснований инвестиций в строительство 10 мини-ТЭЦ на суммарную установленную электрическую и тепловую мощность 7,5 МВт и 7,5 Гкал/ч, проектирование и строительство указанных мини-ТЭЦ; - доведение схем электроснабжения до нормативного уровня требований по категориям надежности. Оценивая преимущества и риски, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, можно предположить следующее. Рост цен на нефть на мировом рынке связан не только с различными конъюнктурными факторами, но и с риском возникновения масштабного энергетического кризиса, который будет носить системный характер. В случае возникновения дефицита нефти в 2008-2015 годах во всем энергетическом комплексе могут начаться кризисные явления. Значительное повышение цен на нефть в условиях ее дефицита окажет прямое воздействие на стоимость природного газа (существует объективная корреляция между ценами на различные углеводороды), что может не позволить реализовать планы замещения и ввода мощностей электростанций, работающих на природном газе. При этом необходимо учитывать, что ресурсы природного газа в случае большого спроса будут исчерпаны еще более быстрыми темпами, чем нефтяные ресурсы. Для нормализации ситуации и снижения зависимости топливно-энергетического комплекса Нижегородской области от роста цен на нефть и природный газ необходимо осуществлять развитие атомной и торфяной энергетики, которые обладают преимуществом по сравнению с традиционными видами топлива и удовлетворяют требованиям Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата (далее - Киотский протокол). Строительство атомной электрической станции и теплоэлектроцентралей, работающих на торфе, могут привести к решению следующих первостепенных задач в энергетической безопасности Нижегородской области: - достижение стабильности производства электрической энергии на условиях, не связанных с динамикой мировых цен на топливо, в интересах сохранения макроэкономической стабильности и энергетической безопасности Нижегородской области; - замещение углеводородов как ценного химического сырья и стратегического экспортного товара в топливном балансе; - снижение техногенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения выбросов парниковых газов, что способствует реализации положений Киотского протокола; - развитие производственных мощностей предприятий энергетического машиностроения и увеличение объемов выпускаемой промышленными предприятиями Нижегородской области продукции. 6. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Основная часть мероприятий программы планируется к реализации в течение 2009-2012 годов. Срок реализации отдельных мероприятий, в том числе срок строительства тепловых электрических станций, может выходить за пределы 2012 года. Программой будут определены конкретные сроки реализации каждого мероприятия и сроки ввода в эксплуатацию объектов электроэнергетики и газоснабжения. 7. Предложения по целям и задачам программы, индикаторам целей и показателям результативности решения задач программы 7.1. Основной целью программы является повышение энергетической безопасности Нижегородской области - повышение состояния защищенности Нижегородской области, ее населения, экономики путем предупреждения, недопущения или ликвидации угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Дополнительной целью программы является - повышение гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения Нижегородской области в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. 7.2. Основные задачи программы: - модернизация технологической базы топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и обеспечение воспроизводства его вырабатываемой ресурсной базы, техническое перевооружение и реконструкция существующих производственных мощностей; - реконструкция и модернизация системы газотранспортных магистралей и газораспределительных комплексов; - создание новых генерирующих мощностей и линейных объектов, усиление внутрисистемных и межсистемных высоковольтных линий электропередачи; - предотвращение непроизводительного расходования топливно-энергетических ресурсов, обеспечение учета производимых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов с помощью средств измерений; - диверсификация используемых видов энергии и топлива - развитие малой энергетики и использование альтернативных видов топлива (торфа, биотоплива и иных видов топлива); - повышение устойчивости функционирования учреждений социальной сферы Нижегородской области; - разработка топливно-энергетического баланса Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на 2009-2012 годы; - разработка нормативных правовых актов в сфере энергосбережения; - максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования; - учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды). Мероприятия, направленные на повышение эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в настоящий момент реализуются в рамках программы "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы". После принятия программы мероприятия, предусмотренные настоящей Концепцией в части повышения эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, будут реализовываться в рамках программы. 7.3. Индикаторы целей и показатели результативности решения задач программы. Энергетика относится к категории больших систем, имеющих сложные внутренние и внешние взаимосвязи. Уровень энергетической безопасности определяется комплексным взаимодействием многих факторов технического, экономического, экологического и организационно-управленческого характера, которые в целом должны обеспечить достижение поставленных целей по осуществлению надежного и доступного энергоснабжения потребителей и обеспечить гарантии предупреждения или ликвидации энергетических угроз. Оценка состояния и уровня энергетической безопасности производится путем выбора индикаторов, характеризующих свойства топливно-энергетического комплекса Нижегородской области в выполнении им основных функций и предотвращения энергетических угроз. Количество и разновидность индикаторов зависят от поставленных задач. Для оценки достижения цели программы предлагается использовать следующие индикаторы: - ввод в эксплуатацию мощностей тепловых электрических станций, общая мощность тепловых электрических станций, выработка электрической и тепловой энергии тепловыми электрическими станциями; - выработка электрической энергии на душу населения, доля собственных источников электрической энергии Нижегородской области в балансе производства и потребления электрической энергии; - ввод в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства и газовых сетей; - доля поставляемой электрической энергии в энергетическую систему Нижегородской области из других субъектов Российской Федерации; - ввод в эксплуатацию мощностей объектов малой энергетики, выработка электрической и тепловой энергии объектами малой энергетики; - доля доминирующего вида топлива в суммарном количестве топлива, используемого тепловыми электрическими станциями Нижегородской области; - уменьшение числа отключений энергопринимающих устройств бюджетных учреждений социальной сферы. Показателями результативности решения задач программы будут служить величины, характеризующие функциональное состояние и производственную деятельность организаций топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. Такими показателями являются: а) в сфере производства энергии: - количество введенных в эксплуатацию блоков тепловых электрических станций и мини-ТЭЦ; б) в сфере обеспечения энергетической безопасности бюджетных учреждений социальной сферы: - количество бюджетных учреждений социальной сферы, схемы электроснабжения которых доведены до требуемого уровня и оснащены автономными источниками питания; - доля потребления электрической и тепловой энергии в бюджетных учреждениях социальной сферы от мини-ТЭЦ; в) в сфере передачи и распределения топливно-энергетических ресурсов: - количество реконструированных и построенных трансформаторных подстанций; - протяженность магистральных газовых сетей; - количество удовлетворенных заявок юридических и физических лиц на технологическое присоединение к сетям инженерной инфраструктуры; г) в сфере поставки энергии - протяженность линий электропередачи, относящихся к единой национальной электрической сети. 8. Предложения по источникам финансирования, срокам и этапам реализации программы Финансирование мероприятий программы планируется осуществить за счет средств организаций и областного бюджета. Ориентировочный общий объем финансирования программы за весь период реализации составит 152,61 млрд. рублей, в том числе - за счет средств внебюджетных источников 151,4 млрд. рублей, за счет средств областного бюджета 1,21 млрд. рублей. Средства областного бюджета будут направлены на повышение устойчивости функционирования учреждений социальной сферы Нижегородской области и эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов. Объемы финансирования мероприятий программы приводятся на основании коммерческих предложений, инвестиционных программ, бизнес-планов организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствующей сфере энергетики. Окончательная стоимость выполнения мероприятий программы определится в ходе разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы, размещения государственных заказов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Конкретные исполнители, объемы финансирования по исполнителям и по годам будут приведены в разрабатываемой программе. Указанные данные будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. Реконструкция и модернизация объектов магистральных газопроводов, расположенных на территории Нижегородской области, осуществляется по "Комплексной программе реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа и компрессорных станций подземных хранилищ газа на 2007-2010 годы", утвержденной постановлением Правления ОАО "Газпром" от 11 сентября 2006 года N 40, и "Программе синхронизации ввода мощностей по добыче и транспортировке газа на период 2007-2010 годы", утвержденной Председателем Правления ОАО "Газпром" 8 ноября 2006 года. Развитие малой энергетики планируется осуществить в основном за счет внебюджетных источников финансирования. При этом предполагается строительство мини-ТЭЦ на торфе и турбодетандерных установок на газораспределительных станциях Нижегородской области. В целях развития возобновляемых источников энергии, в программу будет включено строительство мини-гидроэлектростанций на малых реках Нижегородской области, для строительства которых в 1994 году были разработаны технико-экономические обоснования. Для реализации мероприятий, направленных на повышение энергетической безопасности бюджетных учреждений социальной сферы, на первом этапе необходимо предусмотреть средства из областного бюджета в сумме 0,11 млрд. рублей. Потребность финансовых средств из областного бюджета для приведения схем электроснабжения до соответствия нормативному уровню по категориям надежности будет определена после проведения обследований существующих схем и установления числа бюджетных учреждений социальной сферы и объемов работ по каждому учреждению. Финансирование объемов капитальных вложений (строительство, проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации) будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области" на очередной финансовый год и плановый период. 9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности предлагаемого варианта решения проблемы В результате реализации программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов. Положительные социальные эффекты будут проявляться в повышении уровня занятости населения, повышении уровня здравоохранения и образования, развитии социальной и инженерной инфраструктуры, улучшении экологической ситуации. Ввод в эксплуатацию предусмотренных программой объектов энергетики приведет к созданию новых рабочих мест. К 2012 году дополнительная занятость в организациях топливно-энергетического комплекса Нижегородской области составит не менее 2,1 тыс. человек. Реализация программы внесет существенный вклад в рост регионального валового внутреннего продукта. По предварительной оценке, совокупный экономический эффект от реализации программы составит не менее 270,3 млрд. рублей. Годовая экономия бюджетных средств при потреблении электрической и тепловой энергии бюджетными учреждениями социальной сферы Нижегородской области от предложенных к строительству мини-ТЭЦ при существующих ценах составит не менее 50,7 млн. рублей, число отключений энергопринимающих устройств бюджетных учреждений социальной сферы сократится более чем в 10 раз. Реализация программы внесет значимый вклад в энергетическую безопасность Нижегородской области и в условиях растущего спроса на энергоресурсы будет способствовать решению задачи гарантированного энергоснабжения населения и отраслей экономики. Развитие мощностей торфяных тепловых электрических станций позволит снизить техногенную нагрузку на среду обитания в части выбросов парниковых газов, что соответствует обязательствам, принятым Российской Федерацией в рамках Киотского протокола. Динамичное развитие энергетической отрасли приведет к улучшению социальной ситуации на территориях размещения объектов энергетики и организаций энергопромышленного комплекса. 10. Предложения по государственным заказчикам и исполнителям программы Государственными заказчиками программы являются министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области, региональная служба по тарифам Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области и министерство строительства Нижегородской области. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) Государственным заказчиком - координатором программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) Исполнители основных мероприятий программы: министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (по согласованию), ОАО "Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья" (по согласованию), ОАО "Территориальная генерирующая компания N 6" (по согласованию), ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" (по согласованию), ООО "Т-Инвест Приволжъе" (по согласованию), ООО "Интертехэлектро - Новая генерация" (по согласованию). (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. N 380) 11. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы, по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы Мероприятия программы формируются на основе предложений участников программы (государственных заказчиков программы, исполнителей программы). Механизм реализации программы базируется на принципе взаимодействия исполнителей программы, четкого разделения полномочий и ответственности участников программы. Формы и методы организации управления реализацией программы определяются Правительством Нижегородской области. Текущее управление реализацией программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором программы. Государственный заказчик - координатор программы: - совместно с иными государственными заказчиками, а также с организациями - исполнителями программы ежегодно уточняет и формирует перечень мероприятий по реализации программы, представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год и прогнозные объемы финансирования мероприятий программы; - обеспечивает согласованные действия участников программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации, осуществляет текущий контроль за ходом работ по выполнению мероприятий программы; - осуществляет мониторинг результатов реализации мероприятий программы, формирование аналитической информации об их реализации, подготовку и представление в установленном порядке отчетности о реализации программы; - организует комплексные проверки выполнения работ по реализации программы; - согласовывает с основными исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; - организует внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за выполнением мероприятий программы. Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к участию в реализации программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|