Расширенный поиск
Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от 08.04.2010 № 1882АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 08.04.2010 N 1882 О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 09.06.2009 N 2608 В целях совершенствования организации профилактической и лечебно-диагностической помощи детям и подросткам города Нижнего Новгорода с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в 2010 году администрация города Нижнего Новгорода постановляет: 1. Внести изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 09.06.2009 N2608 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» на 2009-2011 годы" (далее - постановление): 1.1. Утвержденную постановлением муниципальную целевую программу "Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков" на 2009-2011 годы" изложить в новой прилагаемой редакции. 1.2. Пункт 2 постановления изложить в новой редакции: "2. Департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода (Утросина С.И.) осуществлять финансирование расходов на реализацию Программы за счет ассигнований, утвержденных в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по отрасли «Здравоохранение», в пределах доведенных на эти цели муниципальному заказчику лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования". 2. Департаменту здравоохранения города Нижнего Новгорода (Лазарев В.Н.) обеспечить исполнение мероприятий программы на 2010 год. 3. Управлению по обеспеченности деятельности главы города (Павлова В.В.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальным вопросам, вице-мэра Беспалову Т.Н. Глава города В. Е. Булавинов УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации города от 08.04.2010 N 1882 Муниципальная целевая программа «РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» на 2009-2011 годы Часть I. Паспорт городской программы «Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» на 2009-2011 годы. Обсуждена на заседании Городской Думы города Нижнего Новгорода 26 декабря 2008года. Наименование программы: Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков Заказчик программы: администрация города Нижнего Новгорода Инициаторы разработки: депутаты Городской Думы города Нижнего Новгорода - члены фракции Нижегородского регионального отделения политической партии «Единая Россия». Разработчик программы: департамент здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода - директор департамента, кандидат медицинских наук Лазарев В.Н.; федеральное государственное учреждение «Нижегородский научно- исследовательский институт травматологии и ортопедии Росмедтехнологий» - директор института доктор медицинских наук, профессор Воробьев А.В., зам.директора по науке, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ежов Ю.И.; В разработке программы участвовали: департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода; ортопедический центр ЗАО «Юлианна» - генеральный директор Маркова Н.В., кандидат экономических наук; некоммерческое партнерство «Центр здоровьесберегающих педагогических технологий» - директор Лебедев Ю.А., академик РАО, доктор философских наук, профессор; Нижегородское областное отделение международного общественного фонда «Российский фонд мира»- председатель Повшедный В.А., почетный ветеран города Нижнего Новгорода. Цель Программы -снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата детей и подростков (кифоз, сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и т.п.), профилактика развития на их фоне соматической патологии и последующей инвалидности. Задачи Программы: 1. Разработать систему диагностики, профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. 2. Выявить распространенность дисфункций опорно-двигательного аппарата и ортопедической патологии у детей дошкольного и школьного возраста по нозологиям (нарушение осанки, кифоз, сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов). 3. Выявить основные неблагоприятные факторы, влияющие на формирование нарушений опорно-двигательного аппарата. 4. Разработать и внедрить комплексную программу по профилактике и коррекции выявленных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в различные возрастные периоды, включающую медико-психолого-педагогические компоненты. 5. Организовать на базе специализированных учреждений комплексную систему профилактики заболеваний суставов, позвоночника и стоп. 6. Обеспечить детей и подростков по показаниям ортопедическими изделиями (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические). 7. Создать информационно-методические систему (Интернет-ресурс, сайт) для обеспечения медико-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата с системой мониторинга нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Исполнители основных мероприятий Программы: детские муниципальные поликлиники города Нижнего Новгорода (отделения); управления образования и социально-правовой защиты детства районных администраций города Нижнего Новгорода. Работы по исполнению программы проводятся по конкурсу на основании технического задания по следующим направлениям: разработка программ и методологического обеспечения по обследованию и лечению детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата; проведение скрининг-осмотров, в том числе по направлению (спискам), подготовленным врачами МЛПУ, в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата; производство и обеспечение ортопедическими изделиями нуждающихся пациентов; разработка учебно-методических пособий по комплексному медико-психолого-педагогической подходу к профилактике и реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Источник финансирования программы - средства бюджета по отрасли «Здравоохранение». Предполагаемое финансовое обеспечение из городского бюджета, необходимое для реализации программы на 2009 год, составляет 4 000 000 (четыре миллиона) рублей. Разработка и реализация программы в 2010, 2011 годах - исходя из возможностей городского бюджета на соответствующий год. В реализации мероприятий программы могут участвовать различные организации, в том числе с привлечением внебюджетных средств. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: 1. Снижение уровня заболеваемости детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. 2. Профилактика хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата. 3. Профилактика соматических заболеваний, обусловленных патологией опорно-двигательного аппарата. 1. Содержание проблемы. Обоснование актуальности программы По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% населения имеют различную патологию опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, деформации стоп, заболевания суставов, различные отклонения в физическом развитии отмечаются у 60% детей дошкольного возраста. Поздняя диагностика, отсутствие профилактических мер и несвоевременное лечение ведут к прогрессированию болезни. Так, 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в ежегодном Послании Федеральному собранию (05.11.2008) сказал: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей, но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги». В нашей стране, по данным на 2007 год, проживает 27 миллионов детей, в том числе 6 миллионов 130 тысяч подростков. По данным Т.Ю.Вишневецкой (2002год) у 71% подростков отмечаются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, а при снижении минерализации костной ткани, которую И.В. Звездина (2002год) наблюдала у 37% подростков, еще более возрастает. Исследования С.С. Сальникова, Е.В. Кулакова, Н.П. Пахомовой, В.Г. Троицкого (2002год) выявили, что в детских домах Нижегородской области у 86% воспитанников имеются ортопедические заболевания. Берцин И.И., Святковская Е.Ю. (2002год) обнаружили плоскостопие у 70% девочек и 82% мальчиков. Без оказания своевременной помощи плоскостопие прогрессирует и ведет к деформациям стоп, требующим хирургического вмешательства. Мальчики, имеющее выраженное плоскостопие, признаются не годными к службе в армии. При показателях заболеваемости опорно-двигательной системы 109,2-246,3 на 1000 детей, выявляемость ее в регионах минимальная, а процент ранней диагностики врожденной и приобретенной патологии остается крайне низким (Шапиро К.И., Местиславская И.А., 1995, Фомичев Н.Г. с соавторами, 2002, и др.). В связи с отсутствием сплошной диспансеризации показатели заболеваемости, к сожалению, за последние годы ухудшились. В структуре ортопедической заболеваемости приобретенная деформация составляет 88,64 %. Среди приобретенной патологии наиболее часто встречаются статистические деформации (66,4%), при этом на долю больных с плоскостопием приходится до 45,97%; с порочной осанкой- до 38,6%; со сколиозами-до 9,0% от всех выявленных ортопедических заболеваний (Трегубова И.Л., 1998, Садовой М.А. с соавторами, 2004). Скрининговый осмотр более 1000 новорожденных, проведенный сотрудниками Нижегородского НИИ травматологии и ортопедии на базе детской поликлиники больницы N 42 Московского района г.Нижнего Новгорода показал, что 87% детей помимо врожденной (9%) имеют приобретенную ортопедическую патологию (недоразвитие тазобедренных суставов, патологическая установка стоп, искривление позвоночника, дисплазия тазобедренных суставов, кривошея и пр.,), связанную с неврологической (перинатальная энцефалопатия, детский церебральный паралич, родовая травма и пр.). Динамическое наблюдение за такими детьми на опыте работы детского реабилитационного центра для детей с ортопедо-неврологической патологией на базе детского дошкольного учреждения N 452 Московского района показало, что только адекватное раннее комплексное восстановительное лечение позволяет своевременно устранить имеющуюся патологию. Запоздалая диагностика и неадекватное лечение ведут к прогрессированию ортопедических заболеваний, что требует высоко затратных мероприятий no их реабилитации. Грубые нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, деформации грудной клетки вызывают развитие соматических болезней, формируют больное поколение, значительно сокращают число призывников. В детских поликлиниках отсутствуют необходимые условия для качественного обследования и лечения детей с ортопедической патологией: нет экспертно-диагностических систем, недостаточно детских ортопедов, кабинетов лечебной физкультуры, не налажено диспансерное наблюдение. Приобретенная и некоторая врожденная патология костно-мышечной системы относится к заболеваниям амбулаторного уровня и в большинстве случаев нe требует стационарного лечения. Реабилитация таких пациентов должна проводиться на уровне поликлиник, реабилитационных центров, специализированных классов в школах, дома. Существующая в настоящее время реабилитационная индустрия в нашей стране ориентирована, в основном, на решение проблем инвалидов, в то время как во всём мире всё большую актуальность приобретают вопросы профилактики и предупреждения развития различных заболеваний. Таким образом, все изложенное подтверждает актуальность данной проблемы и необходимость комплексного подхода к ее решению. 2. Основные цели и задачи программы Целью программы является снижение уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата у детей и подростков (кифоз, сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов и т.п.), профилактика развития на их фоне соматической патологии и последующей инвалидности. В рамках программы планируется решить следующие задачи: разработать систему диагностики, профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата; выявить распространенность дисфункций опорно-двигательного аппарата и ортопедической патологии у детей дошкольного и школьного возраста по нозологиям (нарушение осанки, кифоз, сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренных суставов); выявить основные неблагоприятные факторы, влияющие на формирование нарушений опорно-двигательного аппарата. разработать и внедрить комплексную программу по профилактике и коррекции выявленных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в различные возрастные периоды, включающую медико-психолого-педагогические компоненты; организовать на базе специализированных лечебных учреждений комплексную систему профилактики и лечения заболеваний суставов, позвоночника и стоп; обеспечить детей и подростков пo показаниям ортопедическими изделиями (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические); создать информационно-образовательную систему (Интернет-ресурс, сайт) обеспечения медико-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата с системой мониторинга нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. 3. Обоснование социальной значимости программы Своевременное выявление патологии опорно-двигательного аппарата у детей, раннее оказание специализированной помощи позволит предупредить и снизить инвалидность при этой группе заболеваний, улучшить качество жизни и социальную адаптацию больных, сократить сроки лечения и затраты на необходимые в таких случаях высокотехнологичные методы лечения. Реализация программы в целом будет способствовать оздоровлению детского населения города Нижнего Новгорода. 4. Основные целевые группы, на которые направлена программа Программа направлена на оздоровление детей разных возрастных групп путем профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Количество работающих муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) в городе Нижнем Новгороде составляет: Нижегородский район - 29 Советский район - 30 Приокский район - 29 Сормовский район - 37 Автозаводский район - 85 Ленинский район - 36 Канавинский район - 28 Московский район - 39 В них находится 47697 детей. Количество детей в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждениях города Нижнего Новгорода составляет ориентировочно семь тысяч человек. Проблемы (плоскостопия, нарушения осанки и другие ортопедические заболевания) по данным исследования, отчетливее выявляются именно в подготовительных группах, в возрасте 6 лет. В городе Нижнем Новгороде количество муниципальных общеобразовательных учреждений (МОУ) составляет: Нижегородский район - 18 Советский район - 19 Приокский район - 14 Сормовский район - 23 Автозаводский район - 40 Ленинский район - 23 Канавинский район - 20 Московский район - 18 В них обучается 105838 школьников. Кроме того, в городе Нижнем Новгороде имеется 7 собственно городских образовательных учреждений. По статистике, наиболее проблемным возрастом по ортопедической патологии является 7-8 лет (1-2 классы) и 12-14 лет (7-8 классы). Количество детей этого возраста в образовательных государственных школах города Нижнего Новгорода составляет ориентировочно сорок шесть тысяч человек. 5. Механизм реализации программы Механизм реализации программы имеет следующующие этапы и схему. Этап первый. Диагностический. (Схема в электронном виде не приводится, см. бумажный вариант) Этап второй. Создание системы медико-педагогического обеспечения лечения и профилатики нарушений опорно-двигательной системы у детей. (Схема в электронном виде не приводится, см. бумажный вариант) Этап третий. Организация лечебно-оздоровительной и профилактической работы с детьми. (Схема в электронном виде не приводится, см. бумажный вариант) Профилактический осмотр детей осуществляется в организованных коллективах силами выедных бригад, в том числе врачей-педиатров дошкольно-школьных отделений МЛПУ педиатрического профиля, формируется список детей, нуждающихся в дополнительной диагностике и лечении, которые, в свою очередь, осуществляют выездные бригады ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) с применением в ряде случаев автоматизированной экспертнодиагностической системы, что позволит документально зафиксировать патологию позвоночника и стоп. По результатам осмотра детям с патологией опорно-двигательного аппарата выдаются рекомендации no восстановительному лечению, а при необходимости - ортопедические изделия (корсет, реклинатор, супинаторы). Дети направляются в поликлинику по месту жительства для дальнейшего наблюдения врачом-ортопедом или детским хирургом. Итоговый сводный отчёт по каждой школе или детскому саду с данными обследования передаётся в поликлинику, ответственную за диспансеризацию, а также в органы управления образованием. На основании полученных данных разрабатывается медицинская и педагогическая программы реабилитации и оздоровления детей для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских садов и детских домов. В процессе работы в школах и детских садах в рамках родительского собрания с родителями проводится разъяснительная работа по проведённым диагностическим мероприятиям, даются рекомендации по восстановительному лечению, пропаганде здорового образа жизни. Часть детей с нарушениями осанки (по статистике 20-30% обследованных) занимаются лечебной физкультурой в школе в соответствии с полученными рекомендациями. Остальные получают восстановительное лечение в медицинских учреждениях по месту жительства. На основании полученных данных будут адаптированы методики лечения, оздоровления и профилактики заболеваний опорно-двигательной системы у детей, будет разработано учебно-методическое сопровождение (методические рекомендации, учебные видеофильмы, информационно-образовательный интернет-ресурс) процесса коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательной системы для работников медицинского профиля, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, родителей детей. Создание системы мониторинга за состоянием системы диагностики, лечения и профилактики состояния опорно-двигательной системы у детей позволит повысить эффективность и управляемость программы «Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» и механизмов ее реализации. В реализации программы участвуют детские муниципальные поликлиники (отделения) города Нижнего Новгорода - организация работ (формирование, учет, лечение) в диспансерных группах. Детская муниципальная поликлиника (отделение) выполняет работы: проводит в рамках существующих нормативных документов и Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области профилактические осмотры детей в декретированные возраста, подготавливает списки детей, нуждающихся в обследовании и дополнительных диагностических мероприятиях по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата, организует работу по подготовке проведения скрининг-обследования бригадой ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) в образовательном учреждении или поликлинике ( по договоренности с МЛПУ), координирует работу со специализированным ортопедическим учреждением (победителем конкурса на выполнение работ), формирует диспансерные группы по результатам скрининг-обследования (в зависимости от тяжести патологии), организует специализированное лечение детей с патологией опорно-двигательного аппарата в кабинете лечебной физкультуры поликлиники в соответствии с рекомендациями врача травматолога-ортопеда мобильной бригады (при отсутствии противопоказаний), организует и проводит обследование детей по направлению специалистов ортопедического учреждения (победителем конкурса на выполнение работ) на дополнительное обследование и консультации специалистов детям, находящимся на диспансерном учете по другим заболеваниям перед направлением на лечение, оказывает необходимую медицинскую помощь детям, имеющим противопоказания к нагрузкам, организует обследование и направляет на лечение детей с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата в стационарное лечебное учреждение (являющееся победителем конкурса на выполнение работ), проводит анализ результатов обследования и лечения детей, проведенного в стационарном лечебном учреждении (являющееся победителем конкурса на выполнение работ), ведет статистическую отчетность. Часть II. Реализация программы. Реализация программы будет осуществляться по трем направлениям в соответствии с техническим заданием: 1. Разработка программ и методологическое обеспечение по обследованию и лечению детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. Эта работа будет выполняться специализированным медицинским учреждением - победителем конкурса на выполнение задания. Специализированное медицинское учреждение выполняет работы: 1.1. Организует обследование детей в условиях специализированной поликлиники с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата. 1.2. Проводит лечение детей с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата. 1.3. Готовит информацию о результатах проведенного лечения и рекомендации по ведению больных с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата для детской поликлиники муниципального образования. 1.4. Осуществляет отбор детей для проведения восстановительного лечения в условиях реабилитационных центров, школ-интернатов, санаториев в Нижегородской области. 2. Проведение скрининг-осмотров, в том числе по направлениям(спискам), подготовленным врачами МЛПУ, в детских дошкольных учреждениях и школах по диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата, производство и обеспечение ортопедическими изделиями. Эта работа будет осуществляться ортопедическим учреждением - победителем конкурса на выполнение указанного направления. Ортопедическое учреждение выполняет следующие виды деятельности: 2.1. Проводит обследование детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля силами мобильной бригады. 2.2. По результатам фото-стерео-видео-анализа дает рекомендации по лечению детей. 2.3. Проводит ортезирование по показаниям. 2.4. По результатам скрининг-обследования формирует группы с учетом выявленной патологии опорно-двигательного аппарата для направления на дополнительное обследование и дальнейшее лечение. 2.5. Координирует работу с детской городской поликлиникой (отделением) в части проведения скрининг-обследования, представления сведений о количестве осмотренных детей, выявленной патологии и т.д.). 2.6. Анализирует результаты проведенного обследования и лечения. 2.7. Совместно с детской поликлиникой формирует регистр больных с патологией опорно-двигательного аппарата и готовит информацию о результатах лечения. 3. Разработка учебно-методических пособий по комплексному медико-психолого-педагогической подходу к профилактике и реабилитации детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работа будет выполняться учреждением здоровьесберегающих технологий - победителем конкурса на выполнение задания. Учреждение здоровьесберегающих технологий выполняет работы: 3.1. Разрабатывает механизм программы медико-психолого-педагогической профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного системы у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода, включающую лечебно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате, и системы взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями города по данной программе (получение информации об ортопедических нарушениях в обследуемых объектах дошкольных образовательных учреждений, школах, интернатах и т.д.). 3.2. Разрабатывает и апробирует научно-методическое обеспечение проведения основных и дополнительных оздоровительно-профилактических занятий в дошкольных образовательных учреждениях, школах, детских домах, школах-интернатах (утренняя зарядка, физкульт-минутки, динамическая пауза в основное учебное время и дополнительная в группах продленного дня) для медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города. 3.3. Разрабатывает научно-методическое обеспечение проведения оздоровительно-профилактических занятий в семье. 3.4. Разрабатывает рекомендации по использованию отдельных лечебно-оздоровительных методик для медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города, в семье. 3.5. Осуществляет подготовку кадров медицинских работников, педагогов и воспитателей образовательных учреждений города, родителей (дистанционно или на родительских собраниях). 3.6. Разрабатывает информационно-образовательный интернет-ресурс (сайт) с системой мониторинга профилактики нарушений опорно-двигательной системы для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возрастов с возможностью проведения интернет- конференций для специалистов медицинского профиля, педагогов, воспитателей образовательных учреждений города и родителей. 4.Сроки реализации программы - 2009-2011годы. 5. Территория реализации программы - город Нижний Новгород 6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: 6.1. Снижение уровня заболеваемости детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата. 6.2. Профилактика хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата. 6.3. Профилактика соматических заболеваний, обусловленных патологией опорно-двигательного аппарата. По предварительным оценкам, уже через год после реализации программы количество школьников с нарушением осанки снизится на 20-25%. По истечении нескольких лет, за счет устранения у младших школьников патологии на начальных этапах развития, снизится количество школьников с более серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кифозы), что, в свою очередь, позволит предотвратить дальнейшее развитие заболеваний и переход их в хроническую фазу. При реализации программы в течение нескольких лет возможно осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку и по каждой школе, для динамического наблюдения и контроля заболеваемости школьников болезнями опорно-двигательного аппарата. Источник финансирования - бюджет города Нижнего Новгорода. 7. Предполагаемый объем финансирования. Таблица N 1 +---------------------------------+-------------------+--------------------------------------------+ | Наименование | Исполнитель | Предполагаемый объем финансирования (тыс. | | раздела | | руб.) | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | | | 2009 год | 2010 год | 2011год | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 1. | департамент | | - | в соответствии | | Разработка системы | здравоохранения | | | с | | лечебно-оздоровительной и | администрации | | | возможностями | | профилактической работы с | города, | - | | бюджета | | детьми, имеющими нарушения в | победитель торгов | | | | | опорно-двигательной системе. | | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 2. | департамент | | | | | Диагностика нарушений | здравоохранения | 2 000 | 2 000 | в соответствии | | опорно-двигательного аппарата у | администрации | | | с | | детей дошкольного и школьного | города, | | | возможностями | | возраста. | победитель | | | бюджета | | | торгов, МЛПУ | | | | | | педиатрического | | | | | | профиля, | | | | | | муниципальные | | | | | | учреждения | | | | | | образования | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 3. | департамент | | | | | Подготовка кадров по | здравоохранения | 1 360 | 1020 | в соответствии | | организации | администрации | | | с | | оздоровительно-профилактической | города, | | | возможностями | | работы в дошкольных | департамент | | | бюджета | | образовательных учреждениях и | образования | | | | | школах. | администрации | | | | | | города, | | | | | | победитель | | | | | | торгов, МЛПУ | | | | | | педиатрического | | | | | | профиля, | | | | | | муниципальные | | | | | | учреждения | | | | | | образования | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 4. | департамент | | | | | Разработка и апробация | здравоохранения | | | | | научно-методического | администрации | 451, 9 | 665,00 | в соответствии | | обеспечения проведения | города, | | | с | | лечебно-профилактических и | департамент | | | возможностями | | оздоровительно-профилактических | образования | | | бюджета | | занятий с детьми дошкольного и | администрации | | | | | школьного возраста в | города, | | | | | муниципальных образовательных | муниципальные | | | | | учреждениях города. | образовательные | | | | | | учреждения | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 5. | департамент | | | | | Разработка информацион-ного | здравоохранения | 98,1 | 135,00 | в соответствии | | интернет- ресурса для | администрации | | | с | | оптимизации работы по | города, | | | возможностями | | профилактике и лечению | победитель торгов | | | бюджета | | заболеваний опорно-двигательной | | | | | | системы у детей, для педагогов | | | | | | и родителей с возможностью | | | | | | проведения | | | | | | интернет-конференций. | | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | Раздел 6 | департамент | | | в соответствии | | Выпуск методической литературы | здравоохранения | 90 | 180,00 | с | | | администрации | | | возможностями | | | города, | | | бюджета | | | победитель торгов | | | | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ | | | 4000,00 | | в соответствии | | ИТОГО: | | | 4 000,0 | с | | | | | | возможностями | | | | | | бюджета | +---------------------------------+-------------------+----------+----------------+----------------+ 8. Выполнение программы. Раздел 1. Разработка системы профилактической и лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе. Механизм медико-психолого-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода включает в себя несколько компонентов. 1. Разработка системы взаимодействия муниципальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, лицеи, гимназии и пр.), детских городских поликлиник (отделений); учреждений медицинских, ортопедических и здоровьесберегающих технологий с целью оперативного управления совместной деятельностью по программе, определения совместного с органами управления здравоохранения и образования перечня образовательных учреждений, участвующих в программе, составления графика проведения медицинских осмотров и ортезирования, графика направления кадров на обучение. Механизм медико-психолого-педагогической программы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста города Нижнего Новгорода должен соответствовать требованиям и основным направлениям развития здравоохранения в РФ. 2. Разработка информационно-образовательного и учебно-методического обеспечения лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе. Этот комплекс включает: разработку и пополнение информационно-консультационного ресурса (сайта в Интернете), позволяющего ознакомить педагогов, воспитателей, родителей и самих детей с основными методами профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы, получить консультацию по интересующей теме посредством форума, конференций, электронной библиотеки и видеотеки, обучение специалистов образовательных дошкольных и школьных учреждений города (специалистов по физической культуре, внешкольной работе, воспитателей дошкольных образовательных учреждениях и групп продленного дня и пр.) и медицинских работников (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК) с целью овладения современными методиками лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста, разработку методического обеспечения для специалистов образовательных дошкольных и школьных образовательных учреждений (специалистов по физической культуре, внешкольной работе, воспитателей дошкольных образовательных учреждениях и групп продленного дня и пр.) и специалистов медицинского профиля (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК) для проведения лечебной и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста на основе комплексного использования современных отечественных и зарубежных методик лечебно-оздоровительных технологий по лечению и профилактике нарушений опорно-двигательной системы. В 2009 году будут изданы учебно-методические пособия: 1. По комплексному медико-психолого-педагогическому подходу в дошкольных образовательных учреждениях к профилактике и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тираж 150 экземпляров. 2. Организация медицинской помощи детям в дошкольных образовательных учреждениях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тираж 150 экземпляров. Раздел 2. Диагностика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста. 2.1. Пути реализации Для внедрения в регионе на базе специализированных учреждений (дошкольные образовательные учреждения, школы, интернаты и т.д.) комплексного механизма предупреждения развития и дальнейшего прогрессирования заболеваний суставов, деформаций позвоночника и стоп у детей школьного возраста необходимо: 2.1.1. Обеспечить проведение обследования детей, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля, в организованных коллективах силами выездной мобильной бригады ортопедического учреждения (победителя конкурса на выполнение работ). 2.1.2. Обеспечить пациентов с выявленной патологией адекватными реабилитационными мероприятиями. 2.1.3. Обеспечить детей и подростков ортопедическими изделиями по показаниям. 2.1.4. Организовать работу по реализации Программы (сбор, обработка и анализ статистических данных, техническое обеспечение и проведение скрининг-осмотров, практическая помощь специалистам учреждений и т.д.). 2.2. Механизм и поэтапный план реализации Технологическая схема предусматривает поуровневое оказание медицинской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата и состоит из трех этапов: проведение обследования детей, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля, в организованных коллективах силами выездной мобильной бригады ортопедического учреждения (победителя конкурса на выполнение работ) в дошкольных образовательных учреждениях и школах (или поликлиниках) с целью выявления патологии опорно-двигательного аппарата, ортезирование по показаниям (Ортопедическое учреждение - победитель конкурса на выполнение работ); (этап I, таблица N2), назначение, лечение и подготовка плана реабилитационных мероприятий, лечение детей с выявленными нарушениями опорно-двигательного аппарата в медицинских учреждениях на муниципальном уровне (детская муниципальная поликлиника (отделение); (этап II, таблица N 2), консервативное и хирургическое лечение в специализированных медицинских учреждениях (организациях). Выполняется специализированным медицинским учреждением - победителем конкурса на выполнение работ (этап III, таблица N 2). Комплексный подход к предупреждению развития и дальнейшего прогрессирования заболевания суставов, деформаций позвоночника и стоп у детей и подростков города Нижнего Новгорода предусматривает проведение следующих мероприятий: Таблица N 2 +-------------------------------------------------------------------------------------+ | Первый этап «Скрининг-обследование детей в организованных коллективах» | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | Код | Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность | | медицинской | проведения) | | услуги | | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 03.03.001 | Компьютерный фотостереовидеоанализ ФСВА; 1 раз | | | | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | - ФСВА позвоночника; | | | - подометрия; | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.050.03 | Приём врача травматолога-ортопеда; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 15.03.005-006 | Применение ортопедических изделий; 1-2 раза | | 23.31.001 | | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ Второй этап «Медицинская помощь детям с патологией опорно-двигательного аппарата в амбулаторно-поликлинических условиях» +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | Код | Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность | | медицинской | проведения) | | услуги | | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Консультации специалистов | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.031.01-02 | Осмотр врача педиатра (участкового); 1-3 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.050.03-04 | Осмотр врача-травматолога-ортопеда; 1-3 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.054.01 | Осмотр врача-физиотерапевта; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.020.01 | Осмотр врача по лечебной физкультуре; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Инструментальные исследования | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 06.03.016 | Рентгенография позвоночника (в 2х проекциях); 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 06.03.052 | Рентгенография стоп; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Физиотерапия и лечебная физкультура | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.03.002-003 | Магнито-лазерная терапия; 6-8 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.02.002 | Амплипульстерапия ; 6-8 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.02.003 | Фазовая электростимуляция мышц спины; 10-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.02.004 | Фазовая электростимуляция мышц стопы и голени; 10-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 21.03.002-003 | Массаж общий; 8-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 19.31.003 | Групповые занятия ЛФК; 8-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 22.01.006 | УФО; 4-6 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | | | | Третий этап «Медицинская помощь детям с патологией опорно-двигательного аппарата в | | специализированном стационаре» | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | Код | Наименование услуги (коэффициент необходимости оказания, кратность | | медицинской | проведения) | | услуги | | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Консультации специалистов | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.031.01 | Осмотр врача приемного отделения; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.050.03 | Осмотр врача травматолога-ортопеда первичный; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.003.01 | Осмотр заведующего отделением; 1-4 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.050.04 | Осмотр врача травматолога-ортопеда; 18-20 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.023.001-002 | Осмотр врача- невролога; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.031.01-02 | Осмотр врача-педиатра; 2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.054.01 | Осмотр врача по лечебной физкультуре; 1-3 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.020.01 | Осмотр врача -физиотерапевта; 1-3 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Инструментальные исследования | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 06.03.016 | Рентгенография позвоночника в 2-х проекциях с вытяжением (3 | | | снимка); 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 06.03.052 | Рентгенография стоп в 2-х проекциях + рентгенограмма | | | пояснично-крестцовой области (4 снимка); 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 05.31.002 | Магнито-резонансная томография; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 05.10.001 | Электрокардиографическое исследование; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 05.02.001 | Электронейромиография; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 03.03.003 | Стабилография; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 03.03.004 | Плантография; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 03.09003 | Исследование функции внешнего дыхания; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 04.10.003 | Кардиоинтервалография; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 03.03.005 | Динамометрия становая; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Лабораторные исследования | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.016.03 | Анализ крови общий; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.016.06 | Анализ мочи общий; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 01.016.04 | Анализ крови биохимический; 1 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Медикаментозная терапия | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Физиотерапия и лечебная физкультура | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.02.001 | Электростимуляция мышц спины; 10-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.03.002-003 | Магнито-фотодиодная лазеротерапия; 6-8 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 17.13.001 | Фонофорез анальгетиков и сосудистых препаратов; 10-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 21.03.002-003 | Массаж мышц спины, грудной клетки и живота; 10-12 раз | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 25.03.003 | Лечебные корригирующие укладки; 72 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 19.004.01 | Групповые занятия ЛФК; 44 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 19.004.01 | Индивидуальные занятия ЛФК; 22 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | 19.004.01 | Занятия ЛФК в присутствии родителей; 1-2 раза | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Круглосуточное наблюдение дежурной медсестры; 24 | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ | | Питание больных; 24 | +----------------+--------------------------------------------------------------------+ * Коды простых и сложных медицинских услуг соответствуют номенклатуре работ и услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12.07.2004 Разделение технологической схемы лечения на части обусловлено возможностью оказания медицинской помощи детям с патологией опорно-двигательного аппарата при различной оснащенности медицинских учреждений и необходимостью достижения планируемого результата. Реализация технологической схемы лечения предусматривает взаимодействие между ее участниками в плане преемственности и этапности оказания медицинской помощи. В то же время, каждая часть схемы носит законченный характер в зависимости от конкретно поставленных задач. 2.2.1.Скрининг-обследование детей в организованных коллективах Скрининг-осмотр и последующий мониторинг пациентов осуществляется 1 раз в год. Использование автоматизированного комплекса позволит осмотреть семь тысяч дошкольников города Нижнего Новгорода при работе одной выездной бригады, с учетом времени нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении. В 2009 году планируется осмотреть 900 дошкольников, в том числе по направлениям (спискам) МЛПУ педиатрического профиля. Используя статистические данные, у 45,8% обследованных детей предполагается 1-2 степень плоскостопия. Данной группе детей необходимы стельки-супинаторы для предотвращения дальнейшего прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата. Объем финансирования диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в 2009 году. +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ | Код | Наименование услуги | Стоимость, | I группа | II группа | Всего, | | медицинской | (коэффициент необходимости | (руб.) | (~54 %) | (~46%) | руб. | | услуги | оказания, кратность | | (начальное | (выявленное | | | | проведения) | | проявление | проявление | | | | | | болезни) | болезни) | | | | | | 490 чел. | 410 чел. | | +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ | 03.03.001 | Диагностика деформации | 695 | | 284 950 | 284 950 | | | позвоночника и стоп | | | | | | | (скрининг-осмотр с | | | | | | | использованием | | | | | | | аппаратно-программного | | | | | | | комплекса КАПб-ФСВА и | | | | | | | цифрового фотометрического | | | | | | | АПК «Плантовизора») | | | | | +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ | 01.050.03 | Приём врача (осмотр, | 250 | 122 500 | 102 500 | 225 000 | | | консультация) | | | | | | | травматолога-ортопеда | | | | | +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ | 15.03.005-006 | Ортезирование детей с | 763 | | 313050 | 313050 | | 23.31.001 | нарушениями | | | | | | | опорно-двигательного | | | | | | | аппарата, включая | | | | | | | изготовление, подгонку и | | | | | | | выдачу ортопедических | | | | | | | стелек | | | | | +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ | | Итого: | | 122 500 | 700 500 | | | | | | | | 823 000 | | | | | | | | +---------------+----------------------------+------------+------------+-------------+----------+ Использование автоматизированного комплекса позволяет осматривать семь тысяч детей в год (школьники начальных классов (1-2 классы) и средних классов (7-8 классы)), при работе одной выездной бригады, с учетом времени нахождения учеников в школе (с 8.00 до 14.00) и с учетом периода каникул. В 2009 году планируется осмотреть около одной тысячи девятьсот детей школьного возраста. Объем финансирования диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста в 2009 г. +---------------+------------------------+------------+------------+-------------+--------------+----------+ | Код | Наименование услуги | Стоимость, | I группа | II группа | III группа | Всего, | | медицинской | (коэффициент | (руб.) | (~54 %) | (~35,5 %) | (~10,5 %) | руб. | | услуги | необходимости | | (начальное | (выявленное | (нуждающиеся | | | | оказания, кратность | | проявление | проявление | в | | | | проведения) | | болезни) | болезни) | специальном | | | | | | 1025 чел | 675 чел | лечении) | | | | | | | | 200 чел | | +---------------+------------------------+------------+------------+---+---------+--+-----------++---------+ | 03.03.001 | Диагностика деформации | 695 | | | 139 000 | 139000 | | | позвоночника и стоп | | | | | | | | (скрининг-осмотр с | | | | | | | | использова-нием | | | | | | | | аппаратно-программного | | | | | | | | комплекса КАПб-ФСВА и | | | | | | | | цифрового | | | | | | | | фотометрического АПК | | | | | | | | «Плантовизора») | | | | | | +---------------+------------------------+------------+----------------+------------+------------+---------+ | 01.050.03 | Приём врача (осмотр, | 250 | 256 250 | 168 750 | 50 000 | 475000 | | | консультация) | | | | | | | | травматолога-ортопеда | | | | | | +---------------+------------------------+------------+----------------+------------+------------+---------+ | 15.03.005-006 | Ортезирование детей с | 2815 | | | 563 000 | 563000 | | 23.31.001 | нарушениями | | | | | | | | опорно-двигательного | | | | | | | | аппарата, включая | | | | | | | | изготовление, подгонку | | | | | | | | и выдачу | | | | | | | | ортопедических изделий | | | | | | | | (реклинаторы, | | | | | | | | головодержатели, | | | | | | | | корсеты), изготовление | | | | | | | | и выдачу | | | | | | | | ортопедических стелек | | | | | | +---------------+------------------------+------------+----------------+------------+------------+---------+ | | Итого: | | 256 250 | 168 750 | 752 000 | 1177000 | +---------------+------------------------+------------+----------------+------------+------------+---------+ Процедура скрининга включает в себя ряд следующих мероприятий, применительно к каждому ребёнку: осмотр врача-травматолога-ортопеда; фотостереовидеоанализ (ФСВА) позвоночника; подометрию стоп; Результаты скрининг-обследования формируются в полуавтоматическом режиме в виде протокола ФСВА, содержащего следующую информацию: паспортные данные пациента, дату обследования, диагноз, расчётные параметры, характеризующие ортопедическую патологию, графики проекций отмаркированных линий дорсальной поверхности в 3-х плоскостях, подограмму, рекомендации по лечению. Протокол ФСВА заносится в карту пациента, которая хранится в ортопедическом учреждении. По результатам скрининг-обследования врач-травматолог-ортопед по каждому пациенту формирует заключение, содержащее диагноз и рекомендации по лечению. По результатам осмотра детям с выявленной патологией выдаются ортопедические изделия (корсет, реклинатор, головодержатель, стельки -супинаторы ортопедические, корригирующие приспособления для стопы) и рекомендации по восстановительному лечению. Заключения врача-травматолога-ортопеда в течение 2 недель с момента окончания скрининг-обследования детей обрабатываются и на основании полученных ортопедических заключений формируется сводный отчёт, содержащий диагноз и назначение по каждому ребёнку. Отдельный пакет по каждой школе передается главному врачу детской поликлиники, после чего поступает к участковым педиатрам для дальнейшей обработки. Поскольку для большей части школьников с выявленной патологией не требуется проведение стационарного лечения, а необходим курс реабилитации в амбулаторных условиях, проведение его возможно в условиях поликлинического звена. Поликлиника занимается диспансеризацией для формирования диспансерных групп и дальнейшего наблюдения врачом-ортопедом пациентов с выявленной патологией. Сочетание ортезирования (ношение корсета, реклинатора, ортопедических стелек) и лечебной физкультуры обеспечивает достижение положительной динамики в реабилитационном процессе и стойкое закрепление полученных результатов. Курс реабилитации проводится с использованием следующих методик: массаж общий; индивидуальные или малогрупповые занятия лечебной физкультурой; физиотерапия; занятия на тренажере Ю.А. Юлина. При выявлении тяжелых патологий опорно-двигательного аппарата проводится консервативное и хирургическое лечение в специализированном медицинском учреждении ( победитель конкурса на выполнение работ). 2.2.2. Этап восстановительного лечения в амбулаторных и стационарных условиях Целью этапа является формирование диспансерных групп и проведение консервативного лечения школьников с выявленной патологией опорно-двигательного аппарата на базе поликлинического отделения в медицинских учреждениях на муниципальном уровне (детская муниципальная поликлиника (отделение). На основании заключения проводятся следующие мероприятия: формируются диспансерные группы, в случае необходимости, направляют пациентов на дополнительные исследования, по каждому пациенту из диспансерной группы готовятся выписки из медицинской карты, а также подтверждаются или корректируются рекомендации по лечению, направление пациентов из диспансерных групп на лечение в специализированное медицинское учреждение (победитель конкурса на выполнение работ). Пациенты из диспансерных групп с выпиской поступают на лечение в специализированное медицинское учреждение (победитель конкурса на выполнение работ). Приём пациентов осуществляет врач специализированного медицинского учреждения, который осматривает ребёнка, формирует план лечения и направляет пациента к специалистам (травматологу-ортопеду, физиотерапевту, врачу по лечебной физкультуре и т.д.). По окончании курса восстановительного лечения врач специализированного медицинского учреждения готовит выписку, содержащую информацию о проведённом лечении. Выписка врача специализированного медицинского учреждения направляется главному врачу поликлиники, после чего поступает к участковому педиатру и заносится в медицинскую карту пациента. При реализации программы в течение нескольких лет необходимо осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья детей с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку, по каждой школе и дошкольному образовательному учреждению для динамического наблюдения и контроля заболеваемости детей болезнями опорно-двигательного аппарата. Общая стоимость раздела составляет в 2009 году 2 000 000 (два миллиона) рублей, включая: ортопедическое обследование (с ортезированием и без ортезирования) детей с применением аппаратно-программного комплекса КАПб-ФСВА и цифрового фотометрического АПК «Плантовизор» (для полномасштабной подиатрической диагностики детей) в выездных условиях силами мобильной бригады ортопедического учреждения, обеспечение ортопедическими изделиями по показаниям (корсеты, реклинаторы, головодержатели, стельки-супинаторы ортопедические). Раздел 3. Подготовка кадров по организации оздоровительно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Подготовка оздоровительно-профилактической работы в дошкольных образовательных учреждениях и школах будет организована на базе учреждения здоровьесберегающих технологий - победителя конкурса на выполнение работ. 3.1. В подготовке будут задействованы специалисты дошкольных и школьных образовательных учреждений города (специалисты по физической культуре, внеклассной и внешкольной работе, воспитатели дошкольных образовательных учреждениях и групп продленного дня и другие специалисты, в круг должностных обязанностей которых входит формирование здорового образа жизни, профилактика нарушений в опорно-двигательной системы) и медицинских работников (школьных врачей - педиатров, инструкторов и врачей кабинетов ЛФК). Работа по обучению кадров будет осуществляться на основе учебного плана подготовки специалистов по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе. ПРОГРАММА подготовки специалистов по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушения в опорно-двигательной системе, в дошкольных образовательных учреждениях, в школах, медицинских учреждениях города и в семье Таблица N3 +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | N | Темы | Кол-во | | | | часов | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 1 | Физиологические, нейро-физиологические и психофизиологические | 4 часа | | | аспекты развития детей в разные возрастные периоды. Особенности | | | | развития опорно-двигательного аппарата у детей. Условия | | | | формирования правильной осанки, свода стопы в различные периоды | | | | развития. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 2 | Современные представления о нарушениях и заболеваниях | 4 часа | | | опорно-двигательной системы у детей. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 3 | Основные методы диагностики нарушений и заболеваний | 4 часов | | | опорно-двигательной системы у детей. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 4 | Виды кинезотерапии при нарушениях опорно-двигательной системы у | 4 часов | | | детей. Физиологические основы кинезотерапии у детей. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 5 | Средства и формы кинезотерапии у детей с нарушениями | 4 часа | | | опорно-двигательной системы. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 6 | Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с | 10 часов | | | детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ДОУ и | | | | школы (зарядка, физкультминутки, динамическая пауза, | | | | дополнительные занятия по профилактике нарушений | | | | опорно-двигательной системы во внеурочное время). | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 7 | Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с | 10 часов | | | детьми среднего и старшего школьного возраста в условиях школы | | | | (зарядка, физкультминутки, динамическая пауза, дополнительные | | | | занятия по профилактике нарушений опорно-двигательной системы во | | | | внеурочное время). | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 8 | Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с | 4 часа | | | детьми дошкольного и школьного возраста в условиях домашних | | | | условиях. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 9 | Теоретические и практические основы использования комплексных | 20 часов | | | методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной | | | | системы с использованием механотерапии (тренажеры Ю.А. Юлина) для | | | | детей дошкольного и младшего школьного возраста. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 10 | Теоретические и практические основы комплексных методов | 20 часов | | | профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной системы с | | | | использованием механотерапии (тренажеры Ю.А.Юлина) для детей | | | | среднего и старшего школьного возраста. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 11 | Теоретические и практические основы использования комплексных | 23 часов | | | методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной | | | | системы с использованием методики сенсомоторного стимулирования | | | | (методики В. Янды, Брюггера, физиомячи большого диаметра, | | | | балансировочные полусферы и др.) для детей дошкольного и младшего | | | | школьного возраста | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 12 | Теоретические и практические основы использования комплексных | 23 часов | | | методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной | | | | системы с использованием методики сенсомоторного стимулирования | | | | (методики В. Янды, Брюггера, физиомячи большого диаметра, | | | | балансировочные полусферы и др.) для детей дошкольного и младшего | | | | школьного возраста | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 13 | Теоретические и практические основы использования комплексных | 10 часов | | | методов профилактики и лечения нарушений опорно-двигательной | | | | системы с использованием акватерапии. | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 14 | Обучение работе с разработанным информационно-образовательным | 2 часа | | | интернет-ресурсом | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | 15 | Ознакомление с системой ортопедического мониторинга состояния | 2 часа | | | опорно-двигательной системы у детей дошкольного и школьного | | | | возраста | | +-----+-------------------------------------------------------------------+----------+ | Всего | 144 часа | +-------------------------------------------------------------------------+----------+ В 2009 году планируется провести подготовку 200 специалистов. из них: 170 чел. - работники образовательных учреждений; 30 чел. - работники медицинских учреждений Планируется две формы обучения: 1. С отрывом от производства в течение 20 дней - 8 групп по 10 человек в группе. Всего 80 человек. 2. Обучение в выходные дни (по субботам) по 8 часов в день, 18 дней, 2 потока по 60 человек (6 групп). Всего 120 человек. 3.2. Информационно-разъяснительная и обучающая программа для родителей может осуществляться несколькими путями: в дошкольных и школьных образовательных учреждениях города в рамках текущих и специальных родительских собраний по итогам проведенной диагностики детей с ознакомлением со специально созданными рекомендациями для родителей, имеющих детей с нарушениями в опорно-двигательной системе, посредством дистанционного обучения на созданном информационно-образовательном интернет-ресурсе (сайте), посредством самостоятельного изучения материалов, собранных на информационном образовательном интернет-ресурсе (сайте), и участия в форумах и интернет -конференциях и пр., посредством специально подготовленных учебно-методических комплектов, включающих: учебное - методические рекомендации, предназначенные специально для родителей детей, имеющих нарушения в опорно-двигательной системе. Общая стоимость раздела составляет в 2009 году 1 360 000 (один миллион триста шестьдесят тысяч) рублей, включая проведение семинаров по использованию отдельных лечебно-оздоровительных методик. Раздел 4. Разработка и апробация научно-методического обеспечения проведения лечебно-профилактических и оздоровительно-профилактических занятий с детьми дошкольного и школьного возраста в муниципальных образовательных учреждениях города. Методическое обеспечение включает в себя несколько разделов: 4.1. Методическое обеспечение для специалистов дошкольных и школьных образовательных учреждений и медицинских специалистов. Подготовку учебно-методических пособий по организации лечебно-профилактической и оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями опорно-двигательной системы с использованием комплексных методов лечебной физкультуры на базе дошкольных и школьных образовательных учреждений. Основные компоненты комплексной методики: тренажерная гимнастика - авторская методика эффективного способа лечения и профилактики нарушения опорно-двигательной системы, разработанная на основе применения тренажеров Юлина Ю.А., методика сенсомоторного стимулирования В. Янды (физиомячи большого диаметра, балансировочные доски), методика А. Брюггера (резиновые жгуты и пр.), с гимнастическими предметами и др., акватерапия (водная среда, в которой совершаются движения, оказывает дополнительное воздействие на организм ребенка и создает специфические условия для проведения лечебной и оздоровительно- профилактической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательной системы). 4.2. Методическое обеспечения проведения оздоровительно-профилактических занятий в семейных условиях. Учебно-методические разработки по организации и проведению оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями опорно-двигательной системы с использованием комплексных методов профилактики и лечебной физкультуры в домашних условиях. 4.3. Методические рекомендации по использованию отдельных лечебно-оздоровительных и оздоровительно-профилактических методик. Методические рекомендации по использованию специализированных тренажеров Ю.А.Юлина, методики реабилитации опорно-двигательной системы профессора В.Янда (Чехия), (физиомячей большого диаметра и гимнастических предметов, плавания и т.п.), А.Брюггера и др. при оздоровительно-профилактической и лечебной работе с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательной системе. Для обеспечения исполнения этого раздела будет издано 5 методических рекомендаций для специалистов медицинского профиля, педагогов и методистов по физической культуре, воспитателей детских дошкольных учреждений: 1. Методическое пособие «Организация оздоровительно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста в образовательных учреждениях с нарушениями опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры (тренажеры, балансировочные доски, физиомячи большого диаметра и пр.)». 2. Методическое пособие «Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (осанки) с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях». 3. Методическое пособие «Организация и проведение лечебно-профилактической работы с детьми школьного возраста с нарушениями в опорно-двигательном аппарате с использованием комплексных методов лечебной физкультуры в домашних условиях». 4. Методическое пособие «Учебно-методическое пособие по методике применения тренажеров Ю.А. Юлина для детей школьного возраста». 5. Методическое пособие «Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра». Стоимость работ этого раздела в 2009 году составляет 451 900 (четыреста пятьдесят одна тысяча девятьсот) рублей. Раздел 5. Разработка информационного интернет- ресурса для оптимизации работы по профилактике и лечению заболеваний опорно-двигательной системы у детей и подростков для педагогов и родителей с возможностью проведения интернет конференций. Создание интернет-ресурса (сайта), содержащего информацию для родителей, педагогов, специалистов, о нарушениях опорно-двигательной системы человека в онтогенезе, о факторах, способствующих развитию нарушений опорно-двигательной системы, о современных методах профилактики и лечения, о комплексных оздоровительных мероприятиях, лечебной физической культуре, подборе мебели, необходимости применения ортопедических изделий: супинаторов, корсетов и пр. Сайт должен иметь форум, режим оn-line, конференц-связь, содержать необходимую обучающую литературу (для родителей, педагогов, специалистов) для оптимизации работы по профилактике и лечению нарушений опорно-двигательной системы. Созданию Интернет-ресурса должны предшествовать разработка и согласование с заказчиком технического задания. Техническое задание должно включать следующие разделы: 1. Введение 1.1. Наименование программы 1.2. Назначение и область применения 2. Требования к программе 2.1. Требования к функциональным характеристикам 2.2. Требования к надежности 2.2.1. Требования к обеспечению надежного функционирования программы 2.2.2. Время восстановления после отказа 2.2.3. Отказы из-за некорректных действий оператора 3. Условия эксплуатации 3.1. Климатические условия эксплуатации 3.2. Требования к квалификации и численности персонала 3.3. Требования к составу и параметрам технических средств 3.4. Требования к информационной и программной совместимости 3.4.1. Требования к информационным структурам и методам решения 3.4.2. Требования к исходным кодам и языкам программирования 3.4.3. Требования к программным средствам, используемым программой 3.4.4. Требования к защите информации и программ 3.5. Специальные требования 4. Требования к программной документации 4.1. Предварительный состав программной документации 5. Технико-экономические показатели 5.1. Экономические преимущества разработки 6. Стадии и этапы разработки 6.1. Стадии разработки 6.2. Этапы разработки 6.3. Содержание работ по этапам 7. Порядок контроля и приемки 7.1. Виды испытаний 7.2. Общие требования к приемке работы 8. Выполнение эскизного проекта Интернет-ресурса Эскизный проект должен содержать эскизы следующих информационных блоков-модулей: главная страница страница регистрации пользователей информационный блок-модуль «Электронная библиотека» форум блок-модуль on-line конференций информационный блок-модуль «Контакты» страница ссылок на схожие ресурсы страница ссылок на Интернет-ресурсы организаций соисполнителей. При реализации программы в течение нескольких лет необходимо осуществлять ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, с формированием базы данных, содержащей информацию по каждому ребёнку, по каждой школе и дошкольным образовательным учреждениям для динамического наблюдения и контроля заболеваемости детей болезнями опорно-двигательного аппарата. Целью создания системы мониторинга состояния детей является обеспечение непрерывного наблюдения за детьми, имеющими нарушения опорно-двигательной системы. Разработка и апробация модели системы мониторинга за состоянием опорно-двигательной системы детей должна включать: создание базы данных детей, начиная с дошкольного возраста, систему лечебно-диагностического сопровождения (мониторинга) детей в течение всего срока обучения в школе, позволяющую: эффективно спланировать работу с различными категориями детей; своевременно произвести расчет необходимой лечебно-профилактической работы и необходимых затрат; не потерять данные обследований детей при переходе из одного образовательного учреждения в другое, из одного района города в другой и т.п.; не пропустить сроки повторных обследований; отслеживать динамику и эффективность используемых методов профилактики и лечения; оценить эффективность работы педагогов, детских городских поликлиник по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Будет создана единая база данных. В 2009 году планируется разработка и согласование технического задания, разработка организационно-технологической структуры движения и обработки медицинской и психологической информации с учетом особенностей города Нижнего Новгорода, предоставление отчета на бумажном и магнитном носителях «Техническое задание на разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы в городе Нижнем Новгороде». Стоимость работ по разделу составляет в 2009 году 98 100 (девяносто восемь тысяч сто) рублей. Раздел 6. Выпуск методической литературы Тираж методической литературы - 150 экз. каждого наименования в год. Стоимость раздела составляет 90 000 (девяносто тысяч) рублей. Часть III. Реализация мероприятий программы в 2010 году. Мероприятия программы на 2010г. представлены в таблице. Таблица N 1. Мероприятия программы «Ранняя диагностика, профилактики восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» на 2009-2011 годы в 2010 году. +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | NN | Мероприятие | Исполнитель | Объем | Источник | | | | | финансирования | финансирования | | | | | на 2010 год в | | | | | | тыс. рублей | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 1. | Осмотры врача | Департамент | 650 | Бюджет г. Нижнего | | | травматолога-ортопеда | здравоохранения | | Новгорода по | | | | Победитель | | отрасли | | | | открытого | | «Здравоохранение» | | | | аукциона | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 2. | Аппаратная диагностика | Департамент | 341,3 | Бюджет г. Нижнего | | | деформации позвоночника и стоп | здравоохранения | | Новгорода по | | | с использованием | Победитель | | отрасли | | | аппаратно-программного | открытого | | «Здравоохранение» | | | комплекса КАПб-ФСВА и цифрового | аукциона | | | | | фотометрического | | | | | | автоматизированного | | | | | | программного комплекса | | | | | | «Плантовизор» | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 3. | Ортезирование детей дошкольного | Департамент | 123,7 | Бюджет г. Нижнего | | | возраста с нарушениями | здравоохранения | | Новгорода по | | | опорно-двигатель-ного аппарата | Победитель | | отрасли | | | | открытого | | «Здравоохранение» | | | | аукциона | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 4. | Ортезирование детей школьного | Департамент | 746 | Бюджет г. Нижнего | | | возраста с нарушениями | здравоохранения | | Новгорода по | | | опорно-двигательного аппарата | Победитель | | отрасли | | | | открытого | | «Здравоохранение» | | | | аукциона | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 5. | Мониторинг-наблюдение | Департамент | 139 | Бюджет г. Нижнего | | | (диспансерный осмотр) детей с | здравоохранения | | Новгорода по | | | заболеваниями | Победитель | | отрасли | | | опорно-двигатель-ного аппарата, | открытого | | «Здравоохранение» | | | выявленными в 2009г. | аукциона | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 6. | Подготовка кадров по | Департамент | 1 020 | Бюджет г. Нижнего | | | организации | здравоохранения | | Новгорода по | | | оздоровительно-профилактической | Победитель | | отрасли | | | работы в школах дошкольных | открытого | | «Здравоохранение» | | | образовательных учреждениях, | аукциона | | | | | медицинских учреждениях. | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 7. | Разработка и подготовка к | Победитель | 665 | Бюджет г. Нижнего | | | изданию 5 учебно-методических | открытого | | Новгорода по | | | пособий по темам: | аукциона | | отрасли | | | | | | «Здравоохранение» | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | - «Профилактика нарушений | | | | | | опорно-двигательного аппарата у | | | | | | детей среднего школьного | | | | | | возраста (для детей, педагогов, | | | | | | специалистов и родителей»; | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | - « | | | | | | Оздоровительно-коррекционная | | | | | | работа с детьми старшего | | | | | | школьного возраста, имеющими | | | | | | отклонения в состоянии | | | | | | опорно-двигательного аппарата | | | | | | (для детей, педагогов, | | | | | | специалистов и родителей»; | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | - « Методика занятий на | | | | | | тренажерах типа «Спортивные | | | | | | качели» с детьми среднего и | | | | | | старшего школьного возраста, | | | | | | имеющими отклонения в | | | | | | состояниии опорно-двигательного | | | | | | аппарата (для детей, педагогов, | | | | | | специалистов и родителей)»; | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | - «Медико-педагогические | | | | | | аспекты диагностики, | | | | | | профилактики и коррекции | | | | | | нарушений опорно-двигатель-ного | | | | | | аппарата у детей школьного | | | | | | возраста | | | | | | (для специалистов, педагогов, | | | | | | родителей)»; | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | - "Методика | | | | | | коррекционно-профилакти-ческой | | | | | | работы с детьми среднего и | | | | | | старшего возраста с нарушениями | | | | | | опорно-двигательного аппарата в | | | | | | домашних условиях» | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 8. | Издание методической литературы | Победитель | 180 | Бюджет г. Нижнего | | | | открытого | | Новгорода по | | | | аукциона | | отрасли | | | | | | «Здравоохранение» | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | 9. | Пополнение информационного | Победитель | 135 | Бюджет г. Нижнего | | | интернет-ресурса для | открытого | | Новгорода по | | | оптимизации работы по | аукциона | | отрасли | | | профилактике и лечению | | | «Здравоохранение» | | | заболеваний | | | | | | опорно-двигательного аппарата у | | | | | | детей для педагогов и родителей | | | | | | с возможностью проведения | | | | | | Интернет-конференций, | | | | | | консультаций. | | | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ | | ИТОГО: | | 4 000 | | +-----+---------------------------------+-------------------+-----------------+--------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|