Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 23.05.2003 № 158ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.05.2003 N 158 Об утверждении областной межведомственной Программы по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. В целях осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения многодетных семей Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную межведомственную программу по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. (далее - Программа). 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) при формировании областного бюджета на 2004 год и последующие годы предусмотреть выделение средств на реализацию данной Программы с ежегодным уточнением объемов финансирования. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать соответствующие районные (городские) целевые программы по улучшению положения многодетных семей на 2004 - 2006 гг. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра труда и социальной защиты Нижегородской области Г.А. Суворова. И.о. Губернатора Ю.П. Сентюрин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 23.05.2003 N 158 Областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. ПАСПОРТ областной межведомственной Программы по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы Наименование программы Областная межведомственная Программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области (далее - Программа) Основание для разработки Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Государственный Заказчик Губернатор и Правительство Нижегородской области и основной разработчик Программы Цель программы Государственная поддержка многодетной семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей Сроки реализации 2004 - 2006гг. Программы Исполнители мероприятий - министерство труда и социальной защиты Программы Нижегородской области, - министерство образования и науки Нижегородской области, - министерство здравоохранения Нижегородской области, - министерство культуры Нижегородской области, - министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, - министерство строительства и ЖКХ Нижегородской области, - министерство финансов Нижегородской области; во взаимодействии с: - Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области; - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования; - органами местного самоуправления городов и районов области при условии их участия в Программе; - некоммерческими организациями (по согласованию с ними) Предполагаемые объемы и Средства областного бюджета 9 810,4 тыс. руб., источники в том числе: финансирования Программы 2004 г. - 3 035,4 тыс. руб., 2005 г. - 3214,3 тыс. руб., 2006 г. - 3560,7 тыс. руб.; федеральный бюджет: 2004 г. - 5 099,0 тыс. руб., 2005 г. - 5 679,0 тыс. руб., 2006 г. - 6 243,0 тыс. руб.; внебюджетные источники 2004 г. - 1 063,0 тыс. руб., 2005 г. - 1 192,6 тыс. руб., 2006 г. - 1 453,5 тыс. руб., а также местные бюджеты - в рамках текущего финансирования при условии участия органов местного самоуправления в Программе Ожидаемые конечные Реализация целенаправленной и адресной системы мер результаты социальной поддержки многодетных семей и обеспечение реализации условий для полноценного воспитания, развития и Программы образования детей из многодетных семей Система контроля за Контроль за реализацией мероприятий Программы исполнением осуществляется в установленном порядке Правительством Программы Нижегородской области, министерством труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области. Координатором реализации Программы является министерство труда и социальной защиты Нижегородской области. Введение. Программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", постановлением Администрации Нижегородской области от 15.06.1992 N 143 и постановлением Администрации Нижегородской области от 02.02.1998 N 29 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Цели программы: - Создание условий для повышения уровня и качества жизни многодетных семей Нижегородской области, а также полноценного воспитания и развития детей из семей данной категории. - Формирование системы государственных социальных гарантий для многодетных семей на территории Нижегородской области. Программа подготовлена министерством труда и социальной защиты Нижегородской области при участии заинтересованных органов исполнительной власти и организаций и с учетом предложений территориальных органов социальной защиты и некоммерческих организаций. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Изменения, переживаемые российским обществом в последние десятилетия, привели к нестабильной социально-экономической обстановке и снижению жизненного уровня многих семей, появлению значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности. Заметно снизились возможности государства и семьи в сфере жизнеобеспечения, развития и социализации детей. Наблюдается устойчивое сокращение числа детей в семье и семей с детьми в целом. Основная тенденция развития российской семьи с детьми - снижение числа детей в расчете на одну семейную группу, а также уменьшение количества полных и многодетных семей. Между тем Нижегородская область так же, как и Россия в целом, переживает "репродуктивный кризис", смертность превышает рождаемость в среднем в 2,5 раза, а в сельских районах области - в 3,9 раза. Относительный показатель рождаемости на одну женщину в 2002 г. в Нижегородской области составил 1,1 (в ПФО- 1,2 - 1,3) , при норме простого воспроизводства 2,15. Данные муниципальных органов социальной защиты населения Нижегородской области подтверждают устойчивые тенденции снижения количества многодетных семей и детей в них (Таблица 1). Таблица 1 Структура многодетных семей Нижегородской области по числу детей (согласно данным муниципальных органов социальной защиты населения). Многодетные 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год семьи семьи дети семьи дети семьи дети семьи дети с 3 детьми 15948 47844 15452 46356 11776 35328 9804 29412 с 4 детьми 2300 9200 2240 8960 1878 7512 1542 6168 с 5 детьми 749 3745 726 3630 550 2750 466 2330 с 6 и 380 2570 368 2524 327 2179 256 1712 последующ. ИТОГО 19377 63359 18786 61470 14531 47769 12068 39622 Для сравнения - в 1989 году на территории области согласно переписи населения насчитывалось 32193 многодетные семьи, в которых воспитывалось 106 406 детей. По данным переписи 1989 года, в 23,5 млн. российских семей воспитывались дети в возрасте до 18 лет (57,5 % от общего числа семей). Более половины семей имели одного ребенка (51 %), 39 % - двух, многодетные семьи составляли 10 %. Но уже к 1994 году, как показала микроперепись, доля семей с одним ребенком повысилась до 54 %, с двумя детьми - сократилась до 37 %, а многодетных - до 9 %. В настоящее время в Нижегородской области по данным районных (городских) управлений социальной защиты населения 12068 многодетных семей, что составляет 2,7 % от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Среди многодетных семей преобладают семьи, воспитывающие 3 детей, составляющие 81,2 % от общего количества многодетных семей и 74,2 % от детей, воспитывающихся в многодетных семьях. Количество семей с четырьмя детьми - 12,3 % , с пятью - 3,9 %, с шестью и более - 2,1 % (Таблица 2). Таблица 2 Относительные показатели количества многодетных семей и детей в них (согласно данным муниципальных органов социальной защиты населения). Многодетные семьи семьи дети с 3 детьми (% относительно всех многодетных семей) 81,2 74,2 с 4 детьми (% относительно всех многодетных семей) 12,3 15,6 с 5 детьми (% относительно всех многодетных семей) 3,9 5,9 с 6 и более (% относительно всех многодетных 2,1 4,3 семей) Многодетные семьи относительно общего кол-ва семей 2,8 7 (%) По данным областного комитета государственной статистики, динамика последних лет показывает, что если количество семей, имеющих одного ребенка, уменьшается незначительно, то доля семей, имеющих двух и более детей, стремительно сокращается, что видно по количеству родившихся по очередности рождения (Диаграмма 1, таблица 3). Диаграмма 1 (в электронном виде не приводится, смотри бумажный вариант) Таблица 3 Нижегородская область. Родившиеся по очередности рождения. 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Всего родившихся 55721 51584 47476 42492 36908 33445 29507 30986 29881 28655 27976 28482 27006 В том числе: Первый 24727 23893 23530 22529 21382 21003 19021 20001 19368 18424 17874 18117 17284 второй 23970 21530 18581 15348 11770 9465 8060 8410 8113 7868 7847 8089 7589 третий 5200 4461 3824 3166 2526 1954 1611 1703 1624 1596 1488 1473 1431 четвёртый и более 1824 1699 1537 1447 1228 1023 815 872 776 767 767 803 702 В % к итогу Всего родившихся 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100 100 100 100 в том числе: первый 44,4 46,3 49,6 53.0 57,9 62,8 64,5 64,6 64,8 64,3 63,9 63,6 64.0 второй 43.0 41,7 39,1 36,1 31,9 28,3 27,3 27,1 27,2 27,5 28,1 28,4 28,1 третий 9,3 8,7 8,1 7,5 6,9 5,8 5,4 5,5 5,4 5,6 5,3 5,2 5,3 четвёртый и более 3,3 3,3 3,2 3,4 3,3 3,1 2,8 2,8 2,6 2,6 2,6 2,8 2,6 Сокращение количества многодетных семей связано с тем, что рождение ребенка влечет за собой социально-экономические проблемы прямого и косвенного характера. С одной стороны, возникает необходимость дополнительных материальных затрат на содержание нетрудоспособного члена семьи, а с другой стороны, родитель, занятый уходом за ребенком, временно теряет трудовой доход. Многодетность практически автоматически относит семью к группе малообеспеченных семей, нуждающихся в особой заботе государства (Таблица 4). Таблица 4 Удельный вес семей с детьми в целом по Нижегородской области с доходами ниже черты бедности (%) 2001 год 2002 год Семьи с детьми всего 42,6 32,5 Семьи с 1 ребенком 28,0 20,6 Семьи с 2 детьми 58,2 44,3 Семьи с 3 детьми 82,7 70,3 Семьи с 4 и более детьми 96,5 90,8 Фактор многодетности влияет на различия в социально-экономическом потенциале городских и сельских семей. Как видно из представленных ниже графиков, в 2002 году произошло некоторое улучшение материального положения семей с детьми как в городе, так и в сельской местности. Причем, в большей степени положение изменилось в семьях, проживающих в городской местности, - на 50 тыс. уменьшились группы бедных семей с 1 и 2 детьми, более чем на 3 тыс. снизилось число бедных семей с 3 детьми. Улучшилась также ситуация в бедных семьях с 4 детьми, число которых снизилось к уровню 2001 года на 300 семей (График 1). В сельской местности, как и в городе, в истекшем году наиболее уязвимыми являлись многодетные семьи с 4 и более детьми. Несмотря на некоторое уменьшение числа бедных семей этого типа - на 100 семей, практически все они (99,5%) находятся за чертой бедности. В результате, доля многодетных малообеспеченных сельских семей с доходами ниже прожиточного минимума по-прежнему осталась велика (График 2). График 1. Семьи с детьми, проживающие в городах, имеющих доходы ниже прожиточного минимума ( % ) (в электронном виде не приводится, смотри бумажный вариант) График 2 Семьи с детьми, проживающие в сельской местности, имеющих доходы ниже прожиточного минимума ( %) (в электронном виде не приводится, смотри бумажный вариант) Таким образом, на фоне общего падения доходов населения, семьи с тремя и более детьми оказались значительно дальше за границей прожиточного минимума в сравнении с другими группами семей, имеющих несовершеннолетних детей. Значительную часть семейного бюджета многодетных семей составляют расходы на основные продукты питания и обеспечение детей непродовольственными товарами. При этом постоянный рост цен на продукты питания приводит к увеличению расходов на питание в семейном бюджете и, соответственно, к резкому ухудшению качества питания. При этом уровень потребления по всему набору продуктов в многодетных семьях является крайне низким в сравнении с любым нормативом по питанию, установленном в продуктовом наборе прожиточного минимума. Низкий уровень доходов многодетных семей сказывается не только на социально-экономическом положении, но и на психологических условиях и образе жизни многодетных семей. Согласно социологическим исследованиям, многодетные относятся к семьям с крайне небольшим запасом социальных и морально-психологических ресурсов. Психологический статус многодетных семей характеризуется повышенной тревожностью, беспокойством, личным дискомфортом, социальной апатией. Многодетные семьи по различным признакам все больше приближаются к семьям группы социального риска. Только в 2002 г. детскими социально-реабилитационными учреждениями системы социальной защиты Нижегородской области было обслужено 49960 семей, в том числе 19 175 малообеспеченных и 5211 многодетных. Многодетность становится образом жизни для многих депривированных слоев населения в виду их серьезной социальной дезадаптации, во многих случаях многодетность стала показателем отсутствия планирования семьи. Среди многодетных семей высок риск возникновения преступности взрослых и детей, основным мотивом которых становится желание и попытки преодолеть семейную бедность, приобрести средства на питание и одежду, приблизить свою жизнь к социально приемлемым стандартам. Многодетные семьи дают высокие показатели риска социального сиротства. Безнадзорность и беспризорность детей в таких семьях также характерное явление из-за равнодушия, безответственности родителей в асоциальных семьях, или из-за крайней занятости родителей в относительно благополучных семьях. По данным автоматизированной информационной системы "Дети" в 2002 г. в Нижегородской области на учете в органах социальной защиты населения состояло более 10 000 семей, находящихся в социально-опасном положении, из них многодетных - 2398 семей. Вместе с тем, ряд многодетных семей имеет положительный настрой на самообеспечение и самореализацию. Возможность улучшения своего социального и экономического положения такие семьи связывают как с государственной помощью, так и с повышением собственной социально-трудовой активности. Основными инструментами воздействия на процессы в экономике и социальной сфере, обеспечивающими экономическую безопасность и социальную стабильность многодетных семей, становятся законодательные и социально-экономические меры, гарантом выполнения которых служат органы государственной власти и местного самоуправления. Для эффективного использования этих средств необходимы эффективные механизмы реализации принятых нормативных правовых актов, контроль за их выполнением и аппарат прогнозирования последствий их реализации. В течение десяти последних лет в Российской Федерации и Нижегородской области были приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", постановление Администрации Нижегородской области от 15.06.1992 N 143 и постановление Администрации Нижегородской области от 02.02.1998 N 29 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", областная межведомственная программа "Улучшение положения семьи, женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах", утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.01.2001 N 21. Таким образом, как федеральными, так и областными нормативными правовыми актами определена государственная стратегия в отношении социально-экономической поддержки многодетных семей. В настоящее время назрела необходимость изучения состояния нормативно-правовой базы и корректировки механизма ее реализации. В Нижегородской области, как и в целом по России, многодетные семьи остаются социальной категорией, нуждающейся в целенаправленной, системной поддержке со стороны государства и строгого выполнения прав и законных интересов. Систематизация действий по социальной поддержке многодетных семей Нижегородской области в условиях существующего правового поля и социальной инфраструктуры обеспечивает необходимость принятия областной целевой программы. Цели и задачи Программы Целями Программы являются: - Создание условий для повышения уровня и качества жизни многодетных семей Нижегородской области, а также для полноценного воспитания и развития детей из семей данной категории. - Формирование системы государственных социальных гарантий для многодетных семей на территории Нижегородской области. В рамках Программы предусматривается решение следующих задач: 1. Обеспечение реализации социальных гарантий, предусмотренных государством для многодетной семьи, в том числе в рамках территориальной программы государственных гарантий, ежегодно утверждаемой Правительством области, по обеспечению гарантированной доступной медицинской помощи населению Нижегородской области. 2. Повышение статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала. 3. Обеспечение занятости безработных граждан, относящихся к категории родителей и детей-подростков из многодетных семей, в целях повышения уровня доходов многодетных семей и профилактики асоциальных проявлений. 4. Организация постоянного контроля за осуществлением всех форм и мер поддержки многодетных семей. 5. Оказание помощи многодетным семьям в воспитании, образовании детей. 6. Развитие социального партнерства с некоммерческими организациями, занимающимися поддержкой многодетных семей, а также развитие благотворительности, как одного из механизмов реализации Программы; заключение партнерских соглашений в отношении многодетных семей. Сроки реализации Программы Сроки реализации Программы: 2004 - 2006 годы Система программных мероприятий Программа реализуется в три этапа и содержит комплекс мероприятий, направленный на улучшение положения многодетных семей в Нижегородской области. 1-й этап реализуется в 2003 - 2004 годах и предусматривает меры, направленные на создание организационно-правовых условий реализации Программы. 2-й этап Программы реализуется в 2004 - 2006 годах и является основным этапом. Мероприятия данного этапа Программы можно разделить на несколько блоков. Активизация трудовых и экономических ресурсов многодетных семей. Предусматривается создание условий, позволяющих семье обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей, достаточный для нормального развития детей, а также создание условий, направленных на занятость детей-подростков из многодетных семей. Внедрение системы адресной социальной помощи многодетным семьям в рамках реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области. Предусматривается формирование и поэтапная реализация механизма адресности по предоставлению государственных социальных гарантий многодетным семьям, а также совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержания уровня благосостояния многодетных семей. Меры по профилактике асоциальных проявлений и реабилитации многодетных семей "группы риска". Планируются меры и мероприятия, позволяющие выявить причины неблагополучия многодетных семей и обеспечивающие помощь детям и родителям из многодетных семей в преодолении трудных жизненных ситуаций. Меры по оказанию помощи многодетным семьям в воспитании и образовании детей. Предусматриваются меры, направленные на создание условий для полноценного воспитания и образования детей из многодетных семей, как одной из наиболее социально незащищенных категорий. Меры по улучшению медицинской помощи многодетным семьям, формированию здорового образа жизни. Планируется проведение мероприятий, направленных на создание условий для обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей из многодетных семей, а также улучшение качества медицинского обслуживания многодетных семей. Развитие социального партнерства. Предполагается комплекс мер по совершенствованию существующих и разработке новых форм социального партнерства, как одного из механизмов реализации Программы. Повышение статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала. Планируется проведение комплекса мер по повышению общественного статуса материнства, развитию духовно-нравственного потенциала семьи, осмыслению многодетности как социального явления в контексте современного состояния общественного развития Нижегородской области. Информационно-методическое и кадровое обеспечение. Предусматривается проведение мероприятий информационно-методического характера, а также направленных на обучение специалистов, работающих с многодетной семей, позволяющих обеспечить реализацию Программы. 3-й этап является заключительным в реализации Программы и предусматривает проведение анализа и подведение итогов реализации программы, а также разработку дальнейших мер, направленных на улучшение положения многодетных семей. Ресурсное обеспечение Программы В 2004 - 2006 гг. на реализацию программных мероприятий дополнительно потребуется направить из средств областного бюджета 9 810,4 тыс. руб., в том числе: 2004 г. - 3 035,4 тыс. руб., 2005 г. - 3 214,3 тыс. руб., 2006 г. - 3 560,7 тыс. руб.. Кроме того, на реализацию Программы предполагается привлечение средств из федерального бюджета (не считая средств, получаемых в соответствии с ежегодными заявками по программе "Дети России"): 2004 г. - 5 099,0 тыс. руб., 2005 г. - 5 679,0 тыс. руб., 2006 г. - 6 243,0 тыс. руб.; из внебюджетных источников (не считая грантовых проектов): 2004 г. - 1 063,0 тыс. руб., 2005 г. - 1 192,6 тыс. руб., 2006 г. - 1 453,5 тыс. руб., а также средств местных бюджетов в рамках текущего финансирования (при условии участия органов местного самоуправления в Программе). Механизм реализации Программы Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области. Исполнителями мероприятий Программы являются следующие министерства: - министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, - министерство здравоохранения Нижегородской области, - министерство культуры Нижегородской области, - министерство образования и науки Нижегородской области, - министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, - министерство финансов Нижегородской области, во взаимодействии с: Департаментом Федеральной государственной службы занятости по Нижегородской области; Территориальным фондом обязательного медицинского страхования; некоммерческими организациями (по согласованию), социальными партнерами. Координатором реализации Программы является министерство труда и социальной защиты Нижегородской области. При реализации мероприятий государственный заказчик Программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень областных целевых программ, принимаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год. Организация контроля за ходом реализации Программы Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Правительство Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты Нижегородской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области. Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях Правительства Нижегородской области и на расширенных заседаниях коллегии министерства труда и социальной защиты Нижегородской области - координатора Программы. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации Программы Эффективность реализации Программы определяется: - увеличением возможности получения дифференцированного социального обслуживания в зависимости от потребностей многодетной семьи; - увеличением количества и повышением качества предоставляемых системой органов социальной защиты услуг и различных видов помощи; - расширением возможности занятости для членов многодетных семей на рынке труда; - снижением количества многодетных семей "группы риска"; - снижением негативного отношения общества к многодетным семьям и улучшением социального самочувствия членов многодетных семей. Реализация мероприятий Программы позволит: - усилить защиту прав и законных интересов детей из многодетных семей, а также многодетных семей в целом; - улучшить социальное положение этих семей через повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг; - обеспечить более широкий доступ детей из многодетных семей и многодетных семей в целом к культурным ценностям, образовательным, информационным, оздоровительным и другим программам; - усилить координационную деятельность областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации предоставления услуг многодетным семьям, а также социального партнерства с общественными организациями, занимающимися проблемами семьи. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий областной межведомственной программы по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. NN Наименование мероприятий Исполнители Сроки Финансовая Предполагаемые пп исполнения потребность источники (тыс. руб.) финансирования 2004 2005 2006 1 2 3 4 5 6 7 8 I этап реализации программы. Правовое и организационно-методическое обеспечение программы 1. Проведение мониторинга Министерство труда и 2004 120,0 20,0 20,0 Областной бюджет социально-экономического социальной положения многодетных семей защиты области (социологические исследования уровня бедности среди многодетных семей, ее структуры, причин и последствий, исследование потребности семей в социальной поддержке с целью классификации и выделения целевых групп многодетных семей) в целях поэтапного перехода к адресной социальной поддержке многодетных семей 2. Создание системы основных Министерство 2003-2004 характеристик труда и социальной малообеспеченной, а также защиты области неблагополучной многодетной семьи (разработка социального паспорта семьи) 3. Разработка на основе Министерство 2003-2004 социального паспорта семьи труда и социальной подкомплекса "Многодетные защиты области семьи" в рамках базы данных во взаимодействии "Соцпомощь", обеспечивающей с органами местного ввод дополнительных сведений самоуправления о многодетных семьях и при условии их оказания им социальной участия помощи 4. Разработка пакетов социальной Министерство труда и 2004 помощи и услуг для каждой социальной целевой группы многодетных защиты области семей, выявленных в результате социологических исследований 5. Разработка для социальных Министерство труда и 2004 работников технологии социальной работы с многодетной семьей защиты области в соответствии с выделенными целевыми группами 6. Разработка проекта закона "О Министерство 2004 государственной поддержке труда и социальной многодетных семей в защиты области Нижегородской области" 7. Создание областного центра Министерство 2004-2006 Текущее Областной бюджет социальной помощи семье труда и социальной финансирование Федеральный и детям как методического защиты области бюджет методического центра по работе с семьей Внебюджетные источники 8. Составление социальной Министерство труда и 2004 программы для некоммерческих социальной защиты организаций и партнеров с целью решения проблем многодетных семей по результатам первого этапа реализации программы II этап реализации программы. 1. Активизация трудовых и экономических ресурсов многодетных семей 1.1. Обеспечение занятости ДФГСЗН по 2004-2006 486,0 486,0 486,0 Федеральный безработных граждан, Нижегородской Бюджет относящихся к категориям области (по многодетных родителей в согласованию) соответствии с областной Программой содействия занятости населения Нижегородской области, в т.ч. - организация временного ДФГСЗН по 2004-2006 300,0 300,0 300,0 Федеральный трудоустройства на Нижегородской Бюджет на субсидированной основе; области (по согласованию) - организация общественных ДФГСЗН по 2004-2006 Текущее финансирование Федеральный работ Нижегородской бюджет области (по Областной бюджет согласованию) Местный бюджет - организация временной ДФГСЗН по 2004-2006 Текущее финансирование Федеральный занятости подростков во время Нижегородской бюджет каникул и в свободное от области (по Областной бюджет учебы время согласованию) Местный бюджет - поддержка ДФГСЗН по 2004-2006 186,0 186,0 186,0 Федеральный предпринимательской Нижегородской бюджет деятельности области (по согласованию) 1.2. Повышение ДФГСЗН по 2004-2006 618,0 756,0 900,0 Федеральный конкурентоспособности Нижегородской бюджет трудоспособных членов семей на области (по рынке труда в соответствии согласованию) с областной Программой содействия занятости населения Нижегородской области: - проведение с ними работы по ДФГСЗН по 2004-2006 64,0 90,0 110,0 Федеральный профессиональной ориентации Нижегородской бюджет и психологической поддержке; области (по согласованию) - организация клубной работы ДФГСЗН 2004-2006 30,0 36,0 40,0 Федеральный по социально-психологической по Нижегородской бюджет и области трудовой адаптации (по согласованию) безработных - членов многодетных семей, имеющих длительный перерыв в работе или отсутствие опыта работы; - обеспечение организации их 524,0 630,0 750,0 Федеральный профессионального обучения бюджет с учетом потребности экономики области 1.3 Оказание необходимой помощи ДФГСЗН по 2004 - 2006 многодетным семьям в Нижегородской в организации крестьянских области во (фермерских) хозяйств, малых взаимодействии предприятий. с органами местного самоуправления при условии их участия 1.4 Организация в сельской ДФГСЗН по 2004-2006 местности приусадебных Нижегородской хозяйств и общественных области во огородов для многодетных взаимодействии семей с целью с органами местного самообеспечения их овощами. самоуправления при условии их участия 2. Внедрение системы адресной социальной помощи многодетным малоимущим семьям в рамках реализации Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области 2.1 Формирование и поэтапная Министерство труда и 2004-2006 реализация механизма социальной адресности по предоставлению защиты области государственных социальных льгот и гарантий поддержки многодетных семей 2.2. Анализ реализации федеральных Министерство труда и 1-й квартал и областных нормативных социальной года, правовых актов в отношении защиты области, предшествующего многодетных семей и внесение министерство планированию соответствующих предложений образования и науки бюджета в федеральные органы власти, области, Правительство области, органы министерство местног самоуправления здравоохранения области, министерство культуры области, министерство строительства и ЖКХ области, министерство промышленности и инноваций области 2.3 Реализация права Министерство 2004-2006 Текущее финансирование Областной бюджет первоочередного получения строительства Местный бюджет многодетными семьями и ЖКХ во льготного жилищного взаимодействии кредитования, а также с органами местного льготное кредитование самоуправления газификации, приобретения бытовой техники, обучения детей. 2.4 Разработка новых Министерство труда и 2004-2006 нормативно-правовых актов социальной о внесении дополнений и защиты области изменений в действующие нормативные правовые документы с целью обеспечения дополнительных льгот, пособий и выплат многодетным семьям со среднедушевым доходом ниже бюджета прожиточного минимума, установленного в Нижегородской области: - льготы по проезду в летнее Главное управление 76,8 82,8 89,0 Областной время на садово-огородные дорожного бюджет участки железнодорожным и транспортного транспортом; хозяйства Нижегородской области - разработка предложений о Министерство труда 2004-2006 595,4 642,0 690,0 Областной внесении изменений в и социальной бюджет постановление Правительства защиты области во Нижегородской области от взаимодействии 27.01.2003 N 22 "О выплате с органами местного областных социальных самоуправления пособий в 2003 г." с целью: при условии их - поэтапного доведения участия единовременного пособия на рождение третьего и последующих детей в многодетных семьях, проживающих в районах и городах Нижегородской области, до 1000 рублей Текущее финансирование Местный бюджет - поэтапно ввести Министерство труда и 2004-2006 734,4 792,4 851,8 Областной дополнительное областное социальной бюджет ежемесячное пособие на детей защиты области одиноким матерям и матерям, воспитывающим детей- инвалидов, из многодетных семей, проживающих в районах и городах Нижегородской области, а также в Арзамасе и Дзержинске, с 4 и более детей (50 руб. на каждого ребенка) Текущее финансирование Местный бюджет - сохранение статуса Министерство Текущее финансирование Областной бюджет многодетных семей, строительства Местный бюджет воспитывающих детей - и ЖКХ во студентов ВУЗов очной формы взаимодействии обучения до 23 лет, с органами местного (в части 50 % скидки с самоуправления установленной платы за пользование отоплением, газом и электроэнергией). - единовременное пособие Министерство труда и 2004-2006 Текущее финансирование Местный бюджет выпускникам 11-х классов из социальной многодетных семей, успешно защиты области во окончившим школу (на 4 и 5) взаимодействии при наличии соответствующих с органами местного муниципальных программ самоуправления 2.5 Осуществление Министерство труда и 2004-2006 500,0 600,0 800,0 Внебюджетные благотворительных акций социальной источники по поддержке многодетных защиты области, семей Общественные организации и благотворитель-ные фонды при условии их участия 2.6 Принятие на социальное Министерство труда и 2004-2006 обслуживание семьи при социальной рождении в них 2-х и более защиты области во близнецов; взаимодействии Рассмотрение возможности с органами местного обеспечения улучшения самоуправления жилищных условий многодетной семье при рождении 3-х и более близнецов (тройни и более) 2.7 Организация отдыха и Министерство труда и 2004-2006 3377,0 3681,0 3957,0 Федеральный оздоровления на безвозмездной социальной бюджет основе детей-инвалидов и защиты во Местный бюджет детей из многодетных семей. взаимодействии Содействие в организации с органами местного семейного отдыха и самоуправления оздоровления Текущее финансирование 2.8 Организация при центрах, в Министерство труда и 2004-2006 т.ч. при МЦ, социальных социальной парикмахерских, магазинов, защиты во бюро социально-бытовых услуг взаимодействии по ремонту техники, пошиву с органами местного одежды и т.д., пунктов самоуправления проката предметов первой необходимости для обслуживания многодетных семей на бесплатной основе. 3. Меры по профилактике асоциальных проявлений и реабилитации многодетных семей "группы риска" 3.1. Формирование "банка" данных Министерство труда и 2004-2006 неблагополучных многодетных социальной семей и выявление причин защиты во неблагополучия семей данной взаимодействии категории с органами местного самоуправления 3.2. Оказание поддержки Министерство труда и 2004-2006 многодетным семьям в социальной преодолении трудной жизненной защиты во ситуации: взаимодействии с органами местного самоуправления - оказание материальной и Министерство труда и 2004-2006 социально-бытовой помощи социальной семьям, организация горячих защиты во обедов, обеспечение одеждой, взаимодействии обувью, предметами первой с органами местного необходимости детей из семей самоуправления группы риска; - оказание медико-социальной, Министерство труда и 2004-2006 психолого-педагогической, социальной юридической помощи защиты во многодетным неблагополучным взаимодействии семьям, семьям и детям, с органами местного подвергшимся насилию, самоуправления учреждениями социального обслуживания семьи и детей 3.3 Осуществление патронажа Министерство труда и 2004-2006 Текущее финансирование Местный бюджет многодетных семей "группы социальной риска" с целью выявления защиты во условий быта и воспитания взаимодействии детей, оказания психолого- с органами местного педагогических услуг и самоуправления осуществления контроля за соблюдением прав ребенка в установленном порядке 3.4 Совершенствование работы Министерство труда и 2004-2006 действующих служб "Телефона социальной экстренной психологической защиты во помощи" и дальнейшее их взаимодействии развитие с органами местного самоуправления 3.5. Взаимодействие учреждений Министерство труда и 2004-2006 социальной защиты с социальной образовательными учреждениями, защиты во правоохранительными органами, взаимодействии реализация совместных мер и с органами местного мероприятий с целью самоуправления соблюдения прав ребенка 3.6. Временное помещение детей, Министерство труда и 2004-2006 попавших в трудную жизненную социальной ситуацию, из многодетных защиты во семей в учреждения взаимодействии социальной поддержки семьи и с органами местного детей самоуправления 4. Меры по оказанию помощи многодетным семьям в воспитании и образовании детей. 4.1. Организация работы по Министерство 2004-2006 психолого-педагогической образования поддержке многодетных семей, и науки области, дети которых обучаются или образовательные воспитываются в учреждения при образовательных учреждениях условии области их участия 4.2 Первоочередное устройство Министерство 2004-2006 детей из многодетных семей образования в дошкольные и школьные и науки во учреждения, учреждения взаимодействии дополнительного образования, с органами спортивные секции, кружки местного художественного и самоуправления технического творчества технического творчества 5. Меры по улучшению медицинской помощи многодетным семьям, формированию здорового образа жизни 5.1 Осуществление мер по Министерство 2004-2006 дополнительной социальной здравоохранения поддержке беременных женщин во взаимодействии с из многодетных семей: органами местного самоуправления - бесплатное обеспечение Министерство 468,0 472,6 508,5 Областной противоанемическими здравоохранения бюджет и витаминными препаратами во взаимодействии с (разработка предложения о органами внесении соответствующих местного изменений и дополнений в самоуправления постановление Правительства Нижегородской области от 27.01.2003 N 22 "О выплате областных социальных пособий в 2003 г."); 468,0 472,6 508,5 Внебюджетные средства Текущее финансирование Местный бюджет - бесплатный проезд беременных Министерство Текущее финансирование Местный бюджет женщин на муниципальном здравоохранения во транспорте из сельской взаимодействии с местности в женскую органами консультацию в соответствии с местного местными программами самоуправления 5.2. Организация и проведение Министерство 2004-2006 Текущее финансирование Внебюджетные диагностического обследования здравоохранения в средства детей и родителей из во взаимодействии с рамках территориальной Местный бюджет многодетных семей (в рамках территориальным программы территориальной программы фондом ОМС государственных гарантий обязательного по обеспечению бесплатной медицинского медицинской помощью населения страхования (ТФ Нижегородской области) ОМС), органами местного самоуправления 5.3. Разработка предложений о Министерство 2004-2006 Текущее финансирование Местный бюджет внесении дополнений и здравоохранения изменений в распоряжение во взаимодействии с Правительства Нижегородской органами области от 15.04.2003 N 212-р местного "Об упорядочении бесплатного самоуправления обеспечения детей первого- второго года жизни специальными молочными продуктами питания на территории Нижегородской области" с целью бесплатного обеспечения детей до 3-х лет из многодетных семей молочными продуктами (смесями) 5.4 Организация просветительской Министерство 2004-2006 Текущее финансирование Областной бюджет работы с женщинами-матерями и здравоохранения Местный бюджет детьми подростками из многодетных семей по формированию здорового образа жизни 6. Развитие социального партнерства 6.1. Привлечение социальных Министерство труда и 2004-2006 партнеров к разработке и социальной реализации областных программ защиты области во и нормативно-правовых актов, взаимодействии направленных на защиту прав и с областным законных интересов координационным многодетных семей в рамках советом реализации Соглашения о некоммерческих социальном партнерстве организаций, решающих проблемы семьи, женщин и детей 6.2. Формирование социального Министерство труда и 2004-2006 заказа некоммерческим социальной организациям для грантовой защиты области поддержки проектов, направленных на решение проблем многодетных семей 6.3. Консультационная, Министерство труда и 2004-2006 информационно-методическая, социальной организационная поддержка защиты области некоммерческих организаций, с целью содействия осуществлению проектов, направленных на решение социальных проблем многодетных семей 6.4. Поддержка общественных Министерство труда и 2004-2006 100,0 120,0 145,0 Областной организаций, семейных клубов, социальной бюджет занимающихся проблемами защиты области во многодетных семей, грантовая взаимодействии поддержка по итогам участия с органами местного в конкурсах социальных самоуправления проектов 50,0 60,0 75,0 Внебюджетные источники Текущее финансирование Местный бюджет 7. Повышение статуса многодетных семей и развитие их нравственного потенциала 7.1 Продолжение практики Министерство труда и 2004-2006 представления лучших социальной многодетных матерей и отцов защиты области к награждению за большой вклад в воспитание детей: - Благодарностью министерства Министерство труда и труда и социальной защиты социальной области; защиты области - Почетным дипломом Министерство труда и 2004-2006 75,0 75,0 75,0 Областной многодетной матери I, II и социальной бюджет III степени (в соответствии защиты области с Законом Нижегородской области "О наградах и премиях Нижегородской области"); - государственными наградами Министерство труда и 2004-2006 (по представлению социальной Администрации Губернатора защиты области области); 7.2 Подготовка предложений в Министерство труда и 2004 Государственную Думу РФ социальной по восстановлению защиты области государственных наград многодетным матерям: звания "Мать героиня" и ордена и медали "Материнская слава" 7.3 Проведение областных Министерство труда и 2004-2006 мероприятий при участии детей и 7.3.1 родителей из многодетных семей: социальной защиты 180,0 195,0 210,0 Областной - областные праздники, области бюджет посвященные Международному Дню семьи; Проведение литературных Министерство 2004 10,0 10,0 10,0 Областной семейных праздников: культуры 2005 бюджет 2006 - "С книгой дружим всей семьей" - "Чтение для сердца и разума" - "Радость в каждый дом" 7.3.2. Областные мероприятия, Министерство труда и 2004 100,0 110,0 120,0 Областной посвященные Дню защиты детей 2005 бюджет Проведение литературных социальной защиты 2006 10,0 10,0 10,0 Областной семейных праздников: Министерство бюджет культуры - "Дом без книги - день без солнца" - "От этих книг лишь радость на душе" -"Лето вместе с книгой" 7.3.3. Областные мероприятия, Министерство труда и 130,0 140,0 150,0 Областной посвященные Всероссийскому социальной бюджет Дню матери, защиты Областные мероприятия, Министерство труда и 109,8 118,5 127,4 Областной посвященные Новогодним и социальной бюджет Рождественским праздникам защиты 7.4 Организация специальных Министерство 2004-2006 Текущее Областной бюджет абонементов театров, культуры финансирование Местный бюджет филармонии, музеев, зоопарков во взаимодействии с и аттракционов для органами многодетных семей местного самоуправления 7.5. Открытие библиотек семейного Министерство 2004-2006 50,0 50,0 50,0 Областной чтения культуры бюджет области 7.6. Организация работы семейных Министерство 2004-2006 5,0 5,0 5,0 Областной клубов культуры бюджет "Всей семьей в библиотеку" области во взаимодействии с Нижегородской государственной областной детской библиотекой, центральной детской библиотекой 7.7. Проведение областной акции по Министерство 2004 сбору книг для домашних культуры библиотек многодетных семей области во взаимодействии с Нижегородской государственной областной детской библиотекой, центральной детской библиотекой 7.8. Предоставление широкого Министерство 2004-2006 1,0 1,0 1,0 Областной спектра информационных услуг культуры бюджет для многодетных семей области во г. Н.Новгорода и области взаимодействии по вопросам детства с Нижегородской государственной областной детской библиотекой, центральной детской библиотекой 7.9. Обучение детей из многодетных Министерство 2004-2005 50,0 50,0 50,0 Областной семей навыкам работы на культуры бюджет компьютере и предоставление области во бесплатного использования взаимодействии Интернет по специальным с Нижегородской абонементам государственной областной детской библиотекой, центральной детской библиотекой 7.10. Проведение социологического Министерство 2005 15,0 Областной опроса многодетных семей культуры бюджет "Как живется книге в доме" области во взаимодействии с Нижегородской государственной областной детской библиотекой, центральной детской библиотекой 7.11. Докомплектование детских Министерство 2004-2006 30,0 30,0 30,0 Областной библиотек периодическими культуры бюджет изданиями, художественными во взаимодействии с и научно-познавательными Нижегородской книгами для семейного чтения государственной областной детской библиотекой 7.12. Организация и проведение Министерство 2006 50,0 Областной фестиваля художественного культуры бюджет семейного творчества во взаимодействии с областным научно-методическим центром народного творчества 7.13. Организация рубрики в газету Министерство "Клубный вестник" культуры во "Клуб и семья" взаимодействии с областным научно-методическим центром народного творчества 8. Информационно-методическое и кадровое обеспечение 8.1. Издание методических пособий, Министерство труда и 2004-2006 50,0 70,0 100,0 Областной информационных материалов для социальной бюджет социальных работников по защиты области 10,0 15,0 15,0 Внебюджетные работе с многодетной семьей источники в соответствии с целевыми группами многодетных семей, выявленными в результате социологических исследований 8.2. Повышение информированности Министерство труда и 2004-2006 100,0 150,0 200,0 Областной многодетных семей: встречи, социальной бюджет беседы, консультации защиты области во 30,0 40,0 50,0 Внебюджетные о нормативных правовых актах взаимодействии источники по правам, льготам и с органами местного гарантиям, предоставляемым самоуправления многодетным семьям с детьми, а также выпуск информационных материалов по перечню гарантий многодетным семьям 8.3. Оказание содействия в Министерство труда и 2004-2006 организации в средствах социальной массовой информации циклов защиты области передач, статей, дискуссий по проблемам ценностных ориентаций семьи и семейного воспитания 8.4. Организация и проведение Министерство труда и 2004-2006 30,0 40,0 50,0 Областной конференций, семинаров, социальной бюджет "круглых столов" по проблемам защиты области многодетных семей 8.5. Внедрение социальной рекламы Министерство труда и 2004-2006 в средствах массовой социальной информации с целью изменения защиты области отношения общества к многодетным семьям 8.6. Организация подготовки Министерство труда и 2004-2006 Текущее финансирование Федеральный переподготовки и повышения социальной бюджет, квалификации специалистов защиты области областной по социальной работе с бюджет семьей, женщинами и детьми (при НИРО, педуниверситете и ВВАГС) 8.7. Организация обучения Министерство труда и 2004-2006 10,0 15,0 18,0 Областной руководителей общественных социальной бюджет, организаций, занимающихся защиты области 5,0 5,0 5,0 Внебюджетные поддержкой многодетных семей источники III этап реализации программы 1. Проведение итогового Министерство труда и 2006-2007 социологического среза по социальной результатам реализации защиты области программы 2. Проведение анализа реализации Министерство труда и 2007 программы и подготовка социальной итоговой аналитической защиты области записки 3. Разработка дальнейших мер, Правительство 2007 направленных на улучшение Нижегородской положения многодетных семей области по результатам итогового социологического исследования и анализа реализации программы Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|