Расширенный поиск

Распоряжение Администрации г.Нижнего Новгорода от 09.06.2000 № 1802-р

 
              Администрация города Нижнего Новгорода

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

     09. 06.2000                                         N 1802-р

                                       Отменено - Постановление
                                  Администрации г.Нижнего Новгорода
                                        от 07.03.2013 г. N 737

Об упорядочении работ по
информатизации органов местного
самоуправления и муниципального
хозяйства города Нижнего Новгорода


     В    целях    реализации    функций    управления    процессом
информатизации  органов  местного  самоуправления  и муниципального
хозяйства    города    Нижнего    Новгорода,   организационного   и
научно-технического  обеспечения  разработок информационных систем,
исключения    дублирования   работ   по   созданию   функциональных
программных  средств  и  проведения  единой  технической  политики,
повышения   уровня  знаний,  тиражирования  программных  решений  в
другие регионы Российской Федерации:
     1. Утвердить   прилагаемую  Концепцию  информатизации  органов
местного  самоуправления  и муниципального хозяйства города Нижнего
Новгорода .
     2. Департаменту       информационно-аналитической       работы
администрации города Нижнего Новгорода (Бабков Л.П.):
     2. 1.  До  1  сентября  2000 года разработать и представить на
утверждение     Программу     информатизации     местных    органов
самоуправления  и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода
на 20002003 гг.
     2. 2.До  10  июня  2000  года  разработать  и  представить  на
утверждение   План   работ   по   информатизации   местных  органов
самоуправления  и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода
на 2000 год.
     3. Департаменту   информационно-аналитической  работы  (Бабков
Л.П.)  совместно  с  департаментом  финансов  и  налоговой политики
(Сулима   О.Ю.),  организационно-правовой  работы  (Гришина  Т.А.),
управлением   делами  (Шипилов  Г.Ю.)  и  департаментом  экономики,
промышленности   и   планирования  (Каразанов  А.Ю.)  администрации
города  Нижнего  Новгорода  до  1  августа  2000 года разработать и
представить на утверждение:
     3. 1.Положение  о порядке владения, пользования, распоряжения,
доступа   и   защиты   информации   администрации   города  Нижнего
Новгорода.
     3. 2. Положение о Реестре информационных ресурсов.
     3. 3.   Положение   о   порядке   разработки   и  модернизации
информационных систем.
     3. 4.  Положение  об  уполномоченных  лицах,  ответственных за
создание  информационных систем в органах местного самоуправления и
муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода.
     3. 5.  Положение  о  Межведомственной  комиссии  по созданию и
эксплуатации общегородской информационной системы.
     3. 6.  Положение о Рабочей группе Межведомственной комиссии по
созданию и эксплуатации общегородской информационной системы.
     3. 7.   Положение   об   Экспертном   совете  Межведомственной
комиссии  по  созданию  и эксплуатации общегородской информационной
системы.
     4. Главам  районных  администраций,  руководителям структурных
подразделений     администрации     города    Нижнего    Новгорода,
муниципальных  унитарных  предприятий  и  учреждений города Нижнего
Новгорода   до  утверждения  вышеуказанных  положений  осуществлять
только  по согласованию с департаментом информационно-аналитической
работы   (Бабков   Л.П.)   и   управлением  делами  (Шипилов  Г.Ю.)
администрации города Нижнего Новгорода нижеприведенные действия:
     4. 1.   Приобретение  вычислительной  техники  и  программного
обеспечения.
     4. 2. Разработку прикладного программного обеспечения.
     4. 3. Развитие сетей телекоммуникаций.
     5. Контроль  за  исполнением распоряжения возложить на первого
заместителя  главы  администрации  города Нижнего Новгорода Абышева
С.В.


     Исполняющий обязанности главы
     администрации города                   С.В.Абышев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением главы 
администрации города
от  09.06.2000 N 1802-р


     КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
                     МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
                     ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


                1. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

     Оценивая  информатизацию  как  процесс,  способствующий  росту
эффективности   в   производственной,  социальной,  коммерческой  и
управляющей  сферах  жизнедеятельности  общества,  органы  местного
самоуправления  города  Нижнего  Новгорода будут проводить политику
направленную на:
     создание  в  городе  единого  информационного  поля  как части
информационного  пространства  Нижегородской  области  и Российской
Федерации;
     информатизацию  деятельности  органов  местного самоуправления
города;
     расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;
     содействие     местному     самоуправлению    в    становлении
муниципальных информационных систем;
     предоставление  гражданам  муниципальных информационных услуг,
обеспечение конституционного права на информацию;
     содействие  хозяйствующим  субъектам  в создании корпоративных
информационных   систем   и   информатизации   производственной   и
коммерческой деятельности;
     поддержку  предприятий  и  организаций,  специализирующихся  в
сфере информационных технологий;
     регулирование   деятельности   монополистов   и   формирование
конкурентной среды на рынках информационных услуг и услуг связи.
     Для    реализации    этой    политики    будет   формироваться
муниципальный  заказ  на  специализированные  информационные услуги
(для  предпринимательства,  молодежи,  рынка  труда и др.). Фирмам,
зарегистрированным  на  территории  города Нижнего Новгорода, будет
предоставляться   приоритетное   право   на  участие  в  выполнении
муниципального   заказа,   оказании   услуг  для  органов  местного
самоуправления.
     Содействие     местному     самоуправлению    в    становлении
муниципальных  информационных  систем  будет  осуществляться  как в
форме  методической  помощи  по  разработке проектов информационных
систем,  баз  данных,  вычислительных  сетей  и т.п., так и в форме
бесплатного  предоставления  готовых  решений и доступа к городским
информационным ресурсам.
     Информатизация  деятельности  органов  местного самоуправления
будет    направлена    на    повышение    эффективности    принятия
управленческих   решений   на   базе   современных   информационных
технологий.  При  создании  информационных ресурсов для обеспечения
деятельности      органов     местного     самоуправления     будет
предусматриваться   возможность   их   двойного  применения  -  для
непосредственных нужд граждан и хозяйствующих субъектов.
     Основной  целью информатизации является создание на территории
города  единого  информационного  поля,  обеспечивающего  повышение
эффективности    функционирования   социальных,   экономических   и
управляющих  подсистем общества, а также реализации конституционных
прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.
     Единое  информационное  поле  имеет  структуру  многоуровневой
системы   информационного   обеспечения   и   взаимодействия   всех
субъектов   информационных  отношений,  действующих  на  территории
города.  В  соответствии  с  группировкой  этих  субъектов  следует
рассматривать   следующие   компоненты   информационного  поля  как
системы отношений:
     подсистема    информационно-справочного    и    аналитического
обслуживания   органов   местного   самоуправления  города  Нижнего
Новгорода;
     подсистема информационно-справочного обслуживания граждан;
     подсистема    информационно-справочного    и    аналитического
обслуживания хозяйствующих субъектов.
     Все   вышеперечисленные   подсистемы  различаются  по  составу
функциональных  компонент,  но  имеют  значительное  пересечение на
уровне     инфраструктурных     компонент     (информационные     и
коммуникационные   ресурсы).  Наиболее  рациональным  вариантом  на
первом  этапе  формирования  единого  информационного  поля  города
является     опережающее     развитие    интегрированной    системы
информационного   обеспечения   органов   местного   самоуправления
города.    Данную   задачу   можно   решить   путем   максимального
использования               возможностей               существующих
информационно-вычислительных     систем     (    далее    -    ИВС)
представительных    и    исполнительных   органов   (областного   и
федерального  уровня,  отраслевых  и  муниципальных), а также путем
кооперации   и  координации  работ  этих  субъектов  информационных
отношений.

                         2. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

     Целью   Концепции  является  разработка  Программы  построения
интегрированной   системы   информационного   обеспечения   органов
местного самоуправления города.
     Интегрированная  система  информационного  обеспечения органов
местного  самоуправления  города  должна строиться в соответствии с
требованиями  Устава  города Нижнего Новгорода и законов Российской
Федерации.   В   тоже  время,  она  должна  быть  представлена  как
системообразующая  часть  единого  информационного  поля  региона и
создавать  инфраструктурные  и  другие предпосылки для формирования
подсистем информационного пространства.
     Создание  интегрированной  системы информационного обеспечения
органов    местного   самоуправления   города   планируется   путем
организации    информационного    взаимодействия    и    интеграции
существующих  информационно-вычислительных  систем органов местного
самоуправления.  Разработка  такой  системы  должна базироваться на
основе  совместного  формирования  и  использования унифицированных
(единых)    городских    инфраструктурных    компонентов   (системы
информационных  ресурсов,  информационно-коммуникационной системы и
единого   организационно-экономического   механизма   управления  и
ведения  работ  по  информатизации).  Достижение  этой цели требует
скоординированного проведения работ по ряду направлений.

            3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Все  задачи  по  реализации  Концепции  информатизации органов
местного   самоуправления   города  Нижнего  Новгорода  могут  быть
условно разбиты на две большие группы:
     собственно  производство,  обработка  и  доставка  информации,
информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений;
     создание   и   сопровождение   программно-технических  средств
обеспечения процессов первой группы.
     Кроме   того,   достижение  цели,  поставленной  в  Концепции,
невозможно  без решения текущих подзадач, обеспечивающих нормальное
функционирование  уже  существующих информационных систем и средств
их  обеспечения,  а  также  подзадач  развития. К ним можно отнести
следующие:
     Текущие подзадачи:
     ведение и сопровождение информационных систем и баз данных;
     коммуникационное и сетевое обеспечение;
     техническое обслуживание и ремонт.
     Подзадачи развития:
     создание     информационных     систем     и    баз    данных,
автоматизированных    рабочих    мест.   Развитие   и   модификация
информационных систем;
     создание  единой  сети  передачи  данных  в системе управления
города (органы местного самоуправления);
     создание коммуникационной среды на территории города;
     создание системы информационной безопасности;
     стандартизация и обеспечение лицензионной чистоты;
     правовое обеспечение реализации Концепции;
     кадровое обеспечение Концепции;
     сервисные подзадачи;
     приобретение  и  монтаж  технических  средств  для  реализации
Концепции;
     приобретение  нового  системного  и  прикладного  программного
обеспечения для реализации Концепции;
     приобретение  и  эксплуатация  каналов  связи  для  реализации
Концепции.
     Рассмотрим эти задачи более подробно.
     3. 1.Формирование    функционально    полной   интегрированной
информационной системы.

     Существующая  система  органов  местного самоуправления города
является   многоуровневой   территориально-распределенной  системой
органов   местного   самоуправления,  связанных  как  традиционными
(бумажными)  информационными  технологиями  по  сбору  и  обработке
информации,  так  и  электронными  средствами обработки информации,
возникающей   на   территории  города,  а  также  по  ее  обмену  и
использованию.
     По   аналогии   и   интегрированная   система  информационного
обеспечения   органов   управления  городом  должна  строиться  как
многоуровневая    сетевая    система   коллективного   пользования,
предназначенная    для   информационно-аналитического   обеспечения
деятельности органов местного самоуправления.
     Выделяются 9 основных функциональных блоков:
     управление социально-экономическим развитием города;
     управление сферой материального производства;
     управление финансово-кредитным комплексом;
     управление потребительским рынком;
     управление социально-бюджетным комплексом;
     управление муниципальным имуществом;
     управление общественной безопасностью;
     учрежденческая  деятельность  исполнительных  органов местного
самоуправления ;
     управление информационной средой.
     Проведенный  анализ информационных потребностей функциональных
блоков  показал, что они имеют значительные пересечения (около 65%)
и,  следовательно,  схема,  при  которой автоматизированной системе
каждого  органа  местного  самоуправления  приходится индивидуально
обеспечивать  сбор  и  хранение  всей  необходимой  ему информации,
имеет  значительную  избыточность.  В  то  же  время, большая часть
задач    подсистем    функциональных    блоков    уже   реализуется
информационно-вычислительными  системами различных органов местного
самоуправления  .  Исходя  из  этого, создание функционально полной
системы   на   основе   интеграции   существующих  ИВС  эффективнее
осуществлять путем:
     проведения  анализа  на  полноту  реализации существующими ИВС
функций соответствующего блока;
     обеспечения  оперативного  информационного  взаимодействия как
между  различными  ИВС внутри каждого блока, так и между отдельными
блоками и внешними абонентами;
     модернизации   существующих   (ведомственных,   отраслевых   и
территориальных)   или   создания   новых  функциональных  ИВС  для
реализации отсутствующих функций системы.
     Основным  принципами формирования функционально полной системы
являются:
     поэтапная,  сбалансированная  эволюция интегрированной системы
с   контролируемыми   капиталовложениями   на   каждом  этапе,  при
обеспечении  практических результатов для конечных пользователей на
каждом этапе;
     обеспечение   однократности   ввода  информации  в  точках  ее
порождения,    а    также    коллективного   и   многократного   ее
использования;
     минимизация   дублирования   функциональных   задач  обработки
информации   путем  определения  подсистемы,  ответственной  за  ее
реализацию и обеспечение всех потребителей других подсистем;
     унификация  и  стандартизация задач и подсистем функциональных
блоков  и протоколов их информационного взаимодействия в однотипных
системах одного иерархического уровня;
     организация  информационного  обеспечения  и взаимодействия на
основе   формирования  единой  системы  информационных  ресурсов  и
использования  единой  системы  информационно-телекоммуникационного
взаимодействия;
     использование  гибких  инструментальных  средств  и  модульной
структуры подсистем и системы в целом;
     максимальное   использование  готовых  (серийно  поставляемых)
программных  и  технических средств, а также привлечение к работам,
на   конкурсной   основе,   профессиональных  и  специализированных
организаций.
     Одновременно   возможно   рассмотрение   вопроса   о  создании
функционально  полной системы с точки зрения типизации процессов. С
этой  стороны  система  должна  обеспечить информатизацию следующих
задач:
     Традиционных:
     автоматизация  рутинных  операций  и  переход  на  безбумажный
обмен  информацией, в том числе с органами государственной власти и
управления области, а также федерального уровня;
     информационное   и   информационно-аналитическое   обеспечение
процессов подготовки и принятия управленческих решений;
     оперативное    информационно-справочное    обеспечение    всех
пользователей    нормативно-правовыми    актами    федерального   и
регионального уровня.
     Ставших актуальными в настоящее время:
     установление  прямых  (горизонтальных)  информационных  связей
между   органами   местного  самоуправления  города,  с  субъектами
Российской Федерации и с зарубежными партнерами города;
     учет   имущественных  комплексов  и  природных  ресурсов,  как
объектов прав собственности;
     представление   информации  о  деятельности  органов  местного
самоуправления города хозяйствующим субъектам и населению.
     Перспективных:
     внедрение  перспективных  технологий  анализа  и моделирования
социально-экономических процессов на территории города;
     организация   сравнительных   межрегиональных  исследований  в
экономической, социологической и правовой сферах;
     создание       и       внедрение       систем      мониторинга
социально-экономических,     социально-трудовых,     экологических,
общественно-политических и других процессов на территории города;
     создание  информационных систем по историческому и культурному
наследию, электронных энциклопедий в технологии мультимедиа.

     3. 2. Создание информационных ресурсов.

     Обеспечение    экономической    эффективности    создания    и
функционирования  системы  невозможно  без  организации  накопления
(формирования)  и  использования  для  информационного  обеспечения
подсистем     функциональных     блоков    и    абонентов    единых
автоматизированных     информационных     ресурсов    коллективного
пользования,   являющихся   одной   из   основных  инфраструктурных
компонент  информатизации города. Автоматизированные информационные
ресурсы  реализуются  в  виде  городской распределенной системы баз
данных  коллективного пользования и комплекса информационных систем
локального использования.
     Информационной  магистралью  системы  является  сеть  передачи
данных,     которая    поэтапно    трансформируется    в    сложную
коммуникационную  инфраструктуру,  позволяющую  сотням  сотрудников
органов  государственной  власти  и  местного самоуправления города
обмениваться    информацией,   автоматизировать   делопроизводство,
выполнять   коллективную   вычислительную   обработку  и  совместно
использовать данные.
     В  общем  виде структура информационных ресурсов коллективного
использования   является   иерархической  многоуровневой  системой.
Уровни  этой  системы  совпадают с контурами управления города, при
этом,  на  каждом вышестоящем уровне системы информация имеет более
агрегированный  характер (по основаниям, соответствующим отраслевой
принадлежности, контуру управления и т.д.).
     1-й  уровень  -  базы данных (далее - БД) первичной информации
об  объектах  и субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и
т. д.),     необходимой     для     функционирования     конкретных
организационных     социально-экономических     структур    (контур
структурных  подразделений  администраций  районов  города  Нижного
Новгорода).
     2-й  уровень  -  БД  агрегированных  показателей - информация,
характеризующая   состояние   субъектов,   объектов   и  процессов,
контролируемых   исполнительным   органом  местного  самоуправления
(контур  структурных  подразделений  администрации  города  Нижнего
Новгорода).
     3-й  уровень  -  БД  интегральных  показателей  -  информация,
характеризующая    состояние   процессов   социально-экономического
развития   в   целом   (контур  представительных  органов  местного
самоуправления  и  должностных  лиц исполнительного органа местного
самоуправления города).
     Для      информационного     обеспечения     решения     задач
информационно-аналитической  поддержки  принятия решений достаточно
наличия  БД  агрегированных  и интегральных показателей. Однако для
формирования  и  поддержания  в  актуальном состоянии вышеназванных
баз,  а  также,  в  случае  необходимости,  для  более углубленного
анализа  проблемы,  информационные  подсистемы  и  абоненты системы
должны  иметь  доступ  непосредственно  к  БД первичной информации.
Следовательно,    каждая    БД,    входящая    в   единую   систему
автоматизированных     информационных    ресурсов,    в    процессе
формирования    собственных    информационных   ресурсов   является
"потребителем"   части   информации   соседних   (по   вертикали  и
горизонтали)  и,  в тоже время, "поставщиком" информации для других
БД  и  абонентов  системы,  при  этом  фундаментом  данной  системы
является подсистема БД первичной информации.
     Масштабность   проблемы,  дефицит  финансовых  и  материальных
ресурсов   и   квалифицированного   научного   потенциала   требуют
выделения  первоочередных  задач.  На  основе  анализа потребностей
функциональных  блоков  и  состояния информационных ресурсов города
Нижнего  Новгорода,  а  также опыта работ других регионов определен
состав   первого   этапа,   имеющий   первоочередную  важность  при
реализации системы:
     Комплекс  общегородских  кадастров  и  регистров (БД первичной
информации), в составе:
     комплексный   территориальный   кадастр   природных   ресурсов
(земельные, лесные, водные ресурсы, экология и др.);
     группа  регистров  (юридических  лиц (предприятий), физических
лиц (населения), административно-территориальных единиц;
     комплексный    территориальный    кадастр    недвижимости    и
инфраструктуры  (инженерных  сетей и коммуникаций, застройки (жилье
и   нежилые   помещения),   строительных   объектов,   транспортных
магистралей, улично-дорожных сетей).
     Для  обеспечения  системы  первичной  информацией,  которая  в
настоящее  время принадлежит различным муниципальным, ведомственным
и  государственным  структурам (ЗАГС, МВД, служба занятости, органы
социальной  защиты, налоговые органы и т.д.), необходимы дополнения
к    законодательству   об   информации,   регулирующие   отношения
владельцев и потребителей подобной информации.
     Базы данных агрегированных показателей, в составе:
     информационно-графическая    система    анализа   региональной
инфраструктуры;
     система   анализа   хозяйственной  и  финансовой  деятельности
предприятий;
     БД нормативно-правовых актов  Российской Федерации;
     БД  нормативно-правовых  актов органов местного самоуправления
города Нижнего Новгорода и Нижегородской области;
     БД   нормативно-правовых  актов  других  субъектов  федерации,
модельных нормативно-правовых актов.


     Базы данных интегральных показателей, в составе:
     система   оперативных   показателей   социально-экономического
развития города Нижнего Новгорода;
     БД   показателей   социально-экономического   развития  других
городов и регионов России;
     система        электронных       бюллетеней       департамента
информационно-аналитической работы.
     В  рамках  создания  единых  автоматизированных информационных
ресурсов предусматривается также:
     проведение  инвентаризации  и  создание реестра информационных
ресурсов    и   исследование   информационных   потребностей   всех
пользователей (субъектов информационных отношений);
     проведение  анализа на совместимость и полноту информационного
обеспечения    функций    соответствующих    блоков    системы    и
информационных потребностей пользователей;
     отработка  средств  защиты  информационных  ресурсов и системы
санкционированного  доступа  к  информационным  ресурсам  абонентов
системы;
     перевод   существующих   (формирование   новых)   БД  в  режим
коллективного  пользования  и  обеспечение  оперативного обновления
(актуализации),   как   минимум,  путем  организации  регламентного
взаимодействия с различными ИВС подсистем функциональных блоков;
     проведение   работ   по   обеспечению  однократного  получения
информации непосредственно от ее источника;
     модернизация   существующих   и  создание  новых  БД  с  целью
обеспечения     информационной    полноты    и    актуализации    в
автоматизированном  режиме,  а  также  для  перехода  на технологию
ведения системы территориально-распределенных БД;
     формирование   на  территории  города  системы  информационных
центров    (специализированных    организаций    по    ведению   БД
коллективного     пользования),    обеспечивающей    информационное
обслуживание всех абонентов (в соответствии с их правами).
     Основными     принципами    формирования    автоматизированных
информационных ресурсов являются:
     поэтапная,     сбалансированная     эволюция     системы     с
контролируемыми  капиталовложениями,  при  обеспечении практических
результатов, на каждом этапе;
     обеспечение  однократности  сбора  информации путем исключения
дублирования  задач сбора информации (кроме их дублирования с целью
контроля  достоверности)  и  определения  подсистем  и оргструктур,
ответственных  за  ее  сбор  и актуализацию в БД автоматизированных
информационных ресурсов;
     унификация    информационных   технологий   и   стандартизация
протоколов   взаимодействия  БД  автоматизированных  информационных
ресурсов  между  собой,  с  подсистемами  функциональных  блоков  и
абонентами         системы         на         базе        городской
информационно-коммуникационной системы;
     использование  гибких  инструментальных  средств, использующих
технологии "клиент-сервер" и территориально-распределенных БД;
     максимальное   использование  готовых  (серийно  поставляемых)
программных  и  технических средств, а также привлечение к работам,
на    конкурсной    основе,   профессиональных   специализированных
организаций.
     Помимо  создания  автоматизированных  информационных  ресурсов
коллективного  пользования  будут  продолжены  работы  по  созданию
информационных  систем и автоматизированных рабочих мест локального
применения.   Работы  этого  направления  можно  разделить  на  две
группы:
     системы  для информационного обеспечения высших органов власти
города  (глава  администрации города, городская Дума, администрация
города);
     системы     автоматизации     деловых    процедур    отдельных
подразделений администрации города.
     3. 3.Создание    системы   информационно-телекоммуникационного
взаимодействия  функциональных  информационных  систем  и абонентов
(субъектов информационного взаимодействия).
     Городская    информационно-коммуникационная    сеть   призвана
обеспечить  организацию прямого оперативного информационного обмена
и   взаимодействия   между  подсистемами  функциональных  блоков  и
абонентами  системы  (как  по  горизонтали,  так  и  по вертикали).
Обеспечить  доступ  к  автоматизированным информационным ресурсам в
процессе    сбора,    транспортировки,    хранения,   обработки   и
использования информации.
     Создание   городской   информационно-коммуникационной  системы
включает комплекс мероприятий по:
     развитию первичной сети электросвязи;
     развитию   телекоммуникационных   систем  передачи  данных  на
территории города;
     стандартизации   и   унификации   технологии   информационного
взаимодействия   с  целью  создания  закрытых  корпоративных  сетей
подсистем  функциональных  блоков  и  внутренних абонентов системы,
использующих    региональные    телекоммуникационные   системы,   и
обеспечивающих     стыковку     и     совместимость     с    единой
информационно-коммуникационной   системой  органов  государственной
власти федерального уровня;
     нормативно-правовому    регулированию    отношений   в   сфере
информационного  обеспечения  и взаимодействия, а также обеспечения
защиты   информации   и   информационной   безопасности   субъектов
информационных отношений.
     Стандартизации  и  унификации  подлежат  технические  решения,
применяемые  в  подсистемах  функциональных блоков и информационных
узлах  системы при разработке, соответственно, функциональных задач
абонентов  и автоматизированных информационных ресурсов (баз данных
коллективного пользования), обеспечивающих:
     сбор и формирование информации;
     транспортировку (передачу и прием) информации;
     хранение (БД) и предоставление информации пользователям;
     организацию доступа к источникам информации;
     защиту информации от несанкционированного доступа;
     организацию     интерфейсов     (протоколов    взаимодействия)
абонентов.
     Работы  по  стандартизации и унификации технических решений по
транспортировке  (приему  и  передачи)  информации  и  частично  по
защите  информации  от  несанкционированного доступа, выполняются в
процессе построения телекоммуникационной сети города.
     При       отсутствии       работ       по       стандартизации
информационно-коммуникационной         части,        обеспечивающих
унифицированный,   надежный,   качественный   и  оперативный  обмен
информацией   между  разнесенными  в  пространстве  подсистемами  и
абонентами,  не  может  быть достигнута эффективность и окупаемость
затрат  на  сбор  информации  и  приобретение дорогостоящих средств
транспортировки, хранения и обработки.

     3. 3.1.Основные         требования         к         городской
информационно-коммуникационной системе.
     В  качестве основы для разработки стандартов и унифицированных
технических   решений   будет   использована   следующая  структура
организации городской информационно-коммуникационной системы:
     для  обеспечения взаимодействия абонентов администрации города
и   городской  Думы  города  Нижнего  Новгорода  между  собой  и  с
функциональными  узлами областного уровня компьютерные коммуникации
реализуются  на  основе  скоростной Центральной вычислительной сети
городского (центрального) базового информационного узла системы;
     для   обеспечения   информационного  взаимодействия  абонентов
подразделений  администрации  города и администраций районов города
в    первую   очередь   необходимо   использовать   уже   имеющиеся
программно-технические  комплексы,  обеспечивая их коммутацию через
центральную локальную вычислительную сеть;
     информационное  взаимодействие  внутренних абонентов районного
уровня   между   собой   обеспечивается   на   средствах  локальных
вычислительных  сетей (далее - ЛВС) районных базовых информационных
узлов системы.
     В   результате   проработки   вопроса   построения   городской
телекоммуникационной   сети   передачи   данных   были   выработаны
следующие основные требования к ней:
     с    целью    обеспечения   приемлемого   качества   связи   и
эффективности  долгосрочных  вложений  должна  использоваться  сеть
коммутации  пакетов  в  соответствии  с рекомендациями протоколов и
интерфейсов,   регламентированных   Международным   консультативным
комитетом  по  телефонии  и  телеграфии  (  далее  - МККТТ) и рядом
других  международных  организаций,  занимающихся стандартизацией в
области связи и информатики (X.25, TCP/IP и т.д.);
     городская  телекоммуникационная  сеть будет создаваться в виде
сети   общего   пользования.   При   этом   за  счет  использования
современных   программно-технических   средств   будет   обеспечена
возможность   создания   в   единой   физической   сети  логических
(виртуальных)  государственных,  ведомственных,  банковских  и иных
корпоративных   сетей   с  ограниченным  доступом  замкнутых  групп
абонентов;
     размещение  центров  коммутации пакетов будет осуществляться в
городских и районных;
     для   обеспечения  защиты  и  конфиденциальности  передаваемой
информации  будут  использоваться  средства криптозащиты и цифровой
электронной подписи, сертифицированные ФАПСИ;
     сеть  обеспечит всем абонентам города связь с абонентами сетей
общего  пользования  других  регионов, а также выход в мировые сети
(INTERNET).

     3. 3.2.Ориентировочные   этапы  работ  по  развитию  городской
информационно-коммуникационной системы:

     проведение  инвентаризации  средств  компьютерных коммуникаций
(ЛВС,   абонентских  пунктов  глобальных  сетей,  модемов  и  т.д.)
города,  с  последующим  анализом  совместимости  их  между собой и
созданием  реестра (БД) средств компьютерных коммуникаций и средств
передачи данных системы;
     разработка  и  реализация  инвестиционных  проектов  (за  счет
бюджетных  или  внебюджетных средств) создания (развития) городских
телекоммуникационный     сетей,    соответствующих    рекомендациям
протоколов и интерфейсов МККТТ;
     поэтапное   подключение   (организация   взаимодействия  через
межсетевые  соединения)  городских телекоммуникационных сетей между
собой к областным, российским и международным сетям;
     разработка   и   согласование  стандартов  и  определение  (на
экспертно-конкурсной   основе)   реализующих   их   унифицированных
информационных  технологий  обеспечения  и взаимодействия подсистем
функциональных  блоков  и  абонентов системы между собой и с базами
данных из состава автоматизированных информационных ресурсов;
     монтаж       базовых       (городского       и       районных)
информационно-коммуникационных            узлов           городской
информационно-коммуникационной    системы    и    организация    их
взаимодействия;
     организация   взаимодействия   центрального   узла   городской
информационно-коммуникационной        системы        с       единой
информационно-коммуникационной     системой    областных    органов
государственной   власти   и   другими   информационными  системами
федерального  уровня, а также с центральными информационными узлами
других регионов и межрегиональных органов и организаций;
     поэтапное  подключение  подсистем  функциональных  блоков,  их
(функциональных)   информационных   узлов  и  абонентов  к  базовым
информационным узлам соответствующего уровня.
     3. 4.Организация    информационно-аналитического   обеспечения
высших органов власти города.
     Система  мероприятий  этого раздела Программы строится на базе
имеющихся  и  создаваемых в процессе реализации Программы элементах
интегрированной   системы.   Объектами   этого   раздела  Программы
являются  глава администрации города, городская Дума города Нижнего
Новгорода       и       администрация      города.      Департамент
информационно-аналитической           работы           осуществляет
информационно-аналитическое  обеспечение указанных органов местного
самоуправления города путем издания следующих материалов:
     ежемесячный     информационно-аналитический     бюллетень    о
деятельности администрации города;
     ежеквартальный  бюллетень о социально-экономической ситуации в
городе;
     ежемесячный    обзор    свежих    поступлений   в   библиотеку
департамента информационно-аналитической работы;
     тематические   аналитические   записки,   доклады   и   другие
материалы.

     3. 5.Обеспечение    защиты    информации    и   информационной
безопасности.

     В  проектах  нормативно-правовых актов будут предусматриваться
специальные    разделы    по    информационной   безопасности,   об
обязанностях  должностных  лиц  по  обеспечению защиты информации и
ответственности  за  нарушение  установленных  правил  и  процедур.
Будут  осуществляться  мероприятия  по  совместному  плану  работ с
ФАПСИ.

     3. 6.Нормативно-правовое,  нормативно-техническое  и  кадровое
обеспечение процессов информатизации.

     Правовое  обеспечение  информатизации заключается в подготовке
и  принятии комплекса нормативных актов главы администрации города,
городской  Думы  города  Нижнего  Новгорода.  Основными документами
являются:
     регламент     функционирования     ЛВС     органов    местного
самоуправления города Нижнего Новгорода;
     положение    об   электронной   почте   в   органах   местного
самоуправления города Нижнего Новгорода;
     положение     о     порядке     создания    автоматизированных
государственных информационных ресурсов города;
     положение     о     порядке    включения    автоматизированных
информационных   систем   и   баз  данных  в  состав  муниципальных
информационных ресурсов города;
     положение   о  порядке  владения,  пользования,  распоряжения,
доступа   и   защиты   информации   администрации   города  Нижнего
Новгорода;
     положение о Реестре информационных ресурсов;
     положение  о  порядке разработки и модернизации информационных
систем;
     положение  об  уполномоченных лицах, ответственных за создание
информационных   систем   в   органах   местного  самоуправления  и
муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода;
     положение   о   Межведомственной   комиссии   по   созданию  и
эксплуатации общегородской информационной системы;
     положение   о  Рабочей  группе  Межведомственной  комиссии  по
созданию и эксплуатации общегородской информационной системы.
     положение  об  Экспертном  совете Межведомственной комиссии по
созданию и эксплуатации общегородской информационной системы;
     положение   о   порядке   отнесения   информации   из  состава
муниципальных    информационных   ресурсов   города   к   категории
конфиденциальной и ее использования;
     положение   о  порядке  использования  информации  из  состава
муниципальных    информационных    ресурсов   города   составляющей
коммерческую тайну.
     Нормативно-техническое  обеспечение информатизации заключается
в принятии группы стандартов:
     стандарты  базовых  программно-технических средств, прикладных
офисных систем;
     стандарты документов в системе электронного документооборота;
     стандарты  на  состав  и  форматы  представления  информации в
автоматизированных     информационных     ресурсах    коллективного
пользования;
     информационно-технические     протоколы    взаимодействия    и
интерфейсы;
     требования    к    программно-техническим   средствам   защиты
информации  и санкционирования доступа, идентификации и авторизации
пользователей;
     положение  о  порядке  приобретения  вычислительной  техники и
средств    телекоммуникации   исполнительными   органами   местного
самоуправления города.
     Необходимым  направлением  работ  в  этой сфере является также
организация   работ   по  сертификации  информационных  технологий,
продуктов и услуг и лицензированию соответствующей деятельности.
     Кадровое  обеспечение  процессов информатизации является одним
из  ключевых  моментов.  Предусматривается организация учебы кадров
исполнительных  органов  местного  самоуправления  города, введение
требований  по  компьютерной  грамотности  в должностные инструкции
специалистов.  Курс  обучения  включает  в  себя обзорные лекции по
концептуальным  вопросам  информатизации,  практические  занятия по
изучению  общесистемных  и прикладных продуктов, специализированные
занятия  по изучению конкретных прикладных продуктов, необходимых в
работе на рабочем месте.
     3. 7.Формирование    организационно-экономического   механизма
проведения и управления работами по информатизации.

     Организацию   и   координацию  работ  в  сфере  информатизации
осуществляет   департамент  информационно-аналитической  работы.  В
рамках  настоящей Концепции департамент информационно-аналитической
работы  выступает  в  качестве  исполнителя, а в случае привлечения
сторонних разработчиков муниципальным заказчиком работ.
     Департамент информационно-аналитической работы  обеспечивает:
     интеграцию  информационных  ресурсов  города Нижнего Новгорода
на     основе    формирования    общей    информационно-логической,
программно-технической  и  телекоммуникационной  среды  обработки и
обмена информацией;
     информационное  обеспечение  органов  местного  самоуправления
путем   организации  санкционированного  доступа  к  информационным
системам (далее - ИС) и БД;
     создание  единой  телекоммуникационной  среды  для обеспечения
оперативного  теледоступа  к региональным информационным ресурсам и
обмена информацией с выходом в глобальные сети;
     согласование   в   соответствии   с   Положением   о   порядке
приобретения  вычислительной  техники  и  средств  телекоммуникации
исполнительными  органами  местного  самоуправления  города Нижнего
Новгорода спецификаций приобретаемой техники;
     организацию конкурсов и экспертизы технических проектов;
     выработку  общесистемных  программно-технических  требований к
созданию  и  ведению регистров, реестров и баз данных, системам для
математического        моделирования        и       прогнозирования
социально-экономических процессов;
     ведение  ИС и БД, разработку и внедрение программных средств.
     Департамент информационно-аналитической работы  участвует в:
     организации   работ   по   кадастровым   и   геоинформационным
системам;
     информационно-справочном  обеспечении представительных органов
местного  самоуправления  города  и должностных лиц исполнительного
органа местного самоуправления города;
     осуществлении   контроля   за   выполнением   работ   в  сфере
информатизации;
     подготовке    нормативно-правовых   и   нормативно-технических
документов;
     подготовке кадров;
     Департамент информационно-аналитической работы осуществляет:
     информационно-аналитическое    обеспечение   представительного
органа   местного   самоуправления   города   и   должностных   лиц
исполнительного   органа   местного   самоуправления  через  выпуск
соответствующей   продукции   в   печатной  и  электронной  формах,
предоставление услуг информационно-справочного характера;


     ведение ИС и БД коллективного и локального пользования;
     математическое      моделирование      социально-экономических
процессов, протекающих на территории города.

     4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

     Реализация вышеупомянутых работ  позволит:
     осуществить   качественно   новый,  системный  (согласованный,
сбалансированный,     комплексный)     подход     к     организации
информационного обеспечения территориального управления;
     повысить  оперативность  работы и качество принимаемых решений
за   счет   улучшения  информационно-аналитического  обеспечения  и
информационного взаимодействия;
     оптимизировать   и  регламентировать  затраты  бюджета  города
Нижнего Новгорода;
     централизовать  работы  и консолидировать ресурсы по выработке
единых   (унифицированных)   проектных   решений  и  стандартов  на
программно-техническое,            нормативно-правовое            и
организационно-технологическое обеспечение ИС различного уровня;
     повысить качество создаваемых ИС;
     повысить  обоснованность  и  контроль, а также снизить уровень
бюджетных  затрат  при  создании  систем  на основе унифицированных
проектов    и    использования    готовых   (серийно   выпускаемых)
программно-технических средств;
     ликвидировать   затраты   на  информационную  взаимоувязку  ИС
различных уровней (необходимые при нецентрализованной разработке).
     обеспечить        органы        управления        современными
информационно-коммуникационными      средствами     информационного
взаимодействия  и  многоаспектной  и  комплексной  информацией  для
подготовки и принятия решений;
     обеспечить   минимизацию   и  повышение  эффективности  затрат
городского   бюджета,  создание  и  эксплуатацию  информационной  и
коммуникационной компонент функциональных блоков и подсистем;
     обеспечить  условия  для  дальнейшего  развития  и  интеграции
функциональной части имеющихся информационных систем;
     создать  условия  для развития децентрализованной составляющей
информатизации   -  рынка  информационной  продукции  и  услуг  для
населения  и  хозяйствующих  субъектов, в том числе силами малого и
среднего  бизнеса  в  сфере информатизации (подсистемы обслуживания
граждан и хозяйствующих субъектов).
     проводить    в    городе   единую   государственную   политику
информатизации;
     реализовать     ресурсно-финансовый     механизм    управления
информатизацией в условиях перехода к рыночной экономике;
     вовлечь  информационные  ресурсы  в  эффективный хозяйственный
оборот;
     обеспечить  консолидацию инвестиций бюджетов различных уровней
и      привлечь      внебюджетные     инвестиции     к     развитию
информационно-телекоммуникационной    инфраструктуры    города   на
современном уровне;
     создать  эффективную  систему  защиты информации и обеспечения
информационной безопасности;
     обеспечить  контроль  за  качеством  продукции и услуг в сфере
информатизации;
     достигнуть     основной     цели    муниципальной    поддержки
информатизации  при  оптимизации  затрат бюджетных средств, за счет
использования  при  построении  имеющихся заделов и концентрации на
ключевых   проектах   финансовых   ресурсов  различных  учреждений,
организаций и предприятий города;
     активизировать   деятельность   структур   малого  и  среднего
бизнеса в сфере информатизации;
     создать  на территории города условия для дальнейшего развития
информатизации  как саморазвивающегося рыночного процесса, имеющего
экономические   рычаги  для  его  регулирования  органами  местного
самоуправления города Нижнего Новгорода.







Информация по документу
Читайте также