Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 07.06.1995 № 5-ЗНИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н от 07.06.95 N 5-З Утратил силу - Закон Нижегородской области от 29.03.2001 г. N 173-З О выборах Губернатора Нижегородской области (В редакции Законов Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З; от 25.10.95 г. N 13-З; от 24.06.97 г. N 75-З; от 01.07.97 г. N 79-З; от 27.04.99 г. N 41-З) ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основополагающие начала выборов Губернатора области (далее - Губернатора) Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и "Уставом Нижегородской области", настоящим законом, иными нормативными и правовыми актами Законодательного Собрания Нижегородской области. Статья 2. Избирательные права при выборах Губернатора. 1. Право избирать Губернатора принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Нижегородской области и достигшему на день выборов 18 лет. 2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на момент выдвижения кандидатом 30-летнего возраста, постоянно проживающий на территории области не менее одного года, не старше 60 лет. 3. Не может избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным, или гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Назначение выборов. 1. Выборы Губернатора назначаются Законодательным Собранием области. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 70 дней. 2. Постановление Законодательного Собрания области о назначении даты выборов Губернатора должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации в 3-х дневный срок. Статья 4. Избирательный округ по выборам Губернатора. Выборы Губернатора проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Нижегородской области. Статья 5. Образование избирательных участков. 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главами местной администрации городов и районов области по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее 45 дней до дня выборов из расчета до 3000 избирателей на один избирательный участок. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях (по согласованию с областной избирательной комиссией) - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. 4. Список избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должен быть опубликован территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее 40 дней до дня выборов. 5. В случае проведения выборов Губернатора одновременно с выборами в Законодательное Собрание области или иные выборные органы избирательные участки являются общими. Статья 6. Списки избирателей. 1. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии с законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", имеющие место жительства на территории области, вне зависимости от сроков проживания. 2. Составление списков избирателей и ознакомление с ними избирателей осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ". Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями. 1. Подготовку и проведение выборов Губернатора, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. 2. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно. Статья 8. Право выдвижения кандидатов. Право выдвижения кандидатов на должность Губернатора области принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства, а также лицам, претендующим на должность Губернатора в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящим Законом. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Статья 9. Финансирование выборов. 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется за счет средств областного бюджета. 2. Для финансирования предвыборной агитации кандидат вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. ГЛАВА II ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ГУБЕРНАТОРА Статья 10. Виды и порядок формирования избирательных комиссий. 1. Подготовку и проведение выборов Губернатора, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан осуществляют: - избирательная комиссия Нижегородской области (далее - избирательная комиссия области); - районные, городские, районные в городе Нижнем Новгороде избирательные комиссии (в дальнейшем именуются - территориальные избирательные комиссии); - участковые избирательные комиссии. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 2. Избирательная комиссия области формируется в порядке, установленном федеральным законом "О гарантиях избирательных прав граждан РФ" и нормативными правовыми актами Законодательного Собрания Нижегородской области. 3. Территориальная избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления района, города, района в городе в составе 5-9 членов комиссии не позднее чем за 60 дней до дня выборов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Соответствующие органы местного самоуправления вправе возлагать полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам Губернатора на территориальные избирательные комиссии, сформированные для проведения иных выборов. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок либо, если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии возлагается на избирательную комиссию области. 4. Участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления в составе 5-10 членов комиссии не позднее чем за 44 дня до дня выборов с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Соответствующие органы местного самоуправления вправе возлагать полномочия участковых избирательных комиссий по выборам Губернатора на участковые избирательные комиссии, сформированные для проведения иных выборов. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок либо, если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии возлагается на территориальную избирательную комиссию. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 5. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся в непосредственном подчинении. 6. После регистрации кандидата он вправе назначить в избирательную комиссию области, иные избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса определяются федеральным законом "О гарантиях избирательных прав граждан РФ". Полномочия членов избирательных комиссий прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. 7. При подготовке, проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 8. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральным и областным законодательством о выборах, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. 9. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий. Статья 11. Полномочия избирательной комиссии Нижегородской области. 1. Избирательная комиссия области, обеспечивая организацию подготовки и проведения выборов Губернатора в пределах своей компетенции: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона; руководит работой территориальных избирательных комиссий; издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округу; утверждает формы: избирательного бюллетеня, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий и других избирательных документов, образцы печатей; регистрирует кандидатов на должность Губернатора и их доверенных лиц; выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Губернатора; заслушивает сообщения по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней, снабжение ими территориальных избирательных комиссий; распределяет между территориальными избирательными комиссиями выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; устанавливает единый порядок обработки итогов голосования; устанавливает результаты выборов Губернатора; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; организует повторное голосование по выборам Губернатора; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим областным Законом. Статья 12. Полномочия территориальной избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия: руководит работой участковых избирательных комиссий на территории города, района, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов на должность Губернатора области; распределяет между участковыми избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на финансовое обеспечение организации и проведения выборов, осуществляет контроль за целевым расходованием ими этих средств; организует доставку выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий необходимыми помещениями, транспортом, средствами связи и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; организует досрочное голосование в помещении комиссии; устанавливает итоги голосования на территории района, города, передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим областным Законом. Статья 13. Полномочия участковой избирательной комиссии. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов, месте и времени голосования посредством индивидуального приглашения избирателей; составляет списки избирателей по избирательному участку; (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; контролирует размещение предвыборных агитационных материалов, пресекает противоправную агитационную деятельность; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования; принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 14. Статус члена избирательной комиссии. 1. Члены избирательной комиссии обязаны присутствовать на заседаниях комиссии. 2. Члены избирательной комиссии: заблаговременно извещаются о заседании соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. 3. Члены избирательной комиссии могут освобождаться на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. 4. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Статья 15. Гласность в деятельности избирательных комиссий. 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. 2. На заседаниях избирательных комиссий всех уровней вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, а также их представители, средства массовой информации. 3. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные настоящим законом. 4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными Законами. Статья 16. Организация деятельности избирательных комиссий. 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Решения избирательных комиссий принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии. 3. Решение избирательной комиссии области о регистрации кандидатов, о внесении предложений в суд об отмене регистрации кандидатов на должность Губернатора области, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 4. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Особое мнение членов избирательной комиссии Нижегородской области должно быть опубликовано вместе с решением комиссии. Статья 17. Обжалование решений и действий избирательных комиссий. 1. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии области могут быть обжалованы в областной суд. 2. Решения и действия (или бездействие) участковых, территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы соответственно в территориальную или областную избирательные комиссии или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления подлежит исполнению с момента его вынесения. Предварительное обращение в вышеназванные избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, заявлениям, поступившим в ходе выборов, принимаются комиссиями в трехдневный срок с момента поступления жалобы, заявления, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, заявлениях требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в пятидневный срок. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 3. Жалобы на нарушения настоящего закона, поданные позднее, чем через 10 дней после совершения нарушения, комиссиями не рассматриваются. После этого срока разрешение жалоб производится в судебном порядке. ГЛАВА III ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГУБЕРНАТОРА Статья 18. Выдвижение кандидатов. 1. Выдвижение кандидата на должность Губернатора проводится путем сбора подписей избирателей. Подписные листы изготовляются по форме, указанной в приложении к настоящему областному Закону. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 2. Выдвижение кандидатов начинается с момента официального опубликования в газете "Нижегородские новости" постановления Законодательного Собрания о назначении дня выборов Губернатора и заканчивается за 35 дней до дня выборов. Статья 19. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатом. 1. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента избирателей области, внесенных в списки по предыдущим выборам в Законодательное Собрание области. Сбор подписей производится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение или подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи, а также со стороны должностных лиц предприятий, организаций, учреждений, органов власти и местного самоуправления. 2. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество кандидата; дата его рождения; место работы и занимаемая должность; постоянное место жительства. 3. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество или инициалы, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или удостоверения личности, военного билета для военнослужащего Указанные сведения, за исключением подписи избирателя, может внести лицо, собирающее подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или удостоверения личности, военного билета для военнослужащего. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Статья 20. Декларирование доходов лиц, претендующих на должность Губернатора. Лица, претендующие на должность Губернатора, обязаны сдать в избирательную комиссию области подтверждение о представлении в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о доходах за календарный год, предшествующий выборам. Статья 21. Регистрация кандидата. 1. Группа избирателей или сам кандидат вносят подписные листы, заявления кандидата о выдвижении своей кандидатуры, подтверждение о представлении в налоговую инспекцию по месту жительства декларации о доходах и реквизитов банка для создания избирательного фонда в избирательную комиссию области. Член избирательной комиссии, принявший подписные листы, выдает кандидату или его представителю справку о приеме подписных листов с указанием их общего количества, количества собранных подписей, даты и времени сдачи документов. 2. В случае возникновения сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует проверку подписных листов. Подпись избирателя может быть признана недостоверной только при наличии письменного заявления самого избирателя, при этом вызов избирателей не допускается. Если при проверке обнаруживается несколько подписей одного и того же лица за одного и того же кандидата, то учитывается только одна из этих подписей. Подписи избирателей, оформленные с нарушением требований настоящего Закона, не учитываются. При проверке избирательной комиссией области правильности оформления подписей и подписных листов, других документов вправе присутствовать представители кандидатов на должность Губернатора. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 3. Подписные листы, оформленные с нарушением требований настоящего Закона, не учитываются. 4. Не позднее чем через три дня после получения подписных листов избирательная комиссия области принимает решение о регистрации кандидата, либо решение об отказе в регистрации. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Основаниями для отказа в регистрации являются: 1) недостаточное количество подписей избирателей; 2) непредоставление полного перечня документов, предусмотренных п.1 ст.2 настоящего Закона; 3) отсутствие у кандидата права быть избранным в соответствии с ч.2 ст.2 настоящего Закона; В случае отказа в регистрации избирательная комиссия области выдает кандидату заверенную комиссией копию мотивированного решения об отказе и заверенные комиссией копии всех его подписных листов. Каждый подавший документы на регистрацию, в случае отказа, вправе обжаловать данное решение в областном суде Нижегородской области. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение суда подлежит исполнению с момента его вынесения. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 5. Каждому зарегистрированному кандидату в течение двух дней после регистрации выдается удостоверение о регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. 6. Количество кандидатов на должность Губернатора не ограничивается. 7. Если в установленный настоящим Законом срок избирательной комиссией области не будут зарегистрированы два или более двух кандидатов, то комиссия принимает решение об отложении даты выборов для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Статья 22. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц. 1. Все кандидаты на должность Губернатора обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. После регистрации кандидаты на должность Губернатора, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. (В редакции Закона Нижегородской области от 25.10.95 г. N 13-З) Освобождение от выполнения служебных обязанностей производится на основании решения избирательной комиссии области о регистрации кандидата приказом (распоряжением) руководителя соответствующего государственного, муниципального органа или средства массовой информации. При этом исполнение служебных обязанностей данного кандидата на период до дня выборов возлагается на лицо, его замещающее. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 25.10.95 г. N 13-З) 3. Кандидаты по их личным заявлениям могут освобождаться от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия области за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем семикратный, установленный законом, размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно. 4. Кандидаты имеют право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа (кроме такси), из средств избирательной комиссии области. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией области. 5. Кандидат может иметь до 25 доверенных лиц, которые на основании письменного заявления кандидата регистрируются избирательной комиссией области. 6. Доверенные лица получают от избирательной комиссии области удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На период с момента регистрации доверенного лица и до официального опубликования результатов выборов администрация (работодатели) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. 7. Кандидат вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив избирательную комиссию области, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия области относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов. ГЛАВА IV ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 23. Право на участие в предвыборной агитации. Граждане Российской Федерации, кандидаты на должность Губернатора, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за и против любого кандидата. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые предвыборные материалы: - федеральным и областным органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; - воинским частям, военным учреждениям и организациям; - благотворительным организациям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Кандидаты, группы избирателей и общественные объединения, выдвинувшие кандидата, их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно или на условиях лотереи распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты, общественные объединения, выдвинувшие кандидата, и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный срок, а за три дня до выборов - немедленно. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Статья 24. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. 1. Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории избирательного округа, на равных основаниях. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти, местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. Порядок указанных выступлений (продолжительность выступлений, предоставляемых кандидатам бесплатно, время выхода в эфир, порядок предоставления времени за плату и другие условия) устанавливаются избирательной комиссией области. 3. Кандидаты имеют право на основании заключенного с телерадиокомпаниями договора получать за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. Статья 25. Выпуск агитационных рекламных материалов. 1. Кандидаты и избирательные комиссии вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. При проведении предвыборной агитации не допускаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. 3. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, тираже и предприятиях, на которых они изготовлены. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 4. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратится в областной суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. 5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельцев, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 26. Срок проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов не допускается. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) В день выборов и предшествующий ему день любая публичная агитация запрещается. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) ГЛАВА V ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 27. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. Средства, выделенные на организацию и проведение выборов из областного бюджета, поступают в распоряжение избирательной комиссии области на основании сметы предполагаемых расходов, утвержденной Законодательным Собранием области. Статья 28. Избирательные фонды и порядок их создания. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут создаваться за счет следующих средств: - выделенных кандидату на предвыборную агитацию избирательной комиссией области; - собственных средств кандидата; - добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день назначения выборов, более чем в 100 раз; - добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам. Статья 29. Порядок расходования средств избирательных фондов. 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом по разрешению избирательной комиссии области после его регистрации. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией области. 3. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 4. Кандидат обязан не позднее чем через 20 дней по окончании выборов представить в избирательную комиссию области отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах. 5. Избирательная комиссия области обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 10 дней после его представления в избирательную комиссию. 6. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для финансирования предвыборных агитационных мероприятий, кроме средств, поступивших в избирательные фонды. Статья 30. Порядок расходования денежных средств и финансовая отчетность. 1. Средства, выделенные из областного бюджета на подготовку и проведение выборов в соответствии со ст.27 настоящего Закона, перечисляются на счет избирательной комиссии не позднее 5-ти дней после назначения даты выборов Губернатора. 2. Председатель избирательной комиссии области распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательной комиссии по финансовым вопросам. 3. Формы финансового отчета избирательной комиссии области, территориальных и участковых комиссий о расходовании указанных средств устанавливаются департаментом финансов областной Администрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее 10 дней со дня опубликования результатов выборов. Территориальные избирательные комиссии представляют финансовый отчет избирательной комиссии области не позднее 25 дней со дня опубликования результатов выборов. Избирательная комиссия Нижегородской области представляет финансовый отчет о расходовании средств для проверки и согласования в департамент финансов Администрации области не позднее 40 дней после опубликования результатов выборов. После проверки, но не позднее 60 дней после опубликования результатов выборов департамент финансов Администрации области представляет финансовый отчет на утверждение Законодательного Собрания. Данный отчет публикуется в двухнедельный срок после его утверждения в газете "Нижегородские новости". 4. Остатки денежных средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов избирательной комиссии области, и не израсходованных ею на указанные цели, возвращаются в областной бюджет. ГЛАВА VI ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ Статья 31. Помещение для голосования. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующими местными администрациями. Помещение для голосования должно иметь комнаты или зал, в которых оборудуются кабинеты для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты) для тайного голосования, выход из них должны находиться в поле зрения членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех баллотирующихся кандидатах. Статья 32. Избирательный бюллетень. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий (должности), места работы, места жительства. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются избирательной комиссией области не позднее чем за 20 дней до дня выборов. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за пятнадцать дней до выборов. Передача бюллетеней избирательной комиссии производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в избирательной комиссии области, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте не менее чем двумя членами комиссии или отмечаются печатью, при ее наличии. При этом каждая участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не заверенные в установленном выше порядке избирательные бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются. Статья 33. Порядок голосования. 1. Голосование на выборах Губернатора проводится в один из выходных дней: в зимнее время - с 8 до 22 часов, а в летнее время - с 6 до 23 часов. (В редакции Законов Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З; от 24.06.97 г. N 75-З; от 01.07.97 г. N 79-З) 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить каждого избирателя письменно не позднее чем за 10 дней до дня проведения выборов. 3. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении районной, городской, районной в городе Нижнем Новгороде (за 15-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые избирательные комиссии, где они хранятся до дня выборов. 4. В 8 или в 6 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. (В редакции Законов Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З; от 24.06.97 г. N 75-З; от 01.07.97 г. N 79-З) 5. Во время голосования и до оформления протоколов на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов. 6. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, подтверждающего его личность. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Избирательный бюллетень заполняется избирателем в кабине, в которой присутствие иных лиц в это время не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 7. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. 8. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 34. Организация подсчета голосов и определение результатов выборов. 1. Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, а также иностранных (международных) наблюдателей. 2. При подписании протокола о результатах выборов члены избирательной комиссии, несогласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 3. По требованию члена избирательной комиссии или наблюдателя избирательная комиссия соответствующего уровня предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования, о результатах выборов и снять с него копию в помещении комиссии. Копия протокола заверяется соответствующей избирательной комиссией. Статья 35. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями. 1. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии сообщает число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. 2. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. 3. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. После этого председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 4. Сначала производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, и объявляет о количестве этих бюллетеней. 5. При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, без печати территориальной или участковой избирательной комиссии или подписей двух членов этих комиссий, а также бюллетени установленной формы, но такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании. из подсчета исключаются. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) 6. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные. 7. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число обнаруженных избирательных бюллетеней неустановленной формы; фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов, поданных против всех депутатов; поступило в комиссию жалоб и заявлений. 8. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. К протоколу прилагаются: особые мнения членов комиссии; жалобы и заявления, поступившие в комиссию о нарушениях, допущенных в ходе голосования или подсчете голосов, принятые по ним решения; акт, составленный в случае повреждения пломбы или печати на избирательном ящике. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. 9. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления итогов выборов. Территориальные избирательные комиссии обязаны передать указанную документацию в архив администрации города, района не позднее 15 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 36. Подсчет голосов в территориальных избирательных комиссиях. 1. Территориальная избирательная комиссия по выборам Губернатора по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит не позднее одних суток после дня выборов подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносит данные: о числе участковых комиссий на территории района, города, числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых он составляется, а также суммарные данные по позициям, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 8 статьи 31 настоящего областного Закона. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К первому экземпляру протокола прикладываются: особые мнения членов комиссии; жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования или при подсчете голосов, принятые по ним решения. Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии вместе с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляется в избирательную комиссию Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Второй экземпляр протокола вместе со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов в губернаторы и избирательных объединений, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранятся у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы. Статья 37. Подсчет голосов избирательной комиссией области. Избирательная комиссия области на основании протоколов территориальных, участковых избирательных комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и не позднее пяти дней со дня выборов, составляет, подписывает и заверяет печатью итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов". Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами избирательной комиссии области. По завершению работы избирательной комиссии области протокол передается на хранение в областной архив. ГЛАВА VII УСТАНОВЛЕНИЕ И ОПУБЛИКОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ. Статья 38. Установление и опубликование результатов голосования. Избранным Губернатором считается кандидат, набравший: - если в бюллетень для голосования включен один кандидат - более 50% голосов от числа избирателей, получивших бюллетени для голосования; - если в бюллетень включены два кандидата - большее число голосов по отношению к другому кандидату, если число голосов, набранных им, превышает число голосов, поданных "против всех кандидатов"; - если в бюллетень включены более 2 кандидатов - более 50% голосов от числа избирателей, получивших бюллетени для голосования. Если в избирательный бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них в ходе голосования не получил более 50% голосов избирателей, получивших бюллетени для голосования, избирательная комиссия области назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей которое проводится не позднее чем за 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона. При этом выборы считаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Сообщение об итогах выборов Губернатора публикуется избирательной комиссией области в средствах массовой информации в пятидневный срок после окончания выборов. Статья 39. Признание выборов недействительными, несостоявшимися. Выборы признаются несостоявшимися: - в случае выбытия всех кандидатов или снятия всех кандидатур на должность Губернатора; - если количество избирателей, получивших в ходе выборов избирательные бюллетени, составляет менее 25% от числа внесенных в списки избирателей; - если в бюллетень первого тура голосования включены два кандидата и ни один их их не набрал голосов "за" больше, чем их было подано "против всех кандидатов". Выборы могут быть признаны недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов были выявлены нарушения, повлиявшие на итоги выборов. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Решение о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимает избирательная комиссия области. Это решение может быть обжаловано в областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам на должность Губернатора. Статья 40. Повторные выборы. Если выборы были признаны недействительными или несостоявшимися, Законодательное Собрание области принимает решение о проведении повторных выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, другие мероприятия, связанные с проведением выборов, проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. (В редакции Закона Нижегородской области от 18.09.95 г. N 11-З) Статья 41. В случае, если выборы Губернатора не состоялись или признаны недействительными, полномочия действующего Губернатора области сохраняются. ГЛАВА VIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 42. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Статья 43. Хранение избирательной документации. 1. По завершении выборов избирательные комиссии сдают свою документацию в архивы, определяемые постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области. Избирательные бюллетени хранятся в течение одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - одного года после объявления даты следующих выборов. 2. Архивы обеспечивают свободный доступ к избирательной документации в установленном порядке. Статья 44. Вступление в силу настоящего областного Закона. Настоящий областной Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Губернатор Законодательного Собрания Нижегородской области А.А. Козерадский Б.Е. Немцов Приложение ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность Губернатора Нижегородской области Иванова Ивана Ивановича, родившегося 15 апреля 1958 года, работающего главой местного самоуправления города Северска, проживающего в поселке Центральном Северского района Нижегородской области. --- ---------------- --------- ------------- -------------- -------- |NN | Фамилия, имя, | Дата | Адрес места | Серия и но- |Подпись | |п/п| отчество | рож- | жительства | мер паспор- | | | | (инициалы) | дения | | та, удосто- | | | | | | | верения | | | | | | | личности | | | | | | | или военно- | | | | | | | го билета для| | | | | | | военнослу- | | | | | | | жащих | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 1.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 2.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 3.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 4.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 5.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 6.| | | | | | |---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | 7.| | | | | | | ---|----------------|---------|-------------|--------------|--------| | | | | | | | --- ---------------- --------- ------------- -------------- -------- Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или ______________________________________________________________________ заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) Кандидат на должность Губернатора Иванов И.И. (Дата и место сбора подписей) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|