Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 08.04.1996 № 27-ЗНИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 08.04.96 N 27-З Утратил силу - Закон Нижегородской области от 16.12.2005 г. N 196-З Об организации местного самоуправления в Нижегородской области (В редакции Законов Нижегородской области от 09.04.97 г. N 67-З; от 23.09.98 г. N 12-З; от 24.04.2000 г. N 105-З; от 01.12.2000 г. N 144-З; от 15.12.2000 г. N 151-З; от 16.04.2001 г. N 179-З; от 23.10.2001 г. N 215-З; от 26.12.2001 г. N 236-З; от 28.12.2001 г. N 243-З; от 16.04.2002 г. N 23-З; от 20.05.2003 г. N 35-З; от 10.07.2003 г. N 54-З; от 09.09.2005 г. N 127-З) Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,Уставом Нижегородской области определяет функции местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, территориальные, организационные, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает систему органов местного самоуправления в Нижегородской области. ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия и термины 1. Понятия и термины настоящего Закона используются в следующих значениях: муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области; местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и иные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения, некоторых вопросов государственного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; исполнительный орган местного самоуправления - орган местного самоуправления, в компетенции которого находятся исполнительно-распорядительные полномочия по предметам ведения соответствующего муниципального образования; структура органов местного самоуправления - внутреннее устройство каждого из органов местного самоуправления; система органов местного самоуправления - совокупность органов местного самоуправления внутри муниципального образования в их взаимосвязи и взаимодействии; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; глава муниципального образования - выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования; муниципальная собственность - собственность муниципального образования; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий; минимальные государственные социальные стандарты - нормативы оказания социальных услуг населению, принятые федеральными органами государственной власти. 2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление в Нижегородской области - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также совместная с органами государственной власти области деятельность органов местного самоуправления по решению некоторых вопросов государственного значения. 2. Местное самоуправление в Нижегородской области, как форма выражения власти ее населения, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации и Уставом Нижегородской области,а органы местного самоуправления являются конституционными органами народовластия. Статья 3. Законодательная основа местного самоуправления Местное самоуправление в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, другими законами Нижегородской области, уставами муниципальных образований. Статья 4. Право граждан на осуществление местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Нижегородской области, осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях по месту жительства в соответствии с государственными гарантиями их избирательных прав путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 2. Граждане Российской Федерации, проживающие в Нижегородской области, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. 3. Граждане Российской Федерации, прожившие на территории Нижегородской области не менее одного года, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования в Нижегородской области, имеют право избирать в соответствующие органы местного самоуправления. (В редакции Закона Нижегородской области от 09.04.97 г. N 67-З) 4. Граждане Российской Федерации, проживающие в Нижегородской области, имеют равный доступ к муниципальной службе. 5. Граждане Российской Федерации, проживающие в Нижегородской области, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 6. Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому жителю Нижегородской области право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 5. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, являющийся нормативным правовым актом, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. 2. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 09.09.2005 г. N 127-З) 3. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 09.09.2005 г. N 127-З) 4. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 09.09.2005 г. N 127-З) 5. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 09.09.2005 г. N 127-З) 6. Устав муниципального образования вступает в силу с момента его официального обнародования (опубликования), которое производится после его государственной регистрации. Статья 6. Государственная поддержка местного самоуправления Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Статья 7. Местное самоуправление в городе Нижнем Новгороде Местное самоуправление в городе Нижнем Новгороде, являющемся административным центром Нижегородской области, осуществляется в соответствии с Уставом города Нижнего Новгорода, а также с учетом особенностей, устанавливаемых Законом Нижегородской области "О статусе города Нижнего Новгорода - административного центра Нижегородской области". Статья 8. Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется с учетом особенностей, устанавливаемых федеральными законами. Статья 9. Ассоциации и союзы муниципальных образований Муниципальные образования в целях координации деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций и союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Статья 10. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции. ГЛАВА 2. Территориальные основы местного самоуправления Статья 11. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Нижегородской области в рамках ее административно-территориального устройства в границах муниципальных образований. 2. Местное самоуправление в Нижегородской области осуществляется в следующих муниципальных образованиях: районах области; городах; поселках; сельсоветах. В соответствии с административно-территориальным устройством области отдельные города, поселки и сельсоветы могут не являться муниципальными образованиями. 3. Перечень муниципальных образований и их территориальная структура (наличие на территории муниципального образования других муниципальных образований, поселений и иных населенных территорий, не являющихся муниципальными образованиями) приводится в реестре административно-территориального устройства Нижегородской области. 4. Территорию муниципального образования составляют территории поселений и другие земли в границах территории муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 5. Территорию поселения составляют земли в границах черты поселения. Статья 12. Установление границ и территорий муниципальных образований, наименование, переименование муниципальных образований 1. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований, установление и изменение границ муниципальных образований, их наименование, переименование производятся Законодательным Собранием Нижегородской области с обязательным учетом мнения населения соответствующих территорий по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Нижегородской области. 2. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований и установлении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города и в порядке, определенном законами Нижегородской области. 3. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, гарантии учета мнения населения определяются законами Нижегородской области. 4. Установление и изменение территорий поселений, не являющихся муниципальными образованиями, и иных населенных территорий, не являющихся муниципальными образованиями,производятся представительными органами местного самоуправления районов области и городов, на территории которых находятся эти поселения и иные населенные территории в соответствии с уставами соответствующих районов области и городов и в порядке, установленном федеральными законами, законами Нижегородской области. ГЛАВА 3. Организационные основы местного самоуправления, система органов местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления Статья 13. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся: выборные представительные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Нижегородской области, уставами муниципальных образований; исполнительные органы, образуемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами Нижегородской области, уставами муниципальных образований. 2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, их компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом, другими законами Нижегородской области. 3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Статья 14. Представительные органы местного самоуправления 1. Представительные органы местного самоуправления образуются во всех муниципальных образованиях за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. (В редакции Закона Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 144-З) 2. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном федеральными законами, законами Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 16.04.2001 г. N 179-З) 3. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. 4. Представительные органы местного самоуправления имеют следующие наименования: в районе области - Земское собрание; в городе - Дума; в поселке, сельсовете - Совет. 5. Представительный орган местного самоуправления принимает нормативные правовые акты в коллегиальном порядке. 6. Представительный орган местного самоуправления имеет председателя, который организует его работу, председательствует на его заседаниях и подписывает его нормативные правовые акты. Председатель представительного органа местного самоуправления избирается соответствующим представительным органом из числа его депутатов в порядке, установленном уставом муниципального образования, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. 7. Уставами муниципальных образований отдельных поселений с численностью не более 300 жителей может быть предусмотрено осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления сходом (собранием) граждан, если глава местного самоуправления такого поселения избирается гражданами. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 01.12.2000 г. N 144-З) Статья 15. Исполнительные органы местного самоуправления 1. Исполнительные органы местного самоуправления - местные администрации образуются во всех муниципальных образованиях. 2. Местная администрация подотчетна соответствующему представительному органу местного самоуправления. 3. Местная администрация состоит из главы администрации, иных должностных лиц администрации,структурных подразделений администрации. 4. Местная администрация формируется в соответствии со структурой местной администрации в порядке, определяемом главой местной администрациина основе федеральных законов, законов Нижегородской области. Структура местной администрации предлагается главой этой администрации и утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. 5. Глава местной администрации возглавляет местную администрацию на принципах единоначалия. 6. Глава местной администрации издает постановления и распоряжения. Руководители структурных подразделений местной администрации издают приказы. Акты местной администрации вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом. 7. Глава местной администрации назначается соответствующим представительным органом местного самоуправления по контракту на 4 года, если уставом муниципального образования не предусмотрена должность главы муниципального образования. (В редакции Закона Нижегородской области от 23.09.98 г. N 12-З) Статья 16. Глава муниципального образования 1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - главы местного самоуправления, который одновременно является главой местной администрации. 2. Глава муниципального образования либо избирается на 4 года гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава на срок, не превышающий срока его полномочий в качестве депутата данного состава представительного органа в порядке, установленном федеральными законами, законами Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 15.12.2000 г. N 151-З) 3. Глава муниципального образования, избранный населением, может быть в соответствии с уставом муниципального образования наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. 4. Глава муниципального образования, избранный представительным органом местного самоуправления из своего состава, в соответствии с уставом муниципального образования может быть избран и председателем этого представительного органа. 5. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления. Статья 17. Статус депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату представительного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и заканчиваются в день начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 3. Депутат представительного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. 4. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Нижегородской области. 5. Депутаты представительного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Нижегородской области. 6. Социальные гарантии депутатам, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются законами Нижегородской области. Статья 18. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, иными законами Нижегородской области. 2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования (опубликования). Статья 19. Органы местного самоуправления - юридические лица Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 20. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы,включая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой в органах местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области. 3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления социальных гарантий в соответствии с законодательством. 4. Муниципальные служащие не вправе быть депутатами представительного органа местного самоуправления. (В редакции Закона Нижегородской области от 23.10.2001 г. N 215-З) Статья 21. Местный референдум 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. 3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. (В редакции Закона Нижегородской области от 16.04.2002 г. N 23-З) 4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в месячный срок. Принятое на местном референдуме решение и результаты голосования подлежат официальному обнародованию (опубликованию). 6. Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами Нижегородской области. Статья 22. Муниципальные выборы 1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с обеспечением избирательных прав граждан, установленных федеральными законами и законами Нижегородской области. 2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Нижегородской области. 3. Органы государственной власти Нижегородской области гарантируют проведение муниципальных выборов. Статья 23. Собрание (сход) граждан 1. Для решения вопросов местного значения в муниципальном образовании, а также на части его территории (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) могут созываться собрания (сходы) граждан. 2. Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования или части его территории, обладающих избирательным правом. 3. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами Нижегородской области. Статья 24. Народная правотворческая инициатива 1. Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Проекты местных правовых актов, внесенные населением в представительные органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на их заседании с участием лиц, выдвинувших такую инициативу, а результаты рассмотрения - официальному обнародованию (опубликованию). 2. Порядок осуществления народной правотворческой инициативы устанавливается нормативно-правовыми актами соответствующего муниципального образования. Статья 25. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в срок не более месяца. Статья 26. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самодеятельная организация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов,улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц. (В редакции Законов Нижегородской области от 26.12.2001 г. N 236-З; от 10.07.2003 г. N 54-З) 2. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Нижегородской области, законам Нижегородской области, уставам муниципальных образований. ГЛАВА 4. Основы разграничения компетенции между государственной властью и местным самоуправлением, между муниципальными образованиями, между органами местного самоуправления в них Статья 27. Предметы ведения органов государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области в сфере местного самоуправления 1. По вопросам, касающимся местного самоуправления и отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, имеющее прямое действие. 2. По вопросам, касающимся местного самоуправления и отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Нижегородской области осуществляют правовое регулирование в соответствии с федеральным законодательством. 3. По вопросам, касающимся местного самоуправления и не отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Нижегородской области осуществляют собственное правовое регулирование. 4. В ведении органов государственной власти Нижегородской области в сфере местного самоуправления находятся: принятие и изменение законов Нижегородской области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; обеспечение соответствия законодательства Нижегородской области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Нижегородской области в муниципальную собственность; регулирование отношений между бюджетом Нижегородской области и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Нижегородской области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за реализацией переданных полномочий; принятие областных программ развития муниципальных образований; защита прав граждан на местное самоуправление; обеспечение государственных (Нижегородской области) гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Нижегородской области; законодательство о муниципальной службе; принятие и изменение законов Нижегородской области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; координация международных связей органов местного самоуправления; (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 09.09.2005 г. N 127-З) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; иные полномочия в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Статья 28. Предметы ведения местного самоуправления В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти. Статья 29. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями 1. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Российской Федерации осуществляется только федеральными законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация таких полномочий подконтрольна федеральным органам государственной власти. 2. Условия и порядок контроля за осуществлением полномочий по предметам ведения Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, определяются федеральными законами. 3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Нижегородской области осуществляется только законами Нижегородской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация таких полномочий подконтрольна органам государственной власти Нижегородской области. 4. Акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных им государственных полномочий по предметам ведения Нижегородской области, не могут противоречить актам органов государственной власти Нижегородской области. В случае такого противоречия действуют акты органов государственной власти Нижегородской области, а акты органов местного самоуправления подлежат отмене либо самими органами местного самоуправления, либо в судебном порядке. Статья 30. Передача полномочий по решению вопросов местного значения 1. Муниципальные образования вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения другим муниципальным образованиям на основе договора. Решения о заключении таких договоров принимаются соответствующими представительными органами местного самоуправления. 2. Заключение договоров о передаче полномочий производится на условиях и в порядке, определенном Гражданским Кодексом Российской Федерации. Статья 31. Принципы разграничения предметов ведения муниципальных образований 1. Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. 2. В случае, если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований,объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законами Нижегородской области, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Статья 32. Предметы ведения районов области 1. В ведении районов области находятся следующие государственные полномочия, которыми наделяет настоящий Закон их органы местного самоуправления: обеспечение исполнения законодательства Нижегородской области органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории района области; дополнительное регулирование порядка передачи объектов собственности Нижегородской области в собственность муниципальных образований, находящихся на территории района области; дополнительное регулирование порядка распоряжения и управления объектами собственности Нижегородской области, переданными в управление органам местного самоуправления района области или муниципальных образований, находящихся на территории района области; регулирование отношений между бюджетом Нижегородской области и бюджетами муниципальных образований, находящихся на территории района области; обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории района области; участие в формировании и исполнении областных программ развития муниципальных образований; защита прав граждан на местное самоуправление в муниципальных образованиях, находящихся на территории района области; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся на территории района области; участие в осуществлении ценовой политики; участие в осуществлении статистического и финансового учета; участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, охране памятников истории и культуры; участие в защите прав потребителей; участие в обеспечении законности, правопорядка, общественной безопасности; участие в организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развитии культуры, физкультуры и спорта; участие в осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий; участие в административном производстве; обеспечение воинского учета; обеспечение записи актов гражданского состояния; обеспечение архитектурно-строительного контроля. 2. В ведении районов области находятся следующие вопросы местного значения: владение, пользование и распоряжение районной собственностью; формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление районных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения; комплексное социально-экономическое развитие района; организация, содержание и развитие районных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация, содержание и развитие районных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования; охрана общественного порядка, организация и содержание районных муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройка территорий районов вне территорий поселений; создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства; контроль за использованием земель района вне территорий поселений и установление условий их использования; регулирование использования водных объектов для решения вопросов районного значения и регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых районного значения, а также недр для строительства подземных сооружений районного значения; организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло и водоснабжения и канализации районного значения; создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; районное дорожное строительство и содержание дорог районного значения; организация районных архивов и содержание районных архивных фондов; создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры районного значения; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в районной собственности; организация и содержание районной информационной службы; создание условий для деятельности районных средств массовой информации; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории района; создание условий для обеспечения пожарной безопасности. организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 28.12.2001 г. N 243-З) 3. В ведении районов области могут находиться и иные переданные государственные полномочия, а также переданные полномочия по решению вопросов местного значения. Статья 33. Предметы ведения городов, поселков, сельсоветов 1. В ведении городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова находятся следующие государственные полномочия, которыми наделяет настоящий Закон их органы местного самоуправления: обеспечение исполнения законодательства Нижегородской области органами местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории города; дополнительное регулирование порядка передачи объектов собственности Нижегородской области в собственность муниципальных образований, находящихся на территории города; дополнительное регулирование порядка распоряжения и управления объектами собственности Нижегородской области, переданными в управление органам местного самоуправления города или муниципальным образованиям, находящимся на территории города; регулирование отношений между бюджетом Нижегородской области и бюджетами муниципальных образований, находящихся на территории города; обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории города; участие в формировании и исполнении областных программ развития муниципальных образований; защита прав граждан на местное самоуправление в муниципальных образованиях, находящихся на территории города; обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся на территории города; участие в осуществлении ценовой политики; участие в осуществлении статистического и финансового учета; участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, охране памятников истории и культуры; участие в защите прав потребителей; участие в обеспечении законности, правопорядка, общественной безопасности; участие в организации здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развитии культуры, физкультуры и спорта; участие в осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий; участие в административном производстве; обеспечение воинского учета; обеспечение записи актов гражданского состояния; обеспечение архитектурно-строительного контроля. Если на территории города нет других муниципальных образований, то переданные государственные полномочия, связанные с такими муниципальными образованиями, не исполняются. 2. В ведении городов, поселков, сельсоветов находятся следующие вопросы местного значения: владение, пользование и распоряжение городской, поселковой, сельской собственностью; формирование, утверждение и исполнение городского, поселкового, сельского бюджета, установление городских, поселковых, сельских налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского, поселкового, сельского значения; комплексное социально-экономическое развитие города, поселка, сельсовета; содержание и использование городского, поселкового, сельского жилого и нежилого фондов; организация, содержание и развитие городских, поселковых сельских муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования; организация, содержание и развитие городских, поселковых сельских муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание городских, поселковых, сельских муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; регулирование планировки и застройка территорий поселений; создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства; контроль за использованием земель на территориях поселений и установление условий их использования; регулирование использования водных объектовдля решения вопросов городского, поселкового, сельского значения и регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых городского, поселкового, сельского значения, а также недр для строительства подземных сооружений городского, поселкового, сельского значения; организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- водоснабжения и канализации городского, поселкового, сельского значения; создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; городское, поселковое, сельское дорожное строительство и содержание дорог городского, поселкового, сельского значения; благоустройство и озеленение территории города, поселка, сельсовета; создание условий для утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения; создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры городского, поселкового, сельского значения; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в городской, поселковой, сельской собственности; организация и содержание городской, поселковой, сельской информационной службы; создание условий для деятельности городских, поселковых, сельских средств массовой информации; создание условий для организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физической культуры и спорта; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территории города, поселка, сельсовета; создание условий для обеспечения пожарной безопасности. 3. В ведении городов, поселков, сельсоветов могут находиться также иные переданные им государственные полномочия и переданные полномочия по решению вопросов местного значения. 4. Все полномочия по решению вопросов местного значения на территориях городов, поселков и сельсоветов, не являющихся в соответствии с административно-территориальным устройством области муниципальными образованиями, исполняются органами местного самоуправления района области или города на территории которого находятся такие города, поселки и сельсоветы. Статья 34. Полномочия представительных органов местного самоуправления 1. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования; утверждение бюджета муниципального образования, отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов, льгот по ним; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 2. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом. Статья 35. Полномочия исполнительных органов местного самоуправления В ведении исполнительных органов местного самоуправления находятся: управление муниципальным хозяйством; разработка и исполнение местных бюджетов соответствующих муниципальных образований; выполнение всех других исполнительно-распорядительных полномочий по предметам ведения соответствующих муниципальных образований. ГЛАВА 5. Финансово-экономические основы местного самоуправления Статья 36. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Статья 37. Муниципальная собственность 1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета,внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и объекты муниципального нежилого фонда, муниципальные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. 2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности,от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Нижегородской области и уставами муниципальных образований, население непосредственно. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно путем референдума или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Статья 38. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законодательством создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Статья 39. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности 1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей таких предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Статья 40. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на договорной основе. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Нижегородской области. Статья 41. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных, а также привлеченных, материальных и финансовых средств. Статья 42. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законодательством порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Статья 43. Местные бюджеты 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. 3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных поселений и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Статья 44. Доходы и расходы местных бюджетов 1. В доход местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Нижегородской области в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Нижегородской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. 2. Платежи предприятий вносятся в местный бюджет по месту нахождения этих предприятий, их филиалов, а также других структурных единиц и подразделений. Распределение платежей предприятий, имеющих филиалы и другие структурные подразделения на территориях нескольких муниципальных образований, производится между бюджетами этих муниципальных образований, согласно расчетам, пропорционально объему производства, а при невозможности проведения расчетов пропорционально доле работников соответствующего филиала в общей численности работников предприятия. 3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Нижегородской области. 4. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Нижегородской области. Статья 45. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством обеспечивают муниципальным образованиям минимальные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления районов области и городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова в соответствии с настоящим Законом, иными законами Нижегородской области принимают участие в обеспечении муниципальным образованиям, находящимся на территориях соответствующих районов области, городов, минимальных местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Нижегородской области на основе нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральными законами, законами Нижегородской области доходных источников без учета налогов и сборов, установленных органами местного самоуправления самостоятельно. В случаях, когда доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Нижегородской области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Нижегородской области, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Нижегородской области отчислений от федеральных налогов и налогов Нижегородской области. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций, подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 46. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете Нижегородской области. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Нижегородской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве компенсации. Статья 47. Структурные отношения между бюджетами 1. Местные бюджеты городов, кроме городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова, а также поселков, сельсоветов являются составной частью консолидированного бюджета района области, на территории которого находятся эти муниципальные образования. 2. Консолидированные бюджеты районов области и бюджеты городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, являются составной частью консолидированного бюджета Нижегородской области. Статья 48. Местные налоги и сборы 1. Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. 2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут устанавливать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Статья 49. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории соответствующего муниципального образования. Статья 50. Муниципальные внебюджетные фонды Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством. Статья 51. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. ГЛАВА 6. Гарантии местного самоуправления Статья 52. Запрет на ограничение прав местного самоуправления Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области, запрещается. Статья 53. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами,их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством. 4. Предприятия, учреждения, организации, независимо от их организационно-правовых форм, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную: возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием муниципальному образованию, интересам его населения. 5. Органы местного самоуправления вправе в установленном законодательством порядке вносить в соответствующие органы представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций за невыполнение решений органов местного самоуправления. Представление органов местного самоуправления должно быть рассмотрено соответствующим органом в 15-дневный срок со дня его получения. 6. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 20.05.2003 г. N 35-З) Статья 54. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, которым эти обращения направлены. 2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом аконодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области. Статья 55. Судебная защита местного самоуправления Граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. ГЛАВА 7. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью Статья 56. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, перед государством, юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством. Статья 57. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. Статья 58. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством 1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Нижегородской области, законов Нижегородской области, устава муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 3. В случае установленных судом нарушений представительными органами местного самоуправления, главами муниципальных образований Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Нижегородской области, законов Нижегородской области, устава муниципального образования Законодательное Собрание Нижегородской области может обратиться в Нижегородский областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Нижегородской области, законам Нижегородской области, уставу муниципального образования. Заключение Нижегородского областного суда о признании несоответствия деятельности представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образовании Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Нижегородской области, законам Нижегородской области, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Законодательным Собранием вопроса о прекращении полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и одновременное назначение новых выборов в указанном случае осуществляются законом Нижегородской области. Статья 59. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Нижегородской области, уставами муниципальных образований. Статья 60. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов Нижегородской области и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Статья 61. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законодательством порядке. ГЛАВА 8. Заключительные и переходные положения Статья 62. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 63. О признании утратившими силу отдельных правовых актов С момента вступления в силу настоящего Закона признается утратившим силу Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов "О местном самоуправлении в Нижегородской области на период поэтапной конституционной реформы" от 21.12.93 г. N 372-м. Статья 64. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Нормативные правовые акты органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области приводятся в соответствие с настоящим Законом в течении трех месяцев со дня вступления его в силу. 2. Нормативные правовые акты в Нижегородской области до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 65. О численном составе Дум, Советов в муниципальных образованиях, в которых на момент вступления в силу настоящего Закона не имеется представительных органов местного самоуправления Численный состав Дум, Советов муниципальных образований, в которых на момент вступления в силу настоящего Закона не имеется представительных органов местного самоуправления, определяется Земским собранием района области или Думой города, на территории которого находятся эти муниципальные образования. Статья 66. О полномочиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных (сформированных, назначенных) до вступления в силу настоящего Закона 1. Представительные органы местного самоуправления, избранные или сформированные до вступления в силу настоящего Закона, осуществляют свои полномочия до дня начала работы соответствующих представительных органов местного самоуправления нового состава. 2. Главы местного самоуправления (главы местных администраций), избранные населением до вступления в силу настоящего Закона, осуществляют свои полномочия в течение срока, на который они были избраны, а после его окончания - до вступления в должность вновь избранных или назначенных в соответствии с настоящим Законом соответствующих должностных лиц. 3. Главы местного самоуправления (главы местных администраций), назначенные на должность в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, осуществляют свои полномочия до вступления в должность вновь избранных или назначенных в соответствии с настоящим Законом соответствующих должностных лиц. Председатель Законодательного Первый заместитель Главы Собрания Администрации области, вице-губернатор А.А.Козерадский Ю.И.Лебедев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|