Расширенный поиск
Устав Нижегородской области от 18.04.1995 № 35У С Т А В Нижегородской области Принят Законодательным Собранием Нижегородской области 18 апреля 1995 года (В редакции Законов Нижегородской области от 19.03.96 г. N 21-З; от 01.04.96 г. N 24-З) Мы, полномочные представители населения Нижегородской области, избранные для осуществления государственной законодательной власти на ее территории, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, заботясь о сохранении целостности Российского государства и укреплении его федеративных основ, учитывая необходимость укрепления единых начал и созидательного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, придавая важное значение развитию местного самоуправления, исходя из ответственности перед населением Нижегородской области, принимаем настоящий Устав Нижегородской области, знаменующий ее вступление в конституционные права субъекта Российской Федерации, определяющий порядок образования органов государственной власти и местного самоуправления, основные начала их деятельности по реализации и защите прав и свобод граждан, по решению других задач общественно-политического и социально-экономического развития Нижегородской области. РАЗДЕЛ I КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1 Нижегородская область - субъект Российской Федерации Статья 1 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Нижегородская область (далее область) является субъектом Российской Федерации. 2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом. 3. Устав области имеет прямое действие на ее территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области. 4. Территория области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Официальным документом, определяющим границы области, является Описание границ Нижегородской области, согласованное с граничащими с областью субъектами Российской Федерации. 5. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по согласию области, граничащих субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. 6. Изменение статуса и границ области не могут быть осуществлены без учета волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом. Статья 2 1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются органами государственной власти области с соблюдением федерального законодательства. 2. Перечень административно-территориальных единиц, находящихся в их составе населенных пунктов приводится в реестре административно- территориального устройства области. 3. Создание и реорганизация административно-территориальных единиц, за исключением закрытого административно-территориального образования, их наименование, переименование производятся органом законодательной власти области с учетом волеизъявления населения. Реорганизация, упразднение закрытого административно-территориального образования относятся к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. 4. Административным центром области является город Нижний Новгород, его статус определяется законом области, принимаемым с учетом предложений органов самоуправления города. 5. Область имеет свой герб, статут которого определяется законом области. Статья 3 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий. 2. По установленным Конституцией Российской Федерации предметам ведения Российской Федерации органы государственной власти области осуществляют лишь правоприменительную деятельность, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации принимают законы области и иные нормативные правовые акты. 3. При отсутствии федерального закона по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации орган законодательной власти области может принять закон области или постановление, подлежащие последующему приведению в соответствие с федеральным законом. 4. Вне пределов ведения, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, область обладает всей полнотой государственной власти, осуществляет собственное правовое регулирование путем принятия органами государственной власти области законов области и иных нормативных правовых актов. Глава 2 Основы организации государственной власти в области Статья 4 1. Источником государственной власти области является ее население как неотъемлемая часть народа Российской Федерации. 2. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. 3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы. 4. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области. 5. Депутаты и выборные должностные лица органов государственной власти области представляют интересы населения области и ответственны перед ним. 6. Никакая часть населения области, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть и властные полномочия законно избранных органов государственной власти области и их должностных лиц. Статья 5 1. Органы государственной власти области образуются и действуют, исходя из единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. 2. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Законодательную власть в области осуществляет ее представительный и законодательный орган - Законодательное Собрание Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание). 4. Исполнительную власть в области осуществляет Администрация Нижегородской области (далее - Администрация области), возглавляемая высшим должностным лицом Нижегородской области - Губернатором Нижегородской области (далее - Губернатор). (В редакции Закона Нижегородской области от 19.03.96 г. N 21-З) 5. Судебную власть в области осуществляют суды Российской Федерации. 6. Функции федеральной государственной власти на территории области в пределах своих полномочий осуществляют областные и региональные подразделения органов государственной власти Российской Федерации. Глава 3 Права и свободы человека и гражданина в области Статья 6 1. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации. 2. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основным содержанием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления области. Статья 7 1. Акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области, ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами. 2. Каждый гражданин на территории области имеет право в установленном законами Российской Федерации порядке на возмещение вреда, причиненного действием или бездействием органов государственной власти и местного самоуправления области, их должностных лиц. 3. Для реализации совместных полномочий Российской Федерации и области по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств на основе соответствующего федерального закона в области может быть образована служба государственного уполномоченного по правам человека. Статья 8 1. Жители области и иные граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления области. 2. Депутаты, должностные лица, другие служащие органов государственной власти и органов местного самоуправления области обязаны в срок не более месяца дать ответ на письменное или устное (во время приема населения) обращение лица, требующего ответа. Статья 9 1. Органы государственной власти области выносят наиболее важные вопросы государственной жизни на обсуждение населения области или на областной референдум. 2. Обсуждение этих вопросов может осуществляться гражданами коллективно (на собраниях по месту работы и жительства) и индивидуально. Свои предложения граждане вправе направлять непосредственно в органы государственной власти области и местного самоуправления, в областные и местные средства массовой информации, которые организуют освещение хода обсуждения вопросов и проектов нормативных правовых актов. 3. Порядок проведения областного референдума и вступления в силу принятого на нем решения определяется законом области об областном референдуме. Инициаторами областного референдума могут быть Законодательное Собрание, Губернатор и имеющие избирательные права жители области в количестве не менее двух процентов от их общего числа. 4. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, касающиеся налогов, бюджета, иных финансовых проблем, а также определяющие срочные меры по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения в связи с возникновением эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий. Статья 10 1. Работа Законодательного Собрания, Администрации области, органов местного самоуправления области проводится гласно и носит открытый характер. Порядок посещения заседаний представителями средств массовой информации и общественных объединений устанавливается регламентами соответствующих органов. 2. Законодательное Собрание, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют публичные слушания по вопросам жизни области, городов и районов по проектам актов, представляющим широкий общественный интерес. В публичных слушаниях могут принимать участие с правом совещательного голоса ученые, специалисты, представители общественных объединений, другие граждане. 3. Законодательное Собрание, Губернатор, органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности, о положении дел в области или на соответствующей территории местного самоуправления. Статья 11 1. Каждый проживающий в области имеет право на объединение, включая право на создание партий и движений, профессиональных союзов для защиты своих интересов. 2. Общественная деятельность в области осуществляется в пределах законодательных норм свободно, на основе признания идеологического и политического многообразия. 3. Формы и методы работы общественных объединений на территории области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам области. 4. В области каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, национально-культурного развития в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию для этого необходимых условий. РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ОБЛАСТИ Глава 4 Экономическая и финансовая основа статуса области Статья 12 Экономическую основу области составляет находящаяся на ее территории государственная (федеральная собственность и собственность области), муниципальная, частная и иная собственность. Статья 13 1. В государственной собственности области находятся: а) земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы; б) областные финансовые ресурсы; в) предприятия и объединения, объекты инженерной инфраструктуры, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры и другие объекты собственности, созданные и приобретенные за счет средств области и переданные ей федеральными органами власти. г) объекты собственности области, переданные в аренду, в доверительное и оперативное управление, в хозяйственное ведение; д) объекты и имущество области, находящиеся за пределами области в соответствии с соглашениями органов государственной власти области и иных сторон; е) электромагнитные ресурсы ограниченного распространения (частоты от 50 мГц и выше); ж) другие объекты собственности, имеющие областное значение. Статья 14 1. Состав государственной собственности области пообъектно фиксируется в реестре государственного имущества области. Реестр составляется и ведется Администрацией области; реестр в целом и изменения в нем утверждаются Законодательным Собранием. 2. Регулирование всего комплекса отношений в сфере государственной собственности области, федеральной собственности, переданной в хозяйственное ведение области, осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами области. Статья 15 1. Внешнеэкономические и иные международные связи области осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. 2. Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения, осуществляет взаимодействие в иных формах. Статья 16 1. Экономическая политика области основывается на началах равенства всех форм собственности, комплексного развития всех отраслей производственной и социальной инфраструктуры, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в интересах населения области и с учетом общегосударственных потребностей. 2. Основные направления экономической политики включают: а) содействие развитию организации всех форм собственности, предпринимательства, увеличению производства и оказания услуг; б) повышение эффективности управления государственной собственностью области; в) поощрение любых законных форм привлечения капитала, инвестиций, способствующих развитию экономики. Статья 17 1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ценные бумаги, а также ассигнования из федерального бюджета. 2. Финансовые ресурсы области используются преимущественно для развития социальной сферы области, обеспечения благосостояния населения, для реализации иных функций органов государственной власти и местного самоуправления. 3. Финансовые ресурсы области могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации и иностранных партнеров, а также финансовыми ресурсами предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, в том числе иностранных, для финансирования программ социально-экономического развития. Статья 18 Формирование финансовых ресурсов области, управление и распоряжение ими осуществляются Администрацией области в порядке, установленном Законодательным Собранием с учетом федеральных законов. Глава 5 Основы экологической и социальной политики области Статья 19 1. Земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущих поколений ее жителей. 2. В области обеспечивается обязательность государственной экологической экспертизы, осуществляется охрана биологического разнообразия, реализуются иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность. 3. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, образующие природно-заповедный фонд области. Изъятие земель природно- заповедного фонда запрещено. 4. Законами области и иными нормативными правовыми актами ее органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, устанавливаются лимиты, экологические стандарты и нормативы платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий, определяется порядок их применения. Статья 20 1. В области осуществляются меры по обеспечению соблюдения федеральных правил, нормативов и стандартов по развитию за счет ресурсов области коммунального и торгового обслуживания, народного образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, санитарно- эпидемиологической и радиационной безопасности. 2. Наряду с федеральными мерами осуществляются областные и местные программы охраны труда и быта, обеспечения занятости людей и гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития социальных служб, обеспечения выплаты пенсий, установления пособий и иных гарантий социальной защиты. РАЗДЕЛ III ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОБЛАСТИ Глава 6 Основы формирования и организации работы Законодательного Собрания области Статья 21 1. Законодательное Собрание состоит из депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание, число его депутатов и срок их полномочий устанавливаются законом области в соответствии с Федеральным законодательством. 3. Законодательное Собрание является юридическим лицом и имеет гербовую печать. Статья 22 1. Депутаты Законодательного Собрания на его первом заседании приносят избирателям области следующую присягу: "Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добиваться повышения безопасности и жизненного уровня населения, всемерно охранять права и свободы человека и гражданина. Никакие частные, местные или политические интересы не будут для меня выше интересов области и российского государства". 2. Права и обязанности депутата Законодательного Собрания, гарантии и ограничения его деятельности устанавливаются законом области о статусе депутата Законодательного Собрания, принимаемого в соответствии с федеральными законами. Статья 23 1. Основной формой работы Законодательного Собрания являются его заседания, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих нормативных правовых актов. 2. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа депутатов, установленного для Законодательного Собрания. 3. Законодательное Собрание собирается на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после избрания; открывает и ведет это заседание до избрания Председателя Собрания старейший по возрасту депутат. 4. Со дня начала работы Законодательного Собрания нового созыва полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва и его депутатов прекращаются. Статья 24 1. Законодательное Собрание является постоянно действующим органом; количество депутатов, работающих на штатной профессиональной основе, периодичность проведения заседаний определяются самим Собранием. 2. Внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются по инициативе Председателя Законодательного Собрания, Губернатора или депутатов в количестве не менее одной трети от их общего числа. Статья 25 1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания. 2. Председатель Законодательного Собрания и его заместитель (заместители) избираются из числа депутатов на первом заседании Законодательного Собрания тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов и подотчетны Законодательному Собранию. 3. Порядок избрания, отставки и освобождения от должности Председателя Законодательного Собрания и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Законодательного Собрания. Статья 26 1. Законодательное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты (комиссии), а для решения отдельных задач - временные комиссии. 2. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Законодательным Собранием. 3. Для разрешения споров между органами государственной власти области и органами городского, районного самоуправления, между органами городского, районного самоуправления Законодательное Собрание образует согласительную комиссию из равного числа представителей Законодательного Собрания, Администрации области, органов городского, районного самоуправления и независимых ученых-правоведов и принимает закон (положение) об этой комиссии. Решение комиссии по предмету спора является обязательным для сторон. Статья 27 1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного Собрания, его комитетов и комиссий, депутатов Законодательное Собрание образует аппарат, работающий на постоянной основе. 2. Для организации и осуществления контроля за исполнением доходных и расходных статей областного бюджета, областных внебюджетных фондов, контроля за расходованием иных финансовых ресурсов области, использованием областной собственности и в целях финансовой экспертизы проектов законов области Законодательное Собрание образует контрольно-счетную палату, которая является его структурным подразделением. 2. Порядок формирования, должностные обязанности, гарантии трудовых прав работников аппарата определяются Законодательным Собранием в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 7 Полномочия Законодательного Собрания Статья 28 К ведению Законодательного Собрания относятся: 1. Принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений. 2. Установление в соответствии с федеральными законами порядка и назначение выборов в Законодательное Собрание, Губернатора области, в органы местного самоуправления на территории области, порядка проведения и объявление областного референдума. 3. Определение структуры, регламента и расходов Законодательного Собрания, утверждение штатов и фонда оплаты труда его аппарата. 4. Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания, его депутатов. 5. Осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, на обращение в иные органы государственной власти и суды Российской Федерации. 6. Утверждение структуры администрации области; согласование назначения и освобождения от должности первого заместителя Губернатора - Вице-губернатора, руководителей органов Администрации области по управлению финансами, социальной защитой и государственным имуществом области. 7. Согласование в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом назначения кадров действующих на территории области судебных и правоохранительных органов. 8. Утверждение областного бюджета и внесение в него изменений, осуществление контроля за исполнением бюджета и утверждение отчета о его исполнении. 9. Утверждение программ социально-экономического развития области, экологических программ, программ борьбы с преступностью, отчетов о их выполнении. 10. Установление областных налогов, сборов, пошлин, тарифов, иных видов платежей, их изменение, установление льгот и преимуществ. 11. Установление порядка: а) образования и использования областных внебюджетных фондов; б) предоставления дотаций, субвенций, кредитов из средств областного бюджета и гарантий на основе бюджетных и внебюджетных средств; в) образования предприятий, организаций, учреждений с использованием государственной собственности области; управления распоряжения объектами этой собственности, а также объектами федеральной собственности, переданными в хозяйственное ведение или в распоряжение области; г) приватизации объектов областной и муниципальной собственности; д) выпуска, условий размещения займов, облигаций, лотерей; е) передачи объектов областной собственности в собственность местного самоуправления; ж) предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, регулирования иных вопросов использования земли и других природных ресурсов, охраны природы; з) охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную, экологическую и научную ценность, памятников истории, культуры и природы, расположенных на территории области; и) подготовки и заключения договоров органов государственной власти области о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами. 12. Осуществление контроля за деятельностью Администрации области. 13. Осуществление контроля за исполнением на территории области законов Российской Федерации по предметам ее совместного с областью ведения, законов области и постановлений Законодательного Собрания учреждениями, предприятиями и организациями. 14. Рассмотрение ежегодных докладов Губернатора о результатах работы Администрации области. 15. Регулирование вопросов административно-территориального устройства области в соответствии с законом Российской Федерации. 16. Установление на основе федерального закона принципов организации местного самоуправления; образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области и органами городского, районного самоуправления, между органами городского, районного самоуправления. 17. Установление административной ответственности за неисполнение требований нормативных правовых актов органов государственной власти области. 18. Учреждение средств массовой информации. 19. Учреждение наград, почетных званий, премий области и утверждение положений о них. 20. Толкование Устава области, законов области и своих постановлений. 21. Осуществление иных полномочий, предоставленных Законодательному Собранию Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области. Статья 29 1. Председатель Законодательного Собрания: а) представляет Законодательное Собрание в отношениях с иными субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, зарубежными партнерами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями области, может заключать соответствующие договоры в порядке, установленном Законодательным Собранием; б) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и Законодательного Собрания в целом, созывает и ведет его заседания; в) подписывает принимаемые Законодательным Собранием законы и постановления; г) руководит работой аппарата Законодательного Собрания, осуществляет в соответствии с действующим трудовым законодательством прием и увольнение его работников; д) от имени Законодательного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суды Российской Федерации; е) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания и является распорядителем по этим счетам; з) выполняет другие полномочия в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания. 2. Председатель Законодательного Собрания в пределах своей компетенции издает распоряжения. 3. Заместитель (заместители) Председателя Законодательного Собрания выполняет поручения Законодательного Собрания и его Председателя, в случае отсутствия Председателя Законодательного Собрания осуществляет его полномочия. Статья 30 1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору, представительным органам местного самоуправления области, членам Совета Федерации и избранным от области по одномандатным избирательным округам депутатам Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, а также имеющим избирательные права жителям области в количестве не менее двух процентов от их общего числа. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области. 2. Законопроекты и проекты постановлений о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, проекты других актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет областного бюджета, вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания при наличии заключения Губернатора, которое он должен дать не позднее, чем в пятидневный срок со дня поступления к нему проектов указанных актов. В случае отсутствия такого заключения проект рассматривается в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания. Статья 31 1. Законодательное Собрание, его комитеты (комиссии) могут потребовать присутствия на своих заседаниях для сообщений, ответов на запросы и обращения депутатов, предоставления информации по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания, Губернатора, его заместителей, руководителей структурных подразделений Администрации области. 2. Руководители Администрации области, ее структурных подразделений, органов местного самоуправления, иных расположенных на территории области учреждений, предприятий, организаций обязаны по запросу Законодательного Собрания, его комитетов (комиссий) представлять им в указанные сроки необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению. Глава 8 Акты Законодательного Собрания области Статья 32 1. Законодательное Собрание принимает законы области и постановления, осуществляет контроль за их исполнением. 2. Порядок подготовки проектов указанных актов, их рассмотрения и принятия устанавливается Регламентом Законодательного Собрания. 3. Законы области и постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов от общего установленного числа депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено настоящим Уставом. 4. Законы области вступают в силу со дня их опубликования, либо в иной срок, указанный в самих законах. Постановления Законодательного Собрания вступают в силу со дня принятия, если в них не предусмотрено иное. 5. Законы области и постановления Законодательного Собрания, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее десяти дней после их официального опубликования. Статья 33 1. Принятый Законодательным Собранием закон области в трехдневный срок направляется для подписания Губернатору. 2. Губернатор подписывает и обнародует закон области в течение четырнадцати дней после получения. 3. Губернатор в указанный срок может отклонить закон области и направить его на дополнительное (повторное) рассмотрение Законодательного Собрания в части или в целом с обоснованием мотивов отклонения. 4. Если при дополнительном (повторном) рассмотрении закона области предложения Губернатора будут учтены или закон области будет одобрен Законодательным Собранием в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего установленного числа депутатов Законодательного Собрания, то он подлежит подписанию и обнародованию Губернатором в течение семи дней со времени повторного поступления на подпись. 5. В том случае, если Губернатор в течение предусмотренного срока не отклонил, но и не подписал принятый Законодательным Собранием закон области, то данный закон подлежит безотлагательному обнародованию с подписью Председателя Законодательного Собрания. 6. Губернатор вправе обратиться в Законодательное Собрание с просьбой о приостановлении действия постановления Собрания, если оно противоречит законодательству Российской Федерации или законам области, либо не обеспечено финансовыми ресурсами. Итоги повторного рассмотрения такого постановления Законодательного Собрания определяются в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 32 настоящего Устава. Статья 34 1. Устав области, законы, иные нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием, обязательны для исполнения на территории области всеми предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. 2. Невыполнение указанных в части 1 данной статьи актов, если ответственность за соответствующие действия не установлена законодательством Российской Федерации особо, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в порядке, определяемом Законодательным Собранием. Глава 9 Прекращение полномочий Законодательного Собрания области Статья 35 1. Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в случае принятия им постановления о самороспуске до истечения срока полномочий. 2. Постановление о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. Такое постановление не может быть принято Законодательным Собранием менее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий депутатов. Статья 36 Выборы в Законодательное Собрание в случае досрочного прекращения его полномочий проводятся не позднее чем в двухмесячный срок со дня принятия постановления о прекращении полномочий Законодательного Собрания в соответствии с законом области. РАЗДЕЛ IV АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ Глава 10 Органы и должностные лица Администрации области Статья 37 1. Администрация области состоит из Губернатора (главы Администрации), первого заместителя - Вице-губернатора, заместителей Губернатора, структурных подразделений. 2. Губернатор возглавляет Администрацию области на принципах единоначалия. 3. Структура Администрации области определяется Губернатором и утверждается Законодательным Собранием. 4. Полномочия, порядок формирования и организации работы подразделений Администрации области, должностные обязанности и социальные гарантии их работников определяются Губернатором на основе федеральных законов и законов области. 5. Администрация области является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Статья 38 1. Губернатор является высшим должностным лицом Нижегородской области, избирается населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 19.03.96 г. N 21-З) 2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на момент выдвижения кандидатом тридцатилетнего возраста, но не старше шестидесяти лет, постоянно проживающий на территории области не менее одного года. 3. Порядок выборов Губернатора определяется законом области. 4. Губернатор не может быть одновременно депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления (за исключением членства в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), не может находиться на иной государственной службе, заниматься другой, не предусмотренной федеральными законами деятельностью. Статья 39 1. Губернатор приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги населению области не позднее чем через пятнадцать дней после его избрания и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором области. 2. Присяга приносится Губернатором на заседании Законодательного Собрания с обнародованием ее в средствах массовой информации. 3. Текст присяги: "Клянусь при осуществлении возложенных на меня законом и избирателями Нижегородской области обязанностей соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Нижегородской области, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина." Статья 40 1. В случае отсутствия Губернатора или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель губернатора. 2. Максимальный срок исполнения обязанностей Губернатора не может превышать шести месяцев. 3. Губернатор на территории области обладает неприкосновенностью. Вопрос о привлечении к ответственности Губернатора может быть поставлен в Законодательном Собрании прокурором области. Для получения согласия необходимо, чтобы за это решение проголосовало не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания. Статья 41 Исполнение Губернатором полномочий прекращается досрочно в случаях его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять предоставленные ему полномочия, вступления в законную силу решения суда о привлечении его к уголовной ответственности, досрочного отзыва избирателями. Статья 42 1. Досрочный отзыв Губернатора может быть осуществлен в результате проведения голосования избирателей области при выражении ему недоверия Законодательным Собранием и в случае требования о проведении голосования по досрочному отзыву Губернатора не менее двух процентов избирателей области от их общего числа. 2. Инициатором постановки вопроса о недоверии Губернатору может быть группа депутатов Законодательного Собрания, насчитывающая не менее одной трети от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания. 3. Решение о выражении недоверия Губернатору и о назначении голосования избирателей по его отзыву принимается двумя третями от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания. 4. Порядок проведения голосования избирателей по отзыву Губернатора устанавливается законом области. Глава 11 Предметы ведения и полномочия Администрации области Статья 43 Администрация области осуществляет все функции государственной власти области, не отнесенные к полномочиям Законодательного Собрания, в том числе: 1. Осуществляет исполнение актов федеральных органов государственной власти, законов области и постановлений Законодательного Собрания в части, относящейся к ее компетенции. 2. Решает задачи государственного управления в области: а) экономики и прогнозирования, финансов, ценовой политики, внешнеэкономических связей; б) промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и земельной реформы; в) строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорог и связи; г) образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства, спорта и туризма; д) занятости и социальной защиты населения, работы с военнослужащими; ж) охраны природы и природопользования, охраны и использования историко-культурного наследия; з) других сфер жизнедеятельности области. 3. разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания бюджет, его изменения; обеспечивает исполнение и представляет Законодательному Собранию отчет об исполнении областного бюджета. 4. Разрабатывает и представляет на утверждение Законодательного Собрания Описание границ области, проекты планов и программ социально-экономического развития, экологических и иных программ области, отчеты об их исполнении. 5. Управляет и распоряжается собственностью области, а также Федеральной собственностью, переданной в хозяйственное ведение или в распоряжение области, в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Законодательного Собрания. 6. Осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, экологической безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. 7. Вносит в необходимых случаях на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, затрагивающих интересы области, принятие которых находится в их компетенции. 8. Осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами области, иными нормативными правовыми актами Законодательного Собрания области. Статья 44 Губернатор: а) представляет область и ее Администрацию в отношениях с организациями области, с субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, зарубежными партнерами, заключает с ними договоры и соглашения в установленном Законодательным Собранием порядке; б) организует и контролирует работу Администрации области по реализации ее задач и полномочий; несет ответственность за результаты ее деятельности; в) реализует право законодательной инициативы в Законодательном Собрании, участвует в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса; г) подписывает и обнародует принятые Законодательным Собранием законы области; д) инициирует при необходимости созыв внеочередного заседания Законодательного Собрания; ж) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета области за исключением расходов, предусмотренных на содержание Законодательного Собрания; з) осуществляет иные функции, входящие в его компетенцию. Глава 12 Акты Администрации области Статья 45 1. На основании и во исполнение федеральных законов, законов области и постановлений Законодательного Собрания Губернатор издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Руководители структурных подразделений Администрации области издают приказы. 3. Постановления и распоряжения Губернатора, за исключением актов по вопросам организационного и материально-технического обеспечения деятельности самой Администрации, направляются в Законодательное Собрание не позднее чем в трехдневный срок со дня их принятия. 4. Приказы руководителей структурных подразделений Администрации области направляются в Законодательное Собрание по запросу Председателя Законодательного Собрания, его заместителя (заместителей), руководителей комитетов и комиссий в трехдневный срок со дня получения запроса. 5. Законодательное Собрание вправе обратиться к Губернатору с предложением об отмене или изменении его актов, либо обжаловать их в судебном порядке. Обращение Законодательного Собрания должно быть рассмотрено Губернатором в десятидневный срок. 6. Обязательность исполнения актов Губернатора на территории области и ответственность за их неисполнение устанавливается в порядке статьи 34 настоящего Устава области. РАЗДЕЛ V СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ Глава 13 Судебная власть в области Статья 46 Судебная власть в области осуществляется судами судебной системы Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Статья 47 Население области имеет право участвовать в отправлении правосудия, а Законодательное Собрание - право участвовать в формировании кадров судебных органов; указанные полномочия реализуются в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 48 Исходя из конституционного единства системы государственной власти, суды Российской Федерации при осуществлении правосудия руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий, так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации. Статья 49 Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы судов, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению правосудия. Статья 50 На основе ст.11 Конституции Российской Федерации законом области может быть установлена собственная судебная власть области. Глава 14 Прокурорский надзор в области Статья 51 1. Прокурорский надзор в области осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. 2. Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Законодательным Собранием области. Статья 52 1. Исходя из конституционного единства системы государственной власти, органы прокуратуры области при осуществлении надзора руководствуются нормативными правовыми актами органов государственной власти области, принятыми в пределах их полномочий, так же, как и нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти Российской Федерации. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области содействуют созданию необходимых условий для работы органов прокуратуры, не вмешиваясь в их деятельность по осуществлению надзора. РАЗДЕЛ VI МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ Глава 15 Основы организации местного самоуправления в области Статья 53 1. В области признается, гарантируется и всемерно поддерживается местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 2. Местное самоуправление в области организуется и действует на основе федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, соответствующего закона области, Положений (уставов) о местном самоуправлении, принимаемых представительными органами местного самоуправления. Положения (уставы) о местном самоуправлении регистрируются Законодательным Собранием. 3. Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. 4. Местное самоуправление в области осуществляется с учетом национальных, исторических и других особенностей соответствующих территорий. Статья 54 1. Местное самоуправление осуществляется в районах, городских, сельских поселениях, в пределах иных территорий. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территории местного самоуправления в области осуществляется Законодательным Собранием с учетом мнения населения, выявляемого посредством социологических исследований, опросов, местных референдумов. Статья 55 1. По решению представительного органа местного самоуправления для обеспечения прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения может проводиться референдум, в котором вправе участвовать все граждане, обладающие избирательным правом. 2. Местное самоуправление путем прямого волеизъявления жителей в населенных пунктах, не являющихся административно-территориальными единицами, осуществляется через сходы (собрания), конференции жителей. 3. Порядок назначения и проведения местного референдума, порядок созыва и проведения схода (собрания), конференции жителей устанавливаются законами области и закрепляются Положением (уставом) о местном самоуправлении. Статья 56 1. Органы местного самоуправления образуются в административно- территориальных единицах и в населенных пунктах. 2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом области и закрепляется в Положении (уставе) о местном самоуправлении. 3. Представительные органы местного самоуправления образуются в административно-территориальных единицах (за исключением районов в городе), исполнительные органы местного самоуправления - в административно-территориальных единицах и в населенных пунктах, не являющихся административно-территориальными единицами. 4. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления образуются в порядке, установленном федеральными законами об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, соответствующими законами области и Положениями (уставами) о местном самоуправлении. Статья 57 1. По инициативе населения могут образовываться комитеты, советы и другие органы территориального общественного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения), если это не противоречит федеральным законам и законам области. Глава 16 Полномочия и гарантии местного самоуправления Статья 58 1. Предметы ведения органов местного самоуправления включают вопросы местного значения и некоторые вопросы государственного значения, решаемые органами государственной власти области совместно с органами местного самоуправления. 2. Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществляется федеральным законом и законом области об общих принципах организации местного самоуправления, Положениями (уставами) о местном самоуправлении. Статья 59 1. К вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления самостоятельно, относятся: а) разработка, принятие и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов; б) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; в) содействие в развитии промышленности, сельского хозяйства на подведомственной территории; г) планировка и застройка административно-территориальных единиц населенных пунктов; д) организация жилищного, коммунального, дорожного, культурно- бытового строительства, строительства объектов просвещения, здравоохранения, торговли, общественного питания; е) использование муниципальных земель; ж) использование водных объектов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых; з) содержание и использование муниципальных жилого и нежилого фондов; и) организация и содержание местных сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, организация снабжения населения, учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения топливом; к) благоустройство населенных пунктов; л) организация и содержание мест захоронения; м) иные вопросы местного значения, предусмотренные федеральными законами и законами области. 2. По вопросам, перечисленным в ч.1 настоящей статьи, органы местного самоуправления осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие общеобязательных нормативных правовых актов, действие которых может быть прекращено только самими издавшими их органами или в судебном порядке. Статья 60 1. К вопросам государственного значения, решаемым органами государственной власти области с участием органов местного самоуправления, относятся: а) обеспечение исполнения федеральных законов и областных нормативных правовых актов; б) защита прав и свобод человека и гражданина; в) защита прав национальных меньшинств; г) осуществление ценовой политики; д) осуществление статистического и бухгалтерского учета; е) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры; ж) защита прав потребителей; з) организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, занятости и социальной защищенности населения, развитие культуры, физкультуры и спорта; и) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; к) контроль за использованием средств, передаваемых из федерального и областного бюджетов на финансирование целевых программ; л) административное производство. 2. Органы местного самоуправления могут привлекаться к решению других вопросов государственного значения, а также к осуществлению федеральных и региональных государственных программ. 3. Выполнение органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, а также их участие в осуществлении государственных программ должно обеспечиваться необходимыми материально-финансовыми и иными ресурсами. 4. Реализация переданных органам местного самоуправления государственных полномочий подконтрольна государству. Акты органов местного самоуправления по указанным в данной статье предметам ведения не могут противоречить актам органов государственной власти Российской Федерации и области. В случае такого противоречия действуют акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти области, а акты органов местного самоуправления подлежат отмене или самими органами местного самоуправления по их инициативе, или по представлению (протесту) органов государственной власти области, либо по решению соответствующего суда. Статья 61 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, вода, леса, растительный и животный мир) в границах территории местного самоуправления, муниципальное имущество, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения. 2. Органы государственной власти области обеспечивают сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов районов и отдельных городов области, а органы местного самоуправления районов и городов - сбалансированность доходов и минимально необходимых расходов бюджетов административно связанных с ними городов районного значения, поселков, сел и сельсоветов. 3. Органы местного самоуправления могут добровольно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, объединяться в ассоциации (союзы) и создавать совместные органы. 4. Территория местного самоуправления может иметь свою местную символику. Статья 62 1. Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области. 2. Компенсация ущерба в случаях его нанесения территории местного самоуправления, ее природной среде в результате производственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности устанавливается в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством. 3. Федеральными законами и законами области устанавливаются иные гарантии местного самоуправления. РАЗДЕЛ VII ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА ОБЛАСТИ Статья 63 1. Устав области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного общего числа депутатов Законодательного Собрания области. 2. Изменения и дополнения в Устав области, за исключением изменений во исполнение норм федеральных законов прямого действия, выносятся на открытое обсуждение через средства массовой информации. 3. Устав области подписывается Председателем Законодательного Собрания и Губернатором и вступает в силу с момента его опубликования в печати. Статья 64 1. В случае вхождения норм Устава области в противоречие с нормами последующих федеральных законов нормы Устава области приводятся в соответствие с федеральными законами. 2. Принятые до вступления в силу Устава области законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области действуют в части, не противоречащей Уставу области; акты органов государственной власти области, противоречащие Уставу, подлежат приведению в соответствие с ним или утрачивают силу. Председатель Губернатор Законодательного Собрания Нижегородской области Нижегородской области А.А. Козерадский Б.Е. Немцов г.Нижний Новгород 24 апреля 1995 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|