Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-ЗНИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН от 04.08.2005 N 96-З Об утверждении Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы (В редакции Законов Нижегородской области от 02.08.2007 г. N 89-З; от 05.02.2008 г. N 7-З; от 04.07.2008 г. N 81-З; от 09.09.2009 г. N 177-З; от 04.12.2009 г. N 232-З) Принят Законодательным Собранием 28 июля 2005 года Статья 1 Утвердить Комплексную областную целевую программу развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор области Г.М. Ходырев Нижний Новгород 4 августа 2005 года N 96-З УТВЕРЖДЕНА Законом Нижегородской области "Об утверждении Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы" Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы (В редакции Законов Нижегородской области от 02.08.2007 г. N 89-З; от 05.02.2008 г. N 7-З; от 04.07.2008 г. N 81-З; от 09.09.2009 г. N 177-З; от 04.12.2009 г. N 232-З) ПАСПОРТ Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы -—————————————————————————————————————————————————————————————————- | Наименование | Комплексная областная целевая программа | | Программы | развития образования в Нижегородской | | | области на 2006-2010 годы (далее - | | | Программа) | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Основание для | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 | | разработки | года N 3266-1 "Об образовании"; | | Программы | приказ Министерства образования Российской | | | Федерации от 11 февраля 2002 года N 393 "О | | | Концепции модернизации российского | | | образования на период до 2010 года" | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Государственный | Правительство Нижегородской области | | заказчик | | | Программы | | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Разработчик | министерство образования | | Программы | Нижегородской области | | (В редакции Закона Нижегородской области | | от 05.02.2008 г. N 7-З) | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Цель Программы | развитие областной системы образования, | | | ориентированной на инновационное развитие | | | Нижегородской области; обеспечение | | | общедоступного и бесплатного дошкольного, | | | основного общего и среднего | | | профессионального образования, | | | гарантированных Конституцией Российской | | | Федерации; воспроизводство и развитие | | | кадрового потенциала Нижегородской области | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Задачи Программы | создание условий для модернизации | | | содержания образования и комплексных | | | изменений в образовательных технологиях, | | | для укрепления учебно-материальной базы, | | | для адекватных перемен в системе подготовки | | | и повышения квалификации педагогических и | | | руководящих кадров для обеспечения | | | инновационного развития Нижегородской | | | области | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Сроки и этапы | 2006-2010 годы: | | реализации | 1 этап - 2006-2008 годы; | | Программы | 2 этап - 2009-2010 годы | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Основные | мероприятия сформированы по следующим | | направления | направлениям: | | программных | дошкольное образование; | | мероприятий | общее среднее образование; | | | начальное и среднее профессиональное | | | образование; | | | система подготовки, переподготовки и | | | повышения квалификации педагогических | | | кадров; | | | высшее профессиональное образование; | | | воспитание, дополнительное образование | | | детей и государственная молодежная | | | политика; | | | информатизация образования; | | | международные связи в области образования; | | | экономическое обеспечение системы | | | образования; | | | ресурсное обеспечение; | | | управление и нормативная правовая база | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Исполнители | министерство образования | | основных | Нижегородской области; | | мероприятий | органы местного самоуправления (при условии | | Программы | участия в реализации Программы); | | | образовательные учреждения (при условии | | | участия в реализации Программы) | | | (В редакции Закона Нижегородской области | | | от 05.02.2008 г. N 7-З) | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Финансовое | средства областного бюджета и | | обеспечение | внебюджетные источники. | | Программы* | Предполагаемые объемы финансирования | | | Программы из средств областного бюджета: | | | 2006 год - 278,470 млн. рублей; | | | 2007 год - 131,076 млн. рублей; | | | 2008 год - 120,630 млн. рублей; | | | 2009 год - 60,389 млн. рублей; | | | 2010 год - 36,598 млн. рублей | | | (В редакции Закона Нижегородской | | | области от 05.02.2008 г. N 7-З) | | |Абзацы 8 и 9 (Утратили силу - Закон| | |Нижегородской области от 04.12.2009 г. | | | N 232-З) | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Ожидаемые | построение системы образования | | результаты | Нижегородской области, ориентированной на | | | инновационное развитие Нижегородской | | | области | -———————————————————|—————————————————————————————————————————————- | Система контроля | контроль за выполнением Программы | | за выполнением | осуществляет Правительство Нижегородской | | Программы | области | -—————————————————————————————————————————————————————————————————- | | | *Объемы финансирования Программы за счет средств областного | | бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с | | финансовыми возможностями областного бюджета. | -—————————————————————————————————————————————————————————————————- (В редакции Закона Нижегородской области от 09.09.2009 г. N 177-З) ВВЕДЕНИЕ Постановлением Администрации Нижегородской области от 26 октября 1994 года N 179 была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов в образовании и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон. Программой "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования, планировалось укрепление материальной базы образовательных учреждений и развитие кадрового потенциала. В процессе реализации Программы "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями. Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 23 января 2003 года N 360-III была утверждена Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года, которая ставила своей целью формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся областной системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности в образовании. Среди задач, обозначенных в Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года, - обеспечение модернизации содержания образования, комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Главные результаты реализации Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года: становление гражданского характера образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе; создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием, увеличение числа попечительских советов и других органов общественного самоуправления образованием; разработка и апробация децентрализованных, открытых моделей управления образованием на областном и районном уровнях; поддержка образовательного комплекса Нижегородской области, способного решать задачи инновационного развития Нижегородской области; разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также местные культурные традиции; внедрение в массовую практику современных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность обучения, личностно-ориентированный характер образования. Ход выполнения Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии министерства образования Нижегородской области, на совещаниях руководителей учреждений образования Нижегородской области, встречах с педагогической общественностью, на заседаниях Ассоциации промышленников и предпринимателей Нижегородской области. На основе Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года были разработаны и реализуются программы по отдельным актуальным проблемам: программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года N 239, Нижегородская областная программа "Дети-сироты" на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 года N 293, областная программа "Научная смена", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года N 144, программа "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2003-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года N 141, и другие. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" были внесены многочисленные изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании". Системе образования Нижегородской области предстоит решать абсолютно новые задачи. Требуется разработка областной правовой базы, которая бы позволила сохранить гарантированные Конституцией Российской Федерации общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в Нижегородской области. Необходимо осмысление федеральных направлений реформирования системы образования и осуществление мероприятий, которые направлены на повышение качества образования и дальнейшее развитие системы образования Нижегородской области. Требуется принятие нормативных правовых актов также и на местном уровне. Нижегородская область имеет большой потенциал для расширения наукоемкого производства. Сохранение и повышение качества трудовых ресурсов становится необходимым условием инновационного развития Нижегородской области. В связи с этим требуется определить новые цели и задачи развития областной системы образования. I. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области Нижегородская область находится в центре европейской части России и является одной из самых больших в Российской Федерации. Площадь ее территории составляет 76,6 тыс. квадратных километров. Административная система области включает 48 муниципальных районов и 4 городских округа (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас и Саров). На начало 2004 года в Нижегородской области проживало 3,5 млн. человек, из них 78,3 процента сосредоточено в городах. В структуре населения по национальной принадлежности преобладают русские (95 процентов), татары (1,4 процента), мордва (0,7 процента), украинцы (0,7 процента), чуваши (0,3 процента); всего в Нижегородской области проживают более 100 национальностей и этнических групп. Нижегородская область относится к индустриально-аграрным регионам, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центрам России. По данным 2004 года в промышленном и сельскохозяйственном производстве Российской Федерации Нижегородская область формирует около 2 процентов объема произведенной продукции. На территории Нижегородской области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио- и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта. По комплексной оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Нижегородская область находится на 16 месте среди российских регионов, переместившись с 26 места, занимаемого областью в 2002 году. Нижегородская область входит в число субъектов Российской Федерации с уровнем развития выше среднего по России. Среди регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает второе место по уровню смертности среди населения и двенадцатое по уровню рождаемости. Смертность превышает рождаемость более чем в два раза, средняя продолжительность жизни падает. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2004 году составила среди населения 64 года (мужчины - 57,3 года, женщины - 71,6 года). В настоящее время существует тенденция развития отдельных отраслей экономики: машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, отдельных отраслей сельского хозяйства. Рост требований к качеству кадров значительно повышает роль сферы образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области. Нижегородская область как один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации располагает развитой образовательной системой. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для различных отраслей производства и обуславливает необходимость изменения структуры программ их подготовки. В последнее десятилетие наблюдается проблема ослабления института семьи. В 2004 году в Нижегородской области 19,5 тыс. человек оформили документы о разводе (причем данный показатель не отражает полное число распавшихся семей), растет число детей-сирот, беспризорных детей, проявляется социальная дезадаптация детей, растет число подростков, употребляющих наркотики, совершающих правонарушения и преступления. Одной из острых проблем является неполное использование трудовых ресурсов, безработица. Несмотря на низкий уровень официально зарегистрированной безработицы и его сокращение, фактическое число безработных в Нижегородской области велико. Так, в 2004 году, по данным проведенного исследования, численность лиц, не имеющих работы и активно ее ищущих, составила в Нижегородской области 133,5 тыс. человек, или 7,4 процента экономически активного населения. Кадры оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессии, либо вследствие отсутствия у них достаточной квалификации, что говорит о необходимости структурной перестройки системы переподготовки и повышения квалификации населения, предоставления возможности непрерывного образования. В последние годы в Нижегородской области отмечался стабильный рост доходов населения. Среднедушевой доход в 2004 году составил 4721,6 рублей (105 процентов к уровню 2003 года), что связано с ростом среднемесячной заработной платы, которая составила в 2004 году 5170,7 рублей. В то же время продолжается расслоение общества, рост дифференциации населения по уровню доходов. Несмотря на снижение в 2004 году доли населения, имеющего низкий прожиточный минимум, она пока остается достаточно высокой - 22,2 процента. Невысокий уровень жизни населения вызван низким уровнем оплаты труда в ряде отраслей экономики, особенно в бюджетных организациях, а также наличием задолженности по заработной плате. Заработная плата работников сферы образования по-прежнему остается крайне низкой (60 процентов от средней по Нижегородской области), что не способствует притоку квалифицированных кадров в сферу образования. В настоящее время идет процесс сокращения численности детей в дошкольных учреждениях, учащихся в общеобразовательных школах (в 2004 году - на 5,5 процента) и рост приема студентов в ВУЗы (в 2004 году - на 6 процентов). К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится с 103,7 тыс. человек (1999 год) до 57,1 тыс. человек, то есть почти на 45 процентов, или в 1,8 раза. Следует отметить, что в городской местности прогнозируются менее быстрые темпы снижения приблизительно в 1,6 раза. В 2003 году сокращение численности учащихся затронуло 5-9 классы при сохранении контингента учащихся 10-11 классов. В 2004/05 учебном году сокращение контингента учащихся затронуло общеобразовательную школу в целом: количество учащихся 5-9 классов сократилось на четверть, количество учащихся начальной школы - на 17,5 процента, что повлекло снижение контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Проблемы образовательного комплекса осложняются вследствие высокого уровня неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований: в 2004 году из 52 территорий Нижегородской области лишь 11 районов являлись донорами. По развитию конкретных видов деятельности различия между районами очень существенны. Например, по объему промышленного производства на душу населения северные районы Нижегородской области различаются в 54 раза, по объему сельскохозяйственного производства на душу населения - в 19,5 раз; по показателям естественной убыли населения - в 2,5 раза. 2/3 районов Нижегородской области дотируются более чем на 50 процентов, что приводит к недоиспользованию потенциала Нижегородской области. В то же время, неравномерность социально-экономического развития районов Нижегородской области влечет за собой неравномерность доступа населения к образованию, которая может возрасти в процессе передачи полномочий по отдельным уровням образования органам местного самоуправления. Недостаточная финансовая обеспеченность многих отдаленных районов Нижегородской области может повлечь за собой сокращение объемов оказываемых населению образовательных услуг. Отсутствие возможности у населения ряда сельских районов нести дополнительные расходы в сфере образования может привести к снижению образовательного уровня в них, если не будут приняты меры по обеспечению доступности образования. Необходимость решения проблем общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, вызвана кардинальными изменениями с 1 января 2005 года законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым изменено разграничение полномочий в сфере образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, трансформация законодательства в области образования, изменения в структуре контингента обучающихся и проблемы материальной базы с учетом ее неравномерного распределения диктуют необходимость совершенствования структуры образовательного комплекса Нижегородской области. 2. Краткая характеристика системы образования Нижегородской области По состоянию на 1 января 2004 года в сети образовательных учреждений Нижегородской области функционировали более 3,3 тыс. учреждений образования (2,2 процента всех образовательных учреждений России) с количеством обучающихся более 750 тыс. человек (приложение 1). На 1 января 2005 года в Нижегородской области имелось 1363 дошкольных образовательных учреждения на 146,1 тыс. мест, из них в городских поселениях - 870 учреждений на 113,5 тыс. мест, и в сельской местности - 493 учреждения на 32,6 тыс. мест. За последнее десятилетие в результате рыночных преобразований в России коренным образом изменилась структура дошкольных образовательных учреждений: произошла массовая передача ведомственной сети дошкольных учреждений в муниципальную сеть. Так, если в 1990 году лишь 20 процентов детских садов Нижегородской области были муниципальными, то в 2004 году лишь 8 процентов являются ведомственными. Дошкольные учреждения посещают до 117,9 тыс. детей. За последние 10 лет количество общеобразовательных учреждений в области сократилось на 135 единиц и составило на 1 сентября 2004 года 1434 школы. При этом число городских школ сократилось на 13 единиц и составило 489 школ, а количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 122 единицы и составило 945 школ. Таким образом, удельный вес городских школ все эти годы оставался стабильным и составил около 34 процентов. В сельской местности на протяжении всех 10 лет, за исключением 1994 года, когда произошел значительный прирост числа учреждений за счет завершения строительства, начатого в 80-е годы, количество школ незначительно снижалось. Наряду с обычными формами образования в Нижегородской области успешно работают образовательные учреждения с повышенным статусом (гимназии, лицеи), специальные учебные заведения для детей с трудностями в обучении. В Нижегородской области функционирует 13 гимназий и 12 лицеев, 67 школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также имеющих классы с углубленным изучением отдельных предметов. Расширяется сеть очно-заочных школ для работы преподавателей ВУЗов с одаренными детьми. В Нижегородской области функционирует 8 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучается около 600 учащихся. Начальное и среднее профессиональное образование реализуется в Нижегородской области в образовательных учреждениях следующего статуса: 1) профессиональные училища - подготовка квалифицированных рабочих кадров с базовым уровнем подготовки; 2) профессиональные лицеи - подготовка квалифицированных рабочих кадров с повышенным уровнем подготовки; 3) техникумы - подготовка специалистов среднего звена с базовым уровнем подготовки; 4) колледжи - подготовка специалистов среднего звена с повышенным уровнем подготовки; 5) образовательные учреждения интегрированного типа со статусом техникума и колледжа, осуществляющие непрерывную профессиональную подготовку на ступенях НПО - подготовка квалифицированных рабочих и СПО - подготовка специалистов среднего звена. В учреждениях начального профессионального образования обучаются более 25 тыс. человек. В Нижегородской области функционирует 92 средних специальных учебных заведения: 42 - федерального подчинения и 39 - областного, в которых обучается 66,4 тыс. человек, в том числе по дневной форме обучения 46,5 тыс. человек. В настоящее время, учитывая оживление производства в Нижегородской области, наблюдается значительная потребность как в рабочих кадрах, так и в специалистах среднего звена (мастерах, прорабах, технологах и т.д.), особенно в строительной, машиностроительной, сельскохозяйственной отраслях. Вместе с тем из-за утраты тесной связи учебных заведений с предприятиями, из-за старения материально-технической базы, отсутствия педагогических кадров некоторые образовательные учреждения не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современного производства и социальной сферы. Кроме того, из-за отсутствия программ прогнозирования потребности кадров не все выпускники ОУ НиСПО находят работу по профилю подготовки. В настоящее время на территории Нижегородской области действует 16 государственных высших учебных заведений, 5 из которых имеют статус университетов, 7 - академий, 4 - институтов. В Нижегородской области работают 19 филиалов государственных ВУЗов, 20 негосударственных ВУЗов. Общее число студентов государственных и негосударственных ВУЗов на начало 2004/05 учебного года составило свыше 175,8 тыс. человек. Из них по очной форме обучается 74,2 тыс. человек, очно-заочной форме - 10,6 тыс. человек, заочной форме - 91 тыс. человек. В настоящее время подготовка в ВУЗах ведется более чем по 170 направлениям и специальностям. Прием на технические специальности (включая строительство и сельское хозяйство) составляет 39 процентов от всех бюджетных мест, на педагогические - 17 процентов; на экономические - 9 процентов, управленческие - 6 процентов, естественно-научные - 5 процентов, гуманитарные - 5 процентов, юридические - 2 процента. Ежегодно в ВУЗах открывается до 10 новых направлений. Бюджетный прием по очной форме обучения увеличивался на протяжении последних пяти лет в среднем на 1,5 - 2 процента в год и составил в 2004 году 9063 человека. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием превысил 23 тыс. человек. В 2004 году выполнением научных исследований и разработок занималась 91 организация Нижегородской области, в том числе 10 организаций федеральных органов государственной власти, 2 отраслевых научно-исследовательских института, 25 конструкторских, проектно-конструкторских, технологических и изыскательских организаций, 16 промышленных организаций, 7 ВУЗов, 8 научно-исследовательских институтов, подведомственных ВУЗам. В Нижегородской области работают 4 института и 2 нижегородских филиала московских институтов Российской академии наук, 5 научно-исследовательских институтов Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральный ядерный центр в городе Сарове. Численность работников, осуществляющих научные исследования и разработки (без совместителей и работавших по договорам гражданско-правового характера), составила 51,3 тыс. человек, в том числе исследователей - 19 тыс. человек, техников - 2,6 тыс. человек, вспомогательного персонала - 20,1 тыс. человек, прочего персонала - 9,6 тыс. человек. Научные исследования проводят свыше 4 тыс. человек, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, 8 академиков и 12 членов-корреспондентов Российской академии наук. Валовые затраты на исследования и разработки (без амортизации) составили 5,5 млрд. рублей, из которых 42,8 процента пришлось на оплату труда, 10 процентов - на внешние затраты для исследований и разработок, 5,4 процента - на капитальные затраты. Основной формой подготовки научных и научно-педагогических кадров является аспирантура. В Нижегородской области подготовкой научных кадров занимаются 15 аспирантур высших учебных заведений, 11 аспирантур научно-исследовательских институтов. За последние годы в ВУЗах Нижегородской области наметилась тенденция роста численности аспирантов. В 2004 году в аспирантурах обучалось 3050 человек, в 5 докторантурах - 69 человек. Прием в аспирантуры ВУЗов Нижегородской области в 2004 году составил 1100 человек. Доля расходов на образование в консолидированном бюджете Нижегородской области стабильно держится на уровне 20-21 процента. 3. Состояние и основные проблемы системы образования Нижегородской области Система образования, представленная многопрофильными и многоуровневыми учебными заведениями, разнообразными образовательными программами общеобразовательного, профессионального и специального типов, квалифицированными педагогическими и управленческими работниками, в целом удовлетворяет потребности детей и молодежи, родителей, общества, государства в общем и профессиональном образовании, гарантированном Конституцией Российской Федерации. Сохранена сеть образовательных учреждений, осуществляется ввод новых школ, детских домов, функционируют инновационные образовательные учреждения, специализированные учебные заведения для детей с отклонением в здоровье, а также учреждения дополнительного образования детей. В течение 2001-2004 годов было введено в действие 9 школ в районах Нижегородской области (более 4 тыс. ученических мест). Органичной составляющей образовательного комплекса Нижегородской области стала сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, финансируемых из областного бюджета. Вследствие увеличения приема на бюджетные места за последние годы существенно возросли возможности для удовлетворения образовательных потребностей населения в высшем и среднем образовании. В то же время проявляются и негативные тенденции: 1) несмотря на снижение контингента учащихся вследствие демографического спада, число школ, в которых учащиеся занимаются во вторую и третью смены, составляет 13,4 процента от общего числа учащихся. Наличие сменности работы школ увеличивает нагрузки в работе учителей; 2) в учебных комплексах (со всеми удобствами) размещено только 68 процентов общеобразовательных школ; 3) предлагаемый перечень специальностей в учреждениях профессионального образования не полностью сбалансирован с учетом потребностей рынка труда; 4) не решена до конца проблема материально-технической базы образования: 11 школ, в т.ч. 5 на селе, находятся в аварийных зданиях. Сокращение инвестиций в строительство, в капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений является одним из факторов старения материально-технической базы образования: 35,5 процента школ Нижегородской области требуют капитального ремонта, в. т.ч. 43,4 процента городских и 31,8 процента сельских. В таких образовательных учреждениях обучается 40,3 процента учащихся, в т.ч. 40 процентов в городе и 41,8 процента на селе. В аварийных школах учится 1 процент учащихся Нижегородской области. 3.1. Кадры в образовании В Нижегородской области создана стабильно действующая система подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, включающая 5 ВУЗов, 4 педагогических колледжа и государственное образовательное учреждение Нижегородский институт развития образования. На 1 сентября 2004 года образовательные учреждения всех видов и типов на 95,9 процента обеспечены педагогическими работниками. Основная масса специалистов обладает высокой квалификацией и достаточным уровнем профессионального образования. Сложилась и эффективно действует система аттестации педагогических кадров. В целях закрепления педагогических кадров в системе образования, сохранения и поддержки педагогических династий Правительство Нижегородской области развивает систему целевой контрактной подготовки специалистов и выплаты стипендий студентам из педагогических семей. Для эффективного решения вопросов модернизации образования, в том числе реструктуризации сельских школ, перехода на профильное обучение необходимо решить следующие кадровые проблемы: 1) снижение престижа профессии как следствие недостаточной социальной защищенности педагогических работников из-за низкого уровня обеспеченности заработной платой, жильем, условиями отдыха и лечения; 2) отток кадров из сферы образования: за последнее десятилетие в 2 раза уменьшилось количество молодых педагогов со стажем работы в школе до 5 лет (с 19 процентов в 1994 году до 9 процентов в 2004 году). На 1 октября 2004 года в общеобразовательных учреждениях вакантными оставалось 100 должностей, в том числе 50 процентов учителей иностранного языка; 3) низкий уровень оплаты труда (приложение 2) влечет уход из образовательных учреждений педагогов-мужчин. Остается высокой потребность в квалифицированных кадрах мастеров производственного обучения и преподавателях отдельных специальностей в ОУ НиСПО. В общеобразовательных школах потребность в учителях технологии для мальчиков составляет 10 процентов от общего количества вакансий; 4) увеличение количества педагогов пенсионного возраста; 46 процентов учителей общеобразовательных школ имеют стаж работы более 20 лет (количество работающих пенсионеров среди них увеличилось с 10 процентов в 2000 году до 14 процентов в 2004 году); 5) недостаточный уровень подготовки педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, где требуется совмещение преподавания ряда предметов; 6) недостаточный уровень профессиональной компетенции администраторов образования, способных работать в современных социально-экономических условиях. 3.2. Информатизация образования Информатизация образовательных учреждений Нижегородской области осуществлялась в соответствии с Программой "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 4 ноября 2002 года N 292. Реализация основных направлений Программы "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003-2005 годы)" позволила: 1) создать высокопроизводительную оптоволоконную некоммерческую сеть передачи данных SCI-NNOV. На начало 2002 года к сети SCI-NNOV в Нижнем Новгороде подключено более 150 организаций. Тридцать из них работают по некоммутируемым, в том числе оптоволоконным каналам, и по технологии ADSL, остальные - через ISDN и скоростные модемы по протоколу V90. Сеть обеспечивает доступ в информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования "Интернет" по цифровому каналу, пропускная способность которого в настоящее время составляет 20 Мбит/сек. Поставлено 203 комплекта абонентных спутниковых станций для удаленных сельских школ, что позволяет обеспечить доступ к информационным образовательным ресурсам. По общему количеству подключенных абонентов Нижегородская сеть науки и образования входит в пятерку крупнейших российских некоммерческих сетей; 2) планомерно обеспечивать образовательные учреждения компьютерной техникой, линиями связи и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам, например, 75 процентов муниципальных органов управления образованием подключены к информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Начиная с 2001 года, на условиях софинансирования компьютерную технику получили более 1300 образовательных учреждений на сумму 150040,123 рублей, из средств федерального бюджета - 71898, 826 рублей, из средств областного бюджета - 40247,921 рублей, из средств местных бюджетов - 37893,375 рублей. В 2004 году в образовательных учреждениях Нижегородской области на 50 учащихся приходился 1 компьютер (приложение 3); 3) осуществить гибкую систему подготовки специалистов системы образования в области информационных технологий, что позволило сформировать единые цели и задачи внедрения в практику работы образовательных учреждений информационных технологий и программных средств нового поколения, обеспечить доступ к информационно-образовательным ресурсам педагогических кадров. За три года подготовлено более восьми тысяч специалистов системы образования. Ход выполнения Программы "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003-2005 годы)" регулярно рассматривался на заседаниях Правительства Нижегородской области, на коллегии министерства образования Нижегородской области, что способствовало обеспечению условий для того, чтобы образовательная система могла сделать следующий шаг на пути решения проблем информатизации и освоения программных средств обучения учителями и администраторами. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) В данном направлении предстоит решить также следующие задачи: 1) создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса; 2) обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов; 3) организация сервисной службы. 3.3. Финансирование образования Доля расходов на образование в консолидированном бюджете Нижегородской области в 2000-2004 годы представлена в приложении 4. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОБЩИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА 1. Цель Программы - развитие областной системы образования, ориентированной на инновационное развитие Нижегородской области, обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, воспроизводство и развитие кадрового потенциала Нижегородской области. 2. Задачи Программы - создание условий для модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе для адекватных перемен в системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров для обеспечения инновационного развития Нижегородской области. 3. Общие направления развития образовательного комплекса Нижегородской области Общими направлениями развития образовательного комплекса Нижегородской области являются: 1) разработка проекта закона Нижегородской области об образовании, а также системных показателей и сопутствующих организационных мероприятий, нацеленных на развитие инфраструктуры образования Нижегородской области; 2) разработка и реализация моделей и структуры общего образования, введение профильного образования, освоение образовательных программ и стандартов, направленных на сокращение резких разрывов в возможности получения качественного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения; 3) создание условий для развития механизма социального партнерства с целью реализации основных направлений развития образовательного комплекса, привлечения инвестиций в образовательную среду; 4) развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности и качества образования в сельских районах Нижегородской области, создание сети областных ресурсных центров, оснащенных современной вычислительной техникой и имеющих высокоскоростные линии связи с информационно-телекоммуникационной сетью общего пользования "Интернет"; 5) дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования "Интернет", повышение уровня профессиональной подготовки работников образования в области информационных технологий, развитие современных методов обучения на базе информационно-компьютерных технологий; 6) реорганизация системы начального и среднего профессионального образования, ориентированного на формирование основанных на компетентностном подходе прикладных умений выпускников; 7) оптимизация и развитие системы высшего профессионального образования с учетом специфики Нижегородской области, приведение ее в соответствие с общемировыми стандартами; 8) стимулирование подготовки востребованных кадров для экономики и увеличение объемов подготовки высококвалифицированных кадров для науки, инновационной деятельности; 9) повышение эффективности взаимодействия учащихся профессионального образования и работодателей на условиях социального партнерства, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; 10) развитие системы образования непрерывного профессионального образования, переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях профессионального образования; 11) разработка и экспериментальная апробация моделей подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, профессиональной переподготовки нового поколения администраторов для системы образования; 12) обеспечение инновационного характера развития системы образования, направленной на создание, поддержку программ и исследовательских задач, нацеленных на развитие экономического потенциала Нижегородской области; 13) создание условий, позволяющих эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в том числе пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий антитеррористического характера; 14) развитие специального образования, защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке; 15) развитие организационно-правовых и экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; 16) сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках профильного обучения; 17) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, повышение эффективности и качества дополнительного образования детей; 18) всесторонняя поддержка талантливой молодежи, в том числе реализация программ работы с творчески одаренными детьми. 4. Приоритетные направления развития образовательного комплекса Нижегородской области 4.1. Дошкольное образование В целях сохранения системы дошкольного образования и повышения его качества, создания условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, своевременное и полноценное физическое, общее психическое, личностное развитие детей, служащее фундаментом для дальнейшего развития и приобретения любых специальных знаний, умений и навыков необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) совершенствование структуры дошкольного образования в Нижегородской области в соответствии с потребностями населения, с учетом решения проблем преемственности между дошкольным и школьным образованием; 2) совершенствование системы управления дошкольным образованием с учетом специфики образовательных учреждений и развития альтернативных форм дошкольного образования; 3) обновление содержания дошкольного образования и совершенствование механизма контроля за его качеством; 4) создание и апробация на областном и муниципальном уровнях механизмов поддержки социально не защищенных семей для предоставления возможности получения дошкольного образования детьми из социально не защищенных групп населения. 4.2. Общее среднее образование В целях реализации направлений модернизации системы общего среднего образования, обеспечивающей повышение качества образования, и создания условий для развития личности и социальной адаптации подрастающего поколения необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) повышение качества, доступности и эффективности общего среднего образования в Нижегородской области на условиях социального партнерства государства, общества и бизнеса; 2) полное осуществление обязательности основного общего образования детей; 3) разработка структуры общего образования, разработка и внедрение нового базисного учебного плана; 4) переход системы образования на профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся; 5) создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей; 6) внедрение новых образовательных стандартов и программ общего образования; 7) осуществление преемственности между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной школой; 8) апробация различных моделей организации общего образования в Нижегородской области; 9) совершенствование содержания начального образования путем внедрения развивающих технологий начального образования и технологий гражданского образования в начальной школе; 10) внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения; 11) обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения учащихся в начальной школе; 12) совершенствование механизмов распространения и внедрения в образовательную практику позитивного опыта образовательной деятельности; 13) разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих поддержку и финансирование малокомплектных сельских школ, специализированных образовательных учреждений в сельской местности; 14) совершенствование программ и условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 15) взаимодействие структур массового и специального образования в реализации подходов к обучению детей с нарушениями в развитии, обеспечение интегрированного образования для всех категорий детей; 16) формирование отношения общества к детям-инвалидам, детям-сиротам и детям с нарушениями в развитии, соответствующего Конвенции о правах ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 года; 17) разработка и апробация новых положений о структуре образовательных комплексов сельской местности, обеспечивающих интеграцию среднего общего образования и начального профессионального образования с целью более продуктивной социальной адаптации и закрепления молодежи на селе; 18) развитие современных форм ученического самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развития социальной активности. 4.3. Начальное и среднее профессиональное образование В целях развития системы начального и среднего профессионального образования в Нижегородской области, удовлетворения потребностей экономики Нижегородской области в квалифицированных специалистах и потребностей личности в получении профессионального образования соответствующего уровня необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) создание и реализация системы повышения качества образования в учебных заведениях НПО и СПО; 2) содействие развитию новых информационных технологий и дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования Нижегородской области; 3) оптимизация системы НПО и СПО Нижегородской области с учетом передачи федеральных учреждений в ведение Нижегородской области и демографической ситуации, создание интегрированных учебных комплексов; 4) создание механизма мониторинга, прогнозирования и регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в соответствии с перспективными потребностями рынка труда; 5) развитие непрерывного образования, ориентированного на подготовку специалистов новых специальностей и внедрение наукоемких технологий. 4.4. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров В целях формирования современной системы непрерывного профессионального образования специалистов системы образования, позволяющей обеспечить в Нижегородской области большую восприимчивость образования к внешним запросам рынка труда и совершенствование качества областной системы образования, повышения кадрового потенциала системы образования, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение новых образовательных технологий, необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) формирование областной системы непрерывного образования, обеспечивающей возможности гибкого перехода между различными образовательными программами, использование возможностей дистанционных форм обучения; 2) создание гибкой системы формирования заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, основанной на требованиях социально-экономического развития образовательного комплекса Нижегородской области; 3) концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, институтах дополнительного профессионального образования; 4) разработка и экспериментальная апробация моделей всестороннего реформирования системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, а также нового управленческого персонала; 5) обеспечение доступа к непрерывному профессиональному образованию педагогических кадров; создание построенных на принципах модульности программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации и учреждений системы дополнительного профессионального образования; разработка и внедрение современных образовательных технологий и критерий оценки (аттестация и аккредитация) качества образовательных программ. 4.5. Высшее профессиональное образование В целях усиления ориентации высшего образования на потребности Нижегородской области, повышения способности ВУЗов реагировать на потребности меняющегося рынка труда, укрепления связей с развивающимися отраслями Нижегородской области, приведения уровня специалистов в соответствие с общемировыми стандартами, подготовки выпускников к работе в условиях динамично развивающейся экономики необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) развитие системы отбора, поддержки и стимулирования талантливой молодежи, ориентированной на работу в науке и образовании; 2) создание механизма участия Нижегородской области в формировании планов приема в ВУЗы и основных пропорций подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом прогноза развития рынка труда; 3) реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию научных школ и приоритетных научных направлений в ВУЗах Нижегородской области; 4) стимулирование подготовки кадров для экономики инновационного типа, совершенствование областной системы подготовки кадров. 4.6. Воспитание, дополнительное образование детей и государственная молодежная политика В целях создания условий для достижения высокого уровня межведомственного взаимодействия в воспитании, социализации детей и молодежи для развития воспитательного потенциала в Нижегородской области, совершенствования целостной системы дополнительного образования, форм и методов воспитания адекватных функциям учреждений дополнительного образования различного типа, совершенствования системы работы с молодежью необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) формирование единого воспитательного пространства в Нижегородской области; 2) содействие семейному воспитанию, расширение просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности; 3) формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, умения вырабатывать индивидуальную программу охраны здоровья; 4) осуществление психологического сопровождения ребенка в процессе воспитания; 5) обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, в том числе за счет организации их максимальной занятости в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, более активное использование проведения профильных лагерей (смен); 6) формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, подготовки молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, к государственной деятельности на основе воспитания гражданственности и патриотизма; 7) содействие в правовой защите и социальной поддержке молодежи; 8) стимулирование деловой активности молодежи, развитие молодежного предпринимательства; повышение престижа рабочих профессий и конкурентоспособности молодого человека на рынке труда в условиях рыночной экономики; 9) интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; 10) развитие современных форм ученического и студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности молодежи, развитие ее социальной активности, поддержка общественно значимых инициатив молодежи; 11) обновление программно-методического содержания учреждений дополнительного образования детей; создание проектов совместной деятельности учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в рамках воспитательной и образовательной деятельности; 12) пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, укрепление института молодой семьи; 13) поддержка и развитие информационно-аналитических и просветительских передач на областном телевидении и в иных средствах массовой информации. 4.7. Информатизация образования В целях дальнейшей информатизации системы образования и повышения уровня профессиональной подготовки работников образования и обучающихся в области информационных технологий необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) проведение мониторинга состояния информационной образовательной среды Нижегородской области; 2) создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования "Интернет"; 3) развитие современных методов обучения посредством разработки и приобретения программного обеспечения для более эффективного использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе; 4) создание информационной компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием, методические службы и образовательные учреждения на областном и муниципальном уровнях; 5) развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности и качества образования в сельских районах Нижегородской области; 6) апробация, создание и внедрение в учебный процесс современных электронных материалов и их интеграция с традиционными учебными пособиями; 7) разработка методик и рекомендаций по использованию комплексов на базе специализированного программного обеспечения для решения задач совершенствования образовательного процесса и управления образовательными учреждениями. 4.8. Международные связи в области образования В целях развития международных проектов для решения проблем образовательного комплекса Нижегородской области и повышения профессиональной компетенции специалистов системы образования необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие программ международного сотрудничества в сфере образования; 2) привлечение инвестиций общественных и международных фондов, способствующих развитию системы образования Нижегородской области; 3) продвижение инновационных образовательных программ, учебных и учебно-методических комплексов на территории Нижегородской области; 4) развитие программ международного молодежного сотрудничества; 5) формирование системы по обмену опытом в сфере организации социальной работы с молодежью. 4.9. Совершенствование экономического механизма системы образования В целях увеличения объемов финансирования системы образования за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников с сохранением бюджетного финансирования в качестве гарантии общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) развитие экономического механизма, обеспечивающего общедоступность и бесплатность соответствующих уровней образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации; 2) разработка механизма сочетания сметного и нормативного финансирования образовательных учреждений и образовательных программ; 3) разработка и внедрение методик нормативного финансирования образовательных учреждений в зависимости от их типов и видов; 4) обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета; 5) расширение самостоятельности и ответственности руководителей образовательных учреждений при использовании бюджетных средств; 6) расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. 4.10. Ресурсное обеспечение системы образования В целях ресурсного обеспечения условий для ориентации системы образования Нижегородской области на инновационное развитие Нижегородской области необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) увеличение доли валового национального продукта, направляемой на образование; 2) обеспечение безопасности образовательных учреждений Нижегородской области; 3) укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений Нижегородской области; 4) внедрение энергосберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений Нижегородской области; 5) создание условий, позволяющих эффективно решать проблемы безопасности (в том числе пожарной) образовательных учреждений Нижегородской области; обеспечивать проведение мероприятий антитеррористического характера. 4.11. Управление и нормативная правовая база В целях совершенствования структуры управления образованием и создания нормативной правовой базы, обеспечивающей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям: 1) разработка проекта закона Нижегородской области об образовании, а также системных показателей и сопутствующих организационных мероприятий, нацеленных на развитие инфраструктуры образования Нижегородской области; 2) разработка новых механизмов управления системой образования; 3) разработка и принятие областных нормативных правовых актов по обеспечению экономической самостоятельности образовательных учреждений Нижегородской области; 4) создание условий для развития механизма социального партнерства по реализации основных направлений развития образовательного комплекса, привлечения инвестиций в образовательную среду; 5) распространение механизма и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, развитие независимых форм контроля (аудита) их деятельности; 6) повышение эффективности деятельности аттестационных и методических служб и совершенствование механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений Нижегородской области; 7) создание в Нижегородской области институциональных условий для эффективного взаимодействия учащихся системы начального профессионального образования и работодателей на условиях социального партнерства, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; 8) совершенствование нормативной правовой поддержки развития многоуровневых учреждений начального профессионального образования, реализующих программы начального и среднего профессионального образования; 9) разработка критериев оценки деятельности получателей бюджетных средств с четким перечнем индикаторов результативности. III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы предполагает 2 этапа: 1. Первый этап (2006-2008 годы) На этапе осуществляются: 1) принятие комплекса нормативных правовых актов, направленных на развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений и обеспечение общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации; 2) развитие ресурсного потенциала образовательного комплекса Нижегородской области; 3) введение нормативного финансирования образовательных учреждений Нижегородской области; 4) создание модели развития областной системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного развития Нижегородской области. 2. Второй этап (2009-2010 годы) На этапе осуществляются: 1) реализация всего комплекса программных мероприятий по развитию областной системы образования; 2) внедрение модели развития областной системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного развития Нижегородской области; 3) анализ выполнения Программы и постановка перспективных целей на новый период. IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ На период 2006-2008 годов основным результатом реализации Программы должно стать развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе созданной системы распределения полномочий и ответственности между органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления. На период 2009-2010 годов основным результатом реализации Программы должно стать построение системы образования Нижегородской области, ориентированной на инновационное развитие Нижегородской области. 1. Общие результаты (качественные критерии) развития системы образования Ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать: 1) осуществление программы модернизации содержания образования; 2) обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для инновационного развития экономики Нижегородской области; 3) внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также культурных традиций Нижегородской области; 4) расширение участия общественности в управлении образовательными учреждениями Нижегородской области; 5) сохранение и развитие сети образовательных учреждений Нижегородской области (приложение 5); 6) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Нижегородской области; 7) разработка и апробация новых моделей управления образованием на областном и муниципальном уровнях; 8) введение нормативного финансирования образовательных учреждений Нижегородской области. 2. Основные результаты реализации приоритетных направлений 2.1. Дошкольное образование Основными направлениями развития дошкольного образования должны стать: 1) сохранение сети дошкольных образовательных учреждений; 2) обеспечение разнообразия альтернативных форм организации дошкольного образования; адекватности типов, видов дошкольных образовательных учреждений, форм организации дошкольного образования социально-экономическим условиям местности и запросам населения; 3) увеличение охвата детей дошкольным образованием; 4) создание и внедрение региональных учебных планов, программ, учебно-методических пособий по дошкольному образованию; 5) обеспечение соответствия качества дошкольного образования государственному; 6) обеспечение преемственности в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе путем успешного функционирования групп предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. 2.2. Общее образование Основными направлениями развития общего образования должны стать: 1) обеспечение общедоступности и бесплатности общего среднего образования; 2) обеспечение обязательности основного общего образования детей; 3) повышение качества общего среднего образования, увеличение доли детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня, в профильных классах; 4) разработка и внедрение нового базисного учебного плана, обновление структуры регионального компонента общего среднего образования; 5) осуществление перехода на профильное обучение; 7) создание условий воспитания и социализации воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 8) обеспечение жильем 180 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с очередностью. 2.3. Начальное и среднее профессиональное образование Основными направлениями развития начального и среднего профессионального образования должны стать: 1) увеличение подготовки квалифицированных специалистов с начальным профессиональным образованием для сферы услуг, строительства, транспорта; 2) интеграция обучения по двум-четырем специальностям по большинству профессий; 3) создание многопрофильных и многоуровневых районных центров непрерывного профессионального образования с развитой сферой обслуживания, центрами культуры, спорта и т.п.; 4) увеличение подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по техническим и сельскохозяйственным специальностям; 5) повышение степени интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования; 6) создание ресурсных центров. 2.4. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Основными направлениями развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников должны стать: 1) создание областной системы непрерывного образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода между различными образовательными программами; 2) разработка и внедрение областной программы дистанционного повышения квалификации педагогических работников; 3) сохранение и развитие системы повышения квалификации управленческих кадров. 2.5. Высшее профессиональное образование Основными направлениями развития высшего профессионального образования должны стать: 1) совершенствование областной системы отбора и стимулирования талантливой научной молодежи; 2) создание системы мониторинга научно-образовательного комплекса Нижегородской области, разработка механизма участия Нижегородской области в формировании планов приема в ВУЗы и основных пропорций подготовки кадров с высшим профессиональным образованием с учетом прогноза развития рынка труда; 3) разработка системы мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию научных школ и приоритетных научных направлений в ВУЗах Нижегородской области; 4) развитие системы подготовки кадров для инновационной сферы Нижегородской области. 2.6. Воспитание, дополнительное образование детей и государственная молодежная политика Основными направлениями развития воспитания, дополнительного образования детей и государственной молодежной политики должны стать: 1) внедрение механизмов и процедур, позволяющих совершенствовать воспитательный процесс в образовательных учреждениях Нижегородской области. 2) создание условий для совершенствования воспитательных систем образовательных учреждений Нижегородской области с учетом приоритета социально-педагогической функции школы; 3) повышение эффективности работы образовательных учреждений Нижегородской области с семьей как социальным институтом воспитания; активизация роли родительской общественности в управлении образовательным учреждением; 4) апробирование и внедрение инновационных воспитательных технологий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности и управленческой культуры руководителей образовательных учреждений Нижегородской области, а также специалистов, работающих в сфере воспитания; 5) снижение уровня подростковой беспризорности и социальной дезадаптации в подростковой и молодежной среде; 6) сохранение сети учреждений дополнительного образования в Нижегородской области, укрепление их материально-технической базы; 7) создание условий для обеспечения защиты интересов семьи и детства в удовлетворении потребности по оздоровлению и организованной занятости детей и молодежи Нижегородской области в период каникул; максимальный охват детей и молодежи различными формами отдыха, оздоровления и занятости; 8) снижение уровня безработицы среди молодежи, обеспечение роста деловой активности молодежи; 9) повышение деловой активности и профессиональной подготовленности молодежи к трудовой деятельности, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда; 10) повышение интеллектуального и творческого потенциала молодежи; 11) повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере государственной молодежной политики Нижегородской области. 2.7. Информатизация образования Основными направлениями развития в области информатизации образования должны стать: 1) создание информационной компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием, методические службы и образовательные учреждения на областном и муниципальном уровнях; 2) обеспечение функционирования системы дистанционного образования; 3) осуществление компьютеризации образовательного процесса общеобразовательных учреждений, ОУ НиСПО. 2.8. Международные связи в области образования Основными направлениями развития международных связей в области образования должны стать: 1) увеличение числа программ международного сотрудничества в сфере образования; 2) осуществление межкультурного обмена между молодыми представителями различных стран; 3) установление и расширение контактов между детскими и молодежными организациями и объединениями; 4) использование инновационных образовательных программ и учебно-методических комплексов, разработанных в рамках международных проектов. 2.9. Совершенствование экономического механизма Основными направлениями совершенствования экономического механизма должны стать: 1) осуществление оптимизации долевого участия государства, общества и бизнеса в финансировании различных уровней образования; 2) внедрение системы нормативного финансирования образовательных учреждений Нижегородской области; 3) обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений Нижегородской области; 4) повышение уровня оплаты труда педагогических работников Нижегородской области. 2.10. Ресурсное обеспечение системы образования Основными направлениями в области ресурсного обеспечения системы образования должны стать: 1) увеличение объема финансирования образовательных учреждений Нижегородской области; 2) повышение укомплектованности штатов образовательных учреждений Нижегородской области высококвалифицированными педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом; 3) повышение образовательного уровня педагогических работников Нижегородской области; 4) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Нижегородской области. 2.11. Управление и нормативная правовая база Основными направлениями в развитии нормативной правовой базы должны стать: 1) принятие и обеспечение исполнения закона Нижегородской области об образовании; 2) увеличение степени участия общественности в управлении образовательными учреждениями Нижегородской области. 3. Показатели социально-экономической эффективности Показатели социально-экономической эффективности, достигнутые 2004 году и планируемые в 2008, 2010 годах по направлениям: дошкольное образование, общее среднее образование, начальное, среднее, высшее профессиональное образование, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, воспитание, дополнительное образование детей, государственная молодежная политика, информатизация образования, экономическое и ресурсное обеспечение системы образования, управление и нормативная правовая база образования, представлены в приложении 6. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, различными общественными объединениями (при условии участия их в реализации Программы). Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области, разработчиком и координатором исполнения - министерство образования Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) Программа включает в себя стратегию развития образовательной отрасли Нижегородской области, реализация которой состоит из: 1) реализации мероприятий стратегических направлений развития образовательной отрасли в рамках выполнения функциональных целей и задач образовательной системы; 2) реализации мероприятий стратегических направлений развития образовательной отрасли программно-целевым методом. План мероприятий по реализации Программы включает 11 направлений развития образовательной отрасли (приложение 7). Реализация Программы предусматривает разработку системы нормативов бюджетного финансирования для различных типов и видов образовательных учреждений, введение нормативного бюджетного финансирования, совершенствование порядка финансирования муниципальных образовательных учреждений, разработку областных минимальных социальных стандартов в сфере образования, разработку критериев оценки качества подготовки специалистов в сфере профессионального образования, механизмов участия работодателей в формировании планов приема, содержания образования и требований к уровню подготовки специалистов. Для выполнения в соответствии с Программой работ (закупки продукции) за счет средств областного бюджета будут проводиться конкурсы по отбору исполнителей (поставщиков) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) Расходы на реализацию мероприятий по направлениям развития, требующим финансирования из областного бюджета, будут производиться на основании смет расходов, утвержденных главным распорядителем бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Конкретный перечень мероприятий по направлениям развития образования определяет разработчик и координатор исполнения Программы - министерство образования Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) Разработчик Программы (министерство образования и науки Нижегородской области) вносит предложения по внесению изменений в Программу в соответствии с нормативными правовыми актами Нижегородской области. Мероприятия Программы могут реализовываться на условиях софинансирования из бюджетов других уровней. Передача ученической мебели, учебных кабинетов, компьютерной техники, программного обеспечения, спортивного оборудования, спортивного инвентаря и автотранспорта для образовательных учреждений в собственность муниципальных районов и городских округов Нижегородской области осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области на основании акта приема-передачи в порядке и сроки, определяемые Правительством Нижегородской области. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 02.08.2007 г. N 89-З) При недостаточном выделении средств из областного бюджета на реализацию Программы объем расходов по мероприятиям может корректироваться в соответствии с возможностями министерства образования и науки Нижегородской области. Средства областного бюджета выделяются местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области при условии, что уровень дотационности местного бюджета составляет более 5 процентов. При уровне дотационности местного бюджета до 20 процентов уровень софинансирования из местного бюджета должен быть не менее 70 процентов от общего объема средств, при уровне дотационности местного бюджета более 20 процентов уровень софинансирования из местного бюджета должен составлять не менее 50 процентов от общего объема средств. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 04.07.2008 г. N 81-З) VI. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Для осуществления мер, предусмотренных Программой, при министерстве образования Нижегородской области создается Координационный совет по реализации Программы, в ведении которого находятся следующие вопросы: (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) 1) координация разработки областной нормативной правовой базы развития образования; 2) поддержка разработки и издания материалов научно-методического сопровождения Программы; 3) планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы; 4) подготовка предложений по реализации Программы до 2010 года с учетом изменения социально-экономической ситуации в Нижегородской области и действующего законодательства. При Координационном совете по реализации основных направлений Программы создаются рабочие группы из специалистов управления образованием, научной и педагогической общественности. Ход реализации Программы заслушивается на заседании коллегии министерства образования Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) При формировании ежегодных планов работы министерства образования Нижегородской области определяются совместные действия с заинтересованными учреждениями. (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ -————————————————————————————————————————————————————————————- | МО НО | министерство образования | | | Нижегородской области | -———————————————|————————————————————————————————————————————- (В редакции Закона Нижегородской области от 05.02.2008 г. N 7-З) | МФ НО | министерство финансов Нижегородской | | | области | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ОМСУ | органы местного самоуправления | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | МОУО | муниципальные органы управления | | | образованием | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | НГПУ | государственное образовательное учреждение | | | Нижегородский государственный | | | педагогический университет | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | НИРО | государственное образовательное учреждение | | | Нижегородский институт развития | | | образования | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ННИЦ | государственное образовательное учреждение | | | Нижегородский научно-информационный центр | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | НАПП | Нижегородская ассоциация промышленников и | | | предпринимателей | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ВУЗы | высшие учебные заведения | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ДОУ | дошкольные образовательные учреждения | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ОУ | образовательные учреждения | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ОУ НиСПО | образовательные учреждения начального и | | | среднего профессионального образования | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ССУЗы | средние специальные учебные заведения | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | СДНиСПО | советы директоров учреждений начального | | | профессионального образования и среднего | | | профессионального образования | | | Нижегородской области | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | СРВ | совет ректоров высших учебных заведений | | | Нижегородской области | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | ВПО | высшее профессиональное образование | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | НПО | начальное профессиональное образование | -———————————————|————————————————————————————————————————————- | СПО | среднее профессиональное образование | -————————————————————————————————————————————————————————————- Приложение 1 к Комплексной областной целевой программе развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы Общие данные по системе образования Нижегородской области -————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | Образовательные | 2000 | 2001 год | 2002 год | 2003 | 2004 год | | учреждения | год | | | год | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Общее число | 1481 | 1469 | 1457 | 1448 | 1434 | | образовательных | | | | | | | учреждений (в т.ч. | | | | | | | образовательные | | | | | | | учреждения для детей с | | | | | | | ограниченными | | | | | | | возможностями здоровья) | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 440357 | 421475 | 397740 | 370892 | 343688 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Общеобразовательные школы | 1428 | 1414 | 1402 | 1393 | 1378 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 425755 | 407377 | 384398 | 358278 | 331840 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | из них: | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | начальные | 306 | 295 | 289 | 285 | 275 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 8437 | 7487 | 6927 | 6827 | 6251 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | основного общего | 361 | 357 | 349 | 345 | 341 | | образования | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 30221 | 27155 | 23922 | 20660 | 18371 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | средние (полные) | 761 | 762 | 764 | 763 | 762 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 387097 | 372735 | 353549 | 330791 | 307218 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Численность | 36151 | 34210 | 33776 | 32906 | 31595 | | педагогических работников | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | учреждений (в т.ч. | | | | | | | образовательных | | | | | | | учреждений для детей с | | | | | | | ограниченными | | | | | | | возможностями здоровья) | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Численность учителей | 31461 | 30025 | 29471 | 28668 | 27553 | | дневных | | | | | | | общеобразовательных школ | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Количество | 32596 | 33691 | 29860 | 27258 | 26541 | | первоклассников | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Дошкольные учреждения | 1359 | 1417 | 1405 | 1287 | 1279 | | (муниципальные) | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них детей | 97562 | 105393 | 105227 | 108170 | 110428 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Дошкольные учреждения | 240 | 141 | 130 | 106 | 84 | | (ведомственные) | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них детей | 23047 | 12803 | 12181 | 9111 | 7489 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Вечерние (сменные) | 46 | 47 | 47 | 48 | 47 | | образовательные | | | | | | | учреждения | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 11456 | 10996 | 10129 | 9546 | 8935 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Детские дома | 49 | 51 | 52 | 55 | 55 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них воспитанников | 2041 | 2025 | 2021 | 2114 | 2124 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Учреждения НПО | 72 | 71 | 67 | 65 | 56 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 33325 | 32159 | 31812 | 29569 | 25099 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Число преподавателей | 3247 | 3684 | 3872 | 3796 | 3754 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | ССУЗы | 76 | 76 | 78 | 81 | 92 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них студентов | 58130 | 66500 | 68400 | 69300 | 66800 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Число преподавателей | 4600 | 4627 | 4800 | 5000 | 4500 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Государственные ВУЗы | 15 | 15 | 15 | 16 | 16 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них студентов | 92112 | 110630 | 124300 | 139600 | 150800 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Число преподавателей | 5427 | 5544 | 5732 | 5924 | 6333 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Негосударственные ВУЗы | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них студентов | 13248 | 17850 | 25425 | 25700 | 25010 | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | Учреждения | 241 | 228 | 232 | 234 | 238 | | дополнительного | | | | | | | образования детей | | | | | | -———————————————————————————|—————————|——————————|——————————|—————————|——————————- | в них учащихся | 162881 | 154971 | 156233 | 157203 | 157372 | -————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- Приложение 2 к Комплексной областной целевой программе развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы Уровень оплаты труда в образовании (рублей) -————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | | | год | год | год | год | год | год | год | -———————————————————|———————|———————|————————|————————|————————|————————|————————- | Среднемесячная | 820 | 1251, | 1767,5 | 2574,5 | 3589,9 | 4512,3 | 5807 | | номинальная | | 5 | | | | | | | начисленная | | | | | | | | | заработная плата | | | | | | | | | в Нижегородской | | | | | | | | | области | | | | | | | | -———————————————————|———————|———————|————————|————————|————————|————————|————————- | Среднемесячная | 578 | 809,4 | 1044,3 | 1553,1 | 2337,2 | 2621,5 | 3539 | | заработная плата | | | | | | | | | в образовании | | | | | | | | -———————————————————|———————|———————|————————|————————|————————|————————|————————- | Среднемесячная | 890 | 1322, | 1906,7 | 2844,2 | 3940,6 | 5039,3 | 6500 | | заработная плата | | 1 | | | | | | | в промышленности | | | | | | | | -———————————————————|———————|———————|————————|————————|————————|————————|————————- | Соотношение | 64,9 | 61,2 | 54,8 | 54,6 | 59,3 | 52,0 | 54,4 | | оплаты труда в | % | % | % | % | % | % | % | | образовании к | | | | | | | | | средней | | | | | | | | | заработной плате | | | | | | | | | по Нижегородской | | | | | | | | | области | | | | | | | | -————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- Приложение 3 к Комплексной областной целевой программе развития образования Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|