Расширенный поиск

Закон Нижегородской области от 07.09.2006 № 85-З

 



                       НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

                               ЗАКОН

     от 7 сентября 2006 года                             N 85-З

                                  Утратил силу - Закон Нижегородской
                                   области от 03.10.2014 г. N 139-З

          Об участии граждан в обеспечении общественного
            порядка на территории Нижегородской области

  (В редакции Законов Нижегородской области от 04.04.2008 г. N 28-З;
                       от 02.07.2013 г. N 86-З)

     Принят Законодательным Собранием 24 августа 2006 года
     

     Настоящий Закон определяет правовые  основы, принципы и  формы
участия граждан в  обеспечении общественного порядка на  территории
Нижегородской области, их социальные гарантии.
     
     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
     
     1. Предметом   регулирования   настоящего   Закона    являются
общественные отношения, возникающие  в связи  с участием граждан  в
обеспечении  общественного  порядка  на  территории   Нижегородской
области (далее - обеспечение общественного порядка).
     2. Действие   настоящего   Закона   не   распространяется   на
правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации
об  оперативно  -  розыскной   деятельности,  а  также  о   частной
детективной и охранной деятельности.
     
     Статья 2. Правовые основы участия граждан в обеспечении
общественного порядка
     
     Правовую основу участия  граждан  в обеспечении  общественного
порядка составляют  Конституция  Российской Федерации,  федеральные
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав
Нижегородской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии
с  ними  иные  нормативные правовые  акты  органов  государственной
власти Нижегородской области и органов местного самоуправления.
     
     Статья 3. Участие граждан в обеспечении общественного порядка
     
     1.  Целью  участия граждан в обеспечении общественного порядка
является  непосредственная  реализация  гражданами  своих  прав  на
защиту   от  противоправных  посягательств  и  оказание  содействия
органам     исполнительной     власти     Нижегородской    области,
правоохранительным и иным государственным органам, органам местного
самоуправления  в  решении  ими  задач по обеспечению общественного
порядка. (В      редакции      Закона     Нижегородской     области
от 04.04.2008 г. N 28-З)
     2. Участие  граждан   в   обеспечении  общественного   порядка
основывается на  принципах  добровольности, законности,  гуманизма,
уважения личности,  соблюдения и  защиты прав и  свобод человека  и
гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.
     3. Участие граждан в  обеспечении общественного порядка  может
быть индивидуальным и коллективным.
     4. Граждане участвуют в  обеспечении общественного порядка  во
взаимодействии с правоохранительными  органами и органами  местного
самоуправления.
     
     Статья 4.  Индивидуальное   участие   граждан  в   обеспечении
общественного порядка
     
     1. Индивидуальное участие граждан в обеспечении  общественного
порядка  осуществляется  путем  информирования   правоохранительных
органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или
совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих  их
совершению,  оказания   содействия  правоохранительным  органам   в
проведении     профилактической    работы     по     предупреждению
правонарушений,   содействия    в   профилактической   работе    по
предупреждению    детской    безнадзорности    и     правонарушений
несовершеннолетних, участия в пропаганде правовых знаний и оказания
иной помощи  правоохранительным  органам в  формах, не  запрещенных
законодательством.
     2. Индивидуальное участие граждан в обеспечении  общественного
порядка  в соответствии  с  законодательством Российской  Федерации
может   осуществляться  в   форме   внештатного  сотрудничества   с
правоохранительными органами  - добровольного  содействия в  работе
правоохранительных  органов граждан,  не  состоящих  в их  штате  и
действующих под руководством их должностных лиц.
     
          Статья 5. Формы коллективного участия граждан в
обеспечении общественного порядка
          
     Коллективное участие  граждан   в  обеспечении   общественного
порядка может осуществляться в следующих формах:
     1) общественные    объединения,    уставные    цели    которых
предусматривают оказание  содействия  правоохранительным органам  в
обеспечении общественного порядка;
     2) самодеятельные группы граждан;
     3) народные дружины;
     4) общественные пункты охраны порядка.
     
          Статья 6. Общественные объединения
          
     Общественные объединения,      уставные      цели      которых
предусматривают оказание  содействия  правоохранительным органам  в
обеспечении общественного  порядка, создаются  и осуществляют  свою
деятельность   в   соответствии  с   законодательством   Российской
Федерации и своими уставами.
     
     Статья 7. Самодеятельные группы граждан
     
     1. Для  защиты  жизни,   охраны  собственности  и  жилища   от
преступных посягательств на  добровольной основе могут  создаваться
самодеятельные группы граждан.
     2. Самодеятельные  группы  граждан  создаются  с  уведомлением
территориального   органа   внутренних  дел   и   органа   местного
самоуправления.
     3. В   случае   создания   самодеятельной   группы   в   форме
общественного  объединения  порядок  ее  создания  и   деятельности
определяются законодательством Российской Федерации.
     
          Статья 8. Порядок создания, правовой статус и организация
деятельности народной дружины
          
     1. Народные дружины создаются  по инициативе граждан,  органов
местного самоуправления, организаций  и действуют в соответствии  с
настоящим  Законом  и  принимаемыми  на  его  основе   нормативными
правовыми актами.
     2. Деятельность народных  дружин  на территории  Нижегородской
области  осуществляется  в  соответствии с  Положением  о  народных
дружинах,   утверждаемым  Правительством   Нижегородской   области.
Указанное Положение определяет:
     1) цели, задачи, виды деятельности народных дружин;
     2) структуру и порядок формирования народных дружин;
     3) порядок   взаимодействия   народных   дружин   с   органами
внутренних дел;
     4) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из
нее;
     5) образцы  удостоверения  и  знаков  отличия,  подтверждающих
статус народного дружинника.
     3. Для  организации  и обеспечения  повседневной  деятельности
народных дружин создается штаб народной дружины, в состав  которого
входят  представители  органов местного  самоуправления  и  органов
внутренних дел.
     
          Статья 9. Требования, предъявляемые к гражданам - членам
народных дружин, участвующим в обеспечении общественного порядка
     
     1. В народные дружины принимаются граждане, достигшие возраста
18 лет, добровольно изъявившие желание вступить в народную  дружину
и  активно   участвовать  в   обеспечении  общественного   порядка,
способные по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки
и состоянию здоровья исполнять обязанности народного дружинника.
     2. Членами  народной  дружины  по  обеспечению   общественного
порядка не могут быть граждане:
     1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
     2) признанные решением  суда  недееспособными или  ограниченно
дееспособными;
     3) состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по  поводу
психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
     
     Статья 10. Основные направления деятельности народных дружин в
обеспечении общественного порядка
     
     Народные дружины   могут   привлекаться    правоохранительными
органами к участию в:
     1) обеспечении защиты жизни  и здоровья граждан,  общественной
безопасности,  общественного  порядка,  сохранности   собственности
физических и юридических лиц;
     2) мероприятиях  по  предупреждению,  раскрытию  преступлений,
пресечению административных правонарушений;
     3) обеспечении безопасности дорожного движения;
     4) проведении неотложных  аварийно-спасательных мероприятий  в
случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных  ситуаций
в   соответствии   с   федеральным   законодательством,    законами
Нижегородской области;
     5) мероприятиях по  обеспечению пожарной безопасности,  охране
природных ресурсов и окружающей среды;
     6) мероприятиях  по  предупреждению детской  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних;
     7) содействии  правоохранительным органам  в  профилактической
работе с гражданами, состоящими на профилактическом учете в органах
внутренних дел;
     8) других мероприятиях, не противоречащих законодательству.
     
     Статья 11. Обязанности и права народных дружинников
     
     1. Народный дружинник обязан:
     1) не  допускать  необоснованного ограничения  прав  и  свобод
человека  и  гражданина,  не  совершать  действий,  имеющих   целью
унижение чести и достоинства человека и гражданина;
     2) в случае  обращения граждан  с сообщениями  о событиях  или
фактах,  угрожающих   личной  безопасности  граждан,   общественной
безопасности,    общественному     порядку,    либо    в     случае
непосредственного   обнаружения  народным   дружинником   указанных
событий или фактов  сообщать об этом  в ближайший орган  внутренних
дел и принимать меры по спасению людей, пресечению преступления или
административного правонарушения, охране места происшествия;
     3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной,
гражданам, пострадавшим    от    преступлений,     административных
правонарушений  или  несчастных  случаев,  а  также  находящимся  в
беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
     4) иметь при  себе  и предъявлять  по  требованию граждан  или
должностных лиц удостоверение установленного образца.
     2. Народный дружинник имеет право:
     1) требовать  от   граждан  и   должностных  лиц   прекращения
противоправных действий, административных правонарушений;
     2) использовать с  согласия  владельцев транспортные  средства
организаций   независимо   от  форм   собственности,   общественных
объединений или граждан для доставления в лечебно- профилактические
учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
     3) пользоваться для связи с органами внутренних дел телефонами
и иными   средствами   связи   организаций   независимо   от   форм
собственности,  общественных  объединений в  случаях,  не  терпящих
отлагательства.
     3. Народный дружинник,  участвуя  в обеспечении  общественного
порядка совместно  с  сотрудниками органов  внутренних дел,  обязан
выполнять их законные распоряжения.
     4. Народный    дружинник     в    порядке,     устанавливаемом
соответствующим органом внутренних  дел, должен проходить  правовую
подготовку, медицинскую подготовку для оказания доврачебной  помощи
пострадавшим.
     
     Статья 12. Ограничения, связанные с участием граждан в
обеспечении общественного порядка
     
     Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка,  не
вправе:
     1) осуществлять деятельность,  отнесенную законодательством  к
исключительной компетенции правоохранительных органов;
     2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
     3) раскрывать  служебную информацию,  ставшую  им известной  в
результате участия в обеспечении общественного порядка;
     4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в
корыстных целях.
     
     Статья 13. Общественные пункты охраны порядка
     
     1. Общественные пункты охраны порядка - организационные центры
взаимодействия граждан, народных дружин, общественных  объединений,
органов местного  самоуправления,  органов внутренних  дел в  целях
объединения   усилий   и   координации   работы   по    обеспечению
общественного порядка.
     2. Общественные  пункты охраны  порядка  создаются по  решению
органов местного самоуправления  при содействии органов  внутренних
дел  с  учетом   численности  населения  и  анализа   криминогенной
обстановки на соответствующей территории.
     3. При общественных пунктах охраны порядка могут  объединяться
граждане для защиты жизни, здоровья, свободы, чести и  достоинства,
а также для защиты собственности, обеспечения безопасности жилища.
     4. Порядок создания,  ликвидации  общественных пунктов  охраны
порядка, их структура, задачи  и функции, права и обязанности  лиц,
участвующих  в деятельности  общественных  пунктов охраны  порядка,
определяются органами местного самоуправления.
     
     Статья 14. Формы поддержки граждан, участвующих в обеспечении
общественного порядка
     
     Гражданам, участвующим  в обеспечении  общественного  порядка,
оказывается поддержка, в том числе путем:
     1) принятия  органами  государственной  власти   Нижегородской
области,  органами  местного  самоуправления  нормативных  и   иных
правовых  актов,  регламентирующих участие  граждан  в  обеспечении
общественного порядка;
     2) осуществления органами государственной власти Нижегородской
области и         органами         местного          самоуправления
информационно-методической   поддержки   граждан,   участвующих   в
обеспечении общественного порядка;
     2-1)  создания  органами  местного  самоуправления поселений и
городских    округов    условий   для   деятельности   добровольных
формирований населения по охране общественного порядка;(Дополнена -
Закон Нижегородской области от 04.04.2008 г. N 28-З)
     3) осуществления органами  внутренних дел  мер по  обеспечению
личной   безопасности    граждан,    участвующих   в    обеспечении
общественного  порядка,  предоставления  необходимой  информации  о
преступности и правонарушениях, а  также обучения формам и  методам
защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
     4) морального и  материального поощрения граждан,  оказывающих
содействие правоохранительным  органам в обеспечении  общественного
порядка,  органами  государственной власти  Нижегородской  области,
органами местного самоуправления и правоохранительными органами;
     5) решения  иных  вопросов,  отнесенных  законодательством   к
ведению и полномочиям органов государственной власти  Нижегородской
области и местного самоуправления.
     
     Статья 15. Социальные гарантии и формы поощрения граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка
     
     1. Гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка,
Правительством Нижегородской   области  устанавливаются   следующие
социальные гарантии:
     1)  в  случае  гибели  гражданина,  участвующего в обеспечении
общественного  порядка, семье пострадавшего и лицам, находящимся на
его  иждивении,  за  счет  средств областного бюджета выплачивается
единовременное  пособие в размере пятилетнего денежного довольствия
участкового    уполномоченного    полиции;   (В   редакции   Закона
Нижегородской области от 02.07.2013 г. N 86-З)
     2) при  причинении  гражданину,  участвующему  в   обеспечении
общественного порядка, тяжкого  вреда здоровью, повлекшего  стойкую
утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину
из средств областного бюджета выплачивается единовременное  пособие
в   размере    двухлетнего   денежного   довольствия    участкового
уполномоченного полиции. (В  редакции  Закона Нижегородской области
от 02.07.2013 г. N 86-З)
     2. Органы  местного  самоуправления,  предприятия,  учреждения
любых   форм   собственности,   общественные   объединения    могут
устанавливать дополнительные  гарантии  социальной защиты  граждан,
участвующих в обеспечении общественного порядка.
     3. Граждане, активно  участвующие в обеспечении  общественного
порядка,   могут   поощряться   органами   государственной   власти
Нижегородской    области,   органами    местного    самоуправления,
правоохранительными  органами,  предприятиями,  учреждениями  любых
форм собственности,  общественными объединениями  в пределах  своих
полномочий путем объявления благодарности, выдачи денежной  премии,
награждения   ценным   подарком,   предоставления   дополнительного
оплачиваемого отпуска, предоставления путевки на льготных  условиях
и иными формами морального и материального стимулирования.
     4. За  особые  заслуги в  обеспечении  общественного  порядка,
проявленные при этом личное мужество и героизм граждане могут  быть
представлены  к  государственным наградам  Российской  Федерации  в
порядке,  определенном   законодательством  Российской   Федерации,
наградам   и    премиям   Нижегородской   области,    муниципальных
образований.
     
     Статья 16. Финансирование и материально-техническое
обеспечение деятельности граждан, участвующих в обеспечении
общественного порядка
     
     1. Источники и  порядок  финансирования деятельности  граждан,
участвующих  в  обеспечении  общественного  порядка,   определяются
Правительством   Нижегородской   области   и   органами    местного
самоуправления.
     Финансирование деятельности     граждан     по     обеспечению
общественного  порядка  может   осуществляться  за  счет   средств,
поступающих от  организаций, общественных  объединений, граждан,  а
также иных поступлений,  если это не противоречит  законодательству
Российской Федерации.
     2. Органы исполнительной власти Нижегородской области,  органы
местного  самоуправления,  организации,  общественные   объединения
могут предоставлять народным дружинам, общественным пунктам  охраны
порядка   в   безвозмездное  пользование   помещения,   технические
средства,  а  также  автотранспортные  средства,  необходимые   для
осуществления их деятельности.
     
     Статья 17. Ответственность граждан, участвующих в обеспечении
общественного порядка
     
     1. За   противоправные   действия  граждане,   участвующие   в
обеспечении   общественного    порядка,   несут    ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации.
     2. Вред,   причиненный   физическим  или   юридическим   лицам
противоправными   действиями   лиц,   участвующих   в   обеспечении
общественного    порядка,    подлежит   возмещению    в    порядке,
предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Статья 18. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка
     
     Контроль за деятельностью  граждан, участвующих в  обеспечении
общественного порядка в формах, предусмотренных настоящим  Законом,
осуществляют    уполномоченные    органы    в    соответствии     с
законодательством Российской Федерации.
     
     Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Закона
     
     Настоящий Закон вступает в  силу по  истечении десяти дней  со
дня его официального опубликования.
     

     Губернатор области                                В.П. Шанцев


Нижний Новгород
7 сентября 2006 года
N 85-З
 

Информация по документу
Читайте также