Расширенный поиск
Закон Нижегородской области от 10.02.2005 № 8-З НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 10.02.2005 N 8-З О нормативных правовых актах Нижегородской области
(В редакции Законов Нижегородской области от 14.03.2006 г. N 22-З;
от 30.11.2006 г. N 146-З; от 24.12.2007 г. N 184-З;
от 04.05.2008 г. N 51-З; от 10.06.2008 г. N 73-З;
от 25.12.2008 г. N 183-З; от 06.08.2009 г. N 104-З;
от 09.09.2009 г. N 166-З; от 30.12.2009 г. N 256-З;
от 11.05.2010 г. N 76-З; от 11.05.2010 г. N 80-З;
от 02.11.2010 г. N 164-З; от 21.12.2010 г. N 204-З;
от 07.02.2011 г. N 17-З; от 12.03.2012 г. N 21-З;
от 06.02.2013 г. N 17-З; от 05.08.2014 г. N 94-З;
от 05.08.2014 г. N 95-З; от 07.04.2016 № 46-З;
от 06.05.2016 № 64-З; от 31.07.2017 № 101-З)
Принят Законодательным Собранием 27 января 2005 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовые основы настоящего Закона 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом
Нижегородской области по предметам ведения области Нижегородская область как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области. (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
2. Законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и законом или иным нормативным правовым актом Нижегородской области действует федеральный закон. (В редакции Закона Нижегородской
области от 11.05.2010 г. N 80-З)
В случае противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти Нижегородской области, изданным по предметам ведения области, действует закон или иной нормативный правовой акт органа государственной власти Нижегородской области.
Статья 2. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
1. Настоящим Законом регулируется порядок осуществления правотворчества органами государственной власти Нижегородской области (далее - область, Нижегородская область) и должностными лицами области, устанавливаются основные требования к законам и иным нормативным правовым актам области, определяются формы нормативных правовых актов области, закрепляется система нормативных правовых актов области, регулируются вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти области и их должностных лиц, определяется порядок прогнозирования и планирования правотворческой деятельности, порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального
опубликования, вступления в силу, толкования, изменения, действия и признания утратившими силу нормативных правовых актов области, устанавливается порядок реализации законодательной инициативы, а также определяются способы разрешения коллизий нормативных правовых актов. (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов государственной власти области и должностных лиц области. (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З) Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия: 1) нормативный правовой акт - официальный письменный документ,
принятый (изданный) органом государственной власти области или должностным лицом области в определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством порядке и форме, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного действия, рассчитанных на многократное применение на территории области; (В
редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
2) правотворческий орган области - орган государственной власти области или должностное лицо области, уполномоченные на
издание (разработку, принятие, изменение, введение в действие и признание утратившими силу) нормативных правовых актов; (В редакции
Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
3) правотворчество (правотворческая деятельность) - урегулированная законодательством деятельность специально на то
уполномоченных органов по разработке, внесению, рассмотрению,
принятию, изменению, введению в действие, признанию утратившими
силу нормативных правовых актов; (В редакции Закона Нижегородской
области от 06.08.2009 г. N 104-З)
4) правотворческие полномочия - полномочия органов государственной власти области, должностных лиц области по изданию нормативных правовых актов определенной формы по конкретному кругу
вопросов; (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
5) правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение; 6) законотворческий процесс - организационно оформленная публичная деятельность правотворческих органов по выявлению и удовлетворению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений в области, по разработке и принятию соответствующих законов, внесению в них изменений;
7) проект закона области - документ, содержащий текст проекта закона области и внесенный в установленном порядке на рассмотрение
Законодательного Собрания области; 8) концепция проекта закона - характеристика предмета и цели будущего проекта закона, в которой излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия применения проектируемых правовых норм, приводится примерная структура проекта закона; 8-1) право законодательной инициативы - возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в Законодательное Собрание
области проекты законов области и поправки к проектам законов
области, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании
Законодательного Собрания области;(Дополнен - Закон Нижегородской
области от 06.08.2009 г. N 104-З) (В редакции Закона Нижегородской
области от 06.02.2013 г. N 17-З)
9) лингвистическая экспертиза - оценка на основе анализа языка и стиля текстов нормативных правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов нормативных правовых актов; 10) научная экспертиза - специальное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия;
11) правовая экспертиза - оценка проекта нормативного правового акта с точки зрения его соответствия сфере ведения области или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации; состояния нормативного регулирования в указанной сфере,
необходимости и достаточности нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений; соответствия содержания нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, нормативным правовым актам области более высокой юридической силы; соотносимости содержания и формы нормативного правового акта с объемом и характером компетенции правотворческого органа; соблюдения правил законодательной техники;
(В редакции Закона Нижегородской области от 06.08.2009 г. N 104-З)
12) толкование нормативного правового акта - деятельность, направленная на установление содержания правовых норм;
13) официальное толкование (аутентичное или легальное) - толкование, даваемое уполномоченными настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами, содержащееся в специальном акте и влекущее юридические последствия; 14) аутентичное толкование - толкование, даваемое органом или должностным лицом, издавшим соответствующий нормативный правовой акт; 15) легальное толкование - толкование, даваемое уполномоченными
настоящим Законом органами государственной власти области, их структурными подразделениями и должностными лицами;
16) коллизия нормативных правовых актов - противоречие норм действующих правовых актов, принятых (изданных) одним
правотворческим органом в одной форме и регулирующих одни и те же
общественные отношения, или противоречие норм действующих актов,
обладающих разной юридической силой; (В редакции Закона
Нижегородской области от 06.08.2009 г. N 104-З)
17) мониторинг правоприменения нормативных правовых актов области - комплексная и плановая деятельность, осуществляемая
органами государственной власти области в пределах своих
полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для
обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими
силу (отмены) нормативных правовых актов области.(Дополнен - Закон
Нижегородской области от 06.08.2009 г. N 104-З) (В редакции Закона
Нижегородской области от 06.02.2013 г. N 17-З)
Статья 4. Полномочия органов государственной власти области и должностных лиц области в сфере правотворчества (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
1. Правотворческими полномочиями в области обладают Законодательное Собрание области, Губернатор области, Правительство области, министерства и иные органы исполнительной власти области.
Их полномочия в области правотворчества устанавливаются Уставом области, законами области, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами области и настоящим Законом. (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
2. Нормативный правовой акт принимается (издается) правотворческим органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
3. Споры между органами государственной власти области, а также должностными лицами области, возникающие по вопросам реализации их правотворческих полномочий, решаются с использованием согласительных процедур либо в судебном порядке. (В редакции Закона
Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
Глава 2. Система и формы нормативных правовых актов области
Статья 5. Система нормативных правовых актов области 1. Действующие в области нормативные правовые акты образуют единую, целостную и дифференцированную нормативную правовую систему (законодательство области), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. 2. Нормативные правовые акты области подразделяются на законодательные нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты. 3. В систему законодательных нормативных правовых актов области
входят Устав области и законы области. (В редакции Закона Нижегородской области от 06.08.2009 г. N 104-З) 4. В систему иных нормативных правовых актов области входят: 1) нормативные правовые акты Законодательного Собрания области; 2) нормативные правовые акты Губернатора области; 3) нормативные правовые акты Правительства области; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области. (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
Статья 6. Формы нормативных правовых актов области 1. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в следующих
формах: 1) Законодательное Собрание области принимает Устав области, законы, постановления; 2) нормативные правовые акты Губернатора области издаются в форме указов; 3) нормативные правовые акты Правительства области принимаются в форме постановлений; 4) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов (за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма издаваемого акта). (В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
2. Принятие нормативных правовых актов в иных формах, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не допускается.
3. Нормативными правовыми актами, принимаемыми правотворческими органами области, могут утверждаться регламенты, правила (порядки), положения, инструкции. (Дополнен - Закон Нижегородской области от 06.08.2009 г. N 104-З)
Регламент - система правовых норм, определяющих порядок деятельности органа государственной власти области.
Правила (порядок) - система правовых норм, определяющих поведение граждан, иных субъектов права в той или иной сфере общественных отношений, порядок организации какого-либо вида деятельности. (В редакции Закона Нижегородской области
от 06.08.2009 г. N 104-З)
Положение - система правовых норм, детально регламентирующих правовой статус, организацию, порядок деятельности органов государственной власти области, организаций и учреждений области, а также определяющих основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. Инструкция - документ, которым регулируется порядок осуществления какой-либо деятельности.
Статья 7. Устав области
1. Устав - основной закон области, определяющий ее статус как субъекта Российской Федерации и закрепляющий иные положения, составляющие основу законодательства Нижегородской области.
2. Устав области и поправки к Уставу области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа
депутатов Законодательного Собрания области. (В редакции Закона
Нижегородской области от 30.11.2006 г. N 146-З) Статья 8. Закон области
1. Закон области - нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные стороны государственной и общественной жизни области, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области. 2. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области,
если иное не предусмотрено федеральным законодательством. (В
редакции Закона Нижегородской области от 30.11.2006 г. N 146-З)
3. Закон области может быть издан в форме кодекса - закона, содержащего в систематизированном виде всю или основную массу правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. 4. Законом области регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям Нижегородской области.
Статья 9. Нормативные правовые акты Законодательного Собрания области
1. Нормативные правовые акты Законодательного Собрания области принимаются в пределах его компетенции в форме постановлений. 2. Постановления Законодательного Собрания области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 10. Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области 1. Нормативные правовые акты Губернатора области издаются в пределах его компетенции в форме указов.
Нормативные правовые акты Губернатора области подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале
правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или в газете "Нижегородская
правда". (Дополнен - Закон Нижегородской области
от 31.07.2017 № 101-З)
2. Нормативные правовые акты Правительства области принимаются в пределах его компетенции в форме постановлений.
Нормативные правовые акты Правительства области подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале
правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или в газете "Нижегородские
новости". (Дополнен - Закон Нижегородской области
от 31.07.2017 № 101-З)
Статья 11. Нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области
1. Нормативные правовые акты министерств и иных органов
исполнительной власти области издаются в форме приказов и (или) в
иных формах, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Нормативный правовой акт министерства и иного органа
исполнительной власти области подписывается руководителем
министерства и руководителем иного органа исполнительной власти
области, издающего данный акт, или лицом, исполняющим его
обязанности.
3. Подготовленные министерствами и иными органами
исполнительной власти области положения, указания, правила и
документы иных наименований утверждаются приказами (за исключением
случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством в
положении об органе исполнительной власти предусмотрена иная форма
издаваемого акта) или решениями - в случае утверждения их
коллегиальным органом исполнительной власти области.
4. При издании нормативного правового акта министерства или
иного органа исполнительной власти области в нем, как правило,
указывается, во исполнение какого нормативного правового акта (его
статьи или пункта) вышестоящего органа издается данный акт.
5. Нормативные правовые акты министерств и иных органов
исполнительной власти области подлежат обязательной государственной
регистрации в порядке, определяемом Правительством области.
6. Структурные подразделения министерств и иных органов
исполнительной власти области не вправе издавать акты нормативного
характера.
(Статья 11 в редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
1. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области. В случае противоречия между ними действует Устав области.
2. Законы области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Законодательного Собрания области, указам Губернатора области, постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов исполнительной власти области, иных органов государственной власти области. В случае противоречия между ними действует закон области. (В редакции Закона
Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
3. Указы Губернатора области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов исполнительной власти области, иных органов государственной власти области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора области. (В
редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
4. Постановления Правительства области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств и иных органов исполнительной власти области. В случае
противоречия между ними действуют постановления Правительства области. (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
5. Нормативные правовые акты Правительства области, министерств
и иных органов исполнительной власти области могут быть отменены или действие их может быть приостановлено полностью или частично Губернатором области. (В редакции Закона Нижегородской области
от 11.05.2010 г. N 80-З)
Статья 13. Разрешение коллизий нормативных правовых актов
1. При разрешении коллизий нормативных правовых актов субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой.
2. В случае коллизий нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения нормативного правового акта, регулирующего более узкую сферу правоотношений, а при его отсутствии - положения нормативного правового акта, принятого позднее.
Глава 3. Структура и содержание закона области
Статья 14. Структура закона 1. Закон области состоит из содержательной части, реквизитов и может иметь приложения. 2. Содержательная часть закона области - выраженное в письменном виде языковое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем правовых норм, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
3. Реквизиты закона области - обязательные сведения, включаемые
в закон для признания его действительности и определения его места
в системе законов области. 4. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты и иные необходимые материалы, как правило, оформляющиеся в виде приложений, являются неотъемлемой составной частью закона.
Статья 15. Общие требования к оформлению законов области 1. Законы, принимаемые в области, излагаются на русском языке. Использование в законах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины
и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными. 2. Слова и словосочетания в законах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве. Не допускается обозначение в законах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в законе. 3. В законе, как правило, даются определения используемых в нем
специальных терминов. 4. (Утратил силу - Закон Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 80-З)
5. В тексте закона не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, затрудняющих восприятие смысла нормы закона, а также не допускается употребление образных выражений: сравнений, эпитетов, метафор, гипербол и т.п.
6. Положения, предусматривающие изменение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых законов
области, включаются непосредственно в проект закона либо оформляются в виде отдельных проектов законов области о внесении изменений в ранее принятые законы области.
Статья 16. Структура содержательной части закона
1. Содержательная часть закона может иметь следующие основные элементы (структурные единицы закона):
1) преамбулу; 2) части; 3) разделы; 4) главы; 5) статьи. 2. Текст закона может иметь также иные структурные единицы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями
оформления законов. 3. В преамбуле закона дается разъяснение мотивов и целей его издания. Включение в преамбулу положений нормативного характера не
допускается. 4. В законах области нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. 5. Статьи законов области подразделяются на части, имеющие порядковый номер. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты. При необходимости части, пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы. 6. Статьи закона могут объединяться в главы. Главы закона могут
объединяться в разделы. Разделы кодекса могут объединяться в части. Часть, раздел, глава закона подразделяются, как правило, не менее чем на две структурные единицы.
7. Структура закона и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц текста определяются исходя из объема и содержания закона.
Статья 17. Реквизиты законов области 1. Закон области должен иметь следующие реквизиты: 1) изображение герба области (на подлиннике закона), расположенное над обозначением вида правового акта по центру; 2) наименование субъекта Российской Федерации, выраженное словами "Нижегородская область"; 3) обозначение формы нормативного правового акта, выраженное словом "Закон"; 4) наименование закона; 5) гриф принятия закона Законодательным Собранием области, состоящий из слов "Принят Законодательным Собранием" и даты принятия закона в окончательной редакции; 6) место подписания закона (город Нижний Новгород); 7) подпись Губернатора области, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике закона), его инициалы и фамилию;
8) дату подписания закона области; 9) номер закона, присваиваемый ему после подписания Губернатором области и состоящий из порядкового номера и буквенного индекса "З", разделенных дефисом. 2. В Уставе области и законах области, принимаемых в форме кодексов, обозначение вида нормативного правового акта и его наименование объединяются в один реквизит.
Глава 4. Законотворческий процесс в области
Статья 18. Содержание законотворческого процесса
Процесс законотворчества органов государственной власти
области включает в себя:
1) прогнозирование;
2) планирование;
3) разработку проектов законов области;
4) экспертизу проектов законов области;
5) внесение проектов законов области в правотворческий орган;
6) рассмотрение проектов законов области и их принятие;
7) подписание либо отклонение законов области;
8) опубликование законов области;
9) вступление в силу законов области и прекращение их
действия.
(Статья 18 в редакции Закона Нижегородской области
от 06.08.2009 г. N 104-З) Статья 19. Прогнозирование в законотворчестве области
1. Прогнозирование в законотворчестве области - основанный на применении научных средств и методов анализ состояния законодательства с целью выявления основных тенденций и направлений дальнейшего развития законодательства области и будущего его
состояния. 2. Основными задачами прогнозирования в законотворчестве являются: 1) получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития законодательства области;
2) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего разрешения со стороны органов государственной власти области; 3) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем нормативному правовому регулированию в области; 4) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов нормативного правового регулирования в области;
5) установление наиболее целесообразной очередности подготовки проектов законов области; 6) использование в законотворчестве области специальных прогнозов в сферах экономики, политики, демографии, экологии и других сферах общественной жизни.
Статья 20. Объекты прогнозирования в законотворчестве области
Объектами прогнозирования и прогнозных оценок в законотворчестве области являются: 1) общие закономерности развития системы законодательства области; 2) тенденции развития отдельных отраслей законодательства области; 3) тенденции развития отдельных институтов права; 4) тенденции и перспективы действия отдельных законов или отдельных правовых норм области; 5) ожидаемая эффективность от применения отдельных законов или отдельных правовых норм области.
Статья 21. Субъекты прогнозирования в законотворчестве области
Разработки прогнозов в законотворчестве области проводятся:
1) Законодательным Собранием области;
2) Правительством области;
3) научными организациями, учеными, специалистами по поручению
правотворческих органов области.
(Статья 21 в редакции Закона Нижегородской области
от 06.08.2009 г. N 104-З)
Статья 22. Планирование нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области
1. Разработка проектов нормативных правовых актов области
осуществляется, как правило, на плановой основе.
2. Подготовка и принятие законов области и постановлений
Законодательного Собрания области предусматриваются в примерной
программе нормотворческой деятельности Законодательного Собрания
области на год, состоящей из планов законопроектной
работы и планов работы по разработке проектов постановлений
Законодательного Собрания области. (В редакции Закона Нижегородской
области от 11.05.2010 г. N 76-З; от 06.05.2016 № 64-З)
3. Примерная программа нормотворческой деятельности
Законодательного Собрания области на год
формируется на основании предложений депутатов Законодательного
Собрания области, его комитетов (комиссий), фракций в
Законодательном Собрании области, Губернатора области, других
субъектов права законодательной инициативы, Правительства области.
(В редакции Закона Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 76-З;
от 06.05.2016 № 64-З)
4. В примерной программе нормотворческой деятельности
Законодательного Собрания области на год указываются наименования и
формы нормативных правовых актов, органы и должностные лица,
ответственные за разработку проектов нормативных правовых актов,
органы и должностные лица, ответственные за подготовку и
прохождение нормативного правового акта в Законодательном Собрании
области, а также сроки их подготовки.
5. Планирование нормотворческой деятельности Законодательного
Собрания области не исключает возможности подготовки проектов
нормативных правовых актов, не предусмотренных утвержденной
примерной программой нормотворческой деятельности Законодательного
Собрания области на год. (В редакции Закона Нижегородской области от 04.05.2008 г. N 51-З)
Статья 23. Порядок разработки проекта нормативного правового акта
1. Разработка проектов нормативных правовых актов области осуществляется субъектами законодательной инициативы либо самим правотворческим органом, либо по его поручению подведомственными ему органами, учреждениями, организациями, либо указанными органами, учреждениями, организациями по собственной инициативе. 2. Правотворческий орган может заказать подготовку первоначального проекта нормативного правового акта на договорной основе органам государственной власти области, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам либо организациям, занимающимся деятельностью, являющейся предметом регулирования разрабатываемого
проекта. 3. Правотворческий орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, лицам, заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. 4. Подготовленные проекты нормативных правовых актов перед их внесением в правотворческий орган могут согласовываться с заинтересованными органами и учреждениями. Статья 24. Сроки разработки проекта нормативного правового акта
1. Проект нормативного правового акта области должен быть разработан и внесен в Законодательное Собрание области в срок, установленный в примерной программе нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области на год. (В редакции Закона Нижегородской области от 04.05.2008 г. N 51-З)
2. Проект нормативного правового акта области может быть разработан ранее срока, установленного в Примерной программе законопроектной работы Законодательного Собрания области на текущий год. 3. Срок разработки проекта нормативного правового акта, не содержащегося в Примерной программе законопроектной работы Законодательного Собрания области на текущий год, устанавливается непосредственно разработчиком проекта нормативного правового акта либо субъектом права законодательной инициативы.
Статья 25. Экспертиза проектов законов
1. Субъекты законодательной инициативы и правотворческие органы
при разработке проектов законов могут проводить их предварительную
экспертизу. 2. Проекты законов, внесенные в порядке законодательной инициативы для их подготовки к рассмотрению в первом, втором и третьем чтениях, направляются в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания области на правовую экспертизу.
(В редакции Закона Нижегородской области от 04.05.2008 г. N 51-З)
Проекты законов, подготовленные для их принятия в окончательной
редакции, подлежат обязательной лингвистической экспертизе.
3. Для дополнительной оценки качества проектов законов, а также
для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе. Независимая научная экспертиза проектов законов осуществляется научными учреждениями, высшими учебными заведениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего
профиля, а также иными компетентными организациями и лицами, не принимавшими непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта закона. 4. В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Законодательного Собрания области, а также лица, состоящие на государственной службе. 5. Организации и лица, осуществляющие независимую экспертизу проектов законов, вправе получать в органах государственной власти
области необходимые для проведения экспертизы материалы и документы, а также принимать участие в обсуждении проектов законов. 6. Независимая экспертиза проектов законов может осуществляться
на любых стадиях законотворческого процесса.
7. По результатам экспертизы проектов законов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению
при обсуждении и дальнейшей доработке законов. Статья 25-1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
1. Нормативные правовые акты области и их проекты подлежат
антикоррупционной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
2. В целях проведения органами прокуратуры антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов органы государственной власти
области обеспечивают представление в прокуратуру области принятых
нормативных правовых актов в порядке, установленном Законом
Нижегородской области от 7 марта 2008 года N 20-З "О
противодействии коррупции в Нижегородской области".
(Статья 25-1 дополнена - Закон Нижегородской области
от 09.09.2009 г. N 166-З) (В редакции Закона Нижегородской области
от 07.02.2011 г. N 17-З) Статья 25-2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертиза нормативных правовых
актов области
1. Проекты нормативных правовых актов области, устанавливающие
новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми
актами области обязанности для субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или
отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение
нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы
осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности,
подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами
государственной власти области в порядке, установленном нормативным
правовым актом Правительства области, за исключением:
1) проектов законов области, устанавливающих, изменяющих,
приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также
налоговые ставки по федеральным налогам;
2) проектов законов области, регулирующих бюджетные
правоотношения.
(Часть 1 в редакции Закона Нижегородской области
от 07.04.2016 № 46-З)
1-1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных
правовых актов области проводится в целях выявления положений,
вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов
предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих
их введению, а также положений, способствующих возникновению
необоснованных расходов субъектов предпринимательской и
инвестиционной деятельности и бюджета области. (Часть дополнена -
Закон Нижегородской области от 07.04.2016 № 46-З)
2. Нормативные правовые акты области, затрагивающие вопросы
осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в
целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление
предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат
экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативным правовым
актом Правительства области.
(Статья 25-2 дополнена - Закон Нижегородской области
от 05.08.2014 г. N 95-З)
Статья 26. Внесение проектов законов области и поправок к проектам законов области на рассмотрение в Законодательное Собрание
области в порядке законодательной инициативы
1. Внесение проектов законов области и поправок к проектам
законов области на рассмотрение в Законодательное Собрание области
в порядке законодательной инициативы осуществляется в соответствии
с требованиями настоящего Закона и Регламента Законодательного
Собрания области.
2.Проекты законов области, внесенные в порядке законодательной
инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в Законодательном
Собрании области.
3. Проект закона области, внесенный Губернатором области в
Законодательное Собрание области в порядке законодательной
инициативы, рассматривается по его письменному предложению в
первоочередном порядке.
(Статья 26 в редакции Закона Нижегородской области
от 06.08.2009 г. N 104-З) Статья 27. Субъекты права законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит депутатам Законодательного Собрания области,
комитетам (комиссиям) Законодательного Собрания области (далее -
комитет), фракциям в Законодательном Собрании области, Губернатору
области, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от Нижегородской
области, представительным органам местного самоуправления, а также
имеющим активное избирательное право жителям области в количестве
не менее двух тысяч человек. (В редакции Закона Нижегородской
области от 06.05.2016 № 64-З)
Право законодательной инициативы по вопросам их ведения
принадлежит также Нижегородскому областному суду, Арбитражному суду
Нижегородской области, прокурору Нижегородской области,
избирательной комиссии Нижегородской области, Уполномоченному по
правам человека в Нижегородской области, контрольно-счетной палате
Нижегородской области и иным лицам в соответствии с федеральным
законом. (В редакции Закона Нижегородской области
от 21.12.2010 г. N 204-З)
(Часть 1 в редакции Закона Нижегородской области от 14.03.2006 г. N 22-З)
2. Субъект права законодательной инициативы может внести одновременно несколько взаимосвязанных между собой законопроектов для их совместного рассмотрения. 3. Субъект права законодательной инициативы может в письменной форме отозвать внесенный им законопроект до принятия его в первом чтении либо предложить снять законопроект с дальнейшего рассмотрения после его принятия в первом чтении.
4. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, организации и общественные объединения (политические партии), не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане (группа граждан) могут внести законопроект в Законодательное Собрание области через органы или лиц, обладающих таким правом.
Статья 28. Порядок внесения законопроектов
1. Внесение законопроектов в Законодательное Собрание области
осуществляется путем представления следующих документов:
1) текста законопроекта;
2) пояснительной записки к законопроекту, в которой
отражаются:
а) цель законопроекта;
б) актуальность и практическая значимость законопроекта;
в) состояние законодательства в данной сфере правового
регулирования;
г) круг лиц, на которых направлено действие законопроекта;
д) основные положения законопроекта;
е) прогноз возможных социально-экономических и (или) иных
последствий принятия нового закона;
3) перечня нормативных правовых актов области, подлежащих
признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с
принятием данного законопроекта;
4) финансово-экономического обоснования, которое должно
содержать финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе
расчетные данные об изменении расчетов доходов и (или) расходов
областного бюджета;
5) письма на имя Председателя Законодательного Собрания области
о решении субъекта права законодательной инициативы о внесении
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|