Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Кировской области от 31.07.2006 № 232

 


                    ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31.07.2006 N 232
     г. Киров

О Концепции энергосбережения
Кировской области


     В   целях   создания   условий,  обеспечивающих  последовательное
осуществление политики энергосбережения на территории области:

     1. Утвердить  Концепцию   энергосбережения   Кировской   области.
Прилагается.

     2. Предложить  органам  местного   самоуправления   муниципальных
образований    области    разработать    программы    энергосбережения
муниципальных образований.

     3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на  заместителя
Председателя  Правительства области, главу департамента  энергетики  и
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Данеляна С. Э.


Губернатор
Кировской области   Н. И. Шаклеин


                                          УТВЕРЖДЕНА
                                          распоряжением Правительства
                                          Кировской области
                                          от 31.07.2006 N 232



                               КОНЦЕПЦИЯ
                  энергосбережения Кировской области


     1. Введение

     Потребность  в  обеспечении эффективности  потребления  топливно-
энергетических  ресурсов  (ТЭР)  диктуется  Энергетической  стратегией
России   на   период   до   2020   года,  утвержденной   распоряжением
Правительства  Российской  Федерации  от  28.08.2003   N   1234-р,   и
Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на  2002-
2005   годы   и   на   период  до  2010,  утвержденной  постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 796.
     Задача  энергосбережения озвучена в Послании Губернатора  области
"О  социально-экономическом положении области", изложенного  24  марта
2005 года, прозвучавшая следующим образом:"... Мы должны стимулировать
осуществление энергосберегающих мероприятий. Здесь необходима активная
работа органов исполнительной власти и местного самоуправления".
     Концепция  энергосбережения Кировской области (далее - Концепция)
включает  в  себя  анализ состояния дел в энергосбережении  области  и
определяет  задачи  и  первоочередные  направления  деятельности  всех
участников процесса энергосбережения.

     2. Потребление топливно-энергетических ресурсов

     Кировская  область  с точки зрения ТЭР является  дефицитной.  Все
первичные  энергоресурсы (кроме торфа и древесины) являются завозными.
Половина   потребляемого  количества  электроэнергии  поставляется   с
Федерального оптового рынка энергии и мощности.
     В   1990  году  потребление  ТЭР  в  Кировской  области  достигло
максимального  уровня  и  составило 12,2 млн. тонн  условного  топлива
(далее  -  т.  у.  т.).  В  следующие годы суммарное  потребление  ТЭР
постоянно  сокращалось и в 2004 году равнялось 8,4 млн. т. у.  т.  или
68,9% к уровню 1990 года.

             Потребление топливно-энергетических ресурсов


                                        (тысяч тонн условного топлива)
----------------------------------------------------------------------
|  Наименование |   1990  |  1995  |  2000  |  2002  |  2003 |  2004 |
|    ресурсов   |   год   |  год   |  год   |  год   |  год  |   год |
|---------------+---------+--------+--------+--------+-------+-------|
| ТЭР, всего в  | 12206,8 | 8588,0 | 8566,5 | 8444,7 | 8110,6| 8416,1|
| том числе     |         |        |        |        |       |       |
|---------------+---------+--------+--------+--------+-------+-------|
| Электрическая |  3362,0 | 2226,0 | 2321,0 | 2263,2 | 2236,8| 2330,3|
| энергия       |         |        |        |        |       |       |
|---------------+---------+--------+--------+--------+-------+-------|
| Тепловая      |  2627,4 | 2104,4 | 2447,0 | 2409,8 | 2323,3| 2347,0|
| энергия       |         |        |        |        |       |       |
|---------------+---------+--------+--------+--------+-------+-------|
| Топливо <*>   |  6217,4 | 4257,6 | 3798,5 | 3771,7 | 3550,5| 3738,8|
----------------------------------------------------------------------
<*> Топливо, в качестве котельно-печного, с учетом отпуска населению.

                       Структура потребления ТЭР
                            (тыс. т. у. т.)
                        (График не приводится)


                       Структура потребления ТЭР
                                  (%)
                        (График не приводится)


     За  14  лет  (с  1991  года)  структурные  изменения  потребления
топливно-энергетических ресурсов произошли в сторону  увеличения  доли
теплоэнергии на 6,4, электроэнергии - на 0,1 и уменьшения доли топлива
на 6,5 процентных пунктов соответственно.

     3. Потребление топлива

     Топливные  ресурсы области формируются в основном из  поступлений
из других регионов России и, в незначительной степени, от собственного
производства  (торф,  дрова  и  древесные  отходы  и  в  очень   малых
количествах  нефть).  В область поставляются газ из  районов  Западной
Сибири, уголь с Кузнецкого и Хакасского месторождений, а также  мазут,
завозимый  большей  частью  обществом с ограниченной  ответственностью
"ЛУКОИЛ-Пермнефтепродукт". Доминирующими видами топлива, используемого
для  производства  энергии,  являются природный  газ,  используемый  в
основном    Кировским   филиалом   открытого   акционерного   общества
"Территориальная  генерирующая  компания  N  5",  каменный   уголь   и
нефтепродукты.
 
                        Потребление топлива <*>

                                        (тысяч тонн условного топлива)
----------------------------------------------------------------------
|    Вид топлива  |  1991  |  1995 |  2000  |  2002 |  2003  | 2004  |
|                 |   год  |   год |   год  |  год  |   год  |  год  |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Топливо, всего в|  5246,9| 4136,6|  3701,5| 3694,2|  3479,0| 3645,2|
| том числе       |        |       |        |       |        |       |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Газ природный   | 1761,7 | 1372,0| 1493,1 | 1900,2|  2043,2| 2088,2|
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Нефтепродукты   | 1264,4 |  819,3|  508,8 | 566,1 |  505,8 | 554,3 |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Уголь           | 1358,2 | 1225,5|  916,7 | 623,8 |  411,8 | 446,5 |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Торф топливный  |  344,8 |  272,4|  327,1 | 155,0 |  120,2 | 165,5 |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Дрова           |  262,0 |  311,2|  292,0 | 299,9 |  245,4 | 240,6 |
|-----------------+--------+-------+--------+-------+--------+-------|
| Прочие          |  255,8 |  136,2|  164,1 | 149,2 |  152,6 | 150,1 |
----------------------------------------------------------------------
<*> Топливо, используемое в качестве котельно-печного, без отпуска
населению.

     На графике это выглядит следующим образом:

                     Динамика потребления топлива
                            (тыс. т. у. т.)
                      (Диаграмма не приводится)

                       Топливный баланс области
                             (в% к итогу)
                       (Диаграмма не приводится)

     В   топливном  балансе  области  за  1991-2004  годы  наблюдается
тенденция   увеличения  доли  природного  газа  с  33,5%   до   57,3%,
существенного снижения использования угля с 25,9% до 12,3%  и  жидкого
топлива с 24,1% до 15,2%.
     В  то же время расширились масштабы применения древесного топлива
с  5%  до  6,6%, чему в немалой степени способствует политика перевода
котельных   на  местные  виды  топлива  с  финансовой  поддержкой   из
областного бюджета. При этом, один из основных местных видов топлива -
торф   занимает  все  меньшую  часть  в  топливном  балансе,   которая
сократилась с 6,6% до 4,5%.
     Энергетическая  стратегия России в целом ставит  задачу  снижения
потребления   природного   газа,  как  котельно-печного   топлива,   с
одновременным  увеличением  потребления  жидкого  топлива  и  угольной
продукции   для   выработки  энергии.  Для  Кировской  области   такая
постановка  вопроса правомерна в основном для Кировского  филиала  ОАО
"ТГК-5", в топливном балансе которого газ занимает около 80%.

     4. Энергоемкость валового регионального продукта

     Валовый    региональный   продукт   (ВРП)   является   обобщающим
показателем   экономической  деятельности   региона,   характеризующим
процесс  производства  товаров  и  услуг.  Энергоемкость  ВРП   служит
суммарным    индикатором    эффективности   использования    топливно-
энергетических ресурсов в регионе.
     Неравномерный  спад  производства  продукции  и  потребления  ТЭР
привели  к  росту  энергоемкости ВРП, что отражено  в  нижеприведенной
таблице.

                               Энергоемкость ВРП
                              (в ценах 1995 года)

-------------------------------------------------------------------------------
| Индикаторы     | Единица  | 1995   | 2000  | 2001  | 2002   | 2003  | 2004  |
| энергоэффективн| измерения| год    | год   | год   | год    | год   | год   |
| ости           |          |        |       |       |        |       |       |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| ВРП - всего в  | млн.     | 11753,6| 9482,9| 9438,4| 9385,7 | 9566,7| 9885,6|
| том числе      | рублей   |        |       |       |        |       |       |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| Объем про-     | млн.     | 8405,0 | 8939,3| 7991,7| 8063,6 | 7966,9| 8213,9|
| мышленной      | рублей   |        |       |       |        |       |       |
| продукции      |----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
|                | в% к ВРП | 71,5   | 94,3  | 84,7  | 85,9   | 83,3  | 83,1  |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| Энергоемкость  | т. у.    | 730,6  | 903,4 | 905,5 | 899,7  | 851,8 | 851,3 |
| по всем        | т./млн.  |        |       |       |        |       |       |
| энергоносителям| рублей   |        |       |       |        |       |       |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| Топливоемкость | т. у.    | 362,2  | 400,6 | 407,4 | 401,9  | 363,6 | 368,7 |
|                | т./млн.  |        |       |       |        |       |       |
|                | рублей   |        |       |       |        |       |       |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| Электроемкость | млн. кВт-| 0,58   | 0,75  | 0,74  | 0,74   | 0,72  | 0,73  |
| производства   | час/млн. |        |       |       |        |       |       |
|                | рублей   |        |       |       |        |       |       |
|----------------+----------+--------+-------+-------+--------+-------+-------|
| Теплоемкость   | тыс.     | 1,04   | 1,50  | 1,49  | 1,49   | 1,41  | 1,38  |
|                | Гкал/млн.|        |       |       |        |       |       |
|                | рублей   |        |       |       |        |       |       |
-------------------------------------------------------------------------------
     Из  таблицы  видно,  что энергоемкость ВРП в целом  в  2004  году
выросла  к  уровню  1995  года на 16,5%, электроемкость  -  на  25,9%,
теплоемкость - на 32,7%, топливоемкость - на 32,6%.
     Тенденция изменения ВРП, его энергоемкости и потребления  ТЭР  за
рассматриваемый   период   носит   разнонаправленный   характер,   что
отображено на графике.

     Динамика изменения ВРП, энергоемкости ВРП и потребления ТЭР
                           (в% к 1995 году)
                       (График не приводится)


     Из таблицы и графика видно, что в период с 1995 по 2000 год объем
ВРП снизился, при этом энергоемкость ВРП значительно возросла. Однако,
начиная с 2002 года, наблюдается стабилизация ВРП и его энергоемкости,
и  к  2004 году отмечается рост ВРП при снижении энергоемкости  ВРП  к
уровню 2000 года.
     Повышение   эффективности  энергопотребления  и,  как  следствие,
снижение  энергоемкости  ВРП является в настоящее  время  существенным
ресурсом,  использование которого позволит экономике  области  успешно
развиваться.

     5. Потребление энергоресурсов по отраслям экономики в 2004 году

     Потребление  энергоресурсов  в 2004 году  приведено  по  отраслям
экономики.

  Производственное потребление ТЭР по отраслям экономики в 2004 году

                                        (тысяч тонн условного топлива)
----------------------------------------------------------------------
|               |                    В том  числе                    |
|               |----------------------------------------------------|
|    Виды ТЭР   | Всего | про- |  пред- | сель- |транс-|строи-|  про-|
|               |       | мыш- |  при-  |  ское |порт и| тель-|  чие |
|               |       | лен- |  ятия  | хозяй-|связь | ство |      |
|               |       | ность| ТЭК <*>|  ство |      |      |      |
|---------------+-------+------+--------+-------+------+------+------|
| Энергоресурсы | 6092,1|2610,2| 2367,0 | 219,2 |345,5 | 39,0 | 511,2|
| - в том числе |       |      |        |       |      |      |      |
|---------------+-------+------+--------+-------+------+------+------|
| Электрическая | 1352,2| 759,4|  192,2 |  91,9 |233,1 | 11,7 |  63,9|
| энергия       |       |      |        |       |      |      |      |
|---------------+-------+------+--------+-------+------+------+------|
| Тепловая      | 1205,6|1003,1|  17,4  |  48,7 | 50,0 | 20,8 |  65,6|
| энергия       |       |      |        |       |      |      |      |
|---------------+-------+------+--------+-------+------+------+------|
| Топливо       | 3534,3| 847,7| 2157,4 |  78,6 | 62,4 |  6,5 | 381,7|
----------------------------------------------------------------------
<*> ТЭК - топливно-энергетический комплекс.

           Структура потребления энергоресурсов в 2004 году
                                  (%)
                       (Диаграмма не приводится)

     - 82,8 промышленность
     - 38,9 предприятия ТЭК
     - 3,6 сельское хозяйство
     - 5,7 транспорт и связь
     - 0,6 строительство
     - 8,4 прочие

     Обращает   на   себя  внимание  явное  преобладание   потребления
энергоресурсов  промышленностью и предприятиями ТЭК, в  частности,  на
промышленность  пришлось 42,8% от общего объема  потребления  ТЭР  при
вкладе в ВРП порядка 20%, тогда как на предприятия ТЭК пришлось  38,9%
потребления ТЭР при вкладе в ВРП около 10%.
     В  связи  с  этим задача, поставленная в Энергетической стратегии
России  до  2020  года по структурной перестройке экономики  в  пользу
малоэнергоемких    (социально-ориентированных)   отраслей,    является
актуальной и для экономики области.

       Потребление энергоресурсов организациями бюджетной сферы

----------------------------------------------------------------------
|            |     |       |              В том числе                |
|            |     |  ТЭР  |-----------------------------------------|
| Организации| Год |  тыс. |  топ-  | электроэнергия | теплоэнергия  |
|            |     |       |ливо <*>|                |               |
|            |     | т.у.т.|--------+----------------+---------------|
|            |     |       |  тыс.  |  тыс. |  млн.  |  тыс. |  тыс. |
|            |     |       | т.у.т. | т.у.т.| кВт*час| т.у.т.|  Гкал |
|------------+-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2002| 788,6 | 275,9  |  126,2|  388,2 | 386,5 | 2246,8|
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
| Всего      | 2003| 718,4 | 277,5  |  101,4|  312,3 | 339,5 | 1973,8|
| в том числе|-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2004| 733,0 | 367,5  |  102,8|  316,2 | 262,7 | 1527,8|
|------------+-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2002| 107,6 |  24,7  |  31,7 |  97,7  |  51,2 | 292,8 |
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
| Федеральные| 2003| 103,4 |  22,5  |  33,8 |  104,0 |  47,1 | 273,6 |
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2004| 106,2 |  23,0  |  34,5 |  106,3 |  48,7 | 283,2 |
|------------+-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2002| 242,3 | 202,5  |  11,9 |  36,5  |  27,9 | 162,0 |
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
| Областные  | 2003| 55,8  |  16,4  |  11,0 |  33,9  |  28,4 | 165,3 |
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2004| 67,4  |  23,6  |  12,2 |  37,4  |  28,9 | 168.3 |
|------------+-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2002| 438,7 |  48,7  |  82,6 |  254,0 | 307,4 | 1787,0|
|            |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
| Муниципаль-| 2003| 559,2 | 238,6  |  56,6 |  174,4 | 264,0 | 1534,9|
| ные        |-----+-------+--------+-------+--------+-------+-------|
|            | 2004| 562,1 | 320,9  |  56,1 |  172,5 | 185,1 | 1076,3|
----------------------------------------------------------------------
<*> В расчеты не включены торф и дрова топливные.

     В  2004  году  потребление  топливно-энергетических  ресурсов  (в
суммовом выражении) бюджетными организациями всех уровней по сравнению
с  2002  годом снизилось на 7%, а по отношению к 2003 году выросло  на
2%.  В  тоже  время ежегодно возрастал расход топлива,  а  потребление
тепловой  энергии снижалось, что говорит о неэффективном использовании
топлива организациями бюджетной сферы.
     Снижение   потребления  ТЭР  организациями,   финансируемыми   из
областного  бюджета в 2003 году, более чем в 4 раза вызвано  передачей
последних   из   областной   формы   собственности   в   муниципальную
собственность.   Следовательно,  акцент  работ   по   энергосбережению
смещается  в  сторону муниципальных образований  области  и  в  первую
очередь в котельные бюджетной сферы.

     6. Использование альтернативных местных видов топлива
     В  качестве  источников  расширения использования  альтернативных
видов     топлива    можно    рассматривать    запасы    существующих,
законсервированных   и  перспективных  месторождений   местных   видов
топлива, а также нетрадиционные возобновляемые источники энергии.
     Общие торфяные ресурсы области составляют 1416,4 млн. тонн (481,6
млн.  т. у. т.), что эквивалентно более 500 млн. тонн каменного  угля.
Запасы  торфа,  пригодного  в настоящее время  для  использования  как
топлива,  равняются 359,4 млн. тонн (122,2 млн. т. у. т.).  Увеличение
потребления  торфа в топливном балансе области возможно  по  следующим
направлениям:
     замена  каменного угля и других завозных видов  топлива  за  счет
строительства и реконструкции котельных в коммунальной энергетике;
     выработки горючего газа;
     производство торфобрикетов для населения.
     С  2006  года  в области начата работа по формированию  программы
развития торфяной отрасли Кировской области.
     Область   также  располагает  значительными  запасами  древесины,
которые превышают 1,1 млрд. кубометров при расчетной лесосеке около 16
млн. кубометров в год (4,3 млн. т. у. т.). Кроме дров, заготавливаемых
в необходимом количестве, немаловажно использование древесных отходов,
которые  образуются при переработке древесины (порядка 25% от  объемов
переработки).
     С  2000  года на Золотаревском месторождении в Омутнинском районе
области  началась промышленная добыча нефти, объемы извлечения которой
составляют 6 тыс. тонн в год (8,6 тыс. т. у. т.).
     В  области  имеется  широкий набор нетрадиционных  возобновляемых
источников  энергии, часть из которых при определенных условиях  могут
составить  конкуренцию традиционным источникам энергии или выгодно  их
дополнить.

     Потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии
     (по данным открытого акционерного общества "Кировводпроект")

-------------------------------------------------------------------
|  Эколого-экономический потенциал по виду   | Млрд. кВт-|  Млн.  |
|           возобновляемой энергии           |  час/год  | т.у.т. |
|--------------------------------------------+-----------+--------|
| Водная                                     |    2,0    |  689,0 |
|--------------------------------------------+-----------+--------|
| Ветряная                                   |    5,0    | 1722,5 |
|--------------------------------------------+-----------+--------|
| Биологическая (отходы сельскохозяйственного|    0,1    |  34,5  |
| производства)                              |           |        |
|--------------------------------------------+-----------+--------|
| Солнечная                                  |    15,0   | 5167,5 |
-------------------------------------------------------------------
     Наибольшие  перспективы имеет освоение гидроэнергии малых  рек  и
водоемов, а также энергии ветра.
     В недавнем прошлом в области имелось более 20 малых ГЭС мощностью
от 100 до 1000 кВт. В настоящее время на 8 из них сохранились здания и
водохранилища общей мощностью водотоков около 5 тыс. кВт  с  возможной
выработкой  электроэнергии  до 26 млн.  кВт*час  в  год.  Кроме  того,
имеющиеся в области пруды и подпорные сооружения с мощностью водотоков
около   6   тыс.  кВт  обладают  потенциалом  более  26  млн.  кВт*час
электроэнергии в год.
     Специалисты  отмечают  также наличие  благоприятных  условий  для
строительства  малых русловых ГЭС на реке Вятке в районе  пяти  речных
створов  с гарантированной выработкой электроэнергии до 779 млн.  кВт*
час  в  год,  что равнозначно 11% объема потребления электроэнергии  в
области.
     При  использовании  энергии ветра эколого-экономически  выгодными
считаются  ветроэлектрические станции (ВЭС) в  районах  с  наибольшими
скоростями  ветра (4,2-5,2 м/с). Такими  местами  в области  являются:
г.   Киров,  Нагорский,  Санчурский,  Советский,  Уржумский,  Яранский
районы, где есть площадки на возвышенных местах для строительства  ВЭС
мощностью 2-4 тыс. кВт с выработкой электроэнергии до 50 млн.  кВт*час
в год, что эквивалентно более 17 млн. т. у. т.
     При существующем потенциале альтернативных местных видов топлива,
а также нетрадиционных возобновляемых источников энергии переход на их
использование не возможен без предварительного экономического  анализа
по эффективности внедрения для экономики области.

     7. Экономические и социальные предпосылки проведения
        энергосберегающей политики в области

     Почти  полное обеспечение первичными энергоносителями от  внешних
поставщиков  ставит  экономику  Кировской  области  в  зависимость  от
условий  поставки  и цен на энергоресурсы, диктуемых  поставщиками,  и
делает актуальной проблему повышения эффективности использования ТЭР.
     Одной  из  основных  причин напряженного  состояния  в  топливно-
энергетическом    комплексе   Кировской   области   является    низкая
энергетическая     эффективность    экономики.    Расход     первичных
энергетических  ресурсов  в  расчете на единицу  валового  внутреннего
продукта  значительно  больше,  чем у  стран  с  развитой  экономикой,
которые  активно проводят государственную энергосберегающую  политику,
осуществляют  финансовую поддержку энергосбережения и  законодательное
регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления. Работы по
повышению энергетической эффективности экономически выгодны, поскольку
инвестиции  в  энергосберегающие проекты в 2,5-8  раз  меньше  затрат,
необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
     В Кировской области мало производится энергосберегающей техники и
материалов,  приборов  учета и регулирования  расхода  энергоресурсов,
слабо   внедряются  передовые  энергосберегающие  технологии.   Такому
положению дел способствуют отсутствие надлежащей информационной  базы,
рынка  энергосберегающей техники и технологий,  финансовых  средств  у
потенциальных  производителей и потребителей  продукции,  значительные
сложности получения кредитов.
     Энергозатратность   производств   определяется   большой    долей
устаревших   производственных  фондов  и   изношенным   оборудованием.
Промышленные  потребители  энергии несут энергозатраты  на  содержание
неиспользуемых и неэффективно загруженных производственных  мощностей,
это, естественно, отражается на энергоемкости ВРП.
     Низкая  эффективность использования дорогостоящих  энергетических
ресурсов  в  области  во  многом обусловлена  несовершенством  системы
управления   энергосбережением,   а   также   недоработанностью    или
отсутствием  необходимых  нормативно-правовых, финансово-экономических
механизмов,  недостаточным  и не комплексным  их  применением.  Данная
ситуация  не  стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов
снижать затраты на энергоносители.
     Также  сказывается недостаток квалифицированных кадров в  области
энергосбережения.   Не   осуществляются   целенаправленное    обучение
специалистов  и  пропаганда  эффективных методов  экономии  топлива  и
энергии  на  производстве  и  в  быту.  Низка  роль  средств  массовой
информации в пропаганде вопросов энергосбережения.
     В  тоже  время  в  области  существуют  предпосылки  эффективного
энергопотребления  за счет использования внутренних  резервов,  в  том
числе местных видов топлива и нетрадиционных видов энергии.
     В  общем  плане  для всех отраслей экономики и сфер  деятельности
известны три основных направления энергосбережения.
     Первое    -    малозатратные   мероприятия    без    значительных
инвестиционных  вложений,  то  есть  за  счет  наведения   порядка   в
энергопотреблении, на чем можно сэкономить до 20% энергии.
     Второе   направление   энергосбережения  связано   с   внедрением
капиталоемких  мероприятий  среднего  срока  окупаемости,  что   может
способствовать снижению потребностей в энергоресурсах на 25%-30%.
     Третье направление - мероприятия длительной окупаемости, а  также
структурная  перестройка  экономики,  связанная  с  увеличением   доли
малоэнергоемких  отраслей в производстве ВРП. Экономия  энергоресурсов
от  данных  мероприятий  колеблется от 10% до  50%  в  зависимости  от
отрасли   экономики,  географического  расположения  региона,  наличия
собственной материально-сырьевой базы в области и так далее.
     Положение  дел с энергосбережением в отдельных отраслях экономики
Кировской области характеризуется следующим:
     В промышленности
     На  промышленных  предприятиях Кировской области в  недостаточной
степени  используются вторичные энергоресурсы (ВЭР).  При  этом  такие
ВЭР,  как  теплота  промышленных стоков, конденсата,  уходящих  газов,
вентиляционных выбросов практически не используются.
     Приоритетными   направлениями  деятельности  по  энергосбережению
являются:
     введение   в   действие   экономических  рычагов,   стимулирующих
энергосбережение;
     проведение  энергетических обследований  предприятий,  реализация
мероприятий   по  экономии  энергоресурсов,  проведение  паспортизации
предприятий;
     внедрение  энергоэкономичного  оборудования  и  энергосберегающих
технологий;
     установка  на  предприятиях недостающих  приборов  учета  расхода
тепла, газа, воды и других энергоресурсов;
     организация  производства приборов учета и регулирования  расхода
энергоресурсов, энергоэкономичного и энергосберегающего оборудования.
     В сельском хозяйстве
     В  агропромышленном комплексе Кировской области за  последние  10
лет энергопотребление снизилось более чем в 4 раза, что связано как  с
общим  снижением объемов производства сельскохозяйственной  продукции,
так  и  с  проведением  определенных мероприятий по  энергосбережению.
Вместе   с   тем   энергосберегающие  мероприятия  в  агропромышленном
комплексе носят разрозненный бессистемный характер без должных технико-
экономических расчетов. Примеры проведения энергетических обследований
специализированными организациями имеют единичный характер.
     В  последнее  время  в сельскохозяйственном производстве  активно
проводится процесс технического переоснащения, направленный  в  первую
очередь   на   снижение  себестоимости  производства  основных   видов
сельскохозяйственной  продукции  через  снижение   удельного   расхода
основных видов горюче-смазочных материалов на их производство.
     Приоритетными   направлениями  деятельности  по  энергосбережению
являются:
     продолжение   внедрения  энергоресурсосберегающих  технологий   в
растениеводстве и животноводстве;
     принятие правовых актов по энергосбережению в сельском хозяйстве;
     перевод  части  двигателей  сельскохозяйственной    техники    на
альтернативные  виды  моторного топлива (природный  газ,  биодизельное
топливо и тому подобное);
     внедрение  нетрадиционных и возобновляемых источников энергии,  в
том  числе  более широкое применение местных видов топлива  и  отходов
сельскохозяйственного и деревообрабатывающего производства;
     проведение   энергетических   обследований   сельскохозяйственных
предприятий;
     систематизация   статистической  и  оперативной   отчетности   об
использовании энергоресурсов в сельском хозяйстве.
     В жилищно-коммунальном хозяйстве
     Жилищно-коммунальное  хозяйство  характеризуется   нерациональным
расходованием  газа,  воды и тепловой энергии.  Приборы  регулирования
расхода  и учета потребления тепловой энергии отсутствуют. Отсутствуют
поквартирные приборы учета расхода газа и воды. Тепловые потери жилого
фонда в 2-4 раза выше, чем в странах с аналогичным климатом.
     Приоритетными   направлениями  деятельности  по  энергосбережению
являются:
     принятие  правовых  актов,  регламентирующих  установку  приборов
регулирования  и  учета  используемых  энергоресурсов;
     повышение  КПД бытовой электрической и газовой аппаратуры;
     снижение удельных расходов топлива  в отопительных котельных;
     сокращение потерь топлива и энергии в  распределительных сетях;
     модернизация существующего жилого фонда и производственных зданий
с целью повышения их энергетической эффективности.
     В строительстве
     В  последние  годы  в  строительной  отрасли  региона  наметились
положительные  тенденции  в  решении  проблем  энергосбережения.   Ряд
строительных организаций применяет каркасную конструктивную схему  при
строительстве  сооружений,  которая  позволяет  полностью  реализовать
требования строительных норм по тепловой защите зданий.
     Более  широко используются системы наружного утепления  зданий  и
оконные  блоки  с  тройным  остеклением  при  строительстве  зданий  и
сооружений.
     В  то же время негативно сказывается на реализации мероприятий по
энергосбережению  отсутствие  в области производственных  площадей  по
выпуску современных строительных материалов и конструкций с повышенным
термическим сопротивлением.
     Приоритетными   направлениями  деятельности  по  энергосбережению
являются:
     внедрение   в   практику  новых  современных  норм  строительного
проектирования соответствующих климатической зоне;
     освоение  производства современных, качественных теплоэффективных
строительных материалов;
     оснащение  предприятий  стройиндустрии и строительных  материалов
современным     энергоэффективным    оборудованием     и     внедрение
энергосберегающих технологий;
     снижение  расхода  строительных материалов  и  энергоресурсов  на
выпуск продукции, повышение качества строительных конструкций и работ,
контроль  качества  вводимых в эксплуатацию  зданий,  в  том  числе  с
помощью тепловизионных обследований;
     строительство тепловых сетей с изоляцией по новым технологиям.
     На транспорте
     В  эксплуатации находится большое количество старого, изношенного
подвижного  состава  с  низкой топливной эффективностью  и  малым  КПД
электроприводов.
     Приоритетными   направлениями  деятельности  по  энергосбережению
являются:
     повышение    экономической   эффективности   при    использовании
транспорта;
     внедрение    регулируемого    электропривода    с    рекуперацией
электроэнергии в подвижном составе на электротранспорте;
     использование  современных  экономичных  двигателей   внутреннего
сгорания;
     расширение  использования сжатого и сжиженного  газа  в  качестве
моторного топлива;
     замена изношенного подвижного состава.
     Научно-изыскательские работы в сфере энергосбережения
     Основным  направлением  развития  научно-исследовательских  работ
применительно  к  топливным  элементам является  создание  компактных,
экономичных,  высокоэффективных и экологически чистых энергоустановок.
     Приоритетными направлениями работ являются изучение вопросов:
     повышения  эффективности  использования органического  топлива  в
электроэнергетике;
     повышения теплозащиты зданий, конструкций и сооружений;
     снижения потерь энергоносителей в инженерных сетях;
     внедрения  для  нужд отопления и электроснабжения  нетрадиционных
возобновляемых источников энергии.

     8. Цель проведения энергосберегающей политики в области

     Основной  целью проведения энергосберегающей политики  области  в
рамках реализации Концепции является снижение энергоемкости ВРП  путем
всестороннего,  взвешенного  развития экономики  региона,  оптимизации
энергопотребления    на    предприятиях   промышленности,    внедрения
инновационных  методов  переработки ТЭР, снижения  потерь  всех  видов
энергии,   сокращения   затрат  на  ТЭР,  реконструкции   генерирующих
мощностей и передающих линий.
     Реализация   политики  энергосбережения  -  процесс   длительный,
требующий  решения  различных экономических,  социальных,  технических
задач и в первую очередь организационно-нормативных мероприятий.
     Для   достижения  поставленной  цели  должны  решаться  следующие
задачи:
     организация управления энергосбережением;
     формирование правовой базы;
     финансово-экономическое обеспечение;
     информационное обеспечение;
     научно-техническое обеспечение.
     По  мере поэтапного развития процессов энергоэффективности задачи
и  мероприятия по их решению будут уточняться, а средства и  механизмы
совершенствоваться.
     Начальный   этап  перехода  к  энергоэффективности   предполагает
разработку  организационно-правовых мероприятий,  позволяющих  создать
правовую   базу   и   организационные  предпосылки,  направленные   на
активизацию работы и координацию деятельности всех участников процесса
энергосбережения.  Перечень  организационно-правовых  мероприятий   на
2006-2007 годы отражен в приложении к Концепции.
     Последующие  этапы  реализации энергоэффективной  политики  будут
направлены  на упорядочение расходования бюджетных средств, подготовку
программ  энергосбережения  различных уровней,  создание  условий  для
анализа   эффективности   использования   энергоресурсов,   разработку
механизмов финансирования энергосберегающих проектов.

                                                            Приложение
                                                           к Концепции

                                      Организационно-правовые мероприятия


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  |    Наименование   |  Наименование |              Исполнитель              |    Срок    |   Результат  |
| п/п |    мероприятия    |   документа   |                                       | выполнения |   внедрения  |
|     |                   |               |                                       | мероприятий|  мероприятий |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  1  |         2         |       3       |                   4                   |      5     |       6      |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  1  | Формирование      |               |                                       |            |              |
|     | правовой базы     |               |                                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 1.1 | Разработка порядка| правовой акт  | департамент финансов Кировской        | 2006 год   | активизация  |
|     | стимулирования    | Правительства | области, департамент энергетики и     |            | процесса     |
|     | муниципальных     | области       | жилищно-коммунального хозяйства       |            | энергосбере- |
|     | образований       |               | Кировской области, Кировское          |            | жения в муни-|
|     | области по        |               | областное государственное унитарное   |            | ципальных об-|
|     | экономии топливно-|               | предприятие "Агентство                |            | разованиях   |
|     | энергетических    |               | энергосбережения" <*>                 |            | области и по-|
|     | ресурсов          |               |                                       |            | вышение эф-  |
|     |                   |               |                                       |            | фективности  |
|     |                   |               |                                       |            | использования|
|     |                   |               |                                       |            | ТЭР          |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 1.2 | Разработка порядка| правовой акт  | департамент финансов Кировской        | 2007 год   | активизация  |
|     | стимулирования    | Правительства | области, департамент энергетики и     |            | процесса     |
|     | энергосбережения  | области       | жилищно-коммунального хозяйства       |            | энергосбере- |
|     | организаций,      |               | Кировской области, КОГУП "Агентство   |            | жения в учре-|
|     | финансируемых из  |               | энергосбережения" <*>                 |            | ждениях бюд- |
|     | областного бюджета|               |                                       |            | жетной сферы |
|     |                   |               |                                       |            | и повышение  |
|     |                   |               |                                       |            | эффективности|
|     |                   |               |                                       |            | использования|
|     |                   |               |                                       |            | ТЭР          |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 1.3 | Разработка        | правовой акт  | департамент экономического развития   | 2006-2007  | экономия бюд-|
|     | областной целевой | Правительства | при Правительстве области,            | годы       | жетных       |
|     | программы         | области       | департаменты Кировской области:       |            | средств за   |
|     | энергосбережения в|               | финансов, здравоохранения,            |            | потребляемые |
|     | организациях,     |               | образования, культуры и искусства,    |            | топливно-    |
|     | финансируемых из  |               | социального развития, энергетики и    |            | энергетиче-  |
|     | областного бюджета|               | жилищно-коммунального хозяйства,      |            | ские ресурсы |
|     |                   |               | КОГУП "Агентство энергосбережения" <*>|            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  2  | Формирование      |               |                                       |            |              |
|     | системы           |               |                                       |            |              |
|     | индикаторных      |               |                                       |            |              |
|     | показателей       |               |                                       |            |              |
|     | энергоэффектив-   |               |                                       |            |              |
|     | ности             |               |                                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|     | Разработка        | методика в    | департамент экономического развития   | 2007 год   | возможность  |
|     | методики          | виде          | при Правительстве области,            |            | статистиче-  |
|     | формирования      | статистическо-| департамент энергетики и жилищно-     |            | ского анализа|
|     | системы           | го сборника   | коммунального хозяйства Кировской     |            | объемов по-  |
|     | индикаторных      |               | области, региональная энергетическая  |            | требления и  |
|     | показателей по    |               | комиссия Кировской области,           |            | эффективности|
|     | эффективному      |               | Территориальный орган Федеральной     |            | использования|
|     | использованию     |               | службы государственной статистики по  |            | ТЭР          |
|     | топливно-         |               | Кировской области  <*>, КОГУП "Агентс-|            |              |
|     | энергетических    |               | тво энергосбережения" <*>, Федеральное|            |              |
|     | ресурсов          |               | государственное учреждение "Кировский |            |              |
|     |                   |               | центр стандартизации, метрологии и    |            |              |
|     |                   |               | сертификации Федерального агентства   |            |              |
|     |                   |               | по техническому регулированию и       |            |              |
|     |                   |               | метрологии" <*>                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  3  | Разработка        |               |                                       |            |              |
|     | программ по       |               |                                       |            |              |
|     | вовлечению в      |               |                                       |            |              |
|     | топливный баланс  |               |                                       |            |              |
|     | области местных,  |               |                                       |            |              |
|     | экономичных       |               |                                       |            |              |
|     | топливных ресурсов|               |                                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 3.1 | Программа развития| правовой акт  | департамент экономического развития   | 2007 год   | уменьшение   |
|     | торфяной отрасли  | Правительства | при Правительстве области,            |            | энергетиче-  |
|     | Кировской области | области       | департаменты Кировской области:       |            | ской зависи- |
|     |                   |               | энергетики и жилищно-коммунального    |            | мости области|
|     |                   |               | хозяйства, финансов; Кировский филиал |            | от ввозимых  |
|     |                   |               | открытого акционерного общества       |            | ТЭР          |
|     |                   |               | "Территориальная генерирующая         |            |              |
|     |                   |               | компания N 5" <*>, закрытое акционер- |            |              |
|     |                   |               | ное общество "Вятка-торф" <*>         |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 3.2 | Программа по      | правовой акт  | департамент экономического развития   | 2007 год   | укрепление   |
|     | развитию малой    | Правительства | при Правительстве области,            |            | энергетиче-  |
|     | энергетики        | области       | департаменты Кировской области:       |            | ской безопас-|
|     | (нетрадиционные и |               | энергетики и жилищно-коммунального    |            | ности области|
|     | возобновляемые    |               | хозяйства, финансов, охраны           |            |              |
|     | источники энергии)|               | окружающей среды и                    |            |              |
|     |                   |               | природопользования; отдел по          |            |              |
|     |                   |               | региональным проектам при             |            |              |
|     |                   |               | Правительстве области, открытое       |            |              |
|     |                   |               | акционерное общество                  |            |              |
|     |                   |               | "Кировводпроект" <*>                  |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 3.3 | Программа         | инвестиционный| департамент строительства и           | 2006 год   | вовлечение в |
|     | газификации       | проект        | архитектуры Кировской области,        |            | топливный ба-|
|     | Кировской области |               | департамент энергетики и жилищно-     |            | ланс области |
|     |                   |               | коммунального хозяйства Кировской     |            | более эконо- |
|     |                   |               | области, Кировское областное          |            | мичных видов |
|     |                   |               | государственное учреждение            |            | топлива      |
|     |                   |               | "Управление по газификации и          |            |              |
|     |                   |               | обеспечению топливом", открытое       |            |              |
|     |                   |               | акционерное общество "Промгаз" <*>    |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  4  | Отработка схемы   |               |                                       |            |              |
|     | работ по          |               |                                       |            |              |
|     | энергосбережению  |               |                                       |            |              |
|     | по отраслям       |               |                                       |            |              |
|     | экономики области |               |                                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|     | Разработка целевых| проекты       | отраслевые департаменты, комитеты,    | 2007 год   | программы    |
|     | программ          | программ      | управления, КОГУП "Агентство          |            | энергосбере- |
|     | энергосбережения  |               | энергосбережения" <*>                 |            | жения по от- |
|     | по отраслям       |               |                                       |            | раслям эконо-|
|     | экономики и сферам|               |                                       |            | мики с рас-  |
|     | деятельности      |               |                                       |            | считанной ве-|
|     |                   |               |                                       |            | личиной фи-  |
|     |                   |               |                                       |            | нансирования |
|     |                   |               |                                       |            | и экономией  |
|     |                   |               |                                       |            | бюджетных    |
|     |                   |               |                                       |            | средств от   |
|     |                   |               |                                       |            | внедрения ме-|
|     |                   |               |                                       |            | роприятий    |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
|  5  | Управление        |               |                                       |            |              |
|     | энергосбережением |               |                                       |            |              |
|     | на муниципальном  |               |                                       |            |              |
|     | уровне            |               |                                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 5.1 | Разработка        | методические  | департамент энергетики и жилищно-     | 2006 год   | вовлечение в |
|     | методических      | материалы     | коммунального хозяйства Кировской     |            | процесс энер-|
|     | материалов        |               | области, региональная энергетическая  |            | госбережения |
|     |                   |               | комиссия Кировской области, КОГУП     |            | муниципальных|
|     |                   |               | "Агентство энергосбережения" <*>,     |            | образований  |
|     |                   |               | Государственное образовательное       |            | области      |
|     |                   |               | учреждение высшего профессионального  |            |              |
|     |                   |               | образования "Вятский государственный  |            |              |
|     |                   |               | университет" <*>, федеральное         |            |              |
|     |                   |               | государственное учреждение "Кировский |            |              |
|     |                   |               | центр стандартизации, метрологии и    |            |              |
|     |                   |               | сертификации Федерального агентства   |            |              |
|     |                   |               | по техническому регулированию и       |            |              |
|     |                   |               | метрологии" <*>                       |            |              |
|-----+-------------------+---------------+---------------------------------------+------------+--------------|
| 5.2 | Разработка        | акты органов  | органы местного самоуправления        | 2006-2007  | экономия     |
|     | муниципальных     | местного      | области, КОГУП "Агентство             | годы       | средств мест-|
|     | программ          | самоуправления| энергосбережения" <*>                 |            | ных бюджетов |
|     | энергосбережения  | области       |                                       |            | за потребляе-|
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 <*> Мероприятия осуществляются по согласованию.

Информация по документу
Читайте также