Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Кировской области от 28.08.2007 № 379

 


                    ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28.08.2007 N 379
     г. Киров

О концепции областной целевой
программы "Переселение граждан
в Кировской области из
аварийного жилищного фонда,
признанного непригодным для
проживания" на 2007-2011 годы


     В  целях реализации на территории Кировской области постановления
Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 344 "Об утверждении
Правил  предоставления за счет средств федерального  бюджета  субсидий
бюджетам  субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий  по
переселению  граждан из жилищного фонда, признанного  непригодным  для
проживания,  и  (или) жилищного фонда с высоким уровнем  износа"  и  в
соответствии  с  решением  консультативного совета  по  инвестиционной
политике  при Правительстве Кировской области (протокол от  17.07.2007
N 10):

     1. Утвердить концепцию областной целевой  программы  "Переселение
граждан в Кировской области из аварийного жилищного фонда, признанного
непригодным для проживания" на 2007-2011 годы. Прилагается.

     2. Разработать проект областной  целевой  программы  "Переселение
граждан в Кировской области из аварийного жилищного фонда, признанного
непригодным  для  проживания" на 2007-2011 годы (далее  -  Программа).
Установить   объем  финансирования  Программы  из  средств  областного
бюджета до 414,3 млн. рублей.

     3. Определить государственным  заказчиком  Программы  департамент
строительства и архитектуры Кировской области (Гребенкин В. П.).

     4. Контроль за  выполнением  распоряжения  возложить  на  первого
заместителя Председателя Правительства области Носкова Э. А.


Губернатор
Кировской области   Н. И. Шаклеин


ОДОБРЕНА                                УТВЕРЖДЕНА
решением консультативного               распоряжением Правительства
совета по инвестиционной                Кировской области
политике при Правительстве              от 28.08.2007 N 379
Кировской области
от 17.07.2007 N 10


                               КОНЦЕПЦИЯ
                      областной целевой программы
   "Переселение граждан в Кировской области из аварийного жилищного
            фонда, признанного непригодным для проживания"
                           на 2007-2011 годы



     1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
        приоритетным задачам социально-экономического развития
        Кировской области

     В   соответствии  с  перечнем  стратегических  целей   социально-
экономического    развития   Кировской   области   на    среднесрочную
перспективу,  утвержденным  распоряжением  Правительства  области   от
21.06.2005   N  183  "О  прогнозе  социально-экономического   развития
Кировской  области  на  2006 год и на период до 2008  года"  повышение
уровня  и  качества  жизни населения является приоритетной  социально-
экономической задачей Кировской области. В решении этой  задачи  особо
отмечено   направление  повышения  обеспеченности   населения   жилыми
помещениями.  Разумеется,  речь  идет о качественных,  благоустроенных
жилых помещениях.
     В  рамках этого стратегического направления расселение граждан из
ветхого  и аварийного жилищного фонда - важнейшая социальная проблема.
Она непосредственно влияет на другие социальные процессы в обществе  -
демографию,  здоровье  нации,  социальную  адаптированность  отдельных
групп  населения,  степень  благоустройства  жилых  помещений.  Помимо
прочего,   ветхий  и  аварийный  жилищный  фонд  сдерживает   развитие
коммунальной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность
городов,  повышает опасность техногенных аварий. Цели  разрабатываемой
Программы полностью укладываются в перечисленные приоритеты.

     2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-
        целевым методом

     Жилищная  проблема  остается  одной  из  наиболее  актуальных   в
социальной  сфере  Кировской области. В настоящее  время  существующий
жилищный  фонд  в областном центре и в районах области характеризуется
значительным  уровнем  износа жилищного фонда,  условия  проживания  в
котором не соответствуют нормативным требованиям.
     Общая  площадь жилищного фонда области составляет 30,1  млн.  кв.
метров,  из них общая площадь ветхих и аварийных жилых домов -  1578,9
тыс.  кв. метров. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда  в
общем  объеме  жилищного фонда составляет 5,2%.  Число  проживающих  в
ветхом и аварийном жилищном фонде составляет 82 тыс. человек.
     Площадь  жилищного фонда, имеющего высокую степень износа  (70  и
более  процентов), составляет 629,6 тыс. кв. метров. В  нем  проживает
27,8 тыс. человек.
     Наибольшую   озабоченность  вызывает  аварийный  жилищный   фонд,
признанный  в  установленном порядке непригодным для проживания.  Это,
как  правило, аварийные дома, подлежащие сносу, которые сами  по  себе
представляют  угрозу жизни и здоровью населения. В ходе инвентаризации
ветхого жилищного фонда площадь такого рода жилых помещений, по данным
муниципалитетов по состоянию на 01.01.2007, составляет 176,5 тыс.  кв.
метров. В нем проживает 7,5 тыс. человек.
     Существующий  ветхий  и аварийный жилищный фонд  имеет  следующую
характеристику:   наибольшую  долю  в  этом  фонде  составляют   жилые
помещения,  занимаемые  по договорам социального  найма  и  являющиеся
муниципальной  или государственной собственностью, в  малоэтажном  (до
трех этажей) жилищном фонде.
     При разработке концепции областной целевой программы "Переселение
граждан в Кировской области из аварийного жилищного фонда, признанного
непригодным  для  проживания" на 2007-2011 годы  (далее  -  Концепция)
принимается  положение  о  том, что органы  государственной  власти  и
органы   местного   самоуправления  в   пределах   своей   компетенции
обеспечивают   условия  для  улучшения  жилищных  условий   населения,
проживающего  в  настоящее время в ветхом и аварийном жилищном  фонде.
Это положение оправдано и с социальной точки зрения, поскольку уровень
цен  на  жилые  помещения, недостаток бюджетных средств  и  отсутствие
доступного  финансово-кредитного механизма  не  позволяют  большинству
граждан,  проживающих  в  ветхих  и  аварийных  домах,  самостоятельно
приобрести   или   получить   на  условиях   найма   жилые   помещения
удовлетворительного качества.
     С  другой  стороны, государство, до недавнего времени  являвшееся
собственником  жилищного  фонда,  ставшего  ветхим  и  аварийным,   не
обеспечивало его должную эксплуатацию и реновацию.
     В  связи  с  этим необходимо оценить масштаб проблемы, определить
методологию   ее  решения  и  пути  привлечения  необходимого   объема
финансовых ресурсов.
     Целесообразность  использования  программно-целевого  метода  для
решения указанной проблемы обусловлена тем, что она:
     входит  в число приоритетов для формирования федеральных  целевых
программ,  а  также  иных  механизмов бюджетной  поддержки  ликвидации
аварийного  жилищного  фонда (Фонд содействия реформированию  жилищно-
коммунального хозяйства);
     носит  межотраслевой характер и не может быть решена без  участия
федерального  центра,  органов  государственной  власти   и   местного
самоуправления области;
     не может быть решена в пределах одного финансового года и требует
бюджетных расходов капитального характера.
     В   соответствии   с   постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 04.06.2007 N 344 "Об утверждении Правил предоставления за
счет   средств   федерального  бюджета  субсидий  бюджетам   субъектов
Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению  граждан
из  жилищного фонда, признанного непригодным для проживания,  и  (или)
жилищного фонда с высоким уровнем износа" условием получения регионами
федеральных  субсидий  на  переселение  граждан  из  жилищного  фонда,
признанного  непригодным для проживания, является наличие утвержденной
региональной программы реализации этих мероприятий.

     3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в
        рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
        метода

     Без использования программно-целевого метода при решении проблемы
с   его   системным   подходом   к  решению   поставленных   задач   и
целенаправленным использованием значительных финансовых ресурсов,  во-
первых,  нарастающими темпами будет увеличиваться количество  наиболее
изношенных  аварийных домов, во-вторых, продолжится  увеличение  общей
площади  ветхого жилищного фонда. Снос ветхого и аварийного  жилищного
фонда  будет  иметь  бессистемный характер  и  производиться,  главным
образом,   в   крупных  городах  области  и  только  на  застраиваемых
площадках.  Качество жизни граждан, проживающих в наиболее  изношенных
жилых помещениях, будет снижаться.
     Характерно то, что прогнозируемый годовой прирост жилых помещений
с  высокой степенью износа в 2008-2010 годах составил 30-35  тыс.  кв.
метров,  который  будет  практически полностью  перекрываться  объемом
сносимого  в  рамках мероприятий Программы. Таким образом,  реализация
Программы  позволит,  как  минимум,  переломить  негативную  тенденцию
прироста площадей наиболее изношенных жилых помещений.

     4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
        рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Основной  механизм  решения  проблемы  -  строительство  за  счет
бюджетных    или    смешанных    источников    финансирования    новых
благоустроенных  жилых  помещений (реконструкция  под  благоустроенные
жилые   помещения   нежилых  помещений)   для   переселения   в   него
собственников и нанимателей из аварийного жилищного фонда, признанного
непригодным для проживания. Дополнительный механизм - расселение путем
приобретения  на  вторичном  рынке жилых  помещений  за  счет  тех  же
источников,  что  и  в  основном механизме  Программы.  Дополнительный
механизм  будет применяться только в небольших поселениях во избежание
роста  цен  на  вторичном  рынке жилых  помещений  крупных  и  средних
городов.
     С   точки   зрения  финансовых  объемов  исходными  данными   для
оценочного расчета являются:
     полный  объем  ветхого  и аварийного жилищного  фонда  области  -
1578,9 тыс. кв. метров по данным инвентаризации 2007 года;
     объем  жилых помещений с высоким уровнем износа - 629,6 тыс.  кв.
метров по статистическим данным на 01.01.2007;
     площадь  аварийного  жилищного фонда, признанного  до  01.01.2007
непригодным  для  проживания,  - 176,5  тыс.  кв.  метров  (по  данным
инвентаризации 2007 года);
     нормативная  стоимость  приобретения 1 квадратного  метра  жилого
помещения  на  территории  области для  целей  реализации  федеральной
целевой  программы  "Жилище" - 18700 рублей  по  данным  регионального
Центра ценообразования в строительстве;
     положения Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении
собственнику  и нанимателю сносимого жилого помещения аналогичного  по
площади.
     Расчеты показывают, что расселение граждан, проживающих в  ветхом
и  аварийном жилищном фонде площадью 1578,9 тыс. кв. метров, потребует
28,5  млрд. рублей. Такая сумма абсолютно нереалистична для области  в
нынешних условиях.
     Расселение  граждан из жилых помещений с высоким  уровнем  износа
(629,6 тыс. кв. метров) потребует 11,8 млрд. рублей. В расчете на срок
действия  Программы  -  4,5 года изыскание такой суммы  представляется
невозможным  даже с учетом деятельности федерального Фонда  содействия
реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
     Расселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного  до
01.01.2007  непригодным  для  проживания  (176,5  тыс.  кв.   метров),
потребует  3,7 млрд. рублей. Именно такой объем инвестиций может  быть
положен как плановый для реализации Программы.
     Учитывая  реальные  объемы финансирования Программы  и  стоимость
строительства   новых  жилых  помещений,  Программа  призвана   решить
наиболее остро стоящую задачу - ликвидировать с переселением граждан в
благоустроенные жилые помещения аварийный жилищный фонд, признанный до
01.01.2007  непригодным  для проживания. Это не  снижает  актуальности
переселения  граждан  из  всего ветхого  жилищного  фонда.  Расселение
ветхого   жилищного   фонда   будет   проводиться   при   освобождении
строительных площадок, где располагаются такого рода жилые помещения.
     В   течение   срока   действия  Программы   будет   производиться
корректировка  объемов расселения в зависимости от  ежегодных  объемов
финансирования,  в  том числе после определения лимита  финансирования
области   из  Фонда  содействия  реформированию  жилищно-коммунального
хозяйства.
     Особенностью  переселения граждан из аварийного жилищного  фонда,
признанного  непригодным для проживания в городе Кирове, является  то,
что  в  связи  с высокими темпами нового строительства жилых  домов  в
областном   центре,  застройщики  сносят  ветхие  и  аварийные   жилые
помещения, расселяют граждан самостоятельно в соответствии с  Жилищным
кодексом  Российской Федерации вне мероприятий Программы. Кроме  того,
по  данным  администрации города Кирова доля города Кирова в аварийном
жилищном  фонде значительно меньше, чем в среднем по области,  поэтому
доля  средств, направляемых для реализации Программы в город  Киров  в
соотношении  с  общей площадью жилых помещений,  ниже,  чем  в  других
муниципальных образованиях.
     Основными рисками в реализации Программы являются:
     занижение лимита средств Фонда содействия реформированию жилищно-
коммунального  хозяйства, направляемых в область  для  мероприятий  по
ликвидации аварийного жилищного фонда;
     прекращение финансирования мероприятий по переселению граждан  из
ветхого  и  аварийного  жилищного фонда в рамках  федеральной  целевой
программы  "Жилище"  на  2002-2010 годы по подпрограмме  "Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры";
     резкое увеличение стоимости 1 кв. метра жилого помещения. Все эти
риски  могут повлечь снижение показателей реализации Программы и могут
быть   компенсированы  увеличением  доли  софинансирования   за   счет
областного  и  местных  бюджетов,  а также  привлекаемых  внебюджетных
источников.
     Основные направления Концепции включают в себя:
     строительство   жилых   помещений  для  расселения   граждан   из
аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2007 непригодным  для
проживания, за счет бюджетных средств разного уровня;
     приобретение жилых помещений на вторичном рынке за счет бюджетных
средств  для  переселения  граждан  из  аварийного  жилищного   фонда,
признанного до 01.01.2007 непригодным для проживания;
     бюджетное  субсидирование  за  счет  средств  областного  бюджета
кредитов,  получаемых  гражданами, проживающими в  аварийном  жилищном
фонде, на приобретение жилых помещений.

     5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
        программно-целевым методом

     Программа будет осуществляться в один этап - с 2007 по 2011 годы,
который  включает  в  себя комплекс нормотворческих,  организационных,
финансово-инвестиционных,  строительных  мероприятий,  нацеленных   на
переселение граждан области из аварийного жилищного фонда, признанного
непригодным для проживания.

     6. Предложения по цели и задачам Программы, целевым индикаторам и
        показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по
        годам

     Целью Программы является переселение граждан области, проживающих
в  аварийном жилищном фонде, признанном непригодным для проживания  до
01.01.2007 года, в другие благоустроенные жилые помещения.
     Для  достижения  поставленной  цели необходимо  решить  следующие
задачи:
     разработать   и   реализовать   нормативные   правовые   акты   и
организационные механизмы переселения граждан из аварийного  жилищного
фонда;
     провести   мониторинг  жилищного  фонда  области   с   постоянной
актуализацией реестра ветхого и аварийного жилищного фонда;
     сформировать  и  откорректировать  очередность  сноса  аварийного
жилищного фонда и связанную с ним очередность переселения граждан;
     сформировать  и  реализовать финансовые и инвестиционные  ресурсы
для    обеспечения   переселяемых   семей   благоустроенными    жилыми
помещениями.
     Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
     количество  граждан, переселенных из аварийного жилищного  фонда,
непригодного для проживания;
     площадь  расселенного  аварийного  жилищного  фонда,  признанного
непригодным для проживания;
     доля  аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2007  года
непригодным  для  проживания  в  общем  объеме  ветхого  и  аварийного
жилищного фонда;
     доля   населения,   проживающего  в  аварийном  жилищном   фонде,
признанном до 01.01.2007 года непригодным для проживания.
     Оценка  хода  реализации Программы будет осуществляться  по  этим
показателям ежегодно.
     Плановые  итоговые параметры показателей приведены  в  разделе  8
настоящей Концепции.

     7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

     Реализация  Программы  предусматривает  финансирование  за   счет
средств   федерального,  областного  и  местных  бюджетов,   а   также
внебюджетных источников.
     Средства  федерального  бюджета,  предусмотренные  на  реализацию
мероприятий,  направляются на условиях софинансирования как  в  рамках
федеральной   целевой  программы  "Жилище"  на   2002-2010   годы   по
подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры",  так
и из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
     Финансирование Программы планируется в объеме 3744,9 млн. рублей,
из  них за счет средств федерального бюджета - 1071,1 млн. рублей,  за
счет  средств  областного  бюджета - до 414,3  млн.  рублей,  средства
местных  бюджетов - 456,6 млн. рублей, внебюджетные средства -  1802,9
млн.  рублей.  Два  последних источника финансирования  планируются  к
привлечению  по  согласованию.  Внебюджетный  источник  финансирования
Программы - это средства застройщиков земельных участков, обремененных
подлежащим  сносу  фондом,  средства от  долевого  участия  граждан  в
строительстве жилья для расселения и другое.
     Объем  финансирования за счет средств федерального  и  областного
бюджетов  будет  ежегодно  уточняться в соответствии  с  возможностями
бюджетов и размером лимита средств, запланированных для области Фондом
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

     8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
        результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Реализация Программы позволит:
     переселить из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным
для проживания 7,5 тыс. человек;
     полностью ликвидировать аварийный жилищный  фонд,  признанный  до
01.01.2007 непригодным для проживания.

     9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
        Программы

     Государственным  заказчиком  Программы  предлагается  департамент
строительства и архитектуры Кировской области.
     Разработчиком    Программы   определен    департамент    жилищно-
коммунального хозяйства Кировской области.

     10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
         реализацией Программы

     Координация   работ   по   выполнению   программных   мероприятий
осуществляется  государственным заказчиком Программы  -  департаментом
строительства и архитектуры Кировской области.
     Государственный   заказчик   Программы   реализует    мероприятия
Программы,  связанные  с  размещением  областного  заказа,   открытием
финансирования, организацией подготовки проектно-сметной документации,
бюджетных заявок, титульных списков строек и объектов, предоставлением
отчетности   по  Программе,  в  том  числе  направляет  отчетность   в
департамент  экономического развития при  Правительстве  области  и  в
федеральные органы государственной власти.
     На департамент  строительства  и  архитектуры  Кировской  области
возлагается  работа  с  Федеральным  агентством  по  строительству   и
жилищно-коммунальному  хозяйству  по  обеспечению  участия   Кировской
области в  федеральной  целевой  программе  "Жилище"  по  подпрограмме
"Модернизация   объектов   коммунальной   инфраструктуры"   в    части
мероприятий по переселению граждан  из  жилищного  фонда,  признанного
непригодным для проживания. Департамент  строительства  и  архитектуры
Кировской области взаимодействует с Фондом  содействия  реформированию
жилищно- коммунального хозяйства по привлечению  средств  этого  Фонда
для реализации целей Программы.
     В реализации Программы принимают участие:
     Департамент  жилищно-коммунального хозяйства  Кировской  области,
который   определяет   основные  направления   реализации   Программы,
корректирует  ее  в  период  ее  реализации,  осуществляет  мониторинг
жилищного  фонда в масштабах области, актуализируя данные  о  площадях
ветхого  и  аварийного  жилья, оказывает методическую  помощь  органам
местного   самоуправления   по   разработке   муниципальных   программ
переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
     Органы местного самоуправления (по согласованию):
     разрабатывают  муниципальные  программы  переселения  граждан  из
ветхого и аварийного жилищного фонда;
     проводят  инвентаризацию  и  последующий  мониторинг  ветхого   и
аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования;
     разрабатывают  проектно-сметную документацию  на  многоквартирные
дома,  предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного
фонда;
     ведут  работу  с застройщиками по отводу земельных  участков  под
строительство,  обремененных  ветхими  и  аварийными  жилыми   домами,
прорабатывают и реализуют схемы соинвестирования переселения граждан с
этими застройщиками;
     ведут  работу  с  гражданами, проживающими в ветхом  и  аварийном
жилищном   фонде   на  предмет  долевого  участия   этих   граждан   в
строительстве домов для переселения, в том числе за счет субсидируемых
бюджетом кредитов;
     приобретают жилые помещения для переселения на вторичном рынке;
     планируют  в  местном  бюджете   средства   на   софинансирование
мероприятий Программы.
     Департамент  финансов Кировской области планирует при  подготовке
областного  бюджета  объемы  средств для софинансирования  мероприятий
Программы.
     Департамент  экономического развития  при  Правительстве  области
вырабатывает  рекомендации  по распределению  средств  федерального  и
областного бюджетов между муниципальными образованиями с учетом:
     наличия    в    программах   социально-экономического    развития
муниципальных образований констатации, анализа и путей решения проблем
ликвидации  ветхого  и аварийного жилищного фонда,  либо  специальных,
соответствующих этим целям, муниципальных программ;
     перспектив  развития территорий и поселений,  где  предполагается
реализовывать мероприятия Программы.

Информация по документу
Читайте также