Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Кировской области от 07.10.2010 № 377ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 07.10.2010 N 377 г. Киров Об утверждении доклада о результатах и основных направлениях деятельности региональной службы по тарифам Кировской области в 2009 году В соответствии с постановлением Правительства области от 25.08.2009 N 22/264 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и предоставления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области" утвердить доклад о результатах и основных направлениях деятельности региональной службы по тарифам Кировской области в 2009 году. Прилагается. Губернатор - Председатель Правительства Кировской области Н. Ю. Белых УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Кировской области от 07.10.2010 N 377 ДОКЛАД о результатах и основных направлениях деятельности региональной службы по тарифам Кировской области в 2009 году 1. Цели и задачи деятельности и государственные функции. Региональная служба по тарифам Кировской области (далее - Служба) является органом исполнительной власти Кировской межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах реализации на территории области единой ценовой политики, направленной на достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области и контроля за порядком ценообразования и применением цен (тарифов) в соответствии с нормами законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Служба осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства области от 01.09.2008 N 144/365 "Об утверждении Положения о региональной службе по тарифам Кировской области". Служба исполняет следующие государственные функции и является центром ответственности за их исполнение: "участие в осуществлении регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" (01.12.01); "установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением" (01.12.02). Виды товаров и услуг, в отношении которых Служба осуществляет государственное регулирование тарифов (цен) определены постановлением Правительства области от 10.04.2007 N 91/162 "О государственном регулировании цен (тарифов) на территории Кировской области" Деятельность Службы осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Федеральными законами: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; от 30.12.2004 N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; постановлениями Правительства Российской Федерации: от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"; от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", которым утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации; от 09.02.2009 N 98 "Об утверждении Правил осуществления контроля за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы" от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам; от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации"; от 29.09.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации"; приказами Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России): от 15.08.2006 N 187-э/4 "Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации"; от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке"; постановлением Правительства области от 10.04.2007 N 91/162 "О государственном регулировании цен (тарифов) на территории Кировской области", и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области. Главные цели Службы в 2009 году: Цель 1. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Задача 1. Установление тарифов (цен) на товары (услуги) в рамках предельных уровней, установленных ФСТ России, и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации Задача 1.1. Проведение работы по формированию сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности на территории Кировской области. Рассмотрение, согласование и представление в ФСТ России прогнозных балансов производства и поставок электрической энергии и мощности энергоснабжающих организаций области; Задача 1.2. Подготовка и направление в ФСТ России предложений по установлению предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории области; Задача 1.3. Подготовка и направление в ФСТ России обоснованных предложений по установлению предельных уровней тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям области и предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; Задача 1.4. Подготовка и направление в ФСТ России обоснованных предложений по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, кроме производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; Задача 1.5. Подготовка и направление в ФСТ России обоснованных предложений по установлению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям; Задача 1.6. Установление по муниципальным образованиям предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельными индексами в случае их установления Федеральной службой по тарифам. Задача 2. Государственное регулирование цен (тарифов) на иные товары и услуги. Цель 2. Обеспечение действенного контроля за порядком ценообразования и применения регулируемых тарифов (цен) в соответствии с нормами законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и принятыми тарифными решениями. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Задача 1. Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений в сфере ценообразования и применения регулируемых государством тарифов (цен); Задача 2. Контроль за исполнением решений Службы области по установлению тарифов (цен) и предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилые помещения и коммунальные услуги на территории Кировской области; Указанные цели и задачи направлены на: осуществление государственного регулирования цен и тарифов в сферах, определенных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кировской области; достижение баланса экономических интересов производителей, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов, товаров и услуг; создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих, ресурсосберегающих и инновационных технологий в производственных процессах, а также внедрение экологически чистых технологий производства и потребления энергии, ресурсов и услуг; обеспечение открытости и гласности в решении вопросов государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию (услуги) регулируемых организаций области; создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство области. Достижение обозначенных целей и задач осуществляется за счет строгого соблюдения действующего законодательства в области тарифного регулирования, обязательного обеспечения баланса интересов производителей и потребителей энергоресурсов и услуг, а также максимальной мобилизации внутренних ресурсов Службы при рассмотрении дел по установлению цен и тарифов. 2. Программная и непрограммная деятельность. Служба не является участником реализуемых и планируемых к реализации бюджетных целевых программ. Служба финансируется за счет областного бюджета, источников дополнительного финансирования за счет коммерческой или иной деятельности, оказания платных услуг гражданам и организациям не имеет. Оценка объема и структуры действующих расходных обязательств в 2009 году (в тыс. руб.) по Службе представлена в таблице: --------------------------------------------------------------------------------------- | N | Нормативный акт | Объем исполняемых расходных обязательств | Метод | | п/п | (статья, пункт, | (тыс. руб.) | оценки | | | подпункт, абзац)/решение |-------------------------------------------| | | | | отчет- | текущий | очередной | плановый | | | | | ный фи- | финансо- | финансо- | период | | | | | нансо- | вый год | вый год | 2012 год | | | | | вый год | | | | | |-----+--------------------------+---------+----------+-----------+----------+--------| | | Материально-техническое | 15 628,0| 14 464,0 | 14 464,0 | 14 464,0 | норма- | | | и финансовое обеспечение | | | | | тивный | | | деятельности органов го- | | | | | и ин- | | | сударственной власти | | | | | декса- | | | субъекта РФ осуществля- | | | | | ция | | | ется в соответствии с: | | | | | | | 1 | Федеральным законом от | | | | | | | | 06.10.1999 N 184-ФЗ | | | | | | | | "Об общих принципах ор- | | | | | | | | ганизации законодатель- | | | | | | | | ных (представительных) и | | | | | | | | исполнительных органов | | | | | | | | власти субъектов Россий- | | | | | | | | ской Федерации), | | | | | | | | | | | | | | | 2 | Постановлением Прави- | | | | | | | | тельства области от | | | | | | | | 22.12.2006 N 78/303 | | | | | | | | "О региональной службе | | | | | | | | по тарифам Кировской об- | | | | | | | | ласти", | | | | | | | | | | | | | | | 3 | Постановлением Прави- | | | | | | | | тельства области от | | | | | | | | 01.09. 2008 N 144/365 | | | | | | | | "Об утверждении Положе- | | | | | | | | ния о региональной служ- | | | | | | | | бе по тарифам Кировской | | | | | | | | области" | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- В 2009 году Службе выделены бюджетные ассигнования в сумме 15 625,0 тыс. рублей, в том числе на заработную плату государственных гражданских служащих и обслуживающего персонала с начисленными налогами от ФОТ- 13786,3 тыс. рублей, кассовое исполнение составило - 15 478,0 тыс. рублей, в том числе по заработной плате с начисленными налогами от ФОТ - 13 687,1 тыс. руб., на материальные затраты израсходовано 1790,9 тыс. рублей, из них - командировочные расходы - 195,8 тыс. рублей - услуги связи - 320,0 тыс. рублей - коммунальные услуги - 3,3 тыс. рублей - содержание имущества - 273,6 тыс. рублей (в т. ч. техническое обслуживание помещений - 21,5 тыс. рублей, ремонт и т/о оборудования, автотранспорта - 61,0 тыс. рублей, техобслуживание и содержание вычислительной и оргтехники - 191,1 тыс. рублей.) - прочие услуги и расходы - 678,5 тыс. рублей (в т. ч. публикация решений Службы - 286,9 тыс. рублей, использование информационных технологий - 87,3 тыс. рублей, повышение квалификации - 72,1 тыс. рублей, прочие -232,2 тыс. рублей) - приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей к автомобилям, канцелярских, хозяйственных товаров и расходных материалов для ВТ - 319,7 тыс. рублей. Приказом руководителя Службы от 07.04.2009 N 82 создана единая комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы в количестве пяти человек и утверждено Положение о Единой комиссии. Четыре человека из состава Единой комиссии прошли обучение по курсу "Управление государственными и муниципальными заказами". Для размещения заказов и осуществления контроля в службе организован доступ через Интернет к официальному сайту размещения заказа Кировской области. Поставщик и автор используемого программного обеспечения - ООО "Норбит". В 2009 году Служба заключила государственный контракт на услуги по публикации решений в ООО СМИ "Редакция газеты "Вятский край" на сумму 246,3 тыс. руб. С филиалом ООО "Росгосстрах-Поволжье" Управление по Кировской области был заключен государственный контракт по ОСАГО в сумме 6,6 тыс. руб. после проведенной процедуры открытого конкурса, конкурс был признан несостоявшимся в связи с тем, что поступила только одна заявка на участие в конкурсе, экономической эффективности по данной закупке не рассчитать, в связи с неизменной ценой контракта для всех страховых организаций. Также были заключены договоры гражданско- правового характера с поставщиками услуг естественных монополий на сумму 191,0 тыс. руб., в остальных случаях договоры с поставщиками Служба заключала согласно пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с малым объемом поставок товаров, работ. Службой в 2009 году разработано 9 проектов постановлений Правительства области, которые в установленном порядке были рассмотрены и приняты Правительством области, в том числе: от 31.03.2009 N 7/64 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.04.2007 N 91/162", которое вносит изменения в Перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на территории Кировской области осуществляет Правительство области, а также в Перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на территории Кировской области осуществляют иные органы исполнительной власти области; от 31.03.2009 N 7/66 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 11.01.2009 N 158/573", которое вносит изменения в Порядок предоставления в 2009 году субсидий местным бюджетам на компенсацию убытков ресурсоснабжающим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами; от 25.08.2009 N 22/279 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.04.2007 N 91/162", которое вносит изменения в Перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на территории Кировской области осуществляют иные органы исполнительной власти области; от 06.12.2009 N 33/476 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 21.07.2008 N 140/286", которое вносит изменения в Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения; от 06.12.2009 N 33/442 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 10.04.2007 N 91/162", которое вносит изменения в Перечень товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на территории Кировской области осуществляют иные органы исполнительной власти области; от 28.12.2009 N 35/531 "О внесении изменения в постановление Правительства области от 25.10.2007 N 111/434", которое вносит изменение в части срока установления размера розничной торговой надбавки на продовольственные товары первой необходимости. 3. Результаты и показатели деятельности за 2009 год Оценка результатов и показателей деятельности органов исполнительной власти области ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Год, пред- | Отчетный год (2009) | Плановые показатели | | п/п | государственной функции, | шествующий |-----------------------------+-----------------------------------| | | наименование показателя | отчетному, | план | факт | откло- | текущий год | 1-й год | 2-й год | | | | факт | | | нение | (2010) | планово- | планово- | | | | (2008) | | | | | го пери- | го пе- | | | | | | | | | ода | риода | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 1 | Участие в осуществлении ре- | | | | | | | | | | гулирования и контроля дея- | | | | | | | | | | тельности субъектов естест- | | | | | | | | | | венных монополий (01.12.01) | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 1.1 | Количество признанных реше- | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | нием суда или правлением | | | | | | | | | | Федеральной службы по тари- | | | | | | | | | | фам недействующими решений | | | | | | | | | | по установлению тарифов | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 1.2 | Выполнение плана проверок | | 100% | 100% | 0 | 100% | 100% | 100% | | | хозяйственной деятельности | | | | | | | | | | регулируемых организаций по | | | | | | | | | | вопросам формирования и эко- | | | | | | | | | | номической обоснованности | | | | | | | | | | величины установленных тари- | | | | | | | | | | фов (цен) | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 1.3 | Ставка платы за технологиче- | 3109,2 | 5791,0 | 4813,42 | -977,58 | 4197,54 | 4197,54 | 4197,54 | | | ское присоединение к элек- | | | | | <*> | | | | | трическим сетям на уровне | | | | | | | | | | напряжения ниже 35 кВ и мощ- | | | | | | | | | | ности менее 10 000 кВА | | | | | | | | | | (руб/кВт) | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2 | Установление подлежащих го- | | | | | | | | | | сударственному регулированию | | | | | | | | | | цен (тарифов) на товары (ус- | | | | | | | | | | луги) и контроль за их при- | | | | | | | | | | менением (01.12.02) | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.1 | Количество признанных реше- | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | нием суда или правлением | | | | | | | | | | Федеральной службы по тари- | | | | | | | | | | фам недействующими решений | | | | | | | | | | по установлению тарифов | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.2 | Выполнение плана проверок | | 100% | 100% | 0 | 100% | 100% | 100% | | | хозяйственной деятельности | | | | | | | | | | регулируемых организаций по | | | | | | | | | | вопросам формирования и эко- | | | | | | | | | | номической обоснованности | | | | | | | | | | величины установленных тари- | | | | | | | | | | фов (цен) | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.3 | Индекс роста цен на электри- | 109,8% | 108,9% | 108,9% | 0% | 115,4% <*> | 113,5- | 112,5- | | | ческую энергию по Кировской | | | | | | 116% | 114% | | | области | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.4 | Индекс роста тарифов на теп- | 112,7% | 126,0% | 122,8% | - 3,2% | 125% | 122,0% | 120,0% | | | ловую энергию | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.5 | Отклонение среднего тарифа | - 1,27% | - 4,5% | - 4,5% | 0 | - 1,93% | - 1,0% | - 1,0% | | | на электрическую энергию, | | | | | | | | | | установленного по области, | | | | | | | | | | от максимального, установ- | | | | | | | | | | ленного по Кировской области | | | | | | | | | | Федеральной службой по тари- | | | | | | | | | | фам | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.6 | Отклонение среднего тарифа | + 3,45% | + 2,76% | + 2,76% | 0 | + 5,2% | + 0,5% | + 0,5% | | | на электрическую энергию, | | | | | | | | | | установленного по области, | | | | | | | | | | от минимального, установлен- | | | | | | | | | | ного по Кировской области | | | | | | | | | | Федеральной службой по тари- | | | | | | | | | | фам | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.7 | Отклонение тарифа на тепло- | - 2,6% | - 5,1% | - 4,5% | + 0,6% | 101,6% | 113,5- | 112,5- | | | вую энергию, производимую | | <*> | | | | 116,0% | 114,0% | | | электростанциями, осуществ- | | | | | | | | | | ляющими производство в режи- | | | | | | | | | | ме комбинированной выработки | | | | | | | | | | электрической и тепловой | | | | | | | | | | энергии, от максимального, | | | | | | | | | | установленного по Кировской | | | | | | | | | | области Федеральной службой | | | | | | | | | | по тарифам | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.8 | Отклонение тарифа на тепло- | + 2,5% | + 2,6% | - 2,0% | +0,6% | +100,1% | 113,5- | 112,5- | | | вую энергию, производимую | | <*> | | | | 116% | 114,0% | | | электростанциями, осуществ- | | | | | | | | | | ляющими производство в режи- | | | | | | | | | | ме комбинированной выработки | | | | | | | | | | электрической и тепловой | | | | | | | | | | энергии, от минимального, | | | | | | | | | | установленного по Кировской | | | | | | | | | | области Федеральной службой | | | | | | | | | | по тарифам | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.9 | Отклонение среднего по Ки- | - 6,3% | - 2,7% | - 3,2% | 0,5% | 11,8% | - 5,0% | - 5,0% | | | ровской области тарифа на | | | | | | | | | | тепловую энергию, за исклю- | | | | | | | | | | чением производимой электро- | | | | | | | | | | станциями, осуществляющими | | | | | | | | | | производство в режиме комби- | | | | | | | | | | нированной выработки элек- | | | | | | | | | | трической и тепловой энер- | | | | | | | | | | гии, от максимальной величи- | | | | | | | | | | ны роста тарифов на тепловую | | | | | | | | | | энергию, за исключением про- | | | | | | | | | | изводимой электростанциями, | | | | | | | | | | осуществляющими производство | | | | | | | | | | в режиме комбинированной | | | | | | | | | | выработки электрической и | | | | | | | | | | тепловой энергии, установ- | | | | | | | | | | ленной по Кировской области | | | | | | | | | | Федеральной службой по тари- | | | | | | | | | | фам | | | | | | | | |------+------------------------------+------------+---------+---------+---------+-------------+----------+----------| | 2.10 | Доля муниципальных образова- | | | | | | | | | | ний, в которых тарифы на | | | | | | | | | | тепловую энергию для различ- | | | | | | | | | | ных групп потребителей ком- | | | | | | | | | | мунальных услуг установлены | | | | | | | | | | без учета необходимости по- | | | | | | | | | | крытия затрат на предостав- | | | | | | | | | | ление соответствующего вида | | | | | | | | | | коммунальных услуг одной | | | | | | | | | | группе потребителей за счет | | | | | | | | | | тарифов, установленных для | | | | | | | | | | другой группы потребителей, | | | | | | | | | | в общем количестве затрат на | | | | | | | | | | предоставление тепловой | | | | | | | | | | энергии одной группе потре- | | | | | | | | | | бителей за счет тарифов, | | | | | | | | | | установленных для другой | | | | | | | | | | группы потребителей, в общем | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | количестве муниципальных | | | | | | | | | | образований субъекта Россий- | | | | | | | | | | ской Федерации | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- _________________________ <*>- установлен на 2010 год 1. Отклонения показателей по п.1.3. связано с тем, что в течение 2009 года утверждены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для сетевых организаций, средняя величина которых составила ниже планируемой на 2009 год, так как были скорректированы (снижены) расходы на инвестиции, планируемые для включения в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям 2. Отклонения показателей по п.2.4 связано с тем, что в связи со снижением оптовой цены на природный газ, в соответствии с приказом ФСТ России от 24.12.2008, РСТ Кировской области были пересмотрены тарифы теплоснабжающих организаций в сторону уменьшения, использующих природный газ в качестве технологического топлива. Кроме того, при установлении тарифов на 2009 год для каждой организации учитывались свои особенности, связанные с производством тепловой энергии, в т. ч. цена топлива, необходимость выполнения тех или иных ремонтных работ, расходы на капитальные вложения. В результате тарифного регулирования фактический средневзвешанный тариф на тепловую энергию на 2009 год сложился ниже прогнозного, соответственно рост средневзвешенного тарифа также сложился ниже прогнозного, утвержденного приказом ФСТ России на 2009 год. В 2009 году подготовлено и проведено 42 заседания правления Службы, на которых рассмотрено 380 вопросов. В целях соблюдения основного принципа государственного регулирования тарифов - обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов - Службой проведено 7 заседаний экспертного совета, на которых рассматривались предложения Службы о предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2010 год, мероприятия по оптимизации расходов крупных энергоснабжающих компаний, экономическую целесообразность расходов, принимаемых при формировании тарифов на 2010 год. В отчетный период были установлены 590 тарифов (цен) для 508 организаций, в том числе: - на электрическую энергию - 2; - на передачу электрической энергии - 48; - на производство тепловой энергии, на услуги по ее передаче - 462; - ставки платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям сетевых организаций - 13; - на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - 22; - на природный и сжиженный газ, реализуемый населению - 2; на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении - 28; на перевозку пассажиров железнодорожным электрифицированным транспортом в пригородном сообщении - 1; на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами на подъездных путях - 9; на перевозку пассажиров и грузов на переправах - 3. В электроэнергетике В соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N 225-э/4, проведена работа по формированию сводного прогнозного баланса электрической энергии и мощности на территории Кировской области на 2010 год. Основные количественные показатели cводного прогнозного баланса по Кировской области на 2010 год: - электропотребление - 6206,34 млн. кВтч.; - технологический расход (потери) - 794,63 млн. кВтч.; - полезный отпуск - 5412,05 млн. кВтч. Электропотребление области утверждено со снижением на 13,51 процента от плана 2009 года (7044,03млн. кВтч), соответственно сокращен и объем полезного отпуска потребителям с 6240,35 млн. кВтч в 2009 году до 5412,04 млн. кВтч в 2010 году или на 13,27 процентов, что негативно влияет на уровень тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям, так как все расходы на содержание сетей, учитываемые при расчете тарифов, относятся к условно-постоянным расходам. В соответствии с распоряжением Правительства области от 13.03.2007 N 99 "О мерах по разработке проекта закона Кировской области "Об областном бюджете на 2008 год", среднесрочного (перспективного) финансового плана Кировской области на 2008-2010 годы", среднесрочного (перспективного) финансового плана Кировской области на 2008-2010 годы" Службой до 1 июня 2009 года определены прогнозные тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2010 годы. В соответствии с запросом ФСТ России были подготовлены и направлены предложения по предельным уровням тарифов на 2010 год на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и электрическую энергию. Предложения по величине предельных уровней тарифов на электрическую энергию на территории Кировской области определены исходя из необходимости инвестирования финансовых средств в электросетевое хозяйство Кировской области. ---------------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | 2010 | Предельные | | | год | 2010 год | | | |----------------| | | | min | max | |------------------------------------------+--------+--------+-------| | Средний тариф на электрическую энергию, | 184,4 | 175,3 | 188,03| | (коп./кВт. ч) | | | | |------------------------------------------+--------+--------+-------| | Средний тариф по Кировскому филиалу ОАО | | | | | "ТГК-5" на тепловую энергию, производимую| 450,89 | 450,88 | 455,66| | электростанциями, осуществляющими произ- | | | | | водство тепловой энергии в режиме комби- | | | | | нированной выработки электрической и теп-| | | | | ловой энергии, (руб./Гкал) | | | | ---------------------------------------------------------------------- Тарифы на электрическую энергию для потребителей, отпускаемую гарантирующими поставщиками, действующими на территории Кировской области, на 2010 год утверждены в установленные законодательством сроки в соответствии с регламентом и в рамках, предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФСТ РФ Приказ ФСТ РФ от 22.09.2009 N 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год" Фактически установленные среднеотпускные тарифы на электрическую энергию за 2008-2010 годы ---------------------------------------------------------------------- | Год | Предельные уровни | Среднеотпускной | Рост тари- | | | тарифов, коп/кВт ч | тариф, коп./кВт ч | фа, % | | |----------------------------| | | | | минимальный | максимальный | | | |------+-------------+--------------+-------------------+------------| | 2008 | 141,91 | 148,69 | 147,8 | 8,2 | |------+-------------+--------------+-------------------+------------| | 2009 | 155,53 | 167,49 | 159,82 | 8,9 | |------+-------------+--------------+-------------------+------------| | 2010 | 175,30 | 188,03 | 184,4 | 15,4 | ---------------------------------------------------------------------- Тарифы на электрическую энергию для городского населения на 2010 год установлены в размере 2,20 руб./кВт ч или с ростом 10 процентов по отношению к предыдущему году. Службой подготовлены и в установленные законодательством сроки представлены в ФСТ России материалы по расчету предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, расположенным на территории Кировской области, на 2010 год. Предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Кировской области утверждены приказом ФСТ России от 29.12.2009 N 553-э/3. На 2010 год установлены единые котловые двухставочные и одноставочные тарифы, дифференцированные по уровням напряжения, в следующих размерах: ДВУХСТАВОЧНЫЕ ТАРИФЫ: ----------------------------------- --------------------------------- | Ставка на содержание | |Ставка технологического расхода| | электрических сетей: | |(потерь) электрической энергии | | | | на передачу по сетям: | | ВН - 332901,43 руб./МВт в месяц;| | ВН - 42,78 руб./МВтч.; | | СН 1-599314,61 руб./МВт в месяц;| | СН 1-103,81 руб./МВтч.; | | СН 2-744901,42 руб./МВт в месяц;| | СН 2-148,13 руб./МВтч.; | |НН - 1019792,70 руб./МВт в месяц.| | НН - 334,27 руб./МВтч. | ----------------------------------- --------------------------------- ОДНОСТАВОЧНЫЕ ТАРИФЫ: ВН -573,88 руб./МВтч.; СН 1-1109,72 руб./МВтч.; СН 2-1409,12 руб./МВтч.; НН - 2131,10 руб./МВтч. Кроме того, в целях обеспечения корректных расчетов сбытовыми организациями за услуги по передаче электрической энергии установлены единые котловые одноставочные и двухставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для группы потребителей "Население" без дифференциации по уровням напряжения в следующих размерах: - одноставочный тариф - 596,59 руб./МВт. ч - двуставочный тариф: - 137940,23 руб./МВт. мес - ставка за содержание электрических сетей; - 334,27 руб./МВт. ч - ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях. С целью сдерживания роста тарифов инвестиционная составляющая, заявленная сетевыми организациями, была полностью исключена при формировании необходимой валовой выручки. Несмотря на незначительный рост расходов по сетевым организациям, рост среднего тарифа на услуги по передаче составил 25 процентов, что обусловлено снижением объемов полезного отпуска электрической энергии на 13,5 процентов. В теплоснабжении С 2010 года производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории Кировской области осуществляют филиал "Кировский" ОАО "ТГК- 5" и ЗАО "Кировская ТЭЦ 1". Предельные тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2010 год в среднем по Кировской области утверждены приказом ФСТ России от 22.09.2009 N 217-э/3 в следующих размерах: ---------------------------------------------------- | максимальный - 455,66 руб./Гкал, | | рост17,64% | | % минимальный - 450,88 руб./Гкал | | рост 16,41% | ---------------------------------------------------- Формирование тарифов осуществлялось на основе методологии индексации затрат, учитывая сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, разработанного Минэкономразвития России. Фактически среднеотпускной тариф на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов ТЭЦ, рассчитан из необходимой валовой выручки 2825,5 млн. рублей и составил 450,89 руб./Гкал или с ростом к предыдущему году 16,42 процента, в том числе: - среднеотпускной тариф на тепловую энергию для филиала "Кировский" ОАО "ТГК-5" составил 443,43 руб. за 1 Гкал или с ростом по отношению к тарифу, установленному на 2009 год, на 14,5 процента. - среднеотпускной тариф на тепловую энергию для ЗАО "Кировская ТЭЦ-1" составил 565,16 руб. за 1 Гкал. Ранее отдельно тариф для ТЭЦ-1 не устанавливался, так как она входила в филиал "Кировский" ОАО "ТГК- 5". Кроме ТЭЦ, тепловую энергию в области производят и отпускают потребителям свыше 400 теплоснабжающих организаций. В 2009 году Службой рассмотрены заявления об установлении тарифов на тепловую энергию от 320 организаций и установлено 462 тарифа. Приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 N 215- э/6 в среднем по Кировской области на 2010 год установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в размере 25 процентов. Средневзвешенный тариф для энергоснабжающих организаций по состоянию на 01.01.2010 составил 959,4 руб. за 1 Гкал. (с учетом НДС), что на 13,2% выше средневзвешенного тарифа по области, сложившегося по состоянию на 31 декабря 2009 года. Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям В 2009 году решениями правления РСТ Кировской области были установлены ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям муниципального унитарного предприятия "Горэлектросеть", филиала "Кировэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ОАО "Коммунэнерго". Расчет ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям был произведен с учетом перспективного плана строительства и развития в областном центре. В расчет ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП "Горэлектросеть" и филиала "Кировэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для муниципального образования "Город Киров" была включена инвестиционная составляющая. В течение 2009 года специалистами службы было рассмотрено 13 заявлений на установление индивидуальной платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Коммунэнерго", филиалу "Кировэнерго" и ООО "ЭК НЛПК". По подготовленным материалам правлением РСТ приняты соответствующие решения. В жилищно-коммунальном комплексе В Федеральную службу по тарифам была направлена 81 программа, разработанная организациями коммунального комплекса области, в том числе: - по водоснабжению, водоотведению -- 73 производственные программы, 3 инвестиционные программы; - по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов -- 5 производственных программ. С учетом мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса области, расчетные предельные индексы в среднем для области составили: - максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - 114,2%; - максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - 102,9%. Проведение тарифной кампании по регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов на 2010 год осуществлялось службой во взаимодействии с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Правительства области. Предельные индексы изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2010 год для муниципальных образований области были предварительно согласованы с органами местного самоуправления и установлены решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23.10.2009 N 31/5. Уровень их в зависимости от мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса, и влияния объемов отпуска конечным потребителям по области составил от 103,9% до 144,9%. Всего за 2009 год в пределах полномочий службы, предусмотренных законодательством, подготовлено и принято на правлении 23 решения об установлении 69 тарифов на услуги систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для организаций коммунального комплекса области. По обращению глав муниципальных образований области проведено 352 экспертизы обоснованности расчета тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов. По результатам тарифной кампании на 2010 год индекс роста тарифов организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по области составил 110,1% (в 2009 году 120,2%) при установленном для области 114,2% (2009 год 123,1%). Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области на 2010 год в большинстве поселений составили от 110,0% до 120%, по 8 муниципальным образованиям рост от 130,0% до 160,0%. Средний индекс по области на 2010 год - 112,5%, что ниже, чем в 2009 году, когда уровень предельных индексов по муниципальным образованиям составлял от 126,0% до 135,0% (средний 122,6%). Регулирование в прочих отраслях экономики В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2005 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства области от 10.04.2007 N 91/162 "О государственном регулировании цен (тарифов) на территории Кировской области" осуществляется государственное регулирование тарифов: Установление предельных розничных цен на твердое топливо реализуемое населению на территории Кировской области Установление тарифов на транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях Регулирование стоимости перевозок пассажиров Регулирование предельной наценки на продукцию предприятий общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях Регулирование предельных размеров торговых надбавок при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на территории Кировской области Регулирование работы по технической инвентаризации объектов жилищного фонда на территории Кировской области Регулирование размера платы за проведение государственного технического осмотра (работы по проверке технического состояния) транспортных средств Контроль за порядком ценообразования и применением регулируемых Службой тарифов (цен). В соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 01.09.2008 N 144/365, Служба осуществляет государственный контроль за порядком ценообразования и выполнением норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции. Нарушение порядка ценообразования предусматривает административную ответственность согласно статье 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную статью Кодекса были внесены изменения, существенно усилившие ответственность за правонарушения, связанные с установлением и применением цен (тарифов). В действующей редакции статья 14.6 Кодекса предусматривает ответственность: - за завышение регулируемых государством цен (тарифов) - наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; - за занижение регулируемых государством цен (тарифов), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей. В результате применения вышеуказанной статьи в 2009 году Службой рассмотрено 30 административных дел, из них по инициативе Службы возбуждено 17 административных дел, по инициативе органов прокуратуры - 13 административных дел. ---------------------------------------------------------------------- | Сферы деятельности | 2008 | 2009 | Изменение | | | | | 2009/2008 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Общее количество возбужденных дел | 64 | 30 | -34 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | ТЭК | 17 | 7 | -10 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | ЖКХ | 28 | 3 | -25 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Торговля | 13 | 20 | 7 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Транспорт | 4 | - | -4 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Прочее | 2 | - | -2 | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Количество дел, по которым было | 48 | 22 | -26 | | применено административное наказа- | | | | | ние | | | | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Сумма штрафов (руб.) | 41300 | 509054, | 96054,48 | | | 0 | 48 | | |--------------------------------------+-------+---------+-----------| | Количество отмененных и прекращенных | 16 | 8 | -8 | | дел | | | | ---------------------------------------------------------------------- Общая сумма наложенных штрафов в результате рассмотрения административных дел составила 509 054 рубля 48 копеек, из них по состоянию на 31.12.2009 в добровольном порядке уплачено 259 054 рубля 48 копеек, в принудительном - 50 000 рублей. Проверки хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций в части обоснованности величины и правильности применения тарифов В соответствии с планом проведения документарных проверок хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций на 2009 год проведено: 6 проверок на предмет определения фактических расходов предприятий на производство и передачу тепловой энергии и определения размера необходимой валовой выручки для покрытия экономически обоснованных расходов и прибыли по данным видам деятельности; 4 проверки на предмет выявления фактических расходов предприятий на развитие производства (капитальных вложений), предусмотренных в тарифах на тепловую энергию на 2007 и 2008 годы и возможности предприятий производить данные расходы; 1 проверка на предмет определения фактических расходов по оказанию услуг на передачу электрической энергии и определения размера необходимой валовой выручки для покрытия экономически обоснованных расходов и прибыли МУП "Горэлектросеть"; 1 проверка КОГУП "Агентство энергосбережения" по вопросам использования целевых консолидированных средств из фонда энергосбережения за 2007, 2008 годы и 9 месяцев 2009 года. По результатам плановых проверок теплоснабжающих организаций экономически обоснованные расходы за 2008 год превысили необходимую валовую выручку, утвержденную при формировании тарифов на 2008 год, на общую сумму 39815,5 тыс. руб. Основное превышение сложилось по следующим статьям расходов: топливо - 37842,8 тыс. рублей; затраты на оплату труда - 1136,8 тыс. рублей; амортизация основных средств - 965,2 тыс. рублей; работы и услуги производственного характера - 2109,4 тыс. рублей; вспомогательные материалы - 637,5 тыс. рублей; прочие расходы - 1535 тыс. рублей. По результатам проверок выявлены основные наиболее часто встречающиеся нарушения и недостатки: - отсутствие технических средств для контроля количества произведенной тепловой энергии и отсутствие технических средств за соблюдением количества расхода воды; - фактические нормы расхода энергоресурсов значительно превышают удельные нормы расхода энергоресурсов, установленные техническими паспортами котельных; - не отражаются в официальных формах бухгалтерской отчетности раздельно доходы и расходы по регулируемым (в разрезе видов деятельности) и прочим видам деятельности; - неэффективная система теплоснабжения в муниципальных образованиях; - потери тепловой энергии при передаче в тепловых сетях значительно превышают нормативные значения. Кроме того, в 2009 году проведены внеплановые проверки: - совместно с прокуратурой Юрьянского района Кировской области в части определения фактических расходов на тепловую энергию, экономической обоснованности величины тарифа и правильность его применения за 2008 год, а также выполнения производственных и инвестиционных программ ОАО "Эликон" (пгт. Мурыгино). По результатам проверки выявлены основные причины убыточной деятельности общества в сфере теплоснабжения; - в соответствии с письмом ФСТ России от 14.09.2009 N ДС-6445/5 на предмет соответствия цен закупаемых товаров, работ, услуг ценам, учтенным при формировании тарифов на 2009 год, применяемых процедур, способов закупки товаров, работ, услуг и эффективности закупок; выполнения утвержденных инвестиционных программ за период с января по август 2009 года, в том числе: 20 организаций в области теплоснабжения, что составляет 5,1% от общего количества организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения. Полезный отпуск тепловой энергии данными предприятиями составляет 6364,1 тыс. Гкал или 48,5% от общего полезного отпуска тепловой энергии; 3 организации оказывающие услуги по передаче электрической энергии, что составляет 6,4% от общего количества организаций, осуществляющих регулируемую деятельность по услугам на передачу электрической энергии. Полезный отпуск электроэнергии по данным предприятиям составляет 1004,3 млн. кВт. час. или 16,7% от общего полезного отпуска электрической энергии. По предприятиям, работающим в сфере теплоснабжения, фактические цены на технологическое топливо и электрическую энергию находятся на уровне, близком к ценам, предусмотренным тарифными решениями на 2009 год. По предприятиям, работающим в сфере услуг по передаче электрической энергии, фактические цены на покупную электроэнергию сложились выше установленных при формировании тарифов на 2009 год. Проверки вопроса об осуществлении закупочной деятельности, применения процедур, способов закупки товаров (работ, услуг) и эффективности закупок показали, что конкурсы проводятся в основном в отношении ремонтных работ на крупных предприятиях. Основные первичные ресурсы на производство тепловой энергии (природный газ, электроэнергия, вода) приобретаются у единственных поставщиков. Результаты проверок хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций учтены при экспертизе расчетных материалов по тарифам на электрическую и тепловую энергию на очередной период регулирования. Оценка результативности бюджетных расходов Службы производится на основании сопоставления планируемых значений показателей и фактически достигнутых значений показателей, характеризующих результаты деятельности Службы в отчетном, текущем и очередном финансовых годах и в плановом периоде, а также затрат на их достижение. Результаты, достигнутые в рамках реализации стоящих перед Службой целей и задач, представлены в третьем разделе Доклада. Доля расходов на денежное содержание государственных служащих и начисления на оплату труда в бюджете Службы составила в 2009 году 88,2%. В целях повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами Служба разрабатывает ведомственную целевую программу на 2011-2013 год, а также предусматривает ежегодную подготовку Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Службы, с размещением на сайте, повышение квалификации государственных служащих Службы в том числе в области государственных закупок, руководителем Службы изданы приказы по нормированию расходов по ГСМ, услугам связи. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|