Расширенный поиск

Постановление Думы Кировской области от 20.11.1997 № 7/104

 


                КИРОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ВТОРОГО СОЗЫВА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20.11.97 N 7/104
     г. Киров

О социально-экономической
ситуации и прогнозе развития
экономики области в 1998 году


     В  соответствии  со  статьей  42 Устава  области  областная  Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     Принять  к  сведению информацию заместителя Губернатора  области,
главы  департамента  экономики Бакина В. Г. "О социально-экономической
ситуации  и прогнозе развития экономики области в 1998 году" и  учесть
ее  при  доработке проекта закона "Об областном бюджете на 1998  год".
Прилагается.


Председатель областной
Думы   М. А. Михеев



                    АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ



                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
              Концепции социально-экономического развития
               Кировской области на период до 2000 года



                            г. Киров 1997 г



                               ВВЕДЕНИЕ

              Социально-экономическое развитие Кировской
               области в 1991-1996 годах и его проблемы


     Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации в  начале
1997  года  характеризуется,  по оценкам ведущих  экономистов  страны,
дальнейшим обострением кризиса в ключевых отраслях экономики. Несмотря
на   снижение   инфляции   и   относительную   стабильность   основных
макроэкономических  показателей, продолжается углубление  структурного
кризиса,  проявляющегося в росте неплатежей, регрессивных  структурных
изменениях,  сокращении инвестиций, свертывании  производства  товаров
конечного потребления, снижении финансовой дисциплины.
     Вместе  с  тем в 1996 году удалось значительно подавить инфляцию.
Она  составила 22 процента в целом по Российской Федерации против  130
процентов  в  1995  году. В то же время снижение объемов  производства
происходило  в  обратной  пропорции.  Так,  если  в  1995  году  объем
промышленного производства России сократился в сравнении с 1994  годом
на 3 процента, то в 1996 году относительно 1995 года - на 5 процентов.
В  сложившихся  условиях  снижение темпов  инфляции  не  имеет  прямой
зависимости   от  темпов  роста  или  снижения  объемов  промышленного
производства. Продолжают развиваться бюджетный и платежный кризисы.
     Общая  ситуация в экономике России сказывается и на экономической
ситуации в Кировской области.
     Объем  валового  регионального  продукта  области  в  1996   году
составил  в текущих ценах 14456 млрд. рублей, сократившись за  год  на
9,2 процента.
     В  экономике области ведущее место занимала и продолжает занимать
промышленность.  В структуре промышленного производства  к  1990  году
около   70   процентов  объема  приходилось  на  3  ведущие   отрасли:
машиностроение  и  металлообработку (33,6 процента  от  общего  объема
промышленного  производства  области),  легкую  промышленность   (19,1
процента),    лесную,   деревообрабатывающую   и   целлюлозно-бумажную
промышленность (14,6 процента). Половина производственного и трудового
потенциала промышленности была сосредоточена на предприятиях оборонных
отраслей.
     Предприятия легкой промышленности почти на 30 процентов продукции
имели  государственный заказ, централизованное распределение  поставок
сырья и продукции.
     За 1991-1996 годы ситуация существенно изменилась.
     На    предприятиях   оборонных   отраслей   объемы   производства
сократились  более  чем  на  60 процентов, имеющиеся  производственные
мощности используются на 20-40 процентов.
     Предприятия  легкой  промышленности,  вынужденные  отказаться  от
традиционно  выпускаемых видов продукции, потерявшие  рынки  снабжения
необходимым  сырьем и источники пополнения оборотных  средств  в  виде
кредитов под сезонную закупку сырья, оказались в тяжелейшем положении.
Уменьшение  платежеспособного  спроса  населения  и  насыщение   рынка
импортными товарами также повлияли на снижение объемов производства.
     На  кризисную ситуацию в промышленности оказали влияние  и  такие
негативные  тенденции,  как  неплатежи, недостаток  оборотных  средств
предприятий   и   отсутствие   источника   их   пополнения,   растущая
задолженность  государственного бюджета  по  оборонному  заказу  и  за
продукцию,  поставляемую  структурам,  финансируемым  из  федерального
бюджета,  постоянный  рост  тарифов  на  перевозки  и  за  электро-  и
теплоэнергию,  расходы  предприятий на  содержание  жилья  и  объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
     Индекс физического объема промышленного производства по области в
1996  году составил к 1990 году 39,4 процента (по Российской Федерации
-  44,2 процента), в том числе по машиностроению и металлообработке  -
27,9  процента,  по лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности  -  39,4  процента, по  легкой  промышленности  -  23,8
процента.
     Наибольшее снижение объемов промышленного производства  произошло
в 1994 году.
     Произошли  изменения  в структуре промышленного  производства.  В
1996  году в общем объеме продукции промышленности увеличился удельный
вес  продукции  химической и нефтехимической промышленности  (до  18,4
процента против 5,6 процента в 1990 году), электроэнергетики (до  17,5
процента  против 3,1 процента в 1990 году). Снизился до 17,6  процента
удельный  вес  продукции  машиностроения и металлообработки,  до  13,6
процента   -   лесной,   деревообрабатывающей  и   целлюлозно-бумажной
промышленности, до 4,3 процента - легкой промышленности.
     Увеличение  удельного веса продукции химической и нефтехимической
промышленности произошло за счет увеличения спроса на внешнем рынке на
минеральные  удобрения.  Реконструкция производства  в  АО  "Кировский
шинный  завод" позволила перейти на выпуск новых моделей шин  и  найти
новых  потребителей  продукции, в том числе и  в  странах  дальнего  и
ближнего зарубежья.
     Снизилась   эффективность  промышленного  производства.   Уровень
рентабельности промышленного производства сократился с 37,9 процента в
1992  году  до  5,2  процента в 1996 году. Почти половина  предприятий
промышленности  являются убыточными (в 1991 году были  убыточными  1,8
процента от общего числа предприятий).
     В  1996  году 91,4 процента объема промышленной продукции области
произведено   предприятиями  негосударственной  формы   собственности.
Изменение  формы собственности промышленных предприятий не оказало,  в
большинстве случаев, влияния на повышение эффективности производства.
     Сложной была обстановка и в сельском хозяйстве области.
     Основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе  к
началу  1997 года остались колхозы и совхозы - 468 единиц, действовало
164  новых  формирования (акционерные общества, товарищества различных
типов,  кооперативы  и  другие). Государственную  форму  собственности
сохранили лишь 13 хозяйств.
     Объем  валовой  продукции  сельского  хозяйства  (в  сопоставимой
оценке) в 1996 году сократился к уровню 1991 года на 30 процентов,  но
несмотря  на  это  производство  сельскохозяйственной  продукции  пока
обеспечивает потребности региона.
     В  1996  году  в объеме валовой продукции сельского хозяйства  62
процента  занимала  продукция земледелия,  38  процентов  -  продукция
животноводства.
     Посевные  площади  сельхозкультур  в  хозяйствах  всех  категорий
сократились  в  1996  году по сравнению с 1991  годом  на  343  тысячи
гектаров,  или на 16 процентов, в том числе зерновых и зернобобовых  -
на  244  тысячи гектаров, или на 21 процент, льна-долгунца -  на  11,5
тысяч  гектаров,  или на 78 процентов. При снижении посевных  площадей
ржи  озимой  на 124 тысячи гектаров, или на 28 процентов, в  1,5  раза
увеличились  посевные  площади  пшеницы  яровой,  или  на  82   тысячи
гектаров.  На  16 процентов увеличились посевные площади картофеля,  в
1,7 раза - овощей.
     Валовые сборы зерна во всех категориях  хозяйств  (в  весе  после
доработки) снизились в 1996 году к уровню 1991 года на 15 процентов, в
том числе ржи озимой - на 38 процентов; льноволокна - на 68 процентов.
Увеличились  валовые  сборы  яровой  и  озимой  пшеницы  в  1,6  раза,
картофеля - на 12 процентов, овощей - в 2,3 раза.
     Сократилась  численность продуктивного стада. Так,  в  1996  году
поголовье  крупного  рогатого  скота  (во  всех  категориях  хозяйств)
уменьшилось  по сравнению с 1991 годом на 29 процентов,  в  том  числе
коров - на 22 процента; поголовье свиней - на 36 процентов, овец -  на
54 процента, птицы - наполовину.
     Производство мяса (в живом весе) в 1996 году сократилось к уровню
1991  года  на  32  процента, молока - на 24 процента,  яиц  -  на  28
процентов, шерсти - на 46 процентов.
     Диспаритет  цен на сельскохозяйственную и промышленную  продукцию
повлиял на снижение рентабельности сельскохозяйственного производства.
Начиная  с  1994  года продукция животноводства (за  исключением  яиц)
убыточна.  Если  в  1991 году в сельском хозяйстве  было  получено  22
процента  от общего объема прибыли предприятий и организаций  области,
то  в  1996  году  отрасль  получила 465,4 млрд.  рублей  убытков,  89
процентов предприятий отрасли убыточные.
     Инвестиционная и строительная деятельность в области в  1991-1996
годах   осуществлялась  в  условиях  тяжелого  финансового   положения
предприятий, жестких бюджетных ограничений.
     Объем  капитальных вложений в 1996 году снизился по  сравнению  с
1990 годом в 8,3 раза (по сравнению с 1995 годом снижение составило 23
процента).
     Спад объемов строительства в прошедшем году удалось приостановить
за  счет бюджетных средств путем проведения взаимозачетов (в том числе
с федеральным бюджетом), выпуска областных векселей.
     Удельный  вес государственного сектора в капитальных вложениях  в
1996  году  сократился до 30 процентов (в 1990 году  он  составлял  86
процентов), в объемах подрядных работ - до 18 процентов (в 1990 году -
89 процентов).
     В  1996  году продолжалось перераспределение инвестиций в сторону
увеличения удельного веса непроизводственного строительства, в  первую
очередь,  жилищного,  доля которого составила  27  процентов  в  общем
объеме инвестиций против 20 процентов в 1990 году. В 1991-1996 годах в
области сданы в эксплуатацию жилые дома площадью 3039 тыс. кв.  метров
общей площади, в том числе в 1996 году - 374,3 тыс. кв. метров.
     Из производственных отраслей наибольший спад инвестиций произошел
в  сельском хозяйстве, доля которого снизилась с 27,5 процента в  1990
году  до  3,3 процента в 1996 году. Несколько возросла доля инвестиций
на развитие транспорта и связи, составившая 22,1 процента (в 1990 году
-  16,1 процента), доля инвестиций в промышленности осталось на уровне
1990  года  и  составила  20,3 процента. Отсутствие  финансирования  и
несвоевременное  выделение средств привело  к  временной  приостановке
строительства и консервации производственных строек.
     В    1991-1996   годах   продолжалось   осуществление   программы
газификации   области.   С   вводом  в  1995   году   в   эксплуатацию
распределительного газопровода КС "Вятка-Киров" появилась  возможность
в  два  раза  увеличить  подачу газа в область, открылась  перспектива
газификации южной, юго-западной и западной частей области.
     В  1991-1996  годах  в соответствии с федеральной  инвестиционной
программой  в  области осуществлялось финансирование семи  федеральных
программ  и  девяти  непрограммных объектов, в том числе  "Обеспечение
жильем  военнослужащих, уволенных в запас или отставку, а также членов
их  семей",  "Обеспечение  жильем  участников  ликвидации  последствий
аварии   на   Чернобыльской   АЭС",  "Дети-сироты",   "Дети-инвалиды",
"Совершенствование  оказания  скорой и неотложной  медицинской  помощи
населению  РФ", "Развитие культуры в регионах" и другие.  В  1994-1996
годах  финансирование программ из федерального бюджета  осуществлялось
не в полном объеме.
     В  1991-1996  годах  доля  государственного  сектора  в  торговле
сократилась с 62,4 до 11 процентов. 89 процентов товаров реализуется в
настоящее  время  в  частном секторе. Потребительский  рынок  выглядит
благополучнее,  чем  несколько лет назад:  исчезли  товарный  дефицит,
распределение по талонам, большие очереди в магазинах. Однако  в  1996
году  по сравнению с 1990 годом в товарной массе продажа снизилась  на
30,8  процента. Значительно ухудшилось торговое обслуживание сельского
населения,  розничный  товарооборот  на  селе  за  последние   5   лет
сократился  в 3 раза. Разрыв между уровнем товарооборота в расчете  на
одного городского и сельского жителя увеличился с 1,3 раза в 1990 году
до  3,6  раза  в  1996  году. Состояние рынка по  продовольственным  и
непродовольственным   товарам   в   значительной   мере   определяется
импортными поступлениями. Среди продовольственных товаров собственного
производства  местный  рынок  лучше  всего  обеспечивается  продуктами
животноводства (на 80 процентов), часть продукции переработки  мяса  и
молока отгружается за пределы области.
     Объем платных услуг населению в 1996 году составил 21,5 процента,
бытовых услуг - 76,3 процента от уровня 1990 года. 36 процентов  услуг
предоставляется  государственными и муниципальными  предприятиями,  48
процентов   -   в   частном   секторе,   16   процентов   -    другими
негосударственными предприятиями. С 1995 года наметился  рост  объемов
бытовых услуг, оказываемых физическими лицами.
     Обострение  негативных  тенденций в  экономике  вызвало  снижение
результатов финансовой деятельности предприятий и организаций по  всем
отраслям хозяйства.
     В  1996 году получено 344,9 млрд. рублей балансовой прибыли  (без
банковской деятельности) со снижением к уровню 1995 года в  4,8  раза.
Доля  убыточных  предприятий увеличилась до  58  процентов  против  37
процентов в 1995 году.
     В  условиях  инфляции и нехватки денежных средств одной  из  форм
взаимного  кредитования  предприятий  стали  неплатежи.  На  1  января
текущего   года   свыше   85  процентов  предприятий   промышленности,
строительства,   сельского   хозяйства  и   транспорта   имели   общую
просроченную задолженность.
     Несвоевременно  оплачивается отгруженная продукция  80  процентов
предприятий. Растут долги в бюджет и внебюджетные фонды.
     В  1996-1997 учебном году в области работали 1032 государственные
дневные общеобразовательные школы (в 1991-1992 учебном году было  1068
государственных школ). Кроме того, функционируют 2 лицея, 5  гимназий,
5 негосударственных общеобразовательных школ.
     В  1996  году дошкольные учреждения посещали 65,6 тыс. детей  (55
процентов  к уровню 1991 года). Число постоянных дошкольных учреждений
сократилось до 1056 (против 1537 в 1991 году).
     В  вузах обучалось 16,8 тыс. человек (96,4 процента к 1991 году),
в  средних  специальных учебных заведениях - 19,6 тыс.  человек  (92,4
процента  к 1991 году). В 1996 году направления на работу не  получили
25,8  процента  выпускников вузов и 56,8 процента выпускников  средних
специальных учебных заведений.
     В системе здравоохранения области в 1996 году функционировало 201
больничное  учреждение  на 26 тыс. коек и 236  врачебных  амбулаторно-
поликлинических учреждений (в 1991 году функционировало 204 больничных
учреждения на 27 тыс. коек и 252 врачебных амбулаторно-поликлинических
учреждения).  Обеспеченность врачами в  расчете  на  10  тыс.  человек
населения в области на 15 процентов ниже среднероссийской. Ежегодно  в
области регистрируется 1 млн. случаев заболеваний населения острыми  и
хроническими болезнями с впервые установленным диагнозом.
     Культурно-просветительную работу среди  населения  проводят  1016
библиотек  (на  13 процентов меньше, чем в 1991 году).  Число  клубных
учреждений  в  1996 году сократилось в сравнении с 1991  годом  на  29
процентов. Сокращается посещаемость театров, концертных залов.
     Численность пенсионеров увеличилась за 5 последних лет на 40 тыс.
человек  (до  1  440,5  тыс. человек в 1996 году)  и  составляет  26,5
процента от численности населения области. Особой социальной поддержки
требуют 64,8 тыс. инвалидов, в том числе 10,7 тыс. инвалидов войны.
     Одной  из  серьезнейших социально-экономических проблем последних
лет стал рост безработицы. За 3 последних года численность безработных
увеличилась   более   чем   в  2  раза.  В   настоящее   время   число
зарегистрированных  безработных,  самостоятельно   ищущих   работу   и
граждан, работающих в режиме неполной занятости, составляет около  200
тысяч  человек, или 20 процентов трудовых ресурсов области. Официально
зарегистрировано около 50 тысяч безработных. На одно вакантное рабочее
место претендует 12 человек.
     В  последние  годы  наметилась тенденция роста трудовых  ресурсов
области  при  сокращении численности занятых в экономике.  Критическая
ситуация с занятостью населения сложилась в городах, имеющих одно  или
два градообразующих предприятия, в лесных поселках.
     Усугубляют ситуацию массовые нарушения прав граждан, связанные  с
задержками в выплате заработной платы, пособий и пенсий. 38  процентов
населения области имели в 1996 году среднедушевые денежные доходы ниже
прожиточного  минимума. Среднемесячные доходы населения области  почти
на 30 процентов ниже среднероссийских.


                            ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

     Настоящая  Концепция  преследует цель  обеспечить  поступательное
социально-экономическое  развитие  Кировской  области   на   ближайшую
перспективу, преодолеть негативные структурные перекосы ее  экономики,
добиться   на   основе   стабилизации  работы  хозяйства   области   и
экономического   роста  приоритетных  отраслей  улучшения   социальной
ситуации  в  обществе, подъема благосостояния ее жителей и  обеспечить
эффективные меры целевой адресной социальной защиты наиболее  уязвимых
групп населения.
     Предстоит   совершенствовать  формы  и  методы   государственного
участия  в  регулировании рыночной экономики, в том числе по  вопросам
деятельности  естественных  монополий,  развития  конкурсной   системы
закупок   для   государственных   нужд,  проведения   реструктуризации
предприятий, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и  системы
социального обеспечения, активизации внешнеэкономической деятельности.
     В условиях реформирования экономики центральное место в ближайшей
перспективе      займут     вопросы     управления     собственностью,
предусматривающие повышение качества и ответственности  за  управление
предприятиями, сохранение экономической безопасности территории,  рост
эффективности    использования   приватизированного   государственного
имущества.  Необходимо установление гражданско-правовой и  ужесточение
административной     ответственности    директоров,     представителей
государства и ответственных работников соответствующих государственных
ведомств за эффективность работы вверенных им предприятий.
     Средства,   полученные  от  управления  объектами  собственности,
предполагается  направить в бюджет территории, а также на  компенсацию
затрат по управлению объектами областной собственности.
     В  целях  обеспечения управляемости экономикой области  предстоит
обеспечить   возврат  территории  доли  собственности  предприятий   и
организации путем:
     передачи в собственность области, районов и городов пакетов акций
предприятий  в счет погашения просроченной задолженности по  налоговым
платежам в областной и местный бюджеты;
     пересмотра   итогов  приватизации  предприятий   и   организаций,
проведенной с нарушением законодательства;
     создания  или  реорганизации с участием  области  государственных
предприятий   и   организаций,   производственные   процессы   которых
базируются на преимущественном использовании местных источников  сырья
и природных ресурсов (лес, нефть, фосфориты, стройматериалы);
     прекращения  практики  приватизации  предприятий  по   заниженным
ценам,   создания  условий,  препятствующих  распродаже  и  ликвидации
предприятий, обеспечивающих социальную стабильность территории;
     повышения  ответственности руководителей акционерных  обществ  по
обязательствам  перед  бюджетом,  создания  механизма,   регулирующего
воздействия     государства    на    приватизированные    предприятия,
совершенствования   управления  долями   государства   в   акционерных
обществах через доверительное управление государственным пакетом акций
на конкурсной основе;
     повышения   бюджетного   эффекта  от  владения,   пользования   и
распоряжения   государственным  имуществом,   долями   государства   в
акционерных обществах;
     содействия  формированию новых государственных  структур,  в  том
числе холдинговых компаний и финансово-промышленных групп;
     создания   в   области   целенаправленной   комплексной   системы
подготовки кадров управляющих предприятиями всех форм собственности;
     передачи   области  пакетов  акций  предприятий,  находящихся   в
распоряжении федеральных органов власти;
     разработки механизма по выкупу земельных участков предприятий  на
максимально  выгодных для бюджета условиях, в том числе  оплата  части
стоимости    земельных    участков   пакетами    акций    предприятий,
дифференциация  ставок  при  продаже  земельных  участков   с   учетом
территориального расположения предприятий и их значения  в  социально-
экономическом развитии территории.
     Инвестиционная политика будет строиться на основе:
     разработки   и  совершенствования  областных  нормативно-правовых
актов,   направленных   на  стимулирование   инвестиций   и   создание
государственной системы гарантий инвесторам;
     определения  на  региональном уровне для инвестирования  за  счет
средств  местного  бюджета  приоритетов  развития  отдельных  секторов
экономики городов и районов;
     выработки   мер   по  обеспечению  для  предприятий   доступности
кредитных ресурсов коммерческих банков;
     постепенного перехода от распределения государственных инвестиций
к их размещению на конкурсной основе.
     Основными  источниками  инвестиций для реализации  инвестиционных
проектов  и программ должны стать средства банков страховых  компаний,
инвестиционных фондов, прибыль и амортизационные фонды предприятий,  а
также кредиты российских и иностранных инвесторов, средства населения.
     В  качестве  наиболее перспективных отраслей экономики,  активный
процесс  инвестирования  которых будет  способствовать  экономическому
подъему  области,  должны  стать  лесопромышленный  комплекс,   легкая
промышленность, сельское хозяйство и машиностроение.
     Предприятиям  области,  реализующим перспективные  инвестиционные
проекты,   будет   предоставляться   режим   наибольшего   финансового
благоприятствования.
     Стратегия   развития   сферы  материального  производства   будет
направлена    на   обеспечение   жизнедеятельности   и   экономической
безопасности  территории,  приоритетного развития  бюджетонаполняющих,
высокотехнологичных отраслей, сохранение и развитие научно-технической
и  кадровой  базы,  проведение  политики  стимулирования  производства
конкурентоспособной продукции и развитие экспорта.
     Предстоит  принять  Закон  области "О промышленной  политике",  в
котором  будут  определены  цели и принципы  промышленной  политики  с
учетом   оптимального   сочетания   государственных   и   региональных
интересов,  ее  ресурсное  обеспечение с учетом  возможностей  бюджета
области.
     Основными  направлениями восстановления промышленного  потенциала
области, как основного источника бюджетного наполнения, должны стать:
     повышение     управляемости,    реформирование    и    управление
собственностью,  реструктуризация  долгов,  определение   приоритетных
направлений  развития экономики, опорных отраслей, точек  роста  и  их
обоснование,   вывод  неиспользуемых  и  устаревших   производственных
мощностей,  финансовая  поддержка предприятий и  организаций  за  счет
средств  создаваемых  территориальных фондов развития,  предоставление
гарантий  и  залоговых  обязательств для  привлечения  инвестиций  под
высокоэффективные,  быстроокупаемые  проекты,  в  реализации   которых
администрация   будет  участвовать  на  долевых  началах   с   другими
инвесторами, беря на себя часть коммерческих рисков.
     Предоставление предприятиям на договорной основе налоговых  льгот
при  условии обязательной компенсации выпадающих доходов  в  бюджет  и
внебюджетные фонды.
     Будут  переданы  в муниципальную собственность  жилье  и  объекты
социально-культурного,  коммунально-бытового   назначения,   обеспечен
поэтапный переход на его полное финансирование за счет средств местных
бюджетов.
     Предприятиям машиностроения и металлообработки будет  оказываться
поддержка  в  реализации конверсионных программ  путем  предоставления
гарантийных   обязательств   администрации   области   при   получении
государственных   кредитов.  В  целях  более   полного   использования
имеющихся  производственных  мощностей будет  обеспечено  приоритетное
финансирование областного заказа, размещаемого на этих предприятиях.
     Будет   обеспечена  поддержка  предприятиям  отрасли  в  развитии
серийного   производства  конкурентоспособной  продукции  гражданского
назначения.
     В   лесном   комплексе  главными  направлениями   должны   стать:
обеспечение    полного   использования   лесного   фонда,    имеющихся
производственных мощностей деревообрабатывающих предприятий, повышение
качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
     Предстоит  восстановить объемы производства и  обеспечить  полное
использование мощностей по переработке низкосортной древесины  (в  том
числе    мощностей   Нововятского   лесоперерабатывающего   комбината,
Нововятского  лыжного  комбината, Кировского биохимического  завода  и
других).
     Будут    восстановлены    и   укреплены    хозяйственные    связи
лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий  области  через
формирование  областного  заказа  на  лесопродукцию  для   предприятий
деревопереработки,    обеспечено    сезонное    кредитование     через
предоставление  товарных кредитов, отсрочек по  платежам  в  бюджет  и
внебюджетные  фонды, гарантий администрации области  при  кредитовании
через коммерческие банки.
     Будут    возобновлены    поставки   сырья    деревообрабатывающим
предприятиям, расположенным на сплавных путях, плотовым  сплавом,  как
наиболее дешевым видом транспорта.
     Предстоит провести реструктуризацию долгов предприятий в бюджет и
внебюджетные  фонды,  в результате чего должно  быть  усилено  влияние
органов  государственной  власти на эффективное  использование  лесных
ресурсов  области, создание "здоровой" конкурентной среды, техническое
перевооружение предприятий отрасли.
     В   развитие  отрасли  будут  активнее  привлекаться  иностранные
инвестиции  на  условиях  концессии,  передачи  в  аренду,   льготного
налогообложения при соблюдении экономических интересов области.
     Получат   развитие   предприятия  по  заготовке   и   переработке
недревесных лесных ресурсов (грибов, ягод, лекарственных трав и  т.д.)
с использованием избыточных трудовых ресурсов лесных поселков, городов
и районов области.
     С   целью   загрузки  неиспользуемых  мощностей  лесхозов   будет
увеличена заготовка дров.
     Будет организовано конкурсное распределение лесного фонда области
через проведение торгов.
     Для расширения рынков сбыта вятской лесопродукции будет создан  в
рамках лесопромышленного комплекса единый маркетинговый центр.
     По  предприятиям легкой промышленности будут созданы  необходимые
условия  для наращивания объемов производства, расширения ассортимента
и повышения качества продукции при снижении ее себестоимости на основе
максимального  использования и углубления  переработки  отечественного
сырья,  совершенствования  кооперированных  связей,  реконструкции   и
технического   перевооружения  предприятий   отрасли,   сохранения   и
дальнейшего  развития  уникальных  производств  народно-художественных
промыслов.
     В  целях  поддержки  и защиты местных товаропроизводителей  будет
осуществляться  регулирование  ввоза и  вывоза,  включая  сертификацию
ввозимых      товаров,     сезонное     кредитование     производства,
совершенствование   таможенной   политики   по   поставкам   сырья   и
комплектующих  изделий,  развитие  рекламно-выставочной  деятельности.
Предприятиям   легкой   промышленности  будет   обеспечено   ежегодное
формирование  и  финансирование областного заказа  для  удовлетворения
нужд социальной сферы области.
     Через  систему  межтерриториальных договоров и  соглашений  будут
создаваться условия для продвижения товаров на российский и зарубежные
рынки.
     Начнет  реализовываться  новая  структурная  политика  в  области
энергетики. К 2000 году потребление природного газа достигнет 3  млрд.
куб. м в год, или возрастет на 33 процента к уровню его потребления  в
1995 году.
     Будет  продолжено техперевооружение и реконструкция  существующих
ТЭЦ.
     Продолжится   освоение  нефтяных  месторождений,  в   том   числе
Золотаревского, и дальнейший поиск нефти и газа на территории области,
расширятся   объемы  геологоразведочных  работ  в  этом   направлении.
Интенсифицируется  освоение  местных энергоресурсов  (гидроэнергетики,
торфа и других).
     Продолжатся  работы  по  внедрению энергосберегающих  технологий,
приборов учета и регулирования.
     В  агропромышленном  комплексе будут созданы необходимые  условия
для сохранения объемов производства сельскохозяйственной продукции  не
ниже  уровня 1996-1997 годов, будет обеспечена заинтересованность всех
сельхозтоваропроизводителей в производстве  конечной  продукции  через
создание  при  головных  предприятиях по переработке  сельхозпродукции
ассоциаций, консорциумов, финансово-промышленных групп.
     Предстоит  определить  зоны  для  создания  региональных  запасов
зерна,  молока,  мяса.  В связи с этим пересмотреть  схему  размещения
предприятий отрасли переработки сельхозпродукции и их специализацию  в
зависимости от рентабельности сельскохозяйственного производства.
     Предусмотреть     создание     Агентства     по     регулированию
продовольственного рынка области для преодоления монополизма  в  сфере
закупа  сельхозпродукции предприятиями-переработчиками,  регулирования
цен и поддержки сельхозтоваропроизводителей.
     В   целях   сочетания  экономических  интересов   производителей,
переработчиков и потребителей создать оптовые продовольственные рынки,
обеспечить    дальнейшее   развитие   лизинга    сельхозтехники    для
сельхозтоваропроизводителей.
     Федеральные целевые программы, реализуемые на территории области,
будут  осуществляться в увязке с принципами и приоритетами структурной
и научно-технической политики.
     Пакет федеральных программ будет, в первую очередь, формироваться
исходя   из  остроты  проблем  жизнеобеспечения  и  социальной  защиты
населения    региона,   необходимости   осуществления   целого    ряда
инвестиционных  проектов в социальной сфере: "Дети России",  "Жилище",
"Свой  дом",  "Культура  и  искусство" и  других,  а  также  с  учетом
сохранения  и развития промышленного и научно-технического  потенциала
области.   В  связи  с  реализацией  политики  "устойчивого  развития"
продолжится выполнение программ экологической направленности.
     В  области  отраслей инфраструктуры - приоритетным  должно  стать
развитие  строительства  жилья, в том числе индивидуального  жилищного
строительства.     Через    предоставление     субсидий,     частичное
компенсирование удорожания стоимости жилищно-строительных кооперативов
будет   и   впредь  оказываться  всемерное  содействие  индивидуальным
застройщикам жилья.
     Предстоит  ускорить работы по газификации региона. До  2000  года
необходимо  построить  и ввести в эксплуатацию  121  км  газопроводов-
отводов   высокого   давления,   839  км   межпоселковых   и   уличных
газопроводов,  реконструировать  и  перевести  на  природный  газ   65
сельских котельных.
     Будет   продолжена   работа  по  ремонту  и  реконструкции   сети
автомобильных дорог области. С целью освобождения областного центра от
транзитного движения предполагается обеспечить в течение ближайших лет
строительство   Кировской   кольцевой  дороги,   а   также   завершить
строительство мостового перехода через реку Вятку у города Кирова.
     Будет осуществлено реформирование жилищно-коммунального хозяйства
области.  Наряду  с увеличением доли платежей населения  за  оказанные
коммунальные   услуги,   постепенно  будут   снижаться   издержки   по
обеспечению    функционирования    жилищно-коммунального    хозяйства,
повышаться  качество  его  услуг за счет  развития  конкуренции  между
коммунальными службами.
     Предусматривается реализовать комплекс мероприятий по дальнейшему
развитию  материально-технической базы железнодорожного, воздушного  и
водного транспорта области, повышению фондовооруженности электрической
и почтовой связи.
     В  рамках  реализации в Кировской области президентской программы
"Российский  народный телефон" будут приняты дополнительные  меры  для
снижения  остроты спроса населения на квартирные телефоны,  расширения
емкости телефонных станций в городах и в сельской местности.
     Будут  продолжены  сборка и восстановительный  ремонт  автобусов,
техническое   перевооружение   автопредприятий   общего   пользования,
осуществляющих  пассажирские перевозки, работы  по  улучшению  условий
судоходства на реке Вятке.
     Налогово-бюджетная и  денежно-кредитная  политика  должна   стать
эффективным    инструментом    реализации   приоритетных   направлений
социально-экономического  развития  региона,  главной   стратегической
задачи - обеспечения роста доходов и потребления населения.  Предстоит
принять меры по преодолению бюджетного кризиса.
     Бюджетная   политика  области  будет  базироваться  на  принципах
реальности   и   открытости,  с  неукоснительным  выполнением   взятых
обязательств.
     Предусматривается  формирование областной  программы  оптимизации
государственного   долга,   привлечение   на   конкурсной   основе   в
соответствии   с   Законом   области  "О   государственной   поддержке
инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской
области"    инвестиций   в   экономику   области   под   перспективные
инвестиционные  проекты с гарантией прав инвесторов  и  собственников,
развитие рынка ценных бумаг.
     Сохранится  практика поиска и привлечения дополнительных  доходов
для финансирования бюджетных расходов.
     Будет  совершенствоваться структура бюджетных расходов на  основе
определения  приоритетов, разработки и внедрения  системы  минимальных
социальных    стандартов.   Усилиться   контроль    за    рациональным
использованием государственных средств.
     С   целью   совершенствования  межбюджетных  отношений  предстоит
принять  законы  Кировской области "О бюджетном процессе  в  Кировской
области", "О статусе депрессивных территорий".
     Будет  совершенствоваться  налоговое законодательство  области  в
части местных налогов и сборов, повысится роль экологических налогов и
штрафов  за  загрязнение  окружающей  среды,  использование  природных
ресурсов.
     Предстоит разработать и принять пакет местных нормативных  актов,
регулирующих, при особых условиях, вопросы установления предприятиями-
товаропроизводителями цен реализации на выпускаемую продукцию,  в  том
числе и ниже ее себестоимости.
     Предусматривается ввести отдельной стройкой в  областном  бюджете
средства   на   инвестирование   перспективных   проектов  и  программ
социально-экономического развития предприятий области,  выделяемых  на
конкурсной основе.
     Будет  ужесточен контроль за полным и своевременным  поступлением
всех  налогов и сборов, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
и  другие государственные внебюджетные фонды, а также за своевременным
финансированием расходов на социальную сферу по объемам,  структуре  и
целевому  назначению, в том числе на оплату труда,  пособий  и  других
социальных выплат.
     На  основе  реформирования системы социальной поддержки населения
будет   обеспечена   дифференцированная  адресная  социальная   помощь
нуждающимся  в  ней  группам  населения в  зависимости  от  уровня  их
доходов.
     С   1998  года  предстоит  обеспечить  обслуживание  федерального
бюджета только через территориальные органы федерального казначейства.
     Будет  максимально приближена к среднероссийской величине налогов
в  территориальный  дорожный  фонд, дифференцирована  величина  ставок
налогов, подлежащих регулированию на местном уровне.
     Предоставление льгот по налогам и сборам юридическим и физическим
лицам будет осуществляться в соответствии с Законом области "О порядке
предоставления налоговых льгот".
     Для   отдельных  предприятий,  своевременно  и  в  полном  объеме
вносящих  текущие  платежи в бюджеты всех уровней,  будет  произведена
реструктуризация  задолженности прошлых лет по платежам  в  областной,
местные бюджеты и в территориальные внебюджетные фонды.
     Будет усовершенствован порядок взимания налогов с физических лиц.
     Усилится   контроль   за  деятельностью  на  территории   области
естественных   монополий,   в   том  числе   и   путем   регулирования
ценообразования в этих отраслях.
     Государственное регулирование цен и тарифов будет осуществлять  в
соответствии с Законом Кировской области "О политике цен  в  Кировской
области".  Оно  должно обеспечить сдерживание инфляционных  процессов,
рациональное использование бюджетных средств, стимулирование  развития
прямых связей, оптимальные соотношения при формировании структуры  цен
между   сельскохозяйственными   и   перерабатывающими   предприятиями,
поддержание   ценового  паритета  между  потребителями  и   субъектами
естественных монополий.

     Развитие банковского сектора будет направлено на:
     повышение   его   роли  в  экономике  региона  через   заключение
двухсторонних договоров об экономическом сотрудничестве и  партнерстве
между коммерческими банками и органами государственной власти области;
     удовлетворение   потребностей  экономики  области   в   кредитных
ресурсах  на  основе  реализации  предложений  коммерческих  банков  в
инвестиционные    проекты   предприятий,   организаций    на    основе
предоставления государственных гарантий;
     стимулирование  привлечения  частных  коммерческих  кредитов  без
государственных гарантий;
     разработку  механизма,  стимулирующего долгосрочное  кредитование
банками  отраслей материального производства и препятствующего  вывозу
капитала  из  области,  массовому  изъятию  вкладов  населения   путем
создания   системы  страхования  вкладов,  что  усилит  взаимодействие
страховой   и  банковской  системы  и  повысит  доверие  населения   к
деятельности финансовых институтов.

     В сфере страхования предстоит:
     разработать  концепцию развития страхования в Кировской  области,
как  одного  из  основных  элементов  финансово-кредитного  механизма,
способствующего  развитию экономики, социальной  сферы,  экономической
защите   и   безопасности   предпринимательства,   развитию   рыночных
отношений;
     создать условия для повышения инвестиционной активности страховых
организаций.  Провести работу по развитию страховой  защиты  кредитных
ресурсов  и  имущества области. Страхование имущества, находящегося  в
областной  и  муниципальной собственности, будет проводиться  за  счет
включения страховых взносов в стоимость арендной платы;
     внедрить  систему  обязательного страхования  жизни,  здоровья  и
имущества   государственных  и  муниципальных  служащих   определенных
категорий в соответствии с действующим законодательством;
     разработать   механизмы  повышения  престижности  страхования   и
экономической   заинтересованности  предпринимателей   и   граждан   в
осуществлении страховой защиты;
     обеспечить   регулярное  информирование  населения  о  финансовом
состоянии банков и страховых организаций.

     Приватизация, рынок недвижимости и ценных бумаг
     Основными    направлениями   развития   процессов    приватизации
предприятий будут:
     привлечение  с  соблюдением  экономических  интересов  территории
инвестиций  в  сферу  материального производства и  охрану  окружающей
среды;
     создание эффективной системы перераспределения собственности  под
контролем органов государственной власти области, гарантирующей равные
права участникам перераспределения, открытость, гласность и соблюдение
интересов   населения  и  области  в  целом,  повышение  эффективности
производства и бюджетной обеспеченности территории;
     составление  полных реестров собственности области, в  том  числе
муниципальной  и  областной собственности, с оценкой их  потенциальных
возможностей    (уровня    ликвидности,   доходности,    экологической
безопасности,    влияния   на   социальные   процессы),    обеспечение
эффективного управления государственной собственностью.

     Развитие рынка недвижимости будет обеспечено на основе:
     совершенствования      основополагающих       принципов       его
функционирования;
     расширения конкурсных продаж;
     создания  государственной системы регистрации прав на  недвижимое
имущество и сделок с ним;
     создания системы страхования недвижимости и прав собственности на
недвижимость.
     Государственное   регулирование   рынка   ценных   бумаг    будет
обеспечиваться через:
     создание  и  эффективное функционирование механизмов  привлечения
инвестиций  в  экономику  области, в  том  числе  участие  во  внешних
облигационных займах, выпуск государственных областных облигаций;
     эффективное  управление пакетами акций, находящихся  в  областной
собственности, усиление влияния органов государственного управления на
акционерные  общества,  определяющие социально-экономическое  развитие
области;
     государственное   регулирование   фондового   рынка   области   и
деятельности его профессиональных участников;
     открытость рынка ценных бумаг области и интегрированность  его  с
общероссийским и мировыми рынками;
     информационную  прозрачность  рынка  ценных  бумаг,   обеспечение
финансовой   безопасности   граждан   путем   формирования    надежных
долгосрочных  финансовых инструментов для мобилизации и инвестирования
сбережений населения.

     Антимонопольная  политика  обеспечит  развитие   конкуренции   на
товарных  рынках  области, снижение уровня монополизации  экономики  и
развитие  конкурентной среды путем устранения ограничений  и  барьеров
для   входа  новых  хозяйствующих  субъектов  на  товарные   рынки   с
одновременным обеспечением защиты прав потребителей.
     Предстоит:
     реализовать  комплекс мер по созданию оптовых рынков  области,  в
первую  очередь, сети оптовых продовольственных рынков, а также рынков
промышленных товаров (узкоспециализированных, универсальных и т.д.);
     воссоздать сеть оптовых баз, обеспечивающих потребности сельского
хозяйства, бюджетной сферы и различных групп населения;
     противодействовать   созданию  новых   монопольных   структур   в
результате перераспределения собственности.
     Приоритетно  будет  обеспечена демонополизация социально-значимых
товарных рынков.
     Будет оказываться всемерная поддержка предприятиям и организациям
по  их  техническому перевооружению и реконструкции с  целью  развития
производства конкурентоспособной продукции.

     Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью
защиты  интересов  потребителей  соответствующих  товаров  и  услуг  и
повышения   экономической   эффективности  деятельности   естественных
монополий  путем  заключения договоров между органами  государственной
власти области и предприятиями-монополистами.
     На  основе  совершенствования правовой и  нормативно-методической
базы  на  региональном  уровне  в сфере естественных  монополий  будут
совершенствоваться  системы ценообразования и контроля  за  финансовым
положением,  регулирования уровня и структуры  цен  на  неконкурентных
рынках.
     Постепенно   прекратится  практика  перекрестного  субсидирования
различных групп потребителей товаров и услуг естественных монополий.

     Поддержка   малого   предпринимательства  будет   направлена   на
обеспечение его устойчивого роста, как одного из важнейших  источников
пополнения бюджета, инструмента создания новых рабочих мест и снижения
социальной напряженности в регионе.
     Финансовая   поддержка   малого  предпринимательства   будет,   в
основном, направлена на развитие малых предприятий, специализирующихся
на:
     углубленной  переработке  древесины;
     производстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
     производстве потребительских товаров, лекарственных препаратов  и
медицинской техники;
     оказании  производственных и бытовых услуг;
     производстве изделий традиционных вятских промыслов и ремесел.
     Предстоит  укрепить  собственную финансовую базу  развития  малых
предприятий,   создать   специализированные  региональные   лизинговые
компании.
     Создадутся   необходимые   условия   для   использования   малыми
предприятиями  бездействующих и незагруженных основных фондов,  в  том
числе   при   осуществлении   санационных  мероприятий   в   отношении
предприятий-банкротов,   будет   выработан   механизм   стимулирования
расширения  производственно-технологической и инновационной кооперации
малого предпринимательства с крупным производством.
     Совершенствование механизма налогообложения малых предприятий  на
областном   уровне   будет   способствовать   позитивным   структурным
изменениям   в   направлении  дальнейшего   увеличения   числа   малых
предприятий в промышленности и строительстве при снижении  их  доли  в
посреднической деятельности.

     В  области научно-технической политики за счет средств территории
будет   усилена  финансовая  поддержка  научно-технических   программ,
исследований  и  работ,  направленных  на  решение  задач   социально-
экономического развития региона, выполняемых территориальными научными
структурами  на  основе  конкурсного отбора высокоэффективных,  быстро
окупаемых научных разработок.
     Одним  из приоритетных направлений развития экономики в ближайшей
перспективе  будет совершенствование внешнеэкономической  деятельности
региона    и    межтерриториальных   связей.   Необходимо   преодолеть
преобладание  сырьевых  ресурсов в экспорте и готовой  продукции  -  в
импорте.   В  целях  максимальной  реализации  экспортного  потенциала
области предстоит усилить государственное регулирование внешнеторговой
деятельности области.
     Важным   направлением  совершенствования  межрегиональных  связей
должно  стать увеличение вывоза из области готовой продукции, в первую
очередь,  лесной  и деревообрабатывающей отрасли и машиностроительного
комплекса.

     В   области   потребительского  рынка,  услуг   и   защиты   прав
потребителей:
     принять  исчерпывающие  меры по продвижению  продукции  кировских
товаропроизводителей как на внутреннем рынке, так и за его пределами;
     разработать   областную  концепцию  развития  оптовой   торговли,
сформировать структуру регионального оптового рынка;
     усилить государственное регулирование рынка;
     разработать и реализовать комплексную программу развития бытового
обслуживания и ремесленничества в Кировской области;
     создать Ремесленную палату в Кировской области, как добровольное,
негосударственное,  некоммерческое  образование  и  главный   механизм
рыночного самоуправления в бытовом обслуживании;
     разработать  механизм  исполнения  социально-значимых  требований
населения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей";
     для    стабильного   обеспечения   населения   основными   видами
продовольствия   будет  продолжено  бюджетное  кредитование   создания
регионального  фонда зерна и сезонного завоза муки  в  труднодоступные
населенные  пункты.  Будут стимулироваться и поддерживаться  программы
улучшения торгового обслуживания сельского населения отдаленных лесных
поселков и поселков торфодобытчиков.

     Основными приоритетами социальной политики на период до 2000 года
будут:
     создание экономических условий для повышения трудовой активности,
развития  предприимчивости и деловой инициативы населения, обеспечение
правовых  гарантий работников наемного труда, в том числе по полной  и
своевременной оплате труда, охране, условиям и режимам труда;
     обеспечение  конституционных  гарантий  на  получение  бесплатной
медицинской помощи в объемах базовых стандартов всем гражданам области
независимо от их личного дохода;
     разработка  системы  минимальных социальных стандартов  с  учетом
социально-экономических  и  природно-климатических  условий  Кировской
области;
     укрепление    государственных   общеобразовательных   учреждений,
обеспечивающих получение бесплатного начального, основного и  среднего
(полного)    общего   образования   и   начального   профессионального
образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального и
высшего  профессионального образования, усиление социальной  поддержки
на  всех  ступенях  общего и профессионального  образования  детей  из
многодетных  и  малообеспеченных семей, сирот и  инвалидов,  всемерная
поддержка   одаренных  детей,  создание  для  них  специальных   школ-
интернатов;
     последовательное осуществление жилищной программы, в том числе за
счет   субсидирования   и   льготного   кредитования,   предоставление
бесплатного или недорогого жилья для малоимущих и молодых семей;
     обеспечение стабилизации и улучшения демографической ситуации,  в
основном,  за  счет  снижения смертности в трудоспособном  возрасте  и
детской.
     За  счет  дифференцированных районных коэффициентов к  заработной
плате,   надбавок,   доплат  для  работающих  в  бюджетных   отраслях,
договорного   регулирования  будут  поэтапно  повышаться   минимальные
размеры  оплаты  труда,  пособия и субсидии до  уровня  сложившихся  в
регионе размеров средней заработной платы и прожиточного минимума.
     В  рамках  реализации областных программ "Дети России",  "Старшее
поколение"   будет  укреплена  материально-техническая   база   домов-
интернатов и пансионатов.
     Будет  усилена  правовая  защита,  в  том  числе  по  обеспечению
безопасного материнства и охраны здоровья детей, открыты новые  приюты
для детей, попавших в сложные жизненные ситуации.
     В  1998  году  будет принят областной Закон "Об охране  труда"  и
Программа  первоочередных мер по улучшению условий и охраны  труда  на
предприятиях   Кировской  области  до  2000  года.   Для   обеспечения
стабильного  финансирования мероприятий по улучшению условий  труда  с
1999  года в бюджетах всех уровней будут выделяться отдельной  строкой
расходы на эти цели.
     Предусматривается  усилить  роль договорных  отношений  в  рамках
социального  партнерства  в  решении большинства  социальных  проблем.
Повысится   роль   региональных   и  территориальных   соглашений   по
регулированию  социально-трудовых  отношений,  а  также   коллективных
договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях.
     Администрацией  области  будут приняты  дополнительные  меры  для
более   активного  влияния  на  ситуацию  на  рынке  труда,  смягчения
негативных  последствий  безработицы,  обеспечению  защиты  социально-
уязвимых групп населения.
     Будет  осуществлен  переход от политики  содействия  занятости  к
политике сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, увеличено
выделение средств на эти цели.
     Предстоит расширить практику применения оплачиваемых общественных
работ,  в том числе для подростков, увеличить объемы профессионального
обучения молодежи по профессиям, пользующимся спросом на рынке  труда,
обеспечить  своевременность и полноту социальных  выплат  безработным,
изыскать  возможность для дополнительных выплат  особо  нуждающимся  в
материальной поддержке гражданам, при одновременном ужесточении мер по
отношению  к  получающим  пособие  по  безработице  незаконным  путем,
избегающим трудоустройства. Будет осуществляться постоянный и  жесткий
контроль  за  реализацией  намеченных мер, расширены  возможности  для
самостоятельной (частно-предпринимательской) деятельности.
     Основными  направлениями региональной политики  занятости  будут:
отработка  механизма  социального партнерства  и  реализации  программ
содействия  занятости населения, укрепление и развитие государственной
службы  занятости,  создание  сети  негосударственных  организаций  по
трудоустройству   незанятых  граждан,  совершенствование   нормативно-
правовой базы.

     Дополнительную   финансовую  поддержку  получат   образование   и
культура.   Администрация  области  продолжит  работу  по  обеспечению
сохранения  и  развития  сети образовательных  учреждений,  разработке
нормативной базы для развития образования в области.
     В  первоочередном  порядке предстоит инвестировать  строительство
объектов   образования,   имеющих  высокую  строительную   готовность.
Сохранятся  социальные  гарантии работникам образования,  определенные
Законом "Об образовании" и указами Президента Российской Федерации.
     Дальнейшее  развитие  получат  прогрессивные  формы  медицинского
обслуживания населения: амбулаторно-поликлиническое, первичная медико-
санитарная помощь, этапность в оказании медицинской помощи.
     Будет  принят  областной  Закон  "Об  охране  здоровья  населения
области",  увеличены ассигнования на финансирование областных  целевых
программ     "Планирование    семьи",    "Профилактика     заболеваний
туберкулезом". Предстоит создать специализированные центры и отделения
профилактики и лечения профзаболеваний, в том числе по пересадке почек
и диабетологический.
     Наряду   с   обеспечением  бесплатного  предоставления   минимума
социальных  услуг,  дальнейшее развитие  получат  платная  медицина  и
образование.
     Особое  внимание и всемерная финансовая помощь будет  оказываться
при реализации целевых комплексных программ культурного строительства,
в  том  числе  реставрация  объектов  Вятского  Васнецовского  кольца,
изучение,  сохранение  и  реставрация  культурного  наследия   народов
России, техническое переоснащение учреждений культуры и искусства.
     Областная  стратегия  в  области  литературы  и  искусства  будет
строиться   на   принципах   законодательного,   организационного    и
материального   закрепления,   сохранения   и   развития   самобытного
культурного   наследия   Вятского   края,   возрождения   духовных   и
художественных  традиций,  укоренения их в современной  жизни.  Особое
внимание будет уделено воспитанию гражданственности и патриотизма.
     Предстоит  принять  дополнительные меры по  сохранению  музейного
фонда  области,  имеющейся  сети и фондов библиотек,  различных  видов
художественного творчества.
     Дальнейшее     развитие    должны    получить     межнациональное
сотрудничество и культурные связи.
     В  области  национальной политики будут объединяться усилия  всех
звеньев государственной системы и гражданского общества для сохранения
и   упрочнения   межнационального   согласия,   утверждения   принципа
равноправия   граждан  различных  национальностей  и  вероисповеданий,
укрепления  взаимопонимания  между ними. Дальнейшее  развитие  получит
межрегиональное  сотрудничество, в  том  числе  в  сфере  национальных
отношений  и,  прежде  всего, с пограничными  республиками  Татарстан,
Марий Эл, Коми, Удмуртия.
     В  области  охраны  окружающей среды  и  улучшения  экологической
ситуации  будет  усилено внимание обеспечению здоровой среды  обитания
жителям  области,  ускорению решения экологических проблем,  расширены
объемы  работ по охране и рациональному использованию водных  ресурсов
региона.
     Будут   приняты   дополнительные  меры  по  более   рациональному
использованию   природных  богатств  области,  сохранению   плодородия
сельскохозяйственных   угодий,  породного  состава   лесов,   качества
поверхностных и подземных вод.
     Предстоит   ускорить  развитие  сети  особоохраняемых   природных
территорий,  уделив  особое  внимание охране  курортной  зоны  "Нижне-
Ивкино".
     В   рамках   реализации   федеральных   программ   "Экологическая
безопасность   России",  "Возрождение  Волги"  и   других,   а   также
межрегиональных  соглашений будут продолжены  научно-исследовательские
работы  и  создание  системы  регионального  комплексного  мониторинга
природной среды, совершенствование экономического механизма управления
природопользованием.
     Предстоит  разработать и реализовать комплекс мер по  безопасному
уничтожению  химического  оружия  Марадыковского  арсенала,   усилению
контроля за состоянием Кильмезского ядомогильника.
     Будет   совершенствоваться  структура  органов   государственного
управления  и  местного  самоуправления, повышаться  эффективность  их
деятельности.   На  качественно  новом  уровне  будет   обеспечиваться
подготовка и переподготовка кадров управления.
     В  целях  оптимизации  принятия управленческих  решений  на  всех
уровнях  исполнительной и законодательной власти будет создана  единая
система   информационного  обеспечения  органов  власти  и  управления
области,    городов    и   районов   путем   реформирования    системы
государственной   статистики  и  организации   системы   областной   и
муниципальной статистики.
     Всемерное  развитие получат общественные институты, способные  не
только  выдвигать  конструктивные  инициативы,  но  и  добиваться   их
реализации.   Будет   всемерно   укрепляться   взаимодействие    между
общественными организациями и государственными структурами.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Взаимоотношения   области  с  органами   государственной   власти
Российской Федерации будут строиться на основе договора и соглашений о
разграничении предметов ведения и полномочий.


Информация по документу
Читайте также