Расширенный поиск
Постановление Губернатора Кировской области от 24.04.2000 № 157АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.04.2000 N 157 г. Киров Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.99 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и в целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" (далее Программа). Прилагается. 2. Определить заказчиком-координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области. 3. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А. М.) при формировании проекта бюджета Кировской области на 2001-2002 годы предусмотреть финансирование мероприятий на реализацию Программы. 4. Рекомендовать главам районов, городов области и администрации г. Кирова: 4.1. Разработать совместно с территориальными органами Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области план мероприятий по реализации Программы. 4.2. Обеспечить финансирование программных мероприятий, выполняемых за счет средств местных бюджетов. Первый заместитель Губернатора области А. А. Пинаев УТВЕРЖДЕНА Постановлением Губернатора Кировской области от 24.04.2000 N 157 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" Наименование Программы Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000 - 2002 годы" Дата принятия решения о приказ Государственного Комитета Разработке Программы Российской Федерации по земельной (наименование документа) политике от 3 августа 1999 года N 17 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2000 годы" Государственные заказчики Комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству Кировской области (координатор), комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области Основные разработчики Комитет по земельным ресурсам и Программы землеустройству Кировской области, комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации области, финансовое управление Кировской области Цели и задачи Программы повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производственного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста Сроки и этапы реализации 2000-2002 годы: Программы I этап - 2000 год II этап - 2001-2002 годы Перечень основных мероприятий разработка и совершенствование на всех Программы уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений: реализация механизма права собственников земельных долей; обеспечение приватизации городских земель, приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Кировской области и муниципальных образований; создание инфраструктуры рынка земли: развитие ипотечного кредитования; организация и ведение государственного земельного кадастра; внедрение системы земельных платежей; проведение массовой государственной кадастровой оценки всех категорий земель: картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; ведение мониторинга земель: государственный контроль за использованием и охраной земель, создание денежного фонда охраны земель: проведение информационно- разъяснительной работы среди населения; создание специализированных информационно-консультационных центров; создание Государственного учреждения Кировская Земельная кадастровая палата с ее филиалами; подготовка и переподготовка кадров (млн. рублей) Объем и источники 2000-2002 годы 2000 год финансирования Всего 211,3 70,5 в том числе: федеральный бюджет 27,9 9,4 областной бюджет 120,9 40,3 местные бюджеты 59,5 19,8 прочие источники 3,0 1,0 Ожидаемые конечные результаты закрепление конституционных прав реализации Программы граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности. собственности Кировской области и муниципальных образований; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими: повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов всех уровней Введение Кировская область располагает огромными земельными ресурсами, которые расположены на площади 120,4 тысячи кв. км, но это национальное богатство используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца из-за отсутствия системы земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Сотни тысяч гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы. Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы как в Российской Федерации, так и в Кировской области. Перед областью стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и приказом Государственного Комитета Российской Федерации по земельной политике от 3 августа 1999 года N 17 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы". 1. Основные Положения Программы 1.1. Основные итоги земельных преобразований в Кировской области в 1991-1998 годах В области завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 2000 г. произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 648 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 2,2 млн. га их земель. В итоге 213 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (1258 хозяйств), в распоряжение которых передано 87,1 тыс. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 626 тыс. га. В собственность граждан передано 2,3 млн. гектаров или 69 процентов всех сельскохозяйственных угодий области. Дополнительно еще около 0,4 млн. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 25 земельных участков под такими предприятиями и объектами. Органам местного самоуправления передано в ведение 444,3 тыс. га земель (4,7 тыс. сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 108,5 тыс. га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6 процентов земли. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 646 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 105,4 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,21 до 0,33 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,10 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 521,6 тыс. граждан и 8,9 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечено поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1999 году - 189,7 млн. рублей. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 5,4 тыс, в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования. Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1996 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений. 1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики в целом России и нашей области, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель; приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности Кировской области и в муниципальной собственности; создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области. Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Выделяются два этапа реализации Программы. На I этапе (2000 год) в основном осуществляются меры правового, организационно - управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа. На II этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов программ социально - экономического развития Кировской области. В Программе определены направления реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 N 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2. Система программных мероприятий 2.1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; создание системы правового зонирования земель. 2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение всем гражданам области возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование; обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю; обеспечение всем гражданам области - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации); активизацию информационно - разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике области, обеспечивается реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя: развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости; информационное обеспечение земельного рынка. Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на; установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс"; повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных; расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг; совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство; законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов. Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем; создания механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг; создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости; проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения; создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними: создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимости. В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляется: создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе; внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур; расширение доступа граждан области и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них; создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных. 2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.). С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы: осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров; уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена; установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями; уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации; создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей; содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов; принять меры по систематическому уточнению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их. На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель. консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках сельскохозяйственного назначения Кировской области на 2000 - 2005 годы. 2.5. Развитие ипотечного кредитования Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени. В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы обеспечивается: учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя; разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита; разработка мер по защите прав залогодателей. использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств. Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных. Для развития ипотечных отношений целесообразно использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество. 2.6. Совершенствование системы земельных платежей Действующая система земельных платежей в России регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 09.08.94 N 22-ФЗ, по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 28 процентов всех земель области, а в городах - с 21 процента. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель. При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает: установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц; расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель; выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель. Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает: ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Кировской области; завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации; существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате. При реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли. 2.7. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости. При реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся; разработка отвечающей современным требованиям законодательной и нормативно-технической базы системы ведения государственного земельного кадастра; проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра по всей территории области в единой системе с Российской Федерацией; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях области и муниципальных образований; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными, классификаторов и технологических процедур; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур; разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения. При реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия: введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости; завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра; создание государственного кадастра недвижимости области путем интеграции государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных о недвижимости; создание информационной базы данных о федеральных землях, землях области и землях муниципальных образований. 2.8. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются: установление единого порядка проведения на территории области территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель; определение порядка, оснований и методов проведения оценки рыночной стоимости земельных участков; Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра. На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории области. 2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально - экономического развития городов. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработку градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. При реализации Программы проводятся следующие мероприятия: осуществление программы инвентаризации земель поселений: разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений; формирование и межевание земельных участков как объектов недвижимости в городах и других поселениях; приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры; обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка. II этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает: разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского землепользования; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах. 2.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы При реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю. В этих целях организуется издание популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в регионах, создание на радио и телевидении специальных передач, производство короткометражных фильмов. 2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения; разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель; разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий; установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков; уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений; установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Следует разработать комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов). 2.12. Мониторинг земель Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Эрозия почв (эродированы 6 процентов всех земель сельскохозяйственного назначения, 9 процентов - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га), заболачивание и переувлажнение земель (более 23 процентов всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 процентов их площади). В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы обеспечение правовыми и нормативно- техническими актами, регулирующими организацию и ведение государственного мониторинга земель. Предусматривается обеспечить: своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений; прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов; совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель. 2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы. Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. На I этапе реализации Программы предусматривается: осуществление государственного контроля за охраной и использованием земель, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства; улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства. На II этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель. 2.14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в области земельной реформы. Государственное управление земельными ресурсами области осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области и его органы на местах. В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры: укрепить материально-техническую базу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области и его органов на местах, сохранив за ними основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории области; создать в области государственное учреждение - "Земельная кадастровая палата" по Кировской области для целей ведения государственного земельного кадастра и оказания услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также государственной кадастровой оценке всех категорий земель для государственных и иных нужд; финансирование Палаты осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги. В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации области в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и областных программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам муниципальных образований в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 3. Правовое обеспечение Программы Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Проведение реформы на основе подзаконных актов не обеспечивает гарантий собственникам, пользователям земли, инвесторам и иным участникам рынка земли. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства. Правовое обеспечение развития земельной реформы в области будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривается: реализация законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость; создание гарантий конституционных прав граждан на землю; исполнение законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры; реализация законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах. Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ. Земельное законодательство будет развиваться на базе положений Конституции Российской Федерации, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе Гражданского кодекса Российской Федерации путем расширения норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений. На I этапе реализации Программы предусматривается изучение и реализация федеральных законов, принятых в соответствии с реализацией I этапа федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 годы" 4. Научное обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по государственному заказу Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области. 5. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов. Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 211,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 27,9 млн. рублей, или 13.2 процента, за счет средств областного бюджета - 120,9 млн. рублей, или 57,2 процента, за счет средств местных бюджетов - 59,5 млн. рублей, или 28,2 процента, и за счет прочих источников - 3 млн. рублей, или 1,4 процента общего объема затрат. Из федерального бюджета средства направляются на финансирование прочих нужд - 27,9 млн. рублей, или 100 процентов общего объема средств. Средства на прочие нужды из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий: землеустроительные работы - 3,5 млн. рублей; картографо-геодезические работы 24 млн. рублей; работы по оценке земель - 0,4 млн. рублей. Распределение средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы области осуществляется государственным заказчиком - координатором. Средства областного и местных бюджетов в общей сумме 180.4 млн. рублей будут направлены на: картографическое, градостроительное и землеустроительное обеспечение учета, оценки и использования земель области. На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на I этапе будет направлено 9,4 млн. рублей и на II этапе - 18.5 млн. рублей. Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости. Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице. (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------- | | | в том числе | | | 2000-2002 |--------------------------| | | годы | 2000 год | 2001-2002 | | | | | годы | ---------------------------------------------------------------------- Средств - всего 211,3 70,5 140,8 Из них за счет федерального 27,9 9,4 18,5 бюджета прочие нужды - всего 211,3 70,5 140,8 в том числе: областной бюджет 120,9 40.3 80,6 местные бюджеты 59,5 19.8 39,7 прочие источники 3,0 1,0 2,0 Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 N 932. 6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Кировской области. Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы. Мероприятия Программы реализуются: государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов); администрацией области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием. План основных мероприятий по реализации областной целевой Программы "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" осуществляется согласно приложению. Механизм реализации Программы разработан с учетом экономической ситуации в области и состояния областного и местных бюджетов в ближайшей перспективе. Важной задачей государственного заказчика - координатора является привлечение средств областного бюджета для реализации отдельных мероприятий Программы. В качестве соисполнителей при реализации программных мероприятий привлекаются организации, имеющие лицензию на выполнение указанных мероприятий. Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик - координатор. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305. Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий. Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов). Государственные заказчики при необходимости оказывают консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации. Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 N 594. Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в департамент экономики администрации области и финансовое управление Кировской области согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета. Государственный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет: ежегодно в департамент экономики администрации области статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно, до 1 февраля, в департамент экономики администрации области, финансовое управление Кировской области и Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств. Государственный заказчик - координатор участвует в подготовке департаментом экономики администрации области ежегодного доклада о ходе реализации Программы, представляемого в Министерство экономики Российской Федерации. Государственные заказчики участвуют в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых департаментом экономики администрации области с участием финансового управления Кировской области, других заинтересованных федеральных и областных органов исполнительной власти. По результатам экспертных проверок подготавливаются для внесения в администрацию области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы. При необходимости государственные заказчики вносят в департамент экономики администрации области и финансовое управление Кировской области предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий. 7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства. Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит: обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков; создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой. позволит получить экономический эффект в размере более 400 млн. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков. включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях. Приложение к Программе План основных мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Кировской области на 2000-2002 годы" ---------------------------------------------------------------------- | | | Срок реализации | | | | мероприятия или пред- | | Мероприятие | Исполнитель | ставления документов | | | | в администрацию | | | | области | ---------------------------------------------------------------------- 1. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению Проект постановления Комитет по земельным I квартал 2000 г. Губернатора области ресурсам и земле- об утверждении норма- устройству Кировской тивной цены земли области Проект постановления Комитет по земельным I квартал 2000 г. Губернатора области ресурсам и земле- об утверждении устройству Кировской Порядка взимания и области. размеров платы за управление юстиции проведение Кировской области кадастрового учета и предоставление кадас- тровой информации. необходимой для государственной регис- трации прав на недвижимое имущес- тво и сделок с ним Соглашение с Киров- Комитет по земельным I квартал 2000 г. ской областной регист- ресурсам и земле- рационной палатой о устройству Кировской дальнейших взаимо- области, отношениях управление юстиции Кировской области, Кировская областная регистрационная пала- та II. Мероприятия по методическому обеспечению Внесение изменений в Комитет по земельным I квартал 2000 г. инструкцию по инвен- ресурсам и земле- таризации земель насе- устройству Кировской ленных пунктов области III. Мероприятия по организационному обеспечению Обеспечение развития Комитет по земельным Постоянно информационно- ресурсам и земле- консультативной рабо- устройству Кировской ты среди граждан по области вопросам земельных отношений Обеспечение земель- Комитет по земельным Ежегодно ных преобразований в ресурсам и земле- сельской местности, устройству Кировской корректировка проект- области, ов перераспределения комитет сельского хо- земель зяйства и продовольст- вия администрации об- ласти Организация комплек- Комитет по земельным Ежегодно са работ по землеустро- ресурсам и земле- ительному обеспече- устройству Кировской нию земельных преоб- области разований Проведение инвентари- Комитет по земельным Ежегодно зации земель и уточне- ресурсам и земле- ние списков платель- устройству Кировской щиков земельного на- области с участием лога и арендной платы заинтересованных тер- за землю риториальных органов, министерств и ве- домств Организация проведе- Комитет по земельным 2000-2002 годы ния государственной ресурсам и земле- кадастровой оценки устройству Кировской всех категорий земель области с участием заинтересованных тер- риториальных органов, министерств и ве- домств Внедрение в промы- Федеральный кадастро- шленную эксплуата- вый центр "Земля", 2000-2002 годы цию автоматизирован- Комитет по земельным ной системы ведения ресурсам и земле- государственного зе- устройству Кировской мельного кадастра области Организация ведения Комитет по земельным Постоянно государственного кон- ресурсам и земле- троля за исполь- устройству Кировской зованием и охраной области с заинтересо- земель ванными службами Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|