Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 27.02.2003 № 22/22

 


              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.02.2003 N 22/22
     г. Киров

О результатах проверок использования денежных
средств, предусмотренных в областном бюджете
на 2002 год на заготовку топлива для нужд
предприятий жилищно-коммунального хозяйства
и бюджетной сферы районов и городов области


     Заслушав   информацию   председателя  контрольно-счетной   палаты
Законодательного  Собрания  области  Яговкиной  Т.  М.  о  результатах
проверок  использования денежных средств, предусмотренных в  областном
бюджете на 2002 год на заготовку топлива для нужд предприятий жилищно-
коммунального  хозяйства и бюджетной сферы районов и городов  области,
Законодательное Собрание области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Информацию принять к сведению. Прилагается.

     2. Согласиться   с   предложением    контрольно-счетной    палаты
Законодательного  Собрания о направлении ею  в  Правительство  области
Представления  об  устранении  нарушений,  выявленных  по  результатам
проверок.

     3. Направить  в   прокуратуру   области   информацию   о   фактах
неэффективного   использования   бюджетных   средств,   а   также   об
использовании  бюджетных  средств  с нарушением  нормативных  правовых
актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Законодательного
Собрания Кировской
области   А. Н. Стрельников



                              Информация
      Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания области
        по результатам проверок использования денежных средств,
 предусмотренных в областном бюджете на 2002 год на заготовку топлива


     В  ноябре  2001  года  была проведена проверка контрольно-счетной
комиссией   областной   Думы   Департамента   топлива   и   энергетики
Администрации  Кировской  области по  вопросу  использования  денежных
средств  областного бюджета, выделенных на заготовку топлива для  нужд
предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы  районов
и городов области.
     По  результатам  проверки  было принято  постановление  Кировской
областной  Думы  от  29.11.01 г. N 7/124 "Об  информации  председателя
контрольно-счетной   комиссии  областной  Думы  об   итогах   проверки
использования  денежных  средств  областного  бюджета,  выделенных  на
заготовку топлива для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства
и бюджетной сферы районов и городов в 2000-2001 г.г.".

     Указанным постановлением было принято решение:
     - информацию  направить  Губернатору-Председателю   Правительства
Кировской области;
     - предложить   Правительству   области   рассмотреть    материалы
проверки;
     - о принятых мерах представить  информацию  в  областную  Думу  в
январе 2002 года.
     Информация  Правительством  области  о  принятых  мерах  не  была
представлена.
     В  рамках контроля за постановлением Кировской областной Думы  от
29.11.01   г.  N  7/124  контрольно-счетной  палатой  Законодательного
Собрания  области проведены проверки по вопросу использования денежных
средств,  предусмотренных в областном бюджете на 2002 год на заготовку
топлива.
     Проверками  контрольно-счетной палаты  Законодательного  Собрания
области  установлено,  что организация работы по обеспечению  топливом
способствовала неэффективному использованию средств областного бюджета
и строилась с нарушением законов и других нормативных правовых актов.
     В  соответствии  с Указом Президента РФ N 305 от 08.04.97  г.  "О
первоочередных   мерах  по  предотвращению  коррупции   и   сокращению
бюджетных    расходов   при   организации   закупки   продукции    для
государственных нужд" были приняты постановления администрации области
от  10.04.2001 N 114 "Об областном заказе на 2001 год" и Правительства
области от 16.04.2002 N 15/136 "Об областном заказе на 2002 год", но в
перечень  товаров,  на которые распространяются данные  постановления,
топливо не было включено.
     В  нарушение ст. 529 Гражданского кодекса Российской Федерации до
01.06.2002   не   заключались  договоры  на   поставку   топлива   для
государственных нужд.
     В  2002  году  существовали две системы расчетов  по  обеспечению
топливом   предприятий  жилищно-коммунального  хозяйства  и  бюджетной
сферы.
     Действовавший  до  01.06.2002  порядок  оформления  документов  и
расчетов  не  позволял  предприятиям  жилищно-коммунального  хозяйства
предъявлять к возмещению из федерального бюджета входной НДС.
     Потери  бюджета  по  этой  причине, в  результате  неэффективного
использования бюджетных средств, составили 27,9 млн. рублей.
     Одновременно ухудшалось финансовое состояние предприятий жилищно-
коммунального  хозяйства  в  связи  с  необходимостью  уплаты  НДС   в
федеральный бюджет со всего объема услуг.
     В  нарушение  Федерального  закона  "О  поставках  продукции  для
федеральных государственных нужд" N 60-ФЗ от 13.12.94 (ст.  5  п.  3),
распространяющегося  на  областной  заказ  и  предусматривающего,  что
продукция,  не  соответствующая ГОСТу, считается  не  поставленной,  в
заключенных госконтрактах меры к поставщикам некачественной  продукции
не определены.
     В   соответствие  с  договорами  на  хранение   топлива,   с   11
организациями   -   "Хранителями",  на  них  возлагалась   обязанность
проверять  при  приеме товара его качество и соответствие  требованиям
ГОСТа  и немедленно сообщать "Поклажадателю" о несоответствии качества
товара.
     Однако,   ответственность  "Хранителя"  за  невыполнение  данного
требования  договора,  не предусмотрена и в течение  всего  2002  года
информации о несоответствии качества каменного угля не поступало.
     Таким   образом,  действенный  контроль  за  качеством  продукции
отсутствовал,  а  следовательно не велась  работа  на  перспективу  по
отбору  более  надежных поставщиков и более эффективному  расходованию
бюджетных средств.
     Не   осуществлялся  должным  образом  контроль  за  своевременной
поставкой  топлива.  В  нарушение  федерального  закона  N  60-ФЗ   от
13.12.94, который предусматривает взыскание неустойки в размере 50% от
стоимости  недопоставленной  продукции,  в  государственном  контракте
неустойка  определена  в  размере  0,1%  от  стоимости  несвоевременно
поставленной продукции за каждый день просрочки.
     Более  того, меры ответственности за неисполнение государственных
контрактов  на поставку продукции для государственных нужд области,  в
нарушение  закона  60-ФЗ  от 13.12.94 и заключенных  госконтрактов  не
применялись.
     В  результате допущено использование бюджетных средств  на  сумму
26,7  млн.  рублей  с нарушением нормативных правовых  актов,  в  виде
непредъявления неустойки за невыполнение договорных обязательств.
     В  нарушение  ст.  34  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
допущено  неэффективное расходование бюджетных средств  на  сумму  3,5
млн.   рублей,  выразившееся  в  оплате  несвоевременно  поставленного
топлива по более высоким ценам, чем предусмотрено госконтрактом.
     В  нарушение  п.  32 Положения "Об организации  закупки  товаров,
работ   и  услуг  для  государственных  нужд",  утвержденного   Указом
Президента   Российской   Федерации   "О   первоочередных   мерах   по
предотвращению   коррупции  и  сокращению   бюджетных   расходов   при
организации  закупки  продукции для государственных  нужд"  N  305  от
08.04.97,  предусматривающего привлечение заявок на участие  в  торгах
(конкурсах)   путем   публикования  в  печатных   средствах   массовой
информации,  после  апреля 2002 года публикаций в  средствах  массовой
информации о привлечении заявок при проверке не представлено.
     Вся  реклама по закупке топлива в 2002 году заключалась  в  одной
заметке  14  строк  в  газете "Вятский край" N 217  от  27.11.2001,  в
которой  указывалась дата проведения конкурсов с 10.01. по 24.04.2002,
при  этом  не  дана  полная информация в соответствии  с  требованиями
Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N  305
от 08.04.97.
     Таким  образом,  не  был  обеспечен необходимый  уровень  рекламы
открытых конкурсов, потенциальные поставщики не были привлечены,  что,
как  следствие,  привело  к  заключению  госконтракта  с  единственным
поставщиком ЗАО "УфаОЙЛ", который нарушил договорные обязательства.
     Размещение заказа на закупку продукции для государственных нужд у
единственного источника (ЗАО "УфаОЙЛ") было допущено без  согласования
этого   права  с  департаментом  экономики  Правительства  области   в
нарушение   Положения,  утвержденного  Указом  Президента   Российской
Федерации N 305 от 08.04.97.
     Проведена  предоплата ЗАО "ЭкспОЙЛ" в сумме 40  млн.  рублей  без
заявки  от департамента топлива и энергетики при Правительстве области
до   принятия  распоряжения  Председателя  Правительства  в  нарушение
действующего  порядка  учета  и расчетов  и  Положения,  утвержденного
Указом   Президента  Российской  Федерации  N  305  от  08.04.97,   не
предусматривающих  осуществление расчетов за  поставленное  топливо  в
порядке    предоплаты.   Объем   поставки   топлива,   предусмотренный
госконтрактом,  выполнен  ЗАО "ЭкспОЙЛ"  на  1,5%.  Денежные  средства
областного бюджета были отвлечены с 11.04.2002 до 02.12.2002.
     Областному  бюджету  нанесен убыток в  сумме  71,3  млн.  рублей,
выразившийся   в   использовании  бюджетных   средств   с   нарушением
нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,  в
том числе:
     - неустойка 24637,7 тыс. руб.;
     - убытки 42039 тыс. руб.;
     - проценты  за  использование  удерживаемых  средств,  исходя  из
ставки рефинансирования с учетом банковской маржи-4637,2 тыс. руб.
     В   соответствии  с  заключением  правового  управления  аппарата
Законодательного  Собрания области, государственный контракт  поставки
нефтепродуктов для государственных нужд Кировской области, заключенный
10.04.02 г.  между   ЗАО  "ЭкспОЙЛ"  и  Правительством   области,   не
соответствует требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации  и
Федерального   закона   "О   поставках   продукции   для   федеральных
государственных нужд".
     Кроме  того,  в  контракте не указано в  каком  арбитражном  суде
подлежат рассмотрению споры, так как заказчик расположен в г.  Кирове,
а поставщик в г. Москве.
     В  соответствии с Арбитражно-процессуальным Кодексом  РФ  иски  в
таких  случаях  рассматриваются,  как  правило,  по  месту  нахождения
ответчика.
     Исходя  из  вышеизложенного  Арбитражный  суд  Кировской  области
отказал Правительству области в рассмотрении иска к ЗАО "ЭкспОЙЛ".
     Доля  произведенных расчетов в 2001 году денежными средствами  за
централизованные   поставки   топлива  с   организациями-поставщиками,
являющимися посредниками, составила 77,1%, в 2002 году 91,7% от  общей
суммы перечисленных средств.
     Анализ места нахождения поставщиков свидетельствует о том, что  в
2002  году  договора на поставку каменного угля от общего  объема  его
поставки  на  66% заключены с поставщиками, находящимися за  пределами
области, из них на 74% с поставщиками, находящимися в г. Москве, и 26%
в г. Калуге.
     Договора на поставку топочного мазута в 2002 году с поставщиками,
находящимися  за пределами области, заключены на 49% от общего  объема
поставки  мазута,  из  них с поставщиками, находящимися  в  г.  Москве
заключены договора на 79%, находящимися в Уфе на 21%.
     Основные объемы госконтрактов заключены во II половине 2002  года
по  поставке угля на 65,1%, по мазуту на 61,7%, когда цены на  топливо
выше.
     Средства  на  закупку топлива закладываются на бюджетный  год,  а
учет  потребности  и  фактически поступившее  топливо  уполномоченными
органами (департамент топлива и энергетики при Правительстве области и
КОГУ  "Управление по газификации и обеспечению топливом")  ведется  по
отопительным  сезонам, что не способствует контролю за  эффективностью
использования бюджетных средств.
     В  нарушение  ст.  223  Бюджетного кодекса  Российской  Федерации
"доведение лимитов бюджетных обязательств органами исполняющими бюджет
до   распорядителей  и  получателей  бюджетных  средств"  и  ст.   225
Бюджетного   кодекса  Российской  Федерации,  предусматривающей,   что
"получатели   бюджетных   средств  имеют   право   принятия   денежных
обязательств   по  осуществлению  расходов  и  платежей   в   пределах
доведенных  до  них лимитов", финансовым управлением лимиты  бюджетных
обязательств  до  распорядителей и получателей  бюджетных  средств  не
доводились, тем самым нарушены основы исполнения бюджета.
     Всего  в  результате  проверок  использования  денежных  средств,
предусмотренных  в областном бюджете на 2002 год на заготовку  топлива
для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы
районов и городов области, установлено:
     - неэффективное использование бюджетных  средств  на  сумму  31,4
млн. рублей, в том числе;
     - на сумму 27,9 млн. рублей  из-за  созданной  системы  расчетов,
которая  не  позволяла предприятиям ЖКХ предъявлять  к  возмещению  из
федерального бюджета входной НДС;
     - на сумму 3,5 млн. рублей, выразившихся в оплате  несвоевременно
поставленного  топлива  по  более  высоким  ценам,  чем  предусмотрено
госконтрактами.
     Кроме того, допущено использование бюджетных средств с нарушением
нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения  на
сумму 98 млн. рублей, в том числе:
     - 71,3 млн. рублей в результате перечисления  средств  в  порядке
предоплаты ЗАО "ЭкспОЙЛ";
     - 26,7  млн.  рублей  в  результате  не  предъявления   неустойки
поставщикам за несовременную поставку топлива.
     В целях устранения отмеченных нарушений контрольно-счетная палата
Законодательного Собрания предложила:

     1. Довести  заключение  контрольно-счетной  палаты  до   сведения
депутатов Законодательного Собрания области.

     2. Направить представление Правительству области с предложениями:
     2.1. Направить исковое заявление в арбитражный суд  г.  Москвы  о
взыскании  с ЗАО "ЭкспОЙЛ" неустойки и убытков, связанных с нарушением
обязательств по государственному контракту поставки нефтепродуктов для
государственных нужд Кировской области от 10.04.2002 N 123/01/2002.
     2.2. Взыскать неустойку с поставщиков, нарушивших государственные
контракты  (договоры)  по  поставке топлива в  2002  году.  Обеспечить
предъявление  санкций  и  проведение  претензионно-исковой  работы   в
соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской  Федерации
и Закона N 60-ФЗ от 13.12.94.
     2.3. Государственные  контракты   привести   в   соответствие   с
Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  и  Законом  N  60-ФЗ  от
13.12.94 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
     2.4. В    договорах    на    хранение    топлива    предусмотреть
ответственность  за  не  проведение проверок  качества  топлива  и  не
предоставления сведений о некачественной продукции.
     2.5. Организовать систему работы по привлечению и отбору надежных
поставщиков  топлива.  Обеспечить полное информирование  о  проводимых
конкурсах  в  соответствии  с Указом Президента  N  305  от  08.04.97.
Обеспечить   выполнение  требований  Бюджетного   кодекса   Российской
Федерации  в  части  соблюдения принципов  эффективности,  экономности
использования бюджетных средств.
     2.6. Обеспечить   выполнение   требований   Бюджетного    кодекса
Российской  Федерации по доведению лимитов бюджетных  обязательств  до
распорядителей и получателей бюджетных средств.
     2.7. Рассмотреть   вопрос    о    персональной    ответственности
должностных  лиц  департамента топлива и энергетики при  Правительстве
области   и   финансового  управления,  допустивших   не   эффективное
использование  средств областного бюджета, а также организацию  работы
по  обеспечению  топливом с нарушением законов  и  других  нормативно-
правовых актов.
     2.8. Рассмотреть целесообразность  передачи  функций:  заказчика,
проведения  торгов  и  заключения госконтрактов  КОГУ  "Управление  по
газификации и обеспечению топливом" в соответствии с требованиями  ст.
527 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключения договоров в
соответствии  со  ст.  529 Гражданского кодекса  Российской  Федерации
между  поставщиками и покупателями, определяемыми КОГУ "Управление  по
газификации и обеспечению топливом".
     2.9. Представить  в  контрольно-счетную  палату  Законодательного
Собрания  области информацию о выполнении предложений в месячный  срок
со дня получения представления.

     3. Включить результаты проверок использования  денежных  средств,
предусмотренных  и областном бюджете на 2002 год на заготовку  топлива
для нужд предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы
районов и городов области, в состав заключения по результатам проверки
отчета Правительства "Об исполнении областного бюджета за 2002 год".

     4. Передать  информацию  о  фактах  неэффективного  использования
бюджетных  средств,  а  также  об использовании  бюджетных  средств  с
нарушением    нормативно-правовых   актов,   регулирующих    бюджетные
правоотношения в прокуратуру Кировской области.

Председатель контрольно-счетной палаты
Законодательного Собрания области   Т. М. Яговкина


Информация по документу
Читайте также