Расширенный поиск
Постановление Губернатора Кировской области от 22.10.1999 № 381АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Правительства Кировской области от 28.11.2006 г. N 75/273 от 22.10.99 N 381 г. Киров О неотложных мерах по улучшению лекарственного обеспечения населения Кировской области В последнее время ухудшилось лекарственное обеспечение лечебно- профилактических учреждений и населения Кировской области. Из запланированных 62,3 млн. руб. в бюджетах всех уровней на приобретение медикаментов в 1998 году профинансировано лишь 30,4 млн. руб., что составляет 48,8% от плана (всего от общего объема финансирования по отрасли здравоохранения на медикаменты направлено 7,6%). Крайне неудовлетворительно финансируется приобретение медикаментов в 1999 году. В консолидированном бюджете здравоохранения области статья "Медикаменты" уменьшена на сумму более 10 млн. руб. по сравнению с прошлым годом (в целом по области за семь месяцев текущего года на данные цели направлено 5,6% от общего финансирования здравоохранения). Особое беспокойство вызывает льготное обеспечение медикаментами. На эти цели должно направляться не менее 30% от расходов по статье "Медикаменты". В 1999 году в областном бюджете на эти цели должно быть направлено 18,6 млн. рублей, выделено - 4,6 млн. рублей, что составляет 14,8% от расходов на медикаменты. В связи с недостаточным бюджетным финансированием, наличием значительных долгов за прошлые годы государственная аптечная сеть не в состоянии качественно обеспечивать весь объем возложенных на нее задач. Неэффективно используются возможности государственного областного оптового звена. В связи с изначальным отсутствием оборотных средств и высокой кредиторской задолженностью меры, принимаемые КОГУП "Аптечный склад" для смягчения последствий реорганизации аптечной службы области, не могут радикально изменить ситуацию. Интенсивно развивается коммерческий сектор фармацевтического рынка. На 01.09.99 в области насчитывается 467 аптечных учреждений различных форм собственности, из них -163 коммерческих, что составляет 34,9%. Однако многосубъектность фармацевтического рынка и предполагавшиеся конкурентные отношения не обеспечили ни большей доступности и безопасности лекарственной помощи, ни существенного снижения цен на медикаменты. Резко активизировалась деятельность иногородних компаний и фирм, имеющих федеральные лицензии, что способствует оттоку значительной части денежных средств, в том числе и бюджетных ассигнований, за пределы области. Возникает насущная необходимость выработки единой политики в сфере лекарственной помощи населению области. На основании вышеизложенного, руководствуясь Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ, Уставом (Основным законом) Кировской области, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Указать главам администраций районов: Верхнекамского (Татаринов М. Ю.), Кирово-Чепецкого (Васильев В. А.), Котельничского (Крутихин С. А.), Вятскополянского (Холманских В. В.) и города Кирова (Киселев В. А.), финансовому управлению администрации области (Помаскин А. М.), департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г. Ф.) на невыполнение в полном объеме распоряжений Губернатора области от 26.01.98 N 93 "О приобретении лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения амбулаторных и стационарных больных" и от 20.04.99 N 447 "Об улучшении обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения области лекарственными средствами". 2. Обратить внимание глав администраций районов и городов области: 2.1. На безусловное выполнение указанных распоряжений под персональную ответственность. 2.2. На внесение поправок в местные бюджеты с выделением отдельной строкой средств на бесплатное и льготное обеспечение населения медикаментами. Информацию представить в контрольное управление администрации области к 01.11.99. 3. Финансовому управлению администрации области (Помаскин А. М.) ввести в практику уменьшение размеров дотаций районам из областного бюджета на сумму недофинансирования ими статьи "Медикаменты". 4. Рекомендовать главам администраций районов и городов области при принятии решений об открытии новых аптечных учреждений руководствоваться социальными нормативами и нормами, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р. Прилагаются. 5. Определить Кировское областное государственное унитарное предприятие "Аптечный склад" ведущим поставщиком по централизованному снабжению основными жизненно необходимыми лекарственными препаратами государственной аптечной сети и лечебно-профилактических учреждений области. 6. Департаменту экономики администрации области (Куимова Л. Н.), финансовому управлению администрации области (Помаскин А. М.) обеспечить выполнение постановления Губернатора области от 01.09.98 N 374 "О Программе неотложных мер по финансовому оздоровлению Кировского областного государственного унитарного предприятия "Аптечный склад". Финансовому управлению администрации области в срок до 01.11.99 решить вопрос о выделении КОГУП "Аптечный склад" в порядке пополнения оборотных средств целевого займа в сумме 4,5 млн. руб. для расчетов с кредиторами и прекращения в отношении него исполнительного производства. 7. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г. Ф.), областной комиссии по лицензированию и сертификации (аккредитации) медицинской и фармацевтической деятельности департамента здравоохранения администрации области (Седелков В. Е.), управлению внутренних дел Кировской области (Розуван А. М.), управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Кировской области (Бакин В. Г.), комитету ценовой политики администрации области (Гаряев Н. Н.) обеспечить контроль за работой фармацевтических организаций всех форм собственности, в том числе за деятельностью иногородних фармацевтических фирм, имеющих федеральную лицензию на территории области, особенно в части реализации сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и ценообразования. 8. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г. Ф.) провести реорганизацию государственного учреждения здравоохранения "Кировская областная контрольно-аналитическая лаборатория" путем преобразования в ГУЗ "Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области", оснастить его необходимыми приборами и оборудованием, обеспечить его аккредитацию в Министерстве здравоохранения РФ до 01.11.99. 9. Рекомендовать региональной энергетической комиссии (Торсунов В. Ю.) в установленном порядке решить вопрос о предоставлении скидок по тарифу на электрическую энергию для аптек и аптечного склада, занимающихся изготовлением лекарственных средств и хранением областного запаса иммунологических препаратов, согласно приложению. 10. Главам администраций районов и городов области, комитету по управлению государственным имуществом Кировской области (Пентегов Г. А.), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации области (Логинов В. И.) рассмотреть вопрос о предоставлении производственным аптекам и аптечному складу льгот по оплате за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". 11. Управлению внутренних дел Кировской области (Розуван А. М.) рассмотреть вопрос о предоставлении аптекам и аптечному складу, лечебно-профилактическим учреждениям, осуществляющим хранение наркотических и психотропных веществ, льгот по оплате услуг вневедомственной охраны. 12. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г. Ф.): 12.1. В срок до 01.11.99 войти в Кировскую областную Думу, Кировскую городскую Думу с предложениями о предоставлении налоговых льгот производственным аптекам и аптечному складу. 12.2. В срок до 01.01.2000 внести на рассмотрение Кировской областной Думы проект закона "О лекарственном обеспечении". 13. Утвердить программу "Организация лекарственной помощи населению Кировской области". Прилагается. 14. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации. 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Покручину А. А. Губернатор Кировской области В. Н. Сергеенков Выписка из распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р "Социальные нормативы и нормы" (раздел "Здравоохранение. Норматив обеспеченности аптеками") ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | Единица | Количественная | | показателей | измерения | величина | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В сельской местности | учреждений | 1 на 6,2 тыс. жителей | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В городах с числом жите- | учреждений | 1 на 10 тыс. жителей | | лей до 50 тыс. человек | | | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В городах с числом жите- | учреждений | 1 на 12 тыс. жителей | | лей от 50 тыс. до 100 тыс. | | | | человек | | | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В городах с числом жите- | учреждений | 1 на 13 тыс. жителей | | лей от 100 тыс. до 500 | | | | тыс. человек | | | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В городах с числом жите- | учреждений | 1 на 15 тыс. жителей | | лей от 500 тыс. до 1 млн. | | | | человек | | | |-----------------------------+--------------+-----------------------| | В городах с числом жите- | учреждений | 1 на 20 тыс. жителей | | лей более 1 млн. человек | | | ---------------------------------------------------------------------- Приложение к постановлению Губернатора Кировской области от 22.10.99 N 381 Перечень аптечных учреждений ---------------------------------------------------------------------- г. Киров Область ---------------------------------------------------------------------- Занимающихся изготовлением лекарственных средств 1. Аптека N 1 29. Арбажская ЦРА N 47 2. Аптека N 3 30. Афанасьевская ЦРА N 61 3. Аптека N 11 31. Белохолуницкая ЦРА N 20 4. Аптека N 40 32. Богородская ЦРА N 29 5. Аптека N 41 33. Верхнекамская ЦРА N 15 6. Аптека N 42 34. Верхошижемская ЦРА N 14 7. Аптека N 44 35. Вятскополянская ЦРА N 28 8. Аптека N 68 36. Даровская ЦРА N 36 9. Аптека N 85 37. Зуевская ЦРА N 9 10. Аптека N 87 38. Кикнурская ЦРА N 31 11. Аптека N 94 39. Кильмезская ЦРА N 37 12. Аптека N 97 40. Кирово-Чепецкая ЦРА N 99 13. Аптека N 103 41. Котельничская ЦРА N 21 14. Аптека N 105 42. Куменская ЦРА N 51 15. Аптека N 107 43. Лебяжская ЦРА N 54 16. Аптека N 118 44. Лузская N 80 17. Аптека N 120 45. Малмыжская ЦРА N 27 18. Аптека N 130 46. Мурашинская ЦРА N 65 19. Аптека N 161 47. Нагорская ЦРА N 58 20. Аптека N 187 48. Немская ЦРА N 49 21. Аптека N 188 49. Нолинская ЦРА N 7 22. Аптека N 190 50. Омутнинская ЦРА N 113 23. Аптека N 193 51. Опаринская ЦРА N 77 24. Аптека N 200 52. Оричевская ЦРА N 56 25. Аптека N 206 53. Орловская ЦРА N 5 26. Аптека N 211 54. Пижанская ЦРА N 26 27. Аптека N 214 55. Подосиновская ЦРА N 82 28. Аптека N 216 56. Санчурская ЦРА N 24 57. Свечинская ЦРА N 63 58. Слободская ЦРА N 4 59. Советская ЦРА N 12 60. Сунская ЦРА N 50 61. Тужинская ЦРА N 59 62. Унинская ЦРА N 13 63. Уржумская ЦРА N 8 64. Фаленская ЦРА N 18 65. Шабалинская ЦРА N 25 66. Юрьянская ЦРА N 52 67. Яранская ЦРА N 22 Осуществляющих хранение областного запаса иммунобиологических препаратов Аптечный склад УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора Кировской области от 22.10.99 N 381 ПРОГРАММА "Организация лекарственной помощи населению Кировской области" 1. Содержание проблемы Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения гарантированного качества и по доступным ценам является одной из важнейших социальных задач, решение которой во многом зависит от эффективного государственного регулирования фармацевтического рынка. Любой отрасли экономики рыночной саморегуляции изначально присущи стихийные процессы. В связи с этим, тем более в условиях переходной экономики, углубляющегося системного кризиса, необходимы правильные пропорции, сбалансированность рыночного саморегулирования и государственного управления, сочетание административных мер и экономических рычагов в этой важнейшей социально-экономической сфере. Подобная концепция получила нормативное закрепление в постановлении Правительства России от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". В сложившейся социально-экономической ситуации задача обеспечить законодательно установленные гарантии лекарственной помощи населению области, ее доступность и безопасность требует координации деятельности субъектов фармацевтического рынка независимо от их организационно-правовых форм, предельно эффективного использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, надлежащей организации поставок в область лекарственных средств и изделий медицинского назначения, их рационального использования. Фармацевтическую деятельность на областном рынке лекарственных средств осуществляют государственные аптечные предприятия (65,1%), фармацевтические организации негосударственной формы собственности (34,9%). Самостоятельную закупку лекарственных средств от оптовых поставщиков-посредников осуществляют лечебно-профилактические учреждения, управление здравоохранения г. Кирова. Такая инфраструктура рынка привела к заметному расширению ассортимента лекарственных средств. Однако это не обеспечило большей доступности и безопасности лекарств для амбулаторных и стационарных больных. Появление на рынке большого числа посреднических предприятий при кажущемся изобилии лекарственных средств не позволило обеспечить полную потребность населения в лекарствах, особенно группы жизненно важных. При этом число действующих аптечных предприятий значительно превышает установленный норматив развития сети аптек, обслуживающих население. Реорганизация единой государственной аптечной службы области 1995-1997 годов, проведенная без учета финансового состояния аптек, перспектив бюджетного финансирования, оценки предпринимательского потенциала фармацевтических кадров, не создала ожидаемых условий для действия конкурентных механизмов на фармацевтическом рынке, снижения цен на лекарства. Более того, реформирование аптечного хозяйства привело к финансовой несостоятельности заметного числа государственных аптечных предприятий, потере конкурентоспособности, устранению ряда из них с фармацевтического рынка, росту цен на медикаменты, диспропорциям в номенклатуре лекарственных средств путем "вымывания" ассортимента медикаментов, используемого в условиях стационарного лечения больных. В соответствии с рядом нормативно-правовых актов Российской Федерации до 60% общего объема лекарственных средств должны отпускаться населению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования (Фонд обязательного медицинского страхования). Препараты таких специфических групп, как противоопухолевые, противодиабетические, противоастматические и другие должны в полном объеме отпускаться больным бесплатно. Законодательно определен Перечень категорий заболеваний и групп населения, пользующихся правом льготного получения лекарств. В настоящее время право на льготное лекарственное обеспечение имеют около 500 тысяч жителей Кировской области. Еще более возросла категория этих больных с выходом Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.95. Бесплатная лекарственная помощь должна оказываться всем стационарным больным. Разработан, но по настоящее время не утвержден как неподкрепленный финансовыми ресурсами территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для оказания лекарственной помощи населению в рамках программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Указанное обстоятельство не позволяет создать гарантированный запас таких медикаментов, надлежащим образом организовать их поставку в регион с учетом состояния и перспектив финансирования отрасли, приступить к стандартизации медицинских услуг. В области не создан неснижаемый запас препаратов неотложной помощи, иммунобиологических препаратов, оперативный резерв жизненно важных лекарственных средств. Одновременно с этим имеет место и нерациональное использование лекарств в лечебных учреждениях, необоснованное их назначение льготным категориям амбулаторных больных, включая медикаменты вспомогательного и симптоматического действия, дорогостоящие импортные при наличии более дешевых отечественных аналогов, полипрагмазия. Фактическое финансирование льготного отпуска лекарств значительно ниже действительных объемов отпуска этих лекарств аптеками. При этом расчетный объем бюджетного финансирования на эти цели составляет не менее 235,5 млн. руб. в год. Вследствие этого до более одного года задерживаются расчеты бюджетов с аптеками за препараты, отпущенные льготным категориям больных, что приводит к отвлечению из их оборота денежных средств, росту кредиторской задолженности поставщикам, снижению ассортимента медпрепаратов в аптеках, несвоевременному обеспечению населения жизненно важными препаратами, отказами в отпуске препаратов больным, имеющим льготы. К тем же последствиям приводит и длительно непогашаемая задолженность лечебных учреждений за препараты, отпущенные аптеками для лечения стационарных больных. Вследствие недостаточного бюджетного финансирования лечебных учреждений стационарные больные вынуждены зачастую приобретать лекарственные средства за плату. Несовершенна система организации снабжения стационаров лекарственными средствами. Отсутствует дифференциация в ценах на лекарства, отпускаемые из аптек лечебным учреждениям и населению. Это приводит к отпуску лекарств в стационары по розничным ценам, то есть неоправданному расходованию бюджетных средств и значительному удорожанию лечения стационарных больных. В силу незнания конъюнктуры рынка и отсутствия входного контроля качества самостоятельная закупка лечебными учреждениями лекарственных средств приводит к удорожанию медикаментов, применению лекарств ненадлежащего качества. Неупорядоченность в источниках поставок лекарств группы жизненно необходимых и порядке обеспечения ими лечебных учреждений приводит к существенным различиям в стоимости этих медикаментов в районах области, а нередко и в пределах одного района (города). Несмотря на социальную значимость задач, решаемых государственными аптечными предприятиями, не решен вопрос их льготного налогообложения, установления льготных ставок арендной платы и тарифов на различные услуги. Серьезной проблемой остается обеспечение безопасности ввозимых в область лекарств. Неэффективно используются возможности специализированного складского комплекса, находящегося в областной государственной собственности. Изложенные обстоятельства не позволяют комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и делают необходимым государственную поддержку для ее решения, вызывают необходимость разработки, принятия и реализации настоящей Программы. 2. Правовые основы разработки и реализации Программы Правовой основой для разработки Программы являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", федеральные законы "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ, "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 N 157-ФЗ, постановления Правительства России от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", от 22.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", от 08.04.99 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", принятые в соответствии с ними нормативные акты Министерства здравоохранения России. Методологической основой разработки Программы явились постановления Правительства РФ от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 24.06.98 N 650 "О федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года". Выполнение федеральных законов и постановлений Правительства отражено в мероприятиях: Мероприятие Срок ис- Исполнитель полнения 1. Разработка и внесение на утверждение IV квартал Департамент в администрацию области регионального 1999 года здравоохранения Перечня жизненно необходимых и важ- администрации нейших лекарственных средств для обес- области печения льготных категории населения и лечебно-профилактических учреждений 2. Обсуждение на заседании Кировской I квартал Департамент областной Думы выполнения Федераль- 2000 года здравоохранения ного закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от администрации 12.01.95 области 3. Цели и задачи Программы Цель Программы - формирование региональной политики в области лекарственного обеспечения населения, создание правовой основы, организационных механизмов и финансовых условий обеспечения доступности и безопасности лекарственной помощи населению области, сокращение бюджетных расходов. Задачи Программы: определение принципов организации лекарственной помощи населению и путей ее совершенствования; создание правовых основ организации лекарственного обеспечения на региональном уровне; формирование и нормативное закрепление системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения лечебно- профилактических учреждений и населения; формирование общих принципов ценообразования на лекарственные средства; определение методов управления фармацевтической службой области и способов координации деятельности субъектов фармацевтического рынка. 4. Организация лекарственной помощи населению 4.1. Принципы организации лекарственного обеспечения населения: безопасность и доступность, гарантированное обеспечение амбулаторных и стационарных больных лекарственными, диагностическими и профилактическими средствами в рамках единого лечебно-диагностического процесса в соответствии с научно обоснованными стандартами; приоритет государственного регулирования в сфере лекарственной помощи; эффективное сочетание рыночных механизмов и централизованного обеспечения населения лекарственными средствами; сочетание централизации управления аптечной службой и самостоятельности субъектов фармацевтического рынка; устранение противоречий между социальной значимостью и доступностью лекарственной помощи и хозяйственно-экономическими интересами аптек. Создание субъектам фармацевтического рынка равных условий хозяйствования; определение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и его финансировании; демонополизация и использование конкурентных механизмов в сфере организации лекарственного обеспечения. Для реализации этих положений Программы необходимо выполнение следующих мероприятий: Мероприятие Срок Исполнитель исполнения 1. Организация в соответствии с до Департамент постановлением Губернатора области от 01.01.2000 здравоохранения 01.09.98 N 374 департаментом года администрации здравоохранения администрации области области на базе Кировского областного государственного унитарного предприятия "Аптечный склад" централизованных закупок лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств 2. Разработка протокола обследования IV квартал Департамент и лечения больного с использованием 1999 года - здравоохранения лекарственных средств, включенных в I квартал администрации Перечень жизненно необходимых и 2000 года области важнейших лекарственных средств в целях стандартизации медицинских услуг 3. Разработка и утверждение Перечня ноябрь Департамент препаратов оперативного резерва для 1999 года здравоохранения ликвидации вспышек острых администрации инфекционных заболеваний, оказания области неотложной помощи амбулаторным и стационарным больным. Формирование резерва указанных лекарственных средств на базе КОГУП "Аптечный склад" 4. Организация в Кировских областных II квартал Департамент государственных унитарных 2000 года здравоохранения предприятиях-аптеках социальные администрации отделы, в лечебно-профилактических области учреждениях г. Кирова и центральных районных больницах аптечные пункты (без права изготовления лекарственных средств) для обеспечения льготных категорий больных 5. Обеспечение выполнения постоянно Главы распоряжения Правительства РФ от администраций 03.07.96 N 1063-р "Социальные районов и нормативы и нормы обеспеченности городов области. аптеками" Руководители органов местного самоуправления области 6. Обеспечение выполнения требований постоянно Департамент федеральных законов "О лекарственных здравоохранения средствах" N 86-ФЗ от 22.06.98, "О администрации наркотических средствах и области, психотропных веществах" N 3-ФЗ от руководители 08.01.98 аптечных предприятий 4.2. Организация лекарственной помощи амбулаторным больным В целях снижения цен, экономии бюджетных средств, обеспечения доступности для льготных категорий амбулаторных больных лекарственных средств, включенных в территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, их поставки в область и передачу государственным аптечным предприятиям осуществляет Кировское областное государственное унитарное предприятие "Аптечный склад". Закупки названной группы лекарственных средств осуществляются "Аптечным складом" в порядке, предусмотренном разделом 4.5 настоящей Программы. На указанную группу лекарственных средств устанавливается предельная торговая надбавка. Перечень льготных категорий больных определен в приложении к настоящей Программе. Для льготного лекарственного обеспечения населения, финансируемого из бюджета, в государственном оптовом звене в том же порядке формируется резерв лекарственных средств по Перечню лекарственных средств для льготного обеспечения населения Кировской области при амбулаторном лечении. Оплата этой группы препаратов осуществляется централизованно с возмещением складу затрат по доставке, контролю качества, хранению и передаче их в аптеки в соответствии с Тарифным соглашением, заключенным с департаментом здравоохранения. Передача лекарственных средств в аптеки производится складом на основании договоров комиссии с уплатой складом аптекам комиссионного вознаграждения. Объем резерва определяется на основании заявок аптечных предприятий и формируется на Кировском областном государственном унитарном предприятии "Аптечный склад", которому администрация области поручает проводить закупку препаратов. В зависимости от перспектив бюджетного финансирования, характера рынка препарата, объема спроса закупки лекарственных средств для формирования резерва осуществляются на конкурсной основе, простыми способами закупки, установленными Указом Президента России от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", с использованием товарообменных операций, зачетных схем. Финансирование расходов по льготному отпуску лекарственных средств осуществляет администрация области с привлечением средств местных бюджетов. Лекарственные средства, не включенные в указанные Перечни, закупаются государственными аптечными предприятиями самостоятельно. Выполнение данных положений программы отражено в мероприятиях: Мероприятие Срок ис- Исполнитель полнения Организация полицевого учета льготных 2000 год Руководители категорий больных. Определение и учет аптечных предприятий потребности в лекарственных средствах и лечебно- по номенклатуре и количеству для их профилактических обеспечения учреждений 4.3. Организация лекарственной помощи стационарным больным Лекарственное обеспечение стационарных больных осуществляется на основе: профессионального выбора медицинским персоналом назначаемых препаратов на основе разработки протоколов лечения по нозологическим группам; выбора лечебным учреждением источников поступления лекарственных средств и изделий медицинского назначения: через КОГУП "Аптечный склад" - по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения стационарных больных с заранее установленной торговой надбавкой; через межбольничные производственные аптеки - лекарственными средствами для парэнтерального применения; через аптечные организации - лекарственными средствами, не включенными в Перечень жизненно необходимых. Государственный заказ на лекарственные средства для централизованного обеспечения лечебных учреждений, резерв медицинских иммунологических препаратов, оперативный резерв лекарственных средств для ликвидации вспышек острых инфекционных заболеваний формируется на базе КОГУП "Аптечный склад". Порядок согласования отпускных цен и возмещения затрат предприятию определяется Тарифным соглашением, заключаемым с государственным заказчиком - департаментом здравоохранения администрации области. Подобная организация обеспечения лечебных учреждений лекарственными средствами позволит уменьшить расходы бюджета на приобретение лекарств, обеспечит надлежащие контроль качества и условия их хранения. Одновременно с этим такой механизм позволит планировать расходы на приобретение медпрепаратов с учетом перспектив финансирования, обеспечить безусловный контроль за расходованием бюджетных средств в едином оптовом звене; с учетом значительного объема закупок позволит получить торговые скидки у заводов- производителей и предприятий-поставщиков. Для реализации этих положений Программы необходимо: Мероприятие Срок испол- Исполнитель нения Подготовка технико-экономического обос- I квартал Департамент нования, создание в г. Кирове на базе 2000 года здравоохранения существующих аптек специализированных администрации аптечных предприятий по серийному области изготовлению стерильных лекарственных форм для лечебных учреждений 4.4. Ценообразование на лекарственные средства и изделия медицинского назначения Наиболее эффективным способом снижения цен на лекарственные средства Перечня жизненно необходимых и важнейших для обеспечения ими льготных категорий больных и лечебных учреждений является организация их поставок в область, передача в лечебные учреждения и аптеки через государственное оптовое звено на договорной основе. Лекарственные средства, не включенные в названный Перечень, обращаются на областном фармацевтическом рынке в соответствии с рыночным принципом спроса и предложения и текущей конъюнктурой. С учетом реализации такого механизма методология ценообразования исходит из следующих принципов: на лекарственные средства, закупаемые централизованно для обеспечения льготных категорий больных и лечебно-профилактических учреждений, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно- правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению, устанавливается предельная торговая надбавка к зарегистрированной отпускной цене предприятий-производителей; на лекарственные средства, не включенные в Перечень, устанавливается предельная торговая надбавка к цене поставщика, выигравшего конкурс. Для реализации этих положений Программы необходимо проведение следующих мероприятий: Мероприятие Срок ис- Исполнитель полнения 1. Обеспечение проведения монито- постоянно Комитет ценовой полити- ринга за уровнем цен на лекарст- ки, департамент здраво- венные средства в КОГУП охранения администрации "Аптечный склад" и КОГУП области "Аптека" 2. Подготовка и внесение на IV квартал Департамент здравоохра- утверждение в администрацию 1999 года нения администрации области проекта постановления о области, порядке ценообразования на комитет ценовой политики лекарственные средства, закупаемые администрации области централизованно 4.5. Организация централизованных закупок лекарственных средств Государственный областной заказ на лекарственные средства и изделия медицинского назначения формируется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком - департаментом здравоохранения администрации области с исполнителями заказа. Государственный контракт заключается в случае закупки товаров на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с Положением об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", государственный заказ размещается путем проведения открытых конкурсных торгов и простыми способами закупок - путем запроса котировок цен и закупок из единственного источника. На основании договора, заключенного с государственным заказчиком, централизованные закупки лекарственных средств Перечня жизненно необходимых и важнейших для обеспечения ими льготных категорий больных и лечебных учреждений осуществляется КОГУП "Аптечный склад". Передача лекарственных средств лечебным учреждениям производится Аптечным складом на основании разнарядки государственного заказчика, аптечным предприятиям - в соответствии с заключенными договорами поставки (комиссии). Выполнение данных положений отражено в мероприятиях: Мероприятие Срок Исполнитель исполнения 1. Организация подготовки и IV квартал Департамент аттестации специалистов для 1999 года здравоохранения проведения торгов по закупу администрации лекарственных средств области, департамент экономики администрации области 2. Обеспечение формирования постоянно Департамент областного государственного экономики заказа на лекарственные средства администрации на основе государственных области, финансовое контрактов. Обеспечение управление размещения областного администрации государственного заказа на области лекарственные средства путем проведения открытых конкурсных торгов и с использованием простых способов закупки 4.6. Обеспечение безопасности лекарственной помощи Общая кризисная ситуация в стране, спад производства отечественной фармацевтической промышленности непосредственно сказались на безопасности и качестве лекарственных средств, поступающих на фармацевтический рынок. С учетом этого мерами по обеспечению безопасности и качества лекарственных средств, поступающих на региональный рынок, служат: аккредитация в Минздраве РФ ГУЗ "Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области", оснащение его необходимыми приборами и оборудованием; ужесточение инспекционного контроля за соблюдением субъектами фармацевтического рынка требований "Системы сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р", соответствием поступающих в область лекарств требованиям нормативных документов; прекращение самостоятельной закупки лекарственных средств лечебными учреждениями, не имеющими лицензий на деятельность, связанную с оборотом лекарственных средств; всесторонняя оценка областной Комиссией по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности соответствия соискателей лицензии на фармацевтическую деятельность нормам и правилам в сфере обращения лекарственных средств. Систематическое осуществление лицензирующим органом надзора за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; государственный надзор за деятельностью организаций всех форм собственности, осуществляющих фармацевтическую деятельность; сокращение числа посредников-поставщиков "второго-третьего звена" на областном рынке лекарственных средств путем эффективного использования возможностей государственного оптового звена. Для реализации этих положений Программы необходимо выполнение следующих мероприятий: Мероприятие Срок исполне- Исполнитель ния 1. Аккредитация ГУЗ "Центр по серти- 2000 год Департамент здра- фикации и контролю качества лекарст- воохранения адми- венных средств Кировской области" нистрации области 2. Обеспечение надзора за соответст- постоянно Областная комис- вием соискателей лицензий на фарма- сия по лицензиро- цевтическую деятельность нормам и ванию медицинской правилам в сфере обращения лекарст- и фармацевтиче- венных средств. Укомплектовать обла- ской деятельности, стную лицензионно-сертификационную департамент здра- комиссию фармацевтическими и меди- воохранения адми- цинскими кадрами нистрации области 3. Обеспечение инспекционного кон- 2000 год ГУЗ "Центр по сер- троля за соблюдением организациями, тификации и кон- осуществляющими фармацевтическую тролю качества ле- деятельность, требований "Системы карственных сертификации лекарственных средств средств Кировской Системы сертификации ГОСТ Р" области" 4.7. Развитие фармацевтического рынка области Лекарственное обеспечение населения области осуществляют: 183 государственные аптеки с организованной ими мелкорозничной сетью, государственная оптовая служба - Кировское областное государственное унитарное предприятие "Аптечный склад", 163 коммерческие организации негосударственной формы собственности, в том числе 36 аптечных складов, 55 аптек, 41 аптечный пункт и 31 аптечный киоск. При этом в структуре фармацевтического рынка и условиях деятельности его субъектов имеются существенные диспропорции. В то же время аптечные организации различных форм собственности поставлены в неравные условия хозяйствования. Так, государственные аптечные предприятия, помимо обеспечения амбулаторных больных заняты крайне нерентабельным и трудоемким процессом изготовления лекарств, обеспечивают медикаментами лечебные учреждения и льготные категории больных. Вследствие крайне низкого объема бюджетного финансирования, длительной просрочки в оплате медикаментов лечебными учреждениями значительный объем оборотных средств аптек отвлекается из их оборота. Все это приводит к сокращению ассортимента закупаемых медикаментов, росту кредиторской задолженности поставщикам, снижению качества лекарственной помощи больным, еще более ухудшает финансовое состояние сектора государственных аптек. Фармацевтические организации негосударственной формы собственности указанных социальных функций не выполняют, таким образом, находятся в преимущественном положении в сравнении с государственными предприятиями. По указанным причинам не только отсутствует нормальная конкурентная среда, необоснованно возрастают цены, но для фармацевтических организаций негосударственной формы собственности создается возможность односторонне воздействовать на общие условия обращения медицинских товаров на местных рынках, что противоречит нормам Закона "О конкуренции". В связи с этим дальнейшее развитие аптечной сети в регионе должно идти в направлении упорядочения ее структуры, дифференциации и специализации деятельности государственных аптек, создания равных условий хозяйствования всем участникам рынка лекарств. Для решения этой задачи необходимо: областной Комиссии по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности обеспечить контроль за соблюдением всеми субъектами фармацевтического рынка лицензионных требований в части постоянного наличия лекарственных средств, включенных в территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, порядка отпуска лекарственных средств населению, соблюдения правил розничной торговли лекарственными средствами, соответствием существующих и вновь создаваемых аптечных предприятий утвержденным стандартам; с целью защиты рынка лекарственных средств решение об открытии новых аптечных предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, принимать с учетом фактической обеспеченности населения аптечными организациями в соответствии с утвержденными социальными нормативами и нормами; открыть на конкурсной основе в г. Кирове на базе существующих специализированные межбольничные производственные аптеки для серийного изготовления стерильных лекарственных форм, экстемпоральных лекарств по часто встречающимся прописям. Создание такой аптеки значительно снизит затраты на изготовление этой группы лекарств, удешевит их стоимость, позволит планировать объем бюджетных средств, их целевое направление, осуществлять закупку субстанций оптовыми партиями, что также снизит затраты на их доставку и контроль качества. В то же время от трудоемкого малорентабельного производства и затрат на эксплуатацию оборудования будут освобождены аптеки, занятые розничной реализацией лекарств. 5. Управление фармацевтической службой области Субъекты фармацевтического рынка области представлены организациями различных форм собственности. Это определяет особенности их правового положения, экономическую самостоятельность, запрет на вмешательство органов государственного управления в хозяйственную деятельность фармацевтических предприятий. Указанные обстоятельства требуют сочетания административных и экономических методов управления отраслью. Использование таких методов должно быть правомерным, комплексным, оперативным и систематическим. В их числе: надзор областной Комиссии по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности за соблюдением субъектами фармацевтического рынка лицензионных требований; инспекционный контроль ГУЗ "Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области" за соблюдением субъектами фармацевтического рынка требований "Системы сертификации лекарственных средств системы сертификации ГОСТ Р"; контроль департамента здравоохранения администрации области за деятельностью субъектов фармацевтического рынка; санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью участников фармацевтического рынка; контроль комитета ценовой политики администрации области за обоснованностью установления цен на лекарственные средства и порядком их формирования с участием налоговых органов; финансовый контроль финансового управления администрации области за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на приобретение медикаментов; инспекционные проверки фармацевтических организаций отделом по защите прав потребителей при Кировском территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; ведомственный контроль Комитета по управлению государственным имуществом Кировской области, департамента здравоохранения администрации области, областного финансового управления администрации области за финансово-хозяйственной деятельностью государственных аптечных предприятий; комплексные целевые и тематические проверки с участием контрольных и надзорных органов, органов государственного управления. В полном объеме необходимо использовать правовые возможности трудовых договоров, заключаемых с руководителями государственных аптечных предприятий, с передачей прав работодателя по заключению таких контрактов департаменту здравоохранения администрации области. Четкую целевую направленность должны получить аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств на предприятиях всех форм собственности. Наряду с этим, в целях стимулирования государственного аптечного сектора, создания ему равных условий хозяйствования, привлечения предприятий негосударственных форм собственности к выполнению социальных задач в сфере лекарственной помощи населению необходимо: предоставлять аптечным предприятиям льготы по уплате налогов, исчисляемых от объема реализации ими медикаментов лечебным учреждениям, льготным категориям больных, жизненно важных лекарственных средств, в части, поступающей в областной и местные бюджеты; предоставлять аптечным предприятиям, выполняющим государственный заказ, отсрочку или рассрочку по уплате налогов, налоговые кредиты в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты такого заказа; предоставлять инвестиционные налоговые кредиты аптечным предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение аптечного производства или выполняющим особо важный заказ по социально- экономическому развитию региона; предоставлять бюджетные кредиты субъектам фармацевтического рынка, испытывающим недостаток в оборотных средствах в связи с задержкой оплаты лекарственных средств отпущенных льготным категориям больных и лечебным учреждениям; предоставить льготы по налогам на землю и имущество в части, поступающей в областной и местный бюджеты; установить льготные ставки арендной платы аптекам, расположенным в зданиях и помещениях, относящихся к государственной областной и муниципальной собственности; в связи с высокими объемами энергопотребления установить льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию аптечным организациям, осуществляющим изготовление лекарственных средств для амбулаторных больных и лечебных учреждений, формирование и хранение областного резерва иммунобиологических препаратов. Предоставление налоговых льгот, льготных ставок и тарифов предусматривает целевое использование высвобождаемых денежных средств на снижение стоимости лекарственных средств для лечебных учреждений и льготных категорий амбулаторных больных. Названные экономические рычаги управления фармацевтической отраслью имеют целевой характер и обеспечат снижение цен на лекарственные средства и их доступность, нормализуют финансовое состояние государственных аптечных предприятий, восстановят их конкурентоспособность на рынке лекарств, стимулируют деятельность предприятий негосударственной формы собственности по обеспечению лекарственными средствами лечебных учреждений и льготных категорий больных. Для выполнения этих положений Программы необходимо выполнение следующих мероприятий: Мероприятие Срок Исполнитель исполнения 1. Обращение в Кировскую областную IV квартал Департамент Думу, Кировскую городскую Думу с 1999 года здравоохранения предложением о предоставлении администрации аптечным предприятиям льготных области ставок по налогу на имущество и арендной платы на землю 2. Подготовка технико-экономического IV квартал Департамент обоснования представления аптечным 1999 года здравоохранения предприятиям, осуществляющим администрации изготовление лекарственных средств, области хранение областного запаса иммунобиологических препаратов, оборот наркотических веществ, скидок к тарифам на электроэнергию и услуги вневедомственной охраны. Обращение в Региональную энергетическую комиссию, управление внутренних дел Кировской области с предложением о предоставлении указанных скидок 6. Финансовое обеспечение Программы Программа имеет целью упорядочить существующую организацию лекарственного обеспечения в государственном секторе здравоохранения с целью снижения расходов бюджета, исходя из прогнозируемого объема финансирования здравоохранения области. В целях финансового обеспечения Программы необходимо создать консолидированный источник финансирования лекарственного обеспечения за счет средств областного и местных бюджетов, фонда обязательного медицинского страхования. Для этого необходимо: Мероприятие Срок ис- Исполнитель полнения 1. Обеспечение финансирования лекарст- постоянно Территориальный венных средств и изделий медицинского фонд обязательно- назначения согласно утвержденным Феде- го медицинского ральным целевым программам страхования 2. Создание Совета руководителей IV квартал Департамент лечебно-профилактических учреждений 1999 года здравоохранения для оценки целесообразности закупа администрации лекарственных средств области Плановый расчет финансирования здравоохранения Кировской области по статье "Медицинские расходы" на 1999-2001 годы. ---------------------------------------------------------------------- | 1999 год | |--------------------------------------------------------------------| | | | Федеральный | Областной | Местный | ОМС | Итоги | | | | бюджет | бюджет | бюджет | | | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |1 |Всего | | 18,6 | 34 | 58,9 | 111,5 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |в том числе: | | | | | | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Госзаказ | | 10 | | | 10 | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Льготные | | | | | | | |медикаменты | | 4,6 | 3,3 | | 7,9 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |2 |Федеральные | | | | | | | |программы | 86,5 | 5,7 | 17,3 | 30,1 | 139,6 | ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | 2000 год | |--------------------------------------------------------------------| | | | Федеральный | Областной | Местный | ОМС | Итоги | | | | бюджет | бюджет | бюджет | | | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |1 |Всего | 22 | 35,7 | 83,3 | 65 | 206 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |в том числе: | | | | | | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Госзаказ | | 10 | | | 10 | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Льготные | | | | | | | |медикаменты | | 10,71 | 24,99 | 19,5 | 55,2 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |2 |Федеральные | | | | | | | |программы | 49,08 | 102,9 | 6,8 | 27 | 185,78| ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | 2001 год | |--------------------------------------------------------------------| | | | Федеральный | Областной | Местный | ОМС | Итоги | | | | бюджет | бюджет | бюджет | | | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |1 |Всего | 26,4 | 42,84 | 99,96 | 80 | 249,2 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |в том числе: | | | | | | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Госзаказ | | | | | | | |-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| | |Льготные | | | | | | | |медикаменты | | 12,85 | 29,99 | 23,4 | 66,24 | |--+-------------+-------------+-----------+---------+-------+-------| |2 |Федеральные | | | | | | | |программы | 58,9 | 127 | 8,2 | 32,4 | 226,5 | ---------------------------------------------------------------------- Примечание: 1. Население Кировской области на 01.01.99 -1602,2 тыс. человек. 2. По данным Министерства здравоохранения РФ, условный региональный норматив финансирования на 1 человека - 743 рубля. 3. Областной условный норматив финансирования по статье "Медицинские расходы" - 10%. 4. Областной условный норматив финансирования льготных медикаментов - 30% от расходов по статье "Медицинские расходы". 5. Расчет по Федеральным программам прогнозируемый. 7. Критерии оценки эффективности Программы и результаты, ожидаемые от ее реализации Надлежащая организация лекарственной помощи населению области позволит планировать потребность в лекарственных средствах и финансовых ресурсах, предназначенных для лечения амбулаторных и стационарных больных, обеспечит улучшение контроля за качеством препаратов и лечения, снижение уровня цен на лекарства, повышение доступности лекарственной помощи и наиболее полное удовлетворение потребности населения в фармацевтических товарах и услугах. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям: безотказное обеспечение лекарственными средствами населения Кировской области, имеющего право на льготы; рациональное использование лекарственных средств в лечебно- профилактических учреждениях; снижение уровня расходов здравоохранения на лекарственные средства (бесплатный и льготный отпуск); снижение уровня цен на фармацевтические товары и услуги; снижение количества жалоб населения на фармацевтическое обслуживание; фактическая реализация прав граждан на бесплатную лекарственную помощь; повышение эффективности управления фармацевтической службой в области; повышение уровня информированности медицинских, фармацевтических работников и населения по вопросам лекарствоведения. 8. Пути реализации Программы Нормативное регулирование порядка и условий лекарственного обеспечения населения области и финансирование названных мероприятий; координация деятельности субъектов фармацевтического рынка; совершенствование управления фармацевтической службой области путем сочетания административных методов и экономических рычагов управления; обеспечение надлежащего контроля качества лекарств, поступающих в область; регулирование ценообразования на лекарственные средства; контроль за рациональным расходованием и целевым использованием бюджетных средств; заключение государственных контрактов на поставку лекарственных средств за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников. Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов. Приложение к программе "Организация лекарственной помощи населению Кировской области" (раздел 4.2) ПЕРЕЧЕНЬ категорий населения и групп заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой I Категории населения Размер льготы 1. Участники Великой Отечественной и гражданской войн 100 2. Инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий, 100 приравненные к ним по льготам, несовершеннолетние узники концлагерей 3. Дети до трех лет 100 4. Дети многодетных семей до 6 лет 100 5. Инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы 100 6. Граждане из подразделений особого риска 100 7. Чернобыльцы 86-87 годов 100 8. Дети-инвалиды до 16 лет 100 9. Члены семей погибших военнослужащих 100 10. Герои Советского Союза, РФ, ветераны боевых действий 100 11. Малочисленные народы Севера 100 12. Блокадники 100 13. Лица, получившие лучевую болезнь в результате 100 радиационных аварий 14. Инвалиды 2 группы, работающие 50 15. Инвалиды 3 группы, признанные безработными 50 16. Чернобыльцы 88-91 годов 50 17. Репрессированные 50 18. Лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны, 50 военнослужащие Великой Отечественной войны, труженики тыла 19. Почетный донор 50 II Группы заболеваний 1. Онкологические заболевания 100 2. Бронхиальная астма 100 3. Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) 100 4. Психические заболевания 100 5. Туберкулез 100 6. Диабет 100 7. Гельминтозы 100 8. Детские церебральные параличи 100 9. Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия 100 10. Муковисцидоз (больным детям) 100 11. Острая перемежающаяся порфирия 100 12. СПИД, ВИЧ-инфекция 100 13. Гематологические заболевания гемобластозы, цитопения, 100 наследственные гемопатии 14. Лучевая болезнь 100 15. Лепра 100 16. Бруцеллез тяжелая форма 100 17. Системные хронические тяжелые заболевания кожи 100 18. Ревматизм, ревматоидный артрит, системная (острая) 100 красная волчанка, болезнь Бехтерева 19. Протезирование клапанов сердца после операции 100 20. Пересадка органов и тканей 100 21. Гипофизарный нанизм 100 22. Преждевременное половое развитие 100 23. Рассеянный склероз 100 24. Миастения 100 25. Миопатия 100 26. Мозжечковая атаксия Мари 100 27. Болезнь Паркинсона 100 28. Хронические урологические заболевания 100 29. Сифилис 100 30. Глаукома, катаракта 100 31. Адиссонова болезнь 100 32. Шизофрения, эпилепсия 100 Классификатор категорий населения и групп заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, изменяется в соответствии с нормативными и законодательными актами РФ. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|