Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Кировской области от 15.01.2007 № 10ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15.01.2007 N 10 г. Киров О концепции областной целевой программы "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения" на 2007-2008 годы В целях реализации Закона Кировской области от 05.05.2005 N 322- ЗО "О социальном обслуживании граждан в Кировской области", руководствуясь приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.02.2006 N 110 "О создании Координационного совета по обеспечению реализации мероприятий проекта Европейского союза "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения - III", в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 N 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве области от 17.05.2006 N 24/2: 1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения" на 2007-2008 годы. Прилагается. 2. Департаменту социального развития Кировской области (Якимов Г. П.) разработать проект областной целевой программы "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения" на 2007-2008 годы (далее - Программа). Установить предельный объем финансирования Программы из средств областного бюджета в размере 2775,0 тыс. рублей. 3. Определить государственным заказчиком Программы департамент социального развития Кировской области. 4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А. А. Губернатор Кировской области Н. И. Шаклеин УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Кировской области от 15.01.2007 N 10 КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы "Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных групп населения" на 2007-2008 годы 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально- экономического развития Кировской области В Российской Федерации продолжается рост количества социально-дезадаптированных семей, подростков и молодежи. Причиной этого является не только отсутствие достаточных социальных условий (работа, жилье, доступный досуг), но и отсутствие программ межведомственного сопровождения, адаптации и социализации указанных групп в обществе. Одним из серьезных последствий данной ситуации стало широкое распространение алкоголизма и наркомании. За последние 10 лет количество потребителей наркотиков в России возросло в 12 раз, причем среди взрослого населения их число выросло в 8 раз, а среди детей и подростков - в 18 раз. Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют свыше 60% наркоманов, 20% из них - школьники. Официальное число наркоманов в России менее 300000 человек, но реальное их количество как минимум в 10 раз превышает эту цифру. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ и наркотиков - серьезная социальная, педагогическая и медицинская проблема. Наркомания приводит к тяжелейшим психическим, личностным и поведенческим расстройствам, правонарушениям и уголовным преступлениям, заражению гепатитом, ВИЧ-инфекцией и иными заболеваниями. Наркотики и наркобизнес в значительной степени способствуют масштабному росту преступности. Кировская область по итогам 11 месяцев 2006 года характеризуется одним из самых высоких по Приволжскому федеральному округу удельным весом подростковых преступлений в общей структуре преступности - 10,1%. Рост преступности среди несовершеннолетних зарегистрирован на территории 14 районов. В совершении преступлений изобличено 1659 (- 8,9%) несовершеннолетних. Самая высокая криминальная активность отмечается среди подростков 16-17 лет. Их доля от общего количества совершивших преступления составила 67,8%. Криминальная активность несовершеннолетних значительно усиливается в результате употребления спиртных напитков и наркотических средств. За 11 месяцев 2006 года общее число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 0,7%. К административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства привлечено 5116 (+1,8%) несовершеннолетних, из них каждый третий в возрасте до 15 лет. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят: 792 несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки; 8 несовершеннолетних, употребляющих наркотики или психотропные вещества; 71 несовершеннолетний, употребляющий токсические вещества. На учете в государственном лечебно-профилактическом учреждении "Кировский областной наркологический диспансер" состоят 773 несовершеннолетних. Из них имеют диагноз "алкогольный психоз" 2 несовершеннолетних, "хронический алкоголизм" - 13 несовершеннолетних, "токсикомания" - 14 несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем - 623 несовершеннолетних, наркотическими веществами - 3 несовершеннолетних, токсическими веществами - 118 несовершеннолетних. При анализе ситуации в Кировской области необходимо отметить, что данные, предоставляемые наркологической службой и основанные на изучении заболеваемости и ее распространенности только по фактам обращения населения за наркологической помощью, далеко не всегда отражают реальное положение дел. Фактическое количество лиц, больных наркоманией, в несколько раз превышает официальную статистику. Показательно, что потребителями наркотиков все чаще становятся социально-адаптированные, достаточно благополучные подростки и молодые люди из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что социальные причины наркомании лежат не только в экономическом неблагополучии, но имеют также психологическую и нравственную основу. По данным статистических исследований, приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотиков происходит через этап употребления более "легких" психотропных веществ (табака, алкоголя, токсических веществ). Прямым следствием употребления наркотиков является распространение ВИЧ-инфекции. По предварительным оценкам среди лиц, употребляющих инъекционные наркотики, можно прогнозировать дальнейшее распространение этого заболевания, а через них - среди других социально-незащищенных групп населения, в том числе посредством сексуальных контактов и случаев передачи инфекции от матери ребенку. Так, за последние 4 года в Российской Федерации резко возросло число вновь заболевших. В ноябре 2004 года общее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных составило более 300 тыс. человек, но фактическое число этих людей в России, по оценкам экспертов, составляет 700 тыс. человек, что составляет 0,5-1% взрослого населения страны. По прогнозам специалистов к 2010 году может быть инфицировано несколько миллионов россиян, если не будут приняты соответствующие меры по профилактике, лечению и оказанию постоянной социальной помощи населению. ВИЧ-инфекция нанесет непоправимый ущерб молодому, трудоспособному населению страны, так как 80% инфицированных это люди в возрасте 15-ЗО лет, большинство из которых умрут, не успев родить здоровых детей. Таким образом, эпидемия ВИЧ-инфекции ускорит процесс старения населения страны. За последние два года ухудшилась эпидемическая ситуация и в Кировской области. По сравнению с 2004 годом по области отмечается рост впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции на 8,0%. По состоянию на 01.07.2006 в области зарегистрировано 452 ВИЧ позитивных, из них 97 женщин и 2 детей. Постоянно проживающих на территории области 247 ВИЧ-инфицированных, в т. ч. 93 женщины и двое детей. В эпидемический процесс вовлечены следующие муниципальные образования: город Киров, город Кирово-Чепецк и Кирово-Чепецкий район, город Слободской и Слободской район, город Вятские Поляны. На 01.01.2006 на постоянном диспансерном наблюдении в государственном областном учреждении здравоохранения "Кировский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (ГОУЗ "Кировский областной СПИД-центр") находилось 169 пациентов. Количество лиц, состоящих на учете, по сравнению с 2004 годом увеличилось в 1,3 раза, из них число женщин увеличилось в 1,6 раза. Ежегодно увеличивается число больных ВИЧ-инфекцией в стадии вторичных заболеваний, нуждающихся в специфическом лечении. В 2005 году противовирусную терапию получали 29 больных. За весь период наблюдения зарегистрировано 26 летальных исходов, в том числе с диагнозом СПИД-11. Таким образом, все ранее указанные категории граждан относятся к наименее защищенным группам населения. Приведенные данные позволяют предположить дальнейший рост наркомании, алкоголизма, заболеваемости ВИЧ-инфекцией в области и вовлечение в эпидемию всех слоев населения. Такая ситуация требует увеличения объема профилактических и противоэпидемических мероприятий, повышения эффективности взаимодействия государственных ведомств и общественных структур. Необходимо совершенствование информационно-профилактической системы, которая предусматривает распространение среди населения и, в первую очередь, среди подростков и молодежи знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции, наркомании, последствий этих заболеваний для личности и общества. С этой целью особое внимание должно быть уделено организации информационной работы и повышению качества знаний среди специалистов всех уровней, укреплению межотраслевого взаимодействия ведомств и учреждений с общественными организациями, средствами массовой информации. Задачи Программы соответствуют стратегическим целям социально- экономического развития Кировской области на среднесрочную перспективу, утвержденным распоряжением Правительства области от 21.06.2005 N 183 "О прогнозе социально-экономического развития Кировской области на 2006 год и на период до 2008 года", в частности, обеспечению социальной поддержки населения (социально уязвимых слоев), обеспечению потребности в информации, образовании, повышению обеспеченности услугами социальной инфраструктуры для реализации главной цели - повышения уровня и качества жизни населения. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Одной из основных проблем общества продолжает оставаться рост семейного неблагополучия и, как следствие, девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. В связи с этим назрела необходимость разработки плана мероприятий по предоставлению комплексных услуг на основе социального партнерства между ведомствами и учреждениями всех видов. Использование программно-целевого метода в данных условиях будет способствовать более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных и кадровых ресурсов. В решении проблем социально незащищенных слоев населения необходимо межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти области и негосударственных организаций. Это возможно только при использовании программно-целевого метода. Предоставление социальных услуг населению относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Следовательно, организация адресной социальной политики определяется в конечном итоге мобилизацией собственных региональных ресурсов для удовлетворения выявленных социальных нужд и потребностей населения. Принятие Программы позволит в определенной степени решить проблемы социального сопровождения семей, детей и молодежи "групп риска". Только в рамках данного метода возможно организовать оказание адресной социальной помощи нуждающимся слоям населения. Использование программно-целевого метода является наиболее целесообразным для создания в Кировской области комплексного процесса социальной, правовой защиты незащищенных групп населения и разработки модели их социального сопровождения. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода Переход к рыночной экономике привел к снижению внимания к вопросам социальной защиты населения и к сокращению бюджетных ассигнований в этом секторе, невыгодном для инвестиций. Большинство социальных услуг для лиц с ограниченными возможностями, которые раньше предоставлялись бесплатно или частично субсидировались (например, услуги санаториев, лечебно-трудовых профилакториев, услуги постоянного сопровождения для лиц с психическими расстройствами, включая наркоманов, консультации для их родственников, услуги оздоровительных трудовых лагерей для детей и молодежи и тому подобное), теперь практически отсутствуют. В итоге сотни тысяч наркозависимых, в том числе молодые люди и их семьи, лишились возможности получить полноценную реабилитацию. Это существенно отразилось на психическом и социальном здоровье нации и привело к резкому ухудшению основных показателей заболеваемости в России. В Кировской области также назрела необходимость разработки региональной стратегии по предупреждению наркозависимости и ВИЧ- инфицирования среди подростков и молодежи, по оказанию адресной социальной помощи семьям и детям "групп риска", по предупреждению роста подростковой преступности. Социально-реабилитационая работа с наркозависимыми и ВИЧ-инфицированными людьми находится в стадии формирования; требует существенной доработки нормативно-правовая база в отношении этих категорий населения. Дальнейшая работа по улучшению сложившейся ситуации без использования программно-целевого метода не даст эффективных результатов, так как не будет возможности: создать систему межведомственного взаимодействия по оказанию помощи социально незащищенным группам населения; сконцентрировать финансовые, материальные и кадровые ресурсы; организовать обучение специалистов инновационным методам работы; организовать взаимодействие со средствами массовой информации с целью привлечения внимания общественности к перечисленным проблемам. Внесистемные разовые мероприятия (в виде лекций, встреч, конкурсов и так далее) не смогут предотвратить рост числа социально дезадаптированных семей, подростков и молодежи. В целом отсутствие в области единой программы приведет к дальнейшему росту показателей количества наркозависимых и ВИЧ- инфицированных в подростковой и молодежной среде (рост их может быть увеличен в 1,5-2 раза в 2008 году к уровню 2006 года), неблагополучных семей, обострения криминогенной ситуации. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Формирование правовой базы по оказанию социальной помощи незащищенным группам населения является одним из необходимых условий решения обозначенных проблем. Наличие Программы будет способствовать более полной реализации социальной политики в отношении социально-уязвимых граждан. Решение обозначенных проблем возможно путем реализации мероприятий, которые будут включены в Программу: разработка и апробация различных технологий работы с семьями, детьми и молодежью "группы риска"; профилактика социальных патологий среди подростков и молодежи; организация подготовки волонтерских отрядов из числа социально- ориентированной учащейся и студенческой молодежи; формирование общественного мнения в отношении семей, детей и молодежи "группы риска"; организация повышения профессионального уровня специалистов, работающих с семьями, детьми и молодежью "группы риска"; разработка базы анонимной регистрации подростков и молодежи "группы риска"; оказание адресной социальной помощи нуждающимся категориям граждан. В ходе реализации указанных мероприятий можно предположить наличие следующих основных рисков: существование традиционных устойчивых общественных и административных предрассудков в отношении наркозависимых и ВИЧ- инфицированных лиц, которых считают маргиналами, нуждающимися в изоляции; внедрение предлагаемых подходов может оказаться под угрозой, если не будет сформирована в сознании людей система ценностей, лежащая в основе социальной помощи семьям, детям и молодежи "группы риска"; нарушение социально-экономической стабильности в стране и, в частности, в Кировской области. Вместе с тем накопленный опыт в подготовке и реализации проектов в социальной сфере поможет избежать ошибок и оптимизировать координацию деятельности с государственными и негосударственными организациями. Кроме того, в Кировской области уже есть позитивный опыт, накопленный по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики детской и подростковой безнадзорности и преступности в рамках реализации областной целевой Программы "Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения" на 2004-2005 годы. Существенным позитивным фактором является также развитие партнерских отношений с международными и национальными агентствами, осуществляющими программы изменения общественного поведения и повышения качества жизни. 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Решение проблем, связанных с развитием системы услуг для социально-уязвимых групп населения, преодолением семейного неблагополучия, профилактикой социальных заболеваний - достаточно долгий процесс. Но изначально работа должна строиться на основе профилактических, предупреждающих мер, которые будут заложены в Программе в качестве базовых мероприятий и определены рамками 2007- 2008 годов. Выделение этапов в Программе не предусматривается. 6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям) позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам 6.1. Основная цель Программы - создание эффективной комплексной региональной инфраструктуры социально-медицинского обслуживания и поддержки незащищенных групп населения. 6.2. Основные задачи Программы: 6.2.1. Расширение правовой базы в сфере региональной социальной политики. 6.2.2. Разработка и апробация технологий социального сопровождения уязвимых групп населения: технологий уличной работы с подростками и молодежью по выявлению и профилактике социальных патологий; технологий профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ-инфицирования в образовательных учреждениях; технологий подготовки волонтеров для проведения работы по профилактике социальных патологий в подростковой и молодежной среде; технологий оказания экстренной социально-психологической помощи наименее защищенным группам населения. 6.2.3. Повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями, детьми и молодежью "групп риска". 6.2.4. Укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с семьями, детьми и молодежью "групп риска". 6.2.5. Разработка и апробация эффективных механизмов повышения информированности общества по проблеме ВИЧ-инфицирования и наркомании. 6.2.6. Изучение потребностей и социально-психологических проблем социально-уязвимых групп населения. 6.3. Комплекс мероприятий в рамках реализации Программы состоит из следующих взаимосвязанных направлений: 6.3.1. Научно-исследовательская работа. В рамках направления предполагается организация и проведение: научно-практической конференции "Опыт реализации межведомственного подхода в работе с семьями и детьми "групп риска"; социологических исследований: "Социально-психологические проблемы и потребности социально незащищенных групп населения" и "Общество и категории населения "групп риска": проблема взаимоотношений"; мониторинга эффективности реализации технологий межведомственного взаимодействия участников Программы и эффективности региональной модели взаимодействия органов исполнительной власти области и негосударственных организаций по созданию системы социального сопровождения семей, детей и молодежи "группы риска". Показателями, позволяющими оценить ход реализации данного направления, станут конкретные выводы и предложения по улучшению положения семей и детей "групп риска", разработанные и принятые Правительством области правовые акты, направленные на улучшение их положения. 6.3.2. Организационная деятельность. Блок организационной работы состоит из анализа работы учреждений различных ведомств в подростковой и молодежной среде, разработки технологий, моделей, механизмов социального сопровождения семей, детей и молодежи "группы риска", организации работы экспериментально-опорных площадок, создания волонтерских отрядов из числа социально- ориентированной учащейся и студенческой молодежи. Показателем, позволяющим оценить ход реализации данного направления, будет создание технологий, указанных в подпункте 6.2.2 пункта 6.2 Программы, по выявлению и профилактике социальных патологий в подростковой и молодежной среде. Данные технологии будут отработаны на базе экспериментальных площадок, в результате чего увеличится количество охваченных различными видами социальных услуг семей и детей "групп риска". 6.3.3. Информационно-аналитическая и методическая деятельность. Данное направление включает в себя изучение потребностей и социально-психологических проблем социально незащищенных групп населения; разработку рекламно-информационных, агитационных и методических материалов, работу со средствами массовой информации; анализ профессиональной компетентности специалистов. Показателями, позволяющими оценить ход реализации данного направления, будут являться: выпуск информационных материалов в виде сборников, листовок, календарей, плакатов, памяток; создание веб-сайта департамента социального развития Кировской области по вопросам профилактики асоциального поведения подростков и молодежи. 6.3.4. Образовательная деятельность. В рамках данного направления будет организовано обучение специалистов путем участия в семинарах, разработка и тиражирование программ факультативных курсов по профилактике социальных патологий. Планируется подготовка образовательных программ для разных категорий населения, проведение конкурса на лучшую методическую разработку по профилактике социальных патологий в подростковой и молодежной среде. Кроме того, направление включает в себя организацию и проведение социальных акций, конкурсов, фестивалей профилактической направленности, проведение мероприятий к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня). Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1 декабря). Показателями, позволяющими оценить ход реализации данных мероприятий, будут являться: увеличение количества квалифицированных специалистов; освещение мероприятий в средствах массовой информации и, как следствие, повышение уровня общественного сознания; воспитание толерантного мышления. 7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Финансирование Программы планируется осуществить за счет федерального бюджета, областного бюджета, внебюджетных источников. Объем финансирования Программы на 2007-2008 годы ориентировочно составит 9275,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3000,0 тыс. рублей (32%) - в виде предоставления транспорта и оборудования в рамках федеральной целевой Программы "Дети России" на 2007-2010 годы (1500,0 тыс. рублей в 2007 году и 1500,0 тыс. рублей - в 2008 году); за счет средств областного бюджета 2775,0 тыс. рублей (30%): 275,0 тыс. рублей в 2007 году (за счет средств, выделяемых на финансирование основной деятельности органов исполнительной власти области - исполнителей Программы) и 2500,0 тыс. рублей - в 2008 году; по внебюджетным источникам (за счет средств Европейского Союза) не менее 3500 тыс. рублей (38%) за период 2007-2008 годы (2000,0 тыс. рублей в 2007 году и 1500,0 тыс. рублей - в 2008 году). 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Реализация мероприятий Программы будет в значительной степени способствовать предупреждению наркозависимости и ВИЧ-инфицирования среди подростков и молодежи, оказанию адресной социальной помощи семьям, детям и молодежи "групп риска", предупреждению роста подростковой преступности. Достижение этих целей важно как для отдельных категорий населения, так и для общества в целом. В ходе реализации программных мероприятий ожидается получить следующие результаты: 8.1. Создание единого информационно-реабилитационного пространства для населения и специалистов, работающих с семьями, детьми и молодежью "групп риска" (в 2007-2008 годах будут разработаны нормативно-правовые акты и 4 технологии социального сопровождения данной категории населения). 8.2. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг семьям, детям и молодежи "групп риска" путем оказания им адресной социальной помощи и внедрения новых социальных технологий (в 2007 году получат помощь 15400 семей, в 2008 году - не менее 18000 семей). 8.3. Повышение уровня профессиональной подготовленности специалистов, работающих с семьями, детьми и молодежью "групп риска" (пройдут обучение 30 человек в 2007 году и 50 человек - в 2008 году). 8.4. Укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с семьями, детьми и молодежью "групп риска" (поступление транспорта и оборудования для улучшения качества обслуживания данной категории населения на сумму 1500,0 тыс. рублей в 2007 году и 1500,0 тыс. рублей в 2008 году). 8.5. Воспитание в обществе толерантного отношения к семьям, детям и молодежи, нуждающимся в социальной поддержке (выпуск 10 телевизионных сюжетов и 20 публикаций в 2007 году, 15 телевизионных сюжетов и 30 публикаций в 2008 году; привлечение к участию в социальных акциях и фестивалях не менее 5 тысяч человек: 2 тысячи человек в 2007 году, 3 тысячи человек в 2008 году). 8.6. Издание информационно-методических материалов и другой печатной продукции для различных категорий незащищенных слоев населения (10 наименований изданий в 2007 году и 20 наименований изданий в 2008 году). 9. Предложения по государственным заказчикам, разработчикам и исполнителям Программы Государственным заказчиком и разработчиком Программы предлагается департамент социального развития Кировской области. Исполнителями отдельных мероприятий Программы будут являться: департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, а также в установленном порядке территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований. 10. Формы и методы управления реализацией Программы Контроль за ходом реализации Программы и представлением в департамент экономического развития при Правительстве области отчетности о результатах ее реализации будет осуществляться департаментом социального развития Кировской области. Исполнители отдельных мероприятий плана будут представлять департаменту социального развития Кировской области информацию о выполнении мероприятий Программы по окончании каждого года. Предполагается ежегодное уточнение объемов финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников финансирования, своевременное представление заявок в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на финансирование мероприятий Программы, ежегодный анализ расходования средств федерального и областного бюджетов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|