Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Кировской области от 26.11.2009 № 42/330

 


              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                           ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.11.2009 N 42/330
       г. Киров

О законодательной инициативе
Законодательного Собрания
Кировской области по внесению в
Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации
проекта федерального закона "О
внесении изменения в статью 169
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"


     На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации,  статьи
43 Устава Кировской области Законодательное Собрание Кировской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Постановление Законодательного Собрания Кировской  области  от
23.07.2009  N 38/206  "О законодательной  инициативе  Законодательного
Собрания  Кировской  области  по  внесению  в   Государственную   Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
"О внесении изменения в статью 169  части  второй  Налогового  кодекса
Российской Федерации" признать утратившим силу.

     2. Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона "О внесении изменения в  статью  169  части  второй  Налогового
кодекса  Российской  Федерации",  доработанный  с  учетом   замечаний,
изложенных   в   заключении   Правительства   Российской    Федерации.
Прилагается.

    3. Обратиться  к   законодательным   (представительным)   органам
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также  к
депутатам  Государственной  Думы  от  Кировской  области  с   просьбой
поддержать настоящий проект федерального закона.

     4. Просить депутата Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации О. Д. Валенчука  (по  согласованию)  представлять
настоящий законопроект в Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской Федерации.

     5. Контроль за рассмотрением законодательной инициативы возложить
на комитет по бюджету и налогам  Законодательного  Собрания  Кировской
области.

     6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Законодательного Собрания
Кировской области   В. А. Васильев


                                        Вносится Законодательным
                                        Собранием Кировской области

                                        Проект


                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

   О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса
                         Российской Федерации


     Статья 1

     Внести в статью 169 части второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32,
ст. 3340; 2001, N 11, часть 2, ст. 18; 2002,  N 22,  ст.  2026;  2005,
N 30, часть 2, ст. 3130; 2008, N 48, ст. 5519) следующее изменение:
     пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Счета-фактуры,   составленные   и   выставленные   с   грубым
нарушением порядка, установленного  пунктами  5,  5.1  и  6  настоящей
статьи,  не  могут  являться  основанием  для  принятия  предъявленных
покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
     Под   грубым   нарушением   порядка   составления   счетов-фактур
понимается   отсутствие   в   счете-фактуре   обязательных    сведений
(реквизитов), предусмотренных  пунктами  5  и  5.1  настоящей  статьи,
отсутствие в счете-фактуре подписи руководителя организации либо иного
лица,  уполномоченного   на   то   приказом   (иным   распорядительным
документом) по организации или доверенностью от имени организации либо
индивидуального  предпринимателя,  а  также  подписание  счета-фактуры
неуполномоченным  лицом,  указание  в  счете-фактуре  заведомо  ложных
сведений, очевидных для покупателя при получении счета-фактуры.
     Под заведомо ложными сведениями, очевидными  для  покупателя  при
получении  счета-фактуры,  понимаются  сведения,  указанные  в  счете-
фактуре и не соответствующие данным Единого  государственного  реестра
юридических  лиц,   официально   опубликованным   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.
     Невыполнение  требований  к  счету-фактуре,  не   предусмотренных
пунктами  5,  5.1  и  6  настоящей  статьи,  а  также  требований,  не
относящихся к грубому нарушению порядка составления счетов-фактур,  не
может являться основанием для отказа принять к  вычету  суммы  налога,
предъявленные продавцом.".

     Статья 2

     Настоящий Федеральный закон вступает в силу через  месяц  со  дня
его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации


                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части
            второй Налогового кодекса Российской Федерации"


     Проект федерального закона "О внесении  изменения  в  статью  169
части второй Налогового кодекса  Российской  Федерации"  направлен  на
совершенствование налогового законодательства Российской  Федерации  с
целью создания условий для добросовестных налогоплательщиков по  более
полной реализации права на применение налоговых вычетов по  налогу  на
добавленную   стоимость,   для   налоговых   органов   по   борьбе   с
недобросовестными налогоплательщиками.
     Статьей 169 Налогового кодекса Российской  Федерации  установлены
требования,  предъявляемые  к  счету-фактуре  -  основному  документу,
служащему основанием для покупателя принять к вычету суммы  налога  на
добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные  продавцом  товаров
(работ, услуг).
     В пунктах 5, 5.1, 6  указанной  статьи  перечислены  обязательные
реквизиты, которые должен содержать счет-фактура.  Согласно  пункту  2
статьи 169 счета-фактуры, составленные  и  выставленные  с  нарушением
установленного порядка, не  могут  являться  основанием  для  принятия
предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     На первый  взгляд,  требования,  установленные  статьей  169,  не
вызывают никаких трудностей, однако на  практике  огромное  количество
стабильно  работающих  предприятий  столкнулись  с   неразрешимой   на
сегодняшний день проблемой.
     По результатам налоговых проверок  налоговые  органы  предъявляют
предприятиям к уплате  НДС,  ранее  принятый  к  вычету,  в  отношении
продукции, приобретенной якобы у "фирм-однодневок". Так,  в  Кировской
области более чем десяти крупным промышленным предприятиям предъявлены
суммы НДС на десятки миллионов рублей. Налоговыми органами в  качестве
основания   используется   формальное   несоответствие   счета-фактуры
требованиям  статьи  169,  а   именно   -   подписание   счетов-фактур
поставщиков за руководителя  и  главного  бухгалтера  так  называемыми
"неустановленными лицами".  В  результате  уплаченный  поставщику  НДС
признается документально неподтвержденным.
     Указанные  факты  налоговые   органы   подтверждают   в   порядке
оперативно-розыскных мероприятий, проводимых совместно с органами УВД,
в ходе опросов физических лиц, числящихся руководителями  организаций-
поставщиков, а также результатами почерковедческих экспертиз.
     Предприятия  в  ходе  своей  коммерческой   деятельности   лишены
реальной возможности устанавливать  подлинность  подписей  на  счетах-
фактурах. В отличие от правоохранительных органов предприятия не имеют
ни  права,  ни  возможности  производить  допросы,  отбирать   образцы
почерка,  требовать  предоставления  документов  и  т.д.   Покупатель,
убедившись из открытых официальных источников в том, что  организация-
поставщик  действительно  зарегистрирована,  поставлена  на  налоговый
учет, не может знать о том, что учредители и руководители  организации
в дальнейшем будут заявлять о непричастности к ее деятельности.
     Возложение  на  налогоплательщиков  обязанности  по  контролю  за
финансово-хозяйственной  деятельностью  поставщиков  противоречит   не
только Налоговому кодексу,  но  и  Конституции  Российской  Федерации,
которая провозглашает свободу  экономической  деятельности,  поддержку
конкуренции и обязывает органы государственной  власти  и  должностных
лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.
     Курс  на  модернизацию   экономики,   обозначенный   в   послании
Президента РФ, требует принятия  менеджментом  организаций  быстрых  и
качественных решений. Оперативность решений достигается  в  том  числе
при помощи информационных технологий.  В  настоящее  время  открытость
Единого государственного реестра юридических лиц обеспечивается  путем
размещения данных, содержащихся в нем, в сети Интернет  на  сайте  ФНС
России.   Налогоплательщику   при   выборе   контрагента    необходимо
предоставить      законодательно       подкрепленную       возможность
руководствоваться  сведениями,  опубликованными   в   соответствии   с
действующим законодательством о государственной регистрации.  Принятие
решений о выборе поставщика  и  заключении  договора  не  должно  быть
поставлено в зависимость от  личных  знакомств,  возможности  изучения
подписей  и  паспортных  данных  руководителя  и  главного  бухгалтера
поставщика.
     Налоговые органы имеют  множество  законных  средств,  методов  и
возможностей борьбы с "фирмами-однодневками", в частности на основании
статьи 61 Гражданского кодекса РФ, статьи 76  Налогового  кодекса  РФ,
статьи   21.1   Федерального    закона    от    08.08.2001    N 129-ФЗ
"О государственной  регистрации  юридических  лиц   и   индивидуальных
предпринимателей".
     Бороться со схемами ухода от налогов необходимо, но только в  том
случае, если такая схема выявлена налоговыми органами и установлены ее
участники. В этом случае бюджету  страны  причиняется  ущерб,  который
необходимо компенсировать за счет участников схемы.
     Для разрешения конфликтной ситуации предлагается внести изменение
в пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
     Измененная  формулировка  даст   возможность   направить   усилия
налоговых органов на борьбу с лицами, действительно  уклоняющимися  от
уплаты налогов, и защитит права добросовестных налогоплательщиков.


                  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части
            второй Налогового кодекса Российской Федерации"


     Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в
статью 169 части второй Налогового кодекса  Российской  Федерации"  не
потребует дополнительных расходов, покрываемых  за  счет  федерального
бюджета, и изменения финансовых обязательств государства.


                               ПЕРЕЧЕНЬ
 актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
   силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
  федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй
               Налогового кодекса Российской Федерации"


     Принятие федерального закона "О внесении изменения в  статью  169
части второй Налогового кодекса  Российской  Федерации"  не  потребует
признания утратившими силу, приостановления,  изменения  или  принятия
актов федерального законодательства.

Информация по документу
Читайте также