Расширенный поиск
Послание Губернатора Кировской области от 23.02.2001 б/нПослание Губернатора Кировской области В. Н. Сергеенкова областной Думе об итогах социально-экономического развития области в 2000 году и задачах на 2001 год Уважаемые депутаты! Сегодня на заключительном заседании областной Думы второго созыва мы с вами подводим не просто итоги минувшего года. Мы оцениваем результаты совместной работы депутатского корпуса и администрации области в течение последних четырех лет. Такую оценку дать тем более необходимо, что в преддверии нынешней избирательной компании состояние экономики и социальной жизни области уже находит свое толкование со стороны ряда политиков, депутатов, средств массовой информации. На мой взгляд, толкование далеко не всегда объективное. Но ведь каждый видит в происходящем то, что хочет видеть. Можно сказать: "рост производства - целых 15 процентов", а можно - "всего пятнадцать". По-разному одну и ту же ситуацию оценивают наблюдатель со стороны и тот, кто сам, своим умом, своими трудами меняет ее к лучшему. Невозможно объективно оценить ухабы дороги, не пройдя ее своими ногами. Мы с вами эту трудную дорогу прошли вместе, и нам лучше других известно, чего это стоило. Давайте вспомним, с каким неподъемным грузом мы вышли в путь в начале 1997 года. Ведущие отрасли областного хозяйства развалены. Объем промышленного производства в 1996 году составил 39,4 процента к уровню 1990 года. Кризис в сельском хозяйстве: ежегодное снижение объема производства сельскохозяйственной продукции составляло 8-10 процентов. Падал уровень жизни, задолженность по выплате заработной платы достигала 5-7 месяцев. На многих предприятиях зарплату не выплачивали в течение полутора-двух лет. В качестве своеобразного напутствия в дорогу мы получили тогда вот такой прогноз, опубликованный в газете "Вятский наблюдатель": "Под властью нового губернатора вятская экономика обречена на дальнейший, все ускоряющийся спад, и внутренних источников для предотвращения бюджетной катастрофы у области нет". Да, были и спады, и ошибки, и разочарования. Мы сбивались с шага, падали, набивали шишки - но всегда поднимались и упрямо шли вперед. Потому что ясно видели цель, потому что четко представляли маршрут, потому что в пути поддерживали друг друга. * * * Все прошедшие четыре года опорные отрасли и предприятия получали ежегодную поддержку со стороны администрации области и областной Думы. Мы с вами, уважаемые депутаты, прекрасно понимали: из той экономической ямы, куда предприятия были ввергнуты так называемыми "реформами", невозможно выбраться в одиночку. Механизмы поддержки были самые разные: резервирование денежных средств на банковских счетах предприятий для приобретения сырья, материалов и топлива; консервация временно неиспользуемого имущества; гарантии бюджета области под кредиты, получаемые предприятиями из федерального бюджета и в коммерческих банках; налоговые льготы по платежам в областной бюджет и территориальный дорожный фонд; введение областного заказа на продукцию; передача в муниципальную собственность ведомственного жилья и объектов соцкультбыта и многое другое. Кропотливая работа принесла плоды. Темп прироста промышленного производства за 1997-2000 годы составил 122,8 процента (по России - 113,8 процента). По индексу промышленного производства область, которая в 1996 году находилась на 43 месте среди регионов Российской Федерации, вышла в 2000 году на 29 место. По доле в объеме промышленного производства России область за 4 года переместилась с 39 места на 36-е. Естественно, наиболее высоким оказался прирост в базовых отраслях промышленности, дающих основную долю производства валового регионального продукта и получивших больше помощи. Так, за четыре года объем производства на предприятиях оборонного комплекса вырос в 3,2 раза, легкой промышленности - в 1,6 раза, лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 22 процента. Ни один грамотный экономист, ни один непредвзятый наблюдатель, просто здравомыслящий человек не станет отрицать очевидного. А именно: положительная динамика промышленного производства закрепилась, финансовое состояние предприятий улучшилось, стабилизировалась кредитно-банковская система, сократилась безработица, остановлено падение реальных денежных доходов населения. Думаю, эти позитивные изменения, этот заслуженный успех трудовые коллективы предприятий и организаций должны разделить с органами исполнительной и законодательной власти области. Не умаляя заслуг депутатов областной Думы первого созыва, хочу все-таки подчеркнуть: именно вы, образно говоря, засеяли правовое поле законами, которые определили развитие отраслей экономики, стимулировали экономическую активность крупных предприятий, сферы малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей. 250 законов и 600 постановлений областной Думы, две трети которых приняты по инициативе областной администрации, создали тот прочный правовой каркас экономической и социальной жизни, с которым область вступила в третье тысячелетие. Это та мощная база, которую вы оставляете будущим депутатам, а также законодателям других регионов России, с интересом изучающих и использующих ваш опыт. Хочу выразить вам, дорогие друзья, огромную признательность за понимание и поддержку в нашей общей работе по возрождению области, улучшению жизни кировчан. * * * Уважаемые депутаты! Всегда интересно, да и полезно сравнить результаты своей работы с достижениями соседних областей и республик страны. Конечно, при этом необходимо учитывать природно-географические особенности региона, сложившуюся структуру промышленности и многие другие различия. Но даже без учета этих особенностей область в минувшем году выглядела неплохо. Неделю назад в правительственной "Российской газете" опубликованы "Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2000 году". Так, индекс промышленного производства в Кировской области составил 111,4 процента к 1999 году. Только пять из пятнадцати областей и республик Приволжского федерального округа имеют лучшие показатели: республики Удмуртская и Мордовия, Пермская и Саратовская области, Коми-Пермяцкий автономный округ. Достижение тем более примечательное, что рост произошел к уже созданной высокой базе. Напомню, аналогичный показатель в 1999 году у нас составлял 115,8 процента. Наши оппоненты нехотя признают успехи области в материальном производстве, но утверждают, что это никак не сказывается на повышении уровня жизни кировчан. Они ошибаются. Снова заглянем в "Российскую газету": в ноябре 2000 года рост реальных денежных доходов населения области составил 113 процентов. А это один из основных показателей уровня жизни. В Приволжском округе выше доходы только у жителей Удмуртской Республики, Нижегородской, Саратовской областей и Коми- Пермяцкого автономного округа. Если посмотреть на среднюю начисленную заработную плату - 1944 рубля в декабре, то здесь мы ровно в середине. Выше зарплата в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Оренбургской, Пермской и Самарской областях, в остальных регионах - ниже. Мне возразят: зарплата вроде неплохая, но ведь ее вовремя не выплачивают! Действительно, на 1 февраля 2001 года просроченная задолженность по заработной плате составила в области 413,1 миллиона рублей. Не лучший и даже не средний показатель в округе. Но это в два раза меньше, чем, например, в гораздо более богатых республиках Татарстан и Башкортостан. К тому же здесь важна динамика. Только за декабрь задолженность удалось сократить на 54,5 млн. рублей, за январь текущего года - еще на 26,7 миллиона рублей, несмотря на рост средней заработной платы. * * * Остановлюсь на некоторых наиболее существенных результатах минувшего года. "Визитом года" назвал экономический журнал "Товар-деньги-товар" приезд в нашу область представительной делегации оборонных ведомств России во главе с заместителем Председателя Правительства Ильей Иосифовичем Клебановым. Если продолжить сравнение, то поистине похвалой года можно считать слова вице-премьера о "фантастических" темпах роста производства на предприятиях нашего военно-промышленного комплекса. Действительно, например, в 1999 году Вятское машиностроительное предприятие "Авитек", лидер вятской "оборонки", заняло третье место в списке наиболее динамично развивающихся компаний России. В 2000 году "Авитек" увеличил выпуск продукции в 1,5 раза. Нововятский механический завод - в 1,7 раза, завод "Сельмаш" - на 55, завод "Лепсе" - на 38 процентов. И так далее. В результате за счет предприятий ВПК наиболее высокие темпы роста объема производства достигнуты в машиностроении - 137 процентов к уровню предыдущего года, а доля отрасли в объеме промышленного производства увеличилась с 23,1 процента в 1999 году до 26,6 процента в 2000-м. В других ведущих отраслях промышленности рост производства к 1999 году составил: в черной металлургии - 123,8 процента; в легкой промышленности - 111,8 процента; в химической и нефтехимической промышленности - 108,4 процента; в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 107,7 процента. Высокий темп роста впервые достигнут в новой для нашей экономики нефтедобывающей отрасли - в 1,5 раза к уровню предыдущего года. Учитывая неблагоприятные погодные условия прошлого года, резкий рост цен на топливно-энергетические ресурсы, вполне успешными можно считать и результаты работы агропромышленного комплекса. Хотя производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизилось до 98,1 процента, в сельхозпредприятиях темпы производства все-таки возросли и составили в целом 101 процент. Из них в растениеводстве - 112,3 процента, в животноводстве - 95,3 процента. Снизил показатели частный сектор, производящий половину общего объема сельхозпродукции. В целом аграрный сектор все же закончил год с прибылью. Не случайно успехи отрасли отметил во время своего визита в область вице- премьер России, Министр сельского хозяйства Алексей Васильевич Гордеев. Однако рост производственных показателей - не самоцель, а средство улучшения жизни людей. Не может быть гуманной, человечной, нравственной экономическая политика, если нет возможности повышать рабочим зарплату, старикам - пенсии, студентам - стипендии. Вот почему главным итогом минувшего года следует считать некоторое улучшение показателей уровня жизни населения, впервые ставшее наглядным и ощутимым в последние месяцы. Так, в 2000 году номинальные денежные доходы в расчете на душу населения выросли на 22,4 процента, номинальная начисленная заработная плата - на 43,2 процента, средний размер начисленной пенсии - на 34,8 процента. При этом существенно возросла покупательная способность зарплаты и пенсии, а удельный вес населения, имеющего доходы ниже величины бюджета прожиточного минимума, снизился на 12,4 процента. Сегодня мы можем смело сказать: как в свое время удалось отвести от края пропасти экономику, так в минувшем году население области немного отошло от черты бедности, от нищеты, разочарования и пессимизма. Мы поверили в свои силы, в способность самостоятельно добиться лучшей жизни для себя и своих близких, для всех жителей Вятского края. * * * Уважаемые депутаты! В своем предыдущем послании областной Думе я говорил о том, что срок действия принятой в 1997 году Концепции социально-экономического развития территории истек, и требуется корректировка некоторых направлений и приоритетов применительно к изменившейся ситуации в стране и области. В прошлом году была разработана новая Концепция развития области на период до 2004 года. Разработаны план организационных мероприятий и перечень основных нормативных документов по ее реализации. При составлении Концепции мы исходили из анализа развития области за предыдущие годы и опыта внедрения региональной модели реформ. Определены следующие проблемы, которые предстоит решать в ближайшие годы: Первая. Все еще недостаточный уровень эффективности производства и использования сырьевого и хозяйственного потенциала в отраслях экономики. Назову только три цифры: использование производственных мощностей в промышленности составляет в настоящее время от 80 процентов - например, в производстве минеральных удобрений, до 20 процентов в производстве металлорежущих станков и железнодорожных кранов, а расчетная лесосека вырубается всего на 45 процентов. Вторая. Сложное финансовое положение хозяйствующих субъектов, обусловленное недостатком оборотных средств, большой просроченной дебиторской и кредиторской задолженностью, низкой платежеспособностью. Хотя положительный сальдированный финансовый результат работы крупных и средних предприятий превысил 4 млрд. рублей и вырос к 1999 году в 1,3 раза, их кредиторская задолженность составила свыше 20 млрд. рублей, в том числе почти 12 млрд. рублей - просроченная; дебиторская задолженность - более 10 млрд. рублей, и половина - просроченная. В целом по области кредиторская задолженность предприятий превышает дебиторскую почти в 1,9 раза, а просроченная - в 2,2 раза. Многие предприятия и организации по-прежнему живут в долг. Третья. Наличие взаимных неплатежей, задолженность в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В частности на 1 января текущего года задолженность предприятий и организаций по налоговым платежам в бюджеты всех уровней (без учета штрафов и пеней) составила 3,6 млрд. рублей. Четвертая. Недостаток эффективных рычагов государственного влияния на деятельность предприятий и развитие отраслей в целях обеспечения экономической безопасности региона. Отсутствие таких рычагов особенно сказывается на работе предприятий, которые являются градообразующими. Например, в рамках существующих законов органы государственной власти не могут влиять на зарубежных владельцев акционерного общества "Песковский литейный завод", которые, исправно получая неплохие дивиденды, ни рубля не вкладывают в техническое перевооружение предприятия. А без этого завод может утратить свои сегодняшние неплохие позиции на рынке. Похожая ситуация в акционерном обществе "Восток" (поселок Восточный), в акционерном обществе "Верхнекамский фосфоритный рудник" (поселок Рудничный), во многих леспромхозах, попавших в частные руки. Пятая. Недостаточная эффективность сельскохозяйственного производства, требующего значительной финансовой поддержки государства. На 1 января 2001 года кредиторская задолженность села составила 2,4 млрд. рублей, или 80 процентов годовой выручки от реализации сельхозпродукции. При существующей политике государства в отношении регулирования цен на энергоносители, горюче-смазочные материалы и другие ресурсы иного результата ожидать невозможно. Шестая. Сложная демографическая ситуация, наличие безработицы. В прошлом году некоторый рост рождаемости не смог компенсировать рост смертности. В результате естественная убыль населения увеличилась. Хотя численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, за прошлый год сократилась на 3 процента, на 1 января она все еще составляла 26,3 тысячи человек, или 3,1 процента от экономически активного населения. А в ряде районов этот показатель в 2- 3 раза выше. Седьмая. Слабость материальной базы социальной сферы, необходимость реформирования и обновления жилищно-коммунального хозяйства. В минувшем году введено в действие 5 общеобразовательных школ на 568 ученических мест (в 5 раз больше, чем в 1999 году), больниц на 189 коек (в 3,8 раза больше, чем в 1999 году), амбулаторно-поликлинических учреждений на 465 посещений в смену, домов культуры на 400 мест, библиотека на 80 тысяч книг. Однако жилья введено всего 169,7 тыс. квадратных метров, что составляет лишь 70 процентов к уровню предыдущего года. К тому же новое строительство и в малой мере не покрывает физический и моральный износ жилых домов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Восьмая. В ближайшие годы нам придется решать сложную экологическую проблему, связанную с наличием Марадыковского арсенала химического оружия и хранилищ промышленных отходов Кирово-Чепецкого химкомбината. Эта проблема стала в последнее время предметом острой борьбы и политических спекуляций, что только затрудняет поиск подходов к ее решению. * * * Уважаемые депутаты! Я назвал далеко не все проблемы, их конечно, гораздо больше. Но хочу из всех имеющихся выделить три самые острые и злободневные. Откладывать их на потом мы не можем, потому что это ставит под угрозу все, чего мы уже добились в последние годы, да и само будущее области. Итак, три самые важные проблемы года: - привлечение в экономику инвестиций; - стабилизация агропромышленного комплекса; - улучшение демографической ситуации. Необходимость привлечения инвестиций связана прежде всего с так называемой "проблемой 2003 года", то есть с проблемой катастрофического старения основных фондов, особенно в производящих отраслях экономики. Износ активной части основных фондов в промышленности составляет более 60 процентов, в сельском хозяйстве - 80 процентов. В условиях плановой социалистической экономики значительная часть основных фондов своевременно обновлялась. В условиях же рынка, в условиях конкуренции, требующей высокого качества и постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции это тем более необходимо. В последнее время успешно работающие предприятия вкладывают большие средства в техническое перевооружение производства, внедрение современных технологических процессов, освоение выпуска новой продукции. Так, например, сумма средств, направленных в 2000 году предприятиями оборонного комплекса на модернизацию оборудования выросла в сравнении с 1998 годом более чем в 8 раз. Однако в целом темпы роста инвестиционной активности снижаются. Так, в наиболее важных для экономики отраслях производственного назначения рост инвестиций в прошлом году составил 104 процента против 132 процентов в 1999 году, в том числе в промышленности 112 процентов против 146,5 процента в предыдущем году. Это для нас очень серьезный звонок. В источниках финансирования капитальных вложений основную роль играют собственные средства предприятий, удельный вес которых составляет 67 процентов. Удельный вес бюджетных средств составил в прошлом году 16 процентов. Лишь крайне незначительную часть в объеме инвестиций занимают кредиты банков - всего 0,7 процента в 2000 году. Это было одной из основных тем, которую поднимали руководители крупных предприятий области на недавней встрече с генеральным директором "Агентства по реструктуризации кредитных организаций" Александром Владимировичем Турбановым. Поэтому не случайно в последние годы администрация области сделала основную ставку на поиск и привлечение иностранных инвесторов. Финансовый кризис 1998 года резко снизил интерес иностранных партнеров к России, в том числе и в отношении предприятий нашей области. В результате в 1998 году были приостановлены готовые к подписанию контракты и даже реализация действующих. Но за последние два года работа по привлечению иностранных инвестиций активизировалась. В течение 1999-2000 годов область посетило свыше 3200 иностранных граждан более чем из 25 стран мира, в том числе более половины - с деловыми визитами. Только администрация области за два года приняла 13 делегаций из 8 государств и подписала 15 соглашений и протоколов о намерениях. Проработаны конкретные инвестиционные предложения иностранных фирм в акционерных обществах "ВЭЛКОНТ", "Шинный завод", "Электромашиностроительный завод Лепсе", "Кировский завод ОЦМ", "Нововятский лыжный комбинат", "Домостроитель", "Кировэлектросвязь", на заводах "Сельмаш" и Нововятский механический, Нововятском лесопромышленном комбинате и других предприятиях. Подписаны контракты на поставку оборудования для производства мебели со шведской фирмой "ИКЕА", на поставку оборудования для выпуска нефтехимической продукции с фирмами Кипра, лесопильного оборудования с фирмами Австрии, Германии, Англии, Италии, Финляндии. За прошлый год поступления иностранных инвестиций на предприятия области составили 15,5 млн.долларов США. Это в 3,9 раза больше, чем в 1999 году. Работа с иностранными инвесторами для нас предпочтительней еще и потому, что они не требуют залога или обеспечения в виде контрольного пакета акций предприятий, как некоторые отечественные компании и банки. Иностранцев вполне устраивают гарантии сохранности капитала со стороны органов государственной власти. Вот почему мы последовательно и настойчиво расширяем масштабы этой работы. Инвестиционные проекты, имеющие для области приоритетное значение, направлены в посольства и торгпредства Российской Федерации за рубежом, посольства иностранных государств в Москве, на выставку- презентацию международных инвестпроектов в Австрии, международную инвестиционную выставку в Ганновере (Германия). В минувшем году пакеты инвестиционных предложений области были включены в международные банки инвестиционных проектов в Иране и Ливане, переданы через Ассоциацию экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России в США. Мы постоянно совершенствуем нормативную базу инвестиционной политики. В минувшем году принята Концепция инвестиционной политики в Кировской области и Комплексный план мероприятий по ее реализации на 2000-2003 год. В стадии принятия - Концепция развития страхования. Разрабатывается программа развития финансовой аренды (лизинга) и Концепция ипотечного жилищного кредитования населения. Принят закон "О стимулировании инвестиционной деятельности в Кировской области". Для определения единой стратегии развития инвестиционной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций в экономику создан консультационный совет по инвестиционной политике при губернаторе области. Все это в совокупности привело к тому, что область по рейтингу инвестиционной привлекательности перешла из группы регионов с низким потенциалом и высоким индексом риска в более благоприятную группу - с пониженным потенциалом и умеренным риском. В той же группе оказались, например, такие сильные регионы как Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский край и Костромская область. * * * По прогнозам в 2001 году объем инвестиций в основной капитал возрастет к уровню прошлого года на 5-6 процентов. В качестве источников финансирования инвестиционных проектов предусматриваются собственные средства предприятий, частные и иностранные инвестиции, средства бюджета области и федерального бюджета. Мы продолжим поддержку предприятий, не имеющих просроченной задолженности перед бюджетом, путем предоставления из областного бюджета инвестиционных кредитов на техническое перевооружение производства, разработку, внедрение и приобретение новейших технологий. 79 млн. рублей предусмотрено в областном бюджете на финансирование работ по газификации. В нынешнем году планируется ввести в строй долгожданный газопровод высокого давления Яр-Омутнинск, газообеспечивающие комплексы в поселке Лянгасово и городе Нолинске, построить 50 км разводящих газопроводов, перевести на газ пять котельных. 431,7 млн. рублей направит областной бюджет на финансирование целевых программ, в том числе - 338 млн. рублей в агропромышленном комплексе. На программу укрепления материально-технической базы социальной сферы предусмотрено выделить почти 41 млн. рублей. В перечень строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета, удалось включить 14 объектов на общую сумму 89 млн. рублей. В том числе те, строительство которых ранее было приостановлено, например, протезно-ортопедическое предприятие в г. Кирове. Также за счет средств федерального бюджета планируется осуществить мероприятия по выводу из эксплуатации, приведению в соответствие с действующими нормами объектов по переработке радиоактивных материалов, хранилищ радиоактивных отходов на Кирово-Чепецком химкомбинате. * * * С проблемой привлечения инвестиций тесно связан и вопрос стабилизации и развития агропромышленного комплекса. За последние десять лет аграрная отрасль понесла, пожалуй, самые серьезные потери. Почти на 30 процентов сокращены посевные площади, вдвое - поголовье скота и производство сельскохозяйственной продукции. Снижается плодородие почв. Парк тракторов и сельскохозяйственных машин сократился на 40 процентов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - на 50 процентов. Во время прошлогодней уборки урожая я побывал во многих районах. Люди ловили редкие "окна" сухой погоды, но при этом повсеместно значительная часть техники стояла из-за поломок, отсутствия запчастей и горючего. Крестьяне в труднейших, поистине нечеловеческих условиях сумели собрать 790 тысяч тонн зерна (в весе после доработки) - это на 27,5 процента больше, чем в 1999 году. Но кто подсчитает, сколько его было потеряно! Закупочные цены на мясо крупного рогатого скота за прошлый год увеличились на 20 процентов, а на свинину - на 26, но производство мяса по-прежнему остается убыточным. Ведь за это же время цены на промышленную продукцию выросли в среднем на 37 процентов, на минеральные удобрения - на 55 процентов. Заработная плата в сельском хозяйстве в два раза ниже, чем средняя по области. Социальная сфера на селе в плачевном состоянии. Администрация области все последние годы принимала меры по преодолению кризисных процессов в отрасли, проведению аграрной реформы, регулированию продовольственного рынка. Постоянно увеличивались ассигнования из бюджета области - с 52 млн. рублей в 1996 году до 230 миллионов в году минувшем. Более, чем в 4 раза - прошу эту цифру запомнить. Мы всегда помнили, что речь идет о судьбе одной из базовых отраслей народного хозяйства, на долю которой приходится 18,6 процента валового регионального продукта. Мы всегда помнили, что речь идет о судьбе 2,5 тысячи хозяйствующих на селе субъектов, где работает 130 тысяч человек, о судьбе многих сел и деревень. Но сегодня мы вынуждены признать, что в условиях полного равнодушия государства к агропромышленному комплексу, отсутствия с его стороны сколь-нибудь значимой финансовой поддержки, недостатка средств областного бюджета мы все сельхозпредприятия из кризиса не вытянем. В прошлом году мы начали разработку основных направлений совместной деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов АПК по формированию условий, которые бы привели к повышению эффективности и устойчивости агропромышленного производства. В начале нынешнего года после детального обсуждения и доработки была принята Концепция аграрной политики Кировской области на 2001- 2003 годы. Также утвержден комплексный план оргмероприятий и разработки нормативных документов, необходимых для реализации Концепции. Одно из ключевых направлений аграрной политики на ближайшие годы - проведение аграрных преобразований на основе интеграции и кооперации сельскохозяйственного производства. Это позволит объединить в замкнутый технологический цикл все производственные процессы движения продукции от поля до прилавка. А на этой основе - осуществить концентрацию производства, земли и капитала в руках эффективных собственников, привлечь инвестиции в аграрный комплекс области. Начало этой работе уже положено: в прошлом году мы создали 16 агрофирм. Наверное, рано говорить об эффективности работы новых образований. Но первые результаты обнадеживают. При наличии той же техники площадь пашни в новых структурах увеличилась на 13 процентов, площадь, занятая зерновыми культурами, на 25 процентов. Поголовье крупного рогатого скота возросло на 13 процентов, производство молока - на 12 процентов, а реализация продукции - на 24 процента. На 1625 человек возросло число работающих. Люди поистине увидели свет в конце туннеля, почувствовали уверенность в завтрашнем дне. На текущий год предусмотрено увеличение расходов областного бюджета на участие области в уставных капиталах крупных агропромышленных формирований, на оказание агрофирмам финансовой помощи в виде поставок техники, горючего, удобрений. Концепция аграрной политики предполагает рост производства растениеводческой продукции - прежде всего за счет поддержания почвенного плодородия биологическими методами. Большое внимание уделено обеспечению потребности области в продовольственном зерне ржи и частично - пшеницы, пивоваренном ячмене и фуражном зерне. Валовой сбор зерна планируется увеличить по сравнению с 1999 годом на 47 процентов. Увеличится производство молока и яиц, сохранится объем производства мяса. И все-таки дальнейшее устойчивое развитие села невозможно без решения многих вопросов на федеральном уровне. Я имею ввиду регулирование цен на тарифы естественных монополий, совершенствование системы льготного кредитования, техническое оснащение отрасли, решение проблем социального развития. И я, и председатель областной Думы, и депутаты Государственной Думы от Кировской области делаем все возможное, чтобы донести до Правительства и Президента нашу озабоченность кризисным состоянием отрасли, побудить федеральную власть изменить отношение к аграрному сектору экономики. * * * Наконец, остановлюсь на проблеме, острой для всей России, а для области имеющей поистине жизненное значение - на проблеме демографии. Вот несколько цифр. В 2000 году число родившихся в расчете на 1000 жителей Кировской области - 7,9 человека, число умерших - 16,2, естественная убыль населения - 8,3. Причем, по рождаемости мы почти в середине регионов Приволжского федерального округа, а по смертности нас опережают Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская области и Коми- Пермяцкий автономный округ. Но, как вы понимаете, это слабое утешение. От пожеланий здоровья, от призывов рожать больше детей мало толку. Надо создавать условия, чтобы люди не болели, а заболев, выздоравливали, чтобы старики жили долго, дети рождались и росли здоровыми. Значит надо говорить о такой социальной политике, которая бы смогла обеспечить эти условия. Думаю, это объясняет, почему администрация области тратит все больше средств и уделяет все больше внимания совершенствованию медицинского обслуживания населения, обеспечению достойной старости, поддержке молодых семей. В минувшем десятилетии, пожалуй, единственной отраслью областного хозяйства, которую удалось сохранить почти в нетронутом виде, было здравоохранение. Более того, продолжалось укрепление материально- технической базы отрасли, все ведущие учреждения здравоохранения были переоснащены современным оборудованием для обследования и лечения больных. Сегодня в области работает около 7 тыс. врачей и 21 тыс. средних медицинских работников. Обеспеченность врачебными кадрами в последние годы составляет 42,9 человека на 10 тысяч населения. Мы строим больницы и амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, жилье для медицинских работников. Продолжалась работа по выдаче населению полисов обязательного медицинского страхования. На 1 января 2001 года их выдано 879 тысяч, в том числе 493 тысячи - работающим. Это 73,7 процента от общего числа работающих. В 2000 году из средств Фонда обязательного медицинского страхования лечебно-профилактическим учреждениям направлено 370,7 млн. рублей, в том числе за лечение больных - 100,7 млн. рублей. Продолжалась реализация целевых областных и федеральных программ, в том числе "Сахарный диабет", "Профилактика туберкулеза", "Анти- СПИД", "Санитарно-эпидемиологическое благополучие", "Развитие и совершенствование офтальмологической помощи", "Вакцинопрофилактика" и других. На их выполнение было выделено 65,5 млн. рублей бюджетных средств. Был принят ряд важных нормативных актов, в том числе постановление губернатора "О формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Кировской области". Утверждена территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения области бесплатной медицинской помощью на второе полугодие 2000 года и 2001 год. Однако все это пока не привело к существенному улучшению состояния здоровья населения. Если болезни крови, эндокринной системы, органов пищеварения снижаются, то онкологическая заболеваемость, заболеваемость туберкулезом, хронический алкоголизм растут. Вот почему в текущем году мы увеличиваем расходы областного бюджета на здравоохранение на 62 процента. Они составят 326,9 млн. рублей. Продолжится реализация целевых программ, срок действия которых истекает в 2002-2005 годах. В конце прошлого года утверждена также областная программа "Безопасное материнство", в начале нынешнего - программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии на 2001- 2007 годы". Будем разрабатывать программы "Развитие и совершенствование пульмонологической службы", развития профпатологической помощи работающим в сфере материального производства и другие. В годовую программу строительства включено 18 объектов здравоохранения. В Кирове это, например, больница скорой медицинской помощи на 560 коек, поликлиника N 5 на 375 посещений в смену, восстановительно-реабилитационный центр областной травматологической больницы, детская областная больница на 600 коек. Планируется завершить реконструкцию третьего лечебного корпуса областной клинической больницы, ввести в эксплуатацию амбулаторию в селе Бисерово Афанасьевского района. За счет средств федерального бюджета будет вестись строительство пристроя к станции переливания крови НИИ гематологии и переливания крови, лабораторного корпуса областного центра госсанэпиднадзора и других объектов. В текущем году мы ставим перед федеральными органами ряд вопросов, без решения которых, на наш взгляд, будет крайне сложно обеспечить сохранение здоровья населения и нормальное функционирование отрасли. Мы считаем, что необходимо восстановить вертикаль управления здравоохранением. Сегодняшнее разделение ее на федеральный, региональный и муниципальный уровни неэффективно. Мы просим утвердить единый подушевой норматив финансирования здравоохранения в стране на основе минимальных стандартов оказания медицинской помощи. Мы считаем необходимым разработать федеральную целевую программу по оснащению лечебных учреждений медицинским оборудованием. Проблема физического и морального износа медицинской техники стоит так же остро, как и в производящих отраслях, да еще и осложняется скудным бюджетным финансированием медучреждений. Мы предлагаем разработать механизм компенсации пенсионерам приобретения льготных лекарств, минуя систему здравоохранения. Эта льгота положена им в соответствии с федеральным законом "О ветеранах". Для справки: в 2000 году аптечными учреждениями области отпущено медикаментов по бесплатным и льготным рецептам на 6,4 млн. рублей. Это при том, что долг учреждений здравоохранения аптекам на 1 января текущего года составляет 6,9 млн. рублей. Есть также ряд других предложений, которые мы представим Правительству для обсуждения на Всероссийском совещании по вопросам социальной политики. Совещание состоится 16 марта в Москве. * * * С мерами по улучшению медицинского обслуживания населения хорошо согласуются другие социальные областные программы - гарантированного обеспечения старости, охраны материнства и детства, строительства жилья для молодых семей и другие. В минувшем году мы продолжили строительство специальных жилых домов для ветеранов и довели их количество до 16-ти. Открыты еще два центра социального обслуживания населения - в Яранском и Куменском районах. В 20 районах создана служба "Социальное такси" для оказания транспортных услуг инвалидам и ветеранам. Инвалидам войны выдано 69 автомобилей "Ока" и 245 кресел-колясок. 478 тысяч жителей области получили лекарства по бесплатным и льготным рецептам. В текущем году на строительство жилья для ветеранов выделяется 15 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем. Строительство будет вестись в 16 районах, а ввести в действие планируется 5 домов - в Верхнекамском, Мурашинском, Омутнинском, Подосиновском, Уржумском районах. Будет оказана бюджетная поддержка молодым семьям в строительстве жилья. На эти цели направляется 3,9 млн. рублей капвложений и 1 млн. рублей жилищных субсидий. За счет этих средств продолжим строительство 45-квартирного дома МЖК "Родина" в г. Кирове, 60-квартирного жилого дома в г. Кирово-Чепецке и 36-квартирного дома МЖК в г. Кирсе. Расходы областного бюджета на социальную политику утверждены в сумме 114,2 млн. рублей. Планируется ввод в строй 18 учреждений социальной защиты населения в городах и районах области. * * * Уважаемые депутаты! Приоритет социальной политики диктуется обстоятельствами нашей сложной жизни. И сегодня у нас появляется больше средств и возможностей для ее осуществления. Хочу подчеркнуть, что в этом году мы не только пересекли границу двух веков, но и перешагнули некий экономический рубеж. Период спада пройден, начинается период роста. У нас большие планы. Чтобы они осуществились, требуется организовать жесткий контроль за ходом их выполнения. Нужно обеспечить и более тесное взаимодействие с органами власти Российской Федерации, с одной стороны, и с органами местного самоуправления, с другой. В текущем году нам предстоит усовершенствовать структуру органов власти и управления областью. В устав Кировской области вами внесены изменения, теперь у нас появится свое областное Правительство. К октябрю ваши преемники уже должны принять соответствующий закон. Я уверен, что создание высшего исполнительного органа государственной власти - Правительства поможет улучшить управляемость народнохозяйственным комплексом, исключить параллелизм в работе, повысить ответственность должностных лиц за результаты своей деятельности. Надеюсь, что многие из вас в марте будут вновь избраны депутатами областной Думы и примут участие в принятии закона о Правительстве. Надеюсь, что плодотворная совместная работа двух ветвей власти, результатом которой стало заметное улучшение ситуации в экономике и социальной жизни области, будет продолжена. Через год исполнится 80 лет со дня рождения Николая Ивановича Паузина, который 23 года возглавлял облисполком. На доме, где он жил, будет установлена мемориальная доска. Мне хочется верить, что пройдет время, и наша общая работа в самые трудные для области годы конца ХХ века тоже будет как-то отмечена. Пусть не золотом на мемориальной доске, а благодарностью и памятью земляков. Что бы там ни говорили, а работали мы честно, на благо всего населения области. Ибо нашим девизом были слова вятского губернатора Николая Андреевича Руднева: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело". И этой обязанности у нас никто не отнимет. Давайте же и дальше, не думая о славе, честно делать свое дело. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|