Расширенный поиск

Послание Губернатора Кировской области от 27.02.2003 б/н

  


                    Послание Губернатора - Председателя  Правительства
                    области В.Н.Сергеенкова Законодательному  Собранию
                    области   "Об   итогах    социально-экономического
                    развития Кировской области  в 2002 году и  задачах
                    на 2003 год"
                    27 февраля 2003 года



                         Уважаемые депутаты!
                    Уважаемые участники заседания!


     Хочу начать свое выступление с одного из самых неприятных  итогов
прошлого  года.  В  этом  месяце Кировская область "прогремела" на всю
страну.  "Прогремела",  "прославилась" - в кавычках - массовой  акцией
протеста работников образования.  Более 17 тысяч учителей и работников
детских дошкольных учреждений приостановили работу,  требуя  погашения
задолженности по выплате заработной платы.
     Это урок не только для  Правительства  области,  но  и  для  всех
собравшихся в этом зале:  представителей органов власти, руководителей
предприятий и учреждений, общественных деятелей и так далее. Я считаю,
что  акция  учителей  в  какой-то  мере  высветила  и  состояние нашей
экономики,  и  деятельность  органов  власти,  и  настроение  вятского
общества.
     Были ли причины для прекращения  занятий  в  школах  и  детсадах?
Были.
     В минувшем году темпы  роста  заработной  платы  в  области  были
одними  из  самых  высоких в федеральном округе.  Так,  среднемесячная
заработная плата одного работника составила 3045 рублей и  возросла  к
предыдущему году на 41,6%, а в реальном исчислении на 24%.
     В этом росте заложено и повышение Правительством России ставки  1
разряда  Единой  тарифной  сетки  по оплате труда работников бюджетной
сферы, и рост зарплаты во всех отраслях и почти на всех предприятиях.
     Зарплата относительно  резко  возросла,  а  вот  источники для ее
выплаты пополнились не так заметно.
     Вспомните, как   трудно  принимался  бюджет  2002  года.  И  хотя
Правительству области при поддержке Президента России удалось добиться
от федерального центра дополнительной финансовой помощи,  мы не смогли
покрыть все потребности бюджета, связанные с ростом заработной платы.
     В то  же  время  рост  издержек производства за счет роста цен на
энергоносители,  сырье, материалы на треть снизил прибыль предприятий,
что  негативно  сказалось  на  поступлении налогов в бюджет.  Введение
изменений  в   налоговое   законодательство   привело   к   сокращению
налогооблагаемой базы территории.
     В целом за прошлый год бюджет  области  исполнен  по  доходам  на
97,6%, а областной - на 96,9%.
     В результате на 1 января текущего года задолженность  по  выплате
зарплаты  из-за отсутствия бюджетного финансирования увеличилась в 2,4
раза и составила 291 млн. рублей.
     90 миллионов  из  этой суммы пришлось на снижение размера дотаций
области в IV квартале из федерального бюджета. Это своеобразный штраф,
который   наложил   на   нас   Минфин  из-за  невыполнения  известного
постановления  Правительства  Российской  Федерации  от   12   августа
прошлого года.
     Думаю, пора прекратить спорить,  кто больше виноват в том, что не
были  вовремя  отменены  районные коэффициенты и процентные надбавки к
зарплате бюджетников,  -  Правительство  области  или  Законодательное
Собрание.  Важно, что мы вместе до конца отстаивали интересы населения
области.  Интересы тех же бастовавших учителей,  часть  которых  из-за
отмены коэффициентов в этом году будет получать уже меньшую зарплату.
     Как известно,  с 1 января Правительство области и Законодательное
Qобрание "играют" в этом вопросе по федеральным правилам.  Это помогло
нам в январе получить причитающиеся области средства авансом, в начале
месяца,  и  практически  тут  же  направить  их на погашение долгов по
зарплате.
     На зарплату шла и максимально возможная часть собственных доходов
бюджетов.  Однако в начале года поступление налоговых платежей  всегда
минимально.  К  тому  же  из-за  зимних холодов увеличились расходы на
топливо.  И должен сказать,  мы  не  допустили  развития  ситуации  по
печальному "карельскому" сценарию.
     В этот сложный для области период февральская  акция  учителей  -
вполне  законная  с точки зрения Трудового кодекса - была совсем не ко
времени.  Ведь заведомо  было  ясно,  что  быстро  погасить  долги  не
удастся.  И если учителя таким образом просто напомнили власти о своих
правах,   то   некоторые   политики    использовали    акцию,    чтобы
дискредитировать   органы  власти  и  управления,  усилить  социальное
напряжение в обществе.  Они постоянно подогревали конфликт,  не давали
ему угаснуть.
     Правительство области сделало все возможное,  чтобы удовлетворить
справедливые    требования   педагогов.   Позавчера   на   встрече   в
Правительстве руководители профсоюзов признали,  что областная  власть
свое   обещание  к  28  февраля  погасить  задолженность  по  зарплате
бюджетников за декабрь выполнила досрочно.
     Сегодня мы  решаем  вопрос  о выплате январской зарплаты.  Как вы
знаете,  недавно я встречался с Председателем Правительства Российской
Федерации   Михаилом   Михайловичем   Касьяновым.   Это   была   давно
запланированная встреча, не связанная с акцией учителей. Тем не менее,
из 6 моих писем,  получивших положительные резолюции премьер-министра,
три письма - о выделении области крупной финансовой помощи.
     Будет максимально  увеличена  и  доля собственных доходов местных
бюджетов, направляемых на выплату январской зарплаты. Все это позволит
нам  в  марте  войти  в  нормальный  график.  Кроме того,  мы намерены
сократить задолженность  по  зарплате  работников  жилищнокоммунальных
предприятий. Здесь положение еще хуже, чем у учителей.

                                * * *

     К сожалению,  и  бюджетников,  и  нас  с вами в этом году ожидает
новое испытание.
     Я имею   ввиду   намерение   Правительства  Российской  Федерации
отменить с 1 октября Единую тарифную сетку и ввести отраслевые системы
оплаты  труда.  После  отмены  ЕТС  государство гарантирует учителям и
врачам лишь минимальный размер оплаты труда - 450  (либо  600  рублей,
если  его  в  октябре  поднимут).  Остальное  должны будут доплачивать
региональные власти. Но только при наличии средств в местных бюджетах.
     Вчера кировчане  поддержали  Всероссийскую  акцию протеста против
введения такой системы. И как все это будет на самом деле - мы пока не
знаем.  Но  в  любом  случае  главная  задача  Правительства  области,
депутатов,  руководителей областных структур, глав районов и городов -
обеспечить выполнение бюджета 2003 года.  А главный источник бюджетных
поступлений - стабильно развивающаяся экономика.
     Как с этим обстояло дело в минувшем году?
     Недавно Минэкономразвития   Российской   Федерации   обнародовало
доклад  об итогах социально-экономического развития страны в 2000-2002
годах.   Вывод,   к   которому   пришли   специалисты    Министерства,
неутешителен:  факторы,  которые в эти годы обеспечивали высокие темпы
роста валового внутреннего продукта и промышленного производства, себя
исчерпали, а новых Правительство России не создало.
     Сказанное в значительной степени мы можем отнести и  к  экономике
области.   Ведь   как  бы  ни  ерничали  отдельные  средства  массовой
информации по поводу некоей мифической "вятской модели социализма", мы
всегда  понимали,  что Кировская область - не остров в океане рыночных
реформ.  Это часть России,  связанная с центром  и  другими  регионами
тысячью административных,  правовых,  хозяйственных, культурных и иных
связей.  А разработанная областной администрацией региональная  модель
реформ - это лишь система мер,  с помощью которых мы пытались ослабить
негативное влияние поспешных и непродуманных рыночных  преобразований.
И, кстати, небезуспешно.
     Если кто-то забыл, я напомню.
     К 1997  году  экономика  области  находилась  в глубоком кризисе.
Объем промышленного производства сократился к 1991 году более чем в  2
раза,   производство   продукции  сельского  хозяйства  -  в  2  раза,
инвестиции в основной капитал - в 5,5  раза.  Заводы  останавливались,
уровень  безработицы  превысил  7  процентов от экономически активного
населения.
     Мы разработали   и   приняли  Концепцию  социально-экономического
развития области и комплексный план мероприятий по  ее  реализации  до
2000  года,  а  в  прошлом  году - до 2004 года.  Меры государственной
поддержки бюджетообразующих предприятий и отраслей - а  это  налоговые
льготы,  товарные  кредиты,  областной  заказ  на поставку продукции и
многие другие - остановили  развал  экономики.  Предприятия  сохранили
кадры,  создали  дополнительные  рабочие  места,  освоили производство
новой,  импортозамещающей продукции.  И это помогло им в  полной  мере
воспользоваться   последствиями   августовского   дефолта  1998  года,
освободившего   внутренний   рынок   от   импортных   товаров.    Рост
промышленного  производства  у нас в 1999 и 2000 годах был существенно
выше, чем в среднем по России.
     Раньше других  воспользовавшись  ситуацией на рынке,  мы раньше и
исчерпали энергию роста.  В 2001 году объем промышленного производства
сократился  на  10,6%.  В  прошлом  году  компенсировать отставание не
удалось: индекс промышленного производства к уровню 2001 года составил
100,9%.   И  это  притом,  что  в  ведущей  отрасли  промышленности  -
машиностроении индекс производства продукции составил 112,4%.
     Основные причины    нестабильной   работы   многих   промышленных
предприятий - большой износ производственных фондов, неполная загрузка
производственных   мощностей,   отсутствие   государственных  заказов,
недостаточный  уровень  внедрения   современных   технологий,   низкая
конкурентоспособность    отдельных    видов    продукции,   отсутствие
эффективного   государственного   регулирования   в   сфере    тарифов
естественных монополий, недостаток инвестиционных ресурсов и т.п.
     Так, в  лесозаготовительной   промышленности   снижение   объемов
заготовки  и вывозки древесины произошло из-за неконтролируемого роста
цен   на   топливо   и   горюче-смазочные   материалы,   тарифов    на
железнодорожные  перевозки.  Сокращение  производства  отдельных видов
минеральных удобрений и фторопластов на  Кирово-Чепецком  химкомбинате
вызвано  снижением  спроса  на  внутреннем  и  внешнем  рынках.  Из-за
уменьшения объемов финансирования со стороны МПС сократил выпуск машин
для   строительства,   содержания   и  ремонта  железнодорожных  путей
Кировский машзавод 1 Мая.
     Здесь я   должен  оговориться:  недавний  визит  в  нашу  область
министра  путей  сообщения  Геннадия  Матвеевича  Фадеева,  подписание
тройственного   соглашения   о   сотрудничестве  между  Министерством,
Cорьковской  железной  дорогой  и  Правительством  области   позволяют
     рассчитывать на  новые заказы для этого предприятия.  И не только
для него одного.  По заказу министерства "Авитек"  начал  производство
уникальных  кресел  машиниста  локомотива и в прошлом году увеличил их
выпуск в 10 раз.  Сейчас рассматривается возможность  использования  в
железнодорожной  отрасли  и  продукции  заводов "Кирскабель",  "Маяк",
"Крин",  Песковского литейного завода,  акционерных  обществ  "Метако"
"Заря" и ряда других.

                                * * *

     Проблема получения  крупных  заказов,  проблема  сбыта  продукции
актуальна для любого предприятия. Она многократно возрастает в связи с
подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию.
     Чем это  грозит  российскому  и   вятскому   товаропроизводителю?
Либерализация  доступа  на  отечественный  рынок  зарубежных товаров и
услуг  приведет  к  массовой  экспансии  импорта,  обострению  на  нем
конкуренции  и  потере  внутреннего  рынка  для  многих  предприятий и
отраслей.  Реальна  опасность  разорения  неконкурентных  отраслей   и
производств  со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями.  И
первыми под удар попадают легкая промышленность и сельское хозяйство.
     В сентябре    прошлого    года   Правительство   области   издало
постановление  о  мероприятиях  по  подготовке  экономики  области   к
вступлению  России  в  ВТО.  Для  разработки  соответствующих мер была
создана  рабочая   группа   под   руководством   первого   заместителя
Председателя Правительства области А.А.Пинаева.
     Группа сразу же приступила к работе. И сегодня уже идет обобщение
предложений  областных  департаментов,  органов исполнительной власти,
предприятий,  организаций и предпринимателей по тарифным и  нетарифным
методам регулирования международной торговли в интересах отечественных
товаропроизводителей.  Эти  предложения  направляются  в  Министерство
экономического  развития  и торговли РФ.  Началась разработка программ
повышения    конкурентоспособности    продукции    и     реорганизации
неперспективных  производств.  В  соответствии с утвержденными планами
ведется обучение руководящего звена экономики области.
     Тем не менее, это лишь подступы к сложнейшей проблеме.
     На уровне области мы пока говорим об этом очень  мало,  а  делаем
еще меньше.  Очевидно,  надеемся, что это событие произойдет не скоро.
Однако в своем прошлогоднем послании  Федеральному  Собранию  Владимир
Владимирович  ПУТИН прямо сказал:  "У нас нет выбора:  вступать или не
вступать в ВТО.  Мы должны приложить  все  усилия,  чтобы  вступить  в
мировое  сообщество  равными  среди равных".  Учитывая твердую позицию
Президента и то,  что свыше 95%  законов,  необходимых  для  вхождения
России  в ВТО,  уже принято,  мы можем стать членом этой международной
организации буквально в ближайшее время.
     Фактически Россия  уже вошла в мировой рынок и должна жить по его
законам.  Более того,  вступление в ВТО может стать для нас еще  одним
стимулом к созданию новых конкурентоспособных товаров,  модернизации и
повышению уровня нашей экономики.
     Об этом   говорил   побывавший   у   нас   в   декабре  президент
Торговопромышленной палаты России Евгений Максимович ПРИМАКОВ.  Нельзя
не  согласиться  с ним в том,  что сейчас нужно накапливать силы перед
полной либерализацией рынка,  чтобы ситуация со вступлением в  ВТО  не
повторила сценарий приватизации госсобственности 10- летней давности.
     Совершенно очевидно,  что в недалеком будущем значительное  число
преприятий  области столкнется с резким ухудшением деловой конъюнктуры
и падением спроса на свою продукцию.  Причем происходить это будет  на
фоне    отсутствия    федерального   законодательства,   определяющего
государственную политику в сфере промышленности, науки и технологий.
     И здесь я хотел бы выразить благодарность депутатам, специалистам
областных ведомств, руководителям предприятий - всем, кто разрабатывал
и  принимал  областной  Закон  "О  промышленной  политике".  Пока  еще
немногие регионы страны  имеют  такой  документ,  реализация  которого
облегчит  предприятиям  вхождение в режим ВТО,  позволит более активно
заниматься  модернизацией  производства   и   внедрять   инновационные
технологии, в том числе управленческие.

                                * * *

     Не менее   важным  результатом  совместной  работы  Правительства
области и Законодательного собрания явилось принятие в новой  редакции
Закона   области   о   налоговых   льготах   субъектам  инвестиционной
деятельности,  и уже в феврале  текущего  года  -  проекта  закона  "О
залоговом фонде Кировской области".
     Уверен, что принятие этих законопроектов,  позволит  предприятиям
освоить  не  5,5  млрд.рублей  инвестиций  в  основной капитал,  как в
прошлом году, а гораздо больше.
     В этой  связи хотел бы заметить,  что эффективность инвестиций на
предприятиях малого бизнеса (а их у нас в области  более  5  тысяч)  в
целом  значительно  выше,  чем  на предприятиях крупного бизнеса,  а в
строительстве - выше в 2 раза, в торговле - в 5 раз.
     Хочу подчеркнуть,  что  государственную  поддержку  получат такие
инвестпроекты,   которые   предусматривают    наличие    инновационных
технологий,  имеют  бюджетную и социальную эффективность,  увеличивают
конкурентоспособность продукции,  повышение ее качества в соответствии
с международными стандартами и требованиями ВТО.
     Назову наиболее    крупные    из    них.    Это     реконструкция
сталеплавильного  производства на Омутнинском металлургическом заводе,
техническое перевооружение  Кировского  завода  по  обработке  цветных
металлов, организация нового производства на Верхнекамском фосфоритном
руднике, создание производства лазерного технологического оборудования
на  заводе "Авитек",  расширение производства минеральных удобрений на
Кирово-Чепецком химкомбинате.
     Активизации инвестиционной     деятельности    на    предприятиях
лесопромышленного комплекса будет способствовать  принятая  в  прошлом
году   Концепция  реформирования  предприятий  ЛПК  до  2005  года.  В
настоящее  время  проводится  работа  по  техническому  перевооружению
предприятий  отрасли.  Разработаны  и  внедрены  схемы  финансирования
инвестиционных проектов в сфере заготовки и  переработки  древесины  с
использованием  лизинговых схем приобретения оборудования,  что должно
ускорить этот процесс.
     Первостепенным делом   в   инвестиционной  деятельности  является
работа по реализации на территории области федеральных и  региональных
целевых программ.
     Причем объем средств, направляемых на их финансирование, ежегодно
увеличивается.  В  прошлом  году  на  целевые  программы из областного
бюджета было выделено более 500 миллионов рублей,  из  федерального  -
более 650-ти миллионов.
     Три года назад в  своем  послании  областной  Думе  я  говорил  о
развитии  малого  предпринимательства  как  о важнейшей задаче органов
власти.  С тех пор положение в этой  сфере  заметно  улучшилось.  А  в
прошлом  году  утверждены  основные  направления  поддержки и развития
малого предпринимательства на 2003-2005 годы.  Создан и начал работать
областной   фонд  поддержки  малого  предпринимательства.  Из  средств
областной целевой инвестиционной программы 15 процентов  предусмотрено
на инвестирование проектов малого бизнеса.
     В январе  этого  года  в  составе   экономического   совета   при
губернаторе создана секция развития предпринимательства.  И, насколько
я знаю,  в повестке сегодняшнего заседания  Законодательного  Собрания
стоит  вопрос об образовании комитета по развитию предпринимательства,
малого и среднего бизнеса.  Так что и тут  мы  с  вами  идем  в  одном
направлении.

                                * * *

     В целом   инвестиционную   политику  в  области  обеспечивают  29
региональных нормативных правовых актов.  И пакет этих документов, как
говорят  специалисты,  наиболее  полный  среди  регионов  Приволжского
федерального округа.
     Это, безусловно,    привлекает    внешних   инвесторов.   А   что
отталкивает?  Например,  криминализация  экономики.  Между  тем,  наши
правоохранительные  органы  снизили  эффективность работы по выявлению
преступлений в экономической сфере.  На треть меньше выявлено хищений,
совершаемых  должностными лицами.  В 3 раза снизилось число выявленных
фактов незаконного предпринимательства,  в 5  раз  меньше  установлено
случаев  уклонения  от  уплаты  налогов.  Многие крупные экономические
преступления расследуются годами, и конца следствию не видно.
     Конечно, это не банальные кражи,  раскрываемость которых, кстати,
составляет  всего  40   процентов.   В   сфере   экономики   действуют
расчетливые,   изворотливые,   хорошо   знающие   юридические  лазейки
преступники.  И противостоять им должны профессионалы такого же уровня
из  правоохранительных  органов.  Словом,  службы,  которые  борются с
экономическими преступлениями, надо укреплять.
     В целом  же  криминогенная  ситуация  в  области  за  прошлый год
улучшилась. Причем сократилось количество и таких опасных преступлений
как убийства,  разбои, хулиганство. Повысилась раскрываемость убийств,
в том числе прошлых  лет.  Думаю,  во  многом  улучшение  криминальной
статистики связано с активизацией работы прокуратуры. Новым прокурором
области  проведена  кадровая  реорганизация  аппаратов   областной   и
районных  прокуратур,  заменены  руководители  ведущих  подразделений.
Введена  практика  выезда  на  места  с  проверками,  в  ходе  которых
прокурорам   оказывается  практическая  помощь.  Более  активно  стало
работать координационное  совещание  руководителей  правоохранительных
органов при прокуроре области.

                                * * *

     В плане  подготовки  к  вступлению  России в ВТО большое значение
имеет работа по повышению качества и конкурентоспособности продукции.
     Один из  примеров  серьезного  отношения  к  качеству продукции -
Кировский завод по обработке цветных металлов. Его идеология прописана
в  своеобразном заводском законе,  который называется "Политика завода
ОЦМ в области качества".  Причем этот  документ  редактируется  уже  в
третий  раз.  И  каждый  раз  перед коллективом ставятся новые,  более
высокие и сложные задачи.  Это позволяет ежегодно увеличивать поставки
продукции  на экспорт.  Вместе с тем основное внимание руководства все
же обращено на внутренний рынок,  под  который  также  разрабатываются
новые технологии и осваиваются новые виды продукции.
     Пример завода ОЦМ показывает:  там,  где на предприятии действует
сертифицированная   система   управления   качеством,   растет   объем
реализованной продукции,  увеличивается экспорт.  И мы должны всемерно
ускорять  переход от обязательной сертификации продукции предприятий к
сертификации производств. Причем по европейским стандартам.
     В последние  годы  расширяется  круг  предприятий,  участвующих в
конкурсе  "100  лучших  товаров  России",   других   всероссийских   и
международных программах и конкурсах.  Но этого недостаточно.  Пора по
примеру Ставропольского  края,  Чувашской  Республики,  многих  других
регионов разработать региональную программу качества.
     Думаю, этим должна  незамедлительно  заняться  наша  региональная
комиссия   по   качеству   с  привлечением  специалистов  предприятий,
государственных  инспекций,   Вятской   торгово-промышленной   палаты,
профильных департаментов и управлений Правительства области.

                                * * *

     В преддверии вступления России в ВТО зададим себе вопрос: а с кем
будем торговать?
     В прошлом  году  внешнеторговый оборот области составил около 270
миллионов долларов США и сократился по сравнению с уровнем  2001  года
на   7%.   Его  львиную  долю  составил  экспорт  товаров,  в  котором
преобладала продукция нефтехимического и лесопромышленного комплексов.
Сокращение  экспортных  поставок связано с падением мировых цен на ряд
основных товаров (фторопласты, продукцию неорганической химии, бумагу,
картон), низким уровнем их конкурентоспособности.
     Однако если экспорт в страны дальнего зарубежья сократился на 9%,
то в страны СНГ поставлено продукции на 27% больше, чем в 2001 году.
     Поэтому предпринимая    определенные    усилия    по     развитию
экономических  связей  со  странами  дальнего  зарубежья,  мы все-таки
расширяем сотрудничество со  странами  СНГ.  Кстати,  именно  об  этом
говорил    с    губернаторами   Президент   В.В.Путин   на   заседании
Государственного Совета Российской Федерации  22  января  этого  года.
Напомню,  что  речь  шла  об  участии  регионов во внешнеэкономической
деятельности.
     Грубо говоря,  никто  нас  с  нашей продукцией на Западе не ждет.
Поэтому  мы  должны  прежде  всего  расширять  свое   присутствие   на
российском рынке и на рынках стран Содружества Независимых Государств.
     В связи с этим должен сказать,  что на  1  января  текущего  года
действует  36  Соглашений  о  сотрудничестве нашей области с регионами
Российской Федерации и 15 международных соглашений.  Утверждены  новые
"Мероприятия  по  сотрудничеству  с  органами  исполнительной  власти,
административно-территориальными образованиями, субъектами федеральных
государств   -   участников  СНГ".  В  стадии  согласования  -  проект
соглашения с Республикой Молдова.
     Для продвижения  вятских  товаров в другие регионы в прошлом году
было проведено 62 выставки-ярмарки,  заканчивается  работа по созданию
областного выставочного "ЭКСПО-Центра".

                                * * *

     Наиболее сложно    будет    войти    в    мировой   рынок   нашим
сельхозтоваропроизводителям.  Легко  представить,  что  нас   ждет   в
будущем,  если  уже  сегодня  мясокомбинаты области не принимают a*.b,
поскольку их холодильники забиты дешевым импортным мясом.  В настоящее
время  помощь  российскому селу со стороны государства составляет лишь
675 миллионов долларов  в  год.  Эта  сумма  несопоставима  с  уровнем
поддержки   аграрного   сектора   на   Западе.   Поэтому   надо  четко
представлять,  что небольшие  предприятия  переработки,  а  тем  более
сельхозкооперативы  вряд  ли  способны  выйти  на международный рынок.
Понимая это,  Правительство области ведет целенаправленную  работу  по
созданию   крупных   вертикально-интегрированных  агрохолдингов.  Так,
создается  холдинг,  объединяющий  ряд   птицеводческих   предприятий,
холдинг  "Вятская  нива"  и крупная молокоперерабатывающая компания на
базе Кировского молочного комбината.  Кроме  того,  уже  сейчас  нужно
активизировать  работу аграрных союзов и ассоциаций,  которые могли бы
представлять интересы своих  членов  на  рынке,  как  это  делается  в
странах Европы и в США.

                                * * *

     Уважаемые депутаты!   Отсутствие   должной   поддержки  аграрного
сектора  на  федеральном  уровне  в   какой-то   мере   компенсируется
постоянным  вниманием  к  проблемам  и  нуждам  сельского хозяйства со
стороны Законодательного Собрания и Правительства области. Так, до сих
пор  не  потеряло своей ценности постановление областной Думы "О мерах
по стабилизации сельскохозяйственного производства области",  принятое
еще  в  октябре  1998  года.  В минувшем году Законодательное Собрание
рассмотрело  17  вопросов,  связанных  с   работой   агропромышленного
комплекса,  приняло пять законов,  регулирующих земельные отношения, а
также обращение в Госдуму  и  Правительство  Российской  Федерации  "О
защите отечественного товаропроизводителя".
     В прошлом году на целевые  программы  развития  агропромышленного
комплекса из средств областного бюджета было выделено 335 млн. рублей,
из федерального - 202 миллиона.  По областному и федеральному  лизингу
мы получили 318 единиц техники - втрое больше,  чем в предыдущем году!
Кроме  того,  в  село  было  привлечено  более  полумиллиарда   рублей
кредитов.
     Год был трудный,  однако при общем снижении валового производства
продукции  сельского хозяйства реализация скота,  птицы,  молока,  яиц
заметно увеличилась.
     Впервые в  истории  области  наши  животноводы получили рекордный
надой молока на одну корову - 3254 кг (на тонну больше,  чем пять  лет
назад), заняв по этому показателю 2-е место в округе.
     В этом году мы приступаем к выполнению Комплексной инвестиционной
программы  развития  животноводства  Кировской  области  на  2003-2010
годы.  Она предусматривает  рост  производства  молока,  мяса,  яиц  в
полтора  раза.  Рынок сбыта этой продукции известен - Республика Коми,
Ямало-Ненецкий автономный округ,  Архангельская, Вологодская области и
другие  северные  регионы  страны.  Здешнее население качество вятских
продуктов  питания  уже  оценило,  и  не  променяет,  скажем,  колбасу
КировоЧепецкого "Абсолютмясопрома" на какую-нибудь датскую салями.
     Надо учитывать и уровень цен. Если, скажем, литровый пакет молока
стоит в Кирове 8 рублей 67 копеек,  то в Вологде - 9 руб.  26 коп.,  в
Костроме - 10 руб.  54 коп.,  а в Архангельске - 12 руб. 44 коп. То же
самое  сметана.  В  Кирове она стоит 32 рубля 44 копейки килограмм,  в
Костроме - почти 42 рубля, в Архангельске - 45 рублей.
     Огромная работа    предстоит    по    реализации   инвестиционной
комплексной  программы  развития   льноводства.   В   соответствии   с
программой        предполагается        создание       в       области
вертикальноинтегрированной компании холдингового  типа,  включающей  в
себя весь технологический цикл от выращивания льна до поставки готовых
изделий. В состав холдинга войдут 22 льнозавода, льнокомбинат, швейная
фабрика и ряд непрофильных производств.
     Общий объем инвестиций в экономику области за пять  лет  составит
61 млрд. рублей.
     Знаю, что по поводу программы  "Вятский  лен"  существует  немало
различных спекуляций. В том числе говорят, что это не реальный проект,
а своеобразное предвыборное шоу губернатора. Однако почему-то никто не
сомневается в действиях аппарата Полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Недавно под его
эгидой прошло совещание представителей регионов,  министерств, банков,
научных учреждений по вопросам развития льноводства.  В рамках  округа
создается Союз льнопроизводителей.
     Поэтому я так отвечу на эти высказывания.  Политики, губернаторы,
мэры приходят и уходят.  А сделанное ими остается.  Остаются люди, для
блага которых они работают.
     Наши московские партнеры выбрали Кировскую область не просто так.
А потому что мы с вами сохранили село, сберегли традиции льноводства и
кадры  льноводов.  Потому  что  у  области  и ее руководителей хорошая
деловая репутация. Кто сомневается, пусть заглянет в декабрьский номер
журнала  "Эксперт".  Журнал  пишет,  что в течении четырех лет область
устойчиво  снижает  инвестиционные  риски:  была  в  России  по  этому
показателю на 61 месте, а сейчас находится на 26-ом!
     Так что будет программа,  будет большая работа и большой  выигрыш
для нашей экономики!

                                * * *

     Уважаемые депутаты!     В    минувшем    году    функционирование
жилищнокоммунального  хозяйства  не  входило  в   число   приоритетных
вопросов,  обсуждавшихся Законодательным Собранием. Думаю, в этом году
придется ставить эту проблематику в центр внимания.
     Масштаб и  сложность  проблемы  состояния ЖКХ наглядно проявились
нынешней зимой  во  многих  регионах  России.  Так,  например,  ущерб,
который   нанесен   Карелии,   оценивается  в  1,5  миллиарда  рублей,
Ленинградской области - в 1 миллиард рублей.
     Сильные морозы  в канун и после Нового года принесли немало бед и
на  вятскую  землю.  Чрезвычайные   происшествия   на   объектах   ЖКХ
происходили  в  поселке Аркуль,  в областном центре,  г.Котельниче,  в
Советском,  Слободском,  Белохолуницком,  Подосиновском,  Мурашинском,
Фаленском,  Сунском,  Даровском  и  ряде  других районов.  Только за 2
недели текущего года произошло 8 аварий.  И мы не  должны  успокаивать
себя  тем,  что  масштабы  аварий  были относительно небольшими,  а их
последствия сравнительно быстро ликвидированы.
     Самое тревожное,  что  выявила  нынешняя  зима,  это - обострение
системного кризиса всей сферы жилищно-коммунального хозяйства. И здесь
наша  область  -  не исключение.  Что я имею в виду?  Вопервых,  износ
материально-технической базы отрасли подошел к опасной  черте,  в  том
числе  с  каждым  годом увеличивается доля ветхого и аварийного жилья.
Во-вторых,  нормативно-правовое регулирование этой сферы, в частности,
финансовые  взаимоотношения  с  большой  энергетикой,  с потребителями
услуг,  деятельность по закупке топлива нуждаются в совершенствовании,
а  в  ряде  случаев  в  принципиально  новых правилах,  в том числе на
региональном  и  муниципальных  уровнях.  Есть   также   настоятельная
необходимость  приблизить  систему  управления  в  отрасли  к условиям
рыночной экономики.
     Наконец, мы  не  можем сбрасывать со счетов возможности населения
реально платить за жилье и коммунальные услуги,  а также его отношение
к  самой  реформе  этой  сферы.  (Замечу  в  скобках,  что даже термин
"реформа" вызывает у людей  раздражение.  Слишком  много  было  у  нас
реформ, которые больно ударили по населению).
     Однако хотим  мы  того  или   нет,   но   коренные   перемены   в
жилищнокоммунальном  хозяйстве  страны  неотвратимы.  Вопрос в том,  в
каком направлении и когда они пойдут.  Конечно,  самые  принципиальные
вопросы будут решаться на федеральном уровне. Но можно не сомневаться,
что основная тяжесть этой работы  ляжет  на  регионы  и  муниципальные
образования.  Поэтому  мы должны хорошо подумать,  как сделать,  чтобы
модернизация   отрасли   прошла   эффективно   и   с   точки    зрения
функционирования  всей  системы  ЖКХ,  и  с точки зрения экономической
целесообразности.  И  самое  главное,  чтобы  от  нее  не   пострадало
население.  Позволю  себе  вкратце  напомнить,  что представляет собой
жилищнокоммунальный  комплекс   муниципальных   образований   области.
Стоимость  его  основных  фондов 56 млрд.рублей - это более трети всей
стоимости основных фондов области.  Жилищный фонд  к  началу  прошлого
года составлял почти 30 млн. кв. метров, 1715 котельных, почти 8 тысяч
километров водопроводных,  свыше 3 тысяч километров канализационных  и
тепловых  сетей,  почти  1900  водонапорных  башен и так далее,  и так
далее.  Износ коммунальной  инфраструктуры  составляет  в  среднем  55
процентов.

                                * * *

     Каково же финансовое состояние жилищно-коммунального комплекса?
     Тяжелейшее. Так, кредиторская задолженность бюджета области перед
предприятиями  ЖКХ  составляет  более полутора миллиардов рублей.  Эти
долги образовались в результате передачи жилья и объектов соцкультбыта
в  муниципальную  собственность  предприятиями,  прошедшими  процедуру
приватизации,  акционирования   и   банкротства.   Передача   объектов
происходила   в   большинстве  случаев  стихийно,  без  финансового  и
материально-технического сопровождения.
     Кроме этого,   не   компенсируются   льготы,  предоставляемые  по
федеральным  законам.  Общая  задолженность   составляет   более   440
млн.рублей, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" почти 250
миллионов.
     При таких  долгах у работников отрасли нет экономических стимулов
для снижения издержек. Например, зачем заботиться об устранении потерь
питьевой  воды  в  водопроводе  -  а  здесь ее теряется до 30%  - если
существующие нормы потребления, по которым население платит за воду, с
лихвой покрывает все потери?
     Ведь смотрите,  что происходит.  В принципе установка в квартирах
приборов  учета потребляемой горячей и холодной воды является одним из
атрибутов рыночной экономики,  элементом экономии ресурсов.  И в то же
время   жильцы,   захотевшие  поставить  у  себя  эти  приборы  учета,
сталкиваются с нежеланием работников ЖКХ помочь им.  Помимо отсутствия
материальной        заинтересованности,        тут       полно       и
организационно-технических недоработок.  Никто даже  не  знает  точно:
сколько у нас установлено и сколько можно установить этих счетчиков.
     Такие вопросы не федеральный центр, не областное Правительство за
администрацию муниципальных образований решать не будут.
     При решении проблем ЖКХ мы должны исходить  из  рыночных  реалий.
Поэтому  там,  где это возможно,  надо создавать конкурентную среду на
рынке коммунально-бытовых услуг.  Он,  кстати  сказать,  уже  начинает
формироваться.  Появились  первые  частные фирмы,  например,  в городе
Кирове,  которые  берут  на  себя  обслуживание  жилых  зданий.   Дома
жилищно-строительных   кооперативов  с  их  сложившимися  коллективами
жильцов вполне безболезненно переходят в  современную  рыночную  форму
взаимоотношений  по  обслуживанию  жилья - кондоминиумы и товарищества
собственников жилья.
     К сожалению,  такого жилья относительно немного. Поэтому пока это
явление не приняло массового характера.

                                * * *

     Никто не будет спорить с тем,  что  эксплуатировать  новый  жилой
фонд   проще,   чем   старый.   Все   областные   программы,   которые
предусматривают поддержку тех или иных категорий граждан  в  получении
жилья, объективно работают на пользу жилищнокоммунальному комплексу. У
нас таких программ  несколько.  В  частности,  по  оказанию  помощи  в
приобретении  жилья  молодым  семьям,  ветеранам  боевых  действий  на
Северном  Кавказе,  программа  строительства  домов  для  ветеранов  и
другие.
     Сейчас мы приступаем к решению еще одной важной социальной задачи
-  в  ходе  подготовки проект областной целевой программы "Переселение
граждан Кировской области из ветхого и аварийного жилищного  фонда  на
2003-2010  годы".  Сразу скажу:  в нынешних условиях это - архисложное
дело. Федеральный бюджет финансирует лишь 10 процентов расходов на эти
цели.   Остальное  предстоит  изыскивать  в  области.  Но  делать  это
необходимо.  Здесь  Правительство  области  рассчитывает   на   помощь
законодателей  и  органов местного самоуправления в городах и районах.
Нельзя оставлять  семьи  кировчан,  живущие  в  недопустимых  жилищных
условиях, даже без надежды на их улучшение.
     В области  существует  относительно  широкая   прослойка   людей,
имеющих стабильные доходы,  которых однако не хватает для приобретения
жилья сразу. Выход из такой ситуации давно подсказан мировой практикой
- ипотека. Но в течение ряда лет дело ограничивалось разговорами.
     Сегодня Правительство области наметило меры,  чтобы решить вопрос
кардинальным   образом.   В   целях   создания   эффективной   системы
финансирования жилищного рынка и обеспечения населения жильем  область
приняла  участие в создании открытого акционерного общества "Кировская
региональная ипотечная корпорация".  Доля области  составляет  51%  от
величины уставного капитала общества.  Соответствующее распоряжение на
днях издано. Впервые в областном бюджете предусмотрена статья расходов
на поддержку ипотеки.
     Однако, все эти  правильные  меры  ориентированы  на  будущее.  И
сегодняшних   проблем  не  решат.  Ведь  главная  проблема  отрасли  -
финансовая.
     Общая потребность   в   бюджетных  средствах  для  предоставления
жилищно-коммунальных услуг населению области в  2002  году  составляла
свыше   полутора  миллиардов  рублей.  Бюджетные  источники  позволяли
покрыть чуть более миллиарда.  Поскольку льготы и субсидии из бюджетов
всех  уровней  финансировались  не  полностью,  недостаток  финансовых
средств отрасли составил 374  миллиона  рублей.  Проблема  осложняется
колоссальной  кредиторской  задолженностью  предприятий отрасли.  На 1
января 2003 года она составляла 2,6 млрд. рублей, что выше дебиторской
в 2 раза.  Подавляющее большинство предприятий ЖКХ - банкроты.  Отсюда
задержки заработной платы,  текучесть кадров,  невыполненные ремонтные
работы и другие негативные последствия.
     Чтобы как-то   помочь   отрасли,    утонувшей    в    неплатежах,
Правительство     России    постановило    провести    инвентаризацию,
реструктуризацию  и  ликвидацию   задолженности   бюджета,   бюджетных
организаций и других потребителей перед предприятиями ЖКХ. В том числе
и долгов населения.
     Эта работа  должна  быть  завершена до формирования бюджетов 2004
года.  Времени - в обрез.  В этой связи я обращаюсь  к  присутствующим
здесь  руководителям  муниципальных  образований.  Если вы совместно с
соответствующими службами не успеете в уходящий  поезд,  то  потеряете
реальный шанс улучшить финансовое положение ваших жилищно-коммунальных
предприятий.
     Прошу также задуматься над тем,  что на 1 января 2003 года только
27  муниципальных  образований   установили   муниципальный   стандарт
платежей граждан на уровне 90 процентов.
     Вместе с  тем,  не  хотелось  бы  сводить   действия   власти   к
фискальному  варианту  решения  проблемы.  Ведь  у  нее  есть и другой
аспект.
     Все присутствующие  здесь  знают:  если  среднемесячный  доход на
члена  семьи  не  превышает  прожиточного   минимума   или   стоимость
жилищно-коммунальных  услуг  превышает  22 процента совокупного дохода
семьи,  семье в соответствие  с  законодательством  выдаются  жилищные
субсидии.  И  таких  семей в области 16,7%.  А вот в поселке Восточном
Омутнинского района жилищные  субсидии  в  прошлом  году  получало  76
процентов  работающих  в  ОАО  "Восток".  За  год это составило многие
миллионы рублей.
     А теперь  сравните:  на  2003  год  в  консолидированном  бюджете
области  расходы  на  льготы  по  оплате  жилищно-коммунальных   услуг
предусмотрены в размере 150 миллионов рублей.
     Получается, что владельцы предприятия,  не желая платить  рабочим
сколько-нибудь  пристойную заработную плату,  запускают руку в скудный
бюджет,  перекладывают ответственность за свою неэффективную работу на
государство. И тут нет никакой политики: только чистая экономика.
     Если дело и дальше так пойдет,  бюджету выгоднее будет  построить
для  отопления поселка отдельную муниципальную газовую котельную.  Тем
более,  что неподалеку проходит трасса газопровода Яр-Омутнинск,  ввод
которого в эксплуатацию планируется на этот год.
     Кстати, перевод на природный газ  Омутнинского  и  Верхнекамского
районов сэкономит,  по расчетам, более 60 миллионов бюджетных рублей в
год.  Разработана областная целевая программа газификации  области  на
2003-2007 годы, на реализацию которой в бюджете области на текущий год
предусмотрено  126  млн.рублей.  Еще  30  миллионов  мы   получим   на
строительство объектов газификации из федерального бюджета.
     Конечно, ситуация  в  Восточном  -  это  крайний  случай.  А  вот
сокращение  жилищных  субсидий  за  счет  увеличения  заработной платы
наемным работникам до такой величины, чтобы они могли содержать семью,
в том числе платить за жилье и коммунальные услуги - вполне реально.

                                * * *

     Но самая  неотложная  задача  -  разблокировать счета предприятий
жилищно-коммунального комплекса, которые, как я говорил, в большинстве
своем  банкроты.  Если  называть вещи своими именами,  то прежде всего
потому,  что  так  называемые  федеральные  мандаты  не  подкреплялись
соответствующими статьями федерального бюджета. 18 февраля телевидение
показало,  как жестко отозвался  Президент  России  об  этом  явлении.
Думаю,  порядок здесь будет наведен.  Но пока суть да дело, и нам надо
принимать  меры.  В  соответствии  со  статьей   11   Устава   области
Законодательное собрание может взять на себя ответственность и хотя бы
временно разблокировать счета предприятий ЖКХ.  Это позволит  избежать
хотя бы крупномасштабных катастроф в жилищном хозяйстве. Наконец, надо
учесть, что задержка заработной платы работникам отрасли составляет от
2 до 3 месяцев при средней зарплате 2582 рубля.
     Тянуть дальше некуда.  Что же касается конкретного плана действий
по  оздоровлению отрасли,  то он изложен в областной целевой программе
"Реформирование   и   модернизация   жилищно-коммунального   комплекса
Кировской    области"    на   2002-2010   годы.   Программа   одобрена
Правительством   области   и   будет   представлена   на   утверждение
Законодательного  Собрания.  В  этой  связи  я обращаюсь к депутатам с
призывом поддержать ее и взять под контроль ее выполнение.  Ведь  цена
вопроса  чересчур  высока.  И измеряется она не только деньгами,  но и
условиями жизни наших земляков, социальной стабильностью общества.

                                * * *

     Уважаемые коллеги!  Системная модернизация  жилищно-коммунального
комплекса,   модернизация   производящих  отраслей  экономики  в  ходе
подготовки к вступлению России в  ВТО  -  огромные  по  сложности,  по
затратам,  по  масштабам работы задачи.  Я их выделяю как приоритетные
для власти на 2003 год.  Однако их  решение  лежит  преимущественно  в
плоскости  технических и финансовых проблем.  А нам предстоит вплотную
заняться еще одной, очень болезненной социальной проблемой.
     Суть проблемы в том,  что мы должны выдержать жесткую конкуренцию
с развитыми странами не только на  рынке  товаров  и  услуг,  но  и  в
образовании, воспитании, интеллектуальном развитии нации.
     В своем  прошлогоднем  послании  Федеральному  Собранию  Владимир
Владимирович  ПУТИН  предельно  четко  определил  роль  образования  в
современной жизни:  "Оно (образование) уже давно стало дорогим и самым
ценным товаром,  а устойчивое развитие стран уже давно определяется не
столько  их  ресурсами,  сколько  общим  уровнем  образования   нации.
Действительно,  что толку в нефти,  газе, металлах, другом сырье, если
его некому будет добывать, обрабатывать и даже как следует продать?"
     Можно продолжить  мысль  главы  государства:  нам нужна не просто
хорошо образованная, но здоровая, сильная телом и духом нация.
     За последние  годы  в области немало сделано для развития системы
образования, социальной поддержки и защиты учащейся молодежи. Только в
прошлом году открыты крупные,  современные,  хорошо оснащенные школы в
поселках Оричи и Юрья.  А  всего  с  1997-го  по  2002  годы  сдано  в
эксплуатацию  26  школ  более  чем  на 5 тысяч ученических мест,  пять
детских дошкольных учреждений,  учебные здания Кировского медицинского
колледжа и Кировской медицинской академии.
     Можно напомнить   о   целевых   наборах   сотен    студентов    в
государственные  вузы,  о  персональных стипендиях студентам,  которые
успешно учатся в кировских и столичных вузах, о материальной поддержке
молодых женщин,  закончивших высшие учебные и профессиональные учебные
заведения.
     Но есть  и  другая,  тревожная  статистика.  Начиная с 1995 года,
число школьников сократилось почти на 66 тысяч человек,  закрылось  69
школ  и  высвободилось  свыше 50 тысяч ученических мест.  Это касается
прежде всего сельской  местности.  Вместе  с  тем  в  городах  Кирове,
Кирово-Чепецке  и  Вятские  Поляны  из-за перегруженности школ занятия
идут в две смены.  Напомню,  что  обучение  одного  сельского  ребенка
обходится государству вдвое дороже, чем городского.
     Добавьте к этому,  что у  многих  семей,  живущих  в  районах,  в
сельской  глубинке  практически  исчезла  возможность отдавать детей в
детские сады.  В результате серьезно  страдает  дошкольная  подготовка
детей, и каждый третий ребенок идет в школу неподготовленным.
     Стоимость образования,  стоимость   одного   ученического   места
постоянно растут.  А в сельских школах - ни новых книг, ни пособий, ни
спортинвентаря,  ни  компьютеров.  Педагогические  кадры  стареют.   В
общеобразовательных    школах    осталось    меньше   пяти   процентов
преподавателей-мужчин.
     Картина более чем тревожная. Такая же ситуация по всей России.
     Недавно я прочитал в  одной  из  областных  газет  про  маленькую
сельскую  школу,  где  горшков  с  цветами  на подоконниках в два раза
больше, чем учеников в классе. Простой, но очень яркий образ.
     А что  происходит  в  здравоохранении?  За  последние  шесть  лет
введено  в  действие  16  больниц  более  чем  на  тысячу  коек  и  15
амбулаторно-поликлинических  учреждений на 2 тысячи посещений в смену.
В сельской местности ведется строительство и реконструкция  еще  около
50  объектов  службы  здоровья.  Область  по  обеспеченности населения
больничными койками, средним медицинским персоналом вышла на 3 место в
России. Значительно выше среднероссийской обеспеченность стационарными
учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов.
     Надо бы  радоваться,  а  мы  вздыхаем.  Ведь сегодня наши немалые
социальные достижения парадоксальным образом обернулись против нас.  В
чем  дело?  А в том,  что у нас нет средств,  чтобы содержать огромную
социальную сферу. Бюджет буквально прогибается под ее весом.
     И как  бы ни было это психологически трудно,  мы должны всерьез и
без промедления заняться оптимизацией бюджетной сферы.

                                * * *

     Недавно вопрос оптимизации системы образования рассматривался  на
экономическом совете при Губернаторе области.  При обсуждении пришли к
заключению,  что необходимо сохранить малочисленные  начальные  школы,
основные школы,  где учится не менее 30 человек, а также средние школы
с  численностью  учащихся  не  менее  50  человек.  В  более   крупных
населенных пунктах,  где в большинстве своем условия лучше,  создавать
образовательные или культурнообразовательные центры, объединив в одном
здании   несколько   имеющихся   бюджетных  учреждений.  Это  позволит
существенно  сократить  затраты  на  отопление  и  ремонт  зданий,  на
содержание обслуживающего персонала.
     В той или иной степени этот принцип можно перенести и  на  другие
сферы   бюджетной   отрасли.  Так,  например,  в  системе  социального
обслуживания  область  пошла  по   пути   создания   в   муниципальных
образованиях центров, объединяющих все формы обслуживания населения. В
прошлом  году  подобные  центры  открыты  в  Лебяжском  и  Богородском
районах, и сегодня их нет только в пяти муниципальных образованиях.
     Хочу напомнить,  что  государственная  стратегия   реформирования
социального  сектора  предусматривает  максимальную  самостоятельность
муниципальных образований в этом вопросе.  Тут нет каких-то  шаблонов.
Поэтому   прошу  депутатов  Законодательного  Собрания,  руководителей
районов и областных департаментов предельно  внимательно  отнестись  к
поставленной проблеме, держать ее на постоянном контроле.
     В этой работе мы,  образно говоря,  находимся меж двух  огней.  С
одной  стороны понимаем:  оптимизация необходима.  С другой стороны не
можем  не  учитывать  ряда  обстоятельств.  Первое   касается   судьбы
населенных  пунктов,  прежде  всего  сел  и  деревень.  Ни для кого не
секрет, что они живы до тех пор, пока там есть больница, клуб и школа.
Ликвидация этих объектов означает медленное, но верное умирание самого
села.  Ведь даже в наши  дни  более  40  процентов  детей  до  18  лет
проживает  именно  в сельской местности.  И,  стало быть,  речь идет о
будущем области.
     Как политики,  как  люди,  ответственные  за  судьбу области и ее
жителей мы должны помнить,  какой колоссальный  урон  нанесло  вятской
земле пресловутое укрупнение деревень в 1960-1970  годы.  Мы не  можем
повторять  таких  ошибок.  И  должны  постоянно  напоминать  об   этом
федеральному центру, аргументированно доказывая свою правоту.
     Второе обстоятельство связано  с  судьбами  людей.  Мы  прекрасно
понимаем,  что сократить ставки врачей,  медсестер, клубных работников
недолго. Но понимаем также, что, сэкономив пусть даже миллионы рублей,
мы можем сломать жизнь тысячам земляков. Найти новую работу в сельской
местности почти невозможно.  Значит, люди снова устремятся в город. По
сути дела,  своими действиями мы можем вызвать новую волну миграции. А
когда работа на селе появится,  обескровленная глубинка захлебнется от
недостатка трудовых ресурсов.
     Поэтому прошу депутатов,  прежде чем голосовать за  то  или  иное
решение,  связанное с оптимизацией бюджетной сферы, серьезно продумать
все последствия.  Та же просьба к руководителям  профильных  областных
департаментов, финансовому управлению, главам районов и городов. Кроме
того,  нам  необходимо   активизировать   соответствующую   работу   с
российским парламентом, как через наших депутатов, так и напрямую.

                                * * *

     В заключение  хотел  бы  высказать свою озабоченность вот в каком
вопросе.  2003 год - год начала  большой  выборной  кампании,  которая
стартует  выборами  в Государственную Думу.  А там не за горами выборы
Губернатора,  глав  районов  и  городов,  депутатов   Законодательного
Собрания области. Выборы пройдут по новым правилам. Собственно говоря,
они уже начались:  активизировались политические  партии,  действующие
депутаты   Госдумы,   общественные   объединения,   средства  массовой
информации. Уверен: опять будет немало попыток пообещать людям больше,
чем  можно  сделать,  принять  популистские  решения,  чтобы завоевать
симпатии избирателей  наиболее  легким  путем.  Думаю,  будут  сделаны
попытки  втянуть  в  эти политические игры и Законодательное Собрание,
сделать его проводником тех или иных политических идей.
     Нельзя этого   допустить.   Нельзя,   чтобы  предвыборная  борьба
помешала органам власти делать их прямую работу.  А работы,  как я уже
сказал очень много, и делать ее надо без промедления.

Информация по документу
Читайте также