Расширенный поиск

Послание Губернатора Кировской области от 25.03.2004 б/н

 


                     Послание Губернатора - председателя
                     Правительства Кировской области Н. И. Шаклеина
                     депутатам Законодательного Собрания Кировской
                     области "О социально-экономическом положении
                     области"



                          Уважаемые депутаты!
              Уважаемые участники сегодняшнего собрания!


     С  новым  составом  областного Правительства мы  проанализировали
состояние  экономики и социальной сферы области и вынуждены  признать,
что оно внушает большую тревогу.
     Не  хочу утомлять вас цифрами, но в данном случае без них тоже не
обойтись.

     Кировская  область  занимает 0,7 процента  территории  Российской
Федерации,  на  которой  проживает чуть  более  1  процента  населения
страны.   Но  вклад  области  в  экономический  потенциал  государства
существенно  ниже  этих  цифр.  Так,  в  объеме  валового  внутреннего
продукта  России  область  дает  лишь  половину  процента,  причем  за
последнее десятилетие эта доля снизилась более чем в полтора  раза.  А
величина  валового продукта на душу населения области в два раза  ниже
среднероссийского показателя.
     Объем  промышленного производства нашего региона  в  сравнении  с
дореформенным периодом снизился на 56 процентов, тогда как  по  России
падение составило 32 процента.
     Валовая  продукция сельского хозяйства области  снизилась  на  40
процентов  (по  России - на 31 процент). Из оборота выпало  800  тысяч
гектаров  сельхозугодий,  в  2  раза  сократилось  поголовье  крупного
рогатого скота. Из года в год падает эффективность бюджетной поддержки
сельскохозяйственного производства.
     Объем  инвестиций в основной капитал не обеспечивает  необходимое
обновление    основных   производственных   фондов    и    техническое
переоснащение предприятий.
     Предпринимательство,  малый  и  средний  бизнес  до  сих  пор  не
оказывают существенного влияния на формирование бюджетных доходов.
     Налогооблагаемая  база  бюджета области  значительно  отстает  от
роста  его  расходов.  Сокращается  количество  налогоплательщиков   -
юридических лиц. Кредиторская задолженность консолидированного бюджета
области достигла двух с лишним миллиардов рублей.
     Очень  велика  доля  убыточных предприятий. В минувшем  году  она
составляла 49 процентов.
     В крайне плохом состоянии находится сеть автодорог. При ежегодной
потребности  в ремонте около 900 километров ремонтируется менее  одной
десятой  доли  этой потребности. Предусмотренные для этого  финансовые
ресурсы расходуются во многом бесконтрольно и неэффективно.
     Очень  высок  износ  жилищно-коммунальной инфраструктуры,  велики
потери в сетях тепловой энергии и воды.
     Степень  газификации области одна из самых низких в России  -  23
процента  (по  России  -  48 процентов), а в сельской  местности  -  3
процента (по России - 28 процентов).
     Качество   и   нормативы   потребления  коммунальных   услуг   не
соответствуют установленным стандартам. Остро стоит в области проблема
питьевой воды.
     Низок  уровень  жизни  населения области. Среднедушевые  денежные
доходы ее жителей в 1,7 раза ниже, чем в среднем по России.
     Безработица  в  области  почти в полтора  раза  выше  российского
уровня.
     Постоянно  растет естественная убыль населения. В  минувшем  году
этот показатель был самым высоким за последние 10 лет.

     На  основании приведенных выше данных можно сделать вывод о  том,
что  экономика  области,  ее  финансы, социальная  сфера  находятся  в
глубоком системном кризисе.
     Есть   объективные  причины  такого  положения.  В  их  числе   -
сложившаяся   неблагоприятная  структура   экономики,   высокая   доля
предприятий оборонно-промышленного комплекса.
     В   то   же   время   нельзя  сбрасывать  со  счетов   и   ошибки
управленческого  характера. В частности, несвоевременное  реагирование
органов   власти  на  требования  рынка  и  изменившейся  политической
ситуации  в  стране.  Отсутствие четкой стратегии и  тактики  развития
области,   последовательности  в  принятии  и  исполнении  собственных
решений, а также отсутствие должного понимания и взаимодействия  между
различными ветвями и уровнями власти.
     Все это сослужило плохую службу области. Многие рычаги управления
областным хозяйством пока работают слабо.
     Следует  признать,  что  власть не  сумела  выявить  конкурентные
преимущества региона и сполна использовать их, упустила много времени.
     Сравнение  с большинством соседних регионов выглядит  не  в  нашу
пользу: они обогнали нас в развитии на несколько лет.
     Надо  догонять.  И  как ни парадоксально, у отстающих  есть  свои
преимущества. Мы еще не выбрали свой ресурс развития. Мы знаем,  каким
путем шли другие, и можем воспользоваться их опытом.

     Правительство  области  уже приступило к разработке  долгосрочной
программы   развития  области.  Но  без  вовлечения  в  этот   процесс
депутатов,  руководителей  муниципальных  образований,  представителей
политических партий и общественных движений, бизнес-сообщества  сложно
подготовить  план,  который в полной мере учитывал  бы  интересы  всех
слоев населения области.
     Поэтому  Правительство  области решило  провести  в  начале  июля
межрегиональную    конференцию,   на   которой   обсудить    стратегию
регионального развития.
     Основная тема конференции - борьба с бедностью, повышение  уровня
и качества жизни населения области. Это и является главной целью нашей
деятельности  на ближайшие годы. Решение этой проблемы, как  одной  из
важнейших государственных задач, определено и Президентом России.
     Однако,  прежде  чем  широко шагнуть в  этом  направлении,  надо,
образно  говоря, подтянуть штаны. Одновременно с выработкой  стратегии
развития  мы предлагаем осуществить ряд антикризисных мер и  системных
мероприятий,  направленных  на  стабилизацию  экономики  и  социальной
сферы, формирование нового облика и нового имиджа Вятского края.

     В частности, мы должны решить следующие неотложные задачи:
     1. Сформировать   сбалансированный,   прозрачный,   бездефицитный
бюджет.
     2. Установить    справедливые    межбюджетные     отношения     с
муниципальными образованиями и федеральным центром.
     3. Реформировать систему исполнительной власти.
     4. Создать  на  территории  области  благоприятный  политический,
экономический, инвестиционный климат, атмосферу трудовой и  социальной
активности, сотрудничества и партнерства.
     5. Определить и обеспечить поддержку приоритетных  направлений  в
промышленности  и  сельском хозяйстве, способных стать  "локомотивами"
экономики.
     6. Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
     7. Обеспечить  развитие  дорожной,  транспортной  сети,  ускорить
газификацию области.
     8. Разработать и  реализовать  меры  по  реформированию  жилищно-
коммунального хозяйства.
     9. Обеспечить  развитие  строительного  комплекса  и   реализацию
жилищных программ.
     10. Приступить к созданию системы адресной  социальной  поддержки
населению.
     11. Реформировать  и  приспособить  к  работе  в  новых  условиях
системы образования, науки, культуры, здравоохранения.

     На этих задачах остановлюсь более подробно. Недавно Правительство
создало  рабочую  группу по совершенствованию технологии  формирования
бюджета  области.  Перед ней поставлена задача отработать  современные
подходы  к  этому  вопросу.  В  частности,  в  систему  бюджетирования
необходимо  внедрить  понятие  минимального  бюджета.  В  его   рамках
определить жизнеобеспечивающие статьи расходов с гарантированным  100-
процентным финансированием.
     Предстоит   изменить  структуру  и  подходы  исполнения   текущих
бюджетов  в  рамках квартала, месяца, дня, вовлечь  в  их  оперативное
исполнение всех участников бюджетного процесса.
     Нужно   создать   систему  мониторинга   бюджетных   платежей   и
планирования налоговых поступлений. Поскольку главный источник доходов
-  крупные  и  средние предприятия, надо провести анализ их  работы  и
сделать  прогноз  увеличения их налогового потенциала  в  будущем.  Мы
должны   разработать  меры  по  выводу  зарплаты  из  "тени"  и   меры
противодействия так называемым схемам оптимизации налогов.
     Отдельной  программой  увеличения доходной части  бюджета  должны
стать  мероприятия  по  укреплению налоговой дисциплины.  Предприятия,
имеющие  недоимку,  должны  знать, что на государственные  преференции
могут  рассчитывать только те, что исправно платят налоги в  областную
казну.
     Сегодняшняя   система   распределения   налогов   не    побуждает
администрации   муниципальных  образований  к  активности   и   поиску
резервов.  Поэтому  межбюджетные отношения мы  должны  изменить  таким
образом, чтобы создать для местных органов власти долгосрочные стимулы
к  расширению  налогооблагаемой базы, закрепить на  постоянной  основе
доходные   источники,   соответствующие  расходным   статьям   местных
бюджетов.
     Взаимоотношения   с   территориями   должны   строиться   не   на
субъективной  основе,  а  на базе постоянного отслеживания  и  анализа
изменений социально-экономической ситуации в городах и районах.
     Мы   должны  добиться  справедливых  отношений  и  с  федеральным
бюджетом.  Сегодня  нам приходится осуществлять бюджетную  политику  в
условиях   постоянного   изменения  правил   налоговых   отношений   с
федеральным   центром,  что  негативно  сказывается  на   формировании
доходной части бюджета.
     Будем   надеяться,   что  инициатива  депутатов  Законодательного
Собрания  области,  усилия наших представителей  в  Госдуме  и  Совете
Федерации, более грамотная и наступательная работа с Минфином  поможет
нам   выровнять   межбюджетные  отношения  с  Федерацией   и   принять
сбалансированный бюджет области на 2005 год.
     Еще  одним  методом улучшения структуры бюджетной  обеспеченности
области  должно стать расширение нашего участия в федеральных  целевых
программах  за счет повышения нашей активности и создания необходимого
резерва средств на софинансирование этих программ.

     Решение   задач   качественного   управления   требует   от   нас
совершенствования  структуры  органов  исполнительной  власти  как   в
области,  так  и  на  местах. Необходим пересмотр в  распределении  их
функций. В первую очередь это касается финансово-экономического блока.
Требуется  новый  подход к взаимодействию департаментов  и  управлений
внутри единой структуры управления. Рассматривается вопрос о выделении
в  отдельные  структурные  подразделения  функций  по  лицензированию,
проведению    подрядных    торгов,   изучению    конъюнктуры    рынка,
урегулированию тарифов.
     Эти  шаги  будут  направлены на то, чтобы  повысить  прозрачность
действий   органов  власти,  исключить  функциональное   дублирование,
уменьшить  количество  и  штатную численность органов  государственной
власти и затраты на их содержание.
     При  подборе  и  оценке  работы  кадров  общими  требованиями   к
специалистам   являются   их   компетентность,   работоспособность   и
ответственность за результаты своей деятельности.

     Важнейшим условием эффективной работы я считаю создание в области
благоприятного   политического,  экономического,   инвестиционного   и
морального   климата.  Правительство  области  должно   выработать   и
обеспечить на практике простые, понятные и равные "правила  игры"  для
всех участников рынка.
     Как  сказал  один  известный зарубежный  экономист,  "рынки,  как
парашюты,  работают, только если открыты". Мы постараемся сделать  все
возможное, чтобы область, ее экономика, ее ресурсы были открыты для
     свободного  проникновения идей, товаров, инвестиций и эффективных
собственников.
     Мы  также должны обеспечить равный доступ всех к бюджетным ссудам
и   кредитам,  к  участию  в  инвестиционных  проектах  и   выполнению
регионального и муниципального заказов.
     Необходимо  наладить  взаимовыгодное и  тесное  сотрудничество  с
федеральными   министерствами   и  ведомствами,   другими   регионами,
представителями  бизнеса, - всеми, кто может быть полезен  в  развитии
области.
     Уже в текущем году Правительство области заключило ряд соглашений
о  сотрудничестве,  в том числе с такими компаниями,  как  "Российские
железные  дороги", "Российские коммунальные системы", с  Волго-Вятским
банком Сбербанка России.
     В  стадии подготовки находятся соглашения с "Газпромом",  другими
нашими

     Меры   по   формированию   условий,  благоприятствующих   деловой
активности,   мы  должны  подкрепить  целенаправленными  усилиями   по
обеспечению роста объемов промышленного производства, увеличения числа
прибыльных предприятий.
     Прежде  всего,  необходимо  определить  приоритетные  отрасли   и
предприятия,   которые  должны  стать  точками  роста,  "локомотивами"
экономики.
     Нам    нужно   принять   меры   по   созданию   привлекательности
инвестиционных условий. В первую очередь расширить поддержку  бизнесу,
осуществляющему  инвестирование  в  основные  производственные  фонды,
внедряющему        инновационные        технологии,        повышающему
конкурентоспособность производства.
     Кроме   уже   задействованных  стимулов,  необходимо  рассмотреть
возможность   применения  таких  мер  поддержки,   как   продажа   при
инвестировании на льготных условиях земельных участков, предоставление
незадействованного   или   неэффективно   используемого    недвижимого
имущества.
     Очень  важная  задача - урегулирование отношений с  естественными
монополиями  с  целью  обеспечения умеренного  и  обоснованного  роста
тарифов,   устранение  перекрестного  субсидирования   в   энергетике.
Необходимо   организовать   вовлечение  промышленных   предприятий   в
совместное  участие в торгах по покупке электроэнергии с ФОРЭМ.  Такой
опыт   в   области  имеется,  при  этом  получена  реальная   экономия
производственных затрат.
     Мы  должны  уметь  находить общий язык с  хозяевами  предприятий,
чтобы  обеспечить  соблюдение законодательства и  интересов  экономики
области.

     Особый  вопрос стоит о лесе. Мы лишь повторяем, что  лес  -  наше
главное богатство, а распорядиться этим богатством с умом так  пока  и
не научились.
     Нам  необходимо  совместно с органами местного  самоуправления  и
федеральными  структурами  проводить  в  лесной  отрасли  понятную   и
экономически  обоснованную областную политику. Прежде  всего,  следует
создать    условия   для   ускоренного   технического   перевооружения
деревоперерабатывающих предприятий, в том числе  за  счет  привлечения
инвестиций  под гарантию Правительства области. Это необходимо,  чтобы
опережающими  темпами  развивать производства с глубокой  переработкой
древесины, а не допускать вывоз ее в таких объемах за границу  области
в круглом виде, как это наблюдается сейчас.
     В   лесу  необходимо  навести  порядок.  Пресечение  воровства  и
разбазаривания лесных богатств должно стать общим делом, в том числе и
для местных властей, руководителей лесхозов, налоговых служб и силовых
структур.  Для  этого необходима четкая координация деятельности  всех
заинтересованных органов.
     Особое    внимание    следует   обратить   на    неконтролируемую
реорганизацию  и смену собственников на предприятиях лесопромышленного
комплекса.  Чтобы  ввести этот процесс в цивилизованное  русло,  нужно
задействовать    все    ресурсы:    законодательные,    экономические,
административные.
     Во  всем этом пока еще, к сожалению, слабую роль играет областное
Правительство.

     Крайне  больная,  но  требующая  неотложного  решения  задача   -
осуществление структурных преобразований в агропромышленном комплексе.
Многим  руководителям отрасли следует пересмотреть  свое  отношение  к
сельскому хозяйству, к его бюджетному финансированию. Уже пора  твердо
уяснить,  что сельское хозяйство сегодня - это, прежде всего,  бизнес,
который  развивается  по законам рынка. Поэтому  вся  система  мер  по
поддержке  агропромышленного комплекса должна  быть  пересмотрена.  От
субъективных,   невнятных   и   не  слишком   эффективных   механизмов
распределения бюджетных средств необходимо перейти к системе поддержки
отрасли,  основанной на принципах софинансирования и  направленной  на
сохранение  и  возобновление основных фондов, на поддержку  эффективно
работающих хозяйств.
     Важнейшей  задачей Правительства области, районных  администраций
является санация сельскохозяйственных предприятий.
     Реструктуризацию сельхозпредприятий в виде банкротства  -  вывода
активов  -  нового  банкротства нельзя считать выходом  из  положения.
Напротив,  необходимо  максимально снизить количество  неблагополучных
хозяйств.  Наиболее правильным здесь представляется  создание  крупных
интегрированных  компаний, включающих в себя  весь  цикл  производства
сырья,  переработки и реализации готовой продукции.  Мы  должны  также
создать  действенные  механизмы кредитования и  регулирования  объемов
производства  сельхозпродукции и соответственно цен на потребительском
рынке.
     Нельзя  оставлять  на  произвол судьбы и  мелкие,  но  эффективно
работающие  сельскохозяйственные  предприятия,  фермерские  хозяйства.
Правительство  области обязано разработать комплекс  мер,  необходимый
для  осуществления  ими  нормального  производственного  процесса:  от
предоставления техники, кредитов до оказания юридических услуг, помощи
в ведении бухгалтерского учета, ветеринарного обслуживания, подготовки
кадров  и  т.  д. Эта ответственность лежит также и на главах  местных
администраций.  Для вовлечения их в этот процесс Правительство  уже  в
этом году предложит ряд мотивационных предложений.

     Значительно  больший  вклад в развитие  области  может  и  должен
вносить  малый и средний бизнес. К сожалению, отраслевые программы  не
учитывают в полной мере этот огромный потенциал.
     В  Законе  "О  развитии  малого предпринимательства  в  Кировской
области"  одним  из  ведущих  направлений  определено  создание  малых
предприятий  по  обслуживанию  социально-культурной  сферы,   оказанию
транспортных услуг, производству ремонтных и строительных работ,  и  в
первую    очередь   там,   где   отсутствует   развитая   промышленная
инфраструктура, например, в лесных поселках и на селе.
     Особенно   важно   это  в  тех  районах,  где  сельхозпредприятия
обанкротились  и  люди  остались  не  у  дел.  Существующим  и   вновь
создаваемым малым предприятиям можно на конкурсной основе передавать и
функции   по   управлению   и  обслуживанию  тех   объектов   жилищно-
коммунального   хозяйства   и  социально-культурной   сферы,   которые
передаются сельхозпредприятиями в муниципальную собственность.
     В  развитии малого бизнеса основным двигателем должны стать главы
муниципальных образований. Ведь для них это - перспективный и зачастую
единственный   источник   средств  для  обеспечения   благополучия   и
экономической защищенности поселка или района. А Правительство области
должно  стимулировать эту работу, создавать условия для  работы  малых
предприятий и предпринимателей. В этом - его главная задача.
     Очевидно,   есть   смысл   разработать  среднесрочную   концепцию
областной  политики  в  сфере  малого  предпринимательства,  в  рамках
которой    предусмотреть   дальнейшее   совершенствование   финансово-
кредитного  механизма,  расширения  системы  государственного  заказа,
принять ряд других конкретных мер.
     В  развитие  малого  бизнеса могут внести свой  вклад  и  крупные
промышленные  предприятия,  проводя работу по  выделению  непрофильных
производств  и  услуг в малые предприятия. Помимо  оптимизации  затрат
этот шаг скорректирует структуру распределения налоговых отчислений  в
пользу бюджета области и бюджетов муниципальных образований.

     Серьезным  тормозом в развитии региональной экономики,  повышении
ее     инвестиционной    привлекательности    является    неразвитость
инфраструктуры, в первую очередь - транспортной системы.
     Отсутствие   должного   финансирования  дорожного   строительства
приводит  к  старению  и  утрате мощностей в  дорожной  сфере,  потере
значимости   городов   как  мощных  транспортных  узлов,   возрастанию
монополизма железной дороги.
     Как  нам преодолеть автодорожный кризис в области? Прежде  всего,
мы  должны  так  спланировать  бюджетный  процесс,  чтобы  привлечь  в
развитие  транспортной системы федеральные средства, в  том  числе  на
условиях софинансирования. Необходимо решить вопрос о расширении  сети
дорог   федерального   значения.  Все   это   облегчит   нагрузку   на
территориальный   дорожный  фонд.  Нужно  также  исключить   нецелевое
расходование  средств  дорожного фонда.  Возможно,  придется  изменить
структуру   управления   отраслью,   повысив   ее   эффективность    и
ответственность.
     Нельзя  забывать,  что  в  тяжелейшем  кризисе  находятся   также
аэропорт  и авиапредприятие. Между тем сохранение и развитие воздушных
перевозок  является принципиальным вопросом присутствия  территории  в
экономическом и политическом пространстве страны.
     Мы находимся на грани потери речного транспорта - традиционного и
самого   дешевого  способа  грузовых  перевозок.  Здесь  надо   крепко
подумать,  как  увеличить  объем  лесосплава,  перевозок  строительных
грузов, каменного угля для нужд приречных районов.

     Уже  в  этом году необходимо ускорить темпы газификации  области.
Здесь  наше отставание особенно заметно. Например, в соседней  Чувашии
программа  газификации была успешно завершена в  прошлом  году  -  газ
пришел в каждый поселок.
     Нам  нужно  к  концу  года  обязательно  завершить  строительство
газопровода  Яр  -  Омутнинск и продолжить  строительство  газопровода
Омутнинск - Восточный. Необходимо закончить разработку первой  очереди
генеральной  схемы  газификации области,  чтобы  уже  в  будущем  году
приступить к строительству газопровода Кирово-Чепецк - Слободской, что
в перспективе позволит обеспечить природным газом 12 районов области и
заречную часть областного центра.
     Наряду с этими масштабными проектами мы должны срочно разработать
схемы газификации каждого района и крупного населенного пункта.
     Объем  работ  здесь  просто огромный. Нам потребуется  8,5  млрд.
рублей, чтобы в течение 10 лет довести уровень газификации области  до
85 процентов.
     Для   достижения   поставленной   цели   потребуется   обеспечить
привлечение   средств  бюджетов  всех  уровней,  средств  естественных
монополий и промышленных предприятий.
     Вместе  с  тем, говоря о решении вопросов газификации, мы  должны
иметь  в  виду и задачи развития топливно-энергетического комплекса  в
целом.  Нужно  подумать о программе увеличения производства  кускового
торфа,   разработать  концепцию  энергосбережения  во  всех   отраслях
экономики, включающую в себя механизмы стимулирования ее реализации  и
привлечения инвестиций.

     Итоги   минувшего   года  говорят  о  том,   что   до   реального
реформирования  жилищно-коммунального комплекса дело  пока  не  дошло.
Свидетельством  этому  служит  хотя  бы  тот  факт,  что  кредиторская
задолженность  предприятий ЖКХ в очередной раз  выросла  и  составляет
около   3,5  млрд.  рублей.  Запланированные  на  этот  год  меры   по
реформированию отрасли должны решить следующие первоочередные задачи.
     Необходимо в кратчайшие сроки провести объективную инвентаризацию
объектов, находящихся в муниципальной собственности, дать всестороннюю
оценку их финансового состояния, начать "расшивку" взаимных неплатежей
предприятий жилищно-коммунального комплекса.
     Вторая   группа   мер  должна  быть  направлена  на   техническое
переоснащение основных производственных фондов отрасли,  что  позволит
получить  значительную экономию за счет сокращения потерь.  Уже  давно
пора перейти от латания ветшающих сетей к их обновлению.
     Наиболее болезненный вопрос реформирования отрасли лежит в  сфере
тарифной политики. Установление новых тарифов должно быть экономически
обоснованным, бремя неэффективных затрат коммунальщиков нельзя
     перекладывать на потребителей. Здесь должно действовать  правило:
рост  тарифов  на коммунальное обслуживание должен быть пропорционален
общероссийским инфляционным процессам.
     Наконец,  пора реально внедрять рыночные отношения в  сферу  ЖКХ.
Нужно  активней  создавать  предприятия, обеспечивающие  экономическую
эффективность своей работы и наилучшие условия обслуживания населения.
Переходить   к   новой,   современной  системе   управления   жилищно-
коммунальным комплексом.
     Для  реализации  намеченного  требуется  также  совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ.

     Основой  в  нашей социальной сфере в ближайшие годы должна  стать
эффективная  жилищная политика. В минувшем году ввод жилья  в  области
был самым низким за все последние годы.
     Отрицательно сказывается на рынке жилья его ценовая недоступность
для  большинства  населения,  особенно для  молодежи,  и  неразвитость
строительного  комплекса  области, который не  смог  приспособиться  к
рыночным условиям.
     Дополнительно    ухудшает    ситуацию    неэффективная     работа
муниципалитетов по выделению земельных площадок, созданию условий  для
строительства.  С такими фактами, например, приходится сталкиваться  в
областном   центре.  Отсутствие  прозрачности  в  действиях   властных
структур    по    распоряжению   государственной    и    муниципальной
собственностью,  земельными  участками порождает  коррупцию,  тормозит
строительство, создает лишнюю напряженность.
     Сокращение  строительства  ведет  к  увеличению  доли  ветхого  и
аварийного   жилья.  По  нашим  подсчетам,  для  преодоления   кризиса
необходимо довести темпы строительства жилья как минимум до  600  тыс.
кв. метров в год.
     На  данном этапе Правительство области основной целью в  жилищной
политике считает создание рынка доступного для жителей области  жилья.
При   этом   необходимо,  в  первую  очередь,  определить  программные
приоритеты   жилищного  строительства:  развитие  системы   ипотечного
кредитования,    эффективное   функционирование    системы    жилищной
стройиндустрии.
     Всем  нам  нужно четко представлять, что строительство, в  первую
очередь  жилищное,  -  это  необходимое  условие  развития  области  и
повышения уровня жизни наших граждан.

     Настоящий  клубок проблем представляет сегодня социальная  сфера.
Возьмем,  например,  медицину.  Мы  должны  признать,  что  в  области
действует    затратная   модель   организации    здравоохранения,    и
незамедлительно провести оптимизацию сети лечебных учреждений.
     Слово "оптимизация" многие механически трактуют как сокращение. В
данном  конкретном  случае  речь идет о необходимости  скорректировать
число  дорогостоящих  круглосуточных койкомест, одновременно  развивая
амбулаторно-поликлиническое  лечение,  повышая  качество  медицинского
обслуживания.
     Из  системы государственного финансирования должны быть  выведены
не  обеспеченные  финансами и не используемые  по  прямому  назначению
мощности  областных и муниципальных медицинских учреждений. Необходимо
создать предпосылки к завершению перехода на преимущественно страховую
форму  мобилизации  финансовых средств, а также к подушевому  принципу
финансирования    здравоохранения.    Это    позволит     экономически
стимулировать эффективные варианты использования средств.
     Представляется   необходимым   принятие   Закона    области    "О
здравоохранении", в котором будут отрегулированы многие вопросы, в том
числе  полномочия областных и муниципальных органов, виды  медицинской
помощи, прописаны источники финансирования.

     Наряду   с   оптимизацией  сети  образования  и   здравоохранения
необходимо  расширять применение методов финансирования  по  принципу,
который  можно  сформулировать так: "деньги следуют за  потребителем".
Форм  может  использоваться  много:  и  подушевое  финансирование,   и
государственный социальный заказ, и страховые механизмы, и т. п.
     Необходимо  добиваться  на  федеральном  уровне  решения  вопроса
адресного    доведения   льгот   до   потребителей    через    систему
соцобеспечения. Но и самим нам нельзя сидеть, сложа руки. Уже  создана
и   начала   работу   группа  по  подготовке  областного   Закона   "О
предоставлении ветеранам льгот по оплате жилья".
     Также  предстоит найти решения проблемы пассажирских перевозок  в
общественном   транспорте,   которая   является   сегодня   источником
повышенной социальной напряженности. Сложилась ситуация, когда большую
часть    платежеспособного   пассажиропотока   забирает    практически
неконтролируемый   частный  сектор,  а  исполняющие   все   требования
государства унитарные предприятия на 80 процентов загружены перевозкой
льготников.  Необходимо в сжатые сроки принять  закон  об  организации
пассажирских перевозок на транспорте, который обеспечит равные условия
для всех участников этого рынка услуг.

     Развитие   промышленного  и  сельскохозяйственного   производства
невозможно  без  решения проблемы подготовки кадров. Количество  вузов
растет,  однако найти нужного и хорошо подготовленного  специалиста  -
задача не из легких.
     Промышленные   предприятия  вынуждены  ежегодно  тратить   многие
миллионы  рублей  и  массу рабочего времени на  углубление  подготовки
своих  новых  сотрудников. Более пяти лет служба  занятости  фиксирует
дефицит технических специалистов и избыток экономических и юридических
специальностей.  Считаю,  что  государство  не  может  позволить  себе
тратить деньги на неэффективное, невостребованное образование.
     Мы  должны выстроить следующую цепочку: государство дает заказ  -
вуз его выполняет - специалист приходит на предприятие. И здесь должны
быть   приложены  усилия  не  только  Правительства  области,   но   и
предприятий, и самих высших учебных заведений.
     Параллельно нужно будет спешно и квалифицированно решать проблему
острого   дефицита   рабочих  специальностей,  особенно   в   сельском
хозяйстве.
     Как  в  текущем  году,  так и в перспективе  мы  должны  серьезно
заниматься   мерами   по  развитию  общего  образования,   воспитанием
молодежи, повышением культурного уровня населения.

     Уважаемые  депутаты! Мое сегодняшнее послание к вам  -  это  пока
определение неотложных задач и возможных механизмов их реализации.  Но
надо  учесть, что мы только начинаем работу. И разработку стратегии  и
тактики  развития  приходится совмещать с решением  текущих  вопросов.
Вместе с тем, как я говорил, делаются и первые практические шаги.
     Однако  будут  ли  они  успешными,  удастся  ли  осуществить  эти
намерения, зависит не только от меня или от Правительства области,  но
и от всех вас.
     Многие  наши  изменения  по  повышению  эффективности  работы   и
улучшению    жизни    населения    области    потребуют    дальнейшего
совершенствования областного законодательства. И я  надеюсь,  что  все
законодательные  инициативы по этим вопросам будут  вами  своевременно
проработаны и рассмотрены.
     Мы  понимаем, что не все из предлагаемых мер будут популярны и не
всех  они  будут устраивать. Но я убежден, что сегодня нам уже  нельзя
действовать по-другому, если мы хотим двигаться вперед.
     Поэтому   я  призываю  всех  к  сотрудничеству  в  этой  большой,
серьезной  и  трудной работе. Она имеет одно направление  -  на  благо
области и каждого ее жителя.
     Спасибо за внимание.

Информация по документу
Читайте также