Расширенный поиск

Послание Губернатора Кировской области от 24.03.2005 б/н

 


                         Послание Губернатора Н. И. Шаклеина
                         депутатам Законодательного Собрания области
                         "Об итогах социально-экономического развития
                         области в 2004 году и задачах на 2005 год"
                         (г. Киров, 24 марта 2005 года)



                          Уважаемые депутаты!
                    Уважаемые участники заседания!


     Прошло  чуть  больше  года с начала работы  нового  Правительства
области.  Наступило  время подвести определенные  итоги  проделанного,
обозначить  основные  проблемы и задачи, которые необходимо  решать  в
текущем и в перспективном периодах.
     На   прошедшем  в  июне  прошлого  года  в  городе  Кирове   4-ом
Приволжском  форуме мы говорили о том, что Вятский край  должен  стать
привлекательным  не только для инвесторов, а, прежде всего,  для  тех,
кто в нем живет. Важно, чтобы люди чувствовали здесь себя уверенней  и
связывали  со своей землей надежды на стабильное будущее  для  себя  и
своих детей.
     В  прошлогоднем  послании отмечалось, что экономика  области,  ее
финансы, социальная сфера находятся в системном кризисе. Сегодня целый
ряд  показателей  свидетельствует, что  общими  усилиями  нам  удалось
достичь тенденций к улучшению обстановки.
     Этому  способствовало  оздоровление общей  атмосферы  в  области,
объединение  усилий  и  установление более  тесного  взаимодействия  и
понимания  исполнительной власти с Законодательным Собранием  области,
федеральными органами, местным самоуправлением, с предпринимательскими
кругами, общественностью.
     В  сфере  финансов мы с уверенностью можем говорить  об  успешном
завершении   бюджетного   года.  Привлеченные   в   областной   бюджет
дополнительные доходные источники позволили не только покрыть  дефицит
бюджета  в  сумме  925  млн.  рублей, но и  произвести  дополнительные
расходы в объеме более 2 млрд. рублей.
     Неплохие   результаты   достигнуты  по  ликвидации   кредиторской
задолженности.  Удалось  решить  ряд  социально-значимых  вопросов,  а
именно:
     полностью  ликвидирована просроченная задолженность по заработной
плате работникам бюджетной сферы;
     решена задача по ликвидации задолженности по детским пособиям (на
эти цели направлено более 150 млн. рублей), погашена задолженность  за
книгоиздательскую продукцию, накопленная за ряд предшествующих лет;
     в 2 раза сократился государственный долг Кировской области.
     Более   чем  на  16  процентов  возросли  инвестиции  в  основные
производственные фонды; приостановлен спад промышленного  производства
-  темп роста по сравнению с предыдущим годом составил 103,5 процента,
при   этом  наблюдается  снижение  количества  убыточных  предприятий;
увеличились  объемы  розничной торговли  и  платных  услуг  населению;
соответственно  на  9%  и 5%; на 1/3 возросли  темпы  развития  малого
бизнеса.
     Существенные изменения произошли в дорожном строительстве.  Здесь
за  счет  серьезных  структурных преобразований в управлении  дорожным
хозяйством,  концентрации  усилий  на  наиболее  проблемных  участках,
улучшения технического оснащения дорожных организаций удалось при  тех
же финансовых вложениях отремонтировать значительное число разрушенных
дорог.  Большая  работа  проведена на  дорогах,  имеющих  для  области
важное,   стратегическое  значение  с  выходами  на  Нижний  Новгород,
Кострому,  Пермь. Оказана помощь в ремонте дорог во многих  населенных
пунктах, включая город Киров.
     Увеличились объемы жилищного строительства. Ввод жилья в  области
за год составил 213 тыс. кв. метров, что в 1,3 раза больше, чем в 2003
году.
     Мы  и  далее  будем  продолжать реализацию задачи  по  увеличению
строительства жилья, а самое главное - по обеспечению его  доступности
для большинства жителей области. Для этого необходимо:
     значительно уменьшить затраты строительных организаций, развивать
собственное производство стройматериалов;
     устранить  административные  барьеры и  злоупотребления,  которые
очень   распространены,   особенно   при   выделении   площадок    под
строительство;
     развивать реальную и доступную систему ипотечного кредитования.
     У  нас  сформировалась устойчивая тенденция к увеличению  объемов
транспортных  перевозок. Их прирост к уровню 2003 года составил  более
10  процентов. В 2005 году разворачиваются работы по освоению 400 млн.
рублей   на   увеличение   пропускной   способности   железнодорожного
направления  Киров - Котлас, что создаст условия для лучшего  развития
этой части нашей территории.
     Повышение эффективности управления государственной собственностью
области  и устранение злоупотреблений позволили увеличить прибыльность
государственных унитарных предприятий. Были пресечены  попытки  вывода
активов   ряда   таких  предприятий  (например,  Кировской   областной
типографии,  Кировской фармацевтической фабрики),  в  результате  чего
предотвращен ущерб на сумму более 200 млн. рублей.
     Эффективное  использование  областной собственности  и  земельных
ресурсов позволило более чем в 3 раза увеличить плановые поступления в
бюджет из этих источников.
     2004 год   стал   для   нас   годом   закладки   фундамента   для
полномасштабного реформирования системы региональных  и  муниципальных
финансов.
     Программа реформирования общественных финансов Кировской области,
представленная регионом на конкурсную комиссию при Минфине  Российской
Федерации,  была  признана лучшей в России.  При  ее  реализации  есть
возможность  получить  бюджету  области  от  федерации  дополнительных
средств в сумме 153 млн. рублей.
     Одной из главных наших задач было и остается создание эффективной
системы  государственного управления. В рамках решения этой  задачи  в
прошедшем   году  в  Правительстве  области  произведены  существенные
изменения.
     Более  четко разграничены функции органов исполнительной  власти,
исключены    избыточные   и   дублирующие   подразделения,   сокращена
численность    аппарата   управления,   проведено   его   значительное
обновление.
     В  результате  позитивных  сдвигов в  экономике  области  валовой
региональный продукт вырос, по предварительной оценке, на 4 процента.
     Все  происшедшие  изменения позволяют сказать,  что  мы  достигли
некоторой  стабилизации. Однако необходимы шаги для более интенсивного
развития области.
     И  здесь  мы должны признать, что темпы роста экономики пока  еще
недостаточны  для  существенного развития социальной сферы,  повышения
благосостояния и качества жизни населения области.
     Для  обеспечения  их  более быстрого роста необходимо  увеличение
доли выпуска импортозамещающей и инновационной продукции.
     Примером  может служить работа таких предприятий,  как  Кировский
шинный  завод,  завод  "Кирскабель", которые за счет  внедрения  новых
технологий и освоения нового ассортимента продукции обеспечили прирост
объемов и заложили базу для будущего развития.
     Активно   осваивают  новую,  наукоемкую  продукцию   предприятия:
"Лепсе", "Вэлконт", "Машзавод им.1 Мая", "Электропривод".
     Обеспечения  конкурентоспособности своей продукции  на  рынке  за
счет   внедрения  и  освоения  современных  технологий  с   элементами
инноваций добиваются на Кирово-Чепецком химкомбинате, Кировском заводе
по  обработке  цветных металлов, Омутнинском металлургическом  заводе,
Белохолуницком машиностроительном заводе, "Маяке" и других.
     Однако   удельный  вес  новой  продукции  в  общем  объеме   пока
составляет только 3 процента.
     К  сожалению, не все предприятия оборонных отраслей, составляющие
ядро  нашей  промышленности,  демонстрируют  должный  уровень  деловой
активности  и  встраивание в современные условия  рыночной  экономики.
Сегодня  уже ясно, что уповать на рост гособоронзаказа нельзя и  нужно
совершать  конкретные действия по расширению ассортимента и  повышению
конкурентоспособности выпускаемой продукции.
     С   целью   осуществления   поддержки   инновационных   процессов
Правительство  области рассматривает возможность  увеличения  расходов
бюджета  на  осуществление таких форм господдержки, как субсидирование
ставки банковского процента, государственных гарантий, с концентрацией
этих   средств   на   проектах,  предусматривающих   развитие   новых,
высокотехнологичных  производств. На  реализацию  программ  социально-
экономического  развития, в годовом бюджете  области  предусмотрена  в
общей  сложности  сумма около 1 млрд. рублей, и нам  нужно  обеспечить
эффективное ее использование.
     Необходимо   продолжение   работы  по  повышению   инвестиционной
привлекательности области.
     Наряду   с   организационными  мерами  нам  предстоит   упростить
законодательную   базу,  убрав  излишнюю  сложность   и   громоздкость
процедур,  несогласованность различных нормативных актов.  Подготовлен
новый,  на  наш  взгляд,  более простой для  использования  закон  "Об
инвестиционной  деятельности  в  Кировской  области",  объединяющий  в
рамках   единого  акта  несколько  существующих  законов.  После   его
рассмотрения  на  ОЗС  Правительством области будет  принят  Регламент
работы с инвесторами, предусматривающий в том числе и сопровождение со
стороны  работников  органов исполнительной власти  наиболее  значимых
проектов.
     На   стимулирование  создания  новых  производственных  мощностей
направлены  и  внесенные  на рассмотрение ОЗС  поправки  к  областному
закону  о  налоге на имущество, предусматривающие льготы по налогу  на
основные  фонды,  создаваемые предприятиями,  и  упрощающие  процедуру
использования льгот.
     Эти  меры  должны использоваться также для поддержки  среднего  и
малого бизнеса. Значение развития малого и среднего бизнеса возрастает
и   в   связи  с  проводимой  реформой  местного  самоуправления.  Это
обусловлено  тем,  что  во  многих вновь  возникающих  территориальных
образованиях  именно этот бизнес должен составить основу их  экономики
и,  наряду  с  трансфертами из вышестоящих бюджетов,  стать  одним  из
источников  жизни  социальной сферы и основным  потребителем  трудовых
ресурсов.
     Мы   рассчитываем,  что  взаимодействие  органов  государственной
власти,  местного самоуправления и бизнеса и далее будет строиться  на
принципах социального партнерства. Создавая благоприятные условия  для
предпринимательства, общество вправе ждать ответных шагов.
     Общая  политика  и  отдельные решения по  снижению  количества  и
ставок  налогов  создают  приемлемые условия  для  открытого  бизнеса.
Налогоплательщик   должен  осознать  экономическую   необходимость   и
социальную  ответственность, исправно платить налоги и достойную,  так
называемую, "белую" зарплату своим работникам.
     И  мы  надеемся, что наше бизнес-сообщество будет проводить более
активную  работу  в этом направлении. При этом вполне  оправдано,  что
органы  власти  должны  по-разному относиться  к  тем,  кто  работает,
соблюдая все нормы трудового и налогового законодательства, и  к  тем,
кто попирает эти нормы. В создании атмосферы стимулирования социально-
ответственного   бизнеса   большая   роль   принадлежит   общественным
организациям бизнес-сообщества.
     Одной   из  серьезных  текущих  и  перспективных  задач  является
оказание бюджетной помощи сельскому хозяйству области. Но при этом  мы
должны добиваться, чтобы финансовые средства, выделяемые на эти  цели,
давали  больший эффект. Бюджетная поддержка сельского хозяйства должна
решать комплекс проблем развития и стимулировать рост реальных доходов
от агробизнеса в целом.
     Продолжает    вызывать    неудовлетворенность    низкоэффективное
использование одного из основных богатств нашей области - леса.
     В  этом  деле главным направлением является организация  глубокой
переработки  леса с выпуском качественной востребованной продукции,  а
также  обеспечение  доступа к лесопользованию тех  структур  и  людей,
которые  на  деле показывают эффективность своей работы для  экономики
области.
     Беспокоит  также сохраняющаяся распространенность злоупотреблений
при ведении лесного хозяйства и откровенного воровства. Полагаю, что в
борьбе с этим злом мы вправе ожидать большего эффекта от работы  наших
правоохранительных органов.
     Остается  сложным  положение дел в автотранспортных  пассажирских
предприятиях   области  и  особенно  в  областном   центре.   В   ходе
реорганизации автотранспортных предприятий, муниципалитетам ни в  коем
случае  нельзя  потерять  контроль и непосредственное  присутствие  на
рынке пассажирских перевозок.
     Одной  из  мер по улучшению транспортного обслуживания  населения
должно   стать   принятие  разрабатываемого  областного   закона   "Об
организации   пассажирских   перевозок".   Он   будет   направлен   на
упорядочение  этих  отношений и создание равных и  прозрачных  условий
доступа на рынок перевозок законопослушным и эффективным перевозчикам.
     У  нас  пока  не  вышло  из кризиса "Кировское  авиапредприятие".
Сохранение  его  деятельности  является  важным  фактором  присутствия
области   в   пространстве  страны  и  в  поддержании   инвестиционной
привлекательности региона. И мы принимаем меры, чтобы функционирование
аэропорта было восстановлено.
     Очень  сложные  задачи ставит наш жилищно-коммунальный  комплекс.
Состояние его известно всем. Помимо замены изношенного оборудования  и
коммуникаций является необходимым снижение затрат и повышение качества
предоставляемых услуг.
     На  закупку  энергоносителей  для производства  тепла  в  области
тратится   до  4  млрд.  рублей.  В  то  же  время  область   обладает
собственными запасами топливных ресурсов.
     Для  решения  этих задач необходимо осуществление мероприятий  по
модернизации   котельных  и  строительству  объектов  по  производству
топлива  на  основе  местных  ресурсов и,  в  частности,  низкосортной
древесины   и   торфа.  Здесь  необходима  активная   работа   органов
исполнительной власти и местного самоуправления.
     Мы   должны   стимулировать  и  осуществление   энергосберегающих
мероприятий.  Можно  отметить,  что ряд  муниципальных  образований  с
готовностью  откликнулись  на предложение участвовать  в  конкурсе  на
привлечение   средств  фонда  энергосбережения.  Эти   меры   позволят
сократить затраты хозяйствующих субъектов на энергоресурсы и  улучшить
результаты финансово-хозяйственной деятельности.
     В предстоящем периоде необходимо продолжить работу по обеспечению
более    эффективного    управления    областной    и    муниципальной
собственностью.  В  2005  году Правительство  планирует  сосредоточить
усилия   на   повышении  капитализации  имущества,  в  том   числе   -
принадлежащих области долей участия и пакетов акций.
     Мы   должны   прекратить   практику   приватизации   ради   самой
приватизации  без  соответствующей  предпродажной  подготовки  каждого
отдельно  взятого  объекта. Нужно заниматься и повышением  доходов  от
управления имеющимся имуществом.
     Кроме  того,  перед  органами местного самоуправления  мы  ставим
задачу  увеличения доходов от использования муниципальной недвижимости
до 250 млн. рублей в год.
     В  этой  связи  я  хотел бы обратиться к депутатам  области  всех
уровней,  а  также  к правоохранительным органам  -  принять  меры  по
недопущению разбазаривания муниципальной собственности, которая должна
и могла бы приносить доход бюджетам, но за счет бесхозяйственности или
преднамеренных  действий стала убыточной. Это  касается  и  распродажи
земельных  участков, сдачи в аренду помещений по заниженной стоимости.
Актуальность  этой  проблемы для некоторых  муниципальных  образований
сегодня  возросла.  Возможно это связано там с предстоящим  окончанием
срока полномочий глав городов и районов.
     Правительством  области  будет  осуществляться  также  мониторинг
ситуации,  связанной  с  преднамеренным банкротством  и  неправомерным
получением  контроля  над  предприятиями, находящимися  на  территории
области.  Однако,  необходимо,  чтобы  таким  случаям  давалась  более
принципиальная оценка со стороны правоохранительных органов и делового
сообщества области.
     В  работе по осуществлению социально-экономических преобразований
в  области  мы столкнулись с проблемой настоящего кадрового  "голода".
Помимо  естественной убыли населения одной из причин такого  положения
является большой миграционный отток трудоспособного населения,  прежде
всего, молодежи. Поэтому сама жизнь ставит перед нами главную задачу -
превратить наш край в землю, где людям хотелось бы жить.
     В  связи с этим безусловный приоритет нашей работы - это развитие
человеческого потенциала на основе повышения качества жизни  населения
и реформирования социальной сферы.
     Образовательная политика в области должна быть сориентирована  на
решение ключевых задач: достижение современного качества образования и
подготовка  кадров для всех сфер жизнедеятельности области  на  основе
принципа  социального партнерства (органов власти,  бизнес-сообщества,
самих участников образовательного процесса).
     Для этого необходимо:
     - сформировать постоянно действующую систему определения  текущих
и перспективных потребностей в кадрах для области;
     - создать  условия  для  развития  организационно-правовых   форм
образовательных  учреждений, включая разработку механизмов  защиты  от
необоснованной (бездумной) приватизации;
     - разработать интегрированную модель объективного  и  прозрачного
финансирования  образования из разных источников и  уже  в  2005  году
обеспечить  переход  от финансирования образовательного  учреждения  к
финансированию образовательной услуги;
     - начать  реструктуризацию  сети   учреждений   профессионального
образования и переподготовки;
     - модернизировать учебно-материальную базу.
     В сфере здравоохранения области основной задачей для нас является
оказание  доступной и качественной медицинской помощи. Для ее  решения
следует  продолжить  оптимизацию лечебной  сети,  отработать  механизм
оплаты  труда  медицинских  работников, сориентированный  на  конечный
результат.  Необходимо сделать все возможное для снятия  напряжения  в
обеспечении лекарственными препаратами льготных категорий граждан.
     Однако  вся эта работа не даст желаемых результатов, если  мы  не
будем   формировать  у  каждого  жителя  области  осознание   ценности
собственного здоровья, потребности вести здоровый образ жизни.
     Необходимо  активизировать деятельность детских спортивных  школ,
развивать   материальную  базу  спортивно-оздоровительных  и   военно-
патриотических клубов по месту жительства, активно проводить спортивно-
массовые  и  физкультурно-оздоровительные  мероприятия  для  различных
категорий  и  возрастов населения, значительно усилить организационную
работу и финансовую помощь развитию физкультуры и массового спорта.
     Одновременно с этим в текущем году бюджетом области предусмотрена
существенная   финансовая  поддержка  спортивным   командам   мастеров
"Родина", "Олимпия" и "Динамо" (волейбол).
     Создание  эффективного  механизма исполнения  законодательства  в
части   адресной  социальной  защиты  и  социальной  поддержки  людей,
объективно  нуждающихся  в государственной помощи,  -  еще  одна  наша
актуальная задача.
     В  области  своевременно  проведена в  полном  объеме  работа  по
переходу  на  новую  систему льгот. В регистр лиц,  имеющих  право  на
получение  мер  социальной  поддержки  за  счет  средств  федерального
бюджета, входят 131 тыс. человек, а за счет областного бюджета  -  168
тыс.  человек.  На  исполнение обязательств области  перед  ветеранами
труда,  тружениками тыла и жертвами политических репрессий в областном
бюджете  на  2005 год предусмотрено финансирование в сумме  около  800
млн. рублей.
     Предстоит    еще   решить   проблему   инфляционной    индексации
предусмотренных  выплат  и  своевременно подготовиться  к  монетизации
льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
     Повышение  тарифов,  переход к 100% оплате жилья  и  коммунальных
услуг   и  изменение  методики  расчета  субсидий  в  соответствии   с
требованиями  нового  Жилищного кодекса потребовали  от  нас  принятия
дополнительных  мер  по  защите интересов  малообеспеченных  категорий
граждан.
     Особого   внимания  требует  также  целенаправленная  работа   по
повышению  общей культуры жителей нашей области. Для этого, во-первых,
необходимо   повысить  активность  работы  всех  учреждений   культуры
области, и особенно, сельских, а во-вторых, мы вправе предъявить более
высокие  требования  к  нашим  ведущим учреждениям:  театрам,  музеям,
библиотекам, филармонии. Совершенствование их материальной базы должно
сопровождаться   наполнением  культурно-просветительской,   творческой
деятельности новым содержанием.
     Нам  предстоит  реализовать программу расширения  приема  передач
местного  телевидения  на  наши северные  и  южные  районы,  куда  это
телевидение еще не дошло.
     Молодежная политика Правительства области строится с учетом того,
что молодежь сегодня составляет 40% трудоспособного населения области.
При  этом  социальная  активность молодых людей,  вовлеченность  их  в
социально  значимую  деятельность, к сожалению,  невысоки.  Отсутствие
молодых  инициативных  и по-современному образованных  специалистов  в
органах  государственного  и муниципального управления  тоже  является
одной  из  кадровых  проблем, решение которой мы должны  находить  уже
сегодня.
     Новые   подходы  к  социальной  политике  формируют  и   основные
направления   стратегии  социально-экономического  развития   области,
обуславливают  необходимость работы по плановому  и  прогнозированному
развитию территории.
     Нам   необходимо   провести  дальнейшую  разработку   комплексных
экономических  и  социальных проектов. Чтобы  повысить  эффект  от  их
реализации мы должны встраиваться в стратегию развития страны и искать
точки соприкосновения со стратегиями других регионов.
     Конечным результатом этой работы должны стать планы развития  уже
конкретных муниципальных образований, предприятий и отраслей.
     В  ближайшем  периоде  органам исполнительной  власти  области  и
местного   самоуправления  предстоит  осуществить  комплекс   мер   по
реализации   федерального  закона  "Об  общих  принципах   организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
     Необходимо подготовить и провести выборы представительных органов
и глав, вновь образуемых муниципальных образований; провести работу по
созданию   условий   функционирования  и   укреплению   экономического
потенциала  созданных  муниципальных образований;  добиться,  чтобы  к
управлению  территориями пришли ответственные,  деловые  и  энергичные
люди.
     Пока  же,  к сожалению, мы часто сталкиваемся с инертностью  и  с
отсутствием  инициативы работников местных органов власти.  Далеко  не
все  администрации муниципальных образований мотивированы  на  решение
задач  развития  своей  территории. Решая  преимущественно  социальные
задачи  в логике распределения бюджетных средств, многие из них  более
заинтересованы  в  получении  бюджетных трансфертов,  нежели  в  росте
собственных доходов.
     Поэтому  одной из важнейших задач Правительства области  является
выстраивание  такой  системы  межбюджетных  отношений,  которая  будет
стимулировать инициативу и деловую активность местных властей.  Первый
шаг  в  этом  направлении  уже сделан - 170  млн.  рублей  дотаций  на
стимулирование  развития  муниципальных  образований   и   обеспечение
сбалансированности  местных  бюджетов будут  распределяться  с  учетом
результатов   работы  органов  местного  самоуправления  по   развитию
экономики и оздоровлению муниципальных финансов.
     Хотелось  бы  остановиться  и на проблеме  общественного  ресурса
нашего  развития.  По-настоящему  партнерские  отношения  сложились  у
правительства с Федерацией профсоюзных организаций области.  Мы  очень
тесно  и плодотворно стали сотрудничать с Вятской торгово-промышленной
палатой.  Правительством области заключены соглашения и осуществляется
сотрудничество   с  Вятской  епархией  Русской  православной   церкви,
Российским  детским  фондом,  областным Советом  ветеранов,  областным
Советом  женщин,  местными  отделениями творческих  союзов  писателей,
художников,  журналистов,  театральных деятелей.  Нам  очень  помогает
областной  общественный  экономический  Совет.  Приступил   к   работе
общественный  Совет  по  взаимодействию  со  СМИ.  Однако  сегодняшняя
ситуация  требует  и формирования новых, адекватных  запросам  времени
институтов  гражданского  общества.  Это  неоднократно  отмечалось   и
Президентом России В. В. Путиным.
     Одним  из таких институтов, может стать Общественная палата,  как
на федеральном, так и на региональном уровнях.
     Уважаемые друзья!
     У нас с вами общая цель - работа во благо людей. В этом деле есть
широкие перспективы для совместной деятельности.
     Только   общими  усилиями  мы  можем  способствовать   сохранению
социальной  стабильности в области, созданию условий  для  устойчивого
экономического  роста  и повышения благосостояния  населения  Вятского
края.
     2005 год проходит под знаком всенародного  празднования  60-летия
Победы   в   Великой   Отечественной  войне.  Правительством   области
утверждена  областная  программа  мероприятий  по  подготовке   юбилея
Победы.  Сделать  все  необходимое по  достойной  встрече  этой  даты,
окружить вниманием и заботой ветеранов войны и тружеников тыла -  долг
каждого   территориального   образования,   каждого   предприятия    и
организации, и, если хотите, каждого гражданина.
     Наш  нравственный и гражданский долг сегодня - работать на  благо
родной   земли   так,  чтобы  быть  достойными  подвига,  совершенного
поколением победителей.
     Благодарю за внимание!

Информация по документу
Читайте также