Расширенный поиск

Закон Кировской области от 03.04.2003 № 144-ЗО

 


                                 ЗАКОН
                           КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                     Утратил силу - Закон Кировской
                                    области от 05.05.2005 г. N 327-ЗО

     Об обеспечении безопасности граждан и защиты окружающей среды
    Кировской области при проведении работ по хранению, перевозке и
                    уничтожению химического оружия

 Принят Законодательным Собранием Кировской области 27 марта 2003 года


     Настоящий   Закон   регулирует  правовые  отношения   в   области
обеспечения  безопасности  граждан Российской  Федерации,  иностранных
граждан  и  лиц  без гражданства, находящихся на территории  Кировской
области  (далее  -  граждан),  всего земельного,  водного,  воздушного
пространства  в  пределах Кировской области  или  ее  части,  объектов
производственного и социального назначения, а также защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ  по хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического оружия.
     Действие   настоящего   Закона   распространяется   на   правовые
отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной
власти   области,   органов   местного  самоуправления,   предприятий,
учреждений  и  организаций,  независимо от их  организационно-правовых
форм,  а  также граждан по обеспечению безопасности граждан  и  защиты
окружающей  среды  при  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия.


     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     Химическое  оружие  - в совокупности или в отдельности  токсичные
химикаты,  боеприпасы  и  устройства, специально  предназначенные  для
смертельного поражения или причинения иного вреда за счет  токсических
свойств  токсичных  химикатов, высвобождаемых в результате  применения
таких  боеприпасов  и  устройств,  а  также  оборудование,  специально
предназначенное   для   использования  непосредственно   в   связи   с
применением указанных боеприпасов и устройств.
     Уничтожение    химического   оружия   -   процесс    необратимого
преобразования   токсичных   химикатов,   боеприпасов   и   устройств,
оборудования  в  целях  приведения  в  состояние,  не  пригодное   для
использования в качестве химического оружия.
     Перевозка химического оружия - перемещение химического оружия  на
специальном автомобильном или железнодорожном транспорте от объекта по
хранению  химического  оружия до объекта  по  уничтожению  химического
оружия.   Хранение   химического  оружия   -   комплекс   мероприятий,
обеспечивающий  безопасность  и  сохранность  нахождения   химического
оружия на специально выделенной и охраняемой территории объекта.
     Объект  по  хранению химического оружия - совокупность специально
выделенной  и  охраняемой территории, на которой  постоянно  находится
химическое  оружие,  и  расположенного на  этой  территории  комплекса
основных и вспомогательных сооружений по его хранению.
     Объект   по   уничтожению  химического  оружия   -   совокупность
специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на этой
территории    комплекса   основных   и   вспомогательных   сооружений,
предназначенных для уничтожения химического оружия, в  том  числе  для
утилизации  и  (или)  захоронения  отходов,  образующихся  в  процессе
уничтожения химического оружия.
     Зона защитных мероприятий - территория вокруг объекта по хранению
или  объекта  по  уничтожению химического оружия, в  пределах  которой
осуществляется  специальный  комплекс  мероприятий,  направленных   на
обеспечение  коллективной  и  индивидуальной  защиты  граждан,  защиты
окружающей   среды  от  возможного  воздействия  токсичных   химикатов
вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Санитарно-защитная зона - территория, отделяющая предприятия,  их
отдельные   здания   и   сооружения  с  технологическими   процессами,
являющимися  источниками  воздействия на  среду  обитания  и  здоровье
человека, от жилой застройки.
     Запретная  зона  -  территория,  непосредственно  примыкающая   к
территории  объекта по хранению или объекта по уничтожению химического
оружия,  в  границах  которой  запрещается  проживание  граждан  и   в
законодательном порядке устанавливаются иные ограничения использования
данной территории.
     Запретный  район  -  территория,  непосредственно  примыкающая  к
территории  объекта по хранению или объекта по уничтожению химического
оружия,  в  границах которой в законодательном порядке устанавливаются
ограничения использования данной территории.
     Чрезвычайная   ситуация,  возникшая  при  проведении   работ   по
хранению,  перевозке и уничтожению химического оружия,  -  обстановка,
сложившаяся  на  определенной  территории  в  результате  аварии   при
осуществлении  работ по хранению, перевозке и уничтожению  химического
оружия,  которая  может  повлечь или повлекла  за  собой  человеческие
жертвы,   ущерб   здоровью  людей  или  окружающей  природной   среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей.
     Предупреждение  чрезвычайных ситуаций  при  проведении  работ  по
хранению,  перевозке  и  уничтожению  химического  оружия  -  комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на  максимально
возможное   уменьшение  риска  возникновения  чрезвычайных   ситуаций,
связанных  с  проведением работ по хранению, перевозке  и  уничтожению
химического  оружия,  а также на сохранение здоровья  людей,  снижение
размера  ущерба  окружающей среде и материальных потерь  в  случае  их
возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении  работ
по  хранению, перевозке и уничтожению химического оружия  -  аварийно-
спасательные  и другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных  ситуаций и направленные на спасение жизни  и  сохранение
здоровья   людей,   снижение  размеров  ущерба  окружающей   среде   и
материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных  ситуаций
и прекращение действия характерных для них опасных факторов.

     Статья  2.  Правовая  основа  законодательства  области  в  сфере
обеспечения  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия

     Законодательство области в сфере обеспечения безопасности граждан
и  защиты  окружающей  среды  при хранении,  перевозке  и  уничтожении
химического  оружия основывается на Конституции Российской  Федерации,
федеральных  законах "Об уничтожении химического оружия",  "Об  охране
окружающей  среды", "О защите населения и территорий  от  чрезвычайных
ситуаций   природного  и  техногенного  характера"  и  принимаемых   в
соответствии  с  ними федеральных законах и иных нормативных  правовых
актах.

     Статья  3.  Основные принципы обеспечения безопасности граждан  и
защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке  и
уничтожению химического оружия

     Обеспечение  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей   среды
Кировской  области  при  проведении работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия основано на следующих принципах:

     1. Обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты
окружающей среды.

     2. Презумпция  экологической  опасности   деятельности,   которая
связана с хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия.

     3. Полное  исключение  или  снижение   в   максимальной   степени
негативного  воздействия на здоровье человека и окружающую  среду  при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия.

     4. Соблюдение требований нормативных правовых актов по безопасным
для здоровья граждан и окружающей среды условиям хранения, перевозки и
уничтожения химического оружия.

     5. Лицензирование работ  по  хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического оружия.

     6. Запрещение при хранении химического оружия проведения работ по
разгерметизации   боеприпасов  и  устройств,  снаряженных   токсичными
химикатами, за исключением случаев проведения регламентных  работ  для
определения  и (или) продления срока хранения указанных боеприпасов  и
устройств в соответствии с критериями безопасности.

     7. Обязательность  мониторинга  окружающей   среды   и   здоровья
граждан,  проживающих  и  работающих  в  зонах  защитных  мероприятий,
государственная   поддержка  мероприятий   по   улучшению   санитарно-
гигиенических и экологических условий их проживания и работы.

     8. Соблюдение   санитарных   норм   и   правил,    гигиенических,
экологических нормативов и стандартов безопасности.

     9. Обязательность  государственного   надзора   и   контроля   за
разработкой  технологий,  предпроектных  и  проектных  материалов   по
строительству   объектов   по  уничтожению  химического   оружия,   за
эксплуатацией, уничтожением или конверсией этих объектов.

     10. Обязательность оценки воздействия  на  окружающую  среду  при
принятии  решений  о  размещении объектов по  уничтожению  химического
оружия.

     11. Обязательность государственных  санитарно-эпидемиологической,
экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных
материалов   по  строительству  объектов  по  уничтожению  химического
оружия, их эксплуатации, конверсии или ликвидации.

     12. Заблаговременность проведения  мероприятий,  направленных  на
обеспечение  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия.

     13. Учет социально-экономических, природных и иных характеристик,
особенностей  территории  области и  степени  реальной  опасности  при
принятии  решений  о  размещении объектов по  уничтожению  химического
оружия  и  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического оружия.

     14. Обеспечение  граждан  и  юридических   лиц,   в   том   числе
общественных  объединений, информацией в области проведения  работ  по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

     15. Необходимая достаточность объема и содержания мероприятий  по
обеспечению защиты граждан и окружающей среды при хранении,  перевозке
и  уничтожении  химического  оружия,  а  также  максимально  возможное
использование имеющихся сил и средств.

     Статья  4.  Обеспечение безопасности граждан и защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ  по хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического оружия

     Обеспечение  безопасности граждан и защиты окружающей  среды  при
проведении  на  территории  области работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия осуществляется при выполнении следующих
требований:

     1. Соблюдение требований федеральных законов, законов  области  и
иных  нормативных правовых актов по вопросам обеспечения  безопасности
граждан  и  защиты окружающей среды при проведении работ по  хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия.

     2. Обеспечение предоставленных законодательством прав  граждан  в
области  безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении
работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

     3. Принятие  решений  о  размещении  объектов   по   хранению   и
уничтожению химического оружия с учетом мнения граждан или результатов
референдумов.

     4. Опережающее  развитие  социальной  инфраструктуры  в  районах,
прилегающих к объектам уничтожения химического оружия.

     5. Проведение комплексной экологической, медицинской,  санитарно-
эпидемиологической и социальной оценки состояния территории  с  учетом
влияния на нее объекта по хранению химического оружия.

     6. Обеспечение экологического и гигиенического контроля,  ведение
комплексного   экологического  мониторинга  и   мониторинга   здоровья
граждан,  занятых  на  объектах по хранению и уничтожению  химического
оружия,  а  также  проживающих в зоне защитных  мероприятий,  согласно
федеральным и областным программам.

     7. Согласование маршрутов перевозки (ввоза и вывоза)  химического
оружия  с органами государственной власти Кировской области и органами
местного   самоуправления  муниципальных  образований,  на  территории
которых осуществляются такие перевозки.

     8. Выявление и обязательный мониторинг мест прошлых уничтожений и
захоронений  химического оружия, а также мониторинг здоровья  граждан,
постоянно проживающих (работающих) в этих местах.

     Статья   5.   Гласность   и  информация  в  области   обеспечения
безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

     Информацию  в области обеспечения безопасности граждан  и  защиты
окружающей  среды  при  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия составляют сведения о прогнозируемых  и
возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения  о
химической,   взрывной,  пожарной  и  экологической  безопасности   на
соответствующих территориях.
     Информация  в области обеспечения безопасности граждан  и  защиты
окружающей  среды  при  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению  химического  оружия,  а  также  о  деятельности   органов
государственной   власти  области,  органов  местного  самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций в этой области является гласной и
открытой,  если  иное  не  предусмотрено законодательством  Российской
Федерации.
     Органы  государственной  власти, органы местного  самоуправления,
руководители  объектов  по  хранению и (или)  уничтожению  химического
оружия  обязаны  по запросам граждан и юридических лиц,  в  том  числе
общественных   объединений,  оперативно  и  достоверно   информировать
граждан через средства массовой информации и по иным каналам о степени
защиты  граждан и окружающей среды при проведении работ  по  хранению,
перевозке  и  уничтожению  химического  оружия  и  принятых  мерах  по
обеспечению их безопасности.
     Сокрытие,   несвоевременное  представление   либо   представление
должностными лицами заведомо ложной информации при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влечет  за  собой
ответственность   в   соответствии  с   законодательством   Российской
Федерации.
     Порядок  обеспечения  граждан,  органов  государственной   власти
области,  органов местного самоуправления и организаций информацией  в
области  безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении
работ   по  хранению,  перевозке  и  уничтожению  химического   оружия
устанавливается    законодательством    Российской     Федерации     и
законодательством Кировской области.


     Глава  2.  ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ  ОБЛАСТИ  И
ОРГАНОВ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ
ГРАЖДАН  И  ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО  ХРАНЕНИЮ,
ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

     Статья 6. Полномочия органов государственной власти области

     В  сфере  обеспечения  безопасности граждан и  защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ  по хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического  оружия  органы государственной  власти  области  обладают
следующими полномочиями:

     1. Законодательное Собрание области:
     а) принятие  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  законов области и иных нормативных правовых актов  в  сфере
обеспечения защиты граждан и окружающей среды при проведении работ  по
хранению,  перевозке  и уничтожению химического  оружия,  а  также  по
установлению   видов  и  размеров  социальных  льгот   и   компенсаций
гражданам, проживающим и работающим в зоне защитных мероприятий;
     б) утверждение в законе области об областном бюджете на очередной
финансовый  год  бюджетных  ассигнований на  разработку  и  реализацию
областных  программ  по  обеспечению  безопасности  граждан  и  защиты
окружающей  среды  при  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия.

     2. Правительство Кировской области и иные  органы  исполнительной
власти области:
     а) издание  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  и законодательством Кировской области нормативных  правовых
актов  в  сфере  обеспечения защиты граждан  и  окружающей  среды  при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия,   а  также  по  порядку  предоставления  социальных  льгот   и
компенсаций  гражданам,  проживающим  и  работающим  в  зоне  защитных
мероприятий;
     б) согласование  решений  о  размещении  на  территории   области
объектов  по  уничтожению  химического оружия  и  маршрутов  перевозки
химического оружия;
     в)  разработка  областных  программ по  обеспечению  безопасности
граждан   и  защиты  окружающей  среды;  утверждение  мероприятий   по
обеспечению  безопасности граждан, проживающих  и  работающих  в  зоне
защитных  мероприятий, при проведении работ по хранению,  перевозке  и
уничтожению  химического  оружия  в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и федеральными целевыми программами по проведению
работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
     г) организация подготовки и содержания в  готовности  необходимых
сил  и  средств для обеспечения защиты граждан и окружающей среды  при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия,  обучение  граждан способам защиты  и  действиям  в  указанных
ситуациях;
     д) принятие решений  о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных  ситуациях, возникших при проведении работ  по  хранению,
перевозке   и   уничтожению  химического  оружия,  и  обеспечение   их
проведения;
     е) осуществление  в  установленном  порядке  сбора  информации  и
обмена  ею  в  области  обеспечения защиты граждан  и  территорий  при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия, обеспечение своевременного оповещения и информирования граждан
об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     ж) участие в организации аварийно-спасательных, восстановительных
и  других  неотложных  работ  по ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций,  возникших  при проведении работ по  хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия, и продуктов его детоксикации, а  также
поддержка общественного порядка в ходе их проведения;
     з) участие в  контроле  за  безопасностью  перевозки  химического
оружия  и  отходов  его  уничтожения в пределах  территории  Кировской
области;
     и) осуществление мониторинга окружающей среды и здоровья граждан,
проживающих и работающих в зоне защитных мероприятий;
     к)    подготовка   учреждений   здравоохранения   и   медицинских
формирований  для оказания медицинской помощи гражданам,  подвергшимся
воздействию  токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайной
ситуации  при  проведении работ по хранению, перевозке  и  уничтожению
химического оружия;
     л) принятие  участия  в  проведении  государственных   санитарно-
эпидемиологической, экологической и других экспертиз в соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     м) осуществление  финансирования  мероприятий  в  области  защиты
граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке
и уничтожению химического оружия;
     н) создание  резервов  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     о)  оказание финансовой помощи органам местного самоуправления  в
случае   недостаточности  финансовых  средств  на  решение  задач   по
обеспечению  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия;
     п) согласование площади зоны защитных мероприятий;
     р) создание постоянно действующего органа управления,  специально
уполномоченного  на  решение задач в области обеспечения  безопасности
граждан  и  защиты окружающей среды при проведении работ по  хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия;
     с) обеспечение    взаимодействия    с    федеральными    органами
государственной власти, государственным заказчиком федеральной целевой
программы   "Уничтожение  запасов  химического  оружия  в   Российской
Федерации"  по  вопросам  защиты  граждан  и  окружающей   среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия;
     т) предоставление по запросам граждан и юридических  лиц,  в  том
числе  общественных  объединений,  информации  в  области  обеспечения
безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

     Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

     В  сфере  обеспечения  безопасности граждан и  защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ  по хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического  оружия органы местного самоуправления вправе осуществлять
следующие полномочия:

     1. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств
для обеспечения защиты граждан и территорий в области защиты граждан и
окружающей  среды  при  проведении  работ  по  хранению,  перевозке  и
уничтожению  химического оружия, обучение граждан  способам  защиты  и
действиям в этих ситуациях.

     2. Принятие решения  о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и организация их проведения.

     3. Осуществление  в  установленном  порядке  сбора  информации  и
обмена  ею  по  вопросам обеспечения защиты граждан и  территорий  при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия.

     4. Обеспечение своевременного оповещения и информирования граждан
и общественных объединений об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных  ситуаций  и предоставление по их запросам  информации  в
области работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

     5. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности граждан
и  защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке
и уничтожению химического оружия в пределах бюджетных средств.

     6. Создание  резервов  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации  чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении  работ  по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

     7. Организация  и  проведение  аварийно-спасательных   и   других
неотложных  работ,  а  также поддержка общественного  порядка  при  их
проведении.

     8. Содействие    устойчивому    функционированию     предприятий,
учреждений, организаций в чрезвычайных ситуациях.

     9. Создание  при  органах   местного   самоуправления   постоянно
действующих органов управления, специально уполномоченных  на  решение
задач  в  области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей
среды  при  проведении  работ  по хранению,  перевозке  и  уничтожению
химического оружия.

     10. Установление  дополнительных  ограничений  по   осуществлению
жизнедеятельности  в  запретной зоне и  запретном  районе  в  пределах
полномочий и по представлению руководителя объекта по хранению и (или)
уничтожению химического оружия.
     Органы   местного   самоуправления   могут   наделяться   законом
отдельными  государственными полномочиями с передачей  им  необходимых
для  их осуществления материальных и финансовых средств в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской
области.


     Глава   3.   УЧАСТИЕ  ПРЕДПРИЯТИЙ,  УЧРЕЖДЕНИЙ,   ОРГАНИЗАЦИЙ   И
ОБЩЕСТВЕННЫХ  ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ  ПО  ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО
ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

     Статья  8.  Обязанности  предприятий, учреждений,  организаций  в
области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия

     Предприятия,  учреждения,  организации,  расположенные   в   зоне
защитных  мероприятий, независимо от организационно-правовых  форм,  в
области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия обязаны:

     1. Планировать и осуществлять  необходимые  меры  по  обеспечению
защиты    работников    предприятий,   учреждений,    организаций    и
подведомственных  объектов производственного и социального  назначения
от чрезвычайных ситуаций.

     2. Планировать и проводить мероприятия по повышению  устойчивости
функционирования  предприятий, учреждений, организаций  и  обеспечению
жизнедеятельности  работников предприятий, учреждений,  организаций  в
чрезвычайных ситуациях.

     3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание  в  готовности
сил  и  средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обучение  работников  предприятий,  учреждений,  организаций  способам
защиты    и    действиям   в   чрезвычайных   ситуациях   в    составе
невоенизированных формирований.

     4. Создавать и поддерживать  в  постоянной  готовности  локальные
системы  оповещения работников предприятий, учреждений о  чрезвычайных
ситуациях.

     5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных  и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и  социального  назначения  и  на  прилегающих  к  ним  территориях  в
соответствии   с  планами  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.

     6. Финансировать мероприятия по  защите  работников  предприятий,
учреждений,  организаций и подведомственных объектов производственного
и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

     7. Создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     8. Предоставлять в установленном  порядке  информацию  в  области
обеспечения  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия,   а   также  своевременно  оповещать  работников  предприятий,
учреждений,  организаций об угрозе возникновения или  о  возникновении
чрезвычайных ситуаций.

     Статья  9.  Участие  общественных объединений в  мероприятиях  по
обеспечению  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия

     Общественные  объединения  могут участвовать  в  мероприятиях  по
обеспечению  безопасности  граждан  и  защиты  окружающей  среды   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия  в  соответствии  с законодательством  Российской  Федерации  и
планом   ликвидации  последствий  аварий,  утвержденным   региональной
Комиссией по чрезвычайным ситуациям.
     Общественные  объединения, участвующие в ликвидации  чрезвычайных
ситуаций,   действуют   под   руководством   соответствующих   органов
управления  единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     Ответственность  за  решение  вопросов,  связанных  с  перевозкой
членов  общественных  объединений  к  зоне  чрезвычайной  ситуации   и
обратно,   организацией   их  размещения,   питания,   оплаты   труда,
материально-технического, медицинского и других видов  обеспечения  их
деятельности в этих условиях, возлагается на органы управления  единой
государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций.
     Участники   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  от   общественных
объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную  в
аттестационном порядке.


     Глава  4.  ПРАВА  И  ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН  В  ОБЛАСТИ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО
ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

     Статья 10. Право граждан на безопасные условия проживания,  труда
и благоприятную окружающую среду

     Граждане,  проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий,
имеют  право на безопасные условия проживания и труда, коллективную  и
индивидуальную  защиту  жизни  и  здоровья  при  проведении  работ  по
хранению,  перевозке  и уничтожению химического  оружия,  а  также  на
благоприятную окружающую среду.
     Данное    право   обеспечивается   путем   проведения    органами
исполнительной  власти  области, органами  местного  самоуправления  и
непосредственно  персоналом объектов по хранению и  (или)  уничтожению
химического    оружия   организационных,   технических,    социальных,
экономических,    лечебно-профилактических,   санитарно-гигиенических,
экологических,   природоохранных  и  других   мероприятий,   полностью
исключающих   или   в   максимальной  степени   снижающих   негативное
воздействие  на  здоровье человека и окружающую среду  при  проведении
работ  по  хранению,  перевозке и уничтожению  химического  оружия,  в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством Кировской области.
     Граждане,   постоянно  проживающие  в  санитарно-защитных   зонах
объектов  хранения  и объектов уничтожения химического  оружия,  имеют
право  на  отселение,  в  соответствии с законодательством  Российской
Федерации.

     Статья  11.  Права  граждан  в области  обеспечения  безопасности
населения и защиты окружающей среды от чрезвычайных ситуаций

     Граждане имеют право:
     а) на  защиту  жизни,  здоровья  и  личного  имущества  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по  хранению,
перевозке или уничтожению химического оружия;
     б) в соответствии  с  планами  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать  средства коллективной и индивидуальной защиты  и  другое
имущество  органов  исполнительной власти Кировской  области,  органов
местного   самоуправления,   предприятий,   учреждений,   организаций,
предназначенное для защиты граждан от чрезвычайных ситуаций, связанных
с проведением работ по хранению, перевозке или уничтожению химического
оружия;
     в)  получать информацию о риске, которому они могут подвергнуться
на территории области, находясь в зоне защитных мероприятий, и о мерах
необходимой безопасности;
     г) обращаться лично, а также направлять в государственные  органы
и   органы   местного  самоуправления  индивидуальные  и  коллективные
обращения   по   вопросам  защиты  граждан  и  окружающей   среды   от
чрезвычайных  ситуаций при проведении работ по хранению,  перевозке  и
уничтожению химического оружия;
     д) участвовать  в  установленном  порядке   в   мероприятиях   по
предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций,  возникающих  при
проведении  работ  по хранению, перевозке или уничтожению  химического
оружия;
     е) на пенсионное обеспечение в случае потери  трудоспособности  в
связи   с   увечьем  или  заболеванием,  полученным   при   выполнении
обязанностей  по защите граждан и территорий от чрезвычайных  ситуаций
при  проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического
оружия,  в порядке, установленном для работников, инвалидность которых
наступила    вследствие   трудового   увечья,   в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации;
     ж) на  пенсионное  обеспечение  по   случаю   потери   кормильца,
погибшего  или  умершего  от увечья или заболевания,  полученного  при
выполнении обязанностей по защите граждан и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  в  порядке, установленном для семей граждан,  погибших  или
умерших  от увечья, полученного при выполнении гражданского  долга  по
спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

     Статья  12.  Право  граждан  на  получение  социальных  льгот   и
компенсаций

     Граждане,  постоянно проживающие (работающие)  в  зонах  защитных
мероприятий, имеют право на получение социальных льгот и компенсаций в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством Кировской области.
     Граждане,  постоянно  проживающие  (работающие)  в  муниципальных
образованиях,  которые  попадают в зону  защитных  мероприятий,  имеют
право на приоритетное бюджетное обеспечение.

     Статья 13. Право граждан на медицинское обслуживание

     Граждане,  постоянно проживающие (работающие)  в  зонах  защитных
мероприятий, имеют право на бесплатное поликлиническое консультативно-
диагностическое  обследование, под которым понимается консультирование
и обследование граждан в диагностических центрах, специально созданных
при   территориальных  лечебных  учреждениях,   с   привлечением   при
необходимости    специалистов   профильных    научно-исследовательских
институтов,  медицинских  центров,  лабораторий  и  специализированных
лечебных учреждений в целях выявления заболеваний на ранних стадиях  и
проведения   экспертизы   для   установления   связи   заболеваний   с
функционированием объектов по хранению и (или) уничтожению химического
оружия.
     При  выявлении  заболевания и установлении  связи  заболевания  с
функционированием объектов по хранению и (или) уничтожению химического
оружия   гражданам,  проживающим  и  работающим   в   зонах   защитных
мероприятий,  гарантируются оказание бесплатной медицинской  помощи  и
бесплатное  приобретение лекарств по рецептам врачей в соответствии  с
законодательством Российской Федерации.

     Статья  14.  Право граждан и юридических лиц на возмещение  вреда
вследствие  чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении  работ  по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

     Граждане,  постоянно проживающие (работающие)  в  зонах  защитных
мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью
вследствие  чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении  работ  по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.
     Возмещение   вреда   здоровью  граждан,   имуществу   граждан   и
юридических  лиц  осуществляется  в соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     Возмещение   ущерба,  причиненного  объектам   окружающей   среды
вследствие  чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении  работ  по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья   15.  Право  граждан  и  юридических  лиц  на   получение
информации

     Граждане   и   юридические   лица,  в  том   числе   общественные
объединения, имеют право запрашивать в органах государственной  власти
области, органах местного самоуправления, у руководителей объектов  по
хранению  и (или) уничтожению химического оружия информацию в  области
проведения  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия.

     Статья  16.  Право  доступа на объекты  по  хранению  химического
оружия и объекты по уничтожению химического оружия

     Граждане,  представители органов государственной власти  области,
органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право
на  посещение  в  ознакомительных целях объектов по хранению  и  (или)
уничтожению химического оружия в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

     Статья 17. Обязанности граждан в области обеспечения безопасности
граждан  и  защиты окружающей среды при проведении работ по  хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия

     Граждане обязаны:
     соблюдать  законы  и  иные нормативные правовые  акты  Российской
Федерации, Кировской области в сфере обеспечения безопасности  граждан
и  защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке
и уничтожению химического оружия;
     соблюдать меры безопасности в повседневной трудовой деятельности,
требования   экологической  безопасности,   не   допускать   нарушений
производственной и технологической дисциплины, которые могут  привести
к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     изучать   основные  способы  защиты  граждан  и  территорий   при
проведении  работ  по  хранению, перевозке и  уничтожению  химического
оружия,   приемы  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим,
правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты,
постоянно  совершенствовать  свои  знания  и  практические  навыки   в
указанной области;
     выполнять   установленные  правила   поведения   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     при  необходимости  оказывать содействие в  проведении  аварийно-
спасательных и других неотложных работ.


     Глава   5.   ПОРЯДОК  ФИНАНСОВОГО  И  МАТЕРИАЛЬНОГО   ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ  ПО  ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ  ПРИ  ПРОВЕДЕНИИ  РАБОТ  ПО ХРАНЕНИЮ,  ПЕРЕВОЗКЕ  И  УНИЧТОЖЕНИЮ
ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

     Статья 18. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности
граждан  и  защиты окружающей среды при проведении работ по  хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия.

     Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности граждан  и
защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке  и
уничтожению   химического  оружия  осуществляется  в  соответствии   с
федеральным законодательством.
     Правительство Кировской области вправе привлекать иные  источники
финансирования  этих  мероприятий, в  том  числе  за  счет  областного
бюджета  в  пределах  средств, предусмотренных на эти  мероприятия  на
очередной финансовый год.

     Статья  19.  Создание  и  использование  резервов  финансовых   и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Резервы   финансовых  и  материальных  ресурсов  для   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций создаются заблаговременно в  целях  экстренного
привлечения  необходимых  средств в случае возникновения  чрезвычайных
ситуаций.   Указанные   резервы  создаются  Правительством   Кировской
области, а также органами местного самоуправления.


     Глава  6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ГРАЖДАН  И  ЗАЩИТЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ   ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ  РАБОТ  ПО  ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И  УНИЧТОЖЕНИЮ  ХИМИЧЕСКОГО
ОРУЖИЯ

     Статья  20.  Ответственность  за непринятие  мер  по  локализации
чрезвычайных  ситуаций, возникших при проведении  работ  по  хранению,
перевозке   и   уничтожению  химического  оружия,  и   ликвидации   их
последствий

     За непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших
при  проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического
оружия,  и  ликвидации  их  последствий,  в  зависимости  от  масштаба
чрезвычайных ситуаций и тяжести последствий, должностные лица  органов
государственной  власти  области, органов  местного  самоуправления  и
руководители  объектов  по  хранению и (или)  уничтожению  химического
оружия  и  несут  дисциплинарную, административную,  материальную  или
уголовную   ответственность   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.

     Статья    21.    Ответственность   за   нарушение    действующего
законодательства

     За  нарушение федеральных законов, законов Кировской  области,  в
том  числе  настоящего  Закона,  и иных  нормативных  правовых  актов,
регламентирующих обеспечение безопасности граждан и защиты  окружающей
среды  при  проведении  работ по хранению, перевозке  или  уничтожению
химического  оружия,  должностные лица органов  исполнительной  власти
области  и  органов  местного самоуправления несут  ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 22. Ответственность граждан

     Граждане несут ответственность за:
     умышленные  действия с химическим оружием, которые могут  повлечь
или  повлекли возникновение чрезвычайных ситуаций, или причинили  вред
здоровью  граждан, имуществу граждан и юридических  лиц,  или  нанесли
ущерб окружающей среде;
     организацию  мероприятий,  которые  могут  повлечь  или  повлекли
угрозу безопасности граждан и (или) которые могут повлечь или повлекли
нанесение  ущерба окружающей среде при проведении работ  по  хранению,
перевозке и уничтожению химического оружия, а равно участие в них;
     неисполнение нормативных правовых актов и предписаний федеральных
органов  исполнительной  власти,  осуществляющих  функции  надзора   и
контроля,  по  обеспечению безопасности граждан  и  защите  окружающей
среды;
     распространение заведомо ложных сведений.
     Виды   ответственности  граждан  и  порядок  их   привлечения   к
ответственности    устанавливаются    законодательством     Российской
Федерации.


     Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней  со  дня
его официального опубликования.


Губернатор Кировской
области   В. Н. Сергеенков

г. Киров
3 апреля 2003 года
N 144-ЗО


Информация по документу
Читайте также