Расширенный поиск
Закон Кировской области от 29.07.2003 № 185-ЗОЗАКОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Кировской области от 03.11.2005 г. N 375-ЗО Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Кировской области Принят Законодательным Собранием Кировской области 24 июля 2003 года (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Уставом Кировской области определяет условия формирования, деятельности и полномочия избирательных комиссий, комиссий референдумов, создаваемых в области для подготовки и проведения выборов и референдумов. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и понятия Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - федеральный закон). Статья 2. Система избирательных комиссий 1. В области действуют следующие избирательные комиссии: Избирательная Кировской области; (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. 2. При проведении соответствующих референдумов Избирательная комиссия Кировской области, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 4 настоящего Закона. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 3. Система вышестоящих и нижестоящих избирательных комиссий устанавливается законами области, в соответствии с которыми проводятся выборы Губернатора области, Законодательного Собрания области (далее - органов государственной власти области), представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, областной и местный референдумы. 4. Порядок формирования, компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии области устанавливаются Законом области "Об избирательной комиссии Кировской области". (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) Статья 3. Организация деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии. 3. Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 4. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 5. Заседание комиссии созывается ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 7. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 8. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 9. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 15 статьи 4 и пунктом 5 статьи 15 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 10. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. 11. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 12. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 13. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. ГЛАВА II. СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА Статья 4. Статус избирательных комиссий, комиссий референдума 1. Избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии, действуют на постоянной основе, могут являться юридическими лицами и иметь аппараты, структура и штаты которых устанавливаются комиссиями самостоятельно. 2. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. 3. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. 4. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие телерадиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации в порядке, установленном федеральным законом и законами области. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 5. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, и (или) редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно. 6. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, по гражданско-правовым договорам. 7. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. 8. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 9 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, в органы исполнительной власти. 9. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. 10. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Кировской области, органы местного самоуправления, а также референдумов Кировской области, местных референдумов устанавливаются федеральными законами, Уставом Кировской области, настоящим Законом, уставами муниципальных образований. 11. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы. 12. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. 13. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено. 14. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 15. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Кировской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. 16. В случае нарушения кандидатом, политической партией, избирательным блоком законодательства о выборах и референдумах соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, политической партии, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.(Дополнена - Закон Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) Статья 5. Статус членов комиссии 1. Членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть: а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты Законодательного Собрания Кировской области, представительных органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица - Губернатор области, главы муниципальных образований и главы администраций муниципальных образований; е) судьи, прокуроры; ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов; з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; и) на соответствующих выборах, референдуме - члены комиссий с правом совещательного голоса; к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда; н) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в течение года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Положения подпунктов "ж", "к", "л" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу. 3. Под непосредственным подчинением в соответствии с федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять меры дисциплинарного взыскания. 4. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 9 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "н" пункта 1 настоящей статьи. 5. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят. 6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "к" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена прекращаются по решению органа, его назначившего. 7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии либо вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении члену комиссии административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдуме; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; г) смерти члена комиссии; д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. 8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 7 настоящего Закона. 9. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса. 10. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решения о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 11. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 4 и 7 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. 12. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность) и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. 13. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административному наказанию, назначенному в судебном порядке, без согласия прокурора Кировской области. 14. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу. 15. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата список кандидатов, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. 16. После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса. 17. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 18. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решение комиссии. Эти ограничения не могут служить основанием для отказа членам комиссий с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 19. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, вариантам ответа на вопрос референдума; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 20. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов остальных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации (регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу судебного решения о законности отказа в регистрации. 21. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральным законом и настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 22. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 23. За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. 24. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также замещение ими соответственно должностей государственной службы области, должностей муниципальной службы, размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, устанавливается соответственно законами, иными нормативными правовыми актами области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. ГЛАВА III. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ Статья 6. Общие условия формирования избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области, общественных объединений. 2. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в Законодательное Собрание области, органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания области, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Кировской области, представительном органе местного самоуправления последнего созыва. При этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 8, пунктом 8 статьи 9, пунктом 7 статьи 10, пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона. 4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. При этом указанные партии и объединения не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. 5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. 6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными федеральным законам, настоящим Законом, обязан получить его письменное согласие на вхождение в состав этой комиссии. 7. Если уполномоченные на то федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава комиссии муниципального образования назначается Избирательной комиссией области, иной комиссии - вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных федеральным законом, законами области. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 8. Комиссии, действующие на постоянной основе, должны быть сформированы не позднее чем за 15 дней до дня окончания срока полномочий избирательных комиссий прежнего состава. Срок приема предложений по составу комиссий, действующих на постоянной основе, должен составлять не менее месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней. Решение о формировании комиссий подлежит опубликованию. Статья 7. Расформирование комиссии 1. Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной федеральным законом в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Кировской области в порядке, установленном законодательством (в том числе на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума; (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии области, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 федерального закона. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 2. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания области, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 3. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в Законодательное Собрание области, представительный орган местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться соответственно либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательного Собрания области, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Кировской области. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 4. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за 7 дней до дня повторного голосования. 5. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящая избирательная комиссия, а если таковая отсутствует - Избирательная комиссия области формирует временную комиссию муниципального образования в новом составе с соблюдением положений пункта 1 статьи 5 настоящего Закона. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума комиссия муниципального образования формируется представительным органом местного самоуправления с соблюдением требований, установленных статьями 6 и 8 настоящего Закона. 6. В случае принятия судом решения о расформировании иных комиссий, кроме указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, указанные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании, кампании референдума с соблюдением положений пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума - с соблюдением требований, установленных статьями 6, 9, 10, 11 настоящего Закона. 7. Временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума). При этом первое заседание указанных комиссий созывается органом, их сформировавшим. 8. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Статья 8. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований 1. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом. 2. Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. (Статья в редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) Статья 9. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. 2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих соответствующих выборов. 3. Окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления формируются не позднее дня официального опубликования решения о назначении следующих выборов в составе семи - девяти членов комиссии с правом решающего голоса. 4. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется Избирательной комиссией области на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, окружной избирательной комиссии предыдущего состава. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 5. Избирательная комиссия области при формировании окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов данной окружной избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области. 6. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти области осуществляется Избирательной комиссией области на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, предложений собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 7. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, предложений собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы. Избирательная комиссия области принимает предложения по формированию окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти и окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти области не позднее чем за 45 дней до истечения срока их полномочий. Вышестоящая избирательная комиссия принимает предложения по формированию окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления не позднее чем за 35 дней до истечения срока ее полномочий. 8. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти области, органы местного самоуправления на основе предложений, поступивших от: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления. 9. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; в) осуществляет регистрацию кандидатов; г) утверждает тексты бюллетеней в избирательном округе; д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; е) определяет результаты выборов по избирательному округу; ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу; з) оказывает правовую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; к) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, и обеспечивает контроль за их целевым использованием; л) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением выборов, в архив; м) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кировской области, настоящим Законом. Статья 10. Порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий 1. Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов области определяется законами области. 2. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. 3. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. 4. По решению Избирательной комиссии области, согласованному с представительным органом местного самоуправления, полномочия территориальной избирательной комиссии могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 5. Территориальные комиссии формируются в количестве от 5 до 9 членов с правом решающего голоса. 6. Формирование территориальной комиссии осуществляется Избирательной комиссией области на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, а также предложений представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) При этом срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии должен составлять не менее одного месяца. Решение Избирательной комиссии области о формировании территориальных избирательных комиссий, устанавливающее указанный срок, подлежит опубликованию (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 7. Избирательная комиссия области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе предложений, поступивших от: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления. 8. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает Избирательная комиссия области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 9. Территориальная комиссия: а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на соответствующей территории; б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссии; в) обеспечивает на соответствующей территории осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов; г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования; д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям; ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума; з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами области, настоящим Законом. Статья 11. Порядок формирования и полномочия участковых избирательных комиссий 1. Участковая избирательная комиссия формируется после образования избирательных участков не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Сроки приема предложений по составу участковых избирательных комиссий должны составлять не менее 10 дней. Решение территориальной избирательной комиссии о начале срока приема предложений по составу комиссий должно быть опубликовано. 2. Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы и протесты на действия (бездействие) указанной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. 3. Участковая комиссия формируется в количестве пяти - пятнадцати членов с правом решающего голоса в зависимости от численности зарегистрированных избирателей на избирательном участке. 4. Формирование участковых комиссий осуществляется вышестоящей избирательной комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы. 5. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе предложений, поступивших от: а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области; в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления. 6. Участковая комиссия: а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в нем и решает вопросы о внесении в список соответствующих изменений; в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума; е) выдает открепительные удостоверения в случаях, когда их применение предусмотрено законом; ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование; з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию; и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального закона, настоящего Закона, иных законов и принимает по ним мотивированные решения; л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет их в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума; н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области. Статья 12. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, установленные законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдателя могут назначить зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения, которые должны быть созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, дислоцированной на территории области, закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещении для голосования на этом избирательном участке, участке референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его местожительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указания каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума проставления печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть представлен в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию - в период досрочного голосования либо с начала голосования на избирательных участках, участках референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных федеральным законом ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачей копий протоколов об итогах голосования. 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума; б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; д) наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; е) знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; ж) наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; з) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; и) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать указанные копии. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; к) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию; л) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях; м) обжаловать в порядке, установленном статьей 15 настоящего Закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Избирательную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени; б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей, участников референдума; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов, референдума. 12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. 13. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения органов государственной власти, комиссии, организующей выборы, референдум, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральным законом. ГЛАВА IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА Статья 13. Финансовое обеспечение деятельности комиссий, подготовки и проведения выборов и референдумов 1. Финансовое обеспечение деятельности Избирательной комиссии Кировской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. 2. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, референдумов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета. 3. Ассигнования на подготовку и проведение выборов, референдума предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Главными распорядителями средств, предусмотренных на проведение выборов и референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы. 4. Отчеты избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум представляются в представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом. 5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета, местных бюджетов Избирательной комиссии области, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти области, в органы местного самоуправления, референдума области, местного референдума, на эксплуатацию и развитие средств автоматизации и обучение организаторов выборов и избирателей и на обеспечение деятельности комиссий, устанавливается Избирательной комиссией области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации в Кировской области. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, установленные законом, а порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов, открываемых для образования избирательных фондов, фондов референдума, учета средств избирательных фондов, фонда референдума и отчетности по этим средствам устанавливается действующим законодательством. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 6. Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различного уровня, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов. Статья 14. Контрольно-ревизионные службы 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, для контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, создаются контрольно-ревизионные службы. 2. Контрольно-ревизионные службы создаются при Избирательной комиссии области, окружных избирательных комиссиях по выборам в федеральные органы государственной власти, а в случаях, предусмотренных законом, - и при иных комиссиях, с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Сберегательный банк, Главное управление Центрального банка Российской Федерации в Кировской области. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) ГЛАВА V. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 15. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации 1. В соответствии с федеральным законом решения и действия (бездействие) окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания области обжалуются в областной суд, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды. 2. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). 3. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Избирательную комиссию области. (В редакции Закона Кировской области от 29.12.2004 г. N 291-ЗО) 4. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. 5. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются). Статья 16. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений 1. В соответствии с федеральным законом жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. 2. После опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. 3. Решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд принимает решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Кировской области В. Н. Сергеенков г. Киров 29 июля 2003 года N 185-ЗО Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|