Расширенный поиск
Послание Губернатора Кировской области от 18.02.2000 б/нПослание Губернатора Кировской области В. Н. Сергеенкова областной Думе "Об итогах социально-экономического развития области в 1999 году и задачах на 2000 год". УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ! Сегодня я отчитываюсь перед вами, а значит перед избравшим вас населением области, о работе областной администрации в минувшем году, и в какой-то степени - за три последних года. Ведь только в 1999 году в полной мере оформилась вятская модель экономики переходного периода, заработали запущенные в предыдущие годы экономические механизмы. Более того, не погрешу против истины, если скажу, что мой доклад - это в значительной степени и отчет о совместных действиях двух ветвей областной власти. Ведь предложения администрации области обычно находили у депутатов понимание и поддержку, обретали статус постановлений и законов, регулирующих деятельность в ключевых отраслях и сферах областного хозяйства. Более 70 процентов нормативных актов приняты Думой по предложениям администрации области. Минувший год был для законодателей особенно напряженным. Вами принято за этот период 107 законов, каждый третий из которых был базовым. Благодаря новым нормативным актам улучшено правовое регулирование финансовых, налоговых, бюджетных отношений, социальной защиты населения, деятельности учреждений культуры, образования, здравоохранения, организации государственной власти и местного самоуправления. Разработкой законов занимались рабочие группы, в которых бок о бок работали и депутаты, и лучшие специалисты администрации области, работники ведущих департаментов, ученые. Не всегда они были единодушны в выборе решений. Однако общее стремление оздоровить экономику области и улучшить жизнь людей, общее понимание главных задач, стоящих перед областью, помогали сглаживать противоречия и принимать решения, которые шли на пользу людям. Думаю, именно этот совместный выбор приоритетов и способов постижения цели, осознание общей ответственности перед населением за судьбу области имели в виду некоторые средства массовой информации, когда озвучивали тезис о якобы "подконтрольности областной Думы Губернатору". Наоборот, многие решения давались вам очень непросто. Вспомним, как тяжело, как долго проходил в Думе проект закона о налоге с продаж. У нас с вами были разные позиции, и депутатам потребовалось время, Чтобы понять и оценить возможные последствия введения нового налога. В конечном счете, закон был принят, и теперь уже очевидно, что налог с продаж не отразился на кошельках большей части кировчан. Ощутили его лишь "новые русские", и фактически новый налог стал налогом для богатых. Хочу с благодарностью подчеркнуть - областная Дума не стала, как думали некоторые, политической трибуной. Хотя в нее были избраны люди разных политических взглядов и воззрений, они сумели отбросить в сторону личные амбиции и заняться черновой работой по решению перспективных и текущих вопросов развития области. Оставшись политиками, большинство депутатов стало настоящими профессионалами в том деле, которое им доверили избиратели. Лишь только в полной мере проявив профессионализм и ответственность, только став равноправными партнерами, мы с вами смогли добиться ощутимых результатов. Не стану приводить хрестоматийные примеры наших согласованных действий по наведению порядка на алкогольном и лесном рынках области, хотя они весьма показательны. Есть более свежий пример. Как вы помните, в октябре 1998 года областной Думой по инициативе администрации области было принято постановление "О мерах по стабилизации сельскохозяйственного производства области". В числе других мер этим документом было введено нормативное соотношение стоимости закупаемого сельскохозяйственного сырья и затрат на его переработку. Только благодаря этому решению сельхозтоваропроизводители дополнительно получили за четвертый квартал 1998-го и первое полугодие прошлого года 440 млн. рублей. Думаю, постановление сыграло решающую роль в том, что в прошлом году сельское хозяйство области, несмотря на жесточайшую засуху двух последних лет, другие неблагоприятные обстоятельства, стало рентабельным. Впервые за последние семь лет. Вот пример своевременного, ответственного и профессионального решения людей, думающих о благе области и ее жителей. Этот документ очень высоко оценил побывавший у нас в прошлом году министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Васильевич Гордеев. Более того, насколько я знаю, аналогичное постановление готовятся принять законодатели Мурманской области и ряда других регионов. Я хорошо помню о принципиальной позиции депутатов областной Думы по вопросу предполагаемой продажи государственного пакета акций Кирово-Чепецкого химкомбината. Во многом именно ваше обращение в 1997 году к Президенту Российской Федерации, Председателям обеих палат Федерального Собрания, Генеральному прокурору России помогло переломить ситуацию и впоследствии добиться передачи области 19 процентов акций предприятия. Без одобрения областной Думы были бы невозможны меры государственной поддержки предприятий, которые в конечном счете обеспечили стабилизацию ведущих отраслей экономики и областного хозяйства в целом. Так, Дума приняла важные документы, которые позволили упорядочить предоставление налоговых льгот и оптимизировать налоговые платежи в важнейших для области отраслях: лесной, оборонной и легкой. В департаменте экономики есть подробный аналитический материал о работе нескольких десятков предприятий этих отраслей, выбранных нами в свое время точками экономического роста. Эти данные убедительно говорят о том, что предоставленные областной Думой налоговые льготы, послабления и другие меры помощи не были, грубо говоря, "проедены" трудовыми коллективами, а использованы для повышения эффективности производства и давно уже с прибавкой вернулись обратно в бюджет. Депутаты облегчили налоговое бремя и упростили процедуру оформления и перечисления налогов для предпринимателей. Опираясь на ваше решение, администрация области наводит порядок в регистрации предприятий и юридических лиц. В результате все меньше остается тех, кому удается спрятаться от налогов. Вы поступили мудро, списав пени по налогам тем предприятиям, которые исправно платят текущие платежи. Тем самым, во-первых, разгрузили огромные долги, которые невозможно выплатить, не подорвав экономику предприятий. Во-вторых - стимулировали своевременное перечисление текущих налогов, что сразу сказалось на состоянии бюджета. Он стал пополняться значительно лучше. Словом, за неполные три года нынешним составом областной Думы принят ряд важнейших, ключевых законов. Образно говоря, правовое поле области в основном "распахано" и уже дает "урожай". Об "урожайности" принимаемых вами законов говорит один лишь пример. Введение в действие с 1 февраля прошлого года все того же многострадального налога с продаж позволило получить в бюджет области 315,4 млн. рублей. Причем, "живыми" деньгами. А если бы закон был принят в середине 1998 года, как предлагала администрация области? Зато закон "О политике цен в Кировской области" наша Дума приняла одной из первых в регионах России. Его "цену" в рублях вряд ли можно подсчитать, как в предыдущем случае. Но она, конечно, очень высока. На основании этого закона администрации области удалось расширить перечень товаров и услуг, на которые введены различные методы регулирования цен. Причем, по всей цепочке - от производителя до потребителя. В первую очередь это регулирование коснулось продовольственных товаров, производимых и реализуемых на территории области. Благодаря этому закону в нашей области цены на говядину, сметану, яйца, вермишель и некоторые другие продукты питания остаются одними из самых низких в сравнении с другими регионами. В условиях роста цен и снижения жизненного уровня населения это, конечно, большое подспорье для многих кировчан. * * * Нам с вами удалось сделать и многое другое. Главное, что наметившиеся в 1997-1998 годах положительные тенденции в экономическом развитии области закрепились. В 1999 году впервые за последние пять лет был достигнут рост валового регионального продукта. Последовательная, настойчивая работа по реализации целевых программ стабилизации предприятий легкой промышленности, лесопромышленного и оборонного комплексов обеспечила существенный рост объемов производства в этих и смежных отраслях. В целом индекс физического объема промышленной продукции составил в 1999 году к уровню предыдущего года 115,1 процента. Темп прироста промышленного производства за три года в два с лишним раза превысил среднероссийский показатель и составил 9,6 процента. Наиболее высокие темпы роста объемов производства в минувшем году достигнуты в машиностроении - 159,4 процента к уровню 1998 года. Это связано прежде всего с тем, что заработали оборонные предприятия. При почти полном отсутствии госзаказа, они увеличили выпуск спецпродукции, импортозамещающей техники и товаров народного потребления в 2,7 раза. Укрепилось также экономическое положение ведущих предприятий химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, черной металлургии, текстильной, кожевенной, меховой и обувной, пищевой промышленности. По итогам работы за 1999 год прибыль только крупных и средних промышленных предприятий возросла по сравнению с предыдущим годом в 6 раз. В результате поступление налоговых платежей и других доходов во все уровни бюджетов увеличилось на 72,1 процента, а удельный вес "живых" денег в общей сумме доходов вырос до 62,9 процента. Другой важный эффект оживления в экономике - улучшение ситуации в сфере занятости населения. В минувшем году численность официально зарегистрированных безработных сократилась на 13,1 тысячи человек, а за три года - на 29,2 тысячи, что позволило области покинуть малопочетную первую десятку регионов России с наиболее напряженной ситуацией на рынке труда. * * * Думаю, нет необходимости более подробно говорить об итогах года: данные статистики опубликованы в прессе, много фактического материала можно найти в вышедшей к этому заседанию брошюре. Хочу просто подчеркнуть, что результаты, о которых сказано выше, были достигнуты в результате практической реализации администрацией области одобренной вами Концепции социально-экономического развития территории. Напомню, она была рассчитана на период до 2000 года. Сегодня ситуация в области и России уже иная, и ряд положений нашей экономической и социальной политики нуждается в корректировке и уточнении. Сразу оговорюсь - речь не идет о кардинальной смене направлений и приоритетов. Вятская модель реформ работает успешно. Ее ключевой элемент - усиление государственного регулирования экономики - признан Правительством России. Мы по-прежнему считаем, что на переломе двух экономических систем, а именно - плановой и рыночной экономики - государство не имеет права выпускать из рук штурвал управления. Речь не идет о восстановлении системы директивного, командно-административного управления. Да это сегодня и невозможно. Мы говорим о другом: власть, сознавая свою ответственность перед народом, должна освоить и с пользой применять на практике механизмы и рычаги рыночной экономики, поддерживать с их помощью местного производителя, создавать ему благоприятные условия для работы. Но помогая, власть вправе предъявить к производителю свои жесткие требования. Он должен заниматься перевооружением производства, осваивать выпуск той продукции, которая не осядет на складе, а найдет спрос на рынке. И, конечно, своевременно платить налоги, без чего невозможна стабилизация социальной сферы. Такие отношения не противоречат принципам рыночной экономики. Напротив - это и есть цивилизованный рынок, где государство и производство не враждуют, а действуют как партнеры, соблюдая общие "правила игры" и взаимные обязательства. Мы намерены в 2000 году не только повысить управляемость областью как крупным народнохозяйственным комплексом, ее ведущими отраслями и предприятиями, но и сделать присутствие государства в экономике более заметным, обеспечить более эффективное использование государственной собственности. За прошлые годы в этом направлении сделано немало. Сохранен в государственной собственности ряд предприятий, определяющих экономическое благосостояние тех или иных территорий. На базе обанкротившихся предприятий созданы акционерные общества с участием государства. Имущество ряда незаконно приватизированных фабрик и заводов возвращено трудовым коллективам. Эти меры способствовали улучшению показателей работы предприятий и повышению доходов бюджета от их деятельности. В 1999 году от использования государственной собственности в областной и федеральный бюджеты было только дивидендов получено в 4,1 раза больше, чем в 1998 году. Серьезные кадровые и структурные изменения произведены в прошлом году в комитете по управлению имуществом. Для более оперативного и эффективного управления государственной собственностью ему переданы функции фонда имущества области, он преобразован в департамент государственной собственности. Подготовлен и скоро будет представлен на ваше рассмотрение проект областного закона об управлении госсобственностью. Принятие этого закона позволит восполнить некоторые пробелы федерального законодательства, устранить несогласованность в работе структур, ведающих регулированием отношений собственности на территории области. В стадии согласования с различными службами находится еще один документ - проект Программы управления государственной собственностью в Кировской области на 2000-2001 годы. Он станет краеугольным камнем нашей политики в этом вопросе. В текущем году органам исполнительной и законодательной власти области нужно продолжить работу по возврату территории доли собственности предприятий. Законный и оправданный способ добиться этого - передача в собственность области, районов и городов пакетов акций предприятий в счет погашения их просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты. Предстоит продолжить создание или реорганизацию с участием области государственных предприятий, производственные процессы на которых базируются на преимущественном использовании местных источников сырья и природных ресурсов. Администрация области намерена также содействовать созданию новых госструктур, в том числе холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Кардинального улучшения требует и структура управления народным хозяйством, прежде всего - структура органов исполнительной власти. Несмотря на все реорганизации и сокращения, аппарат управления остается громоздким, различные службы и ведомства во многом дублируют друг друга. Все это снижает эффективность принимаемых решений и затрудняет контроль за их выполнением. Необходимо упразднить лишние уровни и звенья управления, повысить профессионализм чиновников, сократить их численность. * * * Уважаемые депутаты! Выбранные в 1997 году приоритеты в сфере материального производства сохранятся и в 2000 году. Программы развития легкой и лесной промышленности, предприятий "оборонки" еще не исчерпали себя. Более того, ряд задач, стоящих перед этими отраслями, оказался не выполненным. Так, например, не удалось в минувшем году из- за частой смены кабинета министров подписать Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки лесопромышленного комплекса Кировской области". Эта задача перешла на 2000 год, и нынче мы приложим все силы, чтобы важнейший для нашей области документ был принят и начал работать. В целом, если в минувшем году удельный вес этих трех отраслей в общем объеме промышленного производства вырос до 36,4 процента против 31,7 процента в 1997 году, то нынче он, по прогнозам, составит 37,3 процента. На предприятиях военно-промышленного комплекса предстоит закрепить достигнутый успех, увеличив объем производства и реализации специальной продукции, а также перепрофилировав часть производственных мощностей на выпуск продукции гражданского назначения. Основная задача в лесопромышленном комплексе - увеличить освоение расчетной лесосеки, обеспечить более полную загрузку мощностей деревообрабатывающих предприятий, изменить структуру экспорта продукции в пользу более завершенной, качественной и дорогостоящей. В легкой промышленности будет продолжена работа по расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции, завоеванию новых рынков сбыта, увеличению использования местного сырья. Одна из важнейших задач года - повышение качества продукции. В прошлом году пять предприятий области стали лауреатами престижного всероссийского конкурса "100 лучших товаров России", в котором участвовало 985 товаропроизводителей из 70 регионов. Это электромашиностроительный завод "Лепсе", Кировский шинный завод, мебельное предприятие "МЦ-5", Кировский хладокомбинат и Слободской спиртоводочный завод. Думаю, в этом году и другие предприятия области смогут претендовать на победу в конкурсе. Ведь продукции невысокого качества нечего делать на российском, а тем более зарубежном рынке. * * * Вместе с тем, не ослабляя внимания к ключевым отраслям производства, мы должны лучше использовать и потенциальные возможности такой сферы экономики, как малый и средний бизнес. Нужно прямо сказать, что в течение трех лет большую часть нашего времени и сил, бюджетных средств отнимали усилия по стабилизации работы крупных предприятий. Это было оправдано их большим удельным весом в экономике. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса заключалась, в основном, в правовом регулировании этой сферы. Так, областной Думой был принят закон о развитии малого предпринимательства, а администрацией области - постановления о порядке работы с инвестиционными проектами, программами развития и поддержки малого предпринимательства и их финансирования, о развитии инфраструктуры малого предпринимательства и ряд других документов. В то же время принятая в 1998 году целевая комплексная программа поддержки и развития предпринимательства из-за недостатка финансирования не была выполнена. Несмотря на это, малый бизнес, в полной мере проявив присущую ему предприимчивость и настойчивость, наращивал масштабы, вовлекал в свою орбиту способных людей, осваивал новые сферы деятельности. Торговля теперь уже не является преобладающим сектором малого предпринимательства, растет число фирм, занимающихся производством. Сегодня всеми видами предпринимательской деятельности занято около 175 тысяч человек, что составляет 24 процента экономически активного населения. У них, между прочим, нет проблем с задолженностью по заработной плате, а областной бюджет исправно получает налоги от их деятельности. Только за прошлый год усилиями предпринимателей создано 3,2 тысячи новых рабочих мест. Недавно у меня состоялся серьезный разговор с руководителями Лиги предпринимателей Кировской области. Они предъявили серьезные и совершенно справедливые претензии к работе комитета по поддержке предпринимательства администрации области, высказали ряд дельных предложений. Считаю, что позиция исполнительной власти по отношению к малому бизнесу в ближайшее время будет кардинально пересмотрена. Прежде всего мы пойдем навстречу предпринимателям в использовании малыми предприятиями на льготных условиях производственных площадей и оборудования, простаивающих на больших заводах. Разработаем меры, которые бы стимулировали бизнесменов еще больше заниматься материальным производством. Хочу напомнить, что введение единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства принес в казну в 1997 году 10 млн. рублей, в 1998-ом - 19,7 миллиона, в минувшем - 46,4 млн. рублей. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности дал 12 млн. рублей бюджетных поступлений, из них половину - в местные бюджеты. А самое главное - он вывел из "тени" десятки тысяч предпринимателей, легализовал их деятельность. В текущем году механизм налогообложения малого бизнеса будет совершенствоваться. * * * Объектом пристального внимания обеих ветвей власти было и остается сельское хозяйство области - вторая по значимости после промышленности отрасль народного хозяйства. И первая для многих районов, тысяч сел и деревень, значительной части населения. В минувшем году администрация области взяла на себя смелость сформулировать и обнародовать основные принципы реформирования аграрного сектора и обеспечения продовольственной независимости области. Главный из них тот, что обеспечение населения продовольствием возлагается в значительной степени на агропромышленный комплекс области, на местные перерабатывающие предприятия. Я употребил слово "смелость", потому что реализовать эти принципы на практике в одном отдельно взятом регионе будет очень непросто - слишком далеко зашла деградация сельского хозяйства. Несмотря на то, что только прямая поддержка отрасли из областного бюджета увеличилась в 1999 году по сравнению с 1996 годом почти в четыре раза и составила 196,5 млн. рублей, она не смогла переломить развитие кризисных процессов. Объем сельскохозяйственного производства к уровню 1998 года в действующих ценах составил 98,9 процента. Из-за сложных погодных условий валовой сбор зерна снизился на 17 процентов к предыдущему, также не слишком урожайному году. Правда, удалось увеличить производство мяса птицы, яиц, овощей, выросло поголовье свиней. В текущем году планируется несколько увеличить объем производства растениеводческой продукции при небольшом сокращении из-за недостатка кормов производства продукции животноводства. Основная задача - поднять производство зерна, создать трехмесячный оперативный резерв сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Помимо регионального фонда зерна, в том числе фуражного, нужен еще один целевой фонд зерна для полной загрузки предприятий спиртоводочной и пивоваренной продукции. Ведь хлебная вятская водка, другая алкогольная продукция являются самым ликвидным товаром области на российском рынке. Не все знают, что в минувшем году вывоз ее в другие регионы увеличился по сравнению с 1998 годом в 4 раза, а поступление акцизов в бюджет выросло в 1,5 раза. Самый минимум сбора зерна, который мы можем себе позволить в текущем году, определен в 1 миллион 25 тысяч тонн. Причем в весе после доработки. Одна из главных проблем, которую для этого придется решить - необходимость восполнить потерю почвенного плодородия. Это задача на длительную перспективу, но начинать надо уже сейчас. Мы не должны забывать, что во все времена, в любые экономические эпохи, при любом общественном строе земля остается одним из главных богатств области, источником и условием жизни многих поколений. Мы просто обязаны сохранить ее живородящую силу. В конце прошлого года принята региональная программа повышения плодородия почв сельскохозяйственного назначения области на 2000-2005 годы, предусматривающая большие объемы известкования почв, внесения органических и минеральных удобрений. Нынче на проведение агрохимических работ будет выделено из областного бюджета 9,6 млн. рублей. В прошлогоднем послании областной Думе я говорил о стоящей перед нами задаче добиться включения в федеральные программы поддержки плодородия земель в регионах использования фосмуки, которую выпускает наш Верхнекамский рудник. При этом предполагалось льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей на закупку этого ценнейшего удобрения. К сожалению, мы не смогли решить этот вопрос полностью. Задача перешла на текущий год, она по-прежнему очень актуальна и для крестьян области, и для коллектива рудника. Ведь от работы этого предприятия зависит судьба целого поселка. В прошедшие годы мы много внимания уделяли именно градообразующим предприятиям, и многие из них удалось поставить на ноги. В их числе, например, ряд леспромхозов, ставших прибыльными и облегчивших жизнь тысячам жителей лесных поселков. Но ведь и на селе практически каждый колхоз или сельскохозяйственный кооператив - градообразующее предприятие. Пока оно живет - живет и вятская глубинка. Вот почему нам небезразлична судьба даже самого маленького и слабого хозяйства. Конечно, не хватит никаких бюджетных средств, чтобы поддержать всех. Мы надеемся, что слабым подставят плечо хозяйства, укрепившие с помощью власти свое благополучие. В этой схеме, в частности, одна из привлекательных сторон реформирования села по орловскому методу, который мы в прошлом году пристально изучали и уже начинаем брать на вооружение в ряде районов. Мы ставим задачу создать на основе крепких хозяйств крупные агрофирмы и агрообъединения. Мы хотим создать такую структуру агропромышленного комплекса, которая бы отвечала сегодняшним реалиям в экономике и на рынке, которая бы сумела привлечь и эффективно использовать вложения в отрасль. * * * Пока же рост инвестиций в сельское хозяйство остается самым низким среди отраслей экономики. В прошлом году он составил всего 2 процента к уровню предыдущего года против 18 процентов - в химическую и нефтехимическую промышленность, 25 - в цветную металлургию, 44 - в пищевую и 68 процентов - в лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно- бумажную промышленность. В целом за минувший год освоено около 3,5 млрд. рублей инвестиций с ростом к уровню 1998 года на 18 процентов. По инвестиционному рейтингу российских регионов область вышла на 53-е место, поднявшись за три года на 17 позиций. Она вошла в число четырнадцати наиболее динамичных регионов России по инвестиционному потенциалу и заняла пятое место по уровню снижения инвестиционного риска. Главной причиной этого успеха стало создание нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат территории. К сожалению, потенциальные иностранные инвесторы и этот климат все еще считают для себя слишком суровым. Сегодня большой надежды на крупные инвестиции из-за рубежа мы не питаем. Пока наиболее реальны внутренние инвестиции - из банковской системы. Необходимо ее перестроить так, чтобы граждане могли без риска доверить банкам свои сбережения, а экономика - получить инвестиции под разумный процент. Улучшение финансового состояния предприятий и организаций области положительно сказалось на деятельности кредитных организаций области. Их ресурсная база за прошлый год выросла более чем наполовину. Это в свою очередь привело к расширению кредитования банками реального сектора экономики. Так, например, в прошлом году Кировский банк Сбербанка России в 3 раза увеличил объем кредитов юридическим лицам. Крупные кредиты получили Вятско-Полянский машстройзавод "Молот" и Омутнинский металлургический завод, Лузский лесопромышленный комбинат и Вятское машиностроительное предприятие "Авитек". В прошлом году, в результате достаточно трудоемкой и длительной работы, администрации области удалось включить АКБ "Вятка-банк", крупнейший финансово-кредитный институт региона, в правительственную программу реструктуризации кредитных организаций. Программа успешно реализуется. Было заключено соответствующее соглашение с Агентством по реструктуризации кредитных отношений, в результате чего область получила 90 млн. рублей бюджетных средств. Банк сформировал кредитный портфель в объеме 120 млн. рублей и смог оказать существенную финансовую поддержку многим промышленным предприятиям. Не менее важно, что банк стал первым и пока единственным в России, включенным в систему государственного гарантирования вкладов населения. Сегодня утром я присутствовал на церемонии подписания соответствующего договора. Эта мера повысит доверие к банку физических лиц, увеличит объем его кредитных ресурсов, что позволит банку не только расширить масштабы финансирования материального сектора народного хозяйства, но и часть средств направить на поддержку социальной сферы. * * * В 1999 году в связи с расширением перечня строек социального назначения, включенных в государственный заказ, освоение инвестиций в отраслях здравоохранения и социального обеспечения, культуры и искусства несколько увеличилось. Но этого явно недостаточно. Увеличение инвестиций в социальную сферу - не прихоть власти, а насущная необходимость. Не секрет, что население области стареет. Число пенсионеров достигло почти 450 тыс. человек. 11 тысячам кировчан в прошлом году присвоено звание "Ветеран труда", что дает им право на получение льгот в соответствии с законом о ветеранах. Пожилые люди особенно нуждаются в хлебе насущном, жилье, медицинском обслуживании - словом, в заботе и внимании общества. Они это заслужили. Поэтому в прошлом году, который ЮНЕСКО объявило Международным годом пожилых людей, мы усилили работу по созданию системы социального обслуживания ветеранов, которую назвали системой гарантированного обеспечения старости. Эта работа проводилась в рамках обширной программы мер по социальной защите населения. Благодаря поддержке районных властей удалось кое-что сделать. За один прошлый год открыто шесть специализированных жилых домов для ветеранов войны и труда. Еще девять таких домов находятся в стадии строительства. Эти цифры, возможно, не очень впечатляют. Но если бы вы видели лица одиноких пожилых людей, перевезенных из разваливающихся, отрезанных бездорожьем отдаленных деревушек в новые благоустроенные жилища! Они получили теплый кров, медицинское обслуживание, возможность общения со сверстниками. Они получили надежду на спокойную старость. Эта программа высоко оценена Правительством России. Наш опыт рекомендован и другим регионам страны. Думаю, если мы с вами всегда будем помнить, что за каждой принимаемой нами экономической или социальной программой стоят люди, их надежды и чаяния на лучшую жизнь, это поможет нам в самых трудных условиях добиваться намеченного. Сумели же мы одними из первых в России восстановить своевременную и в увеличенном размере выплату пенсий. Сумели в числе немногих дотационных областей России повысить в 1,5 раза зарплату работникам бюджетной сферы и сократить за год задолженность по зарплате до 1,3 месяца. Сумели организовать во всех крупных городах и 29 районах бесплатное двухразовое питание учащихся из малообеспеченных семей. Мы сумели, несмотря на большие сложности с финансированием, сохранить сеть учреждений здравоохранения и обновить их материальную базу. За последние три года введено в эксплуатацию четыре больницы, пять амбулаторно-поликлинических учреждений, две аптеки, ряд специализированных медицинских центров. В этом ряду особое значение имеет открытие диабетологического центра, который охватил диспансерным наблюдением и лечением 25 тыс. больных. Начала выполняться программа офтальмологической помощи населению, в рамках которой только в январе текущего года пролечено 210 больных катарактой, глаукомой и другими глазными болезнями. В прошлом году принято постановление администрации области "О неотложных мерах по улучшению лекарственного обеспечения населения Кировской области", которое, в частности, направлено на обеспечение лекарствами пожилых людей и других льготных категорий граждан. А право на получение льготных лекарств у нас имеют около полумиллиона человек. В области начато давно ожидаемое населением введение системы обязательного медицинского страхования. Страховые полисы на сегодняшний день получили свыше 1 17 тыс. человек. Поставлена задача в первом полугодии нынешнего года выдать страховые документы всему работающему населению области. Нам также удалось в основном сохранить сеть детских дошкольных учреждений. Почти все ведомственные детские сады и комбинаты приняты на бюджетное финансирование и сохранили свой профиль. В местных санаториях ежегодно отдыхают и поправляют здоровье около 6 тысяч детей. В прошлом году число школьников, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях, удалось довести до 117,4 тыс. человек. Настоящим событием года стало открытие на р. Быстрице санатория "Мать и дитя", получившего поэтическое название "Вятские увалы". Приезд на торжество вице-премьера России Валентины Ивановны Матвиенко подчеркнул общероссийское значение этого события. В прошлом году мы приняли ряд важнейших социальных программ, которые предстоит выполнять и в текущем году. Это программа профилактики детской безнадзорности и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, программа санитарно- эпидемиологического благополучия населения, программа восстановления и охраны водных объектов, программа социального развития и поддержки студенческой молодежи и многие другие. Сегодня, готовясь к встрече нового тысячелетия, мы должны особенно внимательно относиться к проблемам тех, кто будет жить в XXI веке и формировать его интеллектуальный, духовный и физический облик. Несмотря на принятие ряда областных законов, постановлений, направленных на совершенствование государственной молодежной политики, несмотря на увеличение бюджетного финансирования молодежных программ, мы все-таки недостаточно делаем для подрастающей смены. Например, на прошедшем недавно расширенном заседании коллегии департамента образования говорилось не только о достижениях в этой сфере. Да, мы сумели за три последних года ввести в эксплуатацию 16 общеобразовательных школ на 2630 мест, открыли в г. Советске многопрофильный лицей для одаренных сельских детей. Да, мы решаем по мере возможности вопросы обеспечения школ топливом, учебниками, компьютерами, транспортом. Да, учреждаем именные стипендии для талантливых студентов. Однако программа компьютеризации школ, особенно сельских, в полной мере не выполнена. Из 12 новых комплексных образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, внедрено 7. Только 67 процентов девятиклассников смогли поступить в 10-е классы. Руководители ряда районов не сознают, к сожалению, своей ответственности за создание условий для образовательного процесса, оставляют школы без поддержки и внимания. Во многих школах по-прежнему не хватает учителей, потому что престиж учительской профессии остается одним из самых низких среди других профессий. Все это мы с вами должны в корне исправить, в том числе в рамках предстоящей большой работы по завершению перехода области на 4-летнее обучение в начальной школе и созданию условий для перехода на 12- летнее полное среднее образование. Надо помнить, что школа сегодня выполняет не только образовательные функции. Школа, особенно на селе, становится центром культуры, центром общения людей разных поколений, центром воспитания молодежи, напрямую влияющим на уклад жизни в райцентре, селе, микрорайоне. * * * Уважаемые депутаты! Обилие, сложность, ответственность стоящих перед областью задач потребуют много сил и времени. Еще больше - денег. Мы найдем и знания, и силы, и время. С деньгами дело обстоит значительно труднее. Не вам объяснять, с каким трудом удается "складывать" бюджет, в каких муках принимается закон о бюджете области. Бюджетное "одеяло" никак не удается растянуть так, чтобы оно прикрыло всех. Москва ежегодно сокращает размер дотаций области из федерального фонда финансовой поддержки регионов. С 1997 по 2000 год их объем сократился вдвое. Министерство финансов России признало, что трансферт, предусмотренный бюджету области в прошлом году, занижен на 180 млн. рублей. Но нам от этого признания не легче. Хочешь не хочешь, нам надо настраиваться на необходимость уже в ближайшие годы рассчитывать только на себя, на свои собственные финансовые ресурсы. Причем принцип самообеспечения будем распространять и на те города и районы, которые, как мы считаем, смогут прожить на свои средства. Уже в бюджете этого года впервые за многие годы выведены из числа дотационных территорий Мурашинский, Опаринский, Яранский районы. Мы надеемся, что, когда по-настоящему заработает принятый областной Думой закон о бюджетном процессе и бюджетном устройстве, исполнение местного бюджета полностью примут на свои плечи и другие муниципальные образования. В связи с этим нужно ускорить принятие другого необходимого для этого закона - о финансовых основах местного самоуправления. Рассчитываем, что он развяжет руки властям в их работе по увеличению доходной базы местных бюджетов, а значит, возрастут и расходы, повышающие уровень жизни населения. Наряду с расширением доходной базы, нужно продолжить выполнение программы экономии государственных расходов. В минувшем году ее реализация дала экономический эффект в размере более 77 млн. рублей. Приведу всего лишь один пример того, что нужно продолжать делать. Как известно, из-за неконтролируемого роста цен на продукцию предприятий топливно-энергетического комплекса затраты на приобретение завозного угля и мазута для отопления муниципального жилья и объектов социальной сферы являются одними из самых больших статей бюджетных расходов. Работа, проводимая администрацией области в соответствии с областным законом об энергосбережении и повышении эффективности использования энергетических ресурсов, позволяет снизить эти затраты. Речь идет об установлении лимитов потребления тепла и электроэнергии для организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, внедрения приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов, перевода котельных на природный газ и местные виды топлива. А что может быть более "местным", чем торф, месторождения которого есть во многих районах. В текущем году мы планируем увеличить добычу и поставку на ТЭЦ топливного торфа до 1,5 млн. тонн. Будут увеличены также объемы потребления торфа жилищно-коммунальным хозяйством, ускорен монтаж установок по брикетированию торфа. В целом, совершенствование бюджетной политики в текущем году будет осуществляться путем оптимизации бюджетных расходов на основе внедрения минимальных социальных стандартов, целевого использования бюджетных средств, формирования областного заказа для нужд бюджетной сферы и жизнеобеспечивающих отраслей, реструктуризации кредиторской задолженности бюджета области. Другого выхода, чем жить по средствам, у нас просто нет. * * * Уважаемые депутаты! В минувшем году в области побывало особенно много гостей: делегации соседних регионов, представители министерств и ведомств, посольств иностранных государств, зарубежных фирм. Эти визиты помогают нам укрепить партнерские отношения с органами федеральной власти, наладить хозяйственные связи, найти новые рынки сбыта продукции местных предприятий. Как известно, на днях, после такого визита, было подписано соглашение о сотрудничестве между администрациями Кировской области и Ненецкого автономного округа. Это соглашение стало 39-м подобным документом. С расширением деловых контактов руководства области и руководителей предприятий, с проведением на вятской земле многих межрегиональных и международных конференций, конкурсов, выставок, соревнований, с публикациями об области в центральных средствах массовой информации наш край становится все известнее в стране и в мире, все привлекательнее и доступнее для людей, идей и товаров. Три года подряд в нашей области проводится чемпионат России по ледолазанию, а в марте нынешнего впервые состоится этап Кубка мира по этому молодому и интересному виду спорта. Думаю, многие из вас любовались гигантской "сосулькой" рядом с Дворцом культуры железнодорожников. После первых ледовых стартов популярность ледолазания у молодежи города очень велика. Говорят, в секции альпинизма невозможно попасть. В увлечении молодых кировчан этим действительно ярким, зрелищным, интересным видом спорта мне видится свойственные молодым жажда праздника, стремление вырваться из повседневной рутины, обыденности, испытать острые ощущения. Ну и, конечно, их привлекает возможность испытать себя трудным делом, достичь в чем-то вершины. Уважаемые депутаты! Молодежь сама выбирает себе вершины в спорте, в образовании, в выборе профессии. Перед органами власти высокие цели ставит сама жизнь: непростая, трудная, изменчивая. Будем же достойны сложных задач, выпавших на нашу долю. И пусть поддержкой нам служит доверие людей, поднявших нас на вершину областной власти. А доверие это можно оправдать только честной, профессиональной, хорошо сделанной работой. Уверен, нам с вами это вполне по плечу! Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|