Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.1998 № 112КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13 апреля 1998 года N 112 Утратилo силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 г. N 46 О республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы В целях усиления охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения рационального использования лесных ресурсов и в соответствии с федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству, а государственным заказчиком по соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики. 3. Министерству финансов Чувашской Республики своевременно финансировать мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Государственному комитету Чувашской Республики по лесному хозяйству и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики обеспечить реализацию мероприятий Программы. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Л.Кураков ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Республиканская целевая программа "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы Решение о разработке Федеральная целевая программа "Леса России" на 1997-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1240 Государственные заказчики Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяй- ству, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики Основные разработчики Министерство экономики Чувашской Республики, Государственный Программы комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики Цели и задачи Программы Осуществление комплекса лесоводственных, организационно-техничес- ких и экономических мер, направленных на охранение и воспроизвод- ство лесов, повышение их средозащитной и средоформирующей роли, обеспечение потребностей народного хозяйства в древесине и недре- весной лесной продукции, участие в обеспечении выполнения между- народных обязательств России по защите окружающей среды и сохра- нению биологического разнообразия лесных экосистем Основные показатели Лесовосстановление - 6,3 тыс. га, из них дуба - 2,4 тыс. га; рубки Программы ухода за лесом в молодняках хозяйственно ценных пород - 27,9 тыс. га, из них в дубовых лесах - 5,7 тыс. га; рубки ухода за лесом и сани- тарные рубки в насаждениях старших возрастных групп - 1,545 млн. куб. м, из них в дубовых лесах - 675,6 тыс. куб. м; лесопатологичес- кий мониторинг - 500 тыс. га; проведение мер борьбы в очагах насе- комых-вредителей леса и болезней леса - 42,5 тыс. га; строительство лесохозяйственных дорог - 49 км, защитное лесоразведение - 600 тыс. га Сроки реализации 1998-2000 годы Исполнители Программы Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяй- ству при участии Федеральной службы лесного хозяйства России, Ми- нистерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Респуб- лики Объемы и источники Общий объем финансирования - 156,88 млн. рублей, в том числе за финансирования счет средств федерального бюджета - 48,03 млн. рублей, республи- канского бюджета Чувашской Республики - 21,41 млн. рублей, соб- ственных средств Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству и собственных средств сельскохозяйственных предприятий - 87,45 млн. рублей Ожидаемые конечные Увеличение покрытых лесом земель лесного фонда на 2,7 тыс. га, в том результаты Программы числе хозяйственно ценных насаждений - на 2,5 тыс. га, дополни- тельное депонирование кислорода в воздушный бассейн планеты - 13,5 тыс. тонн. Организация лесного мониторинга и проведенные в 1993-1995 годы лесоустроительные работы обеспечат все уровни уп- равления лесами и лесопользователей оперативной информацией о лес- ных ресурсах Контроль за реализацией Осуществляется Государственным комитетом Чувашской Республики Программы по лесному хозяйству совместно с Министерством экономики Чуваш- ской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.04.98 N 112 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЛЕСА ЧУВАШИИ" НА 1998-2000 ГОДЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, а также на удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого использования. Программа учитывает многостороннее значение лесов, имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность. В современных условиях повышается роль лесов. Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь непокрытых лесом земель, улучшить состояние дубовых лесов и их роль в экологическом оздоровлении территории республики, а также активно участвовать в выполнении принятых Россией международных соглашений и обязательств в сфере рационального использования, воспроизводства лесов, сохраняя их биологическое разнообразие. Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов. При разработке Программы использованы материалы последнего лесоустройства (1993-1995 годы), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за прошедший период, материалы научных исследований и проектных разработок. Показатели Программы увязаны с Федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы, согласующейся, в свою очередь, с Государственной программой охраны лесов от пожаров на 1993-1997 годы и другими программами, имеющими в определенной мере отношение к вопросам развития лесного хозяйства России. I. УЧАСТКИ ЛЕСНОГО ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ 1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству, по состоянию на 1 января 1997 г. составляет 583,5 тыс. га, или 31,9 процента территории республики. В лесном фонде Чувашской Республики в лесах первой группы выделены особо охраняемые природные территории на площади 55,1 тыс. га, исключены из расчета главного пользования 139,7 тыс. га лесов. Осуществляется планомерная работа по выделению плюсовых деревьев (дуба, сосны), а также генетических резерваторов этих пород в насаждениях естественного происхождения лучших по производительности, продолжаются работы по созданию постоянных лесосеменных плантаций на селекционно-генетической основе. За период, прошедший с момента учета лесного фонда по состоянию на 1 января 1993 г., в лесном фонде произошел ряд изменений. Общая площадь лесного фонда сократилась на 9,0 тыс. га в связи с организацией Государственного природного заповедника "Присурский". Покрытая лесом площадь увеличилась на 3,4 тыс. га, покрытая лесом площадь с преобладанием хвойных пород увеличилась на 1,3 тыс. га, площадь дубрав сократилась на 20,8 тыс. га. Из 9,2 тыс. га общей площади не покрытых лесом земель 5,7 тыс. га составляют вырубки, 2,4 тыс. га - погибшие насаждения дуба и 1,1 тыс. га - прогалины и пустыри. Расчетная лесосека по главному пользованию лесом на 1998-2000 годы определена в объеме 502,2 тыс. куб. метров, из них доступно для освоения 453,3 тыс. куб. метров. Расчетная лесосека по сравнению с 1993 годом уменьшилась на 346,9 тыс. куб. метров, или на 40,8 процента, а по хвойному хозяйству - на 75,3 тыс. куб. метров (57,9%). Уменьшение расчетной лесосеки не оказывает прямого воздействия на фактический отпуск древесины. Фактически заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году 769,8 тыс. куб. метров, в 1994 году - 620,0 тыс. куб. метров, в 1995 году - 624,3 тыс. куб. метров, в 1996 году - 467,1 тыс. куб. метров. Площади вырубок леса и лесовосстановительные мероприятия в основном сбалансированы. Тем не менее большие трудности в проведении лесовосстановительных работ вызывают слабая материальная база лесхозов и большие финансовые затраты по восстановлению погибших насаждений дуба. Динамика проведения лесовосстановительных мероприятий показывает, что с 1993 по 1997 годы их общая площадь сократилась с 3120 до 2564 га, или на 556 га (18 процентов). Вместе с тем, удельный вес посадки леса в общем объеме лесовосстановления увеличился с 80 процентов в 1993 году до 88,7 процента в 1997 году. Уменьшение объемов работ по лесовосстановлению связано, в основном, с сокращением расчетной лесосеки и неполным ее освоением. 1.2. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Лесоустройство Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм пользования лесным фондом требуют повышения качества проведения работ по устройству, инвентаризации и обследованию лесов. В целях обновления имеющейся лесоустроительной документации и обеспечения потребностей рыночной экономики в лесном фонде Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству в 1993-1994 годах проведено очередное плановое лесоустройство. На основе полученных материалов созданы таксационно-картографические банки данных всех лесхозов. Для более полного использования имеющейся информации необходимо дальнейшее совершенствование программного обеспечения и оснащение лесхозов вычислительной техникой. Мониторинг лесов В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов республики в системе мониторинга лесов России в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций. Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга. Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения. Программа по организации лесного мониторинга на 1998-2000 годы предусматривает выполнение следующих мероприятий (таблица 1): Таблица 1 -------T------------------------------------------T-----------T---------------------T------- N ¦ Мероприятия ¦ Единица ¦ Объем по годам ¦ Всего п.п. ¦ ¦ измерения +------T-------T------+ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ -------+------------------------------------------+-----------+------+-------+------+------- 1. Обучение руководителей и специалистов человек 144 72 72 288 лесхозов и лесничеств по курсу "Автома- _______ тизированные системы в лесном хозяйст- тыс. 137 68 68 273 ве" в Марийском государственном техни- рублей ческом университете 2. Создание геоинформационной системы тыс. 100 100 100 300 "Лесной фонд Чувашии" рублей 3. Ведение банков данных "Лесной фонд" тыс. 84 132 180 396 лесхозов и лесничеств рублей 4. Внедрение пакета программ "Государст- тыс. 18 18 18 54 венный учет лесного фонда", разработан- рублей ного ВНИИЦлесресурс, при учете лесного фонда на 1 января 1998 г. и последующие годы по лесхозам и Госкомлесу Чувашской Республики 5. Лесопатологический мониторинг лесов, тыс. га 500 500 500 500 находящихся в ведении Госкомлеса Чу- вашской Республики: штук 540 540 540 1620 закладка надзорных постоянных пробных тыс. 30 30 30 90 площадей и организация надзора; рублей организация всех видов обследования тыс. га 300 300 300 900 тыс. 20 25 25 70 рублей 6. Разработка и освоение программы лесо- тыс. 50 20 20 90 патологического мониторинга рублей 7. Ведение банков данных "Лесопатологи- тыс. 40 60 80 180 ческий мониторинг лесхозов и лесничеств" рублей Итого тыс. 479 453 521 1453 рублей Для обеспечения выполнения работ по организации мониторинга лесов потребуется 1453 тыс. рублей операционных расходов и капитальных вложений. Лесовосстановление Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесов землях. По данным учета лесного фонда по состоянию на 1 января 1997 г. не покрытые лесом земли в лесном фонде республики составили 9,2 тыс. га. Основными объектами работ по лесовосстановлению являются сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 1,5 тыс. га, сплошные санитарные рубки в погибших насаждениях - 0,2 тыс. га. С учетом необходимости восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших культур и ускорения процесса воспроизводства лесов Лесовосстановление в целом по республике на 1998-2000 годы проектируется в объеме 6,3 тыс. га, в том числе посадка и посев леса 5,2 тыс. га, или 82 процента от общего объема лесовосстановления. Распределение лесовосстановительных мероприятий по годам их проведения приводится в приложениях 1 и 2. Перспективным направлением лесовосстановления является создание лесных культур промышленным методом с использованием крупномерного посадочного материала (саженцев), сеянцами, выращенными из семян, собранных с объектов постоянной лесосеменной базы, обеспечивающими повышение качества и эффективности. Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении 3. Перевод лесного семеноводства на селекционную основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности лесонасаждений. В рассматриваемом периоде намечается создать лесосеменных плантаций 29 га, архивов клонов - 0,5 га, маточных участков - 1,5 га, испытательных культур - 6 га, отобрать 200 штук плюсовых деревьев. Имеющаяся площадь питомников (308,6 га) обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ. Площадь орошаемых питомников составляет 26 процентов общей площади. Ежегодная потребность в посадочном материале 20 - 22 млн. штук, в том числе на лесовосстановление - 15 млн. штук. Программой предусматривается довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 10 млн. штук, в том числе с улучшенными наследственными свойствами - 0,5 млн. штук, построить один новый постоянный питомник площадью 8 га. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки В период с 1998 по 2000 годы ежегодно объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере 8,5 - 8,7 тыс. га. По данным лесоустройства, объем рубок ухода и выборочных санитарных рубок по лесоводственным требованиям составляет 590 тыс. куб. метров, а расчетный размер по экономическим возможностям составляет 490 тыс. куб метров, или 83 процента. В 1996 году по промежуточному пользованию было заготовлено 530 тыс. куб. метров ликвидной древесины, что составляет 90 процентов к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 106 процентов к расчетному объему по экономическим возможностям. На 1998-2000 годы промежуточное пользование проектируется в размере 490 тыс. куб. метров ежегодно. Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1998-2000 годы приводится в приложении 1. Защита лесов от вредителей и болезней В лесах республики создалась и сохраняется сложная лесопатологическая обстановка. Дубравы после сильных морозов зимнего периода 1978/79 года и неоднократных объедании листогрызущими вредителями в течение последних десятилетий на 75 процентов деградированы, имеют полноту 0,2-0,4, не прекращается процесс их усыхания. Впервые в 1996 году появился незамеченный в известном плане до сих пор вредитель - дубовая побеговая моль, который за два последующих года распространился на площади 1100 га. С 1997 года идет нарастание численности листогрызущих вредителей, таких как непарный шелкопряд и комплекс листоверток (1,6 тыс. га). Усыхание дубрав сопровождается заселением стволовых вредителей, что усугубляет дальнейшее неудовлетворительное санитарное состояние насаждений. Очаги стволовых вредителей в дубравах зафиксированы на площади 13,8 тыс. га. Общая площадь лесов с неудовлетворительным санитарным и лесопатологическим состоянием, нуждающаяся в строгом контроле, составляет 19 процентов от покрытой лесом площади. Динамика численности популяции различных видов насекомых-вредителей леса и показатели их размножения свидетельствуют о высокой вероятности их отрицательного воздействия (уже в ближайшие 1998-1999 годы). Прогнозируемые размеры их распространения в текущем году составили 6 процентов от покрытой лесом площади республики (таблица 2). Таблица 2 Прогноз площадей с неудовлетворительным санитарным и лесопатологическим состоянием, тыс. га ----------------------------------------------T----------T----------T---------- ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ----------------------------------------------+----------+----------+---------- Площадь очагов болезней 23 18 15 Площадь очагов вредителей 18 25 30 Площадь ослабленных лесов 78 70 65 Всего лесов неудовлетворительного состояния 101 88 80 Объем мер борьбы 11,8 12,9 17,8 В хвойных насаждениях Чебоксарского, Порецкого и Алатырского лесхозов значительное распространение получила корневая губка сосны, площадь очагов ее достигла 3,5 тыс. га. Из вторичных вредителей хвойных насаждений в ряде лесхозов обнаружены сосновый подкорный клоп и большой еловый лубоед. Восточный майский хрущ распространен в лесхозах в южной части республики на площади 486 га. Основным направлением соврешенствования организации лесозащиты в этих условиях является организация полноценного лесопатологического мониторинга с тем, чтобы провести в лесах весь комплекс лесозащитных мероприятий, включая выполнение необходимого объема работ по основным направлениям лесозащитных работ, поиск и нахождение средств на их проведение. Общая потребность в биопрепаратах на 1998-2000 годы составляет 20 тонн химических средств защиты, на наземную обработку - 0,5 тонны. Объемы работ по основным направлениям лесозащиты приведены в приложении 4. Ведение хозяйства в дубовых лесах Дубовые леса республики являются самыми ценными не только как источник древесины, но и по эффективности выполнения природоохранных функций: водорегулирующих, противоэрозионных, санитарно-гигиенических, рекреационных и других. Ценность их только по стоимости древесных ресурсов на 7 процентов превосходит сосняки, на 2 процента - ельники, более чем в 3 раза - березняки и в 5 раз - осинники. Однако в течение 30 лет происходит прогрессирующее сокращение площади дубрав. Если в 1966 году они занимали 133,5 тыс. га, то к 1978 году их площадь уменьшилась на 5,8 процента и составила лишь 125,8 тыс. га, с 1978 по 1988 годы исчезло еще 4,4 процента, а с 1988 года по 1997 год - 15,6 процента. За 30 лет республика лишилась 32 тыс. га (24%) этих ценных лесов. Кроме того, 28 процентов из сохранившихся дубовых лесов из-за массового усыхания дуба оказались низкополнотными и в ближайшее время также обречены на гибель. Еще 6,9 процента (7 тыс. га) этих лесов имеют долю дуба в составе древостоя (в возрасте старше 60 лет), 30 процентов и менее и, следовательно, при продолжающемся отмирании дуба сменятся насаждениями мягколиственных пород. Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать общего уменьшения площади дубрав еще на 35,5 тыс. га (35%), и она останется лишь 66 тыс. га, или 49 процентов от уровня 1966 года. Подобного не наблюдалось за всю историю развития лесного хозяйства Чувашии. В связи с таким катастрофическим состоянием дубовых лесов требуется принятие срочных мер по их оздоровлению и восстановлению. На 1998-2000 годы программой предусматриваются следующие мероприятия (таблица 3): Таблица 3 ------T-----------------------------------------T-------------T------------------------- N ¦ Мероприятия ¦ Единица ¦ Объемы, затраты пп ¦ ¦ измерения ¦ по годам ¦ ¦ +--------T-------T-------- ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ------+-----------------------------------------+-------------+--------+-------+-------- 1. Рубки ухода в молодняках га 1900 1900 1960 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 432 472 535 2. Прореживания тыс. куб. м 16,0 17,0 18,0 ликвид. _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 607 704 821 _______ 3. Проходные рубки тыс. куб. м 11,0 11,0 11,0 ликвид. _______ _____ _____ тыс. рублей 364 397 437 4. Рубки обновления и переформирования тыс. куб. м 7,0 7,0 7,0 ликвид. _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 202 221 243 5. Рубки реконструкции тыс. куб. м 0,2 0,2 0,2 ликвид. _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 8 8 9 6. Создание лесных культур га 685 680 680 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 1055 1143 1258 7. Проведение мер содействия естественному га 115 120 120 возобновлению _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 9 10 11 8. Перевод молодняков в категорию ценных га 150 180 200 насаждений, всего _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 38 49 60 9. Уход за лесными культурами га 5500 5500 5500 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 558 609 670 10. Отбор плюсовых деревьев штук 100 80 _______ _____ _____ тыс. рублей 1 1 11. Закладка архивов клонов га 1 _______ _____ тыс. рублей 8 12. Закладка испытательных культур га 8 _______ _____ тыс. рублей 5 13. Подготовка полей плантации к закладке га 13 20 20 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 91 149 163 14. Закладка лесосеменной плантации га 13 _______ _____ тыс. рублей 10 15. Заготовка желудей тонн 45 45 45 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 90 98 108 16. Заготовка семян липы кг 1000 1000 1000 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 20 22 24 17. Выращивание посадочного материала млн. штук 6 6 6 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 180 197 216 18. Авиационные меры борьбы тыс. га 4,0 _______ тыс. рублей в том числе биометодом тыс. га _______ тыс. рублей 19. Наземные меры борьбы тыс. га 11,8 11,8 11,8 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 120 131 144 20. Лесопатологический мониторинг тыс. га 101 101 101 _______ _____ _____ _____ тыс. рублей 30 33 36 21. Экспедиционное лесопатологическое тыс. га 50 обследование _______ _____ тыс. рублей 160 22. Производственные затраты тыс. рублей 8992 9884 11040 в том числе биотехнические мероприятия тыс. рублей 25 27 30 Дорожное строительство Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде. В 1998-2000 годах необходимо построить 21 км дорог лесохозяйственного назначения. Затраты на строительство лесохозяйственных дорог в 1998-2000 годах должны составить 2376 тыс. рублей. 1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ Построить в лесах Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству 19 контор лесхозов и лесничеств, 60 кордонов, 3 пожарно-химические станции. Затраты на строительство этих объектов должны составить 12460 тыс. рублей. Приобрести 88 автомашин УАЗ-469, 462 мотоцикла класса "Урал" и мопедов на сумму 5700 тыс. рублей. Для обеспечения оперативной связи лесоохраны во время дежурств необходимо приобрести 157 радиостанций на сумму 303 тыс. рублей. Основные показатели организации деятельности гослесоохраны приведены в приложении 5. 1.4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации Программы необходимо проведение ряда научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ. Выполнение их предусматривается подразделениями отраслевых НИИ и проектных организаций, вузами и другими исполнителями по следующей тематике (таблица 4): Таблица 4 --------T-------------------------------------------------------------T------------------------------------ N ¦ Наименование тем ¦ Стоимость работ по годам пп ¦ ¦ (тыс. рублей) ¦ +-----------T-------------T---------- ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 --------+-------------------------------------------------------------+-----------+-------------+---------- 1. Разработка и внедрение геоинформационной системы "Лесной 100 100 100 фонд Чувашии" 2. Оптимизация интегрированной технологии выращивания и 20 25 25 защиты сеянцев хвойных пород в питомниках Чувашской Республики 3. Оценка наследственных качеств клонов сосны и дуба на се- 20 20 20 менных плантациях Чувашской Республики 4. Изучение истории роста и формирования дубрав на опытных 25 - - участках Татарской ЛОС, созданных в Чувашской Республике с 1949 года 5. Программа создания научно-производственных объектов в 15 - - Опытном и других лесхозах Чувашской Республики 6. Создание научно-производственных плантаций по выращива- 150 150 150 нию ценных лекарственных растений (родиолы розовой и дру- гих) в Канашском и других лесхозах для использования их в цехе по переработке пищевых продуктов леса Канашского лес- хоза Чувашской Республики 7. Разработка и устройство устойчивой системы радиосвязи 45 45 45 8. Организация опытных работ в Опытном лесхозе 174 180 200 9. Разработка и внедрение программного обеспечения для орга- 50 50 50 низации автоматизированной системы информационного обес- печения отрасли 10. Приобретение компьютеров и периферии к ним (капвложения) 225 216 216 11. Модернизация и усовершенствование питомнической техники, 50 50 50 изготовление новой желудевой сеялки для питомников 12. Изучение опыта и изготовление желудевой сеялки для создания 30 30 30 лесных культур дуба 13. Разработка и внедрение информационной системы: лесопатологический мониторинг 30 30 30 экологическое состояние и плодородие почв лесных питомников 30 30 30 14. Изучение биологии и разработка мер борьбы против: почечного елового лубоеда 15 15 15 дубовой побеговой моли 15 15 15 15. Организация зональной биологической лаборатории по произ- 400 50 50 водству микоризина и бовирина Всего 1394 1006 1026 На выполнение всех научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и изыскательских работ потребуется общее финансирование на 1998-2000 годы в сумме 3426 тыс. рублей. 1.5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1998-2000 годов составляет 133,32 млн. рублей (таблицы 5 и 6). Таблица 5 Общая потребность в расходах на лесное хозяйство Чувашской Республики (млн. рублей) -------------------------------------------------T----------T----------T---------- Расходы ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год -------------------------------------------------+----------+----------+---------- Затраты на операционные расходы, всего 40,52 44,21 48,59 Капитальные вложения, всего 3,50 3,83 4,19 Научно-исследовательские и опытно-конструктор- - - - ские работы, всего Всего расходов 44,02 48,04 52,78 В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 67,9 процента, из них 19,4 процента направляются на лесовосстановление, 59,5 процента на рубки ухода и другие лесохозяйственные работы. Затраты на содержание органов управления лесным хозяйством составляют 31,6 процента. Проблемами лесного хозяйства являются недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Так, наличие кордонов составляет 88 процентов от потребности, служебных помещений для лесхозов - 80 процентов, для лесничеств - 30 процентов. Учитывая сложную финансовую ситуацию, в перечень объектов строительства на 1998-2000 годы включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений. Таблица 6 Минимально необходимая потребность в операционных расходах по Госкомлесу Чувашской Республики по видам лесохозяйственной деятельности на 1999-2000 годы (млн. рублей) --------------------------------------------------T----------T----------T---------- Мероприятия ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год --------------------------------------------------+----------+----------+---------- Лесоустройство и лесной мониторинг 0,48 0,45 0,52 Рубки ухода и другие лесохозяйственные работы 16,25 17,90 19,74 Строительство лесохозяйственных дорог 0,61 0,78 0,98 Лесовосстановление 5,58 5,89 6,12 Лесозащитные работы 0,60 0,63 0,83 Охрана лесов 3,90 4,27 4,70 Проектно-изыскательские работы 0,10 0,11 0,12 Итого производственных затрат 27,52 30,03 33,01 Содержание органов управления лесным хозяйством 12,80 13,96 15,34 Прочие расходы 0,20 0,22 0,24 Всего расходов 40,52 44,21 48,59 В целом по Государственному комитету Чувашской Республики по лесному хозяйству в 1996 году общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства федерального бюджета - 12734 млн. рублей (32,9%), целевые средства экологического фонда Чувашской Республики - 80 млн. рублей (0,2%), собственные средства лесхозов - 25920 млн. рублей (66,9%) (данные приведены в ценах 1996 года). Таблица 7 Потребность в расходах по источникам финансирования по Госкомлесу Чувашской Республики на 1998-2000 годы (млн. рублей) -------------------------------T----------T----------T----------T---------------- Расходы ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 1998-2000 годы -------------------------------+----------+----------+----------+---------------- Общая потребность в расходах 44,02 48,04 52,78 144,84 из них: федеральный бюджет 11,83 12,94 14,25 39,02 собственные средства 25,16 28,07 31,50 84,73 республиканский бюджет 7,03 7,03 7,03 21,09 Механизм финансового обеспечения и анализ доходности лесного хозяйства Лесным кодексом Российской Федерации расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Расходы на воспроизводство лесов определяются исходя из ежегодных объемов этих работ и нормативов затрат на лесовосстановление и уход за лесами. В Чувашской Республике размер расчетной лесосеки менее 1 млн. куб метров и, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, лесные подати в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1199, поступают в бюджеты Чувашской Республики и используются на возобновление лесов. Часть лесных податей и арендной платы, превышающих минимальные ставки, поступает лесхозам, приравнивается к бюджетным и используется для нужд лесного хозяйства. Затраты на воспроизводство лесов ежегодно составляют около 10 млн. рублей, поступление средств от лесных податей и арендной платы ожидается не более 6,4 млн. рублей. На воспроизводство лесов необходимы дополнительные средства в сумме 3,6 млн. рублей. В связи с тем, что средства, поступающие от лесных податей и арендной платы за пользование лесом, направляются на воспроизводство лесов и в разрезе лесхозов необходимо перераспределение, эти средства будут концентрироваться на специальном счете Госкомлеса Чувашской Республики "Суммы по поручениям". Конкретные (фактические) ставки лесных податей в среднем превышают минимальные ставки на 10 процентов. Таблица 8 Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей ---------------------------------------------T-------------------T----------T---------- Показатели ¦ Единица измерения ¦ 1998 год ¦ 2000 год ---------------------------------------------+-------------------+----------+---------- Средняя минимальная ставка лесных податей рублей/куб. метр 12,74 12,74 на древесину на корню Превышение конкретных ставок над минималь- проценты 10 10 ными Общая сумма платежей в виде арендной платы и лесных податей в 1996 году составляет 4898 млн. рублей, или 9 тыс. рублей на 1 куб. метр древесины, отпускаемой на корню (в ценах 1996 года). Таблица 9 Поступление платежей за пользование древесиной (млн. рублей) ----------------------------------------------T----------T----------T----------T---------------- Показатели ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 1998-2000 годы ----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------------- Объемы платежей за древесину, отпускаемую 6,39 6,39 6,39 19,7 на корню по минимальным ставкам Поступает лесхозам от разницы стоимости 0,64 0,64 0,64 1,92 древесины, отпускаемой на корню по конкрет- ным и минимальным ставкам На счета лесхозов в 1996 году поступило 59 процентов от общей суммы взимаемых лесных податей. Таблица 10 Поступление финансовых средств и доходность лесного хозяйства по Госкомлесу Чувашской Республики (млн. рублей) -----------------------------------------------------T----------T----------T--------------- Показатели ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год -----------------------------------------------------+----------+----------+--------------- Потребность в затратах на реализацию Программы 40,52 44,21 48,59 Поступление от платежей за пользование древесиной, 7,03 7,03 7,03 всего в том числе: в бюджет Чувашской Республики 6,39 6,39 6,39 лесхозам для нужд лесного хозяйства 0,64 0,64 0,64 Трудовые ресурсы Потребность в работниках государственной лесной охраны составляет: лесниках - 820 человек, мастерах леса - 216 человек, лесничих - 72 человека. Фактическая численность рабочих, занятых в лесном хозяйстве, несколько ниже требуемой численности. Это вызвано недостаточным финансированием отрасли. По этой же причине снижается качество выполнения некоторых лесохозяйственных работ. Программой предусматривается к 2000 году довести численность рабочих в лесном хозяйстве до 2362 человек, увеличить количество специалистов лесного хозяйства на 61 человека. Это поможет не только улучшить качество ведения лесного хозяйства, но и снизит в республике остроту социальных проблем, связанных с безработицей. Таблица 11 Численность работников лесного хозяйства (человек) ------------------------------------------------T----------T----------T---------- Показатели ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ------------------------------------------------+----------+----------+---------- Среднесписочная численность работников, всего 3696 3851 4009 в том числе: рабочие 2110 2265 2362 лесники 808 808 820 руководители и специалисты 778 778 827 из них: мастера 192 192 216 лесничие 72 72 72 1.6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Выполнение республиканской целевой программы "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы возлагается на Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, лесхозы, Национальный парк "Чаваш вармане", Чебоксарское специализированное лесозащитное предприятие. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, Министерством охраны окружающей среды Чувашской Республики, Государственным комитетом Чувашской Республики по лесному хозяйству, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики. В целях реализации Программы в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации по предложению Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству разрабатываются и вводятся в действие региональные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов. Для управления реализацией Программы формируется комиссия в составе представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству. Министерства охраны окружающей среды Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики. Возглавляет комиссию один из заместителей председателя Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству. Государственный комитет Чувашской Республики по лесному хозяйству ежегодно до 20 января представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы. 1.7. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЛЕСОВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение площади покрытых лесов земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль. Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1998-2000 годы, обеспечит: ввод молодняков в категорию хозяйственно ценных древесных насаждений на площади 9000 га в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок на этот период; перевод лесных культур в категорию покрытых лесом земель на площади 5600 га; восстановление площади дубовых лесов на площади 2900 га, в том числе за счет ввода молодняков в категорию ценных древесных насаждений на площади 530 га. Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов. Основаня прибыль от использования древесных ресурсов леса поступает от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. Приложение 1 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОБЪЕМЫ РАБОТ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности -------T-----------------------------------------T-----------T----------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +-------T-------T------- ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+-----------------------------------------+-----------+-------+-------+------- 1. Лесовосстановление, всего га 2300 2000 2000 в том числе: посадка лесных культур га 2000 1600 1600 2. Уход за лесными культурами га 16000 16000 16000 3. Ввод молодняков в категорию ценных га 3000 3000 3000 древесных насаждений, всего в том числе: перевод лесных культур в покрытые лесом га 2000 1800 1800 земли 4. Рубки ухода за лесом в молодняках тыс. га 8,5 8,7 8,7 5. Рубки ухода за лесом и выборочные сани- тыс. куб. 490 490 490 тарные рубки (ликвидная древесина) метров 6. Строительство дорог лесохозяйственного км 6 17 8 назначения Приложение 2 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, принятые для составления целевой программы "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы -------T----------------------------------------T-----------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+----------------------------------------+-----------+------+------+------ 1. Заготовка семян древесно-кустарниковых тонн 47 47 47 пород, всего в том числе: мелкохвойных (сосна, ель, лиственница) тонн 0,30 0,35 0,40 2. Выращивание стандартного посадочного млн. штук 22 20 20 материала, всего в том числе: саженцев и укрупненных сеянцев млн. штук 2,1 3,5 3,5 3. Строительство постоянного питомника штук 1 ____ ___ _ _ га 8 4. Мероприятия по улучшению почв в лес- ных питомниках: внесение органических удобрений га 23 25 25 внесение минеральных удобрений га 63 50 50 внесение гербицидов га 20 20 20 известкование почв га 20 20 20 посев сидератов га 20 20 20 Приложение 3 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы Внедрение прогрессивных технологий в лесовосстановлении -------T----------------------------------------------T-----------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+----------------------------------------------+-----------+------+------+------ 1. Создание лесных культур на основе про- проценты 30 31 31 мышленных методов 2. Посадка культур крупномерным посадоч- проценты 20 22 25 ным материалом (саженцами), всего в том числе: темнохвойных пород (ели) проценты 10 10 10 3. Закладка лесных культур посадочным мате- проценты 25 34 37 риалом, выращенных из семян, собранных с объектов постоянной лесосеменной базы, всего в том числе: с улучшенными наследственными свойствами проценты - 6 6 4. Заготовка лесных семян на объектах ПЛСБ, проценты 35 35 35 всего в том числе: мелкохвойных пород (сосна, ель, лиственница) проценты 50 50 50 5. Выращивание посадочного материала из се- млн. штук 10 10 10 мян, собранных в объектах постоянной лесо- семенной базы, всего в том числе: посадочного материала с улучшенными нас- млн. штук 0,5 0,5 0,5 ледственными свойствами 6. Создание семенных, маточных плантаций и га 7 7 7 архивов клонов (сосны, ели, дуба) в том числе: лесосеменных плантаций: сосны га 2 2 2 дуба га - - 13 7. Создание испытательных культур плюсовых га 0,5 0,5 5 деревьев 8. Механизация рубок ухода в молодняках с проценты 20 20 20 применением катков, осветителей и кусторезов Приложение 4 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОБЪЕМЫ РАБОТ по основным направлениям лесозащитной деятельности и производственные затраты -------T-----------------------------------T-------------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+-----------------------------------+-------------+------+------+------ 1. Авиационные меры борьбы тыс. га 4,0 - - в том числе: биометодом тыс. га - - - 2. Наземные меры борьбы тыс. га 11,8 12,9 17,8 3. Лесопатологический мониторинг млн. га 0,5 0,5 0,5 4. Экспедиционное лесопатологическое млн. га 0,05 - обследование 5. Производственные затраты, всего тыс. рублей 600 630 830 в том числе: биотехнические мероприятия тыс. рублей 25 27 30 Приложение 5 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ по организации государственной лесной охраны -------T----------------------------------------T------------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+----------------------------------------+------------+------+------+------- 1. Численность работников государственной человек 1586 1586 1636 лесной охраны 2. Потребность в служебных помещениях: конторах лесхозов и лесничеств штук 5 7 7 кордонах штук 18 21 21 3. Потребность в служебном оружии штук 160 200 200 4. Потребность в транспортных средствах: автомобили УАЗ штук 29 30 29 мотоциклы УРАЛ штук 134 122 117 мопеды штук 17 31 41 лодки моторные штук 5 5 5 лодочные моторы штук 5 5 5 5. Потребность в форменной одежде для комплектов 803 813 824 работников гослесоохраны 6. Потребность в радиостанциях штук 52 52 57 КАКТУС и КАРАТ Приложение 6 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ затрат на выполнение лесоустроительных и обследовательских работ в сельских лесах Чувашской Республики (тыс. рублей) --------------------------------T----------------------- Наименование работ ¦ Годы +-------T-------T------- ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 --------------------------------+-------+-------+------- Лесоустройство сельских лесов 80,0 100,0 - Учет лесного фонда 20,0 - - Мониторинг лесов - 50,0 100,0 Всего затрат 100,0 150,0 100,0 Приложение 7 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОБЪЕМЫ РАБОТ по основным показателям лесохозяйственной деятельности в сельских лесах -------T------------------------------------------T-----------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+------------------------------------------+-----------+------+------+------ 1. Лесоустройство тыс. га 15 15 - 2. Лесовосстановление (посев и посадка га 20 20 в лесном фонде) 3. Создание защитных лесонасаждений на га 200 200 200 землях сельскохозяйственного назначения (полезащитные и водоохранные лесные по- лосы, облесение оврагов, балок, песков и других неудобных земель) 4. Рубки ухода за лесом в молодняках га 400 600 1000 5. Рубки ухода за лесом и выборочные сани- тыс. куб. 20 25 30 тарные рубки (включая рубки обновления метров ликвидной древесины и переформирования) 6. Строительство дорог лесохозяйственного км 8 10 10 назначения Приложение 8 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОБЪЕМЫ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЯ на сельскохозяйственных землях, намечаемых к выполнению лесхозами Государственного комитета Чувашской Республики по лесному хозяйству за счет средств землепользователей (по договорам) (тыс. га) -------T-------------------------------------------------------T--------------------- N ¦ Виды работ ¦ Годы п.п. ¦ +------T------T------- ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+-------------------------------------------------------+------+------+------- 1. Полезащитные лесные полосы 20 20 20 2. Водоохранные лесные полосы в защитных зонах водных 40 40 40 объектов (малых рек и водохранилищ) 3. Противоэрозионные лесонасаждения (облесение оврагов, балок, песков и других неудобных земель) 140 140 140 Приложение 9 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ по организации лесной охраны в сельских лесах -------T---------------------------------------T------------T-------------------- N ¦ Показатели ¦ Единица ¦ Годы п.п. ¦ ¦ измерения +------T------T------ ¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -------+---------------------------------------+------------+------+------+------ 1. Численность работников лесной охраны человек 80 100 100 2. Потребность в служебных помещениях штук 6 5 5 (конторах межхозяйственных лесхозов, кордонах) 3. Потребность в транспортных средствах: автомобили "УАЗ-469" штук 8 5 5 мотоциклы "Урал" штук 10 15 15 мопеды штук 15 20 20 4. Потребность в форменной одежде для комплектов 30 40 30 работников лесной охраны 5. Потребность в служебном оружии штук 30 40 30 6. Потребность в радиостанциях штук 8 5 5 Приложение 10 к республиканской целевой программе "Леса Чувашии" на 1998-2000 годы ПОТРЕБНОСТЬ в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий в сельских лесах (тыс. га) -----------------------------------------------T-----------T-------------------------- Показатели ¦ Всего на ¦ Годы ¦ 1998-2000 +--------T--------T-------- ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 -----------------------------------------------+-----------+--------+--------+-------- Всего расходов 12045,0 3485,0 4200,0 4360,0 в том числе: операционные расходы 8595,0 2435,0 3000,0 3160,0 капитальные вложения 3450,0 1050,0 1200,0 1200,0 а) из них по источникам финансирования: бюджет Российской Федерации 9010,0 2780,0 3140,0 3090,0 бюджет Чувашской Республики 320,0 - 160,0 160,0 собственные средства лесопользователей- 2715,0 705,0 900,0 1110,0 сельскохозяйственных организаций б) по видам работ: лесоустройство, учет лесного фонда и мони- 350,0 100,0 150,0 100,0 торинг лесов рубки ухода и другие лесохозяйственные 2575,0 665,0 850,0 1060,0 работы, включая строительство дорог лесовосстановление (посев и посадка леса в 320,0 160,0 160,0 лесном фонде) создание защитных лесонасаждений на землях 2400,0 800,0 800,0 800,0 сельскохозяйственного назначения (полезащит- ные и водоохранные лесные полосы, облесение оврагов, балок, песков и других неудобных земель) лесозащитные работы 140,0 40,0 50,0 50,0 содержание лесной охраны 2810,0 830,0 990,0 990,0 развитие производственных баз и приобретение 3450,0 1050,0 1200,0 1200,0 специальной техники Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|