Расширенный поиск
Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.10.2004 № 175ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 октября 2004 г. N 175 Об утверждении Концепции инновационного развития города Чебоксары до 2010 года В целях повышения эффективности социально-экономической и инновационной деятельности в г. Чебоксары п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить Концепцию инновационного развития города Чебоксары до 2010 года (Приложение). 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации г. Чебоксары - начальника управления экономики Ялуткина В.И. Глава администрации города Чебоксары Н.Емельянов Утверждена постановлением главы администрации города Чебоксары от 06.10.2004 N 175 КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ДО 2010 ГОДА Введение Экономический рост в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса, интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и, прежде всего, в промышленности. Образование превращается в одну из самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического и культурного развития любой страны. В нынешний период развития российского общества инновационный процесс превратился в решающий фактор экономической и политической жизни, определяющий судьбу реформ. Инновация - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности. Концепция инновационного развития экономики города Чебоксары разработана в целях активизации инновационной деятельности в научной, научно-технической и производственно-технологической сферах на основе сложившихся тенденций. Настоящая Концепция инновационного развития экономики г. Чебоксары разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года (к посланию Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2003 года), а также Программой социального и экономического развития города Чебоксары на 2004 - 2010 годы, которая утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 февраля 2004 года N 1158. 1. Оценка состояния инновационной деятельности в г. Чебоксары В г. Чебоксары на сегодняшний день сложились как позитивные, так и негативные факторы обеспечения инновационной деятельности: Позитивные факторы: 1. Выгодное экономико-географическое расположение, имидж экологически чистого, зеленого, благоустроенного города с точки зрения привлечения инвесторов и инвестиций. 2. Развитая инфраструктура городского хозяйства. 3. Большой резерв высококвалифицированных специалистов, живущих в городе, который может и должен быть использован при развертывании инновационной и образовательной деятельности. 4. Высокий образовательный и интеллектуальный уровень жителей - благоприятный фактор и потенциал для развертывания инновационной и образовательной деятельности. 5. Высокая предпринимательская активность населения. Негативные факторы: 1. Низкая обеспеченность бюджета г. Чебоксары собственными налоговыми доходами, наличие дефицита городского бюджета. 2. Достаточно низкая заработная плата в городе по сравнению с прожиточным уровнем, что ведет к утечке высококвалифицированных кадров. 3. Отсутствуют отлаженные комплексные механизмы привлечения финансовых средств из различных источников финансирования для проведения научных исследований и разработок; механизмы передачи передовых научно-технических результатов в инновационную и образовательную деятельность с возвратом части заработанных средств на фундаментальные и прикладные исследования; механизмы предъявления требований к перспективным направлениям научных исследований, включая требования со стороны инновационных структур. 4. Отсутствует целостная самовоспроизводящаяся и саморазвивающаяся система организационно-экономического взаимодействия фундаментальных и прикладных исследований с одной стороны и инновационной и образовательной деятельности с другой. 5. Скудные природные запасы, отсутствие полезных ископаемых. Выбор инновационного пути развития г. Чебоксары, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ г. Чебоксары. Важным конкурентным преимуществом города Чебоксары является: - наличие мощного интеллектуального потенциала в научно-технической сфере и высококвалифицированных кадров; - наличие организаций различных форм собственности, деятельность которых направлена на вовлечение научно-технического потенциала региона в хозяйственный оборот; - развитые высокотехнологические производства. Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники г. Чебоксары на среднесрочную перспективу являются: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, машиностроение, новые материалы, химические технологии, новые транспортные технологии, специальная техника, производственные технологии, энергосберегающие технологии и др. - отвечающая современным требованиям многоуровневая система подготовки кадров по широкому спектру специальностей, востребованных на рынке труда. Переход к рыночным отношениям и экономический кризис отразились на состоянии науки в связи с невысоким уровнем ее финансирования. Между тем в настоящее время научный и научно-технический потенциал республики включает в себя около 200 докторов и более 1000 кандидатов наук, 4 наиболее крупных государственных вуза, а также несколько десятков филиалов различных высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Чувашский государственный институт гуманитарных наук (ЧГИГН), НИИ сельского хозяйства, НИИ хмелеводства, ОАО "ВНИИР" и пр. Необходимо отметить ключевые проблемы, сдерживающие развитие инновационной деятельности в г. Чебоксары: 1. отсутствие законов о политике государства в инновационной сфере; 2. отсутствие системы экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных НИОКР; 3. отсутствие эффективной инфраструктуры инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности при трансфере наукоемких технологий; 4. отсутствие механизмов вовлечения в хозяйственный оборот местных технологических и интеллектуальных ресурсов; 5. недостаточная ориентация предприятий города на отечественную прикладную науку как источник инноваций; 6. слабое развитие механизмов финансирования рисковых проектов (венчурное финансирование); 7. старение научных кадров, недостаточный приток молодежи, отток обученной молодежи из сферы науки. Недостаточным остается уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции. Число инновационно-активных предприятий в промышленности составляет 1,5% к общему числу промышленных предприятий. Таблица 1 Число инновационно-активных предприятий промышленности ———————————————|———————————|———————————————————————————————————————————— | Число | Из них предприятия, выпускавшие продукцию |предприятий|———————————————|——————————————|————————————— | |Подвергавшуюся |Подвергавшуюся| Прочую | | значительным |усовершенство-|инновационную | |технологическим|ванию | | | изменениям | | | | или вновь | | | | внедренную | | ———————————————|———————————|———————————————|——————————————|————————————— ВСЕГО 1999 24 24 4 1 2000 29 24 13 5 2001 28 23 15 6 2002 24 22 8 3 2003 24 21 9 3 в том числе по муниципальной форме собственности 1999 1 1 2000 2001 1 1 2002 1 1 2003 Политику г. Чебоксары в отношении развития инновационной деятельности целесообразно строить на основе консолидации интересов и ресурсов различных структур, от федеральных органов законодательной и исполнительной власти до коммерческих структур, в том числе и иностранных. Таблица 2 Затраты предприятий промышленности на технологические инновации ————————|————————————|————————————|—————————————————————————————— | Число | Число | Общие (капитальные и текущие |предприятий,|предприятий,| затраты), млн. руб. | имевших | имевших |———————————————|—————————————— |продуктовые | процессные | продуктовые | процессные | инновации | инновации | инновации | инновации ————————|————————————|————————————|———————————————|—————————————— Всего 1999 25 15 50,0 44,1 2000 28 11 122,2 53,3 2001 19 23 77,2 129,5 2002 26 11 213,0 126,6 2003 30 10 311,0 184,2 Таблица 3 Затраты на технологические инновации предприятий промышленности и сферы услуг (миллионов рублей) 1999 2000 2001 2002 2003 Всего 96,1 195,3 209,1 343,6 497,3 в том числе по муниципальной форме собственности 0,9 0,2 0,6 15,8 0,8 2. Цели и задачи инновационной деятельности в городе Чебоксары Реализация долгосрочных целей, связанных с развитием инновационной деятельности и достижением на этой основе конкурентоспособности экономики города Чебоксары должны сопровождаться целями, имеющими для города Чебоксары социально-экономическую направленность в стратегическом плане. В их числе: - достижение стабильных позиций в определенных сегментах российского рынка. Это машиностроение, электротехническая и приборостроительная промышленность, химическая и легкая промышленность, электроэнергетика, строительная отрасль; - ускоренное обновление основных фондов (к настоящему времени износ основных фондов в основных отраслях экономики достиг 50%, что отрицательно сказывается на темпах и качестве экономического роста); - переориентация экономики города на производство высокотехнологичной продукции, расширение ассортимента и повышение качества продукции; - накопление критического образовательного, информационного и финансово-технологического потенциалов; - улучшение экологической ситуации в городе и защита информационных ресурсов. Средне- и краткосрочные социально-экономические цели призваны обеспечить: - выравнивание условий осуществления инновационной деятельности в регионах, между предприятиями различных отраслей, форм собственности и организационно-правовых форм; - формирование позитивного социально-экономического имиджа города Чебоксары в "глазах" российской общественности, населения Чувашии; - создание привлекательного инвестиционного комплекса; оптимизация ресурсопотребления, в первую очередь электроэнергии, капитальных и финансовых ресурсов и пр.; - формирование здоровой конкурентной среды в сфере исследований и разработок между действующими научно-исследовательскими организациями и ВУЗами республики. Для реализации вышеназванных целей целесообразно осуществить следующие основные задачи: - формирование стратегии перспективного развития, то есть стратегические цели будут превалировать над тактическими для обеспечения долгосрочного экономического роста и повышения инновационного потенциала города Чебоксары; - осуществление точечного финансирования инновационных проектов на конкурсной основе; - реализация кадровой политики в области инноваций и наукоемких технологий, способствующей формированию инновационно восприимчивого персонала; - формирование инновационной инфраструктуры как материально-технической основы непрерывного инновационного процесса; - ускоренное развитие инновационного предпринимательства, наиболее восприимчивого к требованиям рынка; - оптимизация финансирования и стимулирования инновационного процесса в части региональной компетенции; - развитие межрегионального сотрудничества и международного обмена наукоемкими технологиями и продуктами; - информационное обеспечение инновационного развития. 3. Законодательные и институциональные основы инновационного развития города Чебоксары В настоящее время создаются законодательные и институциональные предпосылки и необходимые условия для повышения инновационной активности экономики. В Чувашской Республике также уже сделаны первые важные шаги на государственном уровне по инновационному развитию экономики. 6 июня 2002 г. Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики "О науке и научно-технической политике Чувашской Республики", в котором, в частности, определены основные цели научно-технической политики республики, в том числе: - сохранение, развитие и эффективное использование научного и (или) научно-технического потенциала Чувашской Республики; - определение приоритетных направлений развития научной и (или) научно-технической деятельности; - увеличение вклада науки и техники в развитие экономики Чувашской Республики; - улучшение экологической обстановки и защита информационных ресурсов; - упрочение взаимосвязи науки и образования. Основная задача ближайших лет - создание необходимых условий для сохранения и развития наиболее перспективной части науки и системы подготовки научных кадров, определение приоритетных направлений в научно-технической политике и концентрация на этих направлениях имеющихся ресурсов, реформирование научно-технического комплекса. В противном случае, нам угрожают отток кадров из научной сферы, нарушение преемственности поколений в науке, "утечка умов" из Чувашии в более развитые регионы. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18.02.2004 N 1158 утверждена Программа социально-экономического развития города Чебоксары на 2004 - 2010 годы. Программа разработана в целях реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, одобренной Министром экономического развития и торговли Российской Федерации, Комплексной Программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 25.06.2003 N 61, с учетом положительного опыта реализации мероприятий Программы социально-экономического развития города Чебоксары на 2000 - 2003 годы. Одними из задач этой Программы являются: - содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорению процессов обновления основных производственных фондов; - содействие созданию новых производств, реструктуризации и реформированию предприятий, повышению эффективности их деятельности, ликвидации нерентабельных, убыточных и экологически неблагоприятных видов производств. Институциональное обеспечение инновационных процессов - важнейшая функция государственных органов по регулированию инноваций. Активная роль в выработке государственной инновационной политики принадлежит НИИ и ВУЗам, в том числе путем участия в советах, комиссиях, рабочих группах по вопросам науки, техники и инноваций. Существует три канала внедрения новшеств: Первый канал - государственный сектор экономики. Этот сектор экономики наиболее эффективно справляется с развитием фундаментальных научных исследований, направленных на изучение общих закономерностей развития природы, общества, человеческого мышления и рыночных отношений. Здесь, прежде всего, выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т. д. ). Однако в Чувашии к настоящему времени в развитии науки, востребованной производством, многое еще не сделано. Расходы на науку должны быть увеличены в десятки раз и составлять не менее 1% от их общей величины в консолидированном бюджете. Второй канал - отношения между наукой и крупным бизнесом, который часто помогает навести мосты между идеей и практикой. Крупные фирмы и корпорации, как правило, располагают финансовыми и прочими ресурсами, системой маркетинга для успешной коммерциализации нового продукта. Крупные предприятия редко утаивают изобретения и нововведения. В Чебоксарах инновационная деятельность развивается в основном на крупных и средних предприятиях, которые обладают для этого материально-технической базой и кадровым потенциалом, а также еще не совсем забытыми добрыми советскими традициями. Третий канал внедрения нового - создание малых инновационных фирм. Это самый трудный, но и самый верный путь. Предпринимательство изначально предполагает поиск новых идей, их оценку и воплощение в новом предприятии. Предприниматели всегда стремятся быть индивидуалистами, и часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их "товарными запасами". Одной из особенностей науки является ее высокая инерционность, проявляющаяся в продолжительных периодах формирования научных школ, исследовательских направлений и коллективов. Для обеспечения передовых позиций в мировой экономике государство должно поддерживать спрос на научную продукцию независимо от рыночной конъюнктуры. Этот фактор обязательно следует учитывать при формировании инновационной стратегии в городе Чебоксары. Стратегия нововведений может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер. Необходимость сбалансированного развития требует комплексного подхода, включающего как рискованные, так и безопасные (оборонительные) стратегии. Вышеназванные стратегии можно объединить общим понятием стратегия перспективного развития города Чебоксары. Для реализации инновационной стратегии перспективного развития целесообразно формирование базы данных инновационных проектов, накапливающей опыт инновационной деятельности. Стратегическим направлением государственной инновационной политики должны стать формирование и защита отечественного рынка научно-технической продукции. Конкретные мероприятия стратегии перспективного развития должны включать следующий набор: - формирование каталога инновационных программ; - внедрение практики соревнования между научно-исследовательскими институтами и ВУЗами города за лучшие показатели в области науки и инноваций; - проведение конкурсов на лучший инновационный продукт, инновационный процесс, наиболее прогрессивное организационно-экономическое управление; - формирование каталога 50 наиболее инновационно активных предприятий; - оказание содействия формированию негосударственных научно-исследовательских организаций и центров; - сертификация продукции, внедрение современных методов и систем управления общественными финансами и использование ее в качестве действенного инструмента инновационного развития; - освоение и закупка передовых технологий области сельского хозяйства; - переориентация структурной политики государства с оказания помощи неэффективным предприятиям на поддержку так называемых "новых" секторов (инновационных и информационных); - проведение ревизии, мониторинга и аудита городских программ по социально-экономическому развитию на предмет их соответствия инновационным целям развития города; - применение системы индикативного планирования по показателям инновационного развития (например доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной, доля затрат на исследования и разработки) на микро- (предприятие), мезо- (отрасли и комплексы) и макро- (города) уровнях; - разработка и развитие методов, инструментов и технологий стратегического планирования и управления на городском уровне; - уточнение целей и корректировка направлений стратегического развития города, мониторинг хода реализации стратегических инновационных мероприятий; - использование методов, инструментов и технологий стратегического планирования и управления на местном уровне; - систематический мониторинг и аудит хода реализации стратегических инновационных программных мероприятий. Таблица 4 Факторы, препятствующие инновационной деятельности в 2003 году ————————————————————————————————|———————————————————————————————————— | Число предприятий промышленности | и сферы услуг, оценившие отдельные | факторы, препятствующие инновациям | как: |————————|————————————|—————————————— |основные|значительные|незначительные | или | |или мало- |решающие| |существенные ————————————————————————————————|————————|————————————|—————————————— Экономические факторы недостаток собственных 105 84 26 денежных средств недостаток финансовой 42 73 50 поддержки со стороны государства низкий платежеспособный спрос 18 43 76 на новые продукты высокая стоимость нововведений 57 63 37 высокий экономический риск 33 59 51 длительные сроки окупаемости 32 59 53 нововведений Производственные факторы низкий инновационный потенциал 37 54 64 предприятия недостаток квалифицированного 14 54 98 персонала недостаток информации о новых 14 34 114 технологиях недостаток информации о рынках 10 50 104 сбыта невосприимчивость предприятия к 11 28 101 нововведениям недостаток возможностей для 18 34 84 кооперирования с другими предприятиями и научными организациями Другие причины недостаточность законодательных 15 32 71 и нормативно-правовых документов неопределенность сроков 14 26 74 инновационного процесса неразвитость инновационной 13 31 75 инфраструктуры неразвитость рынка технологий 21 27 68 Снижение инновационной активности предприятий и организаций в последнем десятилетии XX века во многом компенсируется усилением научно-исследовательской деятельности и подготовкой научных кадров ВУЗов. Задача ближайших лет заключается в том, чтобы сформировать неразрывную цепочку, связывающую ВУЗы, научные организации и предприятия республики. Проблема востребованности, или наоборот, невостребованности тех или иных научных исследований - это общая проблема и теории, и практики, которая во многом обусловлена межличностными отношениями, а не отношением к конкретным исследованиям научного и прикладного характера. Стратегические задачи в области кадровой инновационной политики должны включать следующие направления: - повсеместная организация конкурсного отбора специалистов в соответствующие организации и подразделения. Предпочтение должно быть отдано профессионально подготовленным кадрам, имеющим высшее профессиональное образование и ученую степень; - абсолютное и относительное ограничение технического, вспомогательного и прочего персонала, соблюдение баланса между исследователями и остальными категориями персонала (рациональное соотношение примерно 50 на 50); - регулярная аттестация кадров научных и производственных структур (не реже одного раза в три года). При аттестации работников оцениваются эффективность и качество их труда, личный вклад в развитие науки и техники; заявки, патенты, публикации, сложность и своевременность выполняемых исследований и разработок; делаются выводы о соответствии работника занимаемой должности; - планирование карьеры работников с учетом специфики работы и личных качеств работника на каждой работе; - создание банка вакансий рабочих мест на нестандартных условиях занятости. При этом желательна группировка данных вакансий по подгруппам в зависимости от возможного синтеза нестандартных условий, например, "совместительство на дому", "временное совместительство", "сезонная работа на дому", "временная надомная работа" и др.; - переориентация деятельности службы занятости с "выжидательно-регистрационной" деятельности на "активно-поисковую", включающую нестандартное трудоустройство; - формирование банка данных интеллектуального труда; - развитие системы бесплатного образования по наиболее важным профессиям и специальностям, соответствующим стратегическим и инновационным направлениям развития республики. Безусловная организация стажировок студентов средних технических и высших учебных заведений на ведущих предприятиях республики; - осуществление перехода на договорной основе к гарантированному предоставлению рабочего места для молодежи, окончившей профессиональные учебные заведения, по полученной специальности, или первоочередное дообучение с учетом конъюнктуры рынка труда; - обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с приоритетами инновационного развития республики и необходимости модернизации производства; - разработка и утверждение методики предоставления органами региональной исполнительной власти и местного управления государственной поддержки предприятиям, обеспечивающим при прочих равных условиях создание дополнительных рабочих мест в инновационной сфере; - выбор пилотных предприятий с высоким потенциалом инновационного роста для вхождения органов местного управления в их уставный капитал с целью усиления их возможностей по привлечению финансирования в развитие данных предприятий и отдельных территорий, обеспечивающее создание новых рабочих мест; - обобщение опыта пилотных предприятий, корректировка методик и инструкций, создание системы распространения передового опыта; - мониторинг пилотных предприятий с долей участия в уставном капитале региональных и местных органов власти и управления. Оценка эффективности деятельности пилотных предприятий по использованию привлеченных ресурсов, политики в области обеспечения занятости и уровня квалификации персонала; - анализ итогов реализации мероприятий по обеспечению занятости населения и организации кадрового обеспечения инновационной политики. 4. Формирование инновационной инфраструктуры Инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов, в условиях конъюнктурных колебаний рынка. Инфраструктура инновационной деятельности включает следующие функциональные сферы: - транспорт и связь; - информатика и телекоммуникации; - кредитно-финансовую сферу; - фондовый рынок; - компании и фирмы, оказывающие услуги специального характера. В основу развития инновационной инфраструктуры должно быть заложено создание в городе Чебоксары инновационно-технологического центра, осуществляющего не только финансирование, но и оказывающего методическую помощь в оценке эффективности инновационного проекта, выбора партнеров для его реализации, в том числе зарубежных. Одним из направлений является создание "бизнес-центров" или "бизнес-инкубаторов", которые возьмут на себя функции центров консультационной, юридической и психологической помощи, будут обеспечивать юридическое обслуживание, вести профориентационную работу, оказывать помощь в подготовке учредительных документов и регистрации предприятий и т.п. Еще одно направление - формирование технопарков и ассоциации "Технопарк". Технопарки могут быть сформированы на базе ведущих ВУЗов города, научно-исследовательских институтов, опытных заводов или инновационных малых предприятий. Также возможно создание технопарков с использованием имущества, высвобождаемого при ликвидации несостоятельных предприятий, а также при их реорганизации и перепрофилировании. Среди основных задач, которые должны решать технопарки, можно назвать: - экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; - оценку риска, сопряженного с реализацией проекта; - помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства; - предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей; - оказание юридической, организационной, маркетинговой и финансовой помощи и поддержки. При долевом финансировании исследований и разработок республиканских и городских целевых программ, направленных на решение важнейших проблем, особое внимание необходимо уделить усилению конкурсных начал при отборе проектов и использованию контрактной системы как основного организационного механизма их выполнения. Важнейшие действия в области транспорта и связи: - модернизация и техническое перевооружение всех видов транспорта на более высокой технико-технологической основе; - вывод воздушного транспорта на международные линии, создание условий для привлечения к работе в Чебоксарском аэропорту других авиакомпаний (перевозчиков); - увеличение объемов перевозок грузов, пассажиров общественным и альтернативным транспортом, транзитных перевозок за пределами республики; - развитие производственных баз автотранспортных предприятий республики; - организация ремонтного производства пассажирского автотранспорта с использованием передовых технологий; - расширение заправочной сети и сервисное обслуживание автотранспорта на газомоторном топливе; - модернизация функционирования речного транспорта и Чебоксарского речного порта; - развитие средств электрической связи, кабельного телевидения, соединительной связи, спутниковой, сотовой и радиотелефонной связи; - формирование сети органов и организаций, осуществляющих создание, накопление, передачу и использование научно-технической информации; - активная поддержка и продвижение передовых информационных технологий для экономических субъектов; - модернизация информационной инфраструктуры органов власти, включая создание и поддержание информационных баз научно-технических разработок и инновационных проектов, учебных и инженерных центров по внедрению информационных технологий в области новой техники и продукции; - повышение информационной культуры и компьютерной грамотности населения города. Важное направление развития инновационной деятельности - сближение фундаментальной и отраслевой науки. Конкретно это проявляется в приоритетном финансировании исследовательских проектов, участниками которых являются одновременно представители и фундаментальной, и прикладной науки. Система финансирования инновационной деятельности в настоящее время не сформирована. Она должна включать прямое и косвенное финансирование. Что касается прямого финансирования, то здесь можно выделить три основных направления преобразований. Первое, необходимо усилить государственную поддержку фундаментальных и крупнейших прикладных исследований и разработок, отвечающих стратегическим приоритетам города (машиностроение, электротехническая и приборостроительная промышленность, химическая, электроэнергетика и строительная отрасль) и основанных на высоких технологиях. Выделяемых ныне на науку средств недостаточно, они не отвечают сложившимся в мировой практике пропорциям. Существенная роль в государственном финансировании должна принадлежать инновационным фондам, которые призваны выделять средства на соответствующие разработки. Второе, предприятия и организации, фонды которых были и останутся в ближайшее время основным источником финансирования нововведений, должны воспользоваться правами собственности на новые идеи, изобретения, ноу-хау, воплощенные в орудиях и предметах труда, чтобы окупить затраты и получить прибыль. Формой практической реализации этой монополии могло бы стать включение в себестоимость и цену научно-технической продукции суммы износа нематериальных активов (патентов, компьютерных программ, ноу-хау и т.д. ). Чтобы дать фирме стимулы для проведения НИОКР, целесообразно выйти с законодательной инициативой о предоставлении ей временных монопольных прав, например, через патентную систему, которой закрепляется исключительное право пользования на пятнадцать лет. В результате конкуренции между фирмами те, кто делает это наиболее успешно, могут устанавливать временную монополию. Угроза конкуренции по-прежнему заставит их действовать эффективно; они должны продолжать поиск выгодных возможностей, пока другие фирмы не ухватились за эти возможности и не захватили их рынок. Наконец, ввиду возрастающей роли банковского кредита следовало бы существенно расширить спектр банковских услуг, развивать и совершенствовать перспективные виды кредитования. Как лизинг, проектное финансирование, заключение фьючерсных сделок по продаже результатов НИОКР и т.п. Косвенное финансирование и стимулирование базируется на использовании системы налоговых, кредитных и амортизационных льгот, включая следующие направления: - льготы должны быть дифференцированы по отраслям и видам деятельности с точки зрения инновационных приоритетов развития экономики города; - расширение практики использования скидок с налога на прибыль в размере вложений в новое оборудование и строительство; - создание за счет прибыли фондов специального назначения (венчурных, малого бизнеса и пр.); - оказание поддержки организациям в приобретении новейших технологий и современного технологического оборудования; - оказание поддержки в области подготовки менеджеров инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах. Важное направление - развитие системы бюджетирования, то есть технологии планирования, учета и контроля денежных потоков и финансовых результатов. Бюджетирование включает планирование бюджетных расходов и их структуры с точки зрения стратегических перспектив. Элементом бюджетирования является и частичное покрытие инфляционных издержек товаропроизводителей инновационной продукции за счет инфляционных доходов государства. Особую важность имеет механизм возврата инвестиционных средств и платы за их использование. Возврат средств имеет место в основном в тех случаях, когда в роли инвесторов выступают банки или специализированные фонды. В других случаях возможна передача инвестору готовой продукции (для дальнейшей реализации или прав на интеллектуальную собственность). Направления развития и действия: - с целью повышения инновационного потенциала целесообразно формирование финансово-промышленных групп на базе технически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках; - создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационно-приоритетных отраслях; - поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обеспечивающего гибкость производственной сферы, расширение ассортимента производимых товаров и ее быструю адаптацию к изменению платежеспособного спроса, создание новых рабочих мест и развитие конкуренции; - развитие кооперационного взаимодействия крупного и малого производства, содействие созданию франчайзинговых компаний; - расширение практики проведения научно-технических выставок, научных семинаров, симпозиумов, ярмарок, презентаций различных проектов промышленного, научно-технического и инновационного развития; - разработка и организация при поддержке государства комплексных проектов с участием нескольких предприятий города и соседних регионов по инновационным направлениям, в том числе: - оборудование инженерной инфраструктуры, обеспечивающей электробезопасность и энергетическую эффективность зданий и сооружений; - выпуск и расширение ассортимента комплектующих деталей, узлов и материалов для автомобилестроения; - создание и усовершенствование электротехнического оборудования для тракторостроения; - технологии и оборудование для снижения техногенного воздействия на окружающую среду; - производство новых материалов и изделий на их основе; - организация сборочных производств на базе неиспользуемых производственных мощностей с использованием импортных комплектующих и с заменой их в дальнейшем комплектующими отечественного производства (в области автомобилестроения, электроники, теле-, радио- и электротехники); - разработка совместно с ведущими ВУЗами, аудиторскими и консалтинговыми фирмами и промышленными предприятиями республики проектов санации и реструктуризации предприятий с акцентом на расширение их инновационной деятельности; - создание консультационного центра по проведению учебных программ и семинаров для реформируемых предприятий с учетом инновационных перспектив развития города; - поддержание спроса на инновационные виды продукции в рамках определенных приоритетов в системе закупок товаров и услуг для государственных нужд; - увеличение доли инновационной продукции в муниципальном заказе; - предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах; - формирование банка инвестиционных и инновационных проектов (бизнес-планов) предприятий для оперативного решения вопросов централизованного привлечения инвестиций для их реализации; - оказание поддержки в проведении конъюнктурных и маркетинговых исследований и разработке бизнес-планов программ конверсии; - выход с законодательной инициативой по созданию территориально-производственных безналоговых зон (ТПЗ); - развитие интрапредпринимательских структур (внутреннего предпринимательства), которые будут технологически дополнять основное производство, заниматься выпуском продукции на сырье и отходах базового предприятия и сопутствующих товаров, либо осуществлять оказание услуг по продвижению продукции основного производства и ее сервисному обслуживанию. Формирование в производственных компаниях города Чебоксары инновационных групп и подразделений, дополняющих производственную структуру, и имитация конкурентных отношений между ними в рамках одной компании повышают гибкость и эффективность научно-производственного потенциала предприятия, а тем самым конкурентоспособность и доходность ее продукции. 5. Ресурсное обеспечение Инновационная политика города Чебоксары может быть реализована за счет: - средств, выделяемых по линии федеральных и республиканских программ и внепрограммных направлений; - внешних инвестиций; - внутренних инвестиций предприятий; - кредитных средств международных финансовых организаций, в том числе по линии международных проектов и программ; - грантов международных фондов и организаций; - финансирования НИОКР за счет средств местного бюджета. Меры поддержки инновационных проектов: - вложение инвестиций в инновационные проекты, осуществляемые местным самоуправлением совместно с органами федеральной и региональной исполнительной власти; - систематическое привлечение научных и научно-педагогических кадров к решению актуальных задач города; - предоставление на конкурсной основе муниципальных гарантий по инновационным проектам за счет средств бюджета города Чебоксары; - предоставление на конкурсной основе бюджетных средств г. Чебоксары для финансирования инновационных проектов за счет средств бюджета г. Чебоксары; - включение информации об инновационных проектах, реализуемых на территории города, в общероссийские и международные коммуникационные сети; - оказание информационной поддержки инновационных проектов и продукции, выпускаемой предприятиями г. Чебоксары; - содействие продвижению инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; - формирование каталога инновационных программ; - проведение городских конкурсов на лучший инновационный продукт, инновационный процесс, наиболее прогрессивное организационно-экономическое управление; - формирование каталога наиболее инновационно активных предприятий города; - применение системы индикативного планирования по показателям инновационного развития (например доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной, доля затрат на исследования и разработки) на микро- (предприятие), мезо- (отрасли и комплексы) и макро- (город) уровнях. 6. Организация реализации и управления Контроль за реализацией Концепции инновационной политики города Чебоксары до 2010 года возлагается на Управление экономики администрации г. Чебоксары, которое определяет последовательность выполнения положений Концепции и образует в пределах своей компетенции рабочие группы по подготовке отдельных проектов и документов, привлекает к работе Совет по социально-экономическому развитию г. Чебоксары. 7. Оценка ожидаемой эффективности Разработанная Концепция инновационного развития г. Чебоксары тесно переплетена с Программой социального и экономического развития города Чебоксары на 2004 - 2010 годы, которая утверждена решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18 февраля 2004 года N 1158. Отличие инновационных коммерческих проектов предприятий заключается как в большей затратности на этапе внедрения проектов, так и существенной долгосрочностью реализации, но совокупная бюджетная эффективность в последующем от них значительно выше. Реализация Концепции позволит в достаточно короткие сроки повысить эффективность социально-экономической и инновационной деятельности в г. Чебоксары и занять в экономике России место, соответствующее ее потенциалу. В соответствии с полной реализацией Концепции и Программы по прогнозным оценкам возможно достижений показателей, представленных в таблицах 5, 6 и 7. Таблица 5 Экономический эффект для бюджета г. Чебоксары (млн. руб.) Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. доходы бюджета города 2056,4 2485,6 2670,0 2688,4 2995,5 3376,6 3795,2 прибыль 2892,9 3421,4 4109,1 4926,0 5958,5 7143,0 8563,1 Таблица 6 Бюджетный эффект для бюджета г. Чебоксары (млн. руб.) ————————————————————|———————|———————|———————|————————|————————|————————|———————— |2004 г.|2005 г.|2006 г.| 2007 г.| 2008 г.| 2009 г.| 2010 г. ————————————————————|———————|———————|———————|————————|————————|————————|———————— Поступление налогов 560,584 583,886 671,468 772,189 888,017 1021,221 1215,950 в рамках Программы, остающихся на территории города Текущий местный 308,242 240,433 306,638 400,027 517,644 626,074 804,679 бюджетный эффект Интегральный 308,242 548,675 855,313 1255,340 1772,985 2399,058 3203,737 местный бюджетный эффект Таблица 7 Социальный эффект для жителей города Чебоксары ——————————————————————————————————————————|——————————|—————————— Наименование показателя | 2004 год | 2010 год ——————————————————————————————————————————|——————————|—————————— Число рабочих мест 119958 133329 Среднемесячная заработная плата на одного 5,414 16,025 работника, тыс. руб. В результате реализации комплекса мероприятий будут достигнуты следующие результаты: 1. Повышение уровня доходов населения за счет развития производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и предоставления качественных услуг. 2. Увеличение оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств. 3. Технологическое перевооружение и развитие предприятий и организаций города Чебоксары на базе высоких инновационных технологий, что станет основой для развития производства конкурентоспособной продукции. 4. Обеспечение устойчивого финансирования научных исследований и разработок институтов города, привлечение значительных финансовых средств от осуществления инновационно-коммерческой деятельности. 5. Закрепление высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и в НИИ города и обеспечение сменяемости кадров молодыми специалистами за счет увеличения их дохода. 6. Решение экологических проблем за счет внедрения эффективных высоких технологий переработки промышленных отходов и мусора, систем чистки и утилизации сточных вод. 7. Рост налогооблагаемой базы в результате развития производств, и, как следствие, - решение экономических проблем, связанных с созданием условий для наполнения и рационального расходования местного бюджета. Переход города Чебоксары в режим устойчивого функционирования и развития за счет развития реального сектора экономики и производства инновационной продукции. 8. Создание на предприятиях города большого количества новых рабочих мест и повышение загрузки действующих предприятий, вследствие этого, повышение уровня доходов населения. 9. Предотвращение отъезда высококвалифицированных научных кадров и утечки технологий за пределы г. Чебоксары и Чувашской Республики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|