Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.1998 № 267КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 14 сентября 1998 года N 267 Утратилo силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2008 г. N 58 О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа" и в целях обеспечения развития системы образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире". 2. Министерствам и иным республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при разработке и реализации соответствующих социообразовательных программ. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров обобщенной информации ежегодно к 15 июля. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Федоров Утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.98 N 267 КОНЦЕПЦИЯ государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире" Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире" (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению стратегических задач образования. Проблемы образования требуют нового осмысления концептуальных направлений, новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы. Школа - часть общества, и она не может быть иной, чем само общество. Вместе с тем образование должно способствовать формированию будущих общественных отношений, так как только в образовании рождается будущее. Опыт, накопленный в процессе реализации Президентской программы "Новая школа", позволяет прогнозировать и моделировать на перспективу ключевые механизмы управления всем образовательным пространством республики. И настоящая Концепция является закономерным этапом развития Президентской программы "Новая школа". Цель образовательной политики: создание системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям Чувашии и России, развивающей свободную, образованную, культурную Личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества. Стратегическими задачами Концепции определяются: социализация образовательных учреждений всех уровней; построение личностно-ориентированного содержания образования; оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений; создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции; создание нового финансово-экономического механизма деятельности системы; всемерное развитие национальной школы; обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда. Фундаментальные ценности, необходимые системе образования: права и достоинство личности; общечеловеческие ценности; исторические и культурные ценности России и Чувашии; национальное самосознание; физическое и нравственное здоровье. Принципы функционирования системы образования: демократизация; гуманизация и гуманитаризация; вариативность и дифференцированность; научность и преемственность; непрерывность и системность; учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики; развивающий инновационный характер. ВВЕДЕНИЕ Новые ценностные ориентации, распространающиеся в обществе, являются критериями оценки результатов деятельности системы образования. Очевидно, что кардинальные изменения общества за последние годы отразились и на образовании. В процессе прошедших в предыдущее десятилетие реформ в образовании создана основа для перехода от унифицированного образования к вариативному, учитывающему личностные запросы учащегося в быстро меняющемся социально-экономическом положении государства и общества. Этот путь все региональные структуры проходят по-своему, хотя и в русле федеральной образовательной политики. Особенности исторического прошлого, национально-культурного наследия, соотношения сельского и городского населения, менталитет народа - все это отражается на региональной системе образования и требует особой, отличающейся от общероссийской, программы действий в устранении системного дефекта в существующей государственной образовательной политике. Поскольку мироощущение человека меняется медленнее всего, это рождает сложные проблемы и коллизии. И единственный путь их решения - через молодое поколение, не отягощенное прежними устоями и догмами. Именно через образовательные учреждения, создавая в них дух свободы, правового и экономического сознания, через сотрудничество "ученик - учитель - родители - окружающие люди" возможно изменение менталитета, мироощущения нашего народа. Это требует создания новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы образования. Ключевой фигурой необходимых преобразований является учитель в новой функции партнера родителей, друга и духовного наставника ребенка с самого раннего возраста. Активная работа ученых и педагогов-практиков республики и, в первую очередь. Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, расширяет и укрепляет образовательные связи республики с перспективно развивающимися регионами России. На принципиально новый этап развития вышли республиканское образовательное пространство и его международные контакты с подключением университета к Интернету. Образовательными учреждениями Чувашии наработан целый набор инновационных проектов и программ, сейчас для их внедрения необходима поддержка как на государственном, так и на общественном уровне. Основной путь управления образовательным пространством республики - целевые государственные программы. В настоящее время завершена работа над программами "Сельская школа" и "Образование и здоровье детей". В стадии разработки находится программа "Профессиональное образование". В 1998 году принята республиканская программа "Дети Чувашии". Все они имеют комплексный социально-образовательный характер: а) работают на решение стратегических задач; б) направлены на решение крупных социальных проблем; в) их разработка и реализация должны иметь межведомственный, межотраслевой характер. Кроме того, в республике действует еще ряд целевых программ, направленных на решение конкретных задач. Анализ существующих и разрабатываемых программ позволяет выделить стратегические и тактические организационно-управленческие решения по следующим приоритетным направлениям: I. Сельская школа. Профессиональное образование. II. Образование и здоровье детей. Дети группы риска. III. Инновационное образование. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 1.А. Социализация образования (приближение образования к потребностям общества). Всемерное развитие национальной школы. Обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда. 1.Б. Построение личностно-ориентированного содержания образования. Сегодня образование все еще оторвано от реалий жизни как по качеству подготовки своих выпускников к изменениям в обществе, так и по сути своего функционирования. Оно не соответствует современной социально-экономической ситуации. Школьное образование с классическим набором знаний, умений и навыков, с поспешно вводимыми образовательными стандартами неспособно выполнять новые социальные функции. Школа должна научить учащихся жить в динамичной среде, анализировать ситуации, делать выбор, принимать нестандартные решения, т.е. достичь такого социально приемлемого уровня образованности граждан, который обеспечит максимальную безопасность нации в конкретный исторический период. Слабая общественная поддержка школы (всех образовательных учреждений) объясняется в определенной степени оторванностью школьных знаний от жизни. Общество сегодня требует качественно иной продукции во всех сферах, а, значит, и в образовании. Но кардинальные изменения личности возможны лишь в том случае, если с ранних лет в дошкольных образовательных учреждениях и школе человек будет формироваться в ином образовательном пространстве. Не администрирование, навязывание воли и знания учителя, а педагогика сотрудничества, формирование чувств достоинства, свободы даст возможность изменить качество образования, достичь поставленных целей. Современная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта родного народа, его нравственных устоев. Она должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у учащихся этнического самосознания, человеческого и национального достоинства. 2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ: 2.1. Обновление учебно-воспитательного процесса и содержания образования: внедрение развивающего обучения и инновационных технологий (через деятельность вузов, Чувашского республиканского института образования (РИО), общественных советов и ассоциаций); создание гибкого базисного учебного плана; всемерное повышение качества преподавания иностранных языков как средства делового общения на международном уровне; подготовка и издание учебников нового поколения по национально-региональному компоненту; внедрение новой схемы снабжения учебниками федерального компонента; поддержка и поднятие престижа творчески работающих школ и педагогов (конкурсы, аттестация, авторские публикации и т. д.); создание системы мониторинга и прогнозирования подготовки и переподготовки педагогов всех уровней; создание лаборатории и коллектива педагогов для поиска и апробации современных решений проблем сельской школы. 2.2. Изменение характера деятельности образовательных учреждений и управления ими: превращение каждого образовательного учреждения (дошкольное, школьное, профессиональное) в социально ориентированное и общественно зависимое по управлению, в многоканально финансируемое и экономически стабильное по функционированию. Это приведет к тому, что образовательное учреждение должно будет работать исходя из позиции опережающего развития образования, в соответствии с перспективами развития экономики и социальной среды, запросами и ожиданиями обучающихся, родителей, общества и государства в целом; развитие профильных классов, трудовых, фермерских школ и т. д. Поддержка общественностью такого типа школ даст им новый импульс, как направленным на потребности родителей и общества. Обновременно школа, как центр сообщества, окажет благотворное социокультурное воздействие на местное население; создание в школе атмосферы защищенности, формирования чувства национальной полноценности и морального комфорта в многонациональной среде; создание условий, гарантирующих равные права национальных языков и традиций, соблюдение паритетности языков, повышение статуса и социальных функций родного языка; целенаправленное формирование в республике единого образовательного сообщества через развитие попечительства, создание ассоциаций, советов по образованию и т. п., включая в эту проблему представителей всех групп общества; создание и реализация программы "Профессиональное образование", с максимальным учетом потребностей общества, его социально-экономических запросов. 2.3. Усиление роли образования в обществе возможно и при объединении им различных структур для решения еще двух актуальнейших проблем: здоровье детей и неблагополучные дети (дети группы риска). Основные подходы и меры разрабатываются в проектах соответствующих программ. 3. Некоторые конкретные меры по реализации указанных направлений: разработка новых муниципальных программ стабилизации и развития образования в Чувашской Республике; мобилизация усилий вузов республики по обновлению организации учебно-воспитательного процесса и содержания школьного образования (инвентаризация и обновление планов научно-исследовательских работ; широкая общественная аттестация вузов, кафедр; организация конкурсов по подготовке учебной литературы и т. д.); установление строгого государственного контроля (лицензирование, аттестация и аккредитация) за функционированием учреждений профессионального образования; разработка и реализация республиканской программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, включение ее в соответствующие федеральные программы; разработка программы развития и поддержки инновационной деятельности в образовании, включение ее в соответствующие федеральные программы; реорганизация Чувашского республиканского института образования в целях эффективного научно-методического обеспечения целевых программ, более оперативного решения задач переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и превращение института в научно-методический и информационно-аналитический центр системы образования Чувашской Республики; создание Совета по профессиональному образованию при Президенте Чувашской Республики; создание школьного совета при Министерстве образования Чувашской Республики, Ассоциации инновационных школ, предметных ассоциаций и т. д. II.В. Оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений республики (структурная перестройка системы образования). Создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции. II.Г. Создание нового финансово-экономического механизма деятельности образовательной системы. В настоящее время в республике функционируют 553 дошкольных образовательных учреждения, 694 общеобразовательные школы, 29 профессиональных училища, 25 учреждений среднего профессионального образования, 8 лицензированных вузов. За последние годы наблюдается тенденция к уменьшению числа дошкольных образовательных учреждений и увеличению вузов. Но если дошкольные и школьные учреждения остались в ведении Министерства образования Чувашской Республики, то профессиональное образование, в особенности высшее и среднее, даже формально находится за пределами компетенции Министерства. Это значительно осложняет координацию действий по структуризации системы образования в целом, по мобилизации и рационализации в использовании региональных ресурсов и введению государственного заказа на подготовку специалистов, в частности. II.1. Реализация подпрограммы "Сельская школа в Чувашии" Данная подпрограмма имеет чрезвычайно большую социальную значимость для нашей республики, где 40% населения - сельское, 70% образовательных учреждений и почти половина учащихся также - сельские. Актуальная необходимость в реструктуризации сети сельских образовательных учреждений обусловлена рядом следующих причин: падение рождаемости на селе в последние 10-15 лет, уменьшение финансовых возможностей родителей детей дошкольного возраста, невозможность строительства школьных зданий в прежнем темпе и количестве, низкое качество образования в малокомплектных школах и высокая стоимость их содержания. Коренные изменения, происходящие в социо-экономической сфере, требуют срочных мер сегодня и разработки направления развития на будущее. На первом этапе необходимо начать в 2-3 районах республики ряд принципиально новых экспериментальных подходов, заранее даже предполагая их недопонимание со стороны населения. Создание и апробация в этих районах точно просчитанных моделей позволит вести работу в данных направлениях по республике в целом. Некоторые направления решения задачи: разработка и апробация модели сельской школы с оптимальными социально-педагогическими и материально-техническими параметрами; на основе инвентаризации сельских школ - оптимизация и рационализация сети школ, их укрупнение, создание комплексов: школа-сад, школа-техучилище и т. п.; развитие подсобных хозяйств и рациональное использование пришкольных земельных участков; материально-техническое обеспечение школ (сегодня реально техникой - отдельных, модельных, с подключением к сети Интернет); поэтапная газификация школ; кадровое обеспечение на основе развития контрактной системы для подготовки учителей. В перспективе - эксперимент с образовательными чеками; создание социальной кафедры в РИО по проблемам сельской школы; поддержка и развитие всех форм интеграции сельских учреждений и общественности, способствующих развитию учащихся и школы, как центра села. II.2. Реализация подпрограммы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" Разработка и реализация республиканской подпрограммы "Профессиональное образование", основанной на идее опережающего образования исходя из учета динамично меняющихся социально-экономических отношений и темпа развития новых технологий, ставит целью готовить специалистов с высоким уровнем профессиональности, образованности и культуры, конкурентоспособных, умеющих мобильно адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и на производстве, быстрой смене профессий и сферы деятельности. Для подготовки подпрограммы необходимо вовлечь в коллектив разработчиков представителей всех профессиональных групп образовательного пространства республики через создание Совета по образованию при Президенте Чувашской Республики. Некоторые направления решения задач: анализ динамики социально-экономической ситуации и развития экономики республики в разрезе городов и районов, в разрезе форм собственности и размеров предприятий на перспективу до 2007-2010 годов; определение общей потребности городов и районов республики в соответствующих профессиональных кадрах; анализ системы профессионального образования на предмет соответствия сегодняшнему рынку труда, разработка перспектив развития ее структуры, прогноз на ближайшие годы; разработка моделей психолого-педагогического мониторинга, служб адаптации и системы контроля качества обучения и уровня профессиональной подготовки учащихся, студентов и курсантов профессиональных образовательных учреждений; разработка предложений по созданию научных, учебно-методических центров профессионального образования и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех отраслей и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования; разработка системы лицензирования, аттестации, аккредитации профессиональных образовательных учреждений, обновление специальностей и ликвидация дублирующих факультетов и отделений; создание единой системы непрерывного образования, поддержка инновационных моделей интегрированных образовательных учреждений; возможная отработка экспериментальной модели многоканального финансирования образовательных учреждений исходя из научно обоснованных нормативов финансирования; создание сводной программы развития профессионального образования республики и подготовка плана мероприятий по ее реализации. II.3. Реализация подпрограммы "Образование и здоровье детей" Неблагополучное состояние здоровья детей в образовательных учреждениях обусловлено ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. Приоритетные направления и цели программы: обеспечение укрепления и сохранения здоровья детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленным на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Некоторые направления решения задач: координация усилий органов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Чувашской Республики и укрепление здоровья учащихся; развитие сети общеобразовательных школ с современными спортивными сооружениями, спортивных клубов для детей и подростков; проведение мониторинга состояния здоровья учащихся на основе комплексных медико-психологических исследований, включающих анализ психического здоровья, функционального развития и состояния ребенка; организация оптимального режима сочетания умственной активности и физической нагрузки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся; разработка, апробация и внедрение в практику работы школ учебных предметов и факультативных курсов, направленных на воспитание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья; расширение сети коррекционных учреждений для обеспечения консультативной помощи и организации индивидуальной работы с детьми, имеющими особенности развития, и с детьми "группы риска"; разработка новых образовательных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализация государственной образовательной политики Чувашской Республики предусматривает финансирование в рамках отраслевых, местных бюджетов и принятых республиканских программ, а также путем привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|