Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.1998 № 267

                           КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
                         ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     14 сентября 1998 года N 267

                                      Утратилo силу - Постановление
                                      Кабинета Министров Чувашской
                                    Республики от 14.03.2008 г. N 58

         О Концепции государственной образовательной политики
                         Чувашской Республики

     В соответствии  с  Указом  Президента  Чувашской Республики от 31
января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа" и в целях
обеспечения   развития  системы  образования  в  Чувашской  Республике
Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить      прилагаемую      Концепцию      государственной
образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в
современном мире".
     2. Министерствам и иным  республиканским  органам  исполнительной
власти,   администрациям   районов   и  городов  Чувашской  Республики
учитывать   положения   Концепции   при   разработке   и    реализации
соответствующих социообразовательных программ.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
Министерство  образования  Чувашской  Республики  с  представлением  в
Кабинет Министров обобщенной информации ежегодно к 15 июля.


     Председатель
     Кабинета Министров
     Чувашской Республики          Н.Федоров





                                                            Утверждена
                                     постановлением Кабинета Министров
                                                  Чувашской Республики
                                                     от 14.09.98 N 267

                              КОНЦЕПЦИЯ

    государственной образовательной политики Чувашской Республики
              "Человек и образование в современном мире"

     Концепция государственной   образовательной   политики  Чувашской
Республики  "Человек  и  образование  в  современном  мире"  (далее  -
Концепция) представляет собой систему современных взглядов,  принципов
и  приоритетов  в  вопросах  образования  и  воспитания  подрастающего
поколения    и    призвана    стать   основой   деятельности   органов
государственной власти и местного самоуправления Чувашской  Республики
по решению стратегических задач образования.
     Проблемы образования  требуют  нового  осмысления  концептуальных
направлений,        новых        организационно-экономических        и
образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев  системы.
Школа - часть общества,  и она не может быть иной,  чем само общество.
Вместе с тем образование должно  способствовать  формированию  будущих
общественных   отношений,  так  как  только  в  образовании  рождается
будущее.
     Опыт, накопленный  в  процессе реализации Президентской программы
"Новая школа",  позволяет прогнозировать и моделировать на перспективу
ключевые   механизмы  управления  всем  образовательным  пространством
республики.  И  настоящая  Концепция  является   закономерным   этапом
развития Президентской программы "Новая школа".
     Цель образовательной  политики:  создание  системы   образования,
соответствующей  актуальным  и  перспективным  потребностям  Чувашии и
России,  развивающей  свободную,  образованную,  культурную  Личность,
способную  реализовать  себя  в соответствии с запросами изменяющегося
общества.
     Стратегическими задачами Концепции определяются:
     социализация образовательных учреждений всех уровней;
     построение личностно-ориентированного содержания образования;
     оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений;
     создание региональной  системы непрерывного образования на основе
преемственности и интеграции;
     создание нового  финансово-экономического  механизма деятельности
системы;
     всемерное развитие национальной школы;
     обеспечение конкурентоспособности    национальных    кадров    на
отечественном и международном рынках труда.
     Фундаментальные ценности, необходимые системе образования:
     права и достоинство личности;
     общечеловеческие ценности;
     исторические и культурные ценности России и Чувашии;
     национальное самосознание;
     физическое и нравственное здоровье.
     Принципы функционирования системы образования:
     демократизация;
     гуманизация и гуманитаризация;
     вариативность и дифференцированность;
     научность и преемственность;
     непрерывность и системность;
     учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики;
     развивающий инновационный характер.

                               ВВЕДЕНИЕ

     Новые ценностные   ориентации,   распространающиеся  в  обществе,
являются   критериями   оценки   результатов   деятельности    системы
образования.   Очевидно,   что   кардинальные  изменения  общества  за
последние годы отразились и на образовании.
     В процессе   прошедших   в   предыдущее   десятилетие   реформ  в
образовании  создана   основа   для   перехода   от   унифицированного
образования к вариативному,  учитывающему личностные запросы учащегося
в быстро меняющемся социально-экономическом  положении  государства  и
общества.
     Этот путь все региональные структуры проходят по-своему, хотя и в
русле федеральной образовательной политики.  Особенности исторического
прошлого,  национально-культурного наследия,  соотношения сельского  и
городского  населения,  менталитет  народа  -  все  это  отражается на
региональной системе образования и  требует  особой,  отличающейся  от
общероссийской,  программы  действий в устранении системного дефекта в
существующей государственной образовательной политике.
     Поскольку мироощущение  человека  меняется  медленнее всего,  это
рождает сложные проблемы и коллизии.  И единственный путь их решения -
через  молодое  поколение,  не отягощенное прежними устоями и догмами.
Именно через образовательные учреждения,  создавая в них дух  свободы,
правового  и  экономического сознания,  через сотрудничество "ученик -
учитель - родители - окружающие люди" возможно изменение  менталитета,
мироощущения нашего народа.
     Это требует   создания   новых   организационно-экономических   и
образовательно-правовых  механизмов  деятельности всех звеньев системы
образования.  Ключевой  фигурой  необходимых  преобразований  является
учитель   в  новой  функции  партнера  родителей,  друга  и  духовного
наставника ребенка с самого раннего возраста.
     Активная работа  ученых  и  педагогов-практиков  республики и,  в
первую   очередь.   Чувашского   государственного   университета   им.
И.Н.Ульянова, расширяет и укрепляет образовательные связи республики с
перспективно развивающимися регионами России.  На принципиально  новый
этап развития вышли республиканское образовательное пространство и его
международные контакты с подключением университета к Интернету.
     Образовательными учреждениями   Чувашии   наработан  целый  набор
инновационных проектов и программ,  сейчас для их внедрения необходима
поддержка как на государственном, так и на общественном уровне.
     Основной путь управления образовательным пространством республики
- целевые государственные программы.
     В настоящее время  завершена  работа  над  программами  "Сельская
школа" и "Образование и здоровье детей".
     В стадии   разработки   находится   программа   "Профессиональное
образование".  В  1998  году  принята  республиканская программа "Дети
Чувашии".
     Все они имеют комплексный социально-образовательный характер:
     а) работают на решение стратегических задач;
     б) направлены на решение крупных социальных проблем;
     в) их разработка  и  реализация  должны  иметь  межведомственный,
межотраслевой характер.
     Кроме того,  в республике действует  еще  ряд  целевых  программ,
направленных на решение конкретных задач.
     Анализ существующих и разрабатываемых программ позволяет выделить
стратегические  и тактические организационно-управленческие решения по
следующим приоритетным направлениям:
     I. Сельская школа. Профессиональное образование.
     II. Образование и здоровье детей. Дети группы риска.
     III. Инновационное образование.

                ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
                         СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

     1.А. Социализация   образования   (приближение   образования    к
потребностям   общества).   Всемерное   развитие  национальной  школы.
Обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном
и международном рынках труда.
     1.Б. Построение       личностно-ориентированного       содержания
образования.
     Сегодня образование все еще  оторвано  от  реалий  жизни  как  по
качеству  подготовки своих выпускников к изменениям в обществе,  так и
по сути своего  функционирования.  Оно  не  соответствует  современной
социально-экономической ситуации.
     Школьное образование с  классическим  набором  знаний,  умений  и
навыков,  с поспешно вводимыми образовательными стандартами неспособно
выполнять новые социальные функции. Школа должна научить учащихся жить
в динамичной среде,  анализировать ситуации,  делать выбор,  принимать
нестандартные  решения,  т.е.  достичь  такого  социально  приемлемого
уровня   образованности   граждан,   который   обеспечит  максимальную
безопасность нации в конкретный исторический период.
     Слабая общественная   поддержка   школы   (всех   образовательных
учреждений) объясняется в определенной степени оторванностью  школьных
знаний  от жизни.  Общество сегодня требует качественно иной продукции
во всех сферах, а, значит, и в образовании.
     Но кардинальные  изменения  личности  возможны лишь в том случае,
если с ранних лет в дошкольных  образовательных  учреждениях  и  школе
человек  будет  формироваться в ином образовательном пространстве.  Не
администрирование,  навязывание воли и знания  учителя,  а  педагогика
сотрудничества,   формирование   чувств   достоинства,   свободы  даст
возможность изменить качество образования, достичь поставленных целей.
     Современная школа  призвана  обеспечить  передачу  из поколения в
поколение многовекового опыта родного народа, его нравственных устоев.
Она  должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к
материальной  и  духовной  культуре  родного  народа,  его  традициям,
принять  на себя важнейшие функции формирования у учащихся этнического
самосознания, человеческого и национального достоинства.
                    2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
     2.1. Обновление   учебно-воспитательного  процесса  и  содержания
образования:
     внедрение развивающего обучения и инновационных технологий (через
деятельность вузов,  Чувашского республиканского института образования
(РИО), общественных советов и ассоциаций);
     создание гибкого базисного учебного плана;
     всемерное повышение  качества преподавания иностранных языков как
средства делового общения на международном уровне;
     подготовка и    издание    учебников    нового    поколения    по
национально-региональному компоненту;
     внедрение новой    схемы    снабжения   учебниками   федерального
компонента;
     поддержка и   поднятие   престижа  творчески  работающих  школ  и
педагогов (конкурсы, аттестация, авторские публикации и т. д.);
     создание системы   мониторинга  и  прогнозирования  подготовки  и
переподготовки педагогов всех уровней;
     создание лаборатории   и   коллектива   педагогов  для  поиска  и
апробации современных решений проблем сельской школы.
     2.2. Изменение характера деятельности образовательных  учреждений
и управления ими:
     превращение каждого  образовательного   учреждения   (дошкольное,
школьное,  профессиональное) в социально ориентированное и общественно
зависимое по управлению,  в многоканально финансируемое и экономически
стабильное   по   функционированию.   Это   приведет   к   тому,   что
образовательное учреждение должно будет  работать  исходя  из  позиции
опережающего  развития  образования,  в  соответствии  с перспективами
развития  экономики  и  социальной  среды,  запросами   и   ожиданиями
обучающихся, родителей, общества и государства в целом;
     развитие профильных классов,  трудовых,  фермерских школ и т.  д.
Поддержка общественностью такого типа школ даст им новый импульс,  как
направленным на потребности родителей и общества.  Обновременно школа,
как центр сообщества,  окажет благотворное социокультурное воздействие
на местное население;
     создание в  школе  атмосферы  защищенности,  формирования чувства
национальной полноценности и морального комфорта  в  многонациональной
среде;
     создание условий,  гарантирующих равные права национальных языков
и  традиций,  соблюдение  паритетности  языков,  повышение  статуса  и
социальных функций родного языка;
     целенаправленное формирование      в      республике      единого
образовательного сообщества через  развитие  попечительства,  создание
ассоциаций,  советов  по образованию и т.  п.,  включая в эту проблему
представителей всех групп общества;
     создание и реализация программы "Профессиональное образование", с
максимальным учетом потребностей общества, его социально-экономических
запросов.
     2.3. Усиление  роли  образования  в  обществе  возможно   и   при
объединении  им  различных структур для решения еще двух актуальнейших
проблем: здоровье детей и неблагополучные дети (дети группы риска).
     Основные подходы    и    меры    разрабатываются    в    проектах
соответствующих программ.

     3. Некоторые конкретные меры по реализации указанных направлений:
     разработка новых  муниципальных  программ стабилизации и развития
образования в Чувашской Республике;
     мобилизация усилий  вузов  республики  по  обновлению организации
учебно-воспитательного процесса  и  содержания  школьного  образования
(инвентаризация  и  обновление  планов научно-исследовательских работ;
широкая общественная аттестация вузов,  кафедр;  организация конкурсов
по подготовке учебной литературы и т. д.);
     установление строгого государственного контроля  (лицензирование,
аттестация    и    аккредитация)   за   функционированием   учреждений
профессионального образования;
     разработка и  реализация республиканской программы переподготовки
и  повышения  квалификации  педагогических  и  управленческих  кадров,
включение ее в соответствующие федеральные программы;
     разработка программы   развития   и    поддержки    инновационной
деятельности в образовании, включение ее в соответствующие федеральные
программы;
     реорганизация Чувашского республиканского института образования в
целях эффективного научно-методического обеспечения целевых  программ,
более   оперативного   решения   задач   переподготовки   и  повышения
квалификации педагогических  и  управленческих  кадров  и  превращение
института  в  научно-методический  и информационно-аналитический центр
системы образования Чувашской Республики;
     создание Совета  по  профессиональному образованию при Президенте
Чувашской Республики;
     создание школьного  совета при Министерстве образования Чувашской
Республики,  Ассоциации инновационных школ, предметных ассоциаций и т.
д.

     II.В. Оптимизация    и    рационализация   сети   образовательных
учреждений республики (структурная перестройка  системы  образования).
Создание  региональной  системы  непрерывного  образования  на  основе
преемственности и интеграции.
     II.Г. Создание    нового    финансово-экономического    механизма
деятельности образовательной системы.
     В настоящее  время  в  республике  функционируют  553  дошкольных
образовательных  учреждения,   694   общеобразовательные   школы,   29
профессиональных  училища,  25  учреждений  среднего профессионального
образования, 8 лицензированных вузов.
     За последние   годы  наблюдается  тенденция  к  уменьшению  числа
дошкольных образовательных учреждений и увеличению вузов.
     Но если  дошкольные  и  школьные  учреждения  остались  в ведении
Министерства образования  Чувашской  Республики,  то  профессиональное
образование,  в особенности высшее и среднее, даже формально находится
за  пределами  компетенции  Министерства.  Это  значительно  осложняет
координацию действий по структуризации системы образования в целом, по
мобилизации и рационализации в использовании региональных  ресурсов  и
введению   государственного   заказа  на  подготовку  специалистов,  в
частности.

     II.1. Реализация подпрограммы "Сельская школа в Чувашии"
     Данная подпрограмма    имеет   чрезвычайно   большую   социальную
значимость для нашей республики,  где 40%  населения -  сельское,  70%
образовательных учреждений и почти половина учащихся также - сельские.
Актуальная   необходимость   в    реструктуризации    сети    сельских
образовательных учреждений обусловлена рядом следующих причин: падение
рождаемости на селе  в  последние  10-15  лет,  уменьшение  финансовых
возможностей   родителей  детей  дошкольного  возраста,  невозможность
строительства школьных зданий в прежнем  темпе  и  количестве,  низкое
качество  образования  в малокомплектных школах и высокая стоимость их
содержания.
     Коренные изменения,  происходящие  в  социо-экономической  сфере,
требуют срочных мер  сегодня  и  разработки  направления  развития  на
будущее.
     На первом этапе необходимо начать в 2-3  районах  республики  ряд
принципиально   новых   экспериментальных   подходов,   заранее   даже
предполагая  их  недопонимание  со  стороны  населения.   Создание   и
апробация  в  этих  районах  точно просчитанных моделей позволит вести
работу в данных направлениях по республике в целом.
     Некоторые направления решения задачи:
     разработка и  апробация  модели  сельской  школы  с  оптимальными
социально-педагогическими и материально-техническими параметрами;
     на основе  инвентаризации   сельских   школ   -   оптимизация   и
рационализация   сети   школ,   их  укрупнение,  создание  комплексов:
школа-сад, школа-техучилище и т. п.;
     развитие подсобных    хозяйств   и   рациональное   использование
пришкольных земельных участков;
     материально-техническое обеспечение    школ    (сегодня   реально
техникой - отдельных, модельных, с подключением к сети Интернет);
     поэтапная газификация школ;
     кадровое обеспечение на основе развития контрактной  системы  для
подготовки  учителей.  В  перспективе - эксперимент с образовательными
чеками;
     создание социальной кафедры в РИО по проблемам сельской школы;
     поддержка и развитие всех форм интеграции сельских  учреждений  и
общественности,  способствующих развитию учащихся и школы,  как центра
села.

     II.2. Реализация  подпрограммы  "Профессиональное  образование  в
Чувашской Республике"
     Разработка и     реализация     республиканской      подпрограммы
"Профессиональное   образование",   основанной  на  идее  опережающего
образования     исходя     из     учета      динамично      меняющихся
социально-экономических  отношений  и темпа развития новых технологий,
ставит    целью    готовить    специалистов    с    высоким    уровнем
профессиональности,  образованности  и культуры,  конкурентоспособных,
умеющих мобильно адаптироваться к быстрым изменениям в обществе  и  на
производстве, быстрой смене профессий и сферы деятельности.
     Для подготовки  подпрограммы  необходимо  вовлечь   в   коллектив
разработчиков     представителей     всех    профессиональных    групп
образовательного пространства  республики  через  создание  Совета  по
образованию при Президенте Чувашской Республики.
     Некоторые направления решения задач:
     анализ динамики   социально-экономической   ситуации  и  развития
экономики республики в разрезе  городов  и  районов,  в  разрезе  форм
собственности  и  размеров  предприятий  на  перспективу  до 2007-2010
годов;
     определение общей  потребности  городов  и  районов  республики в
соответствующих профессиональных кадрах;
     анализ системы    профессионального    образования   на   предмет
соответствия сегодняшнему рынку труда,  разработка перспектив развития
ее структуры, прогноз на ближайшие годы;
     разработка моделей психолого-педагогического  мониторинга,  служб
адаптации    и   системы   контроля   качества   обучения   и   уровня
профессиональной   подготовки   учащихся,   студентов   и    курсантов
профессиональных образовательных учреждений;
     разработка предложений по созданию  научных,  учебно-методических
центров    профессионального   образования   и   системы   подготовки,
переподготовки и повышения  квалификации  управленческих  кадров  всех
отраслей    и   профессорско-преподавательского   состава   учреждений
профессионального образования;
     разработка системы   лицензирования,   аттестации,   аккредитации
профессиональных образовательных учреждений, обновление специальностей
и ликвидация дублирующих факультетов и отделений;
     создание единой  системы  непрерывного   образования,   поддержка
инновационных моделей интегрированных образовательных учреждений;
     возможная отработка  экспериментальной   модели   многоканального
финансирования    образовательных    учреждений   исходя   из   научно
обоснованных нормативов финансирования;
     создание сводной программы развития профессионального образования
республики и подготовка плана мероприятий по ее реализации.

     II.3. Реализация подпрограммы "Образование и здоровье детей"
     Неблагополучное состояние   здоровья   детей   в  образовательных
учреждениях обусловлено ухудшением социально-экономического  положения
населения   в  целом,  ростом  неблагоприятного  воздействия  факторов
внешней среды,  отрицательным влиянием школьных нагрузок. Приоритетные
направления  и  цели  программы:  обеспечение  укрепления и сохранения
здоровья детей,  привлечение их к систематическим занятиям  физической
культурой,  направленным  на развитие личности,  утверждение здорового
образа жизни.
     Некоторые направления решения задач:
     координация усилий    органов    образования,    здравоохранения,
физкультуры  и  спорта в формировании здорового образа жизни населения
Чувашской Республики и укрепление здоровья учащихся;
     развитие сети общеобразовательных школ с современными спортивными
сооружениями, спортивных клубов для детей и подростков;
     проведение мониторинга  состояния  здоровья  учащихся  на  основе
комплексных  медико-психологических  исследований,  включающих  анализ
психического здоровья, функционального развития и состояния ребенка;
     организация оптимального режима сочетания умственной активности и
физической  нагрузки,  смены видов деятельности,  учета индивидуальных
особенностей учащихся;
     разработка, апробация  и внедрение в практику работы школ учебных
предметов  и  факультативных  курсов,   направленных   на   воспитание
здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья;
     расширение сети   коррекционных   учреждений   для    обеспечения
консультативной  помощи  и организации индивидуальной работы с детьми,
имеющими особенности развития, и с детьми "группы риска";
     разработка новых   образовательных  технологий,  направленных  на
сохранение и укрепление здоровья учащихся.

     Реализация государственной   образовательной  политики  Чувашской
Республики предусматривает финансирование в рамках отраслевых, местных
бюджетов   и   принятых   республиканских   программ,  а  также  путем
привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.


Информация по документу
Читайте также