Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.1999 № 286 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30.12.99 N 286
Утратило силу - Постановление
Кабинета Министров Чувашской
Республики от 15.10.2009 г. N 318
О Программе энергосбережения
в Чувашской Республике на 2000-2005 годы
В целях государственной поддержки энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии в Чувашской Республике,
в развитие Основных направлений энерго- и ресурсосбережения в Чувашской Республике на 1996-2005 годы, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 1996 г. N 136, Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Программу энергосбережения в Чувашской Республике на 2000-2005 годы (далее - Программа). 2. Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской
Республики, Министерству строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики и Республиканской энергетической комиссии принять к исполнению организационные проекты Программы и в месячный срок утвердить планы работ в сфере энергосбережения на 2000 год. 3. Рекомендовать главам администраций городов и районов Чувашской
Республики разработать территориальные программы энергосбережения и организовать их выполнение, предусматривать в местных бюджетах, начиная с 2000 года, расходы на оплату энергоносителей бюджетным организациям отдельной статьей в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики и Республиканскую энергетическую комиссию с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 20 февраля ежегодно до 2006 года. Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики Э.Аблякимов УТВЕРЖДЕНА:
постановление Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.99 N 286 ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2000-2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Наименование Программа энергосбережения в Чувашской Республике на Программы 2000-2005 годы Основание для постановление Кабинета Министров Чувашской Республи- разработки ки от 29 апреля 1996 г. N 136 "Об основных направлениях энерго- и ресурсосбережения в Чувашской Республике на 1996-2005 годы" и постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 24 января 1998 г. N 80 "О федеральной
целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-
2005 годы"
Заказчик Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики
Координатор Республиканская энергетическая комиссия (далее - РЭК) Программы
Основные разра- Чувашский государственный университет им. ботчики Програм- И.Н.Ульянова, Академия электротехнических наук Чуваш- мы ской Республики, государственное учреждение "Управле- ние государственного энергетического надзора по Чуваш-
ской Республике" (далее - УГЭН)
Цель Программы развитие отраслей экономики через повышение эффектив- ности использования топлива и энергии, снижение финан-
совой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики и повышение жизненного уровня населения
Задачи Программы создание в 2000-2001 годах систем учета, регулирования расхода и контроля за эффективностью использования то-
плива и энергии, совершенствование управления энерго-
сбережением на территории республики;
снижение затрат к 2005 году на приобретение топливно-
энергетических ресурсов бюджетными организациями за счет нормирования, лимитирования и энергосбережения
на 95-105 млн. рублей в год;
снижение удельного расхода теплоэнергии в системе ото-
пления зданий до нормативных значений и постепенный
переход к бездотационному использованию энергоресурсов
населением к 2007 году и экономии до 220-240 тыс. тонн
условного топлива (далее - т у.т.) в год (200-220 млн. руб-
лей в год);
экономия энергоресурсов в энергоснабжающих организа-
циях в период 2000-2005 годов до 290-300 тыс. т у. т. за счет
оптимизации режимов работы и снижения потерь; экономия энергоресурсов в строительстве до 30-35 тыс.
т у. т. за счет повышения качества строительных мате-
риалов, снижения потерь тепла в эксплуатируемых
зданиях и доведения средне-отопительной характеристи-
ки до 0,26 Ккал/м3 оС;
экономия энергоресурсов за счет внедрения энергосбере-
гающих технологий и оборудования к 2005 году:
в промышленности до 60-70 тыс. т у. т./год
в сельском хозяйстве до 7-8 тыс. т у. т./год
Сроки и этапы 2000-2005 годы, в том числе: реализации I этап - 2000-2001 годы; Программы II этап - 2002-2005 годы. Перечень основ- 1. Формирование системы учета и информационно- ных мероприятий аналитической системы потребления топлива и энергии и подпрограмм 2. Создание нормативно-правового и организационных механизмов обеспечения эффективного использования
энергоресурсов
3. Энергосбережение по отраслям, которое состоит из
проектов (подпрограмм):
энергосбережение в энергоснабжающих организациях, развитие рынка энергии и мощности;
энергосбережение в промышленности;
энергосбережение в строительстве;
энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
(далее - ЖКХ);
энергосбережение в бюджетных организациях;
энергосбережение в сельском хозяйстве;
организация производства нового энергосберегающего
оборудования;
демонстрационная зона высокой энергоэффективности
Программа создание системы учета и отслеживания потребления предусматривает: энергоресурсов в Чувашской Республике; организацию нормирования потребления энергоресурсов; организацию энергетических обследований на предмет вы-
явления сверхнормативных потерь;
разработку энергосберегающих мероприятий;
разработку энергосберегающих мероприятий;
организацию статистической отчетности по рациональному
использованию энергоресурсов;
осуществление государственного надзора за эффективным
и рациональным использованием энергоресурсов
Исполнители министерства и иные органы исполнительной власти Программы и Чувашской Республики, администрации городов и основных районов, РЭК, УГЭН, хозяйствующие субъекты, мероприятий предприятия и организации Экономия, объемы этапы реализации Программы экономия топливно- и источники энергетических ресурсов финансирования (млн. рублей) Программы
I этап (2000-2001 гг.) 54-61 II этап (2002-2005 гг.) 620-700 Всего (2000-2005 гг.) 680-760 источники объем финансирования финансирования (млн. рублей) собственные средства 210 предприятий и учреждений,
включая бюджетные
кредиты банков и 80 иные привлеченные средства
Всего 290 Объемы финансирования уточняются при разработке
ежегодных планов
Ожидаемые за период до 2005 года экономия энергоресурсов составит конечные 850-950 тыс. т у. т., или 760-850 млн. рублей, в том числе результаты бюджетными организациями 95-105 млн. рублей в год реализации
Программы
ВВЕДЕНИЕ
В Чувашской Республике энергосберегающая политика определена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 1996 г. N 136 "Об основных направлениях энерго- и ресурсосбережения в
Чувашской Республике на 1996-2005 годы". Во исполнение вышеуказанного
постановления приняты и реализуются: "Программа энерго- и ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Чувашской Республики на 1997-2005 годы"; организационно-технические мероприятия
по экономии и рациональному использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) по министерствам, администрациям городов и районов, по программе энергосбережения на крупнейших производителях и
потребителях ТЭР (открытые акционерные общества "Чувашэнерго", "Химпром", "ЧАЗ", Чебоксарское муниципальное проектно-производственное предприятие "Теплосеть" и др.). Однако задачи, намеченные в указанном постановлении, выполнены не
в полном объеме, главным образом, по причине отсутствия механизмов финансового, организационного, информационного и нормативно-правового
регулирования энергосбережения в Чувашской Республике. Углубление кризиса в топливно-энергетическом комплексе Российской
Федерации, дефицит топливных ресурсов, а также принятие Закона Российской Федерации "Об энергосбережении", постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 80 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы и изменение структуры государственного управления энергосбережением в Российской Федерации и Чувашской Республике (Федеральная энергетическая комиссия, Государственный энергетический надзор Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Управление государственного энергетического надзора по Чувашской Республике, Республиканская энергетическая комиссия) требуют расширения масштабов и усиления работы в области эффективного использования топлива и энергии, как необходимых элементов в стратегии устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики и улучшения жизни людей. 1. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВА
И ЭНЕРГИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ежегодно в Чувашскую Республику поступает около 2,2 млрд. куб. метров природного газа, 360 тыс. тонн угля, до 80 тыс. тонн мазута, 15 тыс. тонн сжиженного газа. В оплату за поставленные ТЭР из Чувашской Республики уходит более 1 млрд. рублей. В республике производится электрической энергии около 5 млрд. кВт. час (в том числе 2,2 млрд. кВт. час на Чебоксарской ГЭС), тепловой энергии свыше 9101 тыс. Гкал, добывается 16 тыс. тонн топливного торфа, 82,5 тыс. куб. метров дров. Стоимость их на внутреннем рынке республики в 1998 году превысила 2 млрд. рублей, в 1999 году она оценивается на уровне 2,5-2,7 млрд. рублей, а в 2000 году - свыше 3,2 млрд. рублей. В каждом рубле валового национального продукта (далее - ВНП) ТЭР без учета моторного топлива занимают 16,7 копеек (по итогам 1998 года). Сопоставление данных потребления ТЭР в Чувашской Республике с данными Международного энергетического агентства (таблица 1) показывает, что по уровню потребления энергоресурсов, приходящихся на
душу населения, республика относится к развитым энергетическим регионам, но значительно уступает среднероссийским показателям эффективного использования топлива и энергии, так как их значительная
часть потребляется вне производственной сферы. Таблица 1
------------------------------------------------------------------------------------ ¦ Показатели +---------------------------------------------------------
¦ потребление ¦ потребление ¦ удельная Уровень ¦ ТЭР на ¦ электроэнергии ¦ энергоемкость ¦ 1 человека ¦ на 1 человека ¦ ВНП ¦ (т у.т. /человек) ¦ (кВт. час/ чело- ¦ (т у.т. /1000$) ¦ ¦ век) ¦ ------------------------------------------------------------------------------------ среднемировой 2,36 2187 0,433 среднероссийский 6,18 5750 1,287 по Чувашской Республике 2,39 3880 2,596 В стоимостном выражении на рынке ТЭР электроэнергия занимает около 33 процентов, при этом значительная ее часть используется в производственном секторе (72 процента). Тепловая энергия и первичные энергоносители, преобразовываемые в тепловую энергию, составляют 80 процентов, а распределение между производственной и непроизводственной сферой можно оценить как 35 на 65 процентов. Такое распределение характерно для регионов с высокой плотностью населения и объясняет низкий показатель эффективности использования ТЭР. Из ввозимых в Чувашскую Республику ТЭР, допускающих замену, наиболее эффективным видом топлива пока является природный газ, стоимость т у. т. в котором составляет 225 рублей (в ценах до 1 ноября 1999 г.), в угле - 315, в мазуте - 478, в сжиженном газе - 637. В текущем году стоимость мазута
и сжиженного газа резко поднялась и имеет тенденцию к дальнейшему удорожанию при темпах, превышающих темпы инфляции. Анализ распределения топливно-энергетических ресурсов при их переработке, транспортировке и потреблении позволяет сделать вывод о необходимости вести работу для повышения эффективности использования ТЭР по следующим направлениям: замена неэффективных видов топлива;
повышение эффективности переработки энергоресурсов;
снижение потерь при транспортировке;
повышение эффективности использования топлива и энергии у потребителей. Наиболее неэффективным ТЭР являются сжиженный газ, топочный мазут, уголь. Общий резерв замещения неэффективных ТЭР оценивается в 2,4-0,6 млн. рублей по сжиженному газу, 8-10 млн. рублей по мазуту и 6- 10 млн. рублей по углю, всего 16-20 млн. рублей. В Чувашской Республике 20 процентов топливных ресурсов перерабатывается в электрическую энергию, 80 процентов - в тепловую. Электрическая энергия производится на трех тепловых станциях - ТЭЦ-1,
ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Удельный показатель расхода газа на выработку электрической энергии на тепловых электростанциях составляет 280 грамм условного топлива на 1 кВт. час и является одним из лучших в Поволжском регионе. Потери при передаче электрической энергии в сетях
высокого напряжения составляют 4,1 процента, в сетях среднего и низкого напряжения - соответственно 11,1 и 11,3 процента. Таблица 2
СХЕМА ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(на 1998 г.)
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ГАЗ ¦ УГОЛЬ ¦ МАЗУТ ¦ СЖИЖЕННЫЙ V V V V ГАЗ -------------------------------------------------------------------------------------------- Ввозимые топливно-знергетические ресурсы
-------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Вид топлива ¦ Объемы в ¦ Объемы в ¦ Стоимость ¦ Удельная пп ¦ ¦ натуральных ¦ т у. т ¦ (тыс. рублей) ¦ стоимость ¦ ¦ величинах ¦ ¦ ¦ (тыс. рублей/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ т у.т) -------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Газ (тыс. куб. метров) 2165951,00 2599141,2 661806 0,255 2. Уголь (тыс. тонн) 360,00 344026,8 108500 0,315 3. Мазут (тыс. тонн) 59,60 82367,2 47680 0,579 4. Сжиженный газ (тыс. тонн) 15,33 24063,4 15327 0,637 Итого 3049598,6 833313 0,273 ¦
¦
¦
V ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
¦
V
¦ ¦ ¦ +-------------------+ V ¦ ¦ ¦ Теплоснабжающие ¦ +-------------+ ¦ V ¦ организации ¦ ¦ ОАО "Чуваш- ¦ V +-------------+ +-------------------+ ¦ энерго" ¦ +-------------+ ¦ ГУП Чуваш- ¦ ¦ ¦ +-------------¦ ¦ ГУП ¦ ¦ топпором ¦ V V ¦ ГЭС ¦ ¦ "Чувашгаз" ¦ +-------------¦ +------------+ +---------------+ +-------------+ +-------------+ ¦ дрова, торф ¦ ¦ регулируе- ¦ ¦ регулируемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мые РЭК ¦ ¦ местный ад- ¦ ¦ ¦ +-------------+ +------------+ ¦ министрациями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ электроэнергия, ¦ газ, ¦ уголь, дрова, ¦ теплоэнергия ¦ ¦ теплоэнергия ¦ сжиженный газ ¦ торф ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V V V V V ---------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ Баланс потребителя топливно-энергетических ресурсов -----+---------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ ¦ Единица ¦ Фактиче- ¦ Фактиче- ¦ Стои- ¦ Едини- ¦ т у.т. пп ¦ ¦ измерения ¦ ские ¦ ские ¦ мость ¦ ца объ- ¦ (тыс. ¦ ¦ ¦ объемы ¦ объемы ¦ (тыс. ¦ ема ¦ рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ в т у.т. ¦ рублей) ¦ (рублей) ¦ ---------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Электроэнергия тыс. кВт. час 3828600,0 470917,8 709074 0,19 1,506 2. Теплоэнергия тыс. Гкал. 9101,000 1300478,3 1183130 130,00 0,910 3. Газ тыс. куб. м 402000,00 482400,0 108540 0,27 0,637 4. Сжиженный газ тыс. тонн 15,327 24063,4 15327 1000,00 0,315 5. Уголь тыс. тонн 360,000 344026,8 108500 301,39 0,315 6. Дрова тыс. куб. м 82,500 21945,0 2500 30,30 0,114 7. Торф тыс. тонн 16,000 5440,0 1600 100,00 0,294 Итого 2649271,3 2128671 0,803 Потенциал энергосбережения за счет проведения технических и режимных мероприятий можно оценить в 120-140 млн. кВт. час, или 22- 24 млн. рублей, в том числе за счет оптимизации режимов работы сетей сельскохозяйственного назначения - 24-40 млн. кВт. час и оптимизации режимов в параллельно работающих трансформаторах - 18-24 млн. кВт. час. Выработка тепловой энергии производится более чем на 4600 котлах.
Технические параметры, уровень эксплуатации котлов и тепловых сетей имеют значительный разброс. Потери в тепловой энергии при производстве и транспортировке составляют до 40 процентов, а с учетом тепла отводимых дымовых газов - до 50 процентов, что составляет до 1 млн. т у. т., или более 800 млн.
рублей. Потенциал энергосбережения у потребителей распределяется следующим образом: в промышленности - 160-200 тыс. т у. т. (110-120 млн. рублей), на содержание жилищного фонда - 240 тыс. т у. т. (200-220 млн. рублей) и бюджетных организаций - 140 тыс. т у. т. (95 -100 млн. рублей) соответственно, в энергоснабжающих организациях: в электроэнергетике - 17 тыс. т у. т. (22-24 млн. рублей), в теплоэнергетике (котельные, тепловые сети) - 300-350 тыс. т у. т. (250-300 млн. рублей). 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является повышение экономических показателей отраслей промышленности, улучшение жизни населения через повышение эффективности использования топлива и энергии на единицу валового продукта, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижение финансовой нагрузки на бюджеты Чувашской Республики за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергии. Задачами Программы являются:
создание в 2000-2001 годах системы учета и контроля за эффективностью использования топлива и энергии и управления энергосбережением на территории Чувашской Республики; снижение затрат к 2005 году на приобретение ТЭР бюджетными организациями за счет нормирования, лимитирования и энергосбережения на 95-105 млн. рублей в год; высвобождение в жилищном секторе до 220-240 т у. т. и направление
их в производственную сферу; экономия энергоресурсов в энергоснабжающих организациях в период 2000-2005 годов до 290-300 тыс. т у. т. за счет оптимизации режимов работы системы открытого акционерного общества "Чувашэнерго", выравнивания графиков нагрузки по предприятиям через введение дифференцированных тарифов, повышения эффективности работы генерирующего оборудования, снижения потерь при транспортировке; экономия энергоресурсов в строительстве до 30-35 тыс. т у. т. за счет повышения качества строительных материалов, снижения потерь тепла в эксплуатируемых зданиях и доведения среднеотопительной характеристики до 0,26 Ккал/м3 °С; снижение удельного расхода теплоэнергии в системе отопления зданий до нормативных значений и постепенный переход на бездотационное потребление энергоносителей населением к 2007 году и экономия за счет
этого в жилищном фонде до 220-274 тыс. т у. т. в год (200-250 млн. рублей/год); экономия энергоресурсов в промышленности к 2005 году до 60-70 тыс. т у. т./год за счет внедрения энергосберегающих технологий; экономия к 2005 году до 7-8 тыс. т у. т. за счет энергосбережения
в сельском хозяйстве путем использования низкопотенциальной тепловой энергии, нетрадиционной энергетики и повышения потребления возобновляемых энергоресурсов. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
В основу политики энергосбережения Чувашской Республики положено предотвращение возможного топливно-энергетического кризиса или смягчение его последствий для региона с ограниченными природными ресурсами и высокой плотностью населения. Программа базируется на следующих основных принципах:
государственное регулирование, надзор и управление энергосбережением; приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии
над увеличением добычи, производства и закупки; сбалансирование развития энергетического комплекса и энергосбережения у потребителей; приоритет энергосбережения в организациях бюджетной сферы;
обязательность учета ТЭР;
приоритет производства энергоносителей от возобновляемых источников; открытость программы по составу проектов, участников и направлениям энергосбережения; экономическая целесообразность энергосбережения, предоставления финансовых льгот и поощрений в пределах сэкономленных средств (для бюджетных организаций); консолидация финансовых ресурсов и их использование на условиях возврата; обеспечение экологической безопасности и снижение технологической
нагрузки на территорию республики. 4. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики определяет стратегию развития энергетики и энергосбережения в Чувашской Республике, РЭК осуществляет межведомственную координацию
работ по энергосбережению и обеспечивает контроль за реализацией организационных и технических проектов. Управление проектами осуществляют координаторы организационных проектов (рис.1). Государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Чувашской Республике" осуществляет надзор за эффективным использованием ТЭР и техническими проектами энергосбережения. Система управления проектами предполагает наличие координаторов и
разработчиков проекта, определение целей и задач проекта, сроков и этапов реализации и перечня основных мероприятий нормативно-методической базы. Нормативно-методические материалы, подлежащие разработке и внедрению в республике и обеспечивающие реализацию Программы, приводятся в таблице 3. Таблица 3
+-------------------+ ¦ Кабинет Министров ¦
¦ Чувашской ¦ ¦ Республики ¦ +-------------------+
V +--------------------------------+
¦ Министерство промышленности, ¦ ¦ энергетики и транспорта Чуваш- ¦ ¦ ской Республики ¦ +--------------------------------¦ ¦ Координатор программы ¦ +--------------------------------+
_________________________________________________________________¦____________________________¦_________________________________________________________
| ¦ РЭК ¦ | +-----------------+ | ¦ ¦ | ¦ Государственное ¦ | +----------------------------+ | <-> ¦ учреждение ¦ | ¦ экспертный совет ¦ | ¦ "Чувашэнерго- ¦ | +--------------------+ | ¦ надзор ¦ |________________________________________________________________________________________________________________________________________________________| +-----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V V V V V V +------------+ +------------+ +------------+ +-----+ +----------------+ +----------------+ ¦ Минпром ¦ ¦ Минстрой ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ РЭК ¦ ¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ Минпром ¦ Координаторы ¦ Чувашской ¦ ¦ Чувашской ¦ ¦ Чувашской ¦ ¦ ¦ ¦ Чувашской ¦ ¦ Чувашской ¦ организационных ¦ Республики ¦ ¦ Республики ¦ ¦ Республики ¦ ¦ ¦ ¦ Республики ¦ ¦ Республики ¦ проектов +------------+ +------------+ +------------+ +-----+ +----------------+ +----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V V V V V V V V +--------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +--------------------+ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Демонстрационная ¦ ¦ Энергосбережение ¦ ¦ Организация нового ¦ Оганизацион- ¦ в энергоснабжающих ¦ ¦ в промышленности ¦ ¦ в строительстве ¦ ¦ в ЖКХ ¦ ¦ в бюджетных ¦ ¦ зона ¦ ¦ в сельском ¦ ¦ производства ¦ ные проекты ¦ организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организациях ¦ ¦ ¦ ¦ хозяйстве ¦ ¦ энергосбережения ¦ +--------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ +------------------+ ¦ оборудования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦<-------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V V V ¦ V V ¦ -----------------------------------------------------+------------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ V ¦ V ¦ ___________ +-------------+ ¦ +----------------+ ¦ | | ¦ Бюджетные ¦ ¦ ¦ Хозрасчетные ¦ ¦ | Население | Объекты сферы ¦ ¦ ¦ ¦ субъекты ¦ ¦ |___________| энергосбережения ¦ организации ¦ ¦ ¦ хозяйствования ¦ ¦ | +-------------+ ¦ +----------------+ ¦ | ¦ ¦ ¦ ¦ | ¦ ¦ ¦ ¦ | V V V ¦ | +------------------+ ¦ | ¦ Энергоснабжающие ¦<----------------¦-----|
¦ организации +-----------+ +-----------------+ +------------------+ ¦ ¦ Энергосервисные ¦ ¦ Ведомственные центры ¦<->¦ компании ¦ ¦ энергосбережения ¦ +-----------------+ +----------------------+
Рис. 1. Структура управления энергосбережением в Чувашской Республике.
Таблица 3
Перечень
разрабатываемых нормативно-методических документов,
обеспечивающих реализацию Программы
-------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Нормативно-правовые документы ¦ Ответствен- ¦ Сроки пп ¦ ¦ ные ¦ принятия -------------------------------------------------------------------------------------- 1. Закон "Об энергосбережении в Чувашской РЭК I квартал Республике" 2000г. 2. Положение о стимулировании потребителей и РЭК I квартал производителей-хозяйствующих субъектов за 2000г. организацию эффективного использования
энергоресурсов и энергосбережения
3. Положение о порядке установления и контро- РЭК, УГЭН ля объемов потребления топливно-
энергетических ресурсов организациям, фи-
нансируемым из бюджетов разных уровней
(кроме жилищного Фонда) 4. Положение о ежегодном конкурсе по энерго- РЭК сбережению на территории Чувашской Респуб-
лики
5. О статистическом наблюдении за потреблени- РЭК, II-III ем энергоресурсов УГЭН, кварталы Госкомстат 2000г. Чувашской
Республики 6. Методика паспортизации жилых зданий и ин- РЭК, УГЭН II-III женерных сооружений кварталы 2000г. 7. Методические указания по созданию нормати- РЭК,УГЭН вов удельного потребления на предприятиях
8. Методика оценки бюджетной эффективности РЭК мероприятий энергосбережения
9. Положение об энергоэффективной демонстра- РЭК ционной зоне Чувашской Республики
Основными функциями координатора Программы - РЭК являются:
подготовка нормативно-правового обеспечения;
осуществление механизмов консолидированного финансового обеспече-
ния; информационно-аналитическое сопровождение;
содействие работам по энергосбережению на муниципальном уровне.
Экспертный совет РЭК рассматривает нормативно-правовые и методи-
ческие документы по энергосбережению, производит анализ эффективности Программы и дает рекомендации по конкурсному отбору проектов энергосбе- режения. Технические проекты и мероприятия, представляемые для участия в Программе, включают паспорт-заявку и краткую пояснительную записку установленной формы, содержащие: цели и задачи проекта, важнейшие целевые показатели;
описание проекта;
сроки и этапы реализации;
перечень основных мероприятий в реализации проекта;
перечень исполнителей проекта;
объемы экономии и бюджетную эффективность;
объемы и источники финансирования проекта;
ожидаемые конечные результаты.
Первоочередными мероприятиями муниципального уровня управления энергосбережением являются: организация контроля за использованием энергетических ресурсов бюджетных и дотируемых из бюджета организаций; составление энергетических балансов и паспортов муниципальных образований; организация энергетических обследований наиболее энергоемких предприятий, финансируемых из местных бюджетов (с последующей паспортизацией); разработка муниципальных программ энергосбережения.
В помощь муниципальным образованиям предусматривается формирование комплекта нормативной и методической документации по организации управления энергосбережением. 5. ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации Программы для достижения поставленных целей планируется довести к 2005 году объем привлекаемых в энергосбережение
средств до 60-70 млн. рублей в год. Финансирование проектов и мероприятий по повышению эффективности использования топлива и энергии осуществляется за счет: собственных средств производителей и потребителей энергоресурсов;
средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в объемах, предусмотренных на энергосбережение; средств инвесторов;
кредитов банков.
Кроме того в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для вышеуказанных целей могут формироваться консолидированные средства потребителей на энергосбережение. Основным критерием отбора технического проекта для участия в Программе является его бюджетная эффективность, выраженная в прямой экономии средств бюджета, направляемых на приобретение топливно-энергетических ресурсов, или в увеличении объемов продаж продукции и налоговых отчислений в бюджет. При одинаковой экономической эффективности проектов преимущество в финансировании получают проекты с паевым участием из собственных и привлекаемых от сторонних инвесторов средств. Финансирование хозрасчетных организаций из бюджетных или консолидированных средств осуществляется на возвратной основе под половину процентной ставки кредитных учреждений. Стимулирование бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, осуществляется путем оставления в распоряжении этой организации или федерального ведомства средств экономического эффекта на период окупаемости проекта плюс один год согласно постановлению Правительства Российский Федерации от 15 июня 1998 г. N
588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России". 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется методами проектного управления. По каждому мероприятию (проекту) определяются цели и задачи, необходимые для их выполнения ресурсы, организация-координатор, схема управления проектом. Общую координацию Программы осуществляет Министерство промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики, оперативное управление и контроль - РЭК. Программные мероприятия предусматривают:
а) создание системы государственного управления эффективностью использования топлива и энергии на территории республики; б) организационные проекты энергосбережения:
в госбюджетных организациях;
на объектах ЖКХ;
в энергоснабжающих организациях;
в строительстве;
в промышленности;
в сельском хозяйстве;
в) организацию производства нового энергосберегающего оборудования; г) создание демонстрационных зон высокой энергетической эффективности. 6.1. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Целью проекта являются разработка и внедрение организационных механизмов контроля и управления потреблением ТЭР бюджетными организациями всех уровней на территории Чувашской Республики и сокращение бюджетных затрат на их приобретение. Задачи проекта:
создание в 2000-2001 годах системы контроля расходования ТЭР бюджетными организациями республиканского и муниципального подчинения; введение нормирования и лимитирования потребления ТЭР, предусматривание в бюджетах всех уровней выделения отдельной строкой финансирования затрат на ТЭР; организация проведения энергосберегающих мероприятий по схеме:
энергетическое экспресс-обследование - энергоаудит - технический проект - экспертиза - выделение средств - контроль за эффективностью энергосберегающего проекта - снижение лимитов ТЭР. На первом этапе, в 2000-2001 годах, путем реализации малозатратных мероприятий по энергосбережению удельный показатель энергопотребления следует довести до 0,352 Гкал/м2 для дошкольных учреждений и до 0,235 Гкал/м2 для учебных, лечебных и других учреждений. Годовая экономия составит 65-70 млн. рублей. На втором этапе, в 2002-2005 годах, данные показатели должны быть
доведены соответственно до 0,281 и 0,200 Гкал/м2, что даст дополнительную годовую экономию в размере 30 -35 млн. рублей. Годовая
экономия к 2005 году должна составить 95-105 млн. рублей, а общая экономия за период 2000- 2005 годов составит 230-250 млн. рублей. Координатор проекта: РЭК.
6.2. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ОБЪЕКТАХ ЖКХ
Целью проекта является обеспечение соблюдения санитарных правил и
норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП) в части отопления жилых и гражданских зданий путем снижения потерь тепла на теплоснабжение за счет наладки систем теплоснабжения, а также снижения тепловых потерь в энергообеспечении жилищного фонда на 20 процентов от существующей нагрузки, в том числе в г. Чебоксары на 30 процентов (т.е. примерно 38 млн. рублей в ценах 1999 года). Задачи проекта:
поэтапное определение необходимого тепла для нормативного (в соответствии с СНиП, СанПиН) отопления зданий с помощью инструментально определяемой теплоградусной характеристики каждого здания; разработка документов и внедрение в практику правил приемки отопительных систем, тепловых узлов и трубопроводов тепловой сети с проверкой соответствия проектным и нормативным показателям энергоэффективности и требованиям нормативного теплоснабжения зданий; разработка методики оперативной проверки (экспресс-обследования) и наладки отопительных систем зданий, тепловых узлов и сетей; разработка проектов по повышению энергоэффективности существующих
зданий и сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства; разработка и внедрение коммуникационных узлов для поквартального учета расхода энергоресурсов в существующих многоквартирных жилых домах; применение современных теплоизоляционных материалов и конструкций, приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов при реконструкции жилищного фонда; внедрение эффективных отопительных агрегатов, в том числе автономных, теплосетей с эффективной гидро- и теплоизоляцией, использования нетрадиционных источников энергии; разработка программы обучения персонала, обслуживающего отопительные системы зданий, учитывающие внедрение энергосберегающих технологий. Координатор проекта: Минстрой Чувашской Республики.
6.3. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Целью проекта является снижение себестоимости продукции энергоснабжающих организаций за счет повышения эффективности использования ТЭР и снижения издержек производства. Задачи проекта:
а) управление спросом (разработка нормативно-методической документации): снижение максимумов нагрузки;
проведение энергосберегающей тарифной политики;
б) получение достоверных данных о реализованных и потребленных энергоресурсах: оснащение приборами учета расхода первичных энергоресурсов, электрической и тепловой энергии. в) снижение затрат при:
производстве электрической и тепловой энергии;
транспортировке энергоресурсов;
г) снижение потерь энергоресурсов при транспортировке и распределении; д) создание системы мотивации эффективного использования ТЭР:
внедрение системы планирования и отчетности по показателям энергоэффективности; постоянное обновление нормативных энергетических характеристик оборудования; материальное стимулирование на основании показателей энергоэффективности. В результате реализации проекта будет достигнута экономия ТЭР на 2000-2005 годы около 10-15 процентов, или доведение ее до 9,6 тыс. т у.т./год. Координатор проекта: Минпром Чувашской Республики.
6.4. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ОБЪЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА
Целью проекта является сокращение затрат тепла на отопление в строящихся и проектируемых объектах. Задачами проекта являются:
обеспечение строительства современными энергоэффективными решениями на стадии проектирования, повышение контроля на стадии технологического процесса строительства, применение более энергоэффективных строительных материалов и конструкций, приемка законченных строительством зданий и сооружений в строгом соответствии
с требованиями строительных норм и правил; совершенствование системы аттестации строительных материалов как средства повышения качества; создание банка данных материалов и конструкций с их реальными теплотехническими характеристиками, используемых в Чувашской Республике; введение энергетического паспорта жилого здания, сопровождающего здание от проекта до эксплуатации, с занесением всех изменений, согласовании, проверок фактического теплопотребления; создание постоянно действующего экспериментального строительства (отработка элементов энергосбережения в зданиях) по частям здания и здания в целом. Координатор проекта: Минстрой Чувашской Республики.
6.5. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Целью проекта является повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения ее себестоимости путем оптимизации энергопотребления. Выполнение проекта включает:
а) разработку нормативно-методических документов:
энергетического паспорта предприятия;
методики заключения договоров между производителями и потребителями энергоресурсов; методики расчета тарифов на энергоресурсы, учитывающей нормативные затраты у потребителя и производителя и стимулирующую снижение удельных затрат (введение дифференцированного тарифа по времени суток и периодам года, исключение платы за максимум); методики обязательного энергоаудита предприятий-должников за энергоресурсы; методики предоставления налоговых кредитов (льгот) для энергосберегающих мероприятий; б) подготовку предложений по введению разработанных нормативно-методических документов; в) разработку прогноза платежеспособности промышленных предприятий (на рынке энергоресурсов) с целью определения конкурентных возможностей их продукции и обоснования энергосберегающих мероприятий; г) проведение обязательных энергоаудитов предприятий-неплательщиков, обеспечение проведения ими мероприятий по
эффективному использованию энергоресурсов; д) консолидацию усилий производителей и потребителей энергоресурсов на нужды энергосбережения с целью поддержания платежеспособного рынка энергоресурсов, стимулирование производителя за оказание энергосберегающих услуг потребителю, например, путем дифференциации налогов; е) выбор энергоэффективных предприятий (их элементов) для включения в состав демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности и широкого информирования промышленных предприятий о возможностях эффективного энергоиспользования; ж) создание и поддержание информационной базы данных об энергоэффективных технологиях и оборудовании, рынке энергоресурсов. Реальная экономия затрат энергоресурсов составит до 15 процентов,
или 120 тыс. т у. т., что составляет около 117 млн. рублей в ценах 1999 года при условии сохранения объема и структуры реализации продукции. Координатор проекта: Минпром Чувашской Республики.
6.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВОГО
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ
Цели проекта:
организация производства на предприятиях республики импортозамещающего энергосберегающего оборудования на базе регулируемых электроприводов и малошумящих насосов; стимулирование внедрения энергосберегающих технологий и оборудования путем создания правовой и экономической среды, благоприятствующей этому и, как следствие, появления реальной потребности в таком оборудовании. Представление предложений энергосберегающего оборудования со стороны производителей и реальной потребности в нем создаст рынок энергосберегающих технологий и оборудования; снижение себестоимости кубометра холодной и горячей воды, подачи тепла на отопление за счет снижения потерь и повышения энергоэффективности. Предполагается, что реализация проекта начнется с I квартала 2000
г., а поставка оборудования - с III квартала 2001 года. В результате реализации проекта будет организован рынок энергосберегающего оборудования, на котором будут представлены следующие продукты и услуги: импортозамещающее энергосберегающее комплектное оборудование;
типовые проекты установки энергосберегающего оборудования на объектах; монтаж, наладка, сервисное обслуживание и ремонт энергосберегающего оборудования; обучение эксплуатационного персонала;
экономия электроэнергии, воды, тепла.
Общая емкость рынка республики оценивается не менее 40 млн. рублей. В результате внедрения энергосберегающего оборудования как в новое строительство, так и в существующую застройку произойдет снижение расхода электроэнергии на подачу потребителям воды и тепла, снижение себестоимости и отпускной цены на них, уменьшение дотаций из
бюджета. Перечень перспективного энергосберегающего оборудования для организации производства: 1. Комплектные тепловые узлы (открытое акционерное общество "Промприбор"). 2. Трансзвуковые теплообменники (открытое акционерное общество "Промприбор"). 3. Низкооборотные (безредукторные) электрогенераторы для малой ветро- и гидроэнергетики. 4. Частотнорегулируемые электропривода (открытое акционерное общество "ЧЭАЗ"). 5. Статические компенсаторы реактивной мощности (открытое акционерное общество "ЧЭАЗ"). 6. Агрегаты утилизации низкопотенциального тепла (на основе теплообменников и тепловых насосов). 7. Системы комплексного управления режимами котлов и теплоснабжения (открытые акционерные общества "Элара", "Промприбор"). 8. Системы управления подачей топлива и зажиганием в двигателях внутреннего сгорания. 9. Комплекты оборудования для перевода автомобилей на газомоторное топливо. Координатор проекта: Минпром Чувашской Республики.
6.7. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Целью проекта является снижение затрат топлива и энергии при производстве сельскохозяйственной продукции, обеспечение бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения сельского населения. Для достижения этих целей необходимо создать: информационно-нормативную базу энергосбережения;
систему управления энергосбережением в сельском хозяйстве. Первый
этап: 2000-2001 годы: 1. Создание информационной базы потребителей и производителей энергоресурсов: проведение энергообследования; подготовка реестра используемых технологий и оборудования с указанием характеристик энергоэффективности. 2. Анализ эффективности использования льготного тарифа и выявление хозяйств (объектов) с низкой энергоэффективностью и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|