Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.07.2001 № 163

                          КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
                         ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                           18.07.2001 N 163
 
 Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
                                                   от 27.08.2008 № 244
 
                   О Концепции развития налогового
                   потенциала Чувашской Республики
 
     В целях    обеспечения    устойчивого    социально-экономического
развития, повышения финансовой самостоятельности Чувашской Республики,
реализации  Программы  реформирования системы управления общественными
финансами  в  Чувашской   Республике   Кабинет   Министров   Чувашской
Республики п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития налогового потенциала
Чувашской Республики (далее - Концепция).
     2. Министерству  финансов  Чувашской   Республики   совместно   с
Министерством экономики Чувашской Республики осуществлять формирование
республиканского  бюджета  Чувашской  Республики   на   2002   год   и
последующие годы с учетом положений Концепции.
     3. Рекомендовать  органам   местного   самоуправления   проводить
социально-экономическую   политику  и  формирование  местных  бюджетов
исходя из основных положений Концепции.
     4. Предложить  Управлению  Министерства  Российской  Федерации по
налогам и сборам по Чувашской  Республике  и  Территориальному  органу
Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в
Чувашской Республике в рамках реализации Соглашений о  взаимодействии,
заключенных  с Кабинетом Министров Чувашской Республики,  организовать
работу в соответствии с направлениями Концепции.
 
 
     Председатель
     Кабинета Министров
     Чувашской Республики          Э.Аблякимов
 
 
 
 
                                                           УТВЕРЖДЕНА:
                                      постановление Кабинета Министров
                                                  Чувашской Республики
                                                   от 16.07.2001 N 163
 
                              КОНЦЕПЦИЯ
         развития налогового потенциала Чувашской Республики
 
                               Введение
 
     Концепция развития  налогового  потенциала  Чувашской  Республики
(далее  -  Концепция)  определяет основные цели,  задачи и направления
государственной политики Чувашской Республики в отношении формирования
и  развития  налогового  потенциала,  обеспечивающего  устойчивый рост
экономики и социальной сферы,  усиление мобилизующей  роли  бюджета  и
повышение    финансовой    самостоятельности    республики,   создание
сбалансированной и стабильной налоговой системы.
     Под налоговым   потенциалом   Чувашской  Республики  в  Концепции
понимается совокупность  возможных  налоговых  поступлений  в  бюджеты
Чувашской Республики.
     Одним из важнейших  направлений  экономических  преобразований  в
Чувашской  Республике  на среднесрочную перспективу является повышение
эффективности  управления  общественными  финансами,  что  может  быть
достигнуто  на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы,
укрепления и развития налогового потенциала.  В связи с  этим  назрела
необходимость  проведения оценки хода реформирования налоговой системы
Чувашской Республики,  объема и структуры поступлений налогов и сборов
и   резервов  их  мобилизации  в  республиканский  и  местные  бюджеты
Чувашской Республики.
     Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами:
     а) развитие рыночных отношений и  реформирование  экономики,  что
требует   обновления   механизмов  реализации  социально-экономической
политики, в том числе на региональном уровне;
     б) появление  благоприятных  экономических условий для увеличения
налогового  потенциала  и  повышения  устойчивости  бюджетной  системы
Чувашской  Республики,  связанных  со стабилизацией макроэкономической
ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;
     в) осуществление   налоговой   реформы  и  внесение  изменений  в
законодательство  о  налогах  и  сборах  на  федеральном  уровне,  что
предопределяет  проведение соответствующей работы по совершенствованию
законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах;
     г) отсутствие  в  действующих нормативных актах четких критериев,
позволяющих организовать работу по развитию налогового  потенциала  на
республиканском и муниципальном уровнях.
     В рамках  намеченных  целей   социально-экономического   развития
предстоит  реализовать качественно новый этап реформирования налоговой
системы,  направленный на концентрацию усилий по  развитию  налогового
потенциала.
 
           Раздел 1. Оценка состояния налогового потенциала
                         Чувашской Республики
 
     Налоговые преобразования,  проведенные в Чувашской  Республике  в
рамках   реформирования   налоговой  системы  на  федеральном  уровне,
способствовали созданию благоприятного  налогового  и  инвестиционного
климата.
     В республике  введены  налог   с   продаж,   упрощенная   система
налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог
на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной
отменой  множества малоэффективных и трудоемких в исчислении,  учете и
налоговом администрировании местных налогов и сборов.
     В целях   повышения   заинтересованности  предприятий,  кредитных
учреждений в  инвестировании  реального  сектора  экономики,  создания
новых   производств   и  рабочих  мест,  социальной  защиты  населения
практикуется предоставление льгот по ряду  налогов,  в  том  числе  по
налогу  на  прибыль  предприятий  и  организаций,  налогу на имущество
предприятий, налогу с продаж.
     Активно используются  возможности  предоставления государственной
поддержки предприятий  в  виде  налоговых  отсрочек,  реструктуризации
задолженности  по платежам в бюджет.  В 2000 году в республике провели
реструктуризацию  и  получили  отсрочку  по  платежам  в  бюджет   222
предприятия на сумму 541 млн. рублей.
     Налоговыми органами   в   соответствии   с   Налоговым   кодексом
Российской   Федерации   на   постоянной   основе   ведется  работа  с
налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов  и
сборов,  предпринимаются  меры  по  снижению  и  ликвидации  налоговой
задолженности.
     В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей с 1999
года  ведется   единый   государственный   реестр   налогоплательщиков
Чувашской Республики,  ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов
и сборов крупными налогоплательщиками.
     Активно осуществляются    меры    по   финансовому   оздоровлению
предприятий.  Так,  в  результате  проведения   процедур   конкурсного
производства  и  внешнего  управления  за  1998-2000  годы  в  бюджеты
Чувашской Республики поступило около 100 млн. рублей.
     Бюджетная политика   является   ключевым   звеном   экономической
политики государства и направлена на превращение бюджета  в  подлинный
инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных
товаропроизводителей.  В рамках начатого в 1994  году  на  федеральном
уровне  реформирования  межбюджетных  отношений Чувашская Республика в
1995  году  приступила  к   реформе   межбюджетных   отношений   между
республиканским  бюджетом  Чувашской  Республики и бюджетами районов и
городов,  основными целями которой стали  усиление  заинтересованности
органов  государственной  власти  и  органов местного самоуправления в
увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности  за
результаты   социально-экономического   развития,   сбалансированность
бюджета и бюджетную обеспеченность.
     Структура налоговых  доходов консолидированного бюджета Чувашской
Республики в 2000 году сложилась следующим образом.
     Доходная часть  консолидированного  бюджета  Чувашской Республики
формируется преимущественно за счет налоговых  доходов.  Удельный  вес
налоговых  доходов  в  составе собственных доходов бюджета в 2000 году
составил 92,6 процента.
     На формирование неналоговых доходов бюджетов Чувашской Республики
определяющее  влияние  оказывает   использование   государственной   и
муниципальной   собственности.   Работа   по  повышению  эффективности
управления государственным  имуществом  проводится  в  соответствии  с
Концепцией управления государственным имуществом Чувашской Республики,
утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от
31 августа 1999 г. N 196, Концепцией оценки стоимости государственного
и  муниципального  имущества  в  Чувашской  Республике,   утвержденной
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2001
г.  N 24,  Законом Чувашской Республики "Об управлении государственной
собственностью  Чувашской  Республики",  Положением  об  управлении  и
распоряжении  государственной  собственностью  Чувашской   Республики,
утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от
2 июля 2001 г. N 151.
     Основная доля  налоговых  доходов  приходится  на налог на доходы
физических  лиц  (21,5  процента),  налог  на  прибыль  предприятий  и
организаций (20,1 процента),  налог с продаж (14,4 процента), налог на
имущество предприятий (14 процентов) и акцизы (10 процентов).
     В структуре    налоговых   доходов   сохраняется   высокая   доля
федеральных  налогов  -  62  процента,  доля  республиканских  налогов
составляет 30,6 процента, местных - 7,4 процента.
     Оценка налоговых    доходов     в     территориальном     разрезе
свидетельствует о том, что 76,1 процента всех поступлений дают города,
среди городов 74 процента платежей приходится на г.  Чебоксары.  Среди
районов  по  значению  в  формировании  налоговых  доходов  выделяются
Чебоксарский (2,7 процента),  Ядринский (2,4 процента) и  Марпосадский
(2,3 процента). Доля остальных районов существенно ниже.
     Анализ структуры  налоговых   доходов   по   отраслям   экономики
показывает,  что более половины (52 процента) поступлений обеспечивает
промышленность,  12,2 процента - торговля и общественное питание,  6,3
процента - строительство,  4,5 процента - транспорт, по 2,5 процента -
сельское  хозяйство  и  связь,  2,3  процента  -  жилищно-коммунальное
хозяйство.
     В объеме  налоговых  поступлений,  которые  дает  промышленность,
основная    доля   приходится   на   налоговые   платежи   предприятий
машиностроения  и  металлообработки  (31,1  процента),  пищевой  (28,9
процента),     химической    промышленности    (12,9    процента)    и
электроэнергетики (11,2 процента).
     Темпы роста  задолженности  по  налоговым  платежам  в  бюджетную
систему Чувашской Республики к концу 2000  года  по  сравнению  с  его
началом   составили  144,8  процента.  Важное  значение  использования
резервов  мобилизации  налоговых  доходов,  связанных   с   погашением
задолженности,   подтверждает   тот   факт,  что  к  концу  2000  года
задолженность  по  налоговым  платежам  в   консолидированный   бюджет
Чувашской Республики составила 18,2 процента от фактически поступивших
в течение года налогов и сборов.
     Качественный состав   задолженности   по   налоговым  платежам  в
бюджетную систему Чувашской Республики показывает,  что почти половина
задолженности  приходится  на  начисленные пени и штрафы,  что требует
проведения серьезной работы по ее реструктуризации.
     Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком
налоговой  системы  является  множественное   количество   законов   и
подзаконных  актов,  которые  зачастую  не  имеют  единого трактования
содержащихся в них норм и противоречат друг  другу,  что  может  стать
препятствием  в  создании прозрачной налоговой системы как в целом для
налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.
     Таким образом,  основной  акцент  при  решении задач укрепления и
усиления доходной базы республики целесообразно сделать  на  повышении
доходов  населения,  создании условий рентабельной работы и укреплении
финансово-экономического   положения   предприятий   и    организаций,
всесторонней  государственной  поддержке предприятий агропромышленного
комплекса,   развитии   рынка   недвижимости   и   учете   подлежащего
налогообложению  имущества  предприятий  и физических лиц.  Необходимо
задействовать также резервы расширения потребительского рынка и  сферы
услуг,   развития  предпринимательского  сектора  экономики.  В  целях
наиболее полной мобилизации  налоговых  доходов  в  бюджеты  Чувашской
Республики  необходимо  на  основе  проведения постоянного мониторинга
задолженности,  ее  структуры  и  динамики   принятие   активных   мер
налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.
 
                  Раздел 2. Цели и задачи Концепции
 
     Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:
     осуществление налоговой   реформы,   создание   рациональной    и
стабильной  налоговой  системы,  позволяющей  максимально использовать
налоговый  потенциал  республики  для  обеспечения  динамичных  темпов
социально-экономического развития;
     обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений  в  бюджетную
систему   Чувашской  Республики  за  счет  увеличения  числа  объектов
налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей.
     Для достижения  поставленных  целей  необходимо  решить следующие
задачи:
     формирование эффективной  системы межбюджетных отношений путем ее
дальнейшего реформирования;
     совершенствование законодательства Чувашской Республики о налогах
и сборах, его упрощение и систематизация;
     проведение регулярного  анализа  налогового потенциала республики
для определения возможных путей его развития;
     оптимизация налоговых льгот;
     совершенствование налогового администрирования с целью  повышения
фактической собираемости налогов и сборов;
     стимулирование развития  реального  сектора  экономики,  создание
благоприятного инвестиционного климата в республике;
     повышение уровня  жизни  и  расширение  платежеспособного  спроса
населения,  содействие развитию потребительского рынка и сферы платных
услуг населению;
     развитие рынка недвижимости.
 
     Раздел 3. Основные направления реализации Концепции развития
              налогового потенциала Чувашской Республики
 
     Анализ современного   состояния   налоговой   системы   Чувашской
Республики  и  намечаемой  стратегии осуществления налоговой реформы в
Российской   Федерации   позволяет   определить   следующие   основные
направления реализации Концепции:
     3.1. Осуществление       социально-экономической        политики,
обеспечивающей:
     последовательное повышение  уровня   жизни   населения,   высокую
степень   занятости   и   усиление   адресности  социальной  поддержки
населения,  что должно способствовать  росту  поступлений  налогов  на
доходы и имущество физических лиц;
     проведение целенаправленной   работы   с    градообразующими    и
бюджетообразующими      предприятиями,      являющимися      основными
налогоплательщиками в  республиканский  и  местные  бюджеты  Чувашской
Республики,  с  целью улучшения результатов их финансово-хозяйственной
деятельности,  существенного  сокращения  задолженности  по  налоговым
платежам,    своевременной   уплаты   текущих   платежей,   увеличения
поступлений налога на прибыль и других видов налогов;
     активизацию мер    по    финансовому    оздоровлению    убыточных
предприятий,  в том числе с применением процедур их  реформирования  и
реорганизации,  привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента
и содействия в подготовке кадров,  отвечающих современным  требованиям
рыночной   экономики,  продажи  имущества  эффективному  собственнику,
введения  внешнего  управления  и  других  процедур,   предусмотренных
действующим   законодательством   о   банкротстве  (несостоятельности)
организаций.  Рентабельная  работа  предприятий  и  сокращение   числа
убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в
республиканский и  местные  бюджеты  Чувашской  Республики  налога  на
прибыль;
     стабильные условия  деятельности  инвесторов   и   стимулирование
привлечения инвестиций на территорию Чувашской Республики,  реализацию
высокоэффективных инвестиционных проектов,  создание новых предприятий
и  производств,  расширение  числа  рабочих  мест  в  целях увеличения
количества   налогоплательщиков,    повышения    конкурентоспособности
действующих, предприятий и улучшения их финансового положения;
     создание благоприятного  инвестиционного  и   делового   климата,
способствующего   ускорению   темпов   развития   малого   и  среднего
предпринимательства  и  повышению   доли   налоговых   поступлений   в
республиканский   и,   особенно,  в  местные  бюджеты,  получаемых  от
предпринимательского   сектора,   развитие   объектов   инфраструктуры
поддержки     малого     предпринимательства,    расширение    доступа
предпринимателей к информационным ресурсам,  принятие действенных  мер
по    преодолению    административных   барьеров   при   осуществлении
предпринимательской деятельности;
     инвентаризацию и  максимально  полный учет объектов недвижимости,
подлежащих налогообложению,  развитие  рынка  недвижимости,  в  первую
очередь, рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение
земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;
     содействие развитию  потребительского  рынка  и  расширению сферы
платных услуг населению путем  предоставления  необходимых  помещений,
земельных участков, привлечения инвестиций;
     повышение социальной привлекательности торговых точек на  рынках,
преобразование рынков в торговые центры,  усиление контроля за работой
рынков, развитие оптовой торговли;
     проведение обязательной  сертификации  услуг  розничной торговли,
общественного  питания,   парикмахерских,   ремонта   и   технического
обслуживания  бытовой  радиоэлектронной  аппаратуры,  бытовых  машин и
приборов;
     создание необходимых   условий   для  увеличения  производства  и
реализации  подакцизных  товаров    первую  очередь  ликеро-водочных
изделий),   стабильной   работы   и  укрепления  конкурентных  позиций
предприятий, производящих данную продукцию.
     3.2. Дальнейшее   реформирование   межбюджетных  отношений  между
республиканским бюджетом Чувашской Республики и  бюджетами  районов  и
городов,  направленное на усиление заинтересованности органов местного
самоуправления в увеличении собственного экономического  и  налогового
потенциала, на основе:
     разграничения (закрепления) и распределения на постоянной  основе
по  нормативам  регулирующих  доходов  по  уровням  бюджетной  системы
Чувашской Республики;
     распределения и  закрепления  расходных  полномочий  бюджетов  по
уровням бюджетной системы  Чувашской  Республики  путем  максимального
сокращения  совместно  финансируемых  расходов  и  соблюдения  условий
полной компенсации увеличения расходов,  снижения (выпадения)  доходов
по решениям органов государственной власти Чувашской Республики;
     предоставления средств  фонда   финансовой   помощи   на   основе
прозрачных  процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий
органов местного самоуправления,  объективных критериев  их  бюджетной
обеспеченности;
     максимальной стабильности  формул  и   принципов   предоставления
средств   фонда   финансовой   помощи,  позволяющей  органам  местного
самоуправления самостоятельно  прогнозировать  социально-экономическое
развитие муниципального образования на перспективу;
     равенства бюджетных прав Чувашской Республики  и  бюджетных  прав
муниципальных образований;
     равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с  республиканским
бюджетом Чувашской Республики.
     3.3. Совершенствование  налогового   законодательства   Чувашской
Республики путем:
     инвентаризации актов  законодательства  Чувашской  Республики   о
налогах  и  сборах с целью их систематизации в единый закон о вопросах
налогового   регулирования   в   Чувашской   Республике,    отнесенных
законодательством  Российской  Федерации  о налогах и сборах к ведению
субъектов Российской Федерации;
     упорядочения и    сокращения   неэффективных   налоговых   льгот,
нарушающих  принцип  справедливости  по  отношению  к  тем  участникам
экономической деятельности,    которые    не   пользуются   налоговыми
привилегиями;
     введения новых  или  отмены  существующих   налогов   и   сборов,
изменения  налоговых  ставок  в соответствии с требованиями Налогового
кодекса  Российской  Федерации,  вносимыми  в   него   изменениями   и
дополнениями;
     проведения анализа  эффективности  взимания  единого  налога   на
вмененный доход для определенных видов деятельности с целью подготовки
предложений    по    стимулированию    развития    предпринимательской
деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты республики.
     Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки  на
законопослушных   налогоплательщиков   за   счет   налога  на  прибыль
предприятий и налога  на  доходы  физических  лиц,  что  должно  стать
дополнительным  стимулом для развития предпринимательской активности и
роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие, годы намечается
повышение  фискального значения имущественных налогов,  роль которых в
формировании республиканского и местных бюджетов Чувашской  Республики
существенно повысится.
     3.4. Улучшение    налогового    администрирования    и    сужение
возможностей для уклонения от налогообложения путем:
     установления жесткого  оперативного   контроля   за   соблюдением
действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение
противозаконной деятельности  и  теневых  экономических  операций,  не
подпадающих под налогообложение;
     усиления контроля  за  движением  наличных  средств  в  легальном
секторе  и  перекрытия  каналов  их  перетока  в  теневой сектор через
торговлю и оказание услуг за наличный расчет,  что требует обеспечения
регулярных  проверок  соблюдения  правил  торговли  и  оказания  услуг
общественного питания и бытового обслуживания населения, использования
контрольно-кассовых машин;
     усиления контроля за реализацией алкогольной продукции;
     реализации мер  по  повышению  собираемости  налоговых  платежей,
обеспечению полного поступления начисленных налогов и сборов;
     осуществления налоговыми  органами  ежемесячного  мониторинга  по
крупным налогоплательщикам;
     проведения целенаправленной  работы  с предприятиями-недоимщиками
по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и
штрафам,    в   том   числе   через   осуществление   реструктуризации
задолженности юридических лиц по платежам в бюджеты всех уровней;
     осуществления ранней  диагностики  недоимки  по тем предприятиям,
которые, пользуясь предоставленным налоговым законодательством правом,
открывают  счета  в  проблемных  банках,  расположенных  за  пределами
Чувашской Республики;
     списания безнадежной  к  взысканию недоимки,  проведения процедур
банкротства  и  исключения   из   единого   государственного   реестра
налогоплательщиков;
     применения мер административной ответственности  к  руководителям
организаций-недоимщиков.
 
     Раздел 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития
              налогового потенциала Чувашской Республики
 
     Реализация Концепции позволит:
     повысить инвестиционную  привлекательность республики и увеличить
объем  поступлений  налогов  и  сборов  в   консолидированный   бюджет
Чувашской Республики;
     обеспечить рост    числа    налогоплательщиков     и     объектов
налогообложения;
     существенно сократить недоимку  по  налогам  и  сборам,  а  также
задолженность по начисленным пеням и штрафам;
     рационально реформировать налоговую систему Чувашской Республики;
     максимально использовать     налоговый     потенциал    Чувашской
Республики,  для  эффективного  и  устойчивого  развития  экономики  и
социальной сферы.
 
 


Информация по документу
Читайте также