Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.06.2000 № 109

                          КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
                         ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                           01.06.2000 N 109
 
 Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
                                                   от 29.06.2011 № 263
 
                    О Концепции национальной школы
              Чувашской Республики в современной системе
                        обучения и воспитания
 
     В соответствии с Законом Чувашской Республики  "Об  образовании",
постановлением  Кабинета  Министров Чувашской Республики от 12 октября
1994 г.  N 206 "О Программе развития образования Чувашской  Республики
на 1994-2000 годы" и в целях создания необходимых условий для развития
национальных   общеобразовательных   учреждений   Кабинет    Министров
Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемую Концепцию национальной  школы  Чувашской
Республики в современной системе обучения и воспитания.
     2. Министерству образования Чувашской  Республики,  иным  органам
исполнительной  власти  и  органам  местного  самоуправления Чувашской
Республики учитывать положения Концепции национальной школы  Чувашской
Республики  в современной системе обучения и воспитания при разработке
и реализации целевых программ развития образования.
     3. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
Министерство образования Чувашской Республики.
 
 
     Председатель
     Кабинета Министров
     Чувашской Республики          Э.Аблякимов
 
 
                                                            Утверждена
                                     постановлением Кабинета Министров
                                                  Чувашской Республики
                                                   от 01.06.2000 N 109
 
                              КОНЦЕПЦИЯ
               национальной школы Чувашской Республики
             в современной системе обучения и воспитания
 
     Реалии сегодняшней   жизни   в   условиях   открытого   общества,
интегрированного  в  мировую  культуру  и  мировое  хозяйство,  ставят
принципиально новые задачи перед всей системой образования. Все больше
требуется  конкурентоспособных  специалистов,  которые могли бы быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  В связи с  этим  особую
актуальность   приобретают  проблемы  повышения  качества  обучения  и
воспитания подрастающего поколения в национальных школах.
     В соответствии   с   государственной   образовательной  политикой
Чувашской Республики национальная школа призвана  обеспечить  передачу
из  поколения  в  поколение  многовекового  опыта  своего народа,  его
нравственных  устоев,  создать  условия  для  приобщения  учащихся   к
материальным  и  духовным  ценностям  и  традициям,  принять  на  себя
важнейшие  функции  формирования  у  них  этнического  самосознания  и
достоинства.  Формирование  личности как носителя ценностей и традиций
своего    народа,    содействие    ее    развитию    и     обеспечению
конкурентоспособности  -  основополагающая  задача для образовательных
учреждений Чувашской Республики.  Одним из важнейших условий  успешной
реализации  этой  задачи  является  разработка  Концепции национальной
школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания
(далее  -  Концепция) как системы взглядов,  принципов и приоритетов в
национальном  образовании,  призванной  стать   основой   деятельности
органов  государственной  власти  и  местного самоуправления Чувашской
Республики.
 
          1. Общая характеристика развития национальных школ
 
     Чувашская национальная  система  образования,   получившая   свое
начало   в   60-70-е   годы   XIX   века,  благодаря  просветительской
деятельности И.Я.Яковлева и его  соратников  органически  вписалась  в
единое  образовательное  пространство  России.  Она сыграла неоценимую
роль в просвещении чувашского народа и повлияла  на  все  стороны  его
развития, включая отношение к социально-экономической жизни общества и
повседневному быту.
     От церковно-приходской   школы  и  ликбезов  система  образования
последовательно переходила в XX веке ко всеобщему начальному,  а затем
неполному  среднему (семилетнему,  восьмилетнему) и всеобщему среднему
образованию.  За  эти  годы  в  республике  выросла  сеть   учреждений
начального,  среднего  и  высшего  профессионального образования,  что
повлияло  на  увеличение  числа   лиц,   получивших   профессиональное
образование.  В 1994 году на 1 тыс. населения 105 человек имели высшее
образование.
     Численность студентов  в  учреждениях  высшего  профессионального
образования на 10 тыс.  населения в 1999 году составила 305 человек (в
Российской Федерации - 280).
     С начала 90-х годов в Чувашской Республике качественно улучшилась
подготовка  специалистов  с высшим образованием.  Этому способствовало
открытие  факультетов  гуманитарного  направления  в  высших   учебных
заведениях,    расширение    специальностей    данного    профиля.   В
общеобразовательных  учреждениях  Чувашской   Республики   увеличилось
количество   учителей   с  высшим  образованием  -  87,9  процента  
Российской Федерации - 76,4%),  в том  числе  среди  учителей  родного
языка и литературы - 87,4 процента.
     В последнее десятилетие  возрос  научно-педагогический  потенциал
республики.  Создана  Национальная  академия наук и искусств Чувашской
Республики.  В высших учебных  заведениях  и  научно-исследовательских
учреждениях   Чувашской   Республики   работают  135  докторов  и  970
кандидатов наук.  Организована подготовка  кадров  для  высшей  школы,
успешно  действуют  при  вузах  республики аспирантуры и докторантуры,
функционируют советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.
     Созданы условия  для  получения  дошкольного,  начального общего,
основного общего образования на чувашском и русском языках, а в местах
компактного  проживания  представителей  иных  национальностей - на их
родном языке.  В 507 детских  дошкольных  образовательных  учреждениях
воспитывается   42,7   тысячи   детей,   в   185  (35,3%)  учреждениях
образовательный процесс осуществляется на чувашском  языке  с  охватом
6615  детей,  в  10  - на русско-чувашском (1198 детей),  в одном - на
русско-чувашско-татарском  (20  детей)  и  на  чувашско-татарском  (50
детей), в 8 - на татарском (207 детей).
     100,3 тысячи детей (45,5%) обучаются в 483 школах  на  чувашском,
татарском   и   мордовском   языках,   117   тысяч   (54,5%)   в   196
общеобразовательных учреждениях - на русском языке.  В соответствии  с
Законом  Чувашской  Республики "О языках в Чувашской Республике" в 182
школах 113 тысяч учащихся (51%) изучают  чувашский  язык  как  учебный
предмет.  В  школах  г.  Чебоксары  в  последние  годы открыты классы,
работающие  по  чувашской  национальной  программе.  В   1-5   классах
чувашских,  татарских  национальных  школ  обучение  ведется на родном
языке,  а в  мордовских  школах  родной  язык  изучается  как  учебный
предмет.
     Почти половина   чувашей   проживает   за   пределами   Чувашской
Республики. В местах их компактного проживания функционирует более 300
чувашских школ.  С 1992 года между Министерством образования Чувашской
Республики  и  органами  управления  образованием субъектов Российской
Федерации  заключены  двусторонние  соглашения  о   сотрудничестве   в
развитии школ чувашской диаспоры.
     Наряду с позитивными тенденциями в развитии  системы  образования
республики  имели место отход от прогрессивных традиций в воспитании и
обучении молодежи,  определенный  отрыв  деятельности  образовательных
учреждений    от    насущных   задач   и   долговременных   перспектив
социально-экономического развития нации, принижение роли родного языка
как  средства интеллектуального и духовного развития личности ученика.
К самым тяжелым последствиям в развитии  чувашских  национальных  школ
привело  принятие  постановления  бюро  обкома КПСС и Совета Министров
Чувашской АССР от 26 июля 1960 г.  "О переходе к обучению  учащихся  в
V-VII  классах на русском языке и мерах по улучшению изучения русского
языка и литературы в чувашских школах",  в результате чего осуществлен
массовый  перевод  школ  на  русский  язык обучения.  В городах и ряде
районных центров родной язык не  преподавался,  чувашские  школы  были
преобразованы  в  русские.  Не  придавалось  должного значения родному
языку и в подготовке кадров для образовательных учреждений.
     На пути     к     созданию     новой     школы     и     развития
национально-региональных систем образования немало нерешенных проблем.
Одна  из  них  - совершенствование содержания образования национальной
школы.  Суть ее заключается в определении соотношения общего, частного
и особенного,  в объединении достижений мировой и национальной культур
в процессе обучения и воспитания учащихся.
     В результате  принятых  Законов  Российской Федерации и Чувашской
Республики "Об образовании" и Закона Чувашской Республики "О языках  в
Чувашской   Республике"   создана   законодательно-правовая  база  для
реформирования  системы  общего   и   профессионального   образования.
Действующее   законодательство   способствует   устранению  унитарного
характера  школьного  образования,  позволяет  осуществлять   принципы
вариативности,  защиты  и развития национальных культур,  обеспечивает
единство федерального  образовательного  и  культурного  пространства.
Содержание   образования  национальной  школы  наряду  с  требованиями
федерального образовательного  стандарта  должно  учитывать  социо-  и
этнокультурные потребности развития народа.
     Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование
их   в   процессе   образования   оказывают  существенное  влияние  на
формирование личности,  позволяют глубже осознать общее и особенное  в
национальной   культуре,  выработать  единую  этнокультурную  политику
согласия.
     Настоящая Концепция  носит  стратегический  характер и определяет
приоритетные направления развития национальных школ.
 
  2. Принципы государственной политики в развитии национальных школ
 
     Национальная школа   -   это   общеобразовательное    учреждение,
находящееся  на  территории  Чувашской Республики в местах компактного
проживания   представителей   разных   национальностей,    реализующее
образовательные    программы,   основанные   на   принципе   включения
обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий
национально-региональный компонент.
     Государственная политика   Чувашской   Республики   в    развитии
национальных   школ   основывается  на  следующих  принципах,  которые
обязательны для учета и исполнения органами государственной  власти  и
местного самоуправления:
     реализация прав  граждан  на  получение  дошкольного,   основного
общего  образования  на  государственных  языках Чувашской Республики,
выбор иного языка обучения в  пределах  возможностей,  предоставляемых
системой образования;
     сохранение и  развитие  родного  языка,  самобытной  культуры   и
межкультурного взаимодействия разных этносов;
     фундаментальность содержания образования,  обеспечивающая высокую
научность   получаемых   знаний   и   усвоение  культурно-исторических
достижений человечества;
     открытость содержания  образования,  предполагающая использование
новых достижений мировой науки и культуры;
     учет этнопедагогических    и    этнопсихологических    основ    в
формировании личности воспитанника национальной школы;
     содействие развитию  чувашских  школ,  расположенных за пределами
республики;
     информационное обеспечение   и   взаимодействие  школы,  семьи  и
общественности.
 
        3. Приоритетные направления развития национальных школ
 
     Основными целями государственной политики Чувашской Республики  в
развитии  национальных  образовательных  учреждений  являются создание
оптимальных условий  для  образования  граждан  в  соответствии  с  их
способностями,  интересами,  интеграции  их  в  национальную и мировую
культуру,  а также повышение  интеллектуального  потенциала  народа  и
воспитание национальных кадров.
     Приоритетными в развитии  национальных  школ  являются  следующие
направления:
     развитие родного языка как языка воспитания и обучения в  системе
дошкольного   и  общего  образования,  способствующего  возрождению  и
развитию национальной культуры,  становлению творческой личности через
познание  истории  народа  и  его  самобытности,  привитие  ей любви и
уважения  к  родному  народу,  чувства  гордости  за   его   вклад   в
общечеловеческую культуру;
     расширение сферы   использования    родного    языка,    развитие
билингвизма, многоязычия;
     создание благоприятных     условий      для      функционирования
государственных языков;
     реализация образовательных  программ,  основанных   на   принципе
включения  обучающихся  в  родную  этнокультурную среду и национальные
традиции:
     а) разработка национально-регионального компонента и его введение
в  образовательный  процесс,  гармоничное  сочетание  федерального   и
национально-регионального   компонентов  в  содержании  образования  с
общечеловеческими ценностями;
     б) приобщение  подрастающего  поколения  к национальной культуре,
обычаям и традициям родного народа,  к  его  духовным  и  нравственным
ценностям;
     в) создание воспитательной системы,  основанной  на  особенностях
характера и психологии народа, истории и культуры нации;
     интеграция национальной   образовательной   системы   в   мировое
образовательное пространство:
     а) обеспечение  открытости  содержания  образования   на   основе
сохранения   самобытной  культуры  народа  и  развития  межкультурного
взаимодействия разных этносов;
     б) развитие свободной,  высококультурной,  образованной личности,
способной  самореализовываться  в  условиях  коренных  преобразований,
происходящих в обществе;
     в) воспитание  гражданина,  формирование  системы   ценностей   и
отношений, соответствующих многонациональному обществу;
     учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
     а) создание нового поколения учебников,  учебных пособий, детской
литературы  в  соответствии   с   этнопсихологическими   особенностями
восприятия и стилем мышления учащихся;
     б) совершенствование учебно-методического комплекта по чувашскому
языку и литературе, истории и культуре родного края, а также по другим
предметам;
     в) разработка  учебно-методического комплекта по русскому языку и
литературе для национальной школы с учетом специфики родного языка;
     г) осуществление перевода на чувашский язык федеральных учебников
для  учащихся  6-8   классов   по   предметам   обществоведческого   и
естественнонаучного циклов (по потребности);
     д) укрепление  учебно-материальной  базы  для   совершенствования
образовательного процесса;
     кадровое обеспечение:
     а) улучшение качества подготовки педагогических кадров по родному
языку и литературе;
     б) подготовка учителей, владеющих двумя государственными языками;
     в) совершенствование   системы   переподготовки    и    повышения
квалификации педагогических кадров,  работающих в разных типах и видах
общеобразовательных учреждений;
     содействие чувашским    национальным   школам,   находящимся   за
пределами Чувашской Республики,  в обеспечении их учебно-методическими
комплектами   по   родному   языку   и   литературе,   в   подготовке,
переподготовке и повышении квалификации  учителей  начальных  классов,
преподавателей родного языка и литературы.
 
                   4. Механизм реализации Концепции
 
     Концепция реализуется   посредством   разработки   и   выполнения
Программы развития образования,  а  также  конструктивного  диалога  и
сотрудничества   между   органами   государственной  власти,  местного
самоуправления и общественности.


Информация по документу
Читайте также