Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 16.03.1996 № 4ЗАКОН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Принят Государственным Советом Чувашской Республики 1 марта 1996 года Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах главы местного самоуправления Законодательство о выборах главы местного самоуправления состоит из Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики. Статья 2. Выборы главы местного самоуправления Выборы главы местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими в Чувашской Республике, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава местного самоуправления избирается сроком до 4 лет. Статья 3. Ограничения на право занятия должности главы местного самоуправления Главой местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, проживающий в Чувашской Республике, обладающий избирательным правом. Глава местного самоуправления с момента вступления в должность не имеет права: занимать другие оплачиваемые должности в государственных органах, а также в общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; состоять в органах управления предприятий, учреждений, организаций, получающих из местного бюджета средства для осуществления своей деятельности; состоять на действительной военной службе; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства. Статья 4. Право граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, на участие в выборах главы местного самоуправления В выборах главы местного самоуправления участвуют граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике и достигшие на день голосования 18 лет. В голосовании по выборам главы местного самоуправления не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах главы местного самоуправления в зависимости от происхождения, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических, религиозных и иных взглядов, продолжительности постоянного проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются. Статья 5. Принципы участия граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, в выборах главы местного самоуправления Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, участвуют в выборах главы местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление. Статья 6. Обеспечение подготовки и проведения выборов главы местного самоуправления Подготовку и проведение выборов главы местного самоуправления, подведение итогов выборов обеспечивают избирательные комиссии по выборам главы местного самоуправления (далее - избирательные комиссии). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов главы местного самоуправления. Статья 7. Финансовое обеспечение выборов Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов главы местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета. Кандидатам на должность главы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией выделяются средства в равных размерах на предвыборную агитацию. Глава II НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 8. Назначение выборов главы местного самоуправления Дата выборов главы местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления за 75 дней до выборов. Сообщение о дне выборов публикуется в средствах массовой информации. Статья 9. Избирательный округ При выборах главы местного самоуправления избирательным округом является территория соответствующего муниципального образования. Статья 10. Порядок образования избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей территория муниципального образования делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий не позднее чем за 45 дней до дня выборов численностью не менее 20 и не более 3000 избирателей. В больницах, санаториях и домах отдыха, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут быть образованы избирательные участки, которые входят в округа в соответствии с местом их расположения или же по месту приписки судна в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до выборов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Глава III ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 11. Избирательные комиссии по выборам главы местного самоуправления Для проведения выборов главы местного самоуправления на территории муниципального образования формируются соответствующие избирательные комиссии: в районе, городе, районе города, поселке и сельсовете - соответственно районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская избирательная комиссия; на избирательном участке - участковая избирательная комиссия. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность главы местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Статья 12. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола о результатах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Наблюдатели должны иметь документы, удостоверяющие их полномочия. Предварительного уведомления избирательной комиссии о предполагаемом присутствии наблюдателей не требуется. Статья 13. Образование районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских избирательных комиссий Состав районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских избирательных комиссий по выборам главы местного самоуправления назначается соответствующими представительными органами самоуправления в количестве 5-9 членов не позднее чем за 60 дней до выборов на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии. При одновременном проведении выборов главы местного самоуправления и выборов депутатов в органы местного самоуправления по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления численный состав комиссии может быть изменен. Районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии образуются на срок полномочий главы местного самоуправления. Статья 14. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых и сельских избирательных комиссий Районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская избирательная комиссия по выборам главы местного самоуправления: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на территории района, города, района в городе, поселка, сельсовета; входит в случае необходимости в представительный законодательный орган государственной власти Чувашской Республики с предложением о толковании настоящего Закона; распределяет денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов главы местного самоуправления; координирует и организует деятельность участковых избирательных комиссий; устанавливает единую нумерацию избирательных участков для голосования по району, городу, району в городе, поселке, сельсовете; заслушивает сообщения должностных лиц местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; регистрирует кандидатов на должность главы местного самоуправления, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; организует встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями; устанавливает формы бюллетеней, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других документов по выборам, образцы ящиков для голосования и печати комиссий, порядок хранения документов по выборам; утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам главы местного самоуправления, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования, подводит итоги, устанавливает и публикует в печати результаты выборов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законами Чувашской Республики. Статья 15. Образование участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия по проведению голосования по выборам главы местного самоуправления образуется не позднее чем за 40 дней до выборов в составе 5-10 членов. Общая численность и состав участковой избирательной комиссии определяется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. При одновременном проведении выборов главы местного самоуправления и выборов депутатов в органы местного самоуправления по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления численный состав участковой избирательной комиссии может быть изменен. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования (обнародования) общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также дне и месте голосования; составляет список избирателей по избирательному участку; знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; готовит помещение и ящики для голосования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов; проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 17. Организация работы избирательных комиссий по проведению выборов главы местного самоуправления Не позднее чем на третий день с момента их образования избирательные комиссии проводят свои первые заседания. Заседание комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решение избирательной комиссии принимается открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательных комиссий, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее чем на второй день вместе с протоколом направляется в вышестоящую избирательную комиссию. В двухдневный срок заверенные копии указанных документов выдаются по требованию заинтересованных лиц, имеющих право на получение указанных документов. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения должностными лицами местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению выборов или, по выбору заинтересованного лица, в суд по месту нахождения соответствующей комиссии. Один из членов избирательной комиссии по ее решению может быть освобожден на весь срок деятельности комиссии или часть срока от производственной или служебной деятельности по основному месту работы с выплатой средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательной комиссии за время работы в комиссии по представлению председателя комиссии выплачивается средняя заработная плата за счет средств, выделяемых на проведение выборов, но не более чем за три дня. Член избирательной комиссии в период работы в комиссии не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен либо переведен на другую работу или должность без его согласия. Члены избирательной комиссии могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом в случаях: письменного заявления либо по представлению органа общественного объединения, собрания избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим; смерти члена избирательной комиссии. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии производится в порядке, установленном настоящим Законом. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. Статья 18. Оборудование избирательных участков для голосования Каждый избирательный участок для голосования должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков и подсчета голосов должны находиться члены участковой избирательной комиссии. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, бюллетеней, мебелью, кабинами или комнатами для тайного голосования и ящиками для голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Применение карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили через них. Для обеспечения участия в голосовании граждан, которые по уважительным причинам не могут прибыть на участок для голосования, на каждом избирательном участке должен быть переносной ящик для голосования. Районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские избирательные комиссии могут разрешить иметь более одного переносного ящика для голосования на участках. Глава IV ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 19. Право выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления Право выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления принадлежит соответствующим местным отделениям республиканских (Чувашской Республики) общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, также соответствующим местным отделениям (республиканских) зарегистрированных общефедеральных общественных объединений и непосредственно избирателям. Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до выборов. Статья 20. Порядок выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления избирательными объединениями Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления избирательными объединениями проводится на собраниях, конференциях либо на пленумах общественных объединений в соответствии с их уставами (положениями) и с настоящим Законом. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления, являются: общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом, но не позднее чем за шесть месяцев до дня объявления выборов; избирательные блоки - добровольные объединения двух и более общественных объединений, зарегистрированные в порядке, установленном законами, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Каждым избирательным объединением, избирательным блоком может быть выдвинут только один кандидат на должность главы местного самоуправления в каждом из избирательных округов. Решение о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. Общественные объединения в случае вхождения в состав избирательного блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, осуществляют сбор подписей избирателей соответствующего избирательного округа в поддержку каждого кандидата в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей со дня выдачи соответствующей районной, городской, районной в городе, поселковой и сельской избирательной комиссией по выборам главы местного самоуправления заверенных копий списков кандидатов. До получения избирательным объединением, избирательным блоком заверенных копий списков кандидатов проведение сбора подписей не допускается. Подписные листы изготавливаются членами избирательного объединения (избирательного блока) по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону. Сбор подписей избирателей производится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы,жительства, на предвыборных мероприятиях. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающих кандидата. Статья 21. Порядок выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления непосредственно избирателями Право выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах главы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Выдвижение кандидата на должность главы местного самоуправления непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления по месту работы, службы, учебы, жительства проводится на собраниях избирателей в установленном настоящим Законом порядке. В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи. Подписные листы изготавливаются избирателями, поддерживающими кандидатов, или кандидатом самостоятельно по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом на должность главы местного самоуправления. Статья 22. Порядок проведения собрания по выдвижению кандидата на должность главы местного самоуправления По инициативе избирателей для выдвижения кандидата на должность главы самоуправления района, города, района в городе созывается собрание избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 50 избирателей. При выдвижении кандидатов на должность главы самоуправления поселков, сельсоветов собрания могут проводиться в трудовых коллективах, в подразделениях коллективов с численностью не менее 30 избирателей, а также по месту жительства. Трудовым коллективам, где менее 30 избирателей, разрешается проведение совместных собраний нескольких коллективов по выдвижению кандидата на должность главы местного самоуправления. При этом собрание избирателей правомочно, если на нем присутствуют не менее 30 избирателей. Инициаторы проведения собрания письменно уведомляют соответствующий орган местного самоуправления и соответствующую избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, не позднее чем за три дня о времени и месте проведения собрания. Перед началом собрания проводится регистрация его участников. Собрание принимает решение о выдвижении кандидата на должность главы местного самоуправления и может образовать инициативную группу для оказания помощи кандидату во время предвыборной кампании. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании. О выдвижении кандидата составляется протокол. Принятое собранием решение доводится до сведения кандидата на должность главы местного самоуправления не позднее чем в трехдневный срок. Сам кандидат на должность главы местного самоуправления или инициаторы проведения собрания в недельный срок представляют в соответствующую избирательную комиссию протокол собрания о выдвижении кандидата на должность главы местного самоуправления. Представительный или исполнительный орган местного самоуправления не вправе признать собрание неправомочным, если, несмотря на своевременное предупреждение о дате проведения собрания, их представители не присутствовали на этом собрании. Статья 23. Регистрация кандидатов на должность главы местного самоуправления Регистрацию выдвинутых кандидатов на должность главы местного самоуправления и их доверенных лиц осуществляет соответствующая районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия в зависимости от того, главой какого местного самоуправления выдвигается кандидат, в течение двух дней с момента поступления документов о выдвижении кандидата и его письменного согласия баллотироваться, но не позднее чем за 20 дней до дня выборов главы местного самоуправления. Решение о регистрации кандидатов на должность главы местного самоуправления принимается при наличии следующих документов: протоколов о выдвижении кандидатов при выдвижении их на собраниях избирателей и избирательными объединениями; заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу; подписных листов с не менее установленным настоящим Законом количеством подписей избирателей в поддержку кандидата. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. При наличии в подписных листах двух и более подписей одного избирателя в поддержку одного кандидата засчитывается одна подпись. В случае сомнений членов избирательной комиссии в подлинности подписей в поддержку кандидата по решению комиссии может быть проведена выборочная или сплошная проверка подлинности подписей. В регистрации может быть отказано в случаях ненадлежащего оформления представляемых документов либо наличия в подписных листах подлинных подписей менее установленного настоящим Законом количества. Кандидат на должность главы местного самоуправления может баллотироваться только в одном избирательном округе. Районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательные комиссии в течение двух дней после регистрации выдают кандидатам на должность главы местного самоуправления и их доверенным лицам соответствующие удостоверения. Кандидат на должность главы местного самоуправления, а также доверенные лица кандидата на должность главы местного самоуправления не могут состоять ни в одной из избирательных комиссий по выборам главы местного самоуправления. В случае, если член одной из избирательных комиссий по выборам главы местного самоуправления выдвинут кандидатом на должность главы местного самоуправления либо доверенным лицом кандидата, он считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента его регистрации в качестве кандидата или доверенного лица кандидата. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований законодательства о выборах главы местного самоуправления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих действий. Статья 24. Избирательный бюллетень В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты на должность главы местного самоуправления с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, принадлежности к какому-нибудь избирательному объединению. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Текст избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательными комиссиями не позднее чем за 10 дней до дня выборов. Изготовление бюллетеней для голосования обеспечивается районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательными комиссиями. Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 7 дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 2 процента. Передача бюллетеней избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от каждой комиссии, выдавшей и получившей бюллетени, и заверяется печатью районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательными комиссиями, выдавшими бюллетени. После подведения итогов голосования акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке, установленном для хранения протоколов. Все бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на обороте в правом верхнем углу двумя членами участковой комиссии и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Глава V СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 25. Составление списков избирателей Списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании, составляются по каждому участку для голосования участковой избирательной комиссией и подписываются ее председателем и секретарем, заверяются печатью. Списки составляются на основе данных, предоставляемых соответствующим исполнительным органом местного самоуправления. Участковая комиссия принимает меры для сверки списков избирателей, для чего может привлекать представителей общественности. В список избирателей включаются все граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, имеющие право на участие в голосовании по выборам главы местного самоуправления и проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов. Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 26. Дополнительный список избирателей Дополнительный список избирателей составляется после составления основного списка в соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей. В дополнительный список включаются по письменному заявлению избиратели, не включенные в основной список в связи со сменой места жительства или по другим обстоятельствам на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного округа. Дополнительный список избирателей подписывается председателем и секретарем и заверяется печатью участковой избирательной комиссии после завершения голосования, но до начала подсчета голосов. Глава VI ГАРАНТИИ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 27. Гарантии деятельности кандидатов на должность главы местного самоуправления После регистрации кандидаты на должность главы местного самоуправления не вправе использовать преимущество своего должностного положения в интересах избрания. Кандидаты на должность главы местного самоуправления с момента их регистрации районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательной комиссией: участвуют в выборах на равных основаниях; имеют равное право на использование возможностей средств массовой информации, в том числе радио и телевидения; в равной степени обеспечиваются материально-техническими и финансовыми средствами со стороны соответствующих органов местного самоуправления, избирательных комиссий; имеют право (по их личным заявлениям) на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов, до официального опубликования результатов выборов; пользуются правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского общественного транспорта (за исключением такси) и междугородного транспорта в пределах района, города, поселка, сельсовета, в которых проходят выборы главы местного самоуправления. Кандидаты на должность главы местного самоуправления не могут быть уволены с работы, а также переведены на другую работу или должность без их согласия. Кандидат на должность главы местного самоуправления после регистрации не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат на должность главы местного самоуправления в любое время до выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в районную, городскую, районную в городе, поселковую или сельскую избирательную комиссию. Статья 28. Доверенные лица кандидатов на должность главы местного самоуправления Кандидат на должность главы местного самоуправления вправе иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидата в отношениях с органами местного самоуправления и общественными объединениями, избирательными комиссиями. Районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия определяет число доверенных лиц для каждого кандидата исходя из численности избирателей по территории и с учетом ее географических особенностей, но не более трех доверенных лиц для кандидата на должность главы самоуправления города в районе, поселка, сельсовета и не более пяти - для кандидата на должность главы самоуправления района,города, района в городе. Доверенные лица по представлению кандидата на должность главы местного самоуправления регистрируются соответствующей районной, городской, районной в городе, поселковой или сельской избирательной комиссией. На период предвыборной агитации доверенным лицам по их просьбе может быть по месту работы предоставлен неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Статья 29. Предвыборная агитация Гражданам, общественным объединениям, коллективам предприятий, учреждений, организаций предоставляется право беспрепятственной агитации "за" или "против" того или иного кандидата на должность главы местного самоуправления через средства массовой информации, на собраниях и митингах, среди избирателей. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы членам избирательных комиссий, государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Глава VII ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ Статья 30. Голосование по выборам главы местного самоуправления Голосование по выборам главы местного самоуправления проводится по всему округу в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповещать избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, когда проголосовали все внесенные в списки избиратели. Статья 31. Досрочное голосование Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень (за семь дней до дня выборов) в помещении участковой избирательной комиссии. При получении бюллетеня избиратель расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах. Для обеспечения тайны волеизъявления избиратель после заполнения бюллетеня вкладывает его в конверт, который заклеивается, заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии и скрепляется печатью участковой избирательной комиссии. Запечатанный конверт хранится в комиссии до дня голосования. Статья 32. Процедура голосования В день выборов, за полчаса до начала голосования, председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей проверяет освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений и опечатывает их печатью участковой избирательной комиссии. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями и хранящиеся на избирательном участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения выборов председателем участковой избирательной комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати и заверительных подписей, а также соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Каждый гражданин голосует самостоятельно. Бюллетени для голосования выдаются гражданам на основании списка избирателей по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. В списке избирателей гражданин расписывается в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень, также расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному заявлению участковая избирательная комиссия поручает членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если таковые находятся на избирательном участке. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлению, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству заявлений. При этом обеспечивается тайна волеизъявления избирателей. Фамилии граждан, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии в его выдаче. Избиратели самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избиратель, изъявляя свою волю по поводу того или иного кандидата на должность главы местного самоуправления, вычеркивает фамилии кандидатов, против которых он голосует. Статья 33. Подсчет голосов на избирательном участке При выборах главы местного самоуправления подсчет голосов на каждом избирательном участке избирательной комиссией производится отдельно по каждому кандидату. Ящики для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования не допускается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией. По спискам избирателей участковая избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на участке и число избирателей, получивших бюллетени для голосования. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней в ящике для голосования сверяется с количеством поданных письменных заявлений и дополнительным списком голосовавших вне избирательного участка. По числу бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, участковая избирательная комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" всех кандидатов на должность главы местного самоуправления; число бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными признаются бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетень, голоса не подсчитываются. Бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией в соответствии со статьей 24 настоящего Закона, при подсчете голосов не учитываются. В протокол участковой избирательной комиссии заносятся следующие сведения: число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии, и первый экземпляр незамедлительно пересылается в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую или сельскую избирательную комиссию, второй остается на хранении в участковой избирательной комиссии. Вся документация избирательных комиссий сдается для хранения в соответствующие органы местного самоуправления. При этом избирательные бюллетени хранятся в течение одного года, а протоколы избирательных комиссий - в течение одного года со дня объявления даты следующих выборов. Глава VIII УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ Статья 34. Установление и опубликование итогов выборов главы местного самоуправления Районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательные комиссии на основании протоколов участковых избирательных комиссий обобщают полученные данные, проверяют их и после обсуждения не позднее пяти дней со дня выборов составляют, подписывают и заверяют печатью итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные: общее число избирателей, внесенных в списки избирателей; число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; общее число действительных избирательных бюллетеней; общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов. Избранным главой местного самоуправления считается кандидат, получивший на выборах наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, но не менее 25 процентов от числа граждан, внесенных в списки избирателей, при условии, что число голосов поданных за кандидата больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если ни один из кандидатов не был избран, а также если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. Выборы в целом или по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Решение о признании выборов недействительными принимает соответствующая районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия по выборам главы местного самоуправления и оно может быть обжаловано в соответствующий суд. Сообщение об итогах выборов публикуется избирательной комиссией в течение пяти дней с момента подписания протокола об итогах выборов. Статья 35. Повторное голосование В случае, если в избирательный бюллетень было включено три и более кандидатов на должность главы местного самоуправления и ни один из них не был избран в первом туре голосования, соответствующая районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам главы местного самоуправления по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее, чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати не позднее, чем за три дня до голосования. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, но при этом число голосов, поданных за кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против обоих кандидатов на должность главы местного самоуправления. При участии в повторном голосовании одного кандидата на должность главы местного самоуправления число голосов, поданных за кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против него. Статья 36. Повторные выборы Если выборы на должность главы местного самоуправления были признаны несостоявшимися или недействительными, соответствующая районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательная комиссия принимает решение о проведении на своей территории повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Повторные выборы проводятся в сроки, установленные соответствующими избирательными комиссиями, но не позднее чем через три месяца после проведенных, но не давших результата выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов на должность главы местного самоуправления, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 37. Избрание главы местного самоуправления представительным органом местного самоуправления Глава местного самоуправления может быть избран представительным органом местного самоуправления из своего состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в состав соответствующего представительного органа местного самоуправления. Статья 38. Регистрация и вступление в должность главы местного самоуправления Районная, городская, районная в городе, поселковая или сельская избирательные комиссии по выборам главы местного самоуправления на основании протоколов о результатах голосования производят регистрацию избранного главы местного самоуправления, выдают ему соответствующее удостоверение. Глава местного самоуправления вступает в должность с момента официального сообщения об итогах выборов. Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о выборах главы местного самоуправления Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей или проведению предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность. Статья 40. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 41. О признании утратившими силу отдельных правовых актов С момента вступления в силу настоящего Закона признаются утратившими силу: Закон Чувашской ССР от 18 октября 1991 г. "О выборах главы местной администрации"; Закон Чувашской ССР от 28 декабря 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской ССР "О выборах главы местной администрации". Президент Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары, Дом Советов 16 марта 1996 года N 4. Приложение 1 к Закону Чувашской Республики "О выборах главы местного самоуправления" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность главы местного самоуправления _____________________ (название ________________________________________________________________ муниципального образования) _______________________________________________________________, (Фамилия, имя, отчество кандидата) родившегося "___"___________ 19___ г., _________________________ (занимаемая должность _______________________________________________________________, или занятие кандидата) проживающего в ________________________________________________, (место жительства) от избирательного объединения "_______________________________". —————|——————————|————————|————————————|———————————————|———————————— | Фамилия, | Дата | Адрес | Серия и номер | Подпись и N | имя, | рожде- | места | паспорта или | дата п/п | отчество | ния | жительства | заменяющего | подписания | | | | его документа | —————|——————————|————————|————————————|———————————————|———————————— 1. _____________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю:________________________________ (Ф.И.О., адрес, данные ________________________________________________________________ паспорта, подпись собиравшего подписи) Уполномоченный избирательного объединения ________________________________________________________________ (Ф.И.О., адрес, данные паспорта, подпись) Дата Приложение 2 к Закону Чувашской Республики "О выборах главы местного самоуправления" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом на должность главы местного самоуправления _____________________ (название ________________________________________________________________ муниципального образования) _______________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество кандидата) родившегося "___"___________ 19___ г., _________________________ (занимаемая должность _______________________________________________________________, или занятие кандидата) проживающего в _________________________________________________ (место жительства) —————|——————————|————————|————————————|———————————————|———————————— | Фамилия, | Дата | Адрес | Серия и номер | Подпись и N | имя, | рожде- | места | паспорта или | дата п/п | отчество | ния | жительства | заменяющего | подписания | | | | его документа | —————|——————————|————————|————————————|———————————————|———————————— 1. _____________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю:________________________________ (Ф.И.О., адрес, данные ________________________________________________________________ паспорта, подпись собиравшего подписи) Предлагаемый кандидат _____________________________________ (Ф.И.О. и подпись) Дата Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|