Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 25.11.1996 № 18З А К О Н ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О РЕФЕРЕНДУМЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принят Государственным Советом Чувашской Республики 12 ноября 1996 года Настоящий Закон Чувашской Республики направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, на управление делами государства непосредственно путем участия в референдуме Чувашской Республики и принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Референдум Чувашской Республики Референдум Чувашской Республики - всенародное голосование граждан Российской Федерации, проживающих в Чувашской Республике, по законопроектам, действующим законам Чувашской Республики и другим вопросам государственного значения и общественной жизни республики. Референдум Чувашской Республики наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа республики. Статья 2. Основные принципы референдума Чувашской Республики Референдум Чувашской Республики проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом. Гражданин Российской Федерации, проживающий в Чувашской Республике (далее - гражданин), голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является добровольным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, комиссиями по проведению референдума Чувашской Республики, органами государственной власти и органами местного самоуправления Чувашской Республики открыто и гласно. Республиканский референдум проводится на всей территории Чувашской Республики. Статья 3. Право на участие в референдуме Чувашской Республики В референдуме Чувашской Республики имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий в Чувашской Республике, достигший на день проведения референдума Чувашской Республики 18 лет. Гражданин Российской Федерации, проживающий в Чувашской Республике и находящийся в период проведения референдума Чувашской Республики за пределами постоянного местожительства, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Чувашской Республики в порядке, установленном настоящим Законом. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расы, национальности, пола, образования, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются. Статья 4. Вопросы референдума Чувашской Республики На референдум Чувашской Республики выносятся вопросы о принятии новой Конституции Чувашской Республики, если Государственный Совет Чувашской Республики или Президент Чувашской Республики принимают решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Чувашской Республики в целом или отдельных его разделов и глав. На референдум Чувашской Республики выносятся и иные вопросы, указанные в части первой статьи 1 настоящего Закона. На референдум Чувашской Республики не могут выноситься вопросы: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Чувашской Республики, Государственного Совета Чувашской Республики, а также проведения досрочных выборов Президента Чувашской Республики, Государственного Совета Чувашской Республики либо отсрочки таких выборов; 2) принятия и изменения республиканского бюджета Чувашской Республики; 3) введения, изменения и отмены республиканских и местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения республики; 5) вопросы, относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Чувашской Республики. Вопросы, выносимые на референдум Чувашской Республики, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики. Формулировка вопросов референдума должна отвечать требованиям стилистики, лексики и грамматики языка, используемого при проведении референдума. Текст вопросов по смыслу и содержанию должен быть понятным участникам референдума и не должен вызывать двоякое его толкование. Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Чувашской Республики Референдум Чувашской Республики не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, либо в случае введения чрезвычайного положения в Чувашской Республике или в отдельных ее местностях, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Статья 6. Язык проведения референдума Чувашской Республики При подготовке и проведении референдума Чувашской Республики используются чувашский и русский языки, как государственные языки Чувашской Республики, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Статья 7. Финансирование референдума Чувашской Республики Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Статья 8. Агитация по поводу референдума Чувашская Республика гарантирует гражданам, трудовым коллективам предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, общественным объединениям и средствам массовой информации право беспрепятственной агитации за или против проведения референдума, за или против проекта закона Чувашской Республики или вопроса, выносимого на референдум, за или против участия граждан в референдуме. Для ведения агитации указанные в части первой настоящей статьи граждане и организации могут использовать собственные средства. Агитация по поводу референдума Чувашской Республики начинается со дня назначения референдума и прекращается за один день до дня его проведения. В день голосования агитация запрещается. Статья 9. Гласность при подготовке и проведении референдума Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно. Решения, касающиеся референдума, а также проекты законов и иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию в средствах массовой информации органов государственной власти и управления в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируются беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации. Комиссии республиканского референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме. На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан по месту жительства, а также средств массовой информации при наличии заверенной выписки из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Указанные представители не могут вмешиваться в работу комиссий референдума. Статья 10. Законодательство о референдуме Чувашской Республики Законодательство о референдуме Чувашской Республики составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Чувашской Республики, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 11. Инициатива проведения референдума Чувашской Республики Инициатива проведения референдума Чувашской Республики принадлежит: 1) не менее чем двадцати пяти тысячам граждан, имеющих право на участие в референдуме; 2) не менее чем половине от общего числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики; 3) Президенту Чувашской Республики. В период между назначением референдума Чувашской Республики и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Чувашской Республики. Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума Чувашской Республики Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме Чувашской Республики, а равно республиканское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах органов государственной власти Чувашской Республики и зарегистрирован Министерством юстиции Чувашской Республики, не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 50 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Чувашской Республики. Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Чувашской Республики; 2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего района и города. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы по проведению референдума Чувашской Республики, и обоснование необходимости его проведения. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и в трехдневный срок копии постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, протокола собрания и ходатайства инициативной группы направляет в Государственный Совет Чувашской Республики и Президенту Чувашской Республики. При несоответствии формулировки вопроса требованиям настоящего Закона Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение 15 дней со дня поступления ходатайства выносит заключение по нему и своим решением возвращает инициативной группе ходатайство и приложения к нему для устранения допущенных нарушений. После устранения допущенных нарушений инициативная группа может повторно обратиться в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики с ходатайством о регистрации инициативной группы в порядке, установленном настоящей статьей. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики. Решение Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о регистрации или об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и настоящего Закона. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. Подписи собираются на территории республики посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Чувашской Республики. В случае вынесения на референдум Чувашской Республики проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст этого законопроекта. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число собранных подписей граждан, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы по акту передаются уполномоченными инициативной группы в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики проверяет все поступившие документы на соответствие требованиям настоящего Закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов подготавливает свое заключение и принимает по результатам проверки соответствующее постановление. Постановление об отказе в проведении референдума Чувашской Республики Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики выносит в случае, когда в результате проверки установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 11 настоящего Закона. Копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может повторно выступать с предложением о проведении референдума Чувашской Республики. Подписные листы, свое заключение и постановление Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение 5 дней направляет в Государственный Совет Чувашской Республики, а копии принятых ей документов - Президенту Чувашской Республики. В случае, если Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней. Статья 13. Подписной лист референдума Чувашской Республики В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума Чувашской Республики (подписном листе) указываются: 1) наименование района, города, где проводится сбор подписей граждан; 2) номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики; 3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Чувашской Республики; 4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в референдуме Чувашской Республики, его подпись и дата подписи. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Подписные листы изготовляются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Статья 14. Назначение референдума Чувашской Республики Право принятия решения о проведении референдума Чувашской Республики принадлежит Государственному Совету Чувашской Республики и Президенту Чувашской Республики. Решение о проведении референдума Чувашской Республики принимается Государственным Советом Чувашской Республики по собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 11 настоящего Закона, в течение одного месяца со дня поступления документов, направленных Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в адрес Государственного Совета Чувашской Республики. Решение Государственного Совета Чувашской Республики принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. Президент Чувашской Республики по своей инициативе самостоятельно принимает решение о проведении референдума Чувашской Республики с учетом требований настоящего Закона. Решение Президента Чувашской Республики издается в форме Указа о назначении референдума Чувашской Республики, решение Государственного Совета - в форме соответствующего постановления. Принимаемые решения подлежат немедленному опубликованию и должны содержать дату проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любой день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа или постановления. Решения Президента Чувашской Республики или Государственного Совета Чувашской Республики о проведении референдума Чувашской Республики могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в Верховный Суд Чувашской Республики. Статья 15. Назначение референдума Чувашской Республики по проекту новой Конституции Чувашской Республики Назначение референдума по вопросам, предусмотренным частью первой статьи 4 настоящего Закона, производится в порядке, предусмотренном соответствующим законом Чувашской Республики "О порядке принятия Конституции Чувашской Республики и введения ее в действие". Глава III. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 16. Комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Подготовку и проведение референдума Чувашской Республики осуществляют: 1) Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики, действующая в качестве Центральной комиссии референдума Чувашской Республики; 2) территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению референдума Чувашской Республики; 3) участковые комиссии по проведению референдума Чувашской Республики. Статья 17. Порядок формирования территориальной (районной, городской и других) комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению референдума Чувашской Республики формируется в составе 5-9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения о назначении референдума Чувашской Республики. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. При определении кандидатур в составе территориальной комиссии по проведению референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума Чувашской Республики в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии производится Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Статья 18. Порядок формирования участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Участковая комиссия по проведению референдума Чувашской Республики формируется в составе 5-10 членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Чувашской Республики. Статья 19. Полномочия Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики: 1) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума Чувашской Республики, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; 2) координирует деятельность комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 3) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума Чувашской Республики и принимает по ним мотивированные решения; 4) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 5) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории Чувашской Республики; 6) контролируют своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан; 7) издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для всех комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 8) заслушивает сообщения министерств и других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума Чувашской Республики; 9) распределяет денежные средства, выделенные из государственного бюджета Чувашской Республики на финансирование подготовки и проведения референдума Чувашской Республики, на обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума Чувашской Республики на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств; 10) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума Чувашской Республики помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума Чувашской Республики; 11) устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме Чувашской Республики, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, и других документов референдума Чувашской Республики; 12) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме Чувашской Республики на русском и чувашском языках, при этом формулировка выносимого на референдум вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума Чувашской Республики; 13) утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума Чувашской Республики, порядок пересылки и хранения документов референдума Чувашской Республики; 14) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума Чувашской Республики опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум Чувашской Республики, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить; 15) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме Чувашской Республики; 16) определяет результаты референдума Чувашской Республики и публикует (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Чувашской Республики; 17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. В случае истечения установленного законом Чувашской Республики срока полномочий Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики во время подготовки и проведения референдума полномочия Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, действующей в качестве Центральной комиссии референдума, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме решения. Статья 20. Полномочия территориальной (районной, городской и других) комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению референдума Чувашской Республики: 1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума Чувашской Республики на соответствующей территории, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 2) координирует работу участковых комиссий по проведению референдума Чувашской Республики на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения; 3) распределяет денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума Чувашской Республики, между участковыми комиссиями по проведению референдума Чувашской Республики; 4) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению референдума Чувашской Республики; 5) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению референдума Чувашской Республики в организации голосования на участках референдума Чувашской Республики; 6) устанавливает итоги голосования на референдуме Чувашской Республики на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики; 7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума Чувашской Республики, в архив; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума Чувашской Республики прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Статья 21. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Участковая комиссия по проведению референдума Чувашской Республики: 1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; 2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, по участку референдума Чувашской Республики; 3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; 4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; 5) контролирует соблюдение на территории участка референдума Чувашской Республики правил размещения агитационных материалов; 6) организует голосование на участке референдума Чувашской Республики; 7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума Чувашской Республики, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума Чувашской Республики; 8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения; 9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики прекращаются после выполнения требований части первой статьи 43 настоящего Закона. Статья 22. Статус членов комиссии по проведению референдума Чувашской Республики Члены Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, действующие в качестве членов Центральной комиссии референдума Чувашской Республики, имеющие в соответствии с избирательным законодательством право решающего голоса, а также члены территориальной и участковой комиссий по проведению референдума Чувашской Республики, назначенные в соответствии со статьями 17, 18 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума Чувашской Республики. Члены комиссии по проведению референдума Чувашской Республики как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии; 2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами, материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; 4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным. 5) смерти члена комиссии. Члену комиссии по проведению референдума Чувашской Республики с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума Чувашской Республики от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума Чувашской Республики. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Инициативная группа, указанная в части первой статьи 12 настоящего Закона, после опубликования решения о назначении референдума Чувашской Республики вправе назначить одного члена Центральной комиссии референдума Чувашской Республики с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Чувашской Республики вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Статья 23. Гласность в деятельности комиссий по проведению референдума Чувашской Республики Решения комиссий по проведению референдума Чувашской Республики публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации. Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты референдума. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 12 настоящего Закона, и представители средств массовой информации. В день проведения референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Чувашской Республики, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Порядок аккредитации журналистов устанавливается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума Чувашской Республики. В случае отказа в предоставлении аккредитации соответствующая комиссия обязана принять мотивированное решение и выдать копию решения заявителю. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка референдума Чувашской Республики, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума Чувашской Республики не требуется. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики; 2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка референдума Чувашской Республики; 3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики об итогах голосования; 4) обращаться в участковую комиссию по проведению референдума Чувашской Республики с предложениями и замечаниями; 5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума Чувашской Республики в территориальную комиссию по проведению референдума Чувашской Республики. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению референдума Чувашской Республики не допускается. Статья 24. Организация деятельности комиссий по проведению референдума Чувашской Республики Деятельность комиссий по проведению референдума Чувашской Республики осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и настоящего Закона. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики при проведении референдума Чувашской Республики строит свою работу в соответствии с Законом Чувашской Республики "О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики" и настоящим Законом. Деятельность комиссий по проведению референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению референдума Чувашской Республики с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем комиссии. При принятии решения комиссией по проведению референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии по проведению референдума Чувашской Республики, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до дня проведения референдума Чувашской Республики и в день проведения референдума - немедленно. Решения комиссии по проведению референдума Чувашской Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, настоящему Закону, другим законам Чувашской Республики либо принятые комиссией по проведению референдума Чувашской Республики с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума Чувашской Республики или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Чувашской Республики вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения комиссии по проведению референдума Чувашской Республики, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению референдума Чувашской Республики. Заседание комиссии по проведению референдума Чувашской Республики созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдума Чувашской Республики проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. На заседании комиссии по проведению референдума Чувашской Республики при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Статья 25. Содействие деятельности комиссий по проведению референдума Чувашской Республики Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума Чувашской Республики содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения референдума Чувашской Республики помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума Чувашской Республики в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения референдума Чувашской Республики и в день проведения референдума Чувашской Республики - немедленно. Статья 26. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума Чувашской Республики Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Чувашской республики и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд Чувашской Республики. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума Чувашской Республики и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума Чувашской Республики или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Чувашской Республики могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Чувашской Республики. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Чувашской Республики вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления). Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию по проведению референдума Чувашской Республики в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения референдума Чувашской Республики и в день проведения референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней. Статья 27. Порядок образования участков референдума Чувашской Республики Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, образуются участки референдума Чувашской Республики. Участки референдума образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий из расчета не менее 20 и не более 3000 граждан на каждый участок референдума Чувашской Республики. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, на судах, находящихся в плавании, и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в республиканском референдуме, могут быть образованы по месту их расположения или же по месту приписки судна участки референдума, срок их образования такой же, как в части второй настоящей статьи, а в исключительных случаях участки референдума образовываются не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума Чувашской Республики. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие службу на территории Чувашской Республики, голосуют на общих участках республиканского референдума. Списки участков референдума Чувашской Республики с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума Чувашской Республики подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума. Статья 28. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, составляется по каждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума Чувашской Республики на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в Чувашской Республике в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, которые в день проведения референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Список граждан по участку референдума, образованному на судне, находящемся в день проведения референдума в плавании, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума Чувашской Республики не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума Чувашской Республики. Статья 29. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума Чувашской Республики, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума Чувашской Республики. Граждане, имеющие право на участие в референдуме Чувашской Республики, находящиеся в день проведения референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме по месту их пребывания. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме Чувашской Республики и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума Чувашской Республики по месту нахождения общежития. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка референдума Чувашской Республики после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума Чувашской Республики. Статья 30. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину Российской Федерации, проживающему в Чувашской Республике, предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 31. Финансовое обеспечение проведения референдума Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики выделяет Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики необходимые денежные средства на подготовку и проведение референдума Чувашской Республики в течение 15 дней со дня опубликования решения о назначении референдума. В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума Чувашской Республики не было предусмотрено в республиканском бюджете Чувашской Республики, данные расходы оплачиваются за счет кредитов Национального банка Чувашской Республики, покрываемых за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В случаях, если бюджетные средства своевременно не перечислены на счет Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики вправе обратиться за получением кредитов в Национальный банк Чувашской Республики, а при отказе последнего в предоставлении кредита - в коммерческие банки за получением кредита на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведения референдума Чувашской Республики. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики не позднее чем через три месяца после дня проведения референдума Чувашской Республики. Председатели комиссий по проведению референдума Чувашской Республики распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению референдума по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения референдума остаются на специальных счетах комиссий по проведению референдума Чувашской Республики. Участковые комиссии по проведению референдума представляют территориальным комиссиям по проведению референдума финансовые отчеты по установленной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики форме не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Территориальные комиссии по проведению референдума представляют финансовые отчеты Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики представляет финансовый отчет о расходовании средств республиканского бюджета Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Указанный финансовый отчет должен быть обязательно опубликован в печати Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не позднее чем через месяц со дня его представления в Государственный Совет Чувашской Республики. Статья 32. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Чувашской Республики Граждане Российской Федерации, проживающие в Чувашской Республике, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Чувашской Республики. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: 1) органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; 2) благотворительным организациям и религиозным объединениям; 3) членам Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, членам комиссий по проведению референдума Чувашской Республики. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению референдума Чувашской Республики, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума и в помещениях участков референдума Чувашской Республики запрещается. Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум вопроса на каналах государственного учреждения телерадиовещательной компании "Чувашия" издается Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Чувашской Республики. Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 33. Голосование на референдуме Чувашской Республики Голосование на участках референдума проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума Чувашской Республики оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума Чувашской Республики. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, находящихся в плавании, если проголосовали все внесенные в списки граждане. Статья 34. Досрочное голосование В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в список имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме Чувашской Республики в связи с убытием за пределы Чувашской Республики, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в невскрытом состоянии до дня референдума. Статья 35. Открепительное удостоверение В случае, если менее чем за 30 дней до дня проведения референдума Чувашской Республики гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения референдума в помещение того участка референдума Чувашской Республики, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, он вправе получить в участковой комиссии по проведению референдума открепительное удостоверение на право участия в референдуме. В получении открепительного удостоверения на право участия в референдуме гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, на любом другом участке референдума Чувашской Республики. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Статья 36. Бюллетень для голосования на референдуме Чувашской Республики В бюллетене для голосования на референдуме Чувашской Республики точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на референдуме Чувашской Республики, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются. При вынесении на референдум проекта закона Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум Чувашской Республики проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления. Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не позднее чем за 28 дней до дня проведения референдума. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума. Территориальные комиссии по проведению референдума Чувашской Республики получают от Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума. Участковые комиссии по проведению референдума получают от территориальных комиссий по проведению референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения референдума Чувашской Республики. По каждому участку референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке референдума Чувашской Республики. В случае проведения референдума в один день с местным референдумом бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются на государственных языках Чувашской Республики, а в необходимых случаях, по решению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, - на других языках компактного проживания граждан Российской Федерации. Статья 37. Процедура голосования В день проведения референдума в 8 часов по местному времени председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию. При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Чувашской Республики". Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением голосующего гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования на референдуме Чувашской Республики. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум Чувашской Республики вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в пустом квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум Чувашской Республики вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в пустом квадрате под словом "против". Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей. Участковая комиссия по проведению референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Членам участковой комиссии по проведению референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования на референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению референдума в помещение участка референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления. Председатель участковой комиссии по проведению референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе до опускания бюллетеня в ящик для голосования обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 38. Подсчет голосов граждан на участке референдума Чувашской Республики По истечении времени голосования на референдуме Чувашской Республики председатель участковой комиссии по проведению референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно, вначале переносных ящиков для голосования, затем - стационарных ящиков для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению референдума, о чем составляется надлежащим образом акт, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. Бюллетенями неустановленной формы являются бюллетени, которые не изготовлены официально либо не заверены участковой комиссией по проведению референдума Чувашской Республики. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых знак "плюс" или любой знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на референдуме хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В протокол участковой комиссии об итогах голосования по участку референдума вносятся следующие данные: 1) число граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, дополнительно; 2) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией; 3) число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений; 4) число открепительных удостоверений предъявленных прибывшими для голосования гражданами; 5) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам в помещении участка референдума; 6) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума; 7) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме; 8) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 9) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 10) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 11) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме; 12) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум Чувашской Республики; 14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум Чувашской Республики. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов. В число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в список по участку референдума, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке референдума, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке референдума. Протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума. Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме, погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 39. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума Территориальная комиссия по проведению референдума на основании протоколов участковых комиссий составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики. Итоги голосования устанавливаются не позднее чем через три дня со дня проведения референдума Чувашской Республики. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса. Протокол территориальной комиссии по проведению референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума Чувашской Республики. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола территориальной комиссии и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 40. Определение результатов референдума Чувашской Республики На основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума Чувашской Республики об итогах голосования Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики не позднее чем через 5 дней со дня проведения референдума Чувашской Республики определяет результаты референдума. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных комиссий по проведению референдума данных осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики признает решение принятым на референдуме, если за него в целом по Чувашской Республике проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. При проведении референдума по вопросам принятия новой Конституции Чувашской Республики в целом или отдельных ее разделов и глав, а также при внесении изменений и дополнений в Конституцию Чувашской Республики, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики результаты голосования в отдельных административно-территориальных единицах могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики. В протокол о результатах референдума Чувашской Республики, который подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом решающего голоса, вносятся следующие данные: 1) число территориальных комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 2) число протоколов территориальных комиссий по проведению референдума Чувашской Республики; 3) число граждан, имеющих право на участие в референдуме Чувашской Республики; 4) число выданных участковыми комиссиями по проведению референдума Чувашской Республики открепительных удостоверений; 5) число предъявленных гражданами открепительных удостоверений; 6) число бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума Чувашской Республики; 7) число бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики, выданных гражданам на участках референдума Чувашской Республики; 8) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума Чувашской Республики; 9) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики; 10) число бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 11) число бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 12) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 13) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме Чувашской Республики; 14) число бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 15) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум Чувашской Республики; 16) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум Чувашской Республики. В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно. Член Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, не согласный с протоколом о результатах референдума Чувашской Республики в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о результатах референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий по проведению референдума Чувашской Республики. Итоги референдума Чувашской Республики и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 41. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме Чувашской Республики Принятое на референдуме Чувашской Республики решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики не позднее 10 дней после определения результатов референдума. Не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам территориальных комиссий референдума Чувашской Республики. В местной печати не позднее 5 дней со дня проведения референдума Чувашской Республики публикуются данные протоколов территориальных и участковых комиссий референдума об итогах голосования. Принятое на референдуме Чувашской Республики решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме Чувашской Республики. Статья 42. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Чувашской Республики Решение, принятое на референдуме Чувашской Республики, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Чувашской Республики и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Чувашской Республики. Если для реализации решения, принятого на референдуме Чувашской Республики, требуется издание дополнительного правового акта, Государственный Совет Чувашской Республики обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме Чувашской Республики, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 43. Хранение документации референдума Чувашской Республики Подписные листы не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении референдума передаются на хранение Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, зарегистрировавшему инициативную группу, и хранятся в течение двух месяцев со дня опубликования решения референдума. Документация участковых комиссий по проведению референдума Чувашской Республики, включая бюллетени для голосования на референдуме Чувашской Республики и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Территориальные комиссии по проведению референдума по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение. По истечении одного года после официального опубликования (обнародования) результатов референдума бюллетени для голосования на референдуме Чувашской Республики и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Документация Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики по вопросам республиканского референдума сдается на постоянное хранение в Центральный государственный архив Чувашской Республики через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Чувашской Республики. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Чувашской Республики Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме Чувашской Республики путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума Чувашской Республики, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума Чувашской Республики и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме Чувашской Республики, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Чувашской Республики от 22 марта 1991 г. "О референдуме Чувашской Республики" (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1993 года). Президент Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары 25 ноября 1996 года N 18. Приложение к Закону Чувашской Республики "О референдуме Чувашской Республики" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ______________________________________________ (Наименование района (города), где собираются подписи граждан) ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Номер | | Наименование избирательной | регистрационного | Дата |комиссии, которая зерегистрировала | свидетельства | регистрации | инициативную группу | --------------------------------------------------------------------- | | | _____________________________________________________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении ре- ферендума Чувашской Республики с формулировкой вопроса (вопросов): ____________________________________________________________. _____________________________________________________________________ NN|Фамилия, имя,| | Адрес |Серия и номер| | | пп| отчество | Дата |постоянного|паспорта или |Дата | Подпись| | |рождения| места |заменяющего |подписи| | | | |жительства |его документа| | | --------------------------------------------------------------------| 1 | | | | | | | --------------------------------------------------------------------| 2 | | | | | | | --------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------| 10| | | | | | | _____________________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: ___________________________________ ____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и ____________________________________________________________________ номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы: ________________________________ ____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и ____________________________________________________________________ номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициа- тивной группы) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|