Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.1999 № 275 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28.12.99 N 275
Утратило силу - Постановление
Кабинета Министров Чувашской
Республики от 10.10.2003 г. N 247
О республиканской целевой программе
"Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы"
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 15.05.2001 г. N 97)
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
26 июня 1999 г. N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 голы" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы"
(далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Чувашской
Республике Федеральной службы земельного кадастра России" и "Комзем по
Чувашской Республике. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2001 г. N 97)
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы
предусматривать выделение средств на финансирование Программы. 4. Рекомендовать администрациям районов и городов обеспечивать реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств местного бюджета. Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики Э.Аблякимов ПАСПОРТ
республиканской целевой программы
"Развитие земельной реформы в Чувашской Республике
на 2000-2002 годы"
Наименование Программы республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на
2000-2002 годы"
Основание для разработки постановление Правительства Российской Фе- Программы дерации от 26 июня 1999 г. N 694 Государственный заказчик Государственный комитет Чувашской Республи- ки по земельным ресурсам и землеустройству
Основной разработчик Государственный комитет Чувашской Республи- Программы ки по земельным ресурсам и землеустройству Цели и задачи Програм- повышение эффективности использования зе- мы, важнейшие целевые мель, создание условий для увеличения соци- показатели ального, инвестиционного и производственного потенциала земли
Сроки реализации Про- 2000-2002 годы граммы
I этап - 2000 год
II этап - 2001-2002 годы Перечень подпрограмм и разработка и совершенствование нормативной основных мероприятий правовой базы; установление принципов, порядка управления,
распоряжения землями, находящимися в госу-
дарственной и муниципальной собственности;
укрепление гарантий конституционных прав-
граждан на землю;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и землеустрои-
тельное обеспечение земельной реформы;
подготовка и переподготовка кадров
Исполнители подпрограмм Государственный комитет Чувашской Республи- и основных мероприятий ки по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство сельского хозяйства и продоволь-
ствия Чувашской Республики, Министерство
финансов Чувашской Республики, Министерст-
во экономики Чувашской Республики, Мини-
стерство строительства, дорожного и комму-
нального хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции Чувашской Республики,
Управление Министерства Российской Федера-
ции по налогам и сборам по Чувашской Рес-
публике
Объемы и источники фи- всего по Программе - 68,7 млн. рублей, в том нансирования числе из федерального бюджета - 17,4 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской
Республики - 27,4 млн. рублей, местных бюд-
жетов - 23,9 млн. рублей
Ожидаемые конечные ре- закрепление конституционных прав граждан зультаты реализации свободно распоряжаться участками земли и зе- Программы мельной долей под контролем государства: разграничение земель по формам собственно-
сти;
эффективное и рациональное использование
земельных ресурсов;
повышение поступления от платежей за землю в
бюджеты всех уровней
Система организации кон- контроль за выполнением мероприятий Про- троля за выполнением граммы осуществляется Государственным ко- Программы митетом Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству с ежегодным ин-
формированием Кабинета Министров Чуваш-
ской Республики к 10 февраля до 2003 года
УТВЕРЖДЕНА:
постановление Кабинета Министров
Чувашской Республики от 28.12.99 N 275
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2000-2002 ГОДЫ" I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Чувашская Республика располагает незначительными земельными ресурсами, но и это национальное богатство используется не всегда эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца. Принятыми законами и нормативными правовыми актами регулируются отдельные вопросы земельных отношений, однако ими не создана целостная система земельного законодательства. С целью восполнения правового вакуума в регулировании земельных отношений, возникшего в результате признания недействующими значительной части статей Земельного кодекса
РСФСР, был издан Указ Президента Чувашской Республики от 22 мая 1994 г. N 55 "О регулировании земельных отношений в Чувашской Республике",
в соответствии с которым осуществляется регулирование земельных отношений на территории республики. Земельный рынок, его инфраструктура находятся в начальной стадии становления и отстают от потребностей реальной экономики. Отсутствует система реальных гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению инвестиционной привлекательности Чувашской Республики. Финансирование мероприятий в сфере землепользования мизерно и осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства находится на неудовлетворительном уровне и не имеет перспективы дальнейшего развития. Таким образом, перед Чувашской Республикой сегодня стоит сложная задача по завершению реформирования земельных отношений и созданию республиканской системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при ее предоставлении. Настоящая республиканская целевая программа "Развитие земельной реформы в Чувашской Республике на 2000-2002 годы" (далее - Программа)
разработана в соответствии со стратегическими целями земельной реформы. Стратегические цели земельной реформы диктуют выбор приоритетов и
сужают в 2000-2002 годах проблематику земельных преобразований, которые, с одной стороны, требуют минимума затрат, а с другой стороны, уже в ближайшее время могут обеспечить экономическую и социальную отдачу. По мере стабилизации экономики республики спектр решаемых земельных проблем будет расширяться. 1.2. Основные итоги земельных преобразований в Чувашской Республике в 1991 -1998 годах. В Чувашской Республике завершен первый этап земельных преобразований. В ходе первого этапа произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность и пожизненное наследуемое владение тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под коллективное садоводство и огородничество, индивидуальное жилищное строительство, расширение личных подсобных и организацию крестьянских (фермерских) хозяйств. В результате земельной реформы к 1999 году достигнуты определяющие в становлении нового земельного строя преобразования: 1) ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация их земель. В итоге более 258 тысяч работников бывших колхозов и совхозов, сельских жителей, стали собственниками земельных
долей. Организовано 1229 крестьянских (фермерских) хозяйств, в распоряжение которых передано более 10 тыс. га земель. Сформирован фонд перераспределения земель на площади более 34,5 тыс. га. В собственность и пожизненно наследуемое владение граждан передано более 128 тыс. га, или 12,3% всех сельскохозяйственных угодий республики. В ведение органов местного самоуправления передано более 315 тыс.
га земель (1669 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями, 17 городов и поселков); 2) в основном решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства имеют 422 тыс. граждан. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 121,6 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,30 до 0,52 га; 3) зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 284,1 тыс. гражданам и 4,2 тыс. юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам; 4) введена платность землепользования. Ставки земельного налога и
арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней:
в 1997 году - в сумме 54,7 млн. рублей, в 1998 году - 66,9 млн. рублей; 5) формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает, в 1998 году оно достигло 3,6 тысяч в год. Создается государственная автоматизированная система ведения земельного кадастра. Завершаются работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения. 1.3. Несмотря на ряд позитивных итогов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно,
бессистемно и крайне медленно. 1) земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, хотя она не может ограничиваться преобразованиями только в сельском хозяйстве. Сегодня большое экономическое значение имеет использование потенциала земель городов,
промышленности, а также других категорий земель; 2) принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания
арендной платы не соответствуют требованиям настоящего времени и нуждаются в пересмотре. В нарушение действующего законодательства земельные платежи в основном расходуются, не на проведение земельных преобразований; 3) до сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Чувашской Республики и муниципальных образований; 4) в аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на
него задач: не используется экономический потенцией земли как источника инвестиций: собственниками земельных долей не полностью реализуются права по распоряжению долями; 5) крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов; 6) финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне неудовлетворительно. В итоге в 1997-1998 годах практически свернуты землеустроительные работы, тормозятся создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. СРОКИ И ЭТАПЫ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Целью земельной реформы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. 2.2. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого в Чувашской Республике на нынешнем этапе являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики
формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; приватизация земли имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством гражданами и юридическими лицами; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности Чувашской Республики и муниципальной собственности; создание государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра и государственной регистрации прав и сделок с землей, проведение массовой оценки земли на территории республики. 2.3. Целью настоящей Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих к началу 2002 года в целом завершить осуществление земельной реформы в Чувашской Республике и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Выделяются два этапа реализации Программы:
I этап (2000 год), на котором осуществляются мероприятия, которые
должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу для проведения второго этапа. В основном это меры правового, организационно-управленческого,
информационно-просветительского и технологического характера. II этап (2001-2002 годы), в течение которого проводятся ресурсоемкие (финансовые и землеустроительные) мероприятия, направленные на достижение количественных изменений, необходимых для завершения земельной реформы. III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
3.1. Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики о
многообразии и равной защите всех форм собственности и осуществляется
по следующим основным направлениям: передача государственных и муниципальных земель при миновании государственных и муниципальных нужд в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с федеральным и республиканским законодательством изъяты из гражданского оборота); установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков
разграничения объектов права федеральной собственности, государственной собственности Чувашской Республики и муниципальной собственности на землю; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; определение принципов и порядка передачи земель, необходимых для государственных и муниципальных нужд, в государственную либо муниципальную собственность; создание на местном уровне системы правового зонирования муниципальных территорий. 3.2. Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение по возможности всем гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики, получить (за плату или бесплатно) в собственность земельный участок, за исключением предусмотренных федеральным и республиканским законами земель, участки из состава которых не могут быть переданы в частную собственность; обеспечение прав граждан на приватизацию в установленном законодательством порядке законно используемой ими земли; обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении участками и долями в той мере,
в какой их оборот допускается федеральным и республиканским законодательством; активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и долей, создание на республиканском уровне специализированных информационно-консультационных центров. 3.3. Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям качественных структурных и институциональных преобразований в экономике республики, обеспечивается разработкой и реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости с его важнейшей и неотъемлемой частью - рынком земельных
участков. Его развитие будет осуществляться во взаимосвязи таких основных сегментов, как развитие оборота земли, развитие рынка в области управления использования земли, развитие рынка воспроизводства и улучшения земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя: развитие оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости основана на решении следующих задач: введение режима рассрочки платежей при получении в собственность земельных участков; повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях, а также законодательного ограничения применения права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения землей; переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства; развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства на приобретение либо на воспроизводство и улучшение земли и другой недвижимости с обеспечением государственного контроля за рынком земельных закладных; расширение возможностей оборота прав аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
упрощение процедур предоставления земли пол жилищную и промышленную застройку (согласовании, разрешений, архитектурно-планировочных и градостроительных требований и др.); законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях и процедур правового зонирования территорий населенных пунктов. Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости предусматривается осуществлять путем: создания системы формирования (индивидуализации и идентификации) земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также поощрения развития рынка землеустроительных услуг; создания системы государственного учета земельных участков (Государственного земельного кадастра) и на его основе - учета и иных
объектов недвижимости (Государственного кадастра недвижимости); проведения оценки земли и другого недвижимого имущества в целях улучшения системы налогообложения; создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка недвижимости. В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости предусматривается: обеспечить создание и поддержание в актуальном состоянии баз данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимости, объединяющих данные о недвижимом имуществе; обеспечить доступ граждан и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них; создать информационную среду, поддерживающую рынок земли и недвижимости с использованием современных технологий, а также организовать квалифицированную защиту информации и баз данных. 3.4. В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она превращается в товар. К 1999 году в сельской местности в основном завершена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация ими земель, создан широкий слой собственников земельных долей, крестьянских (фермерских)
и личных подсобных хозяйств, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и садоводства. Однако при проведении реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства (переработки) сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного обоснования в правовом, экономическом и экологическом отношениях принимаемых решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных сельскохозяйственных земель оказалась в собственности лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, уволившиеся из сельскохозяйственных предприятий работники и т.д.). С целью совершенствования земельных преобразований при проведении
аграрной и земельной реформ, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо обеспечить на I этапе реализации настоящей Программы: нормативно-методическое содействие процессу договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров; возложение на руководителей сельскохозяйственных организаций обязанности по составлению и представлению в местные администрации списков лиц, отказывающихся от свидетельств о праве собственности на земельные доли, а также не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их (по состоянию на 7 марта 1999 г.). В счет указанных земельных долей выделяются земельные участки, которые законодательно признаются бесхозяйными и при поступлении в муниципальную собственность передаются местной администрацией в районный специальный земельный фонд. На II этапе осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. Для достижения поставленных целей важно особое внимание уделить созданию правовой базы. Законодательно оформляются меры по ограничению оборота земель сельскохозяйственного назначения: запрет на продажу участков из состава указанных земель иностранным гражданам, ограничение права на продажу таких участков в течение определенного срока, если они были приватизированы на бесплатной основе, и другие. Дальнейшее развитие получит процесс развития законодательства об аренде земель сельскохозяйственного назначения. 3.5. Текущая система земельных платежей в Чувашской Республике регулируется Законом Чувашской Республики "О плате за землю", по которому формами земельных платежей являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Существующая система не совершенна с точки зрения рационального землепользования. Главными недостатками системы являются ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается только с 62 процентов всех земель Чувашской Республики, а в городах -
с 60 процентов. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. В отсутствие земельного оборота налоги на сделки с землей не
представляют существенного источника поступлений в бюджет. Негативно сказалась практика рассмотрения земельных платежей в качестве абсолютно самостоятельного регулятора, что обусловило в итоге его слабую встроенность в общую систему регулирования земельных отношений. При проведении реформы следует исходить из необходимости увеличения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы платежей за землю как инструмента рационализации землепользования. Рассмотрение земельных платежей в качестве инструмента рационализации землепользования в рамках реализации настоящей Программы предполагает: дифференцированный подход к размеру земельных платежей в зависимости от того, является налогоплательщик пользователем государственной или муниципальной земли или ее собственником; установление прямой зависимости между начисляемым платежом и реальным доходом, полученным от использования земли; осуществление расчета ставок земельного налога и определения арендной платы в городах исходя из градостроительной ценности земель,
характера использования городских земель; выравнивание ставок земельного налога и арендной платы за пользование государственными и муниципальными землями. Наиболее полное использование налогового потенциала земли предполагает: финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, ведение государственного земельного кадастра, мониторинга земель, охрану земель и повышение их плодородия; ужесточение контроля за выполнением бюджетных заданий по сбору земельных платежей, централизацией средств в федеральный и республиканский бюджеты; завершение инвентаризации земель, проведение их учета;
существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате за пользование государственными землями всех уровней. Данные мероприятия предусматриваются на I этапе реализации настоящей Программы. На II этапе реализации Программы, с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель, будет осуществляться дальнейшая дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли. Становлением оборота земли будет осуществлен переход к исчислению земельного налога от ее рыночной цены. 3.6. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях обеспечения планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации и защиты прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости. Это диктует необходимость принятия экстренных мер по радикальному ускорению создания системы государственного земельного кадастра в Чувашской Республике. На I этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям
в этой области относятся: проведение кадастрового зонирования территории республики в целях
обеспечения присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; обеспечение ведения государственного земельного кадастра по единым формам и процедурам во всех муниципальных образованиях; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных и республиканских землях, землях муниципальных образований; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты ее получения; информационно-технологическая интеграция государственного земельного кадастра и учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним к информационным системам бюро технической инвентаризации, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом и налоговых органов в целях обеспечения регистрации прав и комплексного учета объектов земли и недвижимости различных типов, а также повышения эффективности налогообложения недвижимости; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта до государственной регистрации прав на него; разработка и организация системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования
и программного обеспечения системы земельного кадастра. На II этапе реализации настоящей Программы предусматриваются следующие мероприятия: создание государственного кадастра недвижимости Чувашской Республики путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз данных по недвижимости; организация технологического взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (лесным, водным, градостроительным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур; введение в городах и поселениях единой системы адресной идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости; завершение создания системы передачи земельно-кадастровых данных,
поддерживающей рынок земли и иной недвижимости, и обеспечение на этой
основе периодического уточнения (актуализации) данных государственного земельного кадастра; создание информационной базы данных о федеральных и республиканских землях, землях муниципальных образований; интеграция информации о земле и иной недвижимости в единое информационно-коммуникационное пространство Чувашской Республики; разработка механизма страхования профессиональной деятельности организаций, формирующих и учитывающих объекты недвижимости. 3.7. Введение платного землепользования и реформирование принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка в Чувашской Республике, участниками которого являются государство и муниципальные
образования, требуют создания современной системы оценки земель. Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации настоящей Программы являются: установление единообразного для всех районов и городов республики
порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной цены земель; определение порядка, оснований и методов проведения рыночной оценки земельных участков, а в ряде случаев (при реквизиции, изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и др.) и методик рыночной оценки; организация учета реальных цен сделок с землей и отражения полученных данных в государственном земельном кадастре; государственная поддержка подготовки кадров оценщиков; поддержка деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося земельного оборота, организация государственного регулирования их деятельности (лицензирование, сертификация в т.д.), законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки. Должен быть разработан и принят Закон Чувашской Республики "Об оценке земель", должна быть организована работа над иными правовыми актами, регулирующими оценочную деятельность. На II этапе реализации настоящей Программы:
начинается массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории республики; разрабатываются и принимаются методики оценки земли вместе с расположенными на них объектами недвижимости как имущественных комплексов. 3.8. Осуществление земельной реформы в городах недостаточно учитывало социально-экономическую значимость этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Земельные преобразования в городах в рамках настоящей Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых для этого условий, на реализацию инвестиционного потенциала земель, превращение их в самостоятельный фактор развития поселений, активно влияющий на принятие градостроительных решений. Земельные преобразования в городах предусматривается проводить одновременно с реформой градостроительного планирования территорий с целью их устойчивого развития. На I этапе реализации настоящей Программы проводятся следующие мероприятия: инвентаризация и оценка городских земель, межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и
вынесение (на местность) черты городских и сельских поселений. Границы городов устанавливаются с учетом возможности обеспечения территориальных резервов их развития; приватизация муниципальной земли, являющейся избыточной для обеспечения общественных или муниципальных функций, включая продажу приватизируемым предприятиям, организацию конкурсных и аукционных продаж земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также для реализации инвестиционных проектов; обеспечение получения от местных органов информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием земельного участка, проектированием и строительством объекта, в том числе о размерах платы за подключение к инженерным сетям и за согласование проекта; разработка и утверждение принципов методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. II этап должен ознаменоваться практическим переходом к системе зонального регулирования землепользования и застройки, что означает: разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации по зональному регулированию в городах; разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на этой основе схем городского зонирования. 3.9. Граждане недостаточно осведомлены, а порой и вовсе не информированы о своих конституционных правах на землю, способах их осуществления. На I этапе реализации Программы через средства массовой информации необходимо проводить систематическую работу по информированию населения о сущности, направлениях и холе земельной реформы, федеральном и республиканском законодательстве по вопросам земельных отношений, правах граждан на землю и их обязанностях, механизмах зашиты прав на землю. В этих целях организуется издание популярных брошюр, систематическая публикация в периодических изданиях нормативных правовых актов по вопросам земельной политики, снабженных краткими комментариями специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в районах и городах республики, а также вешание по радио и телевидении специальных передач, производство короткометражных фильмов. В целях активизации информационной и разъяснительной работы среди
населения предусматривается создать на республиканском и районном уровнях самостоятельные или на базе органов исполнительной власти специализированные информационно-консультационные центры с частичным финансированием их деятельности из республиканского бюджета Чувашской
Республики. Задачей центров должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и
собственниками земельных участков и долей, а также осуществление других операций согласно Положению об этих центрах. 3.10. Выполняемые виды и объемы работ по землеустройству не удовлетворяют потребности в землеустроительной документации, обосновывающей в правовом, экономическом и экологическом отношениях осуществление земельных преобразований. Исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документацией для осуществления земельных преобразований в рамках реализации настоящей Программы предусмотрено в 2000-2002 годах провести: выявление неиспользуемых земель, подготовку каталогов земель, находящихся в фонде перераспределения; составление землеустроительных проектов перераспределения земель,
компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с
целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства территорий, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными коммерческими
организациями и находящихся в общей собственности ее членов и иных граждан, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; установление границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям, а также собственники которых не реализовали свои права по их распоряжению; составление дежурных карт ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель; разработку программ (схем) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановление; установление (восстановление) в натуре границ земельных участков,
предоставленных вновь и перерегистрируемых; уточнение и вынесение в натуру черты городских и сельских поселений, разработка планов правового зонирования, иной землеустроительной документации во взаимосвязи с градостроительной документацией; установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Учитывая роль землеустроительных мероприятий, следует разработать
комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Эти мероприятия должны проводиться с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ с переводом камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники, внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов, мобильных автоматизированных комплексов. 3.11. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень
экологически допустимого воздействия на землю в ряде районов республики превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. К числу опасных процессов относятся эрозия почв (эродированы 78,5% всех земель сельскохозяйственного назначения, 16,5
% - эрозионноопасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 1,6 тонн гумуса с 1 га, в черноземах - до 2,9 тонн), заболачивание и переувлажнение земель (более 9,2 % всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и лугов (около 7,4 % всех кормовых угодий республики), подтопление земель, техногенное загрязнение земель. В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации настоящей Программы разработка правовых и нормативно-технических актов, регулирующих организацию и ведение государственного мониторинга земель. К 2002 году необходимо:
обеспечить своевременное выявление состояния земель, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; обеспечить совершенствование и внедрение новых методов (дистанционное зондирование и т.д.), технических средств и технологий
мониторинга земель. С целью предотвращения водной эрозии и деградации земель:
провести залужение земель, находящихся в прибрежных полосах и водоохранных зонах малых рек; законодательно закрепить выпас скота в овражно-балочной системе, для чего залужить пахотные угодья вблизи населенных пунктов. 3.12. Формирование рынка земли обусловило появление и ежегодное увеличение различных злоупотреблений при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение факты уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременной платы за землю. Не разработан механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства. В целях усиления контроля за использованием и охраной земель в 2000-2002 годах предусматривается на I этапе реализации настоящей Программы: разработать законодательные и иные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; разработать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями
земельного законодательства; улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информирование населения об осуществляемой деятельности государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепить взаимодействие специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, органов прокуратуры, внутренних дел путем проведения совместных комплексных, целевых проверок по соблюдению земельного законодательства. На II этапе необходимо создать специальные денежные фонды охраны земель для использования их на экономическое стимулирование охраны земель, материально-техническое обеспечение органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материальное стимулирование деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель. IV. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Чувашской Республике должно осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривается: развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость; создание государственных гарантий конституционных прав граждан на
землю; принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры; развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственном производстве, так и несельскохозяйственной
сфере. Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ. Земельное законодательство будет развиваться на базе конституционных положений, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе Гражданского кодекса Российской
Федерации. Основные направления развития правовой базы рынка недвижимости (в
части правовых основ развития и функционирования рынка земли и другой
недвижимости) предполагают выделение концептуальной разработки общего
и специального (по рынку земли) характера и разработки пакета законодательных и иных правовых актов. Концептуальные разработки могут быть выполнены путем определения основ государственной политики в сфере регулирования отношений использования и охраны земель, подходов к развитию земельного законодательства. Это необходимо для обеспечения единства и комплексности правового регулирования земельных отношений в Чувашской
Республике. V. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении при земельных преобразованиях результатов фундаментальных и
прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых Государственным комитетом Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, иными организациями. Тематика научно-исследовательских работ по проблемам земельных отношений, землепользования и землеустройства на 2000-2002 годы охватывает актуальные проблемы по следующим направлениям: исследование закономерностей развития земельных отношений, многообразия форм хозяйствования на земле, принципов и методов платности землевладения и землепользования; разработка научных основ и методов землеустройства, использования
и охраны земель при переходе к новым формам землевладения и землепользования; оптимизация организации многоцелевого земельного фонда Чувашской Республики; разработка научных основ, положений, методов, средств и технологий ведения государственного земельного кадастра и мониторинга
земель; совершенствование научных основ законодательной базы земельных отношений на основе конституционных положений и требований гражданского законодательства с четким разделением на отношения в области использования и охраны земель в целом и отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением конкретным земельным участком; создание и развитие автоматизированной системы информационного обеспечения земельного рынка. VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется государственным заказчиком за счет земельного налога и арендной платы за землю, привлекаемых из различных источников финансирования. Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 68,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 17,4 млн. рублей, или 25,3 процента, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 27,4 млн. рублей и за счет местных бюджетов - 23.9 млн. рублей (таблица 1). Затраты на реализацию Программы приведены в приложениях 1-8.
По классификации расходов средства федерального бюджета (17,4 млн. рублей) направляются на прочие нужды. В результате выполнения научно-исследовательских работ будут подготовлены основные законодательные акты, определяющие правовую основу земельной реформы, разработаны необходимые методические указания и другие материалы по реализации базовых федеральных законов, регулирующих земельные отношения общества рыночной экономики. Ассигнования на "прочие нужды" направляются на финансирование следующих мероприятий: картографическое и землеустроительное обеспечение Программы - 17,2 млн. рублей, оценка земель - 17,2 млн. рублей. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в общей сумме 51,3 млн. рублей будут главным образом направлены на: картографическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы; мониторинг земель;
оценку земель;
информационно-консультационную деятельность;
правовое обеспечение реформы.
Реализация программы будет осуществляться в две очереди:
первая очередь (2000 год) - 22,7 млн. рублей;
вторая очередь (2001-2002 голы) - 46,0 млн. рублей.
Конкретные объемы государственной поддержки Чувашской Республики определяются исходя из ежегодно принимаемого республиканского бюджета
Чувашской Республики. Финансирование мероприятий, предусмотренных на создание земельного кадастра, осуществляется в рамках республиканской целевой программы "Создание государственной автоматизированной системы ведения земельного кадастра в Чувашской Республике на 1997-2000 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 1997 г. N 78. VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство экономики Чувашской Республики согласованные предложения по объемам Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|