Расширенный поиск
Указ Президента Чувашской Республики от 09.04.2001 № 31Утратил силу - Указ Президента Чувашской Республики от 01.04.2008 г. N 30 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года В целях обеспечения дальнейших позитивных изменений в образовательной системе, соответствующих актуальным и перспективным потребностям Чувашской Республики и Российской Федерации, руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Чувашской Республики "Об образовании" п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа). 2. Кабинету Министров Чувашской Республики предусматривать ежегодно средства для реализации Программы при разработке проектов законов о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001-2005 годы. 3. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать районные и городские программы развития образования. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. Президент Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары 9 апреля 2001 года N 31 УТВЕРЖДЕНА: Указ Президента Чувашской Республики от 09.04.2001 N 31 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2001-2003 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года Основание для разработки Закон Чувашской Республики от 14 февраля Программы 1997 г. N 1 "0 внесении изменений и дополне- ний в Закон Чувашской Республики "Об обра- зовании" (с изменениями от 23 октября 2000 г.) Государственный заказчик Министерство образования Чувашской Респуб- Программы лики Основной разработчик Про- Министерство образования Чувашской Респуб- граммы лики Цели и задачи Программы Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирова- ния гармонично развитой, социально активной творческой личности. Органы государственной власти, система обра- зования при реализации Программы обеспечи- вают достижение следующих целей: предоставление гражданам общедоступного бес- платного дошкольного, начального общего, ос- новного общего, среднего (полного) общего об- разования и начального профессионального об- разования, а также на конкурсной основе бес- платного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профес- сионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государст- венной политики в сфере образования. В процессе достижения целей Программы ре- шаются следующие задачи: обеспечение на правовой основе позитивных качественных и количественных изменений в образовательной системе республики; обеспечение сбалансированности федеральных, национальных общественных образовательных интересов и индивидуальных интересов обу- чающихся и их родителей; удовлетворение образовательных потребностей граждан в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании" и Чувашской Республики "Об образовании"; сохранение и развитие единого образовательно- го пространства; структурная перестройка системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений; обновление содержания, форм, методов и тех- нологий образования; модернизация системы подготовки, переподго- товки и повышения квалификации управленче- ских и педагогических кадров, создание меха- низма переподготовки высвобождающихся на рынке труда педагогов, развитие системы не- прерывного педагогического образования; создание единой информационной образова- тельной среды, развитие дистанционного обу- чения; развитие государственно-общественного харак- тера управления образованием; обеспечение социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования; совершенствование физического воспитания в системе образования; дальнейшее укрепление материально-техни- ческой базы учреждений образования Сроки и этапы реализации выполнение Программы разделено на два взаи- Программы мосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся осно- вой для реализации второго этапа (2004-2005 годы) Перечень основных меро- сохранение и развитие системы дошкольного приятий Программы образования; обновление и совершенствование содержания общего образования; информатизация образования; развитие системы воспитания детей и молоде- жи; подготовка, переподготовка, повышение квали- фикации педагогических работников и руково- дителей образовательных учреждений; социальная защита работников образования и обучающихся; развитие учебно-материальной базы учрежде- ний образования; развитие системы профессионального образо- вания республики предусмотрено Программой "Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года" Исполнители Программы Министерство образования Чувашской Респуб- лики; Министерство финансов Чувашской Республи- ки; Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство культуры и по делам националь- ностей Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство социальной политики Чуваш- ской Республики; Министерство экономики Чувашской Респуб- лики; Министерство внутренних дел Чувашской Рес- публики; Министерство сельского хозяйства и продо- вольствия Чувашской Республики; Министерство природопользования и земель- ных ресурсов Чувашской Республики; Министерство по развитию предприниматель- ства, торговли и ремесел Чувашской Республи- ки; Государственный комитет Чувашской Респуб- лики по печати и информации; Государственный комитет Чувашской Респуб- лики по делам молодежи; Администрации районов и городов; Военный комиссариат Чувашской Республики Объемы и источники финан- На реализацию мероприятий Программы необ- сирования Программы ходимо направить в 2001-2003 годах 894838 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики - 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 447884 тыс. рублей Ожидаемые конечные ре- сохранение и развитие системы образования в зультаты реализации Про- интересах личности, общества и государства; граммы сохранение и развитие единого образовательно- го пространства Чувашской Республики; повышение качества образования и удовлетво- рение образовательных потребностей учащихся и их родителей; усиление роли общественно-государственного управления образованием Система организации кон- Государственный заказчик - Министерство об- троля за выполнением Про- разования Чувашской Республики ежегодно к 1 граммы марта докладывает Кабинету Министров Чу- вашской Республики о ходе выполнения Про- граммы ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2001-2003 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа) в соответствии со статьей 1 пункта 2 Закона Чувашской Республики от 14 февраля 1997 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями от 23 октября 2000 г.) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования. Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике и определяет стратегические направления развития системы образования на 2001-2003 годы и на период до 2005 года. Настоящая Программа является продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 206. В соответствии с мероприятиями указанной Программы получили развитие все уровни образования. За последние годы сделан значительный шаг в совершенствовании нормативной правовой базы развития образования: приняты Закон от 15 июня 1999 г. N 10, "О социальных гарантиях приемной семье", Указы Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа", от 25 августа 1997 г. N 70 "О подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к жизнедеятельности в современных условиях", от 18 апреля 1996 г. N 45 "О военно-спортивных играх "Зарница", "Орленок" в Чувашской Республике", от 30 апреля 1998 г. N 55 "О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях Чувашской Республики", Распоряжение Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59 "Об учреждении именных стипендий Президента Чувашской Республики", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире", от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы в современной системе обучения и воспитания", целевые программы о развитии сельской школы, профессионального образования, улучшении положения с учебной, литературой, питанием учащихся, укреплении их здоровья, работе с одаренными детьми, детьми-сиротами, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др. Система дошкольного образования в республике представлена 503 различными типами и видами дошкольных образовательных учреждений с охватом 43289 воспитанников или 58,4 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет. В 185 детских садах воспитательно-образовательная работа осуществляется на чувашском, в 8 - на татарском языках, в 300 - детей обучаются чувашскому языку, начиная с 4 лет. Современное дошкольное образование в республике остается доступным для населения (родители оплачивают менее 20% затрат на содержание ребенка в детском саду) и строится на принципах вариативности программ, реализации потребностей родителей и личности ребенка, создания новых видов дошкольных образовательных учреждений с использованием общеразвивающих и специализированных программ и технологий. В ходе реализации Программы вдвое увеличилось число инновационных учреждений, их сегодня 38. В 36 детских садах получают специализированные образовательные услуги почти 4 тыс. детей с различными заболеваниями или отклонениями в развитии. 3700 малообеспеченных семей (8,5%) получают адресную помощь по оплате содержания детей в детских садах. 80 процентов государственных дошкольных образовательных учреждений имеют лицензии. Возникшая в начале 90-х годов тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений оставалась острой до начала 2000 года. В целях сохранения сети дошкольных учреждений проводилась передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Доля муниципальных детских садов сегодня составляет 96 процентов (в 1994 году - 85,4%). В 2000/2001 учебном году функционирует 691 общеобразовательное учреждение, в которых обучаются 212742 учащихся, из них 41,7 процента - в сельской местности. 35,5 процента школ - малокомплектные, 70 процентов школ являются чувашскими, татарскими и мордовскими национальными общеобразовательными учреждениями. По сравнению с 1994 годом число школ уменьшилось на 26, в сельской местности - на 34. Общее число обучающихся сократилось на 2,4 процента (на селе - на 2,1%). В целях улучшения качества знаний учащихся начального звена осуществляется переход на четырехлетний срок обучения. В текущем учебном году 59,4 процента первоклассников занимаются по четырехлетней программе, это на 22,5 процента больше, чем в 1994 г. В целях сохранения единого образовательного пространства разработан Базисный учебный план общеобразовательных учреждений республики, проекты национально-регионального компонента содержания образования по всем предметам, государственного образовательного стандарта по чувашскому языку и литературе, культуре родного края. Почти 74 процента выпускников 9 классов 2000 года продолжили обучение, в десятом классе (в 1994 году - 66,4%). Проделана значительная работа по созданию системы вариативного образования, различных видов общеобразовательных учреждений, обновлению и совершенствованию содержания образования и методик обучения. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам повышенного уровня охвачено 18,3 процента школьников (в 1994 году - 12,7%); в 60 школах 4,3 процента учащихся получают платные дополнительные образовательные услуги. Впервые получили статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования России 4 общеобразовательные школы. Включение в образовательный процесс граждановедения, права, экономики, иностранных языков и других дисциплин позволило сформировать личностно-ориентированное содержание образования. В 4 школах республики совместно с международным Комитетом Красного Креста осуществляется эксперимент по апробации международного гуманитарного права. Произошедшие перемены привели к росту числа выпускников школ, поступающих в учреждения высшего профессионального образования. В 2000 году более 45 процентов (по селу - 33,8%) поступили и различные вузы Российской Федерации (в 1994 году - 36%, по селу - 29,3%), в средние специальные учебные заведения - 24,6 процента (по селу - 13,9%), учреждения начального профессионального образования - 17,5 процента (по селу 11%). Увеличилось и число учащихся, участвующих в различных интеллектуальных состязаниях. Ежегодно более 600 юных исследователей выступают на Всероссийской и республиканской научных конференциях "Шаг в будущее", около 1,5 тыс. школьников соревнуются на предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих играх. Из 31 участника Всероссийских олимпиад в 2000 году 12 стали призерами (в 1996 году - 6 из 19). За последние три года завоеваны 41 диплом Всероссийских зональных и финальных предметных олимпиад, 27 дипломов Международной олимпиады школ развивающего обучения, 20 дипломов соросовских олимпиад, командное первенство в соросовской интеллектуальной игре "Дебаты". Для развития одаренных детей созданы 4 республиканских инновационных общеобразовательных учреждения, в них обучаются 1042 учащихся в основном из сельских школ. В целях поддержки одаренной молодежи Распоряжением Президента Чувашской Республики от 3 августа 2000 г. N 34-рп "О назначении именных стипендий Президента Чувашской Республики одаренным учащимся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования" учреждены 25 именных стипендий, уже ряд лет получают ее 114 наиболее талантливых студентов вузов и техникумов. Новые условия функционирования образовательных учреждений повлекли структурные изменения в деятельности Чувашского республиканского института образования: созданы лаборатории мониторинга качества образования, диагностики и аттестации образовательных учреждений, национальных школ, Центр информационных технологий. Успешно развивалось сотрудничество с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения. На основании принятых соглашений школам диаспоры оказывается содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по родному языку, обеспечении программами, учебниками и другой литературой. За последние годы заметно активизировалась работа с зарубежными и международными организациями и фондами по переподготовке учителей по новым методикам, обучению молодежи современной компьютерной грамотности, иностранным языкам. Установлены контакты на уровне образовательных учреждений. С 2000 года начато осуществление 6 проектов, обеспечивающих развитие образования, его модернизацию, в том числе: "Поддержка и реструктурирование системы образования Чувашской Республики", "Информационная система книгоиздания", "Информационно-коммуникационные технологии и сельская школа", "Развитие образования в Чувашской Республике" и др. Принимались меры по укреплению материальной базы учреждений образования. С 1994 по 2000 год введены в эксплуатацию 64 общеобразовательные школы на 17488 ученических мест (в результате удалось вывести из аварийного состояния более 1/3 школ), построено 5 дошкольных учреждений на 705 мест и 2 жилых дома на 84 квартиры, 2 учебных корпуса профессионального училища N 5 г. Цивильска. В результате многоканального финансирования улучшилось положение с книгообеспечением. За 1994-2000 годы изданы 123 наименования учебников и учебных пособий республиканского компонента в количестве более 1 млн. экземпляров. В 2000 году приобретено учебников на 11,8 млн. рублей, из них внебюджетные средства составляют 7,1 млн. рублей. В настоящее время принимаются меры по переводу системы учета и распространения учебников на компьютерную основу. В ходе реализации Программы информатизации образования Чувашской Республики за 1995-2000 годы для школ республики приобретены 211 компьютеров на средства республиканского бюджета Чувашской Республики. Активизация деятельности учреждений дополнительного образования Министерства образования Чувашской Республики свидетельствует о востребованности этой формы образования, включающей в себя 62 учреждения, в том числе: 39 центров, дворцов, домов творчества, станций юных техников, натуралистов, 5 республиканских учреждений, 18 детско-юношеских спортивных школ (более 56 тыс. чел.). Активно работают по формированию личности, ранней профессиональной ориентации, самореализации детей и подростков 63 школы искусств, художественные, музыкальные школы Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики (более 13 тыс. чел.), 43 детско-юношеские спортивные школы Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, управления спорта администрации г. Чебоксары (более 26 тыс. чел.). Система дополнительного образования выполняет сегодня не только важные функции воспитания и обучения, допрофессиональной подготовки, но и функции социальные. Исходя из этого, разработаны концептуальные основы воспитания подрастающего поколения в Чувашской Республике, примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками, республиканская программа туристско-краеведческого движения учащихся "Эткер". Для реализации различных направлений, методик в работе по формированию личности созданы лаборатория развития личности в Чувашском республиканском институте образования, экспериментальные площадки по организации работы с детьми в едином воспитательном пространстве с вовлечением в него всех институтов воспитания в гг. Канаше, Новочебоксарске, Алатыре. В сфере воспитания все больший упор делается на формирование свободной и активной личности, развитие разнообразных ее возможностей, способствующих деятельному самоуправлению. В школах широко реализуются программы воспитания толерантности, "Лидер", "Подросток", "Отечество", разнообразные программы, приобщающие детей к культуре и истории республики, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивным традициям, сохранилось самое ресурсоемкое направление дополнительного образования - техническое творчество. Активизировались и другие направления воспитательной деятельности: трудовое, эстетическое, экологическое, героико-патриотическое. Так, движение "Зарница" и "Орленок" стало по-настоящему массовым общественным объединением, ежегодно в различных соревнованиях, конкурсах, смотрах, входящих в программу движения, участвуют более 54 тысяч детей и подростков (в 1994 году - 35 тыс.). Развивалось школьное музееведение. Если в 1994 году было 97 школьных музеев, то в 2001 году - 204. Одной из инноваций в Чувашской Республике, а затем и в Российской Федерации, стало детское общественное потребительское движение "Новая волна", направленное на формирование у детей мировоззрения, ориентированного на жизнь в рыночной экономике, на защиту своих законных прав и интересов. Оно охватывает сегодня более 500 человек. Большой интерес у учащихся вызывают детские фестивали художественного творчества "Цветы Чувашии", фольклора - "Перепелочка". В каждом из них участвуют более 45 тысяч детей (21,3%). Значительно возросло мастерство участников. В 1995 году в республике насчитывалось всего 6 творческих коллективов, имеющих звание "образцовый детский коллектив", в 2001 году их стало 15. Ежегодно увеличивается количество детей, охваченных различными формами организованного летнего отдыха (в 1994 году - 38660, 2000 году - 62129 чел.). Общее количество педагогических работников в учреждениях образования системы министерства образования республики составляет 27789 человек, в том числе: в учреждениях дошкольного образования - 5502, общего образования - 18871, дополнительного образования - 1639, начального профессионального образования - 1777 человек. Фактически все общеобразовательные учреждения республики укомплектованы педагогическими кадрами (в 1994 году потребность составляла около 1000 чел.). За последние годы значительно возрос образовательный ценз педагогических работников: с высшим образованием работает 88,8 процента педагогов (в Российской Федерации - 77%), среди них 94,4 процента - учителя чувашского языка. Если в 1994 году в сельских школах работали 56 процентов учителей с высшим образованием, в настоящее время - 70,6 процента; в городах республики этот показатель увеличился на 13,4 процента. Ежегодный рост квалификационного и профессионального уровня педагогов и руководителей системы образования подтверждает аттестация педагогических кадров. В 1994 году квалификационные категории имели 40 процентов работников, в 2000 году - 54,5 процента; учителей чувашского языка, литературы и культуры родного края - 58 процентов. Происходящим переменам способствует созданная система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Ежегодно до 26 процентов педагогических работников проходят курсовую переподготовку в Чувашском республиканском институте образования. С 1994 года по линии проекта Института "Открытое общество" "Переподготовка учителей" прошли переподготовку около 500 педагогов, повысили квалификацию за рубежом более 20. За минувший период произошел ряд изменений в подготовке педагогических кадров с высшим образованием. В Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева введены 14 новых специальностей для работы в сельских малокомплектных школах (физика - математика, математика - информатика и др.); для работы в дошкольных образовательных учреждениях - коррекционная педагогика и дошкольная педагогика. С 2000 года по специальностям русский язык и литература, чувашский язык и литература, история ведется дополнительная подготовка по иностранным языкам. Появились новые формы сотрудничества образовательных учреждений: педагогический колледж - педагогический университет, педагогический класс - педагогический университет. Более 80 процентов выпускников педагогических классов продолжают свое образование по педагогическому профилю в педагогических вузах, колледжах и училищах. Для стимулирования творческой активности педагогов ежегодно проводятся конкурсы мастерства "Учитель года", "Школа года", "Детский сад года" и др. Различные государственные и отраслевые награды имеют почти 7 процентов работающих учителей, в том числе: "Заслуженный учитель Российской Федерации" - 30 учителей, "Заслуженный учитель Чувашской Республики" - 350, "Отличник народного просвещения", "Почетный работник общего образования Российской Федерации" - 1444 педагога. Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств; неполнота нормативно-правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Недостаточное финансирование является одной из основных причин существующих проблем в системе образования. Потребность образовательных учреждений обеспечивается в пределах 40 процентов от потребности. До 2000 года в республике сохранялась тенденция сокращения объема ассигнований на нужды образования (в 1997 году доля расходов на образование составила 24,9%, 1998 году - 25%, 1999 году - 23,7%, 2000 году - 23,8%). По состоянию на 1 января 2001 г. кредиторская задолженность в образовании достигла 250 млн. рублей, из них за коммунальные услуги - 173,2 млн. рублей. В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося потенциала системы образования. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего около 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. С 1994 года число дошкольных образовательных учреждений сократилось на 19 процентов, количество воспитанников - на 32. Требует расширения сеть коррекционных дошкольных учреждений в сельской местности. Из 293 сельских детских садов лишь в семи функционируют коррекционные группы. В связи со сложившейся в последние годы демографической ситуацией сокращается численность обучающихся. Так, в 2000 году в первые классы приняты 15997 детей, что на 9631 учащегося (37,7%) меньше, чем в 1994 году. К 2004 году прием в первые классы может еще сократиться в 1,2 раза по сравнению с 2000 годом, что приведет к увеличению числа малокомплектных школ и отрицательно скажется на качестве образования. Очевидно, что существующая сеть образовательных учреждений на селе, учебно-материальное и кадровое обеспечение не соответствуют возросшим образовательным потребностям населения. Это подтверждается показателями поступления выпускников сельских школ в вузы и техникумы, участия в различных интеллектуальных состязаниях. Так, из всех призеров республиканских олимпиад 2000 года лишь 19,7 процента учеников обучается в сельской школе. Актуальным для современной школы является дальнейшее развитие правового и гуманитарного образования. Их значимость как важнейшего фактора социализации личности еще недостаточно полно учитывается в образовательном процессе. Итоги централизованного тестирования и выборочного анализа качества знаний учащихся по отдельным предметам показывают необходимость совершенствования содержания образования, методик обучения и внедрения новых педагогических и инновационных технологий, создания системы оценки качества образования. Проблемой является отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. Все еще недостаточно быстрыми темпами осуществляется внедрение в жизнь образовательных учреждений информационных технологий, формирование у молодого поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передаче информации, получению индивидуального и коллективного знания. Существующая учебно-материальная база по информатике не соответствует требованиям, лишь 29,4 процента средних школ имеют современные компьютеры. В последние годы отчетливо проявляется тенденция ухудшения социального положения и здоровья детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, с ограниченными возможностями здоровья. Однако существующая система обучения и воспитания детей в школах-интернатах и детских домах не обеспечивает их социализации, полноценной реабилитации и интеграции в общество. Высокий уровень безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних продолжает оставаться одной из главных проблем в образовании. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высоким остается количество лиц, находящихся на учете подразделений по делам несовершеннолетних. На конец 2000 года их число составило 2917 человек (в 1998 году - 2687). Каждый седьмой несовершеннолетний участник преступлений не работает и не учится. Проблемой является и укрепление единства систем обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования. Педагогическая общественность не уделяет должного внимания действующим за пределами образовательных учреждений детским и молодежным общественным объединениям, не учитывает их роли в формировании позитивного социального опыта человека нового века через реализацию индивидуального, творческого и лидерского потенциала. Существенно ослабляет воспитательный потенциал системы дополнительного образования недостаточная материально-техническая база, несоответствие между потребностью детей, подростков, молодежи в услугах и неизменно малым количеством учреждений дополнительного образования. Остро стоит задача разработки новых педагогических технологий для работы с детьми "группы риска", поиска новых подходов к определению ее содержания и форм. В современных условиях очевидна необходимость определения приоритетов в сфере гражданского воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в образовании. Есть проблемы в кадровом обеспечении образовательных учреждений. В связи с низкой заработной платой и сокращением контингента учащихся в школах стал наблюдаться отток педагогических кадров. Только за 1999-2000 годы выбыло 1355 человек, в том числе 455 человек - (33,5%) - на пенсию, 407 человек (30%) - в другие отрасли, 112 человек (8,2%) - сокращены. С каждым годом возрастает проблема трудоустройства попавших под сокращение педагогических кадров и молодых специалистов-выпускников вузов. Не может не беспокоить тот факт, что при фактическом отсутствии вакансий в школах идет процесс старения педагогических кадров. 35 процентов работающих в школах учителя пенсионного и предпенсионного возраста, лишь 14 процентов педагогов имеют стаж педагогической работы до 5 лет. В существующей системе повышения квалификации педагогических кадров в большей степени преобладает репродуктивный характер обучения, при котором упор делается на обновление знаний, а не на освоение методов их получения, повышения своей квалификации. Работа в этом направлении недостаточна практикоориентирована, учебные программы не всегда учитывают индивидуальные интересы педагогов, уровень их профессионального мастерства. Приходит в негодность, устаревает учебно-материальная база образовательных учреждений. В две смены работают более 10 процентов школ. Сложным остается положение с изданием учебников по предметам национально-регионального компонента, обеспечением федеральными учебниками по профильному обучению, предметам обществоведческого цикла, технологии, физической культуре, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, мебелью. Требует совершенствования механизм реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Лишь в 152 общеобразовательных учреждениях действуют попечительские советы. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности. Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей: предоставление гражданам общедоступного бесплатного дошкольного и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования. В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи: обеспечение на правовой основе позитивных качественных и количественных изменений в образовательной системе республики; обеспечение сбалансированности федеральных, национальных общественных образовательных интересов и индивидуальных интересов обучающихся и их родителей; удовлетворение образовательных потребностей граждан в соответствии с Законами Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании"; сохранение и развитие единого образовательного пространства; структурная перестройка системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений; обновление содержания, форм, методов и технологий образования; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования, его апробация и введение в образовательный процесс; реструктуризация и развитие сельской школы; стимулирование и поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений; расширение сферы образовательных услуг; создание республиканской службы мониторинга качества образования; обеспечение преемственности всех уровней содержания образования; модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, создание механизма переподготовки высвобождающегося на рынке труда педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования; реформирование организационно-экономического механизма финансирования системы общего образования, основанного на нормативном финансировании; создание единой информационной образовательной среды, развитие дистанционного обучения; обеспечение социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования; сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых; совершенствование физического воспитания в системе образования; дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования. Выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2005 годы). III. Система программных мероприятий 1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования: развитие сети дошкольных образовательных учреждений и новых форм организации дошкольного образования; совершенствование содержания дошкольного образования; кадровое обеспечение системы дошкольного образования. 2. Обновление и совершенствование содержания общего образования: оптимизация сети общеобразовательных сельских школ; создание республиканской службы мониторинга качества образования; участие в эксперименте и апробация механизмов введения единого государственного экзамена; обеспечение преемственности всех уровней содержания образования; введение новой структуры общего образования (12-летняя школа); поддержка и развитие инновационной деятельности общеобразовательных учреждений; совершенствование национально-регионального компонента содержания образования; развитие государственно-общественного характера управления образованием. 3. Информатизация образования: создание и апробация модели сбора и обработки информации, необходимой для управления качеством образования; оснащение общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой; создание республиканского, городских и районных информационных центров. 4. Развитие системы воспитания детей и молодежи: совершенствование физического, героико-патриотического, эколого-биологического, художественно-эстетического и других направлений воспитательной деятельности; содействие становлению сельских школ как социокультурных центров села; развитие музееведения образовательных учреждений; развитие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям; создание единой системы социально-педагогической реабилитации, трудовой и социальной адаптации подростков; осуществление целенаправленной работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на основе межведомственного взаимодействия. 5. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений: совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров; разработка системы прогнозирования потребности в педагогических кадрах; повышение стимулирующей роли аттестации в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней. 6. Социальная защита работников образования и обучающихся: создание условий для получения полноценного образования каждым обучающимся; сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 7. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования: поддержка и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, оснащение их средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным оборудованием, информационно-вычислительной техникой; строительство и ремонт зданий и сооружений учреждений системы образования. 8. Развитие системы профессионального образования предусмотрено Программой "Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275 по следующим направлениям: определение общей потребности в специалистах для отраслей экономики Чувашской Республики и формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; модернизация, перепрофилирование профессиональных учебных заведений, переобучение работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) под будущее развитие производства по заявкам предприятий, учреждений; содействие профессорско-преподавательскому, инженерно-педагогическому персоналу учреждений образования в повышении квалификации, знаний, умений, навыков, необходимых для подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов, способных обеспечивать рост производительности труда и выпуск качественной продукции; совершенствование нормативной правовой и методической базы, научно-информационное и организационное обеспечение; разработка системы организации производственной практики учащихся и студентов; разработка и реализация мер по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования. IV. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы в 2001-2003 годах - 894838 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики - 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 447884 тыс. рублей. Кроме того, к реализации мероприятий Программы будут привлечены средства местных бюджетов. В состав внебюджетных источников включены средства Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), направляемые на реформирование образования и создание информационной системы учебного книгоиздания, средства института "Открытое общество" - на подготовку и повышение квалификации администраторов образования, а также средства спонсоров, добровольные пожертвования граждан и организаций. С учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета объемы средств, направляемые на реализацию Программы, могут корректироваться. V. Механизм реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации Государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство экономики Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы, принимает возможные меры по ее полному финансированию. Для реализации контрольных мероприятий могут создаваться межведомственные группы. В ходе реализации Программы планируется разработка программ развития образования районов и городов Чувашской Республики. Управление реализацией Программы осуществляется Министерством образования Чувашской Республики, контролирующим ход выполнения мероприятий. Министерства и иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики представляют к 1 февраля справку о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство образования Чувашской Республики, которое направляет обобщенную информацию в Кабинет Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до завершения срока действия Программы. VI. Ожидаемые результаты реализации Программы Сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства; сохранение и развитие единого образовательного пространства республики; повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей; усиление роли общественно-государственного управления образованием; создание новых форм организации дошкольного образования; введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования; расширение перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей; развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования; повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих работников; сохранение и развитие материально-технической базы учреждений системы образования. Приложение к Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года Система мероприятий по реализации Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года ------T--------------------------------------T----------------------T------------T---------T---------------------------------- N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ ¦ ¦ Источники финансирования п/п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс. рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------T-----------T---------- ¦ ¦ ¦ Срок ¦ Всего ¦ федераль- ¦ республи- ¦ внебюд- ¦ ¦ ¦ исполнения ¦ (тыс. ¦ ный бюд- ¦ канский ¦ жетные ¦ ¦ ¦ (годы) ¦ рублей) ¦ жет ¦ бюджет ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской Рес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ публики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------+--------------------------------------+----------------------+------------+---------+-----------+-----------+---------- 1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования 1. Программно-методическое и норма- Минобразования 2001 тивное правовое обеспечение новых Чувашии, моделей дошкольных образователь- Чувашский респуб- ных учреждений ликанский институт образования, ЦГСЭН в Чуваш- ской Республике 2. Введение национально- Минобразования 2001 20 20 регионального компонента государ- Чувашии, ственных образовательных стандар- Чувашский государ- тов дошкольного образования ственный педагоги- ческий университет, Чувашский республиканский институт об- 3. Программно-методическое обеспече- Минобразования 2002 20 20 ние чувашских национальных дет- Чувашии, ских садов Чувашский госу- дарственный педа- гогический универ- ситет, Чувашский республиканский институт об- разования 4. Разработка программы повышения Чувашский 2001 квалификации для работников до- республиканский школьных образовательных учрежде- институт об- ний регионов с компактным прожи- разования ванием чувашского населения по обучению детей дошкольного возрас- та чувашскому языку 5. Апробация новых моделей проведе- Чувашский государ- 2001-2003 ния педагогической практики студен- ственный тов средних специальных и высших педагогический учебных заведений в условиях вариа- университет, тивности Чебоксарский пед- колледж, Канаш- ский педколледж, Шумерлинское пед- училище 6. Разработка образовательных про- Минобразования 2003 15 15 грамм, обеспечивающих преемствен- Чувашии, ность дошкольного и начального об- Чувашский разования республиканский институт обра- зования 7. Разработка учебно-методических Минобразования 2002 30 30 комплектов для системы дошкольно- Чувашии, го образования Чувашский государ- ственный педагоги- ческий университет, Чувашский респуб- ликанский институт образования 8. Введение в действие программы до- Минобразования 2002 полнительного образования по спе- Чувашии, Чебоксар- циальности "Домашнее воспитание" ский педколледж 9. Подготовка специалистов по прове- Минобразования 2001 дению аттестации и аккредитации Чувашии, дошкольных образовательных учреж- Чувашский респуб- дений ликанский институт образования 10. Разработка методических рекоменда- Минобразования 2002 20 20 ций к республиканской программе Чувашии, воспитания ребенка-дошкольника Чувашский государ- ственный педагоги- ческий университет, Чувашский респуб- ликанский институт образования 11. Проведение мониторинга обществен- Минобразования 2001 5 5 ного мнения по вопросам состояния Чувашии, и развития республиканской системы Чувашский респуб- дошкольного образования ликанский институт образования, администрации рай- онов и городов 12. Создание единой системы монито- Минздрав Чувашии, 2004 ринга здоровья детей дошкольного ЦГСЭН в Чуваш- возраста ской Республике 13. Аттестация педагогических кадров Минобразования 2001-2005 дошкольного образования Чувашии 14. Обеспечение гарантированного функ- Минобразования 2001 ционирования и развитие сети раз- Чувашии, админи- личных видов дошкольных образова- страции районов и тельных учреждений в соответствии с городов, предпри- потребностями населения ятия и организации 15. Введение и обеспечение реализации Минобразования 2001-2003 государственных образовательных Чувашии, админи- стандартов и образовательных про- страции районов и грамм, содержащих федеральные городов компоненты для системы дошколь- ного образования 16. Расширение спектра специализиро- Минобразования 2001-2002 ванных образовательных услуг в Чувашии, сельских дошкольных образователь- Минздрав Чувашии, ных учреждениях администрации рай- онов и городов 17. Аттестация и аккредитация дошколь- Минобразования 2001-2005 ных образовательных учреждений Чувашии, администрации рай- онов и городов 18. Создание республиканских экспери- Минобразования 2002-2003 100 40 60 ментальных площадок на базе чуваш- Чувашии, ских национальных детских садов Чувашский государ- ственный педагоги- ческий университет, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 19. Развитие сети дошкольных образова- Минобразования 2001-2005 тельных учреждений коррекционного Чувашии, админи- и санаторного типа страции районов и городов Всего: 2001-2003 210 150 60 2001 25 25 в том числе: 2002-2003 185 125 60 II. Обновление и совершенствование содержания общего образования 1. Обновление содержания общего об- Минобразования 2001-2005 разования: участие в эксперименте Чувашии по апробации новой структуры и со- держания образования 12-летней школы, разработка проекта Базисно- го учебного плана общеобразователь- ных учреждений республики 2. Осуществление перехода на 4-летний Минобразования 2001-2002 срок обучения в начальной школе Чувашии, админи- страции районов и городов 3. Разработка содержания национально- Минобразования 2001-2005 регионального компонента в соответ- Чувашии, 2001 85 85 ствии с новой структурой 12-летней Чувашский 2002-2003 175 175 школы республиканский институт обра- зования 4. Анализ состояния обеспеченности Минобразования 2001 начальных, основных и средних Чувашии, админи- школ программами и учебниками страции районов и городов 5. Подготовка и издание переводных Минобразования 2001-2005 учебников для учащихся начальных Чувашии, 2001 987 987 классов чувашских национальных Госкомпечать Чу- 2002-2003 3500 3500 школ вашии 6. Обеспечение повышения качества- 2001-2005 общего образования: оптимизация сети общеобразователь- Минобразования 2001-2004 ных учреждений, прежде всего в Чувашии, админи- сельской местности страции районов и городов разработка и апробация модели обра- Минобразования 2001-2004 зовательных центров Чувашии, админи- страции районов и городов апробация механизма введения еди- Минобразования 2001 2920 2620 300 ного государственного экзамена Чувашии, 2002-2003 16700 15710 990 вузы разработка и введение в образова- Минобразования 2001-2005 2146 2146 тельный процесс новых педагогиче- Чувашии, 2000-2003 ских и инновационных технологий Чувашский республиканский институт обра- зования 7. Обеспечение учащихся общеобразо- Минобразования 2001-2005 вательных учреждений, нуждающихся Чувашии, админи- 2001 4275 2960 1315 в государственной поддержке, феде- страции районов и 2002-2003 16545 7880 8665 ральным комплектом учебников. городов Привлечение внебюджетных средств, в том числе родительских, спонсор- ских на приобретение федерального комплекта учебников 8. Подготовка и издание республикан- Минобразования 2001-2005 ского комплекта учебников и обеспе- Чувашии, 2001 1972 1972 чение ими общеобразовательных уч- Госкомпечать Чу- 2002-2003 4373 4373 реждений вашии, Чувашский республиканский институт обра- зования 9. Организация работы по созданию Минобразования 2001-2005 профильных классов на уровне стар- Чувашии, админи- шей ступени общеобразовательных страции районов и учреждений городов 10. Экспертиза образовательных проек- Минобразования 2001-2005 тов и программ Чувашии, Чувашский республиканский институт обра- зования 11. Создание системы выявления, разви- Минобразования 2001-2005 тия и поддержки одаренных детей Чувашии, админи- страции районов и городов 12. Осуществление оперативной образо- Минобразования 2001-2005 вательной и психолого- Чувашии, админи- педагогической помощи детям, ис- страции районов и пытывающим трудности в обучении, городов имеющим проблемы в общении 13. Включение общеобразовательных уч- Минобразования 2001-2005 реждений республики в реализацию Чувашии 2002 11079 11079 республиканских, федеральных и ме- ждународных образовательных про- ектов 14. Организация и проведение республи- Минобразования 2001-2005 канского конкурса общеобразова- Чувашии 2001 400 400 тельных учреждений "Лучшая школа 2002-2003 850 850 года" 15. Организация и проведение предмет- Минобразования 2001-2005 ных олимпиад и конкурсов среди Чувашии, админи- 2001 347 347 учащихся, в том числе на: страции районов и 2002-2003 832 832 практическое владение иностранны- городов ми языками; высокий уровень компьютерной гра- мотности; проявление коммуникативных навы- ков (знание и практическая демонст- рация техники общения, ораторского искусства и социального поведения) 16. Организация мониторинга качества Минобразования 2001-2005 образования. Создание пакета психо- Чувашии, 2001 85 85 лого-педагогических, социологиче- Чувашский 2002-2003 160 160 ских, диагностических материалов республиканский для проведения мониторинга качест- институт ва образования образования, адми- нистрации районов и городов, 17. Разработка программы оптимизации Минобразования 2001-2003 сети сельских школ и определение Чувашии, админи- сельских центров образования страции районов 18. Создание сельских центров образо- Минобразования 2001-2005 вания, включающих учреждения до- Чувашии, админи- школьного, общего и дополнительно- страции районов го образования 19. Оснащение сельских центров образо- Минобразования 2001-2004 вания современным учебным обору- Чувашии, админи- дованием, компьютерной техникой, страции районов учебниками и подключение к сети Интернет 20. Выявление ведущих тенденций раз- Минобразования 2001-2003 вития новых моделей сельских обра- Чувашии, админи- зовательных учреждений, обобщение страции районов их опыта работы 21. Создание банка научных, научно- Чувашский 2001-2005 методических, дидактических мате- республиканский риалов, опыта работы школ на селе институт обра- зования 22. Реализация Концепции националь- Минобразования 2001-2005 ной школы Чувашской Республики в Чувашии, современной системе обучения и Чувашский респуб- воспитания ликанский институт образования, адми- нистрации районов, вузы 23. Анализ состояния технологической Минобразования 2002-2004 подготовки сельских школьников. Чувашии, Минсель- Выявление основных тенденций их хозпрод Чувашии. допрофессиональной подготовки с Чувашский респуб- учетом многоукладной экономики ликанский институт села образования 24. Широкое привлечение общественно- Минобразования 2001-2005 сти к управлению образованием Чувашии, админи- страции районов и городов 25. Разработка механизма взаимодейст- Минобразования 2001-2003 вия с педагогической и родительской Чувашии, админи- общественностью, бизнес-кругами, страции районов и национально-культурными ассоциа- городов циями, фондами, имеющими образо- вательную ориентацию, с целью при- дания развитию образования в рес- публике государственно- общественного характера Всего: 2001-2003 67431 18330 25896 23205 в том числе: 2001 11071 2620 7136 1315 2002-2003 56360 15710 18760 21890 III. Информатизация образования 1. Создание республиканской единой Минобразования 2001-2003 телекоммуникационной образова- Чувашии, Минэко- тельной сети номики Чувашии, администрации рай- онов и городов 2. Создание и оснащение республикан- Минобразования 2001-2003 ского, городских и районных инфор- Чувашии, Минэко- 2001 725 97 628 мационных центров номики Чувашии, администрации рай- онов и городов 3. Создание телекоммуникационных се- Минобразования 2001-2003 тей системы образования городов и Чувашии, Минэко- районов номики Чувашии, администрации рай- онов и городов 4. Разработка механизма информаци- Минобразования 2001-2002 онного взаимообмена в системе обра- Чувашии, Чуваш- зования, обеспечивающего поддерж- ский республикан- ку управленческой вертикали и гори- ский институт обра- зонтальных связей городских и рай- зования онных информационных центров и образовательных учреждений 5. Разработка программного обеспече- Минобразования 2001-2003 ния, оснащение информационных Чувашии, Чуваш- центров и образовательных учрежде- ский республикан- ний аппаратно-программными сред- ский институт обра- ствами зования, админист- рации районов и го- родов 6. Софинансирование инвестиционных Минобразования 2001-2005 образовательных проектов, осуществ- Чувашии, Минфин 2001 1240 1240 ляемых организациями образования, Чувашии, админи- 2002-2003 3300 3300 укрепление их учебно-материальной страции районов и базы городов 7. Создание и апробирование модели Минобразования 2001-2002 сбора и обработки информации, не- Чувашии, Чуваш- обходимой для управления качеством ский республикан- образования ский институт обра- зования 8. Анализ состояния средств вычисли- Минобразования 2001 тельной техники образовательных уч- Чувашии, админи- реждений с целью модернизации и страции районов и оснащения их современными средст- городов вами вычислительной техники 9. Анализ педагогических программных Минобразования 2001 средств, имеющихся в общеобразова- Чувашии, админи- тельных учреждениях, с целью их страции районов и эффективного использования в учеб- городов ном процессе и дальнейшего попол- нения 10. Анализ кадрового состава учителей Минобразования 2001-2002 информатики и специалистов ин- Чувашии, админи- формационных центров страции районов и городов 11. Подготовка специалистов городских Чувашский 2001-2002 и районных информационных цен- республиканский тров, органов управления образова- институт нием, образовательных учреждений образования, адми- по использованию новых информа- нистрации районов ционных технологий в управлении и и городов образовательном процессе 12. Организация дистанционного обуче- Минобразования 2001-2005 ния учащихся Чувашии, Чуваш- ский республикан- ский институт обра- зования, админист- рации районов и городов 13. Оснащение общеобразовательных уч- Минобразования 2001-2005 реждений современной компьютер- Чувашии, Минэко- 2001 43942 15590 5000 23352 ной техникой номики Чувашии, 2002-2003 170748 96720 29760 44268 администрации рай- онов и городов 14. Обеспечение подключения общеоб- Минобразования 2001-2005 разовательных учреждений ко Все- Чувашии, Минэко- мирной телекоммуникационной сети номики Чувашии, Интернет администрации рай- онов и городов 15. Разработка программных средств по Минобразования 2001-2003 созданию базы данных органов Чувашии, Чуваш- управления образованием, образова- ский республикан- тельных учреждений ский институт обра- зования, админист- рации районов и городов 16. Создание базовых общеобразователь- Минобразования 2001-2002 ных учреждений по внедрению новых Чувашии, админи- информационных технологий в обра- страции районов и зование и управление городов 17. Разработка методических рекоменда- Чувашский 2001-2003 ций для руководителей и педагогиче- республиканский ских работников по использованию институт информационных технологий в образования, адми- управлении и образовательном про- нистрации районов цессе и городов 18. Лицензирование, аттестация и аккре- Минобразования 2001-2005 дитация общеобразовательных учре- Чувашии, админи- ждений страции районов и городов 19. Создание единой структуры инфор- Минобразования 2001-2004 мационно-аналитической службы Чувашии, админи- управления развитием образования страции районов и городов 20. Разработка муниципальных целевых Администрации 2001 программ развития образования районов и городов Всего: 2001-2003 219955 112310 39397 68248 в том числе: 2001 г. 45907 15590 6337 23980 2002-2003 174048 96720 33060 44268 IV. Развитие системы воспитания детей и молодежи 1. Разработка муниципальных программ Администрации 2001-2003 развития системы дополнительного районов и городов образования 2. Организация мониторинга рынка ус- Минобразования 2001-2002 луг в системе дополнительного обра- Чувашии, зования детей, молодежи Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Минсоц- политики Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чуваш- ский республикан- ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов 3. Разработка мер, предусматривающих Минобразования 2001-2003 расширение спектра дополнительных Чувашии, образовательных услуг МВД Чувашии, Минсельхозпрод Чувашии, Минпри- роды Чувашии, Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Госкомпечать Чува- шии, Минпредпри- нимательства Чува- шии, Чувашский республиканский институт образова- ния, администрации районов и городов 4. Создание экспертного совета и про- Минобразования 2001-2002 ведение экспертизы программ допол- Чувашии, Минкуль- нительного образования. Создание туры Чувашии, банка данных о действующих в рес- Минспорт Чувашии, публике образовательных программах Минсоцполитики дополнительного образования детей Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 5. Изучение и обобщение опыта состав- Минобразования 2001 ления разноуровневых программ до- Чувашии, Минкуль- полнительного образования детей туры Чувашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский республиканский институт образования, адми- нистрации районов и городов 6. Лицензирование, аттестация и аккре- Минобразования 2001-2005 дитация учреждений дополнительно- Чувашии, го образования Минздрав Чувашии, Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 7. Разработка критериев оценки дея- Минобразования 2001-2005 тельности учреждений дополнитель- Чувашии, 2001 50 50 ного образования, анализ их резуль- Минздрав Чувашии, 2002-2003 115 115 тативности. Проведение конкурсов Минкультуры Чу- на лучшее учреждение дополнитель- вашии, Минспорт ного образования детей Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 8. Дальнейшее развитие, осуществление Минобразования 2001-2005 поддержки детских, подростковых Чувашии, МВД Чу- 2001 24 24 общественных объединений (военно- вашии, Минкульту- 2002-2003 70 70 патриотической, эколого-биологичес- ры Чувашии, Мин- кой, туристско-краеведческой, спор- спорт Чувашии Гос- тивно-технической и др. направлен- коммолодежи Чу- ностей) вашии, Военкомат Чувашской Респуб- лики, Чувашский республиканский институт образования, адми- нистрации районов и городов 9. Создание республиканской школы Госкоммолодежи 2001-2005 подготовки лидеров ученического, Чувашии, Минобра- 2001 20 20 студенческого самоуправления, дет- зования Чувашии, 2002-2003 70 70 ских, молодежных, общественных Госкомпечать Чу- объединений; проведение семинаров, вашии активов студенческого самоуправле- ния; активизация деятельности моло- дежных средств массовой информа- ции по отражению проблем учащей- ся, студенческой молодежи (в выс- ших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, профессиональных училищах) 10. Введение в штаты учреждений на- Минобразования 2001-2005 чального среднего профессионально- Чувашии, руководи- го образования психологов, соци- тели учреждений альных педагогов, руководителей объединений учащихся по интересам 11. Разработка и реализация мер по раз- Минобразования Чу- 2001-2005 витию системы детского отдыха, оз- вашии, Минсоцполи- 2001 20 20 доровления и занятости. Проведение тики Чувашии, Мин- 2002-2003 70 70 конкурсов на лучшую организацию здрав Чувашии, труда и отдыха в каникулярное время Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Госкоммо- лодежи Чувашии, Чу- вашский республи- канский институт об- разования, админист- рации районов и го- родов 12. Развитие учебно-исследовательской Минобразования 2001-2005 деятельности учащихся в системе до- Чувашии, 2001 9 9 полнительного образования детей Национальная ака- 2002-2003 31 31 демия наук и ис- кусств Чувашии, Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чувашский республиканский институт образования, адми- нистрации районов и городов 13. Совершенствование физического Минобразования 2001-2005 воспитания, активизация деятельно- Чувашии, 2001 70 70 сти по формированию у детей навы- Минспорт Чувашии, 2002-2003 180 180 ков здорового образа жизни в про- Минкультуры Чу- цессе учебной деятельности и через вашии, Минсоцпо- систему массовых спортивных меро- литики Чувашии, приятий Минздрав Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чувашский республиканский институт образования, адми- нистрации районов и городов 14. Активизация работы по развитию Минобразования 2001-2005 технического творчества учащихся: Чувашии, Минсель- 2001 40 40 реализация мер по улучшению обес- хозпрод Чувашии, 2002-2003 90 90 печения объединений технического МВД Чувашии, творчества оборудованием, сырьем, Минпром Чувашии, инвентарем; Минпредпринима- создание научных обществ учащихся, тельство Чувашии, общественных объединений техниче- Минкультуры Чу- ской направленности; вашии, Минспорт проведение научно-технических чте- Чувашии, Госком- ний, организация выставок техниче- молодежи Чувашии, ского творчества, конкурсов, фести- Военкомат Чуваш- валей ской Республики, Национальная ака- демия наук и ис- кусств Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 15. Развитие эколого-биологической, Минобразования 2001-2005 природоохранной видов работы с Чувашии, Минсель- 2001 40 40 детьми: хозпрод Чувашии, 2002-2003 90 90 организация конкурсов учебно- Минприроды Чува- опытных участков, создание заочной шии, школы фермеров; Минкультуры Чу- осуществление практических приро- вашии, Госкоммо- доохранных мероприятий; лодежи Чувашии, совершенствование деятельности Чувашский респуб- школьных лесничеств; ликанский институт проведение слетов, конференций образования, адми- юных экологов, экологических и нистрации районов биологических олимпиад, профиль- и городов ных лагерных смен, конкурсов и др. 16. Дальнейшее совершенствование ра- Минобразования 2001-2005 боты по художественно- Чувашии, 2001 70 70 эстетическому воспитанию детей, Минкультуры Чу- 2002-2003 170 170 формированию национального само- вашии, Минспорт сознания. Проведение традиционных Чувашии, Госком- фестивалей: "Цветы молодежи Чувашии, Чувашии", "Перепелочка", "Студен- Чувашский респуб- ческая весна", театральных коллек- ликанский институт тивов, смотров художественного са- образования, адми- модеятельного творчества учащихся нистрации районов и городов 17. Реализация мер по героико- Минобразования 2001-2005 патриотическому воспитанию под- Чувашии, Минздрав 2001 70 70 растающего поколения: Чувашии, Минкуль- 2002-2003 150 150 создание детских, подростковых об- туры Чувашии, щественных объединений военно- Минспорт Чувашии, патриотической направленности; Госкоммолодежи повышение эффективности музееве- Чувашии, МВД дения (музейной педагогики) образо- Чувашии, вательных учреждений; Военкомат проведение традиционных юнармей- Чувашской Респуб- ских игр "Зарница", "Орленок", лики, Чувашский конкурсов военно-патриотической республиканский песни, встреч с участниками войны и институт образова- ветеранами тыла, организация шеф- ния, администрации ской работы районов и городов 18. Реализация мер по становлению Минобразования 2001-2005 сельских школ как социокультурных Чувашии, Минздрав центров через организацию дополни- Чувашии, Минкуль- тельных образовательных услуг туры Чувашии, Минспорт Чувашии, МВД Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чуваш- ский республикан- ский институт обра- зования, админист- рации районов и городов 19. Создание опытно-стажерских площа- Минобразования 2001-2005 док по направлениям дополнительно- Чувашии, го образования для начинающих спе- Минкультуры Чу- циалистов вашии, Минспорт Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 20. Создание механизмов социального Минобразования 2001-2003 партнерства учреждений дополни- Чувашии, тельного образования. Привлечение к МВД Чувашии, сотрудничеству в организации дея- Минпром Чувашии, тельности учреждений дополнитель- Минкультуры Чу- ного образования государственных и вашии, Минспорт негосударственных организаций, об- Чувашии, Минсоц- щественных объединений политики Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чуваш- ский республикан- ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов 21. Осуществление комплекса мер по Минобразования 2001-2005 формированию психологической Чувашии, культуры населения, развитию служ- Минздрав Чувашии, бы психолого-педагогической и ме- Минкультуры Чу- дико-социальной помощи детям вашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 22. Обобщение опыта воспитательной Минобразования 2001-2005 работы по усвоению детьми общече- Чувашии, Минкуль- ловеческих национально-культурных, туры Чувашии, этнических ценностей Минспорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Госком- печать Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 23. Создание научно-методического со- Минобразования 2001 г. вета по проблемам воспитания детей, Чувашии, Госком- учащейся молодежи молодежи Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования 24. Реализация мер по предупреждению Минобразования 2001-2005 правонарушений среди детей, подро- Чувашии, Минздрав 2001 40 40 стков: создание единой системы со- Чувашии, МВД Чу- 2002-2003 80 80 циально-педагогической реабилита- вашии, Минкульту- ции, трудовой и социальной адапта- ры Чувашии, Мин- ции подростков спорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Чуваш- ский республикан- ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов 25. Осуществление целенаправленной Минобразования 2001-2005 работы по профилактике наркомании Чувашии, Минздрав 2001 40 40 среди несовершеннолетних на основе Чувашии, Минсоц- 2002-2003 80 80 объединения возможностей здраво- политики Чувашии, охранения, образования, спорта, Минкультуры Чу- культуры, достижений медицинской вашии, Минспорт науки Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, МВД Чувашии 26. Проведение научно-практических Минобразования 2001-2005 конференций по проблемам воспита- Чувашии, Минздрав 2003 4 4 ния, дополнительного образования Чувашии, Минкуль- 2002-2003 детей туры Чувашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Национальная ака- демия наук и ис- кусств Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 27. Организация широкой дискуссии по Минобразования 2001-2005 проблемам воспитания, дополни- Чувашии, тельного образования детей, подро- Минздрав Чувашии, стков, молодежи, формирования Минкультуры Чу- ценностных ориентации у подрас- вашии, тающего поколения в средствах мас- Минспорт Чувашии, совой информации Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии, Госкомпечать Чу- вашии, СМИ, Чувашский респуб- ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 28. Обобщение опыта работы образова- Минобразования 2001-2005 тельных учреждений по воспитанию Чувашии, национального самосознания, толе- Минкультуры Чу- рантности, миролюбия у детей и мо- вашии, лодежи в современных условиях. Минспорт Чувашии, Создание центров коммуникативной Госкоммолодежи культуры Чувашии, Чувашский республиканский институт образования, адми- нистрации районов и городов 29. Расширение межрегиональных и ме- Минобразования 2001-2005 ждународных связей в области до- Чувашии, полнительного образования Минкультуры Чу- вашии, Минспорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Госком- молодежи Чувашии- Всего: 2001-2003 1693 1693 в том числе: 2001 493 493 2002-2003 1200 1200 V. Социальная защита работников образования и обучающих 1. Развитие сети центров психолого- Минобразования 2001-2005 педагогической и медико-социальной Чувашии, 2001 138 138 помощи обучающимся и психолого- Минздрав Чувашии, 2002-2003 333 333 медико-педагогических консультаций Минсоцполитики для обучающихся, родителей и ра- Чувашии, ботников системы образования ЦГСЭН в Чуваш- ской Республике, Республиканский коррекционно- диагностический центр 2. Разработка и осуществление систем- Минобразования 2001-2005 ных мер по обеспечению здоровья Чувашии, обучающихся на основе оказания Минздрав Чувашии, доступных оздоровительных и ме- ЦГСЭН в Чуваш- дицинских услуг ской Республике 3. Осуществление системы мер по Минобразования 2001-2005 обеспечению защиты прав, охраны Чувашии, админи- жизни и здоровья детей: страции районов и городов повышение ответственности педаго- Минобразования 2001-2005 гических работников образователь- Чувашии, админи- ных учреждений, родителей (закон- страции районов и ных представителей) за обучение, городов воспитание, охрану жизни и здоровья детей; обеспечение защиты личных и иму- Минобразования 2001-2005 щественных прав детей-сирот и де- Чувашии, Минсоц- 2001 44791 44791 тей, оставшихся без попечения роди- политики Чувашии, 2002-2003 107855 107855 телей (законных представителей), Минфин Чувашии, обучающихся в образовательных уч- Минюст Чувашии, реждениях всех уровней ректораты вузов, дирекции училищ, администрации рай- онов и городов 4. Реализация прав работников системы Минобразования 2001-2005 образования на льготы, определен- Чувашии, Минэко- 2001 1497 1497 ные законодательством Российской номики Чувашии, 2002-2003 3606 3606 Федерации (заработная плата, отпус- Минспорт Чувашии, ка, компенсации на приобретение администрации рай- книгоиздательской продукции, льго- онов и городов ты по коммунальным услугам для сельских учителей) 5. Подписание и реализация отраслево- Минобразования ежегодно го соглашения о социальной защите Чувашии, работников образования Реском профсоюза работников образо- вания и науки 6. Создание единой системы монито- Минздрав Чувашии, 2003 ринга здоровья детей школьного воз- ЦГСЭН в Чуваш- раста ской Республике Всего: 2001-2003 158220 158220 Итого: 2001 46426 46426 2002-2003 111794 111794 VI. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования 1. Ввод в эксплуатацию объектов обра- Минобразования 2001-2005 зования: Чувашии, админи- 2001г. - 5 школ на 1245 учени- страции районов и 2001 12200 12200 ческих мест; городов 7600* 7600* 2002-2003ГГ. - 12 школ на 4045 ученических мест 2002-2003 25050 25000 50 16500* 16500* * средства местных бюджетов 2. Паспортизация материально-техни- Минобразования 2001-2002 ческой базы образовательных учреж- Чувашии, админи- дений, создание базы данных о со- страции районов и стоянии их материальной базы городов 3. Газификация образовательных учре- Минобразования 2001-2005 ждений, подключение к инженерным Чувашии, админи- 2001 10400 5500 4200 700 сетям; капитальный ремонт, реконст- страции районов и 2002-2003 40638 12700 13100 14838 рукция городов 4. Осуществление мероприятий, на- Минобразования 2001-2005 правленных на экономию тепло- и Чувашии, админи- 2001 600 600 энергетических ресурсов страции районов и 2002 300 300 городов 5. Развитие учебных и подсобных хо- Минобразования 2001-2005 зяйств. Проведение ежегодного кон- Чувашии, Минсель- 2001 200 200 курса на лучшее учебное и подсобное хозпрод Чувашии, 2002-2003 550 550 хозяйство администрации рай- онов и городов 6. Укрепление материальной базы ме- Минобразования 2001-2005 дицинских, спортивно-оздоровитель- Чувашии, Минздрав 2001 409 409 ных структур образовательных учре- Чувашии, админи- 2002-2003 800 800 ждений страции районов и городов 7. Оснащение общеобразовательных уч- Минобразования 2001-2005 реждений современным учебным Чувашии, админи- 2001 11453 11453 оборудованием страции районов и 2002-2003 133546 133546 городов Всего: 2001-2003 236146 18200 57359 160589 в том числе: 2001 35262 5500 17609 12153 2002-2003 200884 12700 39750 148434 VII. Работа с педагогическими кадрами 1. Разработка системы прогнозирования Минобразования 2001-2002 потребности педагогических кадров Чувашии, Чувашский респуб- ликанский институт образования 2. Осуществление приема студентов в Минобразования 2001-2005 педагогические вузы, педколледжи и Чувашии, педучилища с учетом потребностей Чувашский государ- образовательных учреждений ственный педагоги- ческий университет, педколледжи, пед- училища 3. Организация подготовки специали- Чувашский государ- 2001-2005 стов на контрактной основе ственный педагоги- ческий университет 4. Повышение образовательного уровня администрации рай- 2001-2005 педагогов через заочное обучение онов и городов 5. Расширение перечня подготовки Чувашский государ- 2001-2005 специальностей педагогов для мало- ственный педагоги- комплектных сельских школ ческий университет, педколледжи, пед- училища 6. Аттестация педагогических и руково- Минобразования 2001-2005 дящих кадров, лицензирование, атте- Чувашии, Чуваш- 2001 86 86 стация, аккредитация образователь- ский республикан- 2002-2003 232 232 ных учреждений ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов 7. Осуществление системы мер по ад- Минобразования 2001-2005 ресной социальной поддержке работ- Чувашии, админи- ников сферы образования (молодые страции районов и учителя, многодетные семьи педаго- городов гов, учителя, продолжающие образо- вание, педагоги, нуждающиеся в ле- чении и др.) 8. Изучение и распространение передо- Чувашский респуб- 2001-2005 вого педагогического опыта ликанский институт образования, адми- нистрации районов и городов 9. Проведение республиканского кон- Минобразования 2001-2005 курса "Учитель года", "Психолог го- Чувашии, Чуваш- 2001 60 60 да" и участие во Всероссийском кон- ский республикан- 2002-2003 150 150 курсе "Учитель года России" ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов, Реском профсоюза работ- ников образования и науки 10. Создание гибкой многоуровневой Чувашский респуб- 2001 90 90 системы повышения квалификации и ликанский институт переподготовки управленческих кад- образования ров и резерва 11. Участие во Всероссийском конкурсе Минобразования ежегодно 20 20 "Лидер в образовании" Чувашии, админи- 2002-2003 54 54 страции районов и городов 12. Установление ежегодных премий Минобразования 2001-2005 Президента Чувашской Республики Чувашии 2001 30 30 лучшим учителям года 2002-2003 60 60 13. Организация повышения квалифика- Чувашский респуб- 2001-2005 ции педагогических кадров по вопро- ликанский институт 2001 89163 2163 87000 сам внедрения новых информацион- образования, адми- 2002-2003 121238 12454 108784 ных технологий в образовательный нистрации районов процесс и городов 14. Развитие системы подготовки, пере- Минобразования 2001-2005 подготовки и повышения квалифи- Чувашии, Минкуль- кации педагогических кадров допол- туры Чувашии, нительного образования. Проведение Минспорт Чувашии, конкурсов профессионального мас- Госкоммолодежи терства среди педагогов дополни- Чувашии, Чуваш- тельного образования, старших вожа- ский республикан- тых ский институт обра- зования, админист- рации районов и го- родов 15. Разработка программы повышения- Чувашский респуб- 2001 квалификации руководящих и педа- ликанский институт гогических работников детских садов образования в условиях вариативности образова- ния Всего: 2001-2003 211183 15399 195784 в том числе: 2001 89449 2449 87000 2002-2003 121734 12950 108784 Всего 2001-2003 894838 148840 298114 447884 по Программе: 2001 228633 23710 80475 124448 2002-2003 666205 125130 217639 323436 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|