Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.10.2004 № 251Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2008 г. N 58 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18.10.2004 N 251 О подпрограмме "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы В целях активизации работы с подростками и молодежью по месту жительства, совершенствования правовых и организационных основ функционирования организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства, а также в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике" и от 29 декабря 2003 г. N 121 "О Годе молодежи и здорового образа жизни" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - подпрограмма). 2. Определить государственными заказчиками - координаторами подпрограммы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять меры по выполнению и финансированию мероприятий, предусмотренных подпрограммой. 4. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерству физической культуры и спорта Чувашской Республики предусматривать ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики выделение средств на реализацию подпрограммы, утвержденной настоящим постановлением. 5. Внести настоящую подпрограмму в Государственный Совет Чувашской Республики для утверждения с проектом республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной год. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.10.2004 N 251 ПОДПРОГРАММА "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ Наименование подпрограм- подпрограмма "Организация работы с мы подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы Основание для разработки указы Президента Чувашской Республики от подпрограммы 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике" и от 29 декабря 2003 г. N 121 "О Годе молодежи и здорового образа жизни" Государственные заказчики Министерство образования и молодежной - координаторы политики Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики Основные разработчики Министерство образования и молодежной подпрограммы политики Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики Цель подпрограммы основной целью подпрограммы является создание единой системы работы с подрастающим поколением по месту жительства, обеспечивающей рост творческих способностей, физическое развитие, нравственное и духовное воспитание подростков и молодежи, в том числе из социально незащищенных слоев населения Задачи подпрограммы развитие системы работы с подростками и молодежью по месту жительства, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде; развитие в республике системы организации развивающего досуга подростков и молодежи по месту жительства через учреждения культуры, спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты; сохранение и комплексное развитие объектов досуговой инфраструктуры для подростков и молодежи; определение перечня базовых организаций и экспериментальных площадок по работе с подростками и молодежью по месту жительства, отработка инновационных программ в данной сфере; активное включение общественности в организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства; реализация развивающих досуговых программ для подростков и молодежи на основе национальных традиций; создание условий для социального партнерства между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и общественными объединениями в организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; разработка системы подготовки и повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства Сроки реализации подпро- подпрограмма рассчитана на два граммы взаимосвязанных этапа: 2005 год - создание многоотраслевой инфраструктуры воспитательной работы с подростками и молодежью по месту жительства; 2006 год - активное использование ее элементов в организации работы с подростками и молодежью по месту жительства Перечень разделов подпро- нормативное правовое обеспечение граммы организации работы по месту жительства; информационно-методическое и кадровое обеспечение организации работы по месту жительства; система мероприятий по организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; развитие сети организаций по работе с подростками и молодежью по месту жительства. Укрепление материально-технического обеспечения организаций, работающих с подростками и молодежью по месту жительства Исполнители подпрограм- Министерство образования и молодежной мы политики Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики, Министерство внутренних дел Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию) Объемы и источники фи- на реализацию мероприятий подпрограммы нансирования необходимо направить в 2005-2006 годах 11791,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 5807,0 тыс. рублей; в 2006 году - 5984,0 тыс. рублей; из них: из федерального бюджета - 757,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 397,0 тыс. рублей; в 2006 году - 360,0 тыс. рублей; из республиканского бюджета Чувашской Республики - 4334,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 2193,0 тыс. рублей; в 2006 году - 2141,0 тыс. рублей; из местных бюджетов - 5300,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 2567,0 тыс. рублей; в 2006 году - 2733,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 1400,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 650,0 тыс. рублей; в 2006 году - 750,0 тыс. рублей Ожидаемые конечные ре- создание нормативной правовой базы, зультаты реализации под- регламентирующей организацию работы с программы подростками и молодежью по месту жительства; модернизация системы организации развивающего досуга подростков и молодежи по месту жительства, увеличение числа подростков и молодежи, занимающихся активными формами досуга; создание информационной сети, способной своевременно реагировать на потребности подростков и молодежи, с помощью постоянных исследований и периодических мониторингов рынка спроса социальной информации; расширение форм и спектра услуг в сфере организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; создание системы повышения квалификации работников организаций осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства Система контроля за вы- государственные заказчики-координаторы - полнением подпрограммы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики осуществляют в установленном порядке общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы. Министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, администрации районов и городов, участвующие в реализации подпрограммы, ежегодно к 1 апреля до 2007 г. представляют информацию о ходе ее выполнения в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обобщает эти сведения и ежегодно к 25 апреля до 2007 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики. I. ВВЕДЕНИЕ Подпрограмма "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - подпрограмма) является одним из приоритетных и социально значимых направлений государственной молодежной политики. Подпрограмма разработана в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике", от 29 декабря 2003 г. N 121 "О Годе молодежи и здорового образа жизни", а также с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по физической культуре, спорту в адрес глав администраций субъектов Российской Федерации о принятии самостоятельных решений в отношении деятельности подростковых и молодежных клубов. Организация работы по месту жительства подростков и молодежи, опирающаяся на новые концептуальные, идеологические и правовые основы социальной политики государства, определена в качестве одного из приоритетных направлений федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Наиболее перспективной формой работы с подростками и молодежью является клуб по месту жительства. При этом современный клуб по месту жительства - это добровольное и максимально приближенное к месту проживания сообщество подростков, молодежи и взрослых, объединенных общими интересами и деятельностью, способствующей их самореализации. Его целью является создание социально-педагогических и организационных условий для творческой самореализации подростков и взрослых в условиях свободного общения. В настоящее время необходимо формирование нового содержания воспитательной деятельности на базе клубов по месту жительства, которое заключается в следующем: удобный режим работы; близость к дому; разнообразие предлагаемых форм проведения досуга; возможность создания объединения по интересам; неформальное общение со сверстниками; возможность получить консультацию у квалифицированных специалистов (юристов, психологов и т.д.); доступность посещения кружков, студий, мастерских, объединений и организаций; возможность самореализации в работе детских и молодежных общественных объединений и организаций. Это обеспечивает решение следующих задач: создание необходимых условий для развития личности, укрепление здоровья, профессионального самоопределения, повышения творческого потенциала подростков и молодежи; социальная адаптация подростков и молодежи; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних; профилактика наркомании и разных форм зависимостей; оказание социально-психологической помощи. Анализ сложившейся ситуации в подростково-молодежной среде показывает необходимость разработки конкретных программных действий. Подпрограмма учитывает характеристику проблем как на муниципальном, так и на республиканском уровнях в организации работы по месту жительства с подростками и молодежью, включая их оценку и систему программных мероприятий по их решению в целях создания эффективной системы работы в данной области. Прежде всего, необходимо создание системы организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства как на республиканском, так и на местном уровнях. Причем, главный акцент планируется сделать на усилении организаций и общественных объединений в районах и городах. Кроме того, необходимо усилить координацию деятельности органов власти всех уровней, организаций и общественных объединений, осуществляющих воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью. В числе актуальных по-прежнему остается кадровый вопрос. Организациям, осуществляющим работу с подростками и молодежью по месту жительства, необходим приток молодых энергичных педагогов-организаторов, которым можно было бы передать определенный опыт работы и традиции. Данная подпрограмма имеет ряд особенностей: во-первых, она носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что ее реализация предполагает согласованную деятельность органов исполнительных власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций; во-вторых, подпрограмма предусматривает консолидацию финансовых средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников; в-третьих, реализация подпрограммы носит последовательный характер и рассчитан на два взаимосвязанных этапа: 2004-2005 годы - создание многоотраслевой инфраструктуры воспитательной работы с подростками и молодежью по месту жительства; 2005-2006 годы - активное использование элементов созданной инфраструктуры по месту жительства. В настоящей подпрограмме предусмотрено решение следующих задач: создание нормативной правовой базы для упорядочения работы с подростками и молодежью по месту жительства; совершенствование государственной поддержки системы воспитания подрастающего поколения республики; снижение детской и подростковой преступности; сохранение и развитие лучших традиций народной педагогики; реализация принципов адресности, эффективности и целесообразности молодежной политики; сохранение и развитие сети организаций и общественных объединений, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства. Исходя из этих принципов, были выделены следующие основные направления реализации подпрограммы: нормативное правовое обеспечение организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; информационно-методическое и кадровое обеспечение организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; система мероприятий по организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; развитие сети организаций по работе с подростками и молодежью по месту жительства. Укрепление материально-технической базы организаций, работающих по месту жительства. Реализация подпрограммы в целом позволит консолидировать усилия органов власти всех уровней, организаций и общественных объединений, осуществляющих воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью, по оказанию дополнительных образовательных услуг подрастающему поколению, развитию физической культуры и спорта, поддержке культурно-досуговой сферы, профилактике преступности и безнадзорности в подростковой и молодежной среде. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Воспитание духовно-нравственного и физически развитого подрастающего поколения является одним из основных направлений социальной политики, проводимой в республике. В реализации возможностей для саморазвития личности, культурного и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. Досуг при условии его правильной организации - неоценимый фактор в приобщении подрастающего поколения к ценностям духовной культуры. Он же - мощный криминогенный фактор в условиях, когда социально-культурное пространство пусто, и человеку, особенно молодому, некуда пойти и нечем заняться. Поэтому проблема досуга - это не только проблема свободного времени, его использования, но также проблема освоения, развития и заполнения культурного пространства, формирования позитивной активности подростков и молодежи, не говоря о возможностях их творческой реализации. В рамках Года молодежи и здорового образа жизни среди молодежи Чувашской Республики был проведен опрос на тему: "Как вы проводите свое свободное время?". При выборе целевой группы опроса (400 человек) учитывалось социальное положение респондентов, то есть в качестве опрашиваемых привлекались как школьники, студенты, так и работающая молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Анализ полученных ответов показал, что большинство опрошенных предпочитает проводить свой досуг, слушая музыку (46,4%) и смотря телевизионные передачи (47,2%). Той же популярностью пользуются игры на компьютерах, развлекательные клубы, чтение книг (29,3%, 40,3%, 26% соответственно). Общественной деятельностью охвачено 15% из числа опрошенных молодых людей. Спортом молодежь либо занимается регулярно (ежедневно - 19,5%, раз в неделю - 26%, два-три раза в неделю - 1,2%), либо не занимается вовсе - 26,9%. На вопрос "Как часто вы посещаете театры, музеи, выставки, концертные залы?" 60,5% опрошенных ссылаются на недостаток финансовых средств, но все-таки раз в неделю (6,1%) или раз в месяц (32,2%) выбираются в учреждения культуры. Нужно отметить, что большая часть молодежи библиотеки посещает только по необходимости (51,8%) - если это требуется для подготовки материалов к учебным занятиям: ежедневно - 5,3%, раз в неделю - 10,2%, раз в месяц - 30,7%. Проблема неудовлетворенности досугом остается по-прежнему острой, однако в ней есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны - пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Социализации личности, ее самоопределению способствует система дополнительного образования. Деятельностью объединений, секций, кружков, действующих непосредственно в образовательных учреждениях, а также в 73 учреждениях дополнительного образования охвачено 84,6% детей и учащейся молодежи. Большинство обучающихся в системе дополнительного образования отдают предпочтение физкультурно-спортивному направлению. Ежегодно в республике проводится более 600 массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и учащейся молодежи. Принятие Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы и целевой подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта в системе образования Чувашской Республики на 2003-2006 годы" позволили в 2003 году значительно повысить численность занимающихся физической культурой и спортом. Так, если в 2002 году было охвачено около 237 тыс. человек, то в 2003 году - 245, что позволило увеличить численность занимающихся физкультурно-спортивными занятиями с 17,7% до 18,5%. Большая работа велась по сохранению и развитию сети физкультурно-оздоровительных, спортивных баз и сооружений. В 2003 году введены в эксплуатацию спортивный комплекс Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, спортивные залы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Н.Яковлева, являющиеся одними из лучших в республике. В рамках реализации указов Президента Чувашской Республики "О Годе молодежи и здорового образа жизни" и "Чувашия - здоровый регион" в 2004 году предусмотрено дальнейшее развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, особенно в районах и городах республики. Так, к примеру, если в 2003 году органами местного самоуправления на эти цели было выделено 1 млн. 500 тысяч рублей, то в 2004 году предусмотрено около 13,6 млн. рублей. При этом, если в Вурнарском, Канашском, Цивильском, Моргаушском и Яльчикском районах ведется активная работа в данной области, то администрациями Аликовского, Комсомольского, Мариинско-Посадского и Янтиковского районов недостаточное внимание уделяется развитию сети спортивных сооружений. В соответствии с распоряжением главы администрации г. Чебоксары от 27 февраля 2003 г. N 436-р "Об организации физкультурно-массовой работы по месту жительства населения" при управлении физической культуры, спорта и туризма создан городской центр по организации физкультурно-массовой работы по месту жительства и введено 49 ставок инструкторов по месту жительства населения из расчета 1 ставка на 10 тыс. человек, что позволило значительно оживить работу по месту жительства и в столице. Следует отметать активную физкультурно-оздоровительную работу в трудовых коллективах ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Чебоксарский электроаппаратный завод", Чебоксарского муниципального унитарного производственного предприятия "Водоканал", муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление", ОАО "Чебоксарский хлебозавод", ООО "Чувашсетьгаз", ОАО "Корпорация "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат", ОАО "Завод электроники и механики". Хорошо поставлена физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа по месту жительства в г. Новочебоксарске. Здесь созданы комитеты самоуправления микрорайонов, которые проводят активную работу по массовому привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, организации содержательного досуга по месту жительства, особенно детей и подростков, в свободное от учебы время. В городе большое внимание уделяется развитию сети клубов физкультурно-спортивной направленности: в 11 клубных объединениях по месту жительства занимаются около 3 тыс. человек. Благодаря такой активной работе в 2003 году около 20% населения города было охвачено занятиями физической культурой и спортом. В большинстве районов и городов республики созданы советы по делам молодежи при главах администраций. В Батыревском и в ряде других районов республики решением глав администраций в сельских администрациях созданы советы по формированию здорового образа жизни. Кроме того, вошло в практику материальное поощрение работников, ведущих здоровый образ жизни и принимающих активное участие в спортивной жизни хозяйства и района. Одной из эффективных форм массового привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом являются клубные объединения физкультурно-спортивной направленности. В республике налажена системная работа по развитию сети клубных учреждений такого типа. В настоящее время насчитывается около 150 клубов, ведущих физкультурно-оздоровительную работу, с контингентом занимающихся более 24 тыс. человек. К услугам населения республики предоставлены 3489 единиц спортивных сооружений, что на 108 единиц больше чем в 2002 году, их единовременная пропускная способность составляет 80,3 тыс. человек против 78,7 тыс. человек в 2002 году. Согласно социальным нормативам, обеспеченность населения Чувашской Республики спортивными залами составляет 32,64%, плавательными бассейнами - 6,9%, плоскостными сооружениями - 52,4%. Имеющаяся материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом не в полной мере отвечает социальным нормативам по массовому привлечению всех возрастных групп и категорий населения. В основном спортивные сооружения, расположенные в сельской местности, предназначены для организации образовательного процесса по физическому развитию детей. Углубленный анализ состояния здоровья детей, данные Всероссийской диспансеризации детей 2002 года показали, что в Чувашской Республике доля практически здоровых детей составляет 21,8% от общей численности, функциональные отклонения в состоянии здоровья имеют 60,8%, различные хронические заболевания - 17,4% детей. В структуре заболеваемости детей преобладают заболевания костно-мышечной системы, эндокринной системы и расстройства питания, глаза и его придаточного аппарата, органов пищеварения и нервной системы. На основании анализа существующих норм в общеобразовательных учреждениях республики введен третий урок физической культуры, обеспечена 6-8-часовая двигательная активность всех учащихся. По данным статистики в спортивных клубах и секциях занимается 33,4 процента школьников (в 2002 году - 31,5%), что является недостаточным для формирования физически и нравственно здорового человека. Многие образовательные учреждения разрабатывают и внедряют собственные здоровьесберегающие технологии, являются федеральными, республиканскими экспериментальными площадками, выигрывают гранты, конкурсы, выступают инициаторами спортивных акций, находят возможности увеличения количества уроков физической культуры до 5 часов в неделю, ведут мониторинг здоровья учащихся, используют нестандартное спортивное оборудование и многое другое. Учитывая специфику выявленной патологии, в республике совершенствуется система медицинской помощи детям и подросткам. В городах создаются оздоровительные учреждения нового типа - реабилитационные центры и кабинеты в общеобразовательных учреждениях, молодежные консультативно-диагностические центры, центры репродуктивного здоровья подростков. В сельских районах организованы оздоровительные социальные центры, включающие размещенные в одном здании среднюю образовательную школу и общеврачебную (семейную) практику. В 16 районах республики созданы экспериментальные площадки по внедрению здоровьесберегающих технологий в сельских школах, где реализуется опыт межведомственного взаимодействия в охране здоровья детей. В республике реализуется проект ЕС и ТАСИС "Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации", отрабатывается модель обеспечения медицинского компонента проекта в сельской школе. В результате проведенных реабилитационных мероприятий улучшилось состояние здоровья детей на 13%, острая заболеваемость снизилась на 4,5%; обострения хронических заболеваний - на 15%. Однако, несмотря на принимаемые меры, к основной группе для занятий физической культурой отнесены всего 75,4% школьников, каждый четвертый ребенок занимается в подготовительной и специальной группе. Радикальные качественные изменения в процессе социализации подростков и молодежи могут быть достигнуты путем совершенствования обязательных учебных программ в сочетании с внеклассной работой, расширения внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с подростками и молодежью, организации содержательного досуга и вовлечения в социально значимую общественную деятельность подрастающего поколения, соответствующей подготовки кадров и повышения квалификации руководителей и педагогов-организаторов организаций по работе с подростками и молодежью по месту жительства. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Учитывая социальную значимость организации работы с подростками и молодежью по месту жительства, основная цель подпрограммы заключается в создании единой системы работы с подрастающим поколением по месту жительства, обеспечивающей рост творческих способностей, физическое развитие, нравственное и духовное воспитание подростков и молодежи, в том числе из социально незащищенных слоев населения. Для целей настоящей подпрограммы применяются следующие основные понятия: организация работы с подростками и молодежью по месту жительства - совокупность мер (мероприятий), направленных на государственную поддержку системы социального (внешкольного и внесемейного), трудового и патриотического воспитания подрастающего поколения, их гражданское становление, развитие и самореализацию, оказание дополнительных образовательных услуг для подростков и молодежи, развитие физической культуры и спорта, поддержку культурно-досуговой сферы и профилактику асоциальных явлений в подростково-молодежной среде; работа с подростками и молодежью по месту жительства может иметь следующие формы: подростковые и молодежные клубы, центры (медико-, социально-, психолого-, информационно-правового обслуживания и помощи подросткам и молодежи, в том числе направленные на профориентацию, занятость молодежи и молодежное предпринимательство), клубы и дома творчества, детские, молодежные и клубные объединения, физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, комнаты школьника, детские и спортивные площадки и т.п.; работа по месту жительства осуществляется педагогами-организаторами, социальными работниками, психологами, воспитателями учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта. При этом физические лица, осуществляющие работу с подростками и молодежью по месту жительства, должны иметь соответствующее педагогическое или иное профессиональное образование. С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач: развитие системы работы с подростками и молодежью по месту жительства, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде; развитие в республике системы организации развивающего досуга подростков и молодежи по месту жительства через учреждения культуры, спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты; сохранение и комплексное развитие объектов досуговой инфраструктуры для подростков и молодежи; определение перечня базовых организаций и экспериментальных площадок по работе с подростками и молодежью по месту жительства, отработка инновационных программ в данной сфере; активное включение общественности в организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства; реализация развивающих досуговых программ для подростков и молодежи на основе национальных традиций; создание условий для социального партнерства между органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и общественными объединениями в организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; разработка системы подготовки и повышения квалификации специалистов организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства. Подпрограмма рассчитана на два взаимосвязанных этапа: 2005 год - создание многоотраслевой инфраструктуры воспитательной работы с подростками и молодежью по месту жительства; 2006 год - активное использование ее элементов в организации работы с подростками и молодежью по месту жительства. IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ Система мероприятий по реализации приоритетных направлений деятельности по организации работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы приведена в приложении к подпрограмме. V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ Реализация мероприятий подпрограммы в 2005-2006 годах будет обеспечиваться за счет консолидации финансовых средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансовых затрат на реализацию подпрограммы в 2005- 2006 годах составит 11791,0 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 757,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 397,0 тыс. рублей; в 2006 году - 360,0 тыс. рублей; из республиканского бюджета Чувашской Республики - 4334,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 2193,0 тыс. рублей; в 2006 году - 2141,0 тыс. рублей; из местных бюджетов - 5300,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 2567,0 тыс. рублей; в 2006 году - 2733,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 1400,0 тыс. рублей, в том числе: в 2005 году - 650,0 тыс. рублей; в 2006 году - 750,0 тыс. рублей. Объемы затрат по источникам финансирования и в разрезе мероприятий ежегодно будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на соответствующий год. VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Государственные заказчики-координаторы - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики - в ходе реализации подпрограммы координируют деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролируют целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий. Министерства, иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, администрации районов и городов, участвующие в реализации подпрограммы, ежегодно к 1 апреля до 2007 года представляют информацию о ходе ее выполнения в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обобщает эти сведения и ежегодно к 25 апреля до 2007 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики. VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В результате реализации подпрограммы ожидается: создание нормативной правовой базы, регламентирующей организацию работы с подростками и молодежью по месту жительства; модернизация системы организации развивающего досуга подростков и молодежи по месту жительства, увеличение числа подростков и молодежи, занимающихся активными формами досуга; создание информационной сети, способной своевременно реагировать на потребности подростков и молодежи, с помощью постоянных исследований и периодических мониторингов рынка спроса социальной информации; расширение форм и спектра услуг в сфере организации работы с подростками и молодежью по месту жительства; создание системы повышения квалификации работников организаций, осуществляющих работу с подростками и молодежью по месту жительства. Реализация подпрограммы позволит сохранить устойчивую тенденцию роста: -------------------------------------------------------T---------T---------T--------- Наименование показателей ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. -------------------------------------------------------+---------+---------+--------- количества детских общественных объединений 440 458 481 количества молодежных общественных объедине- 215 223 235 ний численности подростков и молодежи, охваченных 68,1 73,4 78,7 деятельностью детских и молодежных обществен- ных объединений (в процентах от общего числа де- тей в возрасте от 10 до 15 лет и молодежи до 30 лет) числа подростков и молодежи, охваченных дея- 63,8 70,8 79,3 тельностью организаций и объединений по работе с подростками и молодежью по месту жительства (в процентах от общего числа детей в возрасте от 10 до 15 лет и молодежи до 30 лет) Приложение к подпрограмме "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы" СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ по реализации подпрограммы "Организация работы с подростками и молодежью по месту жительства на 2005-2006 годы" Республиканской комплексной программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы" --------T-------------------------------------T------------T-------------------------T----------------------------------------------- N ¦ Наименование ¦ Сроки ¦ Основные ¦ Источники финансирования пп ¦ мероприятий ¦ исполнения ¦ исполнители ¦ (тыс. рублей) ¦ ¦ (годы) ¦ +-------T--------T---------T---------T---------- ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ феде- ¦ респуб- ¦ мест- ¦ внебюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раль- ¦ ликан- ¦ ные ¦ жетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ный ¦ ский ¦ бюдже- ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦ бюджет ¦ ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Чуваш- ¦ (по со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ской ¦ гласо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Респуб- ¦ ванию) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лики ¦ ¦ --------+-------------------------------------+------------+-------------------------+-------+--------+---------+---------+---------- I. Нормативное правовое обеспечение организации работы по месту жительства 1.1. Разработка нормативной правовой 2005- администрации районов базы по вопросам организации ра- 2006 и городов боты с подростками и молодежью по месту жительства 1.2. Разработка типовых проектов воз- 2005 Минстрой Чувашии, водимых детских и физкультурно- администрации районов оздоровительных площадок, а так- и городов же предоставление помещений в строящихся жилищных объектах для организации работы с детьми и молодежью по месту жительства 1.3. Паспортизация учреждений по ра- 2005 Минспорт Чувашии, 20 10 10 боте с подростками и молодежью Минсоцполитики Чу- по месту жительства вашии, Минкультуры Чувашии, Минобразо- вания Чувашии, адми- нистрации районов и городов 1.4. Разработка механизмов финансо- еже- администрации районов вого обеспечения работы с подро- годно и городов стками и молодежью по месту жи- тельства, в том числе за счет дохо- дов, получаемых от сдачи в аренду нежилых помещений, находящих- ся в муниципальной собственно- сти, и коммунальных платежей населения 1.5. Разработка Типового положения 2005 Минобразования Чува- об экспериментальной площадке шии, Минспорт Чува- по отработке содержания, мето- шии дик, форм и технологий социаль- но-клубной работы 1.6. Разработка нормативной докумен- 2005 Минздрав Чувашии, тации и создание правовой базы Минобразования Чува- социального партнерства в облас- шии, Минсоцполитики ти укрепления здоровья подрост- Чувашии, Минспорт ков и молодежи по месту житель- Чувашии ства с использованием опыта г. Новочебоксарска (ТОСы), дви- жения "Здоровые города" ("Здоро- вые общины"), семейных клубов здоровья и др. Всего 20 10 10 в том числе: 2005 20 10 10 II. Информационно-методическое и кадровое обеспечение организации работы по месту жительства 2.1. Разработка Положения о проведе- 2005 Минспорт Чувашии, нии смотров-конкурсов на луч- Минобразования Чува- шую организацию активного досу- шии га по месту жительства подростков и молодежи 2.2. Формирование базы данных и 2005 Минобразования Чува- 50 20 30 справочно-информационного шии, Минспорт Чува- фонда, в том числе приобретение 2006 шии, Минкультуры Чу- 50 20 30 и тиражирование пакетов органи- вашии, Минсоцполити- зационных, научно-методических ки Чувашии документов, материалов по орга- низации работы с подрастающим поколением по месту жительства из опыта регионов России 2.3. Выпуск сборников нормативных 2005 Минспорт Чувашии, 15 15 правовых документов и методиче- Минобразования Чува- ских рекомендаций для объедине- 2006 шии, Минкультуры Чу- 20 20 ний и учреждений по организации вашии работы с подростками и молоде- жью по месту жительства 2.4. Организация системы обучающих 2005 Минобразования Чува- 45 30 15 семинаров по повышению квали- шии, Минспорт Чува- фикации руководителей и педаго- 2006 шии, Минкультуры Чу- 50 35 15 гов-организаторов учреждений по вашии, Минсоцполити- работе с подростками и молоде- ки Чувашии, админист- жью по месту жительства, моло- рации районов и горо- дежных и детских объединений дов 2.5. Разработка, подготовка к печати, 2005 Минспорт Чувашии, 70 30 40 тиражирование материалов на- Минобразования Чува- глядной агитации (памятки, лис- 2006 шии, Минздрав Чува- 70 30 40 товки, плакаты и т.д.) для исполь- шии, Минкультуры Чу- зования при проведении меро- вашии приятий по пропаганде здорового образа жизни среди подростков и молодежи по месту жительства 2.6. Оказание организационно- 2005 Минздрав Чувашии, 100 50 50 методической помощи объедине- Минспорт Чувашии, ниям и учреждениям по месту жи- 2006 администрации районов 75 50 25 тельства по вопросам пропаганды и городов здорового образа жизни среди подростков и молодежи 2.7. Размещение социальной рекламы, 2005 администрации районов 40 40 пропагандирующей здоровый об- и городов раз жизни, занятия физической 2006 40 40 культурой, здоровое питание и т.д. в СМИ и на рекламных щитах в районах и городах 2.8. Создание программно-методи- 2005 Минобразования Чува- 30 30 ческого обеспечения для социаль- шии, Минспорт Чува- но-педагогической деятельности 2006 шии, Минкультуры Чу- 30 30 учреждений по месту жительства вашии 2.9. Внедрение экспериментальных 2005 Минобразования Чува- 180 80 100 программ и методик социально- шии, Минспорт Чува- педагогической деятельности в 2006 шии, Минкультуры Чу- 300 100 200 объединениях и учреждениях по вашии, администрации месту жительства районов и городов 2.10. Подготовка и размещение в СМИ 2005 Минкультуры Чувашии, 135 70 65 республики тематических мате- Минобразования Чува- риалов, рекламных роликов, ра- 2006 шии, Минспорт Чува- 145 75 70 диопередач по пропаганде здоро- шии, Минсоцполитики вого образа жизни, профилактике Чувашии, администра- асоциальных явлений, работе с ции районов и городов подрастающим поколением по месту жительства 2.11. Подготовка и переподготовка ру- 2005 Минобразования Чува- 150 100 30 20 ководителей и специалистов учре- шии, Минспорт Чува- ждений по работе с подростками и 2006 шии, Минздрав Чува- 180 110 40 30 молодежью по месту жительства: шии, Минкультуры Чу- организация аттестации ру- вашии, Минсоцполити- ководителей и специалистов учре- ки Чувашии, админист- ждений по работе с подростками и рации районов и горо- молодежью по месту жительства дов 2.12. Открытие отделений по подготов- 2005- Минспорт Чувашии ке организаторов (менеджеров) 2006 для работы в детско-юношеских спортивно-оздоровительных и туристических клубах по месту жительства и образовательных уч- реждениях на базе Чебоксарского и Новочебоксарского средних специальных училищ олимпийско- го резерва 2.13. Подготовка и выпуск методиче- 2005 Минсоцполитики Чу- 10 5 5 ских рекомендаций по профилак- вашии, Минздрав Чу- тике алкоголизма, наркомании, вашии, МВД Чувашии, токсикомании и табакокурения Минобразования Чува- для учреждений социального об- шии, администрации служивания семьи и детей адми- районов и городов нистраций районов и городов 2.14. Проведение мониторинга: 2005 Минобразования Чува- 23 10 8 5 профессионально-информа- шии, Минспорт Чува- ционных потребностей специали- 2006 шии, Минкультуры Чу- 37 20 10 7 стов учреждений, осуществляю- вашии, администрации щих работу с подростками и мо- районов и городов лодежью по месту жительства; потребностей учреждений по 2005 15 10 5 месту жительства в педагогических кадрах 2006 22 15 7 Всего 1882 955 865 62 в том числе: 2005 863 450 388 25 2006 1019 505 477 37 III. Система мероприятий по организации работы с подростками и молодежью по месту жительства 3.1. Организация и проведение кон- 2005 Минобразования Чува- 58 18 курса среди республиканских, шии, Минкультуры Чу- районных и городских СМИ на 2006 вашии, Минспорт 65 20 45 лучшее освещение организации Чувашии работы с подростками и молоде- жью по месту жительства 3.2. Организация на базе учреждений 2005 администрации районов 48 40 8 социального обслуживания семьи и городов и детей "Дней здоровья" для детей 2006 60 50 10 из ближайших домов 3.3. Проведение в учреждениях соци- 2005 администрации районов 37 37 ального обслуживания семьи и де- и городов тей "Клубов выходного дня" для 2006 45 40 5 детей и родителей, посещающих учреждение 3.4. Организация деятельности в рай- 2005 Минздрав Чувашии, 30 30 онах и городах семейных клубов Минсоцполитики Чу- здоровья для оздоровления всех 2006 вашии, Минобразова- 35 30 5 слоев населения в рамках проекта ния Чувашии, Мин- "Здоровые общины" при активном культуры Чувашии, ад- участии врачей общей практики министрации районов и городов 3.5. Создание кабинета психокоррек- 2005 Минздрав Чувашии, ции, психопрофилактики на базе администрации районов Республиканского медико-психо- и городов логического центра для подрост- ков: проведение занятий, тренин- 2005 20 20 гов по программам профилактики вредных привычек, мотивации к 2006 20 20 здоровому образу жизни; формирование и обучение 2005 20 20 групп волонтеров для работы сре- ди подростков 2006 20 20 3.6. Проведение конкурсов по право- 2005 МВД Чувашии, Ми- 40 20 20 вой тематике и пропаганде здоро- нобразования Чувашии, вого образа жизни среди несовер- 2006 Минспорт Чувашии 55 30 5 20 шеннолетних совместно с редак- цией "Танташ" ("Ровесник") 3.7. Проведение республиканских 2005 Минобразования Чува- 85 30 15 40 смотров-конкурсов организаций и шии, Минспорт Чува- объединений по работе с подрост- 2006 шии, Минкультуры Чу- 90 30 20 40 ками и молодежью по месту жи- вашии, Минсоцполити- тельства на лучшую организацию ки Чувашии, админист- социально-педагогической работы, рации районов и горо- культурно-досуговой деятельности, дов физкультурно-массовой работы, материально-технического обеспе- чения 3.8. Проведение конкурсов на лучшие 2005 Минобразования Чува- 202 30 55 80 37 культурно-досуговые мероприятия, шии, Минкультуры Чу- направленные на формирование 2006 вашии, Минспорт Чу- 225 35 70 80 40 гражданского, патриотического, вашии, Минсоцполити- духовно-нравственного воспита- ки Чувашии, админист- ния, предупреждение и профилак- рации районов и горо- тику асоциальных явлений среди дов подростков и молодежи 3.9. Организация по месту жительства 2005 Минкультуры Чувашии, 65 25 20 20 тематической клубной работы для администрации районов подрастающего поколения и роди- 2006 и городов 80 30 25 25 телей на базе библиотечной сис- темы 3.10. Проведение республиканских кон- 2005 Минобразования Чува- 140 100 40 курсов инновационных и вариа- шии тивных проектов (программ) рабо- 2006 180 120 60 ты с подростками и молодежью 3.11. Организация работы студентов ву- 2005 Минобразования Чува- 60 40 20 зов в учреждениях и объединениях шии, Минспорт Чува- по месту жительства в рамках пе- 2006 шии, Минкультуры Чу- 80 50 30 дагогической практики вашии, Минсоцполити- ки Чувашии, админист- рации районов и горо- дов 3.12. Развитие института территориаль- 2005 администрации районов 100 80 20 ных общественных органов само- и городов управления в целях повышения 2006 115 85 30 социальной активности граждан по месту жительства 3.13. Проведение республиканских 2005 Минспорт Чувашии, 60 20 20 20 смотров-конкурсов на лучший администрации районов спортивный двор района (города) 2006 и городов 75 20 30 25 3.14. Организация смотров-конкурсов 2005 администрации районов 204 55 35 57 57 подростковых трудовых бригад в и городов районах и городах в рамках прове- 2006 225 60 40 65 60 дения республиканского конкурса на лучшую подростковую трудо- вую бригаду 3.15. Проведение республиканского 2005 Минобразования Чува- 60 30 20 10 слета и спартакиады подростковых шии, администрации трудовых бригад 2006 районов и городов 86 16 60 10 3.16. Проведение смотров-конкурсов 2005 Минобразования Чувашии, 83 43 30 10 патриотической песни среди мо- Минкультуры Чувашии, лодежи в районах и городах в рам- 2006 администрации районов 94 48 36 10 ках республиканских тематических и городов конкурсов и фестивалей 3.17. Проведение первенств дворовых 2005 Минобразования Чува- 73 63 10 команд по хоккею и футболу в шии, Минспорт Чува- рамках проведения республикан- 2006 шии, администрации 92 72 10 10 ских турниров юных хоккеистов и районов и городов футболистов клубов "Золотая шайба" и "Кожаный мяч" 3.18. Проведение республиканского 2005 Минспорт Чувашии, 90 55 15 20 фестиваля физкультурно-спортив- Минобразования Чу- ных, молодежных клубов вашии 3.19. Организация и проведение смот- 2005 Минобразования Чува- 130 95 20 15 ров-конкурсов детских общест- шии, администрации венных объединений по месту жи- 2006 районов и городов 150 100 30 20 тельства в рамках республиканско- го фестиваля детских обществен- ных организаций и объединений 3.20. Проведение конкурса по созданию 2005 Минобразования Чува- 392 42 100 250 экспериментальных площадок ор- шии, администрации ганизации работы по месту жи- 2006 районов и городов 465 45 120 300 тельства и реализации государст- венной молодежной политики на муниципальном уровне 3.21. Создание системы молодежного 2005 Минобразования Чува- 145 25 80 40 добровольчества по благоустройст- шии, администрации ву территорий и реконструкции 2006 районов и городов 150 40 80 30 спортивных площадок по месту жительства посредством проведе- ния различных мероприятий, включающих месячники, акции т.п. Всего 4549 267 1600 1830 852 в том числе: 2005 2142 127 774 834 407 2006 2407 140 826 996 445 IV. Развитие сети организаций по работе с подростками и молодежи по месту жительства. Укрепление материально-технического обеспечения организаций, работающих по месту жительства 4.1. Формирование и поддержка рай- 2005 Минобразования Чува- 160 105 45 10 онных, поселковых и сельских шии, администрации детских и молодежных общест- 2006 районов и городов 160 100 45 15 венных организаций 4.2. Создание спортивно-оздорови- 2005 Минспорт Чувашии, 220 120 80 20 тельных, культурно-досуговых Минобразования Чува- объединений для физического, 2006 шии, Минкультуры Чу- 215 85 100 30 интеллектуального и творческого вашии, администрации развития подростков и молодежи районов и городов по месту жительства на базе су- ществующих учреждений культу- ры, образования, физической культуры и спорта и по месту ра- боты населения 4.3. Организация деятельности моло- 2005 Минобразования Чува- 154 120 24 10 дежной юридической консульта- шии ции "Центр правовой помощи мо- 2006 148 100 30 10 8 лодежи" и создание консультаци- онных пунктов по оказанию, юри- дической помощи с участием сту- дентов юридических факультетов вузов в районах и городах Чуваш- ской Республики 4.4. Организация деятельности Центра 2005 Минобразования Чува- 395 150 160 85 поддержки молодежных и детских шии общественных организаций 2006 380 120 165 95 4.5. Создание и оснащение штаба мо- 2005 Минобразования Чува- 73 65 20 8 лодежных добровольных дружин шии, МВД Чувашии, по охране общественного порядка 2006 администрация 70 40 20 10 на базе спортивно-технического г. Чебоксары клуба "Мастер" 4.6. Создание и оснащение кабинетов 2005 администрации районов 150 150 реабилитации при Семейных клу- и городов бах здоровья (фито-, арома-, му- зыко-, озоно-, рефлексотерапии, массажа, физиотерапии, психоте- рапии др.) 4.7. Строительство спортивно-игро- 2005 администрации районов 655 555 100 вых площадок в районах и городах и городов 2006 780 680 100 4.8. Организация пунктов проката 2005 Минспорт Чувашии, 260 130 100 30 спортивного оборудования и ин- Минобразования Чува- вентаря в местах массового отдыха 2006 шии, Минстрой Чува- 240 90 110 40 населения и по месту жительства шии, администрации районов и городов 4.9. Приобретение спортивного инвен- 2005 Минспорт Чувашии, 415 205 160 50 таря для детско-юношеских спор- администрации районов тивных школ, физкультурно- 2006 и городов 415 150 200 65 спортивных клубов для организа- ции работы с подростками и мо- лодежью 4.10. Оснащение медицинских кабине- 2005 администрации районов 340 140 тов семейных клубов здоровья для и городов оценки физического состояния населения 4.11. Техническое обеспечение кабинета 2005 Минздрав Чувашии, 160 160 психокоррекции, психопрофилак- администрации районов тики на базе Республиканского 2006 и городов 150 150 медико-психологического центра для подростков Всего 5340 490 1769 2595 486 в том числе: 2005 2782 270 959 1335 218 2006 2558 220 810 1260 268 Всего по подпрограмме 11791 757 4334 5300 1400 в том числе: 2005 5807 397 2193 2567 650 2006 5984 360 2141 2733 750 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|