Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 12.05.2000 № 6З А К О Н ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Утратил силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 30.11.2006 г. N 60 ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Принят Государственным Советом Чувашской Республики 27 апреля 2000 года (В редакции Законов Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27; от 27.12.2001 г. N 59; от 18.10.2004 г. N 31; от 29.12.2005 г. N 70; от 14.07.2006 г. N 37) Настоящий Закон принят в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики, устанавливает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья I. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда, установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его применения 1. Законодательство об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 2. Действие Закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работы в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 3. Решения государственных органов Чувашской Республики и органов местного самоуправления не должны противоречить законодательству об охране труда Российской Федерации и Чувашской Республики. 4. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и Чувашской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями). Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, перечисленными в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) 4. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 4. Направления по реализации государственной политики в области охраны труда в Чувашской Республике (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) 1. Направлениями по реализации государственной политики в области охраны труда являются: (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, федеральных и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда; принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики об охране труда, а также целевых программ улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выплата компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и в других видах экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; содействие в организации государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Чувашской Республики в области охраны труда относятся: принятие законов и нормативных правовых актов Чувашской Республики об охране труда; контроль за реализацией законов и нормативных правовых актов Чувашской Республики об охране труда; реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики; разработка и утверждение соответствующих нормативных правовых актов по охране труда на основе нормативных правовых актов Российской Федерации; организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; определение расходов на охрану труда за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; разработка и осуществление мер по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, ответственных за обеспечение безопасности труда; создание межведомственной комиссии по охране труда; регулирование отношений в области охраны труда в системе социального партнерства Чувашской Республики; передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территории соответствующих муниципальных образований; другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 29.12.2005 г. N 70) Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 7. Права работника на охрану труда Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда, а также при потере трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; обращение в органы государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) Статья 8. Обязанности работника в области охраны труда В соответствии с федеральным законодательством на работника возлагаются следующие обязанности: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования); абзац. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) (Статья в редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда В соответствии с федеральным законодательством на работодателя возлагаются следующие обязанности: обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации; безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики; приобретение за счет собственных средств и выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочих местах работников и проверка их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) (Статья в редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 10. Права работодателя в области охраны труда В целях обеспечения требований охраны труда работодатель вправе: требовать соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда; налагать на работников, допустивших нарушения норм, правил и инструкций по охране труда, дисциплинарные взыскания; в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) требовать в установленном порядке от работников возмещения вреда, нанесенного организации вследствие несоблюдения ими норм, правил и инструкций по охране труда; отстранять работника от работы без выплаты за этот период заработной платы или увольнять его в случае появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии, связанном с применением наркотических или токсических веществ; требовать от работников прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров в установленные сроки; участвовать в проводимых органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественного контроля проверках организаций и знакомиться с материалами проверок; обращаться в органы государственного управления охраной труда с предложениями об изменении требований норм и правил по охране труда. осуществлять иные действия в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами. (Дополнен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) Глава III. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 11. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. В Чувашской Республике гарантируется работникам защита их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 12. Ограничение на выполнение тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 13. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Возложение исполнения обязанностей специалиста по охране труда на другое должностное лицо, а также возложение других обязанностей на специалиста по охране труда не допускается. 2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. 4. По своему статусу, в том числе по оплате труда, служба охраны труда приравнивается к производственно-техническим службам организации. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) Статья 14. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, координирует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 15. Социальное партнерство в области условий и охраны труда 1. Система социального партнерства Чувашской Республики направлена на обеспечение взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений по реализации государственной политики в области охраны труда. 2. Органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, работодатели, работники и их представители устанавливают единый порядок регулирования отношений в области условий и охраны труда на основе заключения республиканского, республиканских отраслевых (межотраслевых) тарифных, территориальных и территориально-отраслевых соглашений. 3. Взаимные обязательства по обеспечению безопасных условий труда в организации предусматриваются коллективными договорами и соглашениями по охране труда. Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда Чувашской Республики о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методика и средства метрологического контроля, не проводилась пожарная и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка. 5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ, работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 18. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. 4. Чувашская Республика содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. 5. Чувашская Республика обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Статья 19. Аттестация рабочих мест по условиям труда 1. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест, учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. 2. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 20. Сертификация работ по охране труда 1. Сертификация работ по охране труда в организациях проводится с целью реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Сертификация работ по охране труда - это деятельность органов и экспертов по сертификации по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации требованиям законодательства и нормативных правовых актов по охране труда. При положительных результатах сертификации организации выдается сертификат соответствия требованиям охраны труда (сертификат безопасности). 2. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 21. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда из средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 14.07.2006 г. N 37) 3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 4. В отраслях экономики Чувашской Республики, на территориях муниципальных образований, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Глава V. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА Статья 22. Управление охраной труда 1. Управление охраной труда в Чувашской Республике заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и предусматривает единство действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. 2. Основополагающими принципами управления охраной труда в Чувашской Республике являются: реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда; приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда; гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав; профилактическая направленность деятельности в области охраны труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; обязательное расследование всех несчастных случаев на производстве в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию; экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей работников; перспективное планирование мероприятий по охране труда и их финансирование. Статья 23. Государственное управление охраной труда 1. В соответствии с федеральным законодательством в Чувашской Республике осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Кабинетом Министров Чувашской Республики непосредственно или, по его поручению, республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими республиканскими органами исполнительной власти Чувашской Республики в области охраны труда в пределах их полномочий. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) 2. Распределение полномочий органов исполнительной власти Чувашской Республики в области охраны труда осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики. 3. Орган исполнительной власти Чувашской Республики, ведающий вопросами охраны труда: осуществляет государственное управление охраной труда в Чувашской Республике; разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Чувашской Республики предложения по реализации государственной политики в области охраны труда; является государственным заказчиком республиканских программ улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике; представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодные доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложениях по совершенствованию государственной политики в области охраны труда; координирует работу органов исполнительной власти Чувашской Республики в области охраны труда; (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 29.12.2005 г. N 70) взаимодействует с законодательным (представительным) органом и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Чувашской Республики, общественными объединениями, организациями и отдельными лицами по вопросам охраны труда; абзац; (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 29.12.2005 г. N 70) организует работу межведомственной комиссии по охране труда; участвует в разработке правил и норм по охране труда в пределах своей компетенции, осуществляет оперативный контроль за их исполнением, а также устанавливает организационно-методические и общетехнические требования к проведению работ по охране труда; осуществляет контроль за правильностью предоставления компенсаций за неблагоприятные условия труда; организуют проведение мониторинга условий труда и состояния безопасности производственных объектов; организует обучение специалистов по охране труда, проверку знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; координирует проведение смотров-конкурсов по охране труда в городах, районах и отраслях экономики Чувашской Республики; организует информационно-справочную и издательскую деятельность по проблемам обеспечения безопасности труда; пропагандирует и распространяет передовой опыт в области охраны труда. 4. Органы исполнительной власти Чувашской Республики принимают участие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, находящихся в их введении, разработке отраслевых норм, правил, типовых инструкций по охране труда, расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. Статья 24. (Утратила силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 29.12.2005 г. N 70) Статья 25. Управление охраной труда в организации 1. Управление охраной труда - составная часть управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности труда, охраны здоровья и работоспособности работников в процессе труда. Управление охраной труда в организации решает следующие задачи: организация и координация работ по охране труда; планирование работ по охране труда; контроль за состоянием охраны труда, соблюдением требований охраны труда; анализ и оценка состояния охраны труда; совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, производственно обусловленных и профессиональных заболеваний; стимулирование работы по охране труда. 2. Управление охраной труда в организации направлено на: обеспечение безопасности зданий, сооружений, производственного оборудования, производственных процессов; создание нормальных режимов труда и отдыха работников; организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников; обучение работников безопасности труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; профессиональный отбор работников по отдельным специальностям; пропаганду вопросов охраны труда. 3. Специалист по охране труда имеет право: абзац; (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 29.12.2005 г. N 70) выдавать руководителям структурных подразделений организаций обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков; получать от них необходимые сведения, документацию и разъяснения по вопросам охраны труда; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требования правил и инструкций по охране труда; привлекать по согласованию с работодателем соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда; участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве; приостанавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью работников; направлять руководителю организации представления о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных производственных объектов; представлять работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию безопасных условий труда; представительствовать от организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда. 4. Служба охраны труда находится в прямом подчинении руководителя организации. Глава VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 26. Государственный надзор и контроль Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются в соответствии с федеральным законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 27. Государственная экспертиза условий труда 1. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти Чувашской Республики, ведающими вопросами охраны труда, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 14.07.2006 г. N 37) 2. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросу органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 5. (Исключен - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) 6. В соответствии с федеральным законодательством работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, при наличии удостоверений установленного образца имеют право беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 18.10.2004 г. N 31) Статья 28. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условии и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 29. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 30. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 31. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 32. Ликвидация организаций или прекращение деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда Ликвидация организаций или прекращение деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 21.06.2001 г. N 27) Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Предложить органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. 3. Закон Чувашской Республики "Об охране труда в Чувашской Республике" от 27 февраля 1995 года N 5 признать утратившим силу со дня официального опубликования настоящего Закона. Президент Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары 12 мая 2000 года N 6. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|