Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2002 № 255 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09.10.2002 N 255
Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 01.11.2008 № 330
О республиканской целевой программе
"Леса Чувашии" на 2003-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
В соответствии со статьями 47 и 70 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", а также в целях воспроизводства, рационального использования, охраны и защиты лесного
фонда Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Леса Чувашии" на 2003-2010 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
3. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики
предусматривать выделение средств на реализацию Программы, исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать выделение средств на воспроизводство лесов, а также обеспечивать в установленном порядке выделение земельных участков для создания агролесомелиоративных насаждений и лесных снегозащитных полос вдоль автомобильных дорог в объемах, предусмотренных Программой. (В редакции
Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики Н.Партасова УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики от 09.10.2002 N 255
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Леса Чувашии" на 2003-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование республиканская целевая программа "Леса Чувашии" Программы на 2003-2010 годы Основание для федеральная целевая программа "Экология и разработки Про- природные ресурсы России (2002-2010 годы)", граммы утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860
Государственные Министерство природных ресурсов и экологии заказчики Чувашской Республики - государственный заказчик - координатор Программы;
Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике и Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики - государственные заказчики
(Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 28.08.2006 № 221)
Основные - Министерство природных ресурсов и экологии разработчики Чувашской Республики, Агентство лесного
Программы хозяйства по Чувашской Республике,
республиканское государственное учреждение
"Чувашское управление сельскими лесами"
Министерства природных ресурсов и экологии
Чувашской Республики
(Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 28.08.2006 № 221)
Цели и задачи осуществление комплекса лесоводственных, Программы организационно-технических и экономических мер, направленных на повышение эффективности лесного хозяйства;
сохранение и воспроизводство лесов, улучшение санитарного состояния лесов, повышение их средозащитной и средоформирующей роли; обеспечение потребностей Чувашской Республики в древесине и недревесной лесной продукции на основе рационального неистощительного лесопользования;
обеспечение защиты почв от эрозии лесомелиоративными методами;
участие в обеспечении выполнения международных обязательств России по защите окружающей среды и
сохранению биологического разнообразия лесных экосистем
Важнейшие це- лесоустройство, инвентаризация и мониторинг левые показатели состояния лесного фонда - 622,5 тыс. га;
Программы лесовосстановление - 11,2 тыс. га, из них дуба - 4,0 тыс. га; рубки ухода за лесом в молодняках хозяйственно ценных пород - 68,0 тыс. га, из них в дубовых лесах - 15,2 тыс. га;
рубки ухода за лесом и санитарные рубки в насаждениях старших возрастных групп - 2,8 млн. куб. м;
проведение мер борьбы в очагах насекомых-вредителей и болезней леса - 60 тыс. га;
строительство лесохозяйственных дорог - 24 км;
создание противопожарных барьеров и минерализованных полос - 23,9 тыс. км;
защитное лесоразведение на эродированных землях сельскохозяйственного назначения 3,6 тыс. га;
создание снегозащитных лесных полос вдоль автомобильных дорог общего пользования на протяжении 269 км - 364 га
Сроки реализа- 2003 - 2010 годы ции Программы I этап - 2003-2004 годы II этап - 2005-2010 годы
Система про- техническое перевооружение лесохозяйственного граммных меро- производства; приятий строительство пожарно-наблюдательных вышек и пожарно-химических станций, лесных кордонов и приобретение средств связи;
научное обеспечение эффективного воспроизводства
лесных ресурсов;
научно-методическое обоснование регулирования лесопользования и проектно-изыскательские работы;
лесоустройство, инвентаризация и мониторинг состояния лесного фонда;
лесовосстановление и лесоразведение, повышение ресурсного потенциала лесов, улучшение их породного состава;
обеспечение рационального использования лесных ресурсов;
создание транспортной инфраструктуры в лесном фонде, строительство лесохозяйственных дорог;
создание эффективной системы мероприятий по уходу за лесом;
противопожарное обустройство территории лесного фонда;
организационно-технические меры по своевременному тушению лесных пожаров;
защита леса от вредителей и болезней; биотехнические мероприятия
Основные ис- лесохозяйственные предприятия (лесхозы) полнители Про- Агентства лесного хозяйства по Чувашской граммы Республике и республиканского государственного учреждения "Чувашское управление сельскими лесами" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 28.08.2006 № 221)
Объемы и ис- общий объем финансирования - 1525,3 млн. рублей, точники финан- в том числе: средств федерального бюджета - сирования 586,8 млн. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 70,3 млн. руб. и средства местного бюджета - 6,3 млн. рублей; собственные средства лесхозов Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике и сельхозпредприятий Чувашской Республики - 861,9 млн. рублей
(Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 28.08.2006 № 221)
Ожидаемые ко- техническое перевооружение производства и нечные результа- повышение эффективности лесного хозяйства; ты реализации разработка и внедрение прогрессивных технологий Программы и методов воспроизводства лесных ресурсов, внедрение ГИС-технологий и систем;
создание системы мониторинга лесных ресурсов и проведение лесоустройства;
обеспечение своевременного воспроизводства лесных ресурсов современными методами, увеличения площади селекционно-ценных лесных насаждений;
повышение продуктивности и качественного состава
лесов, улучшение их рекреационных и защитных свойств;
сокращение убытков лесного хозяйства от пожаров,
вредителей и болезней леса, улучшение санитарного состояния лесов;
обеспечение рационального неистощительного использования лесных ресурсов, повышение их экологического потенциала;
защита автомобильных дорог от снежных заносов
Система контро- управление реализацией Программы и контроль за ля за реализаци- ходом ее выполнения осуществляет в установленном ей Программы порядке государственный заказчик - координатор Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, и государственные заказчики - Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике, и Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с ежегодным информированием Кабинета Министров Чувашской Республики о выполнении программных мероприятий (Позиция в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 28.08.2006 № 221)
Введение
Республиканская целевая программа "Леса Чувашии" на 2003-2010 годы (далее - Программа) разработана во исполнение федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860. Программой предусмотрен комплекс лесоводственных, организационно-технических и экономических мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, повышение их экономической роли, обеспечение потребностей предприятий, организаций и населения республики в древесине и недревесной лесной продукции.
Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность и учитывает многостороннее значение лесов. В целом Программа направлена на решение стратегических задач по рациональному неистощительному лесопользованию и воспроизводству лесов. Реализация Программы будет содействовать повышению эффективности лесохозяйственного производства Чувашской Республики. 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Лесистость республики - 32,1 процента, что превышает среднемировой показатель (27%) и соответствует лесистости США (32%). Это свидетельствует о большой экономической и экологической ценности чувашских лесов. Они выполняют важные противоэрозионные, почвозащитные и водоохранные функции и служат источником древесины и недревесных лесных ресурсов. Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике составляет 586,8 тыс. га, площадь хвойных лесов 176,5 тыс. га, твердолиственных - 105,6
тыс. га, мягколиственных - 253,4 тыс. га, леса первой группы занимают 352,5 тыс. га (60%), особо охраняемые природные территории - 59,8 тыс.
га (10,2%). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
За последние десятилетия значительно сократились площади лесов ценных пород (дуба, ели, липы). Наряду с нежелательной сменой ценных пород на малоценные мягколиственные происходит уменьшение запасов спелой древесины, наблюдается постоянное снижение объемов лесозаготовок (72-78%) от расчетной лесосеки по главному пользованию лесом, которая составляет 498 тыс. куб. м. Недоиспользование ресурсов
спелой древесины связано с недостатком финансовых средств и недостаточным техническим оснащением основных лесозаготовительных предприятий. Общая площадь не покрытых лесом земель 17,5 тыс. га, в том числе вырубки - 4,3 тыс. га, погибшие насаждения дуба - 1,0 тыс. га, прогалины и пустыри - 0,2 тыс. га. Площади вырубок леса и лесовосстановительные мероприятия в основном сбалансированы. Однако большие трудности в проведении лесовосстановительных работ вызывают слабая материальная база лесхозов и большие финансовые затраты по восстановлению погибших насаждений дуба. Площадь очагов вредителей и болезней леса составляет 19 тыс. га. Средний класс пожарной опасности
в лесах - 3,1. Динамика проведения лесовосстановительных мероприятий показывает,
что с 1993 по 2002 годы их ежегодная площадь сократилась с 3120 до 1400 га, или на 1720 га (55%). При этом удельный вес посадки леса в общем объеме лесовосстановления составляет 79 процентов. Уменьшение объемов работ по лесовосстановлению связано, в основном, с неполным освоением расчетной лесосеки, уменьшением лесокультурного фонда и финансовыми трудностями. Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней отрицательно сказываются не только на выполнении необходимых работ по воспроизводству лесов и сохранению их почвозащитных и водоохранных функций, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, что привело к резкому истощению материально-технической базы лесхозов, ослаблению кадрового потенциала отрасли. Не получили должного развития научно-исследовательские работы в области воспроизводства лесов Чувашии, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, а также проектные работы по проблемам воспроизводства лесов и создания защитных лесных насаждений на эродированных землях. Сельские леса, находящиеся в ведении республиканского государственного учреждения "Чувашское управление сельскими лесами"
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее
- РГУ "Чувашсельлес" Минприроды Чувашии) занимают в Чувашской Республике площадь 35,7 тыс. га, в том числе леса 1 группы - 34,4 тыс.
га. Леса располагаются небольшими участками по склонам оврагов и балок, по берегам рек и водоемов и выполняют важные противоэрозионные,
почвозащитные и водоохранные функции. В республике функционирует 14 сельских лесхозов, за которыми закреплен лесной фонд, расположенный на
землях более 400 сельхозформирований. Однако материально-техническая база сельских лесхозов очень слаба. Лесхозы не обеспечены лесохозяйственной техникой, машинами, оборудованием и средствами связи. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
В Чувашской Республике очень актуальной является проблема эрозии почв. Эродированные земли сельскохозяйственного назначения занимают более 80%. На территории Чувашии имеется более 3,7 тыс. оврагов и балок общей протяженностью 22 тыс. км, которые занимают 150 тыс. га. Их площадь ежегодно увеличивается на 100-110 га, в основном за счет пашни. В результате эрозионных процессов уменьшаются площади сельскохозяйственных угодий и снижается плодородие почв. Ежегодно с пашни смывается до 20 тыс. тонн гумуса. Эрозионные процессы оказывают
негативное влияние на урожайность сельхозкультур, что отрицательно сказывается на эффективности сельскохозяйственного производства. В целях предотвращения эрозии почв и закрепления оврагов необходимо создать 4 тыс. га защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Актуальность и значимость разработки и реализации Программы определяется: а) катастрофическим состоянием и массовым усыханием уникальных чувашских дубрав, площадь которых в ближайшие годы может сократиться на 35,5 тыс. га и составит лишь 66 тыс. га, или 49% от уровня 1966 года; б) необходимостью проведения мероприятий по воспроизводству лесов
на площади 1,4 тыс. га ежегодно с применением прогрессивных технологий лесовосстановления;
в) необходимостью обеспечения охраны лесов от пожаров и защиты их
от вредителей и болезней; г) низкой эффективностью лесохозяйственного производства;
д) угрожающими темпами развития эрозионных процессов и снижения плодородия почв и необходимостью выполнения работ по созданию более 4
тыс. га защитных лесонасаждений на эродированных землях сельскохозяйственного назначения. е) снежными заносами автомобильных дорог общего пользования и большими затратами на их ликвидацию. Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема его на более высокий современный уровень, а также новых подходов к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе и прогрессивных
методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством. Указанные проблемы невозможно комплексно решить в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов финансирования, поэтому необходима государственная поддержка для их решения. Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, проектного и технологического характера. Масштабность и ресурсоемкость задач, решаемых в рамках Программы,
требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников. 2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер повысить эффективность
лесного хозяйства, уменьшить площадь не покрытых лесом земель лесного
фонда, своевременно восстанавливать вырубки, улучшить состояние дубрав, повысить роль лесов в экологическом оздоровлении территории республики, обеспечить охрану лесов от пожаров и защиту от вредителей
и болезней и защиту почв от эрозии лесомелиоративными методами, а также активно участвовать в выполнении принятых Россией международных
соглашений и обязательств в сфере рационального использования, воспроизводства лесов, сохраняя их биологическое разнообразие. Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, а также на удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого использования. Программа учитывает многостороннее значение лесов, имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: сохранить экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира; обеспечить охрану лесов от пожаров, защиту их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития; Для реализации основных задач Программы в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления реализации Программы: определение ресурсного потенциала лесов Чувашской Республики - совершенствование организационной, технической и технологической базы
лесоустроительных работ, переход в перспективе к непрерывному лесоустройству лесного фонда на основе компьютеризации, ГИС-технологий и др.; воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества; оптимизация методов лесовосстановительных работ, исходя из принципа наибольшей эффективности результатов вложенного труда и максимально возможного повышения качества получаемой продукции (лесных культур, сохраненного подроста и т.д.), использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
охрана лесов от пожаров, обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов; материально-техническое оснащение лесопожарных служб; предупредительные (профилактические) противопожарные мероприятия; создание интеграционной системы мониторинга лесных пожаров; улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия;
совершенствование ведения лесного хозяйства в лесах республики, увеличение удельного веса биологических мер борьбы с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды обитания; совершенствование нормативной правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия, и проектов создания защитных
лесных насаждений на эродированных землях. Программа будет выполняться в два этапа.
На 1 этапе (2003-2004 годы) основное внимание будет уделено увеличению объемов работ по лесоустройству и мониторингу состояния лесов, которые совместно с подготовкой законодательной и нормативно-правовой базы в сфере лесопользования создадут условия для
перехода к устойчивому развитию ресурсной базы лесного хозяйства. В результате реализации мероприятий 2 этапа (2005-2010 годы) ресурсный потенциал лесов Чувашии должен полнее обеспечить потребности промышленности и населения республики в древесной и недревесной продукции леса, а также защиту почв от эрозии и улучшение экологической ситуации в республике, защиту автомобильных дорог от снежных заносов и сокращение затрат на содержание дорог в зимний период. 3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на решение основной цели и задач Программы в рамках приоритетных направлений с расчетом необходимых ассигнований для их решения. Все мероприятия разделены на три основных раздела (приложение N 1) В раздел 1 - Работы долговременного характера - включены:
техническое перевооружение лесохозяйственных, противопожарных и лесоохранных работ, направленное на повышение эффективности и снижение
трудоемкости лесохозяйственных мероприятий. В настоящее время из-за недостаточного финансирования в лесном хозяйстве идет процесс заметного сокращения и старения парка технических средств. Программой
предусматривается определенное увеличение капитальных вложений на приобретение технических средств, для сохранения производственного потенциала лесохозяйственной отрасли; строительство лесохозяйственных дорог, пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-химических станций, лесных кордонов и других объектов лесохозяйственной инфраструктуры для улучшения социальных условий государственной лесной службы и системы борьбы с лесными пожарами. Затраты по первому разделу составят 166,3 млн. рублей.
В раздел 2 - Работы по научно-методическому, техническому и нормативно-правовому обеспечению - включены: научное обеспечение и разработка новых прогрессивных технологий и
методов воспроизводства лесных ресурсов; экономические, правовые и организационные основы разработки правовых и нормативных документов, регулирующих управление лесопользованием, внедрение ГИС-технологий и систем, а также проектно-изыскательские работы. Затраты по второму разделу составят 9,1 млн. рублей.
В раздел 3 - Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов - включены: проведение лесоустройства, внедрение прогрессивных методов инвентаризации лесного фонда; уточнение запасов и характеристики состояния лесных ресурсов;
создание республиканского резервного фонда лесных семян на случай
неурожайных лет; выращивание стандартного посадочного материала для работ по лесовосстановлению и лесоразведению, закладке лесосеменных плантаций;
посадку леса и содействие естественному возобновлению;
формирование постоянных лесосеменных участков;
увеличение отводов лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного пользования, рубки ухода в молодняках; создание транспортной инфраструктуры, строительство дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения; создание снегозащитных лесных полос вдоль автомобильных дорог общего пользования; увеличение площади хозяйственно ценных насаждений;
систему мероприятий по уходу за лесом;
сокращение убытков лесного хозяйства от лесных пожаров, противопожарное обустройство территории и меры по тушению лесных пожаров; кадровое обеспечение лесной противопожарной службы;
улучшение санитарного состояния лесов;
улучшение среды обитания ценных видов животных, обитающих в лесах. Затраты по третьему разделу составят 1349,9 млн. рублей.
Объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности и расчетные показатели приведены в приложениях N 2 и 3. 4. Потребность в финансировании расходов на выполнение
программных мероприятий
Общая минимально необходимая потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий на период с 2003 по 2010 годы составляет 1525,3 млн. рублей (таблица N 1). Таблица N 1
Потребность в финансовых средствах по источникам финансирования на 2003-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
(млн. рублей)
----------------------------T---------T--------T-----------T-------- Расходы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005-2010 ¦ Всего ¦ год ¦ год ¦ годы ¦ ----------------------------+---------+--------+-----------+-------- 1. Леса, находящиеся в ведении Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Общая сумма расходов 131,2 150,3 1128,2 1409,7 из них:
а) федеральный бюджет 48,4 60,0 424,7 533,1 б) республиканский бюджет 0,8 8,0 56,8 65,6 Чувашской Республики
в) местные бюджеты 6,3 - - 6,3 в) внебюджетные источники 75,7 82,3 646,7 804,7 2. Леса, находящиеся в ведении РГУ "Чувашсельлес" Минприроды Чувашии, защитные лесонасаждения, находящиеся в ведении Минсельхоза Чувашии и снегозащитные лесные полосы
вдоль автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Чувашской Республики
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Общая сумма расходов 15,18 18,13 82,29 115,6 из них:
а) федеральный бюджет 7,02 8,14 38,54 53,7 б) республиканский бюджет 0,61 0,72 3,4 4,7 Чувашской Республики
в) внебюджетные источники 7,56 9,27 40,37 57,2 ВСЕГО по Программе 146,38 168,43 1210,49 1525,3 5. Механизм финансового обеспечения и анализ доходности
лесного хозяйства
Лесным кодексом Российской Федерации (статья 108) расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов
субъектов Российской Федерации. Расходы на воспроизводство лесов определяются исходя из ежегодных объемов этих работ и нормативов затрат на лесовосстановление и уход за лесами.
В Чувашской Республике размер расчетной лесосеки менее 1 млн. куб. метров и, в соответствии с статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 г. N 127 должны
поступать полностью в республиканский бюджет Чувашской Республики и использоваться на воспроизводство лесов. Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, превышающая минимальные ставки, должна поступать лесхозам, приравниваться к бюджетным и использоваться для нужд лесного хозяйства. Фактически, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что в 2002 году средства, поступающие за счет отчислений и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда зачисляются в доходы федерального бюджета. В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации эти средства должны использоваться на финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства. В Чувашской Республике в соответствии со статьей 9 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2002 год" фактически все платежи за пользование лесным фондом (100%) зачисляются в 2002 году в местные бюджеты. В соответствии со статьей 12 Закона "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2002 год" нормативы отчислений в местные бюджеты, установленные в статье 9, не подлежат пересмотру не менее 3 лет. Срок действия указанных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное законодательство. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
Ежегодные затраты на воспроизводство лесов в Чувашской Республике
в соответствии с нормативами, утвержденными для Чувашской Республики Министерством природных ресурсов Российской Федерации, составляют 92,9-95,0 млн. рублей, а планируемые объемы поступления средств в местные бюджеты и республиканский бюджет Чувашской Республики за пользование лесным фондом составляют 9-10 млн. рублей в год (таблица N 2). Для финансового обеспечения мероприятий по воспроизводству лесов на первом этапе реализации Программы (2003 год)
предусматривается использовать 70% средств, поступающих в местные бюджеты за пользование лесным фондом, т.е. 6,3 млн. рублей. Остальные
средства на финансирование работ по воспроизводству лесов планируются
из внебюджетных источников (средства лесохозяйственных предприятий). (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
На втором этапе реализации Программы (2005-2010 годы) предусмотрено использовать средства республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
Из федерального бюджета планируется финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства. Прогноз поступления платежей за пользование лесным фондом и доходность лесного хозяйства Чувашской Республики характеризуются данными таблицы N 2. За расчетный период (2003-2010 годы) поступление
в бюджеты всех уровней от платежей за пользование лесным фондом планируется в объеме 241,4 млн. рублей, в том числе в республиканский
бюджет Чувашской Республики - 86,6 млн. рублей, местные бюджеты - 9 млн. рублей, и в федеральный бюджет - 145,8 млн. рублей. Таблица N 2
Прогноз поступления финансовых средств и доходность
лесного хозяйства по Агентству лесного хозяйства по Чувашской Республике
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
(млн. рублей)
-------------------------------------T-------T-------T-----------T-------- Показатели ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005-2010 ¦ Всего ¦ год ¦ год ¦ годы ¦ -------------------------------------+-------+-------+-----------+-------- Потребность в затратах на реализа- 131,2 150,2 1128,3 1409,7 цию Программы Поступление от платежей за пользо- 22,7 24,5 194,2 241,4 вание лесным фондом, всего, в том числе:
а) в федеральный бюджет 13,7 14,8 117,3 145,8 б) в республиканский бюджет - 9,7 76,9 86,6 Чувашской Республики
в) в местные бюджеты 9,0 - - 9,0 6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников. Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице N 3. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Таблица N 3
Ресурсное обеспечение программы "Леса Чувашии"
на 2003-2010 годы
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
(млн. рублей)
-----T--------------------------------------------------------T-----------T-------------------------------------------------------------------- N ¦ Источники и направления финансирования ¦ Объем ¦ В том числе по годам пп ¦ ¦ финан- +--------T--------T-------T-------T---------T-------T-------T-------- ¦ ¦ сирова- ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в 2003- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 г.г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----+--------------------------------------------------------+-----------+--------+--------+-------+-------+---------+-------+-------+-------- 1. Леса, находящиеся в ведении Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике 1. Средства федерального бюджета, предусматриваемые целе- 533,1 48,4 60,0 64,7 67,8 69,8 71,9 74,1 76,4 вым назначением на реализацию мероприятий Програм- мы - всего
в том числе:
а) государственные инвестиции 25,1 2,4 2,6 2,8 3,0 3,2 3,4 3,7 4,0 б) средства федерального бюджета на текущие расходы 508,0 46,0 57,4 61,9 64,8 66,6 68,5 70,4 72,4 2. Средства республиканского бюджета Чувашской Республи- ки - всего 65,6 0,8 8,0 8,6 8,9 9,3 9,6 10,0 10,4 в том числе:
средства на воспроизводство лесов 65,6 0,8 8,0 8,6 8,9 9,3 9,6 10,0 10,4 3. Средства местных бюджетов всего 6,3 6,3 - - - - - - - в т.ч. на воспроизводство лесов 6,3 6,3 - - - - - - - 4. Средства внебюджетных источников (собственные средства 804,7 75,7 82,3 88,5 95,4 102,9 111,0 119,7 129,2 лесхозов)
Итого по лесам, находящимся в ведении Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике 1409,7 131,2 150,3 161,8 172,1 182,0 192,5 203,8 216,0 2. Леса, находящиеся в ведении РГУ "Чувашсельлес" Минприроды Чувашии, защитные лесонасаждения, находящиеся в ведении Минсельхоза Чувашии снегозащитные лесные полосы вдоль автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Чувашской Республики 1. Средства федерального бюджета, предусматриваемые целе- 53,7 7,02 8,14 6,6 6,4 6,4 6,4 6,4 6,34 вым назначением на реализацию мероприятий Программы на текущие расходы
2. Средства республиканского бюджета Чувашской Республи- 4,7 0,61 0,72 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,57 ки - всего в том числе средства на воспроизводство лесов 4,7 0,61 0,72 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,57 3. Средства внебюджетных источников (собственные средства 57,2 7,56 9,27 6,7 6,7 6,7 6,7 6,8 6,77 лесхозов и сельскохозяйственных предприятий)
Итого по лесам, находящимся в ведении РГУ "Чувашсельлес" Минприроды Чувашии, и снегозащитным лесным полосам,
находящимся в ведении Минстроя Чувашии 115,6 15,18 18,13 13,9 13,7 13,7 13,6 13,7 13,68 ВСЕГО по Программе 1525,3 146,38 168,43 175,7 185,8 195,7 206,1 217,5 229,68 Все средства с федерального бюджета в размере 586,8 млн. рублей направляются на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и на ведение лесного хозяйства - на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса; строительство лесохозяйственных дорог, их содержание и ремонт, на семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного
лесного кадастра и учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в
области лесного хозяйства, создание противоэрозионных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а
также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 70,3 млн. рублей и местных бюджетов в размере 6,3 млн. рублей при реализации настоящей Программы в соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации предлагается направить на финансирование
работ по воспроизводству лесов. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
Средства внебюджетных источников (собственные средства лесхозов и
сельскохозяйственных предприятий) в размере 861,9 млн. рублей направляются на финансирование мероприятий Программы согласно приложению N 1. В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы работ и
источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Государственные заказчики Программы ежегодно направляют в Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой. Государственные заказчики Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняют
указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Финансирование работ по Программе за счет средств федерального бюджета производится целевым назначением через соответствующих государственных заказчиков. Выполнение мероприятий Программы организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственными заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
(В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Конкретными исполнителями лесохозяйственных работ будут являться лесохозяйственные предприятия (лесхозы) Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике и сельские лесхозы сельские лесхозы РГУ "Чувашсельлес" Минприроды Чувашии. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 № 221)
Исполнители работ по отдельным мероприятиям (научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие работы)
определяются государственными заказчиками в соответствии с Федеральным
законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". (В редакции
Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
8. Организация управления реализацией Программы и
контроль за ходом ее выполнения
Государственные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления. Государственные заказчики Программы обеспечивают в установленном порядке представление необходимой информации о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств. Экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
совместно с Агентством лесного хозяйства по Чувашской Республике и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
Управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляются
в соответствии с Порядком разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, осуществляемых при участии Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1995 г. N 243. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики представляет ежегодно до 1 апреля в Кабинет Министров Чувашской Республики отчет о ходе работы по реализации Программы. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 221)
9. Оценка эффективности социально-экономических,
экологических результатов от реализации Программы
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности лесного хозяйства республики, сохранение лесов, улучшение их породного состава, увеличение площади ценных дубовых и хвойных лесов, улучшение
обеспечения населения лесной продукцией, товарами и услугами, усиление почвозащитных функций лесных насаждений, повышение экологической и средообразующей роли лесов.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет
и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств,
вкладываемых в лесное хозяйство, т.к. природоохранные, климатические,
водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит:
проведение лесовосстановления на площади 11,2 тыс. га, в том числе восстановление ценных дубовых лесов на площади 4 тыс. га; ввод молодняков в категорию хозяйственно ценных древесных насаждений на площади 16 тыс. га в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок на этот период; перевод лесных культур в категорию покрытых лесом земель на площади 14,4 тыс. га; обеспечение охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней; Своевременное восстановление вырубок и облесение не покрытых лесом земель имеет важное экономическое и экологическое значение, т.к. только ежегодный объем прироста древесины на площади, намеченной для воспроизводства лесов, может составить 37,1 тыс. куб. м, в том числе в государственном лесном фонде - 35,0 тыс. куб. м, в сельских лесах - 2,1 тыс. куб. м. Кроме того, проведение мероприятий по лесовосстановлению в республике обеспечит дополнительное депонирование
углерода в объеме 360 тыс. тонн за счет дополнительного прироста Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|