Расширенный поиск

Решение Городской Думы г.Ижевска от 14.02.2002 № 383

 
                  Решение Городской Думы г.Ижевска


                    от 14 февраля 2002 г. N 383


  Об утверждении Программы содействия занятости населения города
                     Ижевска на 2002-2003 года


     Во  исполнение  решения Городской Думы города Ижевска о т 27 июня
2001  г.  N  323  "О  стратегии  устойчивого развития города Ижевска",
руководствуясь  Законом  Российской Федерации "О занятости населения в
Российской  Федерации",  Законом  Удмуртской  Республики  "О занятости
населения  в Удмуртской Республике", Уставом города Ижевска, Городская
Дума города Ижевска решает:
     1.Утвердить   Программу  содействия  занятости  населения  города
Ижевска на 2002 - 2003 года (прилагается);
     2.Финансирование Программы содействия занятости населения на 2002
-  2003 года осуществляется в пределах денежных средств, выделенных из
Федерального, Республиканского и городского бюджетов.


     Председатель Городской думы г.Ижевска          В.С.Суркин



                                                            Утверждена
                                     решением Городской Думы г.Ижевска
                                           от 14 февраля 2002 г. N 383

                                Программа
     содействия занятости населения города Ижевска на 2002-2003 гг.

                                Введение

     Целевая   программа   содействия  занятости  населения  (далее  -
Программа) разработана в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" и Закона УР "О занятости населения в
Удмуртской  Республике", "Программой социально-экономического развития
Удмуртской  Республики  до  2004 года", исходя из целей и направлений,
определенных  стратегией устойчивого развития города Ижевска и приказа
директора ГУ "ИГЦЗН УР".
     Более  40%  всего  многоотраслевого комплекса экономики Удмуртии,
определяющего    благосостояния    и    уровня   занятости   населения
сосредоточено в городе Ижевске.
     Развитие социально-экономической самостоятельности региона вносит
новые   моменты  в  процессе  формирования  и  использования  трудовых
ресурсов, занятости и социальной защищенности работников.
     Начиная  с  1999г. - года реального роста производства происходит
увеличение  занятости  населения,  в том числе в областях, связанных с
развитием рыночной инфраструктуры.
     Интенсивно   развивающийся   негосударственный   сектор  позволил
расширить  сферу  приложения  труда,  способствуя  разрешению проблемы
занятости.   Эти  и  другие  факторы  позитивно  повлияли  на  уровень
безработицы  в городе Ижевске - с середины 1999г. сложилась устойчивая
тенденция  его снижения, и с середины 2000г. наступила стабилизация на
рынке  труда  города,  сохранившаяся  в  течение  2001г. Однако вопрос
занятости   особенно   для   отдельных   категорий   граждан  остается
актуальным.
     Программа  определяет  цели  и  задачи  государственной  политики
занятости  населения  г.  Ижевска  на  2002-2003  гг.  и направлена на
обеспечение   выполнения   плана   действий  Правительства  Российской
Федерации,   Удмуртской  Республики  в  области  социальной  политики,
модернизации  экономики в части развития трудовых отношений, занятости
и деятельности органов местного самоуправления.
     Целью   программы   является   создание   условий   для  развития
эффективного  цивилизованного  рынка труда, оперативно обеспечивающего
граждан,  ищущих  работу, соответствующей работой, позволяющей за счет
собственных  доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а
работодателей - необходимой рабочей силой.
     Для  достижения  указанной цели программа предусматривает решение
следующих задач:
     1. Усиление регулирования ситуации в сфере занятости в городе.
     2. Совершенствование работы по профилактике безработицы.
     3.   Реализация   специальных   мероприятий   по   профилированию
безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им
услуг и сокращения длительной безработицы.
     4.   Совершенствование   информационного   обеспечения   политики
занятости.
     5.  Развитие  кадрового  потенциала  путем  совершенствования,  с
учетом  потребностей рынка труда, системы профессиональной подготовки,
повышения   квалификации   и   переподготовки   безработных   граждан,
незанятого и работающего населения.
     6.  Обеспечение  эффективного функционирования системы социальной
защиты   и   системы   трудоустройства   неконкурентоспособных   групп
населения.
     Система  программных  мероприятий  направлена на решение ключевых
проблем рынка труда и представляется следующими направлениями:
     -   развитие   качества   рабочей   силы,   содействие  повышению
квалификации     кадров,    включающее    совершенствование    системы
профессионального  образования, профессиональной ориентации населения,
в  том  числе  безработных  и  незанятых  граждан с целью повышения их
конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства;
     -  внутрифирменного обучения персонала (переподготовка, повышение
квалификации, освоение смежных профессий, специальностей);
     -  улучшение  функционирования рынка труда, включающее реализацию
мер,  направленных на совершенствование системы информирования граждан
и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложений рабочей силы,
профориентации безработных и незанятых граждан;
     -  введение  процедуры  профилирования  безработных  граждан  при
разработке    и    реализации    программы    содействия    занятости,
совершенствование   механизма   субсидирования   занятости   отдельных
категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
     - развитие социального партнерства в сфере занятости;
     -   информационно-аналитическое   обеспечение  целевой  программы
содействия     занятости     на     2002-2003     годы,     включающее
научно-исследовательские  работы  по  всему комплексу проблем и задач,
решаемых в рамках программы.
     Реализация   программы  в  2002-2003  гг.  позволит  организовать
функционирование  рынка  труда,  сочетающего  в  себе  экономические и
социальные  интересы  работника,  работодателя  и потребности развития
экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей
силы  на  рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей
силы,   снижения   социальной  напряженности  в  обществе  посредством
эффективной   целевой  поддержки  лиц,  потерявших  работу,  смягчения
последствий долговременной безработицы.
     В 2002-2003 годах предполагается:
     - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 180
тыс. чел., в том числе в 2002 г. - 85 тыс. чел.;
     -  повысить  сбалансированность спроса и предложения рабочей силы
на   рынке   труда   путем  заполнения  до  50%  вакансий;  обеспечить
трудоустройство  на  общественные работы 2500 чел., в том числе в 2002
г. - 1500 чел.;
     - организовать временное трудоустройство 12000 несовершеннолетних
граждан, в том числе в 2002 г. - 6000 чел.;
     -  поддержать  предпринимательскую  инициативу  1000  безработных
граждан, в том числе 500 чел. в 2002 году;
     -    предоставить    возможность   прохождения   профессиональной
подготовки,   повышения   квалификации   и   переподготовки   с  целью
последующего  трудоустройства  3200  чел.  безработных  граждан, в том
числе в 2002 г. - 1600 чел.;
     -  провести профориентационную работу с 38000 чел., в том числе в
2002 г. 13000 чел.;
     - не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы свыше
1,1 % (приложение N 1).
     Основным  источником  ресурсного  обеспечения  программы являются
средства федерального и местного бюджетов.
     Общий  объем  финансовых  затрат  в 2002 г. составит 20611,1 тыс.
руб.,  из  них  из  федерального  бюджета  12388,8 тыс. руб., местного
8081,8 тыс. руб. (приложение N 2).
     Учитывая реальную экономическую ситуацию, ГУ "ИГЦЗН УР" совместно
с  другими  соисполнителями  программы  предполагает ежегодно уточнять
финансовые затраты на ее реализацию.

                  I. Содержание проблемы и обоснование
                        необходимости ее решения
                          програмными методами

     1.1. Содержание проблемы
     Позитивные  изменения,  как  в  российской  экономике,  так  и  в
Удмуртии  и  соответственно  в  г.  Ижевске  в 1999-2000 годах оказали
благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда.
     -  впервые  за годы рыночных преобразований отмечается увеличение
спроса  на  рабочую силу, что проявилось в росте численности занятых и
только  за  2000г.  она  увеличилась  на  4,2  тыс.чел. Более половины
прироста    численности    занятых   обеспечили   отрасли   экономики:
промышленность, торговля, общепит, сбыт и торговля, транспорт и связь.
снизились  масштабы  высвобождения  работников.  За 12 месяцев 2001 г.
численность  высвобождаемых  обратившихся в службу занятости составила
845 чел., против 906 чел. за соответствующий период 2000 г. улучшилось
использование  рабочей  силы  на  предприятиях и в организациях, о чем
свидетельствует  существенное сокращение размеров вынужденной неполной
занятости.  Проблема  неполной  занятости  до  1999 г. - неэффективное
использование рабочих мест. Если на 01.01.99 не полностью используемых
рабочих  мест  составило 52 % от всех имеющихся, то на 01.01.2000 г. -
9%. Условная численность "лишних" работников в 1999 г. составляли 13,1
тыс.чел.,  в 2000 г. - 7,5 тыс.чел., к 2003 г. - она составит не более
2 тыс. человек ;
     -  произошли  изменения  в  распределении  занятого  населения по
профессиональным  группам. Увеличивается численность служащих, занятых
подготовкой  информации, оформлением документации и учета. Практически
приближается  к стабилизации занятость специалистов высшего и среднего
уровня   квалификации   в   области   образования  и  здравоохранения.
Сократилась   численность  специалистов,  имеющих  профессии  в  сфере
финансовой   банковские  служащие,  работники  инвестиционных  фондов,
страховых компаний, управленческой деятельности;
     -    продолжилось    перераспределение   работающих   по   формам
собственности  в  сторону  уменьшения  доли  занятых в государственном
секторе  экономики в сторону непроизводственной сферы и сферы услуг. В
результате   изменений   государство   перестало   быть,   не   только
единственным,  но и преобладающим работодателем. Сложившаяся тенденция
будет  сохраняться  на  ближайшие  годы; продолжает увеличиваться доля
рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой в
результате  изношенности  основных  производственных  фондов.  Так  на
начало  2001  года  в  условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам,  в  промышленности  работало  в  пределах  22% всех занятых, в
строительстве  более  10%.  Такая  ситуация  ограничивает  возможности
трудоустройства незанятого населения, а также роста производительности
труда;
     -  сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая
мобильность   рабочей   силы,   обусловленная  отсутствием  достаточно
развитого     рынка    жилья    и    внутрипроизводственной    системы
профессионального   обучения   и   переобучения  кадров;  продолжается
начавшаяся  в  1996  году  устойчивая тенденция сокращения численности
безработных, регистрируемых в органах государственной службы занятости
населения.  С  начала  1997  г. она уменьшилась в 5,9 раза и на начало
2001  г.  составила  3301  чел.  Заметную  роль в снижении численности
зарегистрированных  безработных  сыграло изменение структуры спроса на
рабочую силу в сторону увеличения временной занятости. В 2000 г. свыше
22%  трудоустроенных граждан, а в 2001г. каждый шестой из поставленный
на   учет   ищущих  работу,  получили  работу  на  условиях  временной
занятости.  В  условиях наметившегося экономического роста и повышение
информированности  населения  о  рынке  труда, у граждан ищущих работу
появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства;
     -  происходит  изменение состава безработных в сторону увеличения
доли  лиц,  имеющих  высшее  и  среднее  профессиональное  образование
граждан  в  возрасте  16-29  лет.  В  тоже  время  в  период с 1999 г.
уменьшилась доля граждан не приступавших к трудовой деятельности (1999
-  13,5%,  2000  -  13%, 2001 - 12,4%), не имеющих профессию (с 7,3% в
1999  до 6% в 2001 г.), имеющих длительный перерыв в работе (с 22,9% в
1999 г. до 12% - 2001 г.).
     1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002-2003 годы
     В   течение   двух-трех   предстоящих  лет  ожидается  увеличение
предложения  рабочей  силы как за счет демографических факторов, так и
за счет реструктуризации экономики.
     Прирост   населения   трудоспособного  возраста  за  этот  период
составит  более  9  тыс.человек,  главным  образом  за счет превышения
численности вступающей в данную возрастную группу молодежи.
     Структурная    модернизация    экономики   будет   сопровождаться
высвобождением работников, но не превысит 4-5% от всех выбывающих.
     Кроме  того,  предложение  рабочей  силы будет зависеть от уровня
жизни  населения,  динамики заработной платы, пенсий, пособий и других
социальных выплат.
     Однако  ожидаемое  увеличение  спроса  на рабочую силу в условиях
сохраняющейся  вынужденной  неполной  занятости окажется недостаточным
для   реализации   имеющегося   предложения   рабочей   силы.  Расчеты
показывают,  что  в  2002-2003  годах  ожидается весьма умеренный рост
численности  занятых  (в  пределах 10 тыс.чел.). Спрос на рабочую силу
увеличится  практически  во  всех  отраслях  экономики, за исключением
органов управления.
     Позитивная  динамика  численности  занятых в экономике приведет к
расширению  спроса  на  квалифицированную  рабочую силу по большинству
профессиональных  групп. Однако, поскольку в этот период экономический
рост  будет базироваться в основном на старой технологической основе и
носить    преимущественно   восстановительный   характер,   увеличение
численности  занятых  не будет сопровождаться существенными сдвигами в
их профессионально-квалификационной структуре.
     Структура спроса и предложения рабочей силы находятся в отношении
диалектического  противоречия,  при  этом  являясь  взаимосвязанными и
взаимно   обусловленными   они   имеют  различные  воспроизводственные
механизмы.  Несбалансированность  структур рабочей силы и рабочих мест
увеличивает   риск   безработицы.  Уровень  безработицы  сохранится  в
пределах 0,7-1,1 %.
     Ожидается,  что  на фоне практически стабильной общей численности
безработных  численность  зарегистрированных  может  возрасти  в 1,5-2
раза.
     1.3. Ключевые проблемы на рынке труда
     Анализ  сферы занятости и рынка труда показывает, что несмотря на
наличие  здесь  обусловленных  рыночными  реформами  трансформационных
процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического
роста,   трудовая   сфера   по   своим   основным  характеристикам  не
соответствует  в  полной  мере требованиям эффективно функционирующего
рынка труда.
     К  числу  ключевых  проблем  развития  сферы  занятости,  решение
которых  составляет  содержание,  и  направленность политики занятости
относятся:
     1. Значительные размеры вынужденной неполной занятости.
     2.   Деформация   системы   трудовых   отношений,   обусловленная
значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики.
     3.  Ухудшение  качественных  характеристик  системы рабочих мест,
ограничивает  возможности  трудоустройства  населения из-за расширения
числа  рабочих  мест  с  неблагоприятными условиями труда и низкой его
оплатой.
     4.    Система    профессионального    образования    недостаточно
адаптирована  к  новым условиям хозяйствования, особенно в части учета
перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе.
     5.    Трудоустройство    ряда   социально-демографических   групп
(молодежи,  инвалидов  и  др.)  остается  чрезвычайно  сложным  даже в
условиях начавшегося экономического роста.

Информация по документу
Читайте также