Расширенный поиск
Решение Городской Думы г.Ижевска от 28.03.2002 № 408Решение Городской Думы г.Ижевска от 28 марта 2002 г. N 408 Об утверждении "Городской программы развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы" В целях развития деятельности Администрации в области укрепления здоровья населения и формирования благоприятной для жизни среды обитания в соответствии с решением Городской Думы города Ижевска от 9 марта 1999 г. N 91 "О работе по Проекту ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске", для выполнения обязательств города Ижевска, участника Европейской сите "Здоровые города" Всемирной организации здравоохранения, в области городского планирования в соответствии с принципами, изложенными в Концепции устойчивого развития и в стратегии ВОЗ "Здоровье для всех", учитывая общественное мнение жителей Ижевска - участников обсуждения приоритетных направлений развития Ижевска как здорового города, руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская Дума города Ижевска решает: 1. Утвердить "Городскую программу развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы" (прилагается). 2. Администрации города Ижевска при формировании бюджета города Ижевска предусматривать средства на реализацию "Городской программы развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы" отдельной строкой в пределах бюджетов соответствующих отраслей. 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Городскую думу города Ижевска. Председатель Городской думы г.Ижевска В.С.Суркин Утверждена решением Городской думы г.Ижевска от 28 марта 2002 г. N 408 Городская программа развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы Паспорт Городской программы развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы Предисловие Часть 1. Анализ ситуации. Необходимость интегрированного подхода к городскому планированию в области здоровья Основные этапы развития Проекта Европейского Регионального Бюро ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске в 1995-2001 г.г. Часть 2. Общие принципы, цели и задачи программы Часть 3. Анализ основных ресурсов и механизмы реализации Плана Организационные ресурсы Общественные ресурсы Информационные и методические ресурсы Материально-технические ресурсы Финансовые ресурсы Часть 4. Механизмы финансирования Часть 5. Оценка эффективности программы и определение ожидаемых результатов Часть 6. Подпрограммы городской программы развития Ижевска как здорового города Подпрограмма "Городская сеть школ укрепления здоровья" Подпрограмма "Городская сеть "Здоровый детский сад" Подпрограмма "Психологическая поддержка населения" Подпрограмма "Благоустройство мест отдыха и общения горожан" Подпрограмма "Улучшение условий жизни горожан" Подпрограмма "Безопасность передвижения по городу" Подпрограмма "Развитие профилактического направления охраны здоровья населения" Подпрограмма "Улучшение репродуктивного здоровья населения" Организационно-методическая работа Координационного комитета по реализации проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" и Бюро проекта "Здоровые города". Диаграмма 1 Диаграммы 2, 3 Диаграмма 4 Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3 Паспорт Городской программы развития Ижевска как здорового города на 2002 - 2005 годы Наименование программы - "Городская программа развития Ижевска как здорового города на 2002-2005 годы". Заказчик программы - Городская дума города Ижевска; Администрация города Ижевска; Координационный комитет по реализации проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске; Жители города - участники Городского форума здоровья. Основные разработчики - Управление здравоохранения Администрации города программы Ижевска; Бюро проекта "Здоровые города" в Ижевске. Основные исполнители - Структурные подразделения Администрации города программы Ижевска; Учреждения, организации и предприятия города; Общественные организации и НКО; Бюро проекта "Здоровые города" в Ижевске. Объем и источники - Общий объем бюджетного финансирования программы финансирования - 41366,756 т.р. В том числе по подпрограммам: 1. "Городская сеть Школ укрепления здоровья" - 17877,61 т.р.; 2. "Городская сеть "Здоровый детский сад" - 701,08 т.р.; 3. "Психологическая поддержка населения" - 540,0 т.р.; 4. "Благоустройство мест отдыха и общения горожан" - 3477,634 т.р.; 5. "Улучшение условий жизни горожан" - 6089,0 т.р.; 6. "Безопасность передвижения по городу" - 6809,932 т.р.; 7. "Развитие профилактического направления охраны здоровья населения" - 3295,0 т.р.; 8. "Улучшение репродуктивного здоровья населения" - 1797,0 т.р.; 9. Организационно - методическая работа Координационного комитета по реализации проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города"- 779,5 т.р. Главная цель - Объединение городского сообщества вокруг идеи "здорового города". Формирование благоприятной для жизни и здоровья городской среды обитания - социальной, психологической, информационной, экологической. Ожидаемые конечные - Повышение роли Администрации города Ижевска результаты в создании благоприятной для жизни городской среды обитания и в формировании здорового образа жизни горожан; Участие населения и общественности города в формировании здорового образа жизни горожан и благоприятной для жизни городской среды; Создание информационного пространства для распространения идеологии и формирования психологии здоровья населения и удовлетворение потребности населения в информации о здоровье; Повышение ответственности горожан за собственное и общественное здоровье; Повышение психологической защищенности населения; Создание благоприятных для здоровья мест отдыха горожан. Контроль над - Городская дума города Ижевска; реализацией Мэр города Ижевска. Предисловие. В 1998 году мэры и политические деятели более чем из 100 городов Европы подписали Афинскую декларацию по Проекту Европейского Регионального Бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) "Здоровые города" и приняли на себя обязательства по улучшению здоровья своих сограждан. В составе российской делегации на конференции в Афинах были представители Ижевска. От имени властей нашего города Афинскую Декларацию подписал депутат Городской думы г.Ижевска, председатель Комиссии по вопросам социальной сферы Городской думы города Ижевска. Проект "Здоровые города" основывается на принципах стратегии "Здоровье для всех" ВОЗ, согласуется с Концепцией устойчивого развития ООН и "Местной повесткой дня на XXI век". Проект активно сотрудничает с другими международными движениями, которые направлены на сохранение биосферы на глобальном уровне. Проект объединяет более 3000 городов мира и 30 национальных сетей. Участие в Проекте предполагает политическую приверженность принципам межсекторального партнерства, активного участия населения и общественности в укреплении здоровья и оздоровлении окружающей среды, принципам рационального использования городских ресурсов для решения общегородских задач в области здоровья и экологии, привлечения международного опыта. Интерес российских городов к этому международному движению стал очевиден после Первого международного совещания "Здоровые города" в России", которое прошло в мае 1996 года в нашем городе (при участии Центра поддержки Проекта в России и компании Абт Ассоушиэйтс Инк., Агентство международного развития США). В Российской Федерации в движении "Здоровые города" принимают участие Ставрополь, Калининград, Вологда, Череповец, Долгопрудный, Королев и другие города Подмосковья. Руководит работой Центр поддержки Проекта "Здоровые города" в России (ФНИИ медицинских проблем формирования здоровья МЗ РФ). История развития Проекта "Здоровые города" в нашем городе начинается в 1995 году. Важным условием для развития деятельности по Проекту было признание его Городской думой и Администрацией города. В период с 1995 по 1999 годы были приняты: - Постановления Вице-мэра города Ижевска: "О комплексных мероприятиях по подготовке участия города Ижевска в реализации Проекта "Здоровые города" Европейского регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ)" N 165 от 11 мая 1995 года, "О работе Координационного комитета по реализации Проекта Европейского Регионального Бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) "Здоровые города" в Ижевске" N 107 от 22 марта 1999 года, - Решения Городской думы города Ижевска "Об участии города Ижевска в реализации Проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" N 244 от 17 апреля 1997 года и Решения Городской думы г.Ижевска "О работе по Проекту ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске" N 91 от 9 марта 1999 года. За время развития Проекта в Ижевске создана организационная структура проекта в соответствии с требованиями ВОЗ (Координационный Комитет и Бюро проекта) и материально-техническая база; сформирован круг партнеров, который представлен руководителями и специалистами Администрации города, муниципальных учреждений, депутатами Городской думы, учеными ВУЗов, представителями НКО и активными гражданами. Накоплен опыт планирования и организации практической деятельности. Налажена связь с участниками Проекта в России и в странах Европы. Построены прочные отношения с Европейским Бюро ВОЗ: в 2000 году Ижевск аккредитован в официальной Сети Здоровых городов ВОЗ в III фазе Проекта - фазе планирования. Программа разработана в соответствии с рекомендациями ВОЗ по планированию в области городского здоровья, "Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года", "Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", "Федеральной программы развития образования в Российской Федерации", "Стратегией устойчивого развития города Ижевска". Направления программы определены жителями Ижевска - участниками Городского форума здоровья в 1998 году, участниками проекта ТАСИС Бистро Хорсенс - Ижевск "Создание модели общественного участия в разработке и реализации "Плана развития Ижевска как здорового города" и членами временных рабочих групп по разработке "Плана" в 2001 году. Программа является результатом совместной работы специалистов структурных подразделений Администрации г.Ижевска (Управления здравоохранения, Управления народного образования, Управления социальной защиты населения, Управления дошкольного образования и воспитания, Управления архитектуры и градостроительства, Управления водопользования и природных ресурсов, Управления благоустройства и транспорта, Управления экономики и развития, Комитета по делам молодежи, Комитета по связям с общественностью, Комитета по охране окружающей среды, Управляющей компании Городского жилищного Управления, Отдела организации движения и дорожной инспекции Республиканского ГИБДД, ГЦГСЭН, Отдела по делам семьи и демографии Администрации Президента и Правительства УР и другие и др.), депутатов Городской думы г.Ижевска, представителей НКО (НП "Терра", "Зеленка", "Экологический союз", "Экологическое содружество "Ойкумена", "Ассоль", "Ювенес", "Лига деловых женщин", "НАН", творческая группа "Сад любви", "Солнцеворот" и других), ученых ВУЗов города (ИГМА, ИжГТУ, УдГУ), педагогов учебных учреждений, психологов, врачей ЛПУ города, сотрудников Бюро Проекта "Здоровые города" в Ижевске. Представленная программа способствует формированию благоприятной для жизни и здоровья городской среды обитания - социальной, психологической, информационной, экологической, направлена на поддержку инициатив горожан в области здоровья, на объединение городского сообщества вокруг идеи здорового города. Программа должна стать прологом для долгосрочной Программы развития Ижевска как Здорового города. Часть 1. Анализ ситуации. Необходимость интегрированного подхода к городскому планированию в области здоровья. Причины, объясняющие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения общеизвестны: это образ жизни, состояние окружающей природной и социальной среды, уровень развития служб охраны здоровья. Социологические исследования, проведенные в Ижевске в 1995-2001 г.г., свидетельствуют о том, что в качестве основных факторов здоровья сами жители выделяют экологическую ситуацию и образ жизни, препятствующий здоровью. Причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа людей, считающих значимым влияние названных факторов. До настоящего времени финансирование отраслей социальной сферы, которые являются затратными, заключалось в том, что средства направляются, в первую очередь, на лечение болезней (то есть на устранение последствий нездорового образа жизни и вредного влияния неблагополучной среды обитания, а не на их профилактику). Эксперты в России и во всем мире доказывают, что затраты на лечение превышают затраты на профилактику, и предлагают новую концепцию использования ресурсов для создания благоприятной для здоровья и жизни среды обитания. В "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года" охрана здоровья определяется как "совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни и предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья". "Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года : предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект" ("Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р). И государственная власть и население признают, что проблема здоровья носит социально-экономический характер: во-первых, качество здоровья населения влияет на такую экономическую категорию как производительность труда (прямое влияние обусловлено снижением производительности труда в связи с трудопотерями, косвенное же влияние обусловлено тем, что больной человек просто не может качественно выполнять свои обязанности); во-вторых, за счет увеличения количества неработающего населения (пенсионеров, инвалидов, освобожденных от работы по болезни) возрастает нагрузка на трудоспособное население, что становится причиной психологической напряженности трудоспособной части населения, приводит к снижению доходов и уровня жизни работающих людей. Представленные ниже статистические данные (диаграммы 1-4, таблица 1) свидетельствуют о неблагополучных тенденциях в состоянии здоровья населения города. Неблагоприятная социально-политическая и экономическая ситуация грозит постарением населения, а в перспективе - через 20-30 лет - резким снижением числа населения трудоспособного возраста. Специалисты выражают беспокойство по поводу того, что вследствие несчастных случаев гибнет большое количество людей трудоспособного и детородного возраста, особенно мужчин. Половина беременных женщин страдают анемией, или малокровием, треть - поздними токсикозами беременных. В результате рождается ослабленное поколение людей, и снижается не только уровень, но и качество здоровья будущего поколения. Таким образом, оптимизм, который вызывали успехи медицины в укреплении здоровья населения и продлении жизни человека в первой половине двадцатого столетия, сменился в последние годы осознанием недостаточности только лечебных мероприятий для повышения уровня здоровья. Общепризнанным можно считать утверждение о том, что без учета серьезного влияния на здоровье среды обитания, уровня доходов, уровня культуры, образования, информированности населения изменить ситуацию в области здоровья невозможно. Опыт мирового сообщества доказывает, что более эффективны вложения средств в пропаганду здоровья и здорового образа жизни. Повысить уровень здоровья живущего и будущих поколений можно через формирование городской политики, ориентированной на оздоровление окружающей среды и укрепление здоровья населения, через формирование нового мышления и ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих. Европейское Бюро ВОЗ предлагает использовать международный опыт построения здорового городского сообщества через различные международные программы. Проект ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" является признанной на международном уровне методологической основой для организации деятельности по укреплению здоровья и оздоровлению окружающей среды на городском уровне. Диаграмма 1. Естественный прирост (убыль) населения города Ижевска, УР и РФ в 1989-2001 гг. (данные Госкомстата УР, Управления здравоохранения) См.диаграмму 1в графическом редакторе Диаграммы 2, 3 Показатели рождаемости и смертности: общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста и смертности в трудоспособном возрасте на 1000 населения (по г.Ижевску) +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |Демографические |1995 | 1996 |1997 | 1998 |1999 |2000 | 2001 | |показатели | | | | | | | | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |Рождаемость | 7,1 | 6,7 | 8,8 | 9,1 | 9,1 | 9,4 | 9,7 | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |Смертность |12,3 | 10,9 |10,7 | 10,3 |11,1 |12,2 | 12,6 | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |Естественный прирост |-5,2 | -4,2 |-1,9 | -1,2 |-2,0 |-2,8 | -2,9 | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |Смертность в| 7,2 | 5,8 | 5,2 | 5,0 | 5,2 | 5,9 | | |трудоспособном возрасте | | | | | | | | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ |в том числе: мужчины |11,7 | 9,3 | 8,4 | 7,8 | 8,5 | 9,4 | | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ | женщины | 2,7 | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 2,3 | | +------------------------+-----+------+-----+------+-----+-----+------+ См.диаграмму 2в графическом редакторе См.диаграмму 3в графическом редакторе Таблица 1. Заболеваемость беременных женщин в Ижевске за период с 1995 по 2001 г.г. (на 100 закончивших беременность) +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ | | | 1995 |1996 | 1997 | 1998 | 1999* |2000* |2001 | +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ |Всего |Ижевск| 74,6 |84,4 |125,7 |124,3 | 195,6 |191,4 |271,5| |случаев | | | | | | | | | | +------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ | |УР | 68,9 |82,4 | 91,2 | 92,9 | 142,1 |185,7 | | +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ |В том числе: | +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ |Анемии |Ижевск| 43,6 |49,9 | 47,8 | 43,5 | 47,7 | 46,5 |50,5 | | +------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ | |УР | 28,5 |33,2 | 35,0 | 34,1 | 40,1 | 41,6 | | +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ |поздние |Ижевск| 17,6 |18,4 | 17,9 | 19,1 | 43,5 | 44,1 |45,9 | |токсикозы | | | | | | | | | | +------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ | |УР | 10,0 |14,3 | 14,3 | 15,2 | 26,9 | 26,6 | | +----------+------+------+-----+------+------+-------+------+-----+ *Данные за 1999 - 2001 г.г. рассчитаны в соответствии с новым (10-м) вариантом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Диаграмма 4 Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (в том числе от автодорожных травм, острых отравлений алкоголем, убийств, самоубийств) на 100000 человек за период с 1993 по 2000 г.г. (По данным Госкомстата УР и Управления здравоохранения) Таблица 2 +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ | | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ |От всех | 236,1 |193,9 | 154,5 | 163,3 | 170,9 | 206,0 | |несчастных | | | | | | | |случаев | | | | | | | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ |В том числе: | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ | Автодорожные | 21,7 | 16,5 | 14,6 | 17,1 | 17,7 | 15,6 | | травмы | | | | | | | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ | Отравления | 28,6 | 19,0 | 13,1 | 16,9 | 23,2 | 30,0 | | алкоголем | | | | | | | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ | Убийства | 40,4 | 29,1 | 24,8 | 27,4 | 27,6 | 23,1 | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ | Самоубийства | 55,0 | 51,9 | 43,5 | 49,5 | 47,6 | 46,1 | +---------------+--------+------+-------+-------+-------+--------+ См.диаграмму 4в графическом редакторе Основные этапы развития Проекта Европейского Регионального Бюро ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске в 1995-2001 г.г. Проект "Здоровые города" в Ижевске прошел подготовительный и организационный этапы в 1995-1999 гг. и в 2000 году вступил в стадию планирования. Европейское Бюро ВОЗ предлагает организовывать работу на подготовительном и организационном этапах проекта "Здоровые города" через изучение методических рекомендаций ВОЗ, подготовку и издание Профиля здоровья города, активное вовлечение населения в обсуждение проблем здоровья города: Изучение методических материалов. Бюро проекта Здоровые города в Ижевске располагает всеми необходимыми методическими материалами для организации работы по Проекту, предоставленными Центром поддержки проекта "Здоровые города" в России и Европейским Региональным Бюро ВОЗ. Работа Бюро и Координационного комитета строится в соответствии с рекомендациями ВОЗ и российского Центра поддержки Проекта. Подготовка "Профиля здоровья города Ижевска". Профиль здоровья города Ижевска представляет собой сборник статистических материалов, результатов опросов общественного мнения и мнения экспертов. Собранные в этом документе сведения позволяют составить целостную картину здоровья городского населения с точки зрения влияния на человека среды его обитания в широком смысле. "Профиль здоровья города Ижевска" был издан в 1998 году. В нем собрана достоверная информация о состоянии здоровья, образе жизни ижевчан, социально-экономических проблемах города, работе городских служб и состоянии окружающей среды. В нем отражено мнение жителей города относительно разных аспектов жизни в городе. Профиль подготовлен авторским коллективом специалистов Администрации города (Управления здравоохранения, Управления экономики и развития города, Комитета по делам семьи, женщин и социальной защите, Комитета по делам молодежи, Комитета муниципального жилья, Управления по архитектуре и градостроительству), Городского центра занятости, Центра медицинской профилактики, Городского центра Госсанэпиднадзора, Ижевской государственной медицинской академии, Удмуртского государственного университета, студентов вузов. Широкое обсуждение городских проблем здоровья населением. В 1998 году состоялся Городской форум здоровья, в котором приняли участие 170 жителей Ижевска. На форуме проводилось широкое обсуждение городских проблем здоровья населением города, в ходе которого были выбраны приоритетные направления развития Ижевска в области здоровья. В 2001 году Управление здравоохранения и Бюро проекта Здоровые города, журналисты, представители медицинской и научной общественности, представители общественных организаций и волонтерских групп города участвовали в реализации проекта по разработке модели участия населения и общественности в процессе планирования и реализации "Плана развития Ижевска как здорового города" при участии экспертов ВОЗ (г.Хорсенс, Дания) и финансовой поддержке Программы Европейского Союза TACIS Bistro. В 2001 года были сформированы на межсекторальной основе 9 рабочих групп, участники которых принимали участие в обсуждении и детальной проработке направлений и мероприятий Плана развития Ижевска как здорового города. Часть 2. Общие принципы, цели и задачи программы. Городская программа развития Ижевска как здорового города строится в соответствии с принципами, изложенными в стратегии Всемирной Организации Здравоохранения "Здоровье для всех" и "Повестке дня на 21 столетие", в соответствии с основополагающими принципами проекта "Здоровые города" и требованиями ВОЗ к городам - участникам официальной сети Здоровых городов ВОЗ, в соответствии с "Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года", "Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", "Стратегией устойчивого развития города Ижевска", и основана на идее формирования здорового образа жизни и развития профилактического направления в области охраны здоровья населения. Основополагающие принципы проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" применительно к Ижевску: Признание принципов устойчивого развития городов. Принцип устойчивого развития предполагает поступательное развитие города, не нарушающее его экологический и социальный баланс. Город Ижевск заявил о своем интересе к международному движению за устойчивое развитие, принял обязательства по устойчивому развитию, разработана и утверждена Городской думой "Стратегия устойчивого развития города Ижевска" (Решение Городской думы города Ижевска от 27 июня 2001 года N 323). Стратегия устойчивого развития города Ижевска строится на принципах: - общественного партнерства и взаимодействия органов городского самоуправления с жителями города, общественными организациями, деловыми кругами, наукой; - принцип деятельности органов городского самоуправления в интересах общественно признанных целей и направлений; - принцип корректировки целей и направлений развития города; - принцип трансформации стратегии в конкретные программы и текущие планы (единство между стратегией и тактикой в развитии города). Уменьшение неравенства в сфере здоровья. Социальная поляризация в связи с растущим расслоением общества по уровню благосостояния, увеличение неравенства возможностей в сфере медицинского обслуживания для людей, принадлежащих к различным слоям общества, расселение жителей в районах с различным уровнем экологического благополучия являются причинами ухудшения социальной адаптации населения и негативно влияют на состояние здоровья людей. В качестве шагов для достижения справедливости и равенства в сфере здоровья в рамках Проекта в Ижевске предполагается развитие службы планирования семьи и репродукции; службы психологической помощи и системы групп поддержки и самоподдержки социально уязвимых групп населения; создание условий для активной жизни в пожилом возрасте и для людей с ограниченными возможностями; улучшение условий для адаптации детей с ограниченными возможностями; развитие профилактических и реабилитационных программ для снижения уровня заболеваемости сердечно-сосудистыми, инфекционными, социально-значимыми и другими заболеваниями. Социальное развитие. Реализация Программы предполагает развитие профилактического направления в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и социальной сферы (поддержка людей с ограниченными возможностями, людей из социально неблагополучных и малообеспеченных слоев населения). В рамках проекта могут развиваться профилактические программы, направленные на улучшение репродуктивного здоровья населения, укрепление здоровья детей. Создание здоровых и благоприятствующих здоровью условий жизни. Проект Здоровые города направлен на улучшение и развитие окружающей среды в широком смысле слова, как санитарного состояния города, градостроительной среды, социальных отношений, психологической атмосферы и культуры горожан. Охрана здоровья детей и лиц старшего возраста. Проект предполагает охрану здоровья детей и поддержку материнства, поддержку программ воспитания здоровых детей в семье, создание условий для здорового отдыха семей, создание условий для активной жизни людей пожилого возраста. Борьба с употреблением вызывающих зависимость средств. В первую очередь Проект предполагает комплексную работу по профилактике и борьбе с наркоманией и токсикоманией на городском уровне, включающую создание альтернатив употреблению наркотических веществ. Важно направить усилия на борьбу с употреблением вызывающих зависимость средств среди детей и подростков. Важно использовать все возможные каналы распространения информации (СМИ, систему школьного и дополнительного образования, средства наружной рекламы, обучение через семинары и тренинги и т.д.), возможности общественных и муниципальных организаций. Особенно важно в борьбе с наркоманией исходить из принципов межведомственного взаимодействия и участия общественности. Цели программы: - Объединение городского сообщества вокруг идеи здорового города; - Формирование благоприятной для жизни и здоровья городской среды обитания - социальной, психологической, информационной, экологической. Основные задачи: - Повышение роли Администрации города Ижевска в создании благоприятной для жизни городской среды обитания и в формировании здорового образа жизни горожан; - Вовлечение населения и общественности города в формирование благоприятной для жизни городской среды обитания и здорового образа жизни горожан; - Формирование информационного поля для воспитания идеологии и психологии здоровья населения и удовлетворение потребности населения в информации о здоровье; - Повышение ответственности горожан за собственное и общественное здоровье; - Повышение психологической защищенности населения; - Создание благоприятных для здоровья мест отдыха горожан. Основные направления. Основные направления Программы развития Ижевска как здорового города на 2002-2005 годы сформулированы в соответствии с предложениями участников Городского форума здоровья 1998 года (приложение) и дополнены предложениями специалистов структурных подразделений Администрации г.Ижевска и общественности, участвовавших в процессе планирования в 2001 году (участников программы ТАСИС Бистро Хорсенс-Ижевск и участников обсуждений, которые проводились в Бюро проекта "Здоровые города" (сентябрь - октябрь 2001 года): Приоритетные для Ижевска направления работы в области здоровья, выбранными жителями города на Городском форуме здоровья: - формирование идеологии и психологии здоровья; - развитие локальных проектов здоровья "здоровая школа", "здоровый детский сад", "клуб здоровья" и т.д.; - создание и благоустройство мест отдыха и общения горожан (детских площадок, дворов, школьных территорий, скверов и т.д.); - психологическая поддержка населения (развитие служб психологической помощи, социальной работы, телефонов доверия; вовлечение в реализацию программ психологической поддержки населения средств массовой информации, общественных организаций); - улучшение условий жизни горожан (улучшение качества питьевой воды, атмосферного воздуха, и т.д.). Другие направления Программы: - повышение безопасности передвижения по городу; - развитие профилактического направления охраны здоровья населения; - улучшение репродуктивного здоровья населения. Ожидаемые результаты: - Повышение роли Администрации г. Ижевска в создании благоприятной для жизни городской среды обитания и в формировании здорового образа жизни горожан; - Участие населения и общественности города в формировании здорового образа жизни горожан и благоприятной для жизни городской среды обитания; - Создание информационного пространства для распространения идеологии и формирования психологии здоровья населения и удовлетворение потребности населения в информации о здоровье; - Повышение ответственности горожан за собственное и общественное здоровье; - Повышение психологической защищенности населения; - Создание благоприятных для здоровья условий городской среды Часть 3. Анализ основных ресурсов и механизмы реализации Плана. За время работы по проекту ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске накоплены общественные, интеллектуальные, информационные, материально-технические и другие ресурсы для реализации городских программ здоровья. Организационные ресурсы. Поддержка со стороны органов местного самоуправления. Проект в Ижевске располагает поддержкой со стороны принимающих ответственные решения лиц: Городская дума прошлого созыва приняла решение "Об участии города Ижевска в реализации Проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске", Городская дума нынешнего созыва приняла Решение "О работе по Проекту ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске". Администрация города активно содействует развитию организационной структуры проекта и формированию общественного мнения. Наличие межведомственной руководящей группы. Руководство проектом осуществляется Координационным комитетом по реализации Проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города". Координационный комитет определяет стратегию и основные направления практической деятельности в рамках Проекта. В состав Координационного комитета входят представители Городской думы, руководители структурных подразделений Администрации, представители общественных движений, науки, деловых кругов. Возглавляет Координационный комитет заместитель главы Администрации города Ижевска по социальной сфере. Наличие организационной структуры проекта. В штатное расписание Управления здравоохранения Администрации г.Ижевска в 1997 году введена должность освобожденного координатора по Проекту, руководителя Бюро проекта. Конкретные программы и мероприятия в рамках Проекта осуществляются через Бюро проекта, постоянные (по связям с общественностью и по финансированию) и временные (для решения конкретных задач) рабочие группы. Бюро организационно входит в состав Центра медицинской профилактики городского Управления здравоохранения и работает в тесном контакте с Центром поддержки Проекта "Здоровые города" в России, с Администрацией города. К работе в Бюро привлекаются на добровольных началах специалисты и представители населения. Общественные ресурсы. Участие экспертов. Достижение согласия при определении стратегии, принципов и основных направлений работы осуществляется путем изучения и анализа существующего опыта, консультаций с экспертами, изучения общественного мнения групп населения по различным аспектам здоровья. Постоянными партнерами в проекте являются специалисты в области практического здравоохранения, организации психологической помощи семье, детям, специалисты по социальной защите населения, по занятости, градостроительству и архитектуре, работе с общественностью и со СМИ, ученые вузов города. В работе по планированию предполагается расширение состава экспертов в соответствии с основными приоритетами программы. Связь со СМИ. Участию СМИ в формировании идеологии и культуры здоровья, в формировании интереса населения к Проекту "Здоровые города", в формировании ответственного отношения к здоровью в проекте всегда отводилась важная роль. В освещении городского проекта принимали активное участие пресса, радио, телевидение. Было организовано обучение журналистов освещению в СМИ вопросов, касающихся общественного здоровья. Конкретные журналисты стали постоянными партнерами городского проекта. В рамках Программы предполагается углубление координации работы со СМИ. Участие населения. Естественными партнерами в осуществлении программ оздоровления являются различные группы населения: работающие горожане, подростки, молодые семьи, предприниматели, пенсионеры, учащиеся, люди, испытывающие проблемы со здоровьем, и др., а также Администрация города, частный сектор, СМИ. Как было отмечено выше, Проект ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" предлагает механизм координации деятельности Администрации, населения и общественности, СМИ и частного сектора. Основным способом вовлечения населения в работу по укреплению здоровья в рамках Проекта было вовлечение населения в участие в конкретных мероприятиях. Примерами таких мероприятий могут служить следующие, наиболее важные из них: - Участие ижевчан в подготовке и проведении Международного совещания "Здоровые города" в России" (Ижевск, 1995 год); - Олимпиада здоровья школьников (1996г); - Конкурс учебно-методических разработок и программ по укреплению здоровья для педагогов, психологов, медицинских и социальных работников (1996г.); - Обучение медицинских работников современным аспектам репродуктивного здоровья и вскармливанию детей (программа ВОЗ/ЮНИСЕФ "Грудное вскармливание" и программа АСПО Ламаз "Подготовленные роды", 1996г.); - Участие в организации работы кабинетов репродуктивного здоровья "Подготовленные роды" медицинских работников и семей, которые проходили обучение по данной программе (1996 год); - Участие в сборе данных для Профиля здоровья города Ижевска и подготовка к его изданию студентов вузов, сотрудников организаций города, представителей общественных организаций (1997); - Участие в подготовке и проведении Акции пеших прогулок пенсионеров, семей, артистов, спортсменов (в рамках Всемирного движения "Активность - путь к долголетию" 1999 год); - Конкурс детских рисунков по профилактике йоддефицитных заболеваний, передвижная выставка рисунков с конкурса в пионерских лагерях, в школах города (в рамках кампании ЮНИСЕФ по ликвидации йоддефицита в мире, 1999 год); - Семинар "Школы укрепления здоровья" для школ, заинтересованных в организации работы по укреплению здоровья с участием представителей г.Долгопрудный (1999 год); - Работа Городской сети школ укрепления здоровья; - II Городской Фестиваль здоровья (2001 г.). Эффективными способами вовлечения населения в обсуждение городских проблем здоровья стали: - Городской форум здоровья, в котором приняли участие специалисты Администрации, ученые, педагоги, врачи, пенсионеры, студенты, представители общественных движений (1998 г.); - Временные рабочие группы по обсуждению возможностей и путей вовлечения населения в деятельность по Проекту, развития партнерства с различными общественными группами (2001 г.); - Временные рабочие группы по обсуждению направлений и мероприятий настоящего Плана (2001 г.). Другим важным способом налаживания внутригородских связей было проведение исследований по изучению общественного мнения населения о здоровье людей и жизни города (1996 - 2001 гг.) Наконец, для организации работы с населением и общественностью, улучшения возможностей для взаимодействия различных групп населения, общественности, организаций города и городской Администрации в области здоровья в 2001 году при Бюро Проекта "Здоровые города" была открыта Общественная приемная Проекта. Сегодня ресурсы Общественной приемной используются в работе Городской Сети Школ укрепления здоровья, общественных организаций и волонтерских групп г. Ижевска. Общественная приемная - это место для обсуждения городских проблем здоровья, в которых на паритетных условиях могут участвовать и специалисты Администрации, и представители общественности, и ученые. Предполагается совершенствовать механизмы участия населения в деятельности Администрации в области здоровья в рамках Проекта "Здоровые города". Особое внимание и далее будет уделяться участию населения в процессе планирования и реализации Программы: в работу по-прежнему будут вовлекаться конкретные общественные организации, деятельность которых направлена на здоровье, клубы по интересам и городские сообщества (клубы любителей бега, пожилых людей, молодых семей и др.). Акцент делается на вовлечении населения в работу по формированию ответственного отношения к здоровью через создание групп самопомощи, групп поддержки, развитие клубной работы. Сформировались предпосылки для привлечения добровольцев из числа студентов, социально активных жителей города к участию в конкретных мероприятиях программы через Общественную приемную при Бюро проекта. Общественная приемная должна стать местом, где горожане, считающие себя участниками движения за укрепление здоровья и оздоровление окружающей среды, могут почувствовать себя востребованными и полезными. Привлечение предпринимателей. Ключевая позиция - совместная деятельность деловой (коммерческой и промышленной) и социальной сфер. На политическом уровне это требование проводится в жизнь силами Координационного комитета, в состав которого вошли руководители структурных подразделений Администрации города (Управления по промышленности и инвестициям, Комитета по предпринимательству), руководители двух крупных промышленных предприятий. До последнего времени мы привлекали к участию в Проекте представителей бизнес-сектора в качестве спонсоров для проведения разовых акций. Хотя на сегодняшний день число партнеров Проекта из сферы бизнеса невелико, социологи прогнозируется повышение интереса к сотрудничеству в рамках Проекта на этапе реализации конкретных мероприятий Программы и в организационном, и в идеологическом плане. Информационные и методические ресурсы. Проект располагает информационными и методическими материалами ВОЗ, городов Европы, участвующих в Проекте "Здоровые города", собственными исследовательскими и методическими материалами. В Бюро Проекта регулярно поступают новые материалы из ЕРБ ВОЗ, из городов Европейской сети. На стадии планирования Проекта "Здоровые города" Ижевску необходимо продолжение сотрудничества с Европейским бюро ВОЗ, Центром поддержки проекта "Здоровые города" в России и участниками Европейской и Российской сетей "Здоровых городов". Это сотрудничество необходимо, в первую очередь, для изучения методов работы в области налаживания межведомственного взаимодействия в решении проблем здоровья города, формирования связей с общественностью и популяризации проекта, организации издательской деятельности, привлечения внутренних городских ресурсов. Материально-технические ресурсы. Бюро Проекта "Здоровые города" размещается в помещении Центра медицинской профилактики Управления здравоохранения. На оснащении Бюро имеется 3 компьютера с периферией, копировальная техника, современные средства коммуникации (оргтехника приобретена на средства гранта "Здоровье города" Программы "ЗдравРеформ", Агентство международного развития США (1996 год); средства программы Европейского Союза ТАСИС (2001 год)). Материально-техническими ресурсами выступают также ресурсы городских партнеров: вузов, школ, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной сферы, ведомств Администрации города. Финансовые ресурсы. Несмотря на то, что на пропаганду здоровья, формирование политики и идеологии здоровья традиционно из бюджета выделялись очень незначительные средства, в Ижевске с 1995 года из бюджета по отрасли здравоохранения ежегодно выделяются средства для оргработы Координационного комитета и Бюро проекта. На реализацию конкретных мероприятий проекта до 1999 года выделялись средства из бюджета города (из бюджета здравоохранения, народного образования, Комитета по делам молодежи, Комитета по связям с общественностью, Комитета по физической культуре и спорту, других структурных подразделений городской Администрации, из Фонда Администрации города). В 1996 году для развития конкретных профилактических программ, формирования материальной базы проекта были использованы средства гранта "Здоровье города" (российско-американская программа "ЗдравРеформ", Агентство международного развития США). В 1999 году были привлечены средства ЮНИСЕФ для проведения городских мероприятий в рамках Кампании ЮНИСЕФ за ликвидацию йоддефицита в мире. В 2001 году были использованы средства Программы Европейского Союза ТАСИС для организации работы по вовлечению населения в деятельность для улучшения здоровья города и процесс планирования в области здоровья (через работу со СМИ, развитие волонтерского движения, издание брошюр и буклетов для населения). Таблица 3. Финансирование Бюро Проекта "Здоровые города" в Ижевске в 1996-1999 гг. +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ | | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ |Бюджет |$30000 | 259,0 |194,0 | 135,0 |208,3(т.р.) | 110,0 | |г.Ижевска | | т.р. | | (т.р.) | | (т.р.) | +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ |Средства |$99900 | -- | -- | $2500 | |25000 EURO| |гранта |(USAID)| | | (ЮНИСЕФ) | | TACIS | | | | | | | | Bistro | +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ |Внебюджет- | | | | |42,0 (Фонд | | |ные фонды | | | | |Администра- | | | | | | | |ции) | | | | | | | |5,0 | | | | | | | |(Эколо-гиче-| | | | | | | |ский фонд) | | +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ |Спонсорские| -- | 18,0 | 5,0 | | | | |средства | | т.р. | | | | | +-----------+-------+--------+------+----------+------------+----------+ Часть 4. Механизмы финансирования. Эксперты ВОЗ, Минздрава РФ, Центра поддержки Проекта "Здоровые города", большинство экспертов в Ижевске рассматривают Проект "Здоровые города" как проект, который помогает рационально использовать ресурсы для реализации программ здоровья на местном уровне. В 2000 году предложенный проект Программы обсуждался постоянной комиссией по социальным вопросам Городской думы города Ижевска, которая поручила Координационному комитету и Бюро проекта подготовить Программу и бюджетную заявку в 2001 году. Возможный механизм финансирования предложен членами постоянной рабочей группы по финансированию при Координационном комитете по реализации Проекта "Здоровые города" (в состав ее входят 2 заместителя председателя Координационного комитета, члены Координационного комитета: представитель Управления финансов, Управления по экономике и развитию города, Управления по промышленности и инвестициям, Комитет по предпринимательству Администрации города). Механизмы бюджетного финансирования межведомственных программ оздоровления в рамках Проекта "Здоровые города", которые в перспективе могут быть использованы в нашем городе, обсуждались также членами Координационного комитета, участниками круглого стола "О состоянии и перспективах планирования и финансирования мероприятий Проекта "Здоровые города" в Ижевске для руководителей ведомств Администрации и депутатов Городской думы (2001 г.). Участники обсуждений считают, что: 1. целесообразно осуществлять целевое финансирование мероприятий Плана развития Ижевска как Здорового города из бюджетов соответствующих отраслей; 2. усиление доли бюджетного финансирования требует привлечения альтернативных источников, среди которых наиболее реальными и значимыми могут быть поддержка международных благотворительных фондов и спонсорские средства. Часть 5. Оценка эффективности программы и определение ожидаемых результатов. Оценка результатов будет осуществляться при помощи качественных и количественных критериев. К качественным критериям относятся: - развитие в городе инфраструктуры, способствующей укреплению физического, психологического и социального благополучия горожан; - видимое улучшение среды обитания (например, формирование "зон здоровья": школ, клубов, мест отдыха горожан); - формирование инициативных групп среди населения. Количественная оценка проекта будет представлена статистическими данными и данными социологических исследований. Среди количественных критериев основными будут: - результаты мониторинга здоровья и состояния среды обитания по методике ВОЗ для городов, участвующих в Фазе планирования Проекта "Здоровые города" (методика MARI); - результаты анализа статистических показателей, предоставленных структурными подразделениями Администрации города, Городским Центром Госсанэпиднадзора, Комитетом по окружающей среде и другими ведомствами; результаты анализа статистических данных из других источников; - результаты мониторинга общественного мнения, который начат в Ижевске в рамках Проекта "Здоровые города" в 1996 году и будет продолжен в рамках Программы; - контент-анализ газет, публикующих материалы на темы здоровья и окружающей среды. Часть 6. Подпрограммы городской программы развития Ижевска как здорового города. Здоровье людей зависит, в первую очередь, от образа их жизни и состояния среды обитания, и лишь в последнюю - от уровня развития сферы здравоохранения. Основная цель Программы предполагает создание или предоставление возможности ведомствам Администрации, общественности и населению работать вместе для улучшения здоровья в соответствии со стратегией ВОЗ "Здоровье для всех". Предлагаемый в "Программе развития Ижевска как Здорового города на 2002-2005 годы" комплекс мероприятий предполагает сотрудничество Администрации города, общественности, населения, промышленного и бизнес-сектора, средств массовой информации в решении общих для города задач. Важным условием для организации эффективной деятельности и успешной реализации Программы, несомненно, является искреннее желание горожан принимать участие в работе по улучшению своего и общественного здоровья в соответствии с их мнением о наиболее важных, приоритетных городских проблемах в области здоровья. Поэтому план мероприятий по реализации Программы развития Ижевска как Здорового города сформирован в результате общественного обсуждения "Профиля здоровья города Ижевска" на Городском форуме здоровья (1998 год), в котором приняло участие 170 жителей Ижевска, анализа результатов проекта ТАСИС Бистро Хорсенс-Ижевск "Создание модели участия населения в разработке и реализации Плана развития Ижевска как Здорового города" (2001 год), и анализа результатов общественных обсуждений проекта Программы в Бюро Проекта "Здоровые города" (2001 год). Таким образом, "Программа развития Ижевска как Здорового города на период 2002-2005 годы" стала результатом совместной работы жителей города, представителей НКО, экспертов, ученых ВУЗов, руководителей и специалистов ведомств Администрации города. Как свидетельствует международный опыт, инвестирования в здоровье через воспитание здорового образа жизни и создание условий для здоровой жизни требует значительно меньше средств, чем вложение средств в лечение болезней. Участники обсуждений рассматривают идеологию здоровья как фундамент для решения многих задач городского сообщества и в ближайшем, и в отдаленном будущем. Поэтому все направления содержат мероприятия, направленные на формирование идеологии и психологии здоровья. С этой целью в рамках Программы предполагается использование различных каналов информирования в комплексе: средств массовой информации, сети образовательных учреждений, издание печатной продукции, проведение различных мероприятий (конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д.). Это позволит эффективно использовать средства бюджета города для создания "моды на здоровье", для формирования позитивного информационного пространства, в котором тема здоровья, здорового образа жизни, культуры здоровья, экологического поведения населения займет главное место. Будут созданы условия для общения горожан и обмена опытом в области укрепления здоровья. Формирование информационного пространства предполагается через прямое и косвенное рекламное воздействие на целевые аудитории. Прямое рекламное воздействие на целевые аудитории будет осуществляться через: - каналы СМИ (радио, телевидение, газеты); - наружную рекламу (щитовая реклама, стационарные и передвижные стенды); - серию тематических передач на телевидении под рубрикой "Город здоровья"; - распространение печатной продукции (буклетов на темы здоровья) по месту работы и учебы горожан. Косвенное рекламное воздействие на целевые аудитории будет осуществляться путем: - проведения конкурсов инновационных проектов в сфере здоровья в целевых аудиториях: подведение итогов на городском Фестивале здоровья; - использования выставок и презентаций товаров и услуг оздоровительного назначения для пропаганды здоровья и т.д. Формирование идеологии и психологии здоровья должно стать приоритетом города на длительный период времени. Подпрограмма "Городская сеть школ укрепления здоровья". Цель: Усиление роли школы в вопросах повышения уровня здоровья школьников. Формирование идеологии и психологии здоровья. Задачи: 1. Формирование идеологии и психологии здоровья, создание "моды на здоровье". 2. Повышение уровня здоровья школьников (через улучшение организации сбалансированного питания школьников, распространение позитивного опыта по профилактике нарушений осанки и нарушений зрения). 3. Повышение эффективности мероприятий по профилактике социально опасных заболеваний в образовательных учреждениях. 4. Мониторинг здоровья школьников 5. Обобщение и распространение опыта школ города и других городов Европейской сети школ укрепления здоровья. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Формирование идеологии и психологии здоровья. 1.1. Городской фестиваль здоровья (проводится 1 раз в 2 года): - смотр-конкурс "Самый здоровый класс"; - смотр-конкурс "Самый спортивный класс"; - конкурс рекламных проектов "Здоровье нашего города"; - конкурс образовательных программ и учебно-методических разработок на тему здоровья 1.2. Телепередача для школьников (рубрика "Остановка школьная", ТелеИнформ). 1.3. Выставка "Здоровье города" (1 раз в два года). 1.4. Развитие городской Сети школ укрепления здоровья: - развитие связей с участниками Сети школ укрепления здоровья в России и за рубежом; - издание методической литературы ВОЗ по организации работы Школ укрепления здоровья (Брошюра "Европейская сеть школ укрепления здоровья"). 2. Профилактика нарушений зрения: - семинары для педагогов в ГМЦ по гигиене зрения школьников; - издание памяток для родителей и школьников по гигиене зрения; - издание книжки для детей дошкольного и младшего школьного возраста по гигиене зрения; - видеофильм для детей по гигиене зрения; - оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений таблицами для определения остроты зрения (таблиц Сивцева). 3. Профилактика нарушений осанки: - введение в строй 11 неработающих школьных бассейнов; организация производственно-лабораторного контроля воды в бассейне; - приобретение стандартизированной школьной мебели для образовательных учреждений; - оснащение классов начальной школы планшетами, иллюстрирующими положение ученика во время письма; - издание памяток для детей и родителей по сохранению и формированию правильной осанки. 4. Организация сбалансированного питания школьников. 5. Профилактика социально-значимых заболеваний (ИППП, ВИЧ/СПИДа, туберкулеза), профилактика употребления вызывающих зависимость веществ (курение, наркомания и токсикомания): - разработка и издание методического сборника по профилактике вредных привычек для работы с родителями; - тиражирование учебно-методического пособия для начальных классов "Полезные навыки", "Полезные привычки"; - создание мультимедийных обучающих программ, направленных на профилактику ПАВ; - телевизионное ток-шоу (цикл телепередач); - организация и проведение обучающих семинаров для завучей по воспитательной работе, социальных педагогов и школьных психологов по первичной профилактике наркозависимостей и пропаганде здорового образа жизни; - организация слета волонтеров; - издание буклетов для подростков по профилактике социальных болезней. Подпрограмма "Городская сеть "Здоровый детский сад". Цель: Усиление роли дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в вопросах улучшения здоровья детей. Формирование идеологии и психологии здоровья. Задачи: 1. Воспитание здорового образа жизни. Экологическое воспитание. 2. Повышение уровня здоровья детей (через улучшение организации сбалансированного питания, распространение позитивного опыта по профилактике нарушений осанки и нарушений зрения). 3. Повышение возможностей для адаптации детей с ограниченными возможностями. 4. Мониторинг здоровья. 5. Обобщение и распространение опыта ДОУ города в области здоровья. Основные мероприятия по реализации подпрограммы: 1. Формирование идеологии и психологии здоровья. 1.1. Городской фестиваль здоровья (проводится 1 раз в 2 года): - смотр-конкурс "Самый здоровый детский сад"; - конкурс образовательных программ и учебно-методических разработок на тему здоровья. 1.2. Теле- и радиопередачи для дошкольников и родителей. 1.3. Участие в выставке "Здоровье города" (1 раз в два года). 2. Формирование навыков экологичного поведения у детей (ответственного отношения к своему городу, общественным ресурсам). 2.1. Разработка программы "Экология в ДОУ" (на базе ДОУ N 144). 2.2. Обучение педагогических работников ДОУ г.Ижевска по вопросам экологического воспитания. 2.3. Издание методической литературы для педагогических работников ДОУ по вопросам экологического воспитания. 2.4. Издание памяток для родителей. 3. Профилактика нарушений зрения. 3.1. Семинары для педагогических работников ДОУ по гигиене зрения детей; 3.2. Издание памяток для родителей по гигиене зрения детей; 3.3. Мультипликационный фильм для детей по гигиене зрения. 4. Профилактика нарушений осанки. 4.1. Обеспечение бесперебойной работы бассейнов в ДОУ; 4.2. Приобретение стандартизированной мебели для ДОУ; 4.3. Издание памяток для родителей по формированию правильной осанки детей. 5. Организация сбалансированного питания детей в ДОУ. 6. Повышение возможностей адаптации детей с синдромом Дауна. 6.1. Внедрение программы обучение детей с синдромом Дауна на базе ДОУ N 84. 6.2. Создание центра поддержки для семей детей с синдромом Дауна на базе ДОУ N 84. 6.3. Издание памяток для родителей по воспитанию и развитию детей с синдром Дауна. Подпрограмма "Психологическая поддержка населения". Цель: Снижение уровня социально-психологической напряженности в городе, создание благоприятного психологического климата для жизни горожан, содействие службам семьи, охраны здоровья детей и лиц старшего возраста. Формирование идеологии и психологии здоровья. Задачи: 1. Маркетинговое и информационное обеспечение горожан в сфере оказания психологической, социальной и психотерапевтической помощи. 2. Обучение психологов по наиболее актуальным для горожан психологическим проблемам. 3. Психологическое просвещение населения. 4. Создание групп самопомощи для различных категорий населения. 5. Информационное обеспечение горожан в сфере оказания психологической, социальной и психотерапевтической помощи. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Создание групп психологической поддержки и самопомощи для: - детей 8-14 лет с химической зависимостью на базе детских поликлиник (NN 7, 8, 5, 1); - для пожилых людей "Школа социального здоровья" на базе Центра социального обслуживания N 4; - семей детей - инвалидов на базе Центров социального обслуживания N 1, N 5; - для женщин, родственники которых находятся в алкогольной зависимости на базе кризисного центра "Теплый дом". 2. Подготовка волонтеров из числа работников социальных служб по формированию групп самопомощи. 3. Проведение семинаров, тренингов для школьных психологов и педагогов, организаторов клубной работы по развитию коммуникативных навыков, личностному развитию, профилактике психических травм и др. 4. Проведение межведомственного семинара "Школа социального здоровья" для социальных работников, медицинских работников, родителей-детей инвалидов, актива общественных организаций. 5. Подготовка и размещение рекламных материалов по психологическому здоровью населения в рамках социально-рекламной кампании "Здоровье и здоровый образ жизни". 6. Презентация инновационных проектов по психологической поддержке населения в рамках Городского фестиваля здоровья. Подпрограмма "Благоустройство мест отдыха и общения горожан". Направление предполагает привлечение населения, городских организаций к благоустройству дворов, зеленых зон, школьных территорий, других мест отдыха и общения горожан при участии Управления по архитектуре и градостроительству и служб заказчика ГЖУ. Цель: Обустройство территорий, выбранных участниками Городского форума здоровья в качестве места отдыха и общения горожан. Задачи: 1. Вовлечение населения, общественности, промышленного сектора и бизнессектора в создание благоприятных для здоровья мест отдыха и общения горожан. 2. Обеспечение взаимодействия Администрации города, промышленного и бизнес-сектора, НКО, населения в решении вопросов благоустройства мест отдыха и общения горожан. 3. Формирование у населения ответственного отношения к общественной собственности и городским ресурсам. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Обустройство школьных территорий. 2. Благоустройство бульвара Гоголя: - озеленение территории бульвара; - разработка проекта реконструкции бульвара. 3. Благоустройство территории стадиона "Газовик-Газпром": - озеленение части территории; - участие муниципальных учреждений "Горсвет", ДЦК в разработке генерального плана реконструкции территории стадиона. 4. Разработка и издание городского каталога малых архитектурных форм. 5. Организация конкурса по разработке проектов благоустройства мест отдыха и общения горожан среди учащихся ВУЗов города. Подпрограмма "Улучшение условий жизни горожан". Цель: Уменьшение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье людей Задачи: 1. Улучшение качества питьевой воды 2. Улучшение качества атмосферного воздуха 3. Улучшение санитарного состояния территорий, прилегающих к жилым домам (дворов и подъездов). 4. Формирование у населения ответственного отношения к общественной собственности, воспитание ответственного отношения горожан к своему дому, городу. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Улучшение санитарного состояния территорий, прилегающих к жилым домам (дворов и подъездов). 1.1. Содействие в организации вывоза ТБО из районов частной застройки города Ижевска; 1.2. Благоустройство дворов. Создание эталонных благоустроенных дворов и подъездов в каждом районе города. 2. Улучшение качества питьевой воды. 2.1. Издание буклета для населения о качестве питьевой воды. 3. Улучшение качества атмосферного воздуха. 3.1. Внедрение первой очереди "Автоматизированной системы управления дорожным движением" (10-15 перекрестков) для снижения выбросов автотранспорта в атмосферу города. 4. Выпуск телепередачи о качестве атмосферного воздуха в рамках постоянной телепередачи о здоровье и актуальных вопросах "здоровья" города (Направление Развитие профилактического направления в охране здоровья" п. 6.4). 5. Формирование у населения ответственного отношения к общественной собственности, воспитание ответственного отношения горожан к своему дому, городу. 5.1. Конкурс молодежных детских и студенческих проектов по очистке воды и презентация конкурсных работ в рамках Фестиваля здоровья и Выставки здоровья. 5.2. Конкурс учебно-методических разработок по воспитанию бережного отношения к общественной собственности "Юный хозяин города" для детей разных возрастных групп (для школьных классных часов, для занятий в детских садах). 5.3. Издание "Памятки юного хозяина города". 5.4. Создание и прокат серии видеороликов на тему ответственного отношения горожан к своему дому, городу, общественным ресурсам. 5.5. Организация и проведение ежегодного конкурса по очистке и благоустройству дворов в весенний период. Подпрограмма "Безопасность передвижения по городу". Цели: Снижение уровня дорожного травматизма. Формирование идеологии и психологии здоровья. Задачи: - Координация усилий различных ведомств и служб города для обеспечения целостного анализа ситуации с травматизмом на дорогах и улицах города и оперативного устранения причин возникновения травмагенной ситуации. - Развитие материально-технической базы ЛПУ города для качественной работы с информацией и анализа ситуации с травматизмом на дорогах и улицах города. - Обеспечение условий для повышения безопасности дорожного движения. - Повышение информированности населения о правилах безопасного передвижения по городу. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Анализ выполнения постановления N 551 от 22 декабря 1999 г. "Об организации работ по установлению границ земельных участков и их закреплению для текущего содержания и благоустройства". Проведение совещания с главами администраций районов города, специалистами ГИБДД, Управления архитектуры и градостроительства, УНО, УЗ о выполнении постановления N 551 от 22 декабря 1999 года. Закрепление лиц (персонально), ответственных за состояние и текущее содержание земельных участков городской территории (во исполнение постановления N 551 от 22 декабря 1999 года). 2. Создание общей карты городской территории с обозначением границ земельных участков и ответственных лиц за состояние и текущее содержание земельных участков городской территории. 3. Организация работы по сбору информации, анализу причин возникновения травмагенных ситуаций и планированию мероприятий по профилактике в д/б N 2, травматологической поликлинике г/б N 3. 3.1. Внедрение пакета прикладных компьютерных программ "Травмполиклиника" по выявлению травмаопасных зон и мест дорожнотранспортных происшествий на территории г.Ижевска. 3.2. Выделение дополнительных штатных должностей оператора ЭВМ для работы с программой "Травмполиклиника". 3.3. Оснащение д/б N 2, травматологической поликлиники г/б N 3 оргтехникой (ПК) для работы с пакетом прикладных компьютерных программ "Травмполиклиника". 3.4. Обучение специалистов работе с программой "Травмполиклиника". 4. Оснащение отделения обучения населения навыкам оказания первой медицинской помощи Центра медицинской профилактики учебными пособиями. 5. Обеспечение нанесения линий горизонтальной дорожной разметки городских автомагистралей и дорог (в первую очередь, в местах нерегулируемых пешеходных переходов, вблизи школ и детских садов) и обустройство магистральной сети улиц островками безопасности (не менее 20 - в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86). 6. Строительство пешеходных ограждений для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть в не установленных местах (2 группы - в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 - 2000 п.м.). 7. Внедрение первой очереди "Автоматизированной системы управления дорожным движением" (10-15 перекрестков) для повышения уровня безопасности дорожного движения на основных перекрестках центральных улиц города. 8. Проведение социальной рекламной кампании за безопасное передвижение по городу: 8.1. Издание печатной продукции на тему безопасности дорожного движения для общеобразовательных и дошкольных учреждений. 8.2. Установление рекламных щитов на тему обеспечения безопасности дорожного движения (не менее 20 в формате 3х6 м) в топографических очагах ДТП (где в год регистрируется 3 и более ДТП) и участках дорожной сети прилегающих к общеобразовательным учреждениям. Подпрограмма "Развитие профилактического направления охраны здоровья населения". Цели: Развитие профилактического направления охраны здоровья населения на основе межсекторального взаимодействия. Формирование идеологии и психологии здоровья. Задачи: 1. Развитие межсекторального взаимодействия (ведомств социальной сферы Администрации города, НКО и СМИ) в решении вопросов профилактики заболеваний и улучшения здоровья населения. 2. Развитие конкретных приоритетных профилактических программ в области здоровья. 3. Повышение грамотности населения в вопросах профилактики заболеваний. 4. Повышение ответственности за собственное и общественное здоровье, формирование понятия корпоративного здоровья. Основные мероприятия по реализации направления: 1. Профилактика гипертонической болезни. 1.1. Разработка городской программы профилактики артериальной гипертонии (в рамках федеральной программы). 1.2. Привлечение НКО, клубов, других организованных групп населения ("Берегиня", "Цивилизация" и др.) к реализации программы по профилактике ГБ. Создание групп самопомощи для больных ГБ и членов семей. 1.3. Издание брошюры для населения "Как научиться жить с артериальной гипертонией". 1.4. Издание памятки для больных с артериальной гипертонией. 2. Профилактика осложнений сахарного диабета (в рамках федеральной программы): 2.1. Издание брошюры "Как научиться жить с диабетом". 2.2. Создание групп самопомощи для больных сахарным диабетом и членов семей 3. Профилактика заболеваний, вызванных дефицитом микроэлементов в пищевом рационе: 3.1. Проведение семинара по профилактике йоддефицита для педагогов и врачей образовательных учреждений и ДОУ города. 3.2. Организация сбалансированного питания в образовательных и дошкольных учреждениях города, введение йодированной соли в рацион дошкольников и учащихся образовательных учреждений. 3.3. Профилактическое лечение йоддефицитных состояний препаратами йода учащихся начальных классов трех городских школ (пилотный проект). 4. Профилактика социально-значимых заболеваний (СПИДа, наркомании, алкоголизма, табакокурения). 4.1. Издание серии печатной продукции для подростков "Как сказать "НЕТ". 4.2. Проведение тренингов для подростков из групп риска "Как сказать "НЕТ". 4.3. Изготовление и размещение рекламных щитов, продвигающих имидж "здорового подростка" в пяти районах города. 4.4. Издание памятки для доноров "Безопасная кровь". 5. Профилактика туберкулеза и хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ). 5.1. Издание информационных листков по профилактике туберкулеза и ХНЗЛ для населения. 5.2. Издание печатной продукции и приобретение наглядных пособий для поддержки работы "Астмашколы" (на базе Детского пульмонологического центра ГКБ N 7). 6. Пропаганда здоровья и здорового образа жизни: 6.1. Издание перекидного календаря для родителей "Здоровье и безопасность вашего ребенка". 6.2. Издание брошюры для дошкольников и родителей "Полезные привычки". 6.3. Разработка проекта телевизионной программы о здоровье. 6.4. Выпуск постоянной телевизионной передачи о здоровье и актуальных вопросах здоровья города. Подпрограмма "Улучшение репродуктивного здоровья населения". Цели: Улучшение репродуктивного здоровья населения. Улучшение условий и возможностей для рождения здорового ребенка. Формирование идеологии и психологии здоровой семьи. Задачи: 1. Развитие профилактического направления в области охраны материнства и детства. 2. Развитие программы подготовки семьи к осознанному родительству. 3. Пропаганда естественного вскармливания. 4. Профилактика нежеланных беременностей и абортов. 5. Профилактика возрастных нарушений в репродуктивной сфере мужчин и женщин. 6. Профилактика социально-значимых заболеваний (СПИД, ИППП). Основные мероприятия по реализации направления: 1. Развитие материально технической базы женских консультаций и родильных домов. 2. Развитие программы "Осознанное родительство" (психологическая и психофизическая подготовка семьи к беременности и рождению здорового ребенка). 2.1. Тиражирование материалов для работы ЛПУ c целью обеспечения преемственности в работе акушерско-гинекологической, педиатрической, терапевтической служб ЛПУ города: развитие АТПК (акушерско-терапевтическопедиатрических комплексов). 2.2. Развитие Центра репродукции и планирования семьи, кабинетов "Подготовленные роды" и кабинетов "Планирования семьи": - анализ работы кабинетов "Подготовленные роды", кабинетов "Планирования семьи", Центра репродукции и планирования семьи; - оснащение оргтехникой кабинета "Подготовленные роды" ГКБ N 1 (один ПК, принтер, модем, сети, программное обеспечение); - создание телефона доверия. 2.3. Создание в ЛПУ города Ижевска (родильных домах, женских консультациях, детских консультациях) кабинетов планирования семьи и репродукции на базе существующих кабинетов "Подготовленные роды" и/или кабинетов "Планирования семьи": - обеспечение штатами кабинетов "планирования семьи и репродукции" (за счет существующего штатного расписания ЛПУ); - оснащение кабинетов оргтехникой (ПК, принтером, модемом); - оснащение кабинетов учебными и наглядными пособиями; - обучение специалистов (врачей неонатологов, педиатров, акушеровгинекологов, урологов (андрологов), психологов ЛПУ г.Ижевска) на кафедре акушерства и гинекологии ФПП ИГМА по программе "Подготовленные роды"; - обучение врачей и среднего медицинского персонала родильных домов по программе "Грудное вскармливание", "Подготовленные роды", "Послеродовая контрацепция" (на базе Городского Центра планирования семьи и репродукции и кафедры акушерства и гинекологии ФПП ИГМА); - обучение младшего медицинского персонала родильных домов в ЛПУ. 3. Просветительская деятельность для улучшения репродуктивного здоровья населения, профилактики абортов и ИППП, профилактики заболеваний, связанных с патологическим климаксом у мужчин и женщин: 3.1. Разработка концепции формирования идеологии и психологии здоровой семьи. 3.2. Серия телепередач на темы репродуктивного здоровья (в рамках постоянной телепередачи о здоровье). 3.3. Издание: - буклетов для подростков и студентов по профилактике абортов; по профилактике ИППП; - буклетов для взрослого населения по профилактике абортов и ИППП; - памяток для беременных женщин; - памяток для матерей по грудному вскармливанию; - книги "Помощь матерям в грудном вскармливании" (Издание ВОЗЮНИСЕФ, 1995 г.). Организационно-методическая работа Координационного комитета по реализации проекта ЕРБ ВОЗ "Здоровые города" и Бюро проекта "Здоровые города". 1. Участие в Рабочем совещании Европейского Регионального Бюро (ЕРБ) ВОЗ по Проекту "Здоровые города". 2. Участие в организации и проведении международной конференции по Проекту ВОЗ "Здоровые города" в Ижевске. 3. Участие представителей г.Ижевска в мероприятиях российской сети Здоровых городов. 4. Связь с Центром поддержки Проекта "Здоровые города" в России, ЕРБ ВОЗ и городами сети (почта, электронная почта, междугородняя телефонная связь). 5. Проведение мониторингового социологического исследования по различным аспектам здоровья, состояния городской среды обитания и об отношении жителей города к здоровью. 6. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущей работы Бюро проекта (бумага, картриджи для принтеров, тонер для ксерокса). 7. Формирование банка фото, видеоматериалов (приобретение фотопленки, видеокассет, компьютерных дискет, фотоуслуг). 8. Публикации о текущих событиях в российской и местной прессе, телевидении, размещение информации на веб-сайте города, на веб-сайте ЕРБ ВОЗ и в других СМИ. 9. Создание веб-сайта Проекта "Здоровые города" и размещение информации. 10. Выпуск ежемесячного Бюллетеня Бюро проекта "Здоровые города" (экологическая газета "Наш мир"). 11. Файндрайзинг. Изыскание и привлечение финансовых и других ресурсов, в том числе международных фондов, для развития программ здоровья в городе Ижевске. Городская дума г.Ижевска, 2002 год Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|