Расширенный поиск

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 11.12.1997 № 1094

 


                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
                         УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



от 11 декабря 1997 года                                    N 1094
                              г. Ижевск


Об утверждении Временного типового
положения   о   доме   (отделении)
сестринского  ухода и   Временного
типового положения о хосписе


     В    соответствии   с   концепцией   развития   здравоохранения и
медицинской    науки,    утвержденной   постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от  5  ноября 1997 года N 1387, а также в целях
эффективного  использования  коечного  фонда лечебно -профилактических
учреждений  и улучшения медико -социальной помощи больным, до принятия
соответствующего   положения   Правительством   Российской  Федерации,
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Утвердить  Временное  типовое  положение  о  доме (отделении)
сестринского ухода и Временное типовое положение о хосписе.
     2.    Министерству    здравоохранения   Удмуртской   Республики и
Министерству   социальной   защиты   населения  Удмуртской  Республики
совместно   с  органами  местного  самоуправления  районов  и  городов
разработать  план  мероприятий  по реорганизации коечной сети лечебных
учреждений,  открытию  домов (отделений) сестринского ухода и хосписов
на базе городских и сельских участковых больниц;
     привлечь   к   организации  и  финансированию  домов  (отделений)
сестринского  ухода  и  хосписов  органы  социальной защиты населения,
общественные,  благотворительные  и коммерческие организации всех форм
собственности.
     3.    Министерству    здравоохранения    Удмуртской   Республики,
Министерству   социальной   защиты   населения  Удмуртской  Республики
осуществлять  организационно-методическое  руководство  вышеуказанными
учреждениями.


     Председатель Правительства
     Удмуртской Республики           П.Н.Вершинин





                                                           Утверждено
                                         постановлением Правительства
                                                Удмуртской Республики
                                         от 11 декабря 1997 г. N 1094

                      ВРЕМЕННОЕ ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                 О ДОМЕ (ОТДЕЛЕНИИ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.   Положение   является   временным  и  действует  на  период
организации   структуры,   в   установленном   порядке  в  него  могут
вноситься изменения и дополнения.
     1.2.  Дом  (отделение)  сестринского  ухода  создается  для более
эффективного  и  рационального  использования  коечного фонда, а также
решения задач социальной реабилитации нуждающихся в помощи граждан.
     1.3.  Основной целью дома (отделения) сестринского ухода является
наиболее  полное  удовлетворение потребности населения в медицинском и
социальном уходе.
     1.4.   Дом   (отделение)   сестринского  ухода  предназначен  для
временного  пребывания  граждан,  преимущественно одиноких, страдающих
хроническими   заболеваниями,   пожилого   и   старческого   возраста,
нуждающихся  в  медико -социальном уходе, инвалидов, детей -инвалидов,
нуждающихся   в   поддерживающем  лечении,  подготовке  перед  этапами
реабилитации  детей  в  период  оформления их в интернатные учреждения
общего типа.
     1.5.  Дом  (отделение)  сестринского  ухода  организуется на базе
городских   медицинских  учреждений  стационарного  типа,  центральных
районных больницах, участковых больницах в сельской местности.
     1.6.   Дом  (отделение)  сестринского  ухода  создается  решением
органов  местного  самоуправления  по  представлению  местных  органов
здравоохранения.  Осуществляет  свою  деятельность во взаимодействии с
органами социальной защиты населения.
     1.7.  Дом  сестринского ухода находится в ведении местного органа
здравоохранения.    Отделение,    развернутое    на   базе   лечебного
учреждения, находится в ведении руководителя больницы.
     1.8.   Мощность   учреждения   (отделения)   сестринского   ухода
определяется  исходя  из  существующих условий и потребностей органами
здравоохранения и отделами социальной защиты населения.
     1.9.  Дом  сестринского  ухода является юридическим лицом и имеет
круглую  печать,  угловой  штамп  с  наименованием учреждения, бланки,
свои текущие счета в банке и юридический адрес. Отделение сестринского
ухода  является  структурным  подразделением  медицинского учреждения,
деятельность   отделения   регламентируется  действующим  Положением о
хозяйственном  механизме в больнице с обязательным выделением субсчета
(лицевого счета) в больнице.
     1.10.  Руководитель дома сестринского ухода утверждает структуру,
штатное   расписание   в  зависимости  от  численности  и  контингента
обслуживаемого   населения   и   в   пределах   выделенных   бюджетных
ассигнований.
     Штатное  расписание  отделения  сестринского  ухода устанавливает
руководитель  медицинского  учреждения в пределах выделенных бюджетных
ассигнований   в   соответствии   с   примерным   штатным  расписанием
(приложение N 1).
     1.11.   Дом  (отделение)  сестринского  ухода  осуществляет  свою
деятельность  в  соответствии  с  настоящим  положением  и действующим
законодательством.  Отделение сестринского ухода проходит аккредитацию
и лицензирование в составе больницы структурным подразделением которой
является.
     1.12.  Порядок  финансирования  и  материально  -технологического
обеспечения  дома  (отделения)  медико -социальной помощи определяется
администрацией соответствующей территории.

                  2. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ДОМА
                     (ОТДЕЛЕНИЯ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

     2.1.  Основными  задачами  домов  (отделений)  сестринского ухода
являются:
     -  повышение доступности медико -социальной помощи лицам пожилого
и  старческого  возраста,  а  также  проведение  поддерживающих курсов
лечения с учетом современных представлений о процессах старения;
     - активная социально -психологическая реабилитация лиц пожилого и
старческого   возраста,   обучение   родственников  навыкам  ухода  за
тяжелобольными, инвалидами;
     -   осуществление   социальной   реабилитации   инвалидам,  детям
-инвалидам,  одиноким  и  нуждающимся  в  помощи  гражданам пожилого и
старческого возраста.
     2.2.  В  соответствии  с  поставленными  задачами дом (отделение)
сестринского ухода осуществляет:
     - учет, прием, размещение лиц престарелого, старческого возраста,
инвалидов   и   детей   -инвалидов   в  соответствии  с  их  социально
-психологическим состоянием;
     -  квалифицированный медицинский уход за инвалидами, престарелыми
и лицами старческого возраста;
     -   социально   -психологическую   помощь   инвалидам   и   лицам
престарелого  возраста  и  их  родственникам,  обучение  родственников
навыкам ухода за неподвижными больными;
     - своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;
     -  социальную  реабилитацию  инвалидов и престарелых с элементами
трудотерапии;
     - динамическое наблюдение за состоянием находящихся в учреждениях
лиц;
     - своевременную диагностику осложнений или обострений хронических
заболеваний;
     - выписку больных или продление срока пребывания в соответствии с
договорными условиями;
     -   оказание   необходимой   социальной   помощи   и  организация
квалифицированного  ухода  за  людьми  пожилого и старческого возраста
на дому;
     -  ведение  утвержденной  документации, представление оперативной
информации   и   статистической   отчетности   в   органы   управления
здравоохранением    и    социальной   защиты   населения.   Показатели
деятельности  дома  (отделения)  сестринского ухода не влияют на общие
показатели деятельности стационарных учреждений;
     -  учет  и анализ результатов работы персонала и контроль текущей
деятельности;
     - повышение квалификации кадров;
     - улучшение условий труда и отдыха персонала.
     2.3. Дом (отделение) сестринского ухода обеспечивает:
     -  первую  экстренную  и  неотложную  медицинскую помощь больным,
инвалидам, престарелым;
     -  своевременный  перевод  больных  и  престарелых при обострении
хронических  заболеваний  или ухудшения их состояния в соответствующие
лечебно -профилактические учреждения;
     - периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц не реже
1 раза в неделю;
     -  консультативную  помощь  хроническим  больным  по рекомендации
врача;
     - психологическую помощь и адекватную (симптоматическую) терапию;
     -  соблюдение  санитарных норм и правил устройства, оборудования,
эксплуатации  для  лечебных  учреждений,  а также требований санитарно
-гигиенического и противоэпидемического режимов;
     -  соблюдение  правил и норм техники безопасности, охраны труда и
противопожарной безопасности.
     2.4.  В соответствии с основными задачами и функциями, учреждение
медико   -социальной   помощи   должно  иметь  стационарное  отделение
(кабинет) внебольничного ухода с регистратурой (картотекой).
     2.5.  Отделение  (кабинет) внебольничного ухода осуществляет учет
выписанных   пациентов,   активный   патронаж,   оказывает   социально
-психологическую помощь на дому.
     2.6.  Исходя  из  местных условий и объемов выполняемых работ дом
(отделение) сестринского ухода и его структура может включать:
     -  аппарат  управления  (руководитель  больницы, его заместители,
заведующий отделением);
       - отделения (палаты) для пребывания больных;
       - приемное отделение;
       - процедурный кабинет;
       - гостиную комнату для отдыха;
       - помещения для приготовления и раздачи пищи;
       - хозяйственные службы.

          3. УПРАВЛЕНИЕ ДОМОМ (ОТДЕЛЕНИЕМ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

     3.1.    Управление    домов   (отделением)   сестринского   ухода
осуществляется   Попечительским   Советом   и  директором  (заведующим
отделением).
     3.2.   Попечительский   Совет   формируется   из  числа  наиболее
авторитетных  и  уважаемых  представителей  общественности территории,
общества Красного Креста, духовенства, культуры и деловых кругов.
     В  функции  Попечительского  Совета  входит  организация,  сбор и
контроль   за   правильным   использованием   финансовых   средств  на
содержание   домов   (отделений)   сестринского   ухода,   привлечение
благотворительных  средств,  широкое  освещение  в  средствах массовой
информации  деятельности  и  проблем, стоящих перед медико -социальным
учреждением. Попечительский Совет работает на общественных началах.
     3.3.  Дом (отделение) сестринского ухода возглавляется директором
(заведующим  отделением),  который  назначается  и увольняется органом
здравоохранения  (главным  врачом)  по  согласованию  с Попечительским
Советом.  Руководителем  дома  (отделения)  сестринского  ухода  может
назначаться специалист с высшим и средним медицинским образованием.
     3.4. Руководитель дома сестринского ухода имеет право:
     -  в  соответствии  с  Уставом,  без доверенности, действовать от
имени  учреждения,  представляет  его  интересы  во взаимоотношениях с
другими  предприятиями,  заключает  договора,  в  том  числе трудовые,
выдает  доверенности,  открывает  в  банках  расчетный и другие счета,
пользуется  правом  распоряжения  средствами,  издает  приказы  и дает
указания  обязательные  для  всех  работников  учреждения,  утверждает
должностные инструкции.
     3.5.  Заведующий  отделением  сестринского  ухода  назначается на
должность  или освобождается от должности руководителем учреждения и в
своей деятельности руководствуется должностной инструкцией.
     3.6.  Руководитель  дома  (отделения)  сестринского  ухода обязан
обеспечить:
     - соблюдение санитарных норм и правил для лечебного учреждения, а
также  требования  санитарно  -гигиенического  и противоэпидемического
режима в соответствии с требованиями к данному типу учреждений;
     -    бесперебойную   работу   медицинской   аппаратуры,   машин и
механизмов, инженерно -технических коммуникаций и сооружений;
     -  рациональное использование трудовых, финансовых и материальных
ресурсов;
     -  бесперебойное  снабжение необходимыми средствами и материалами
медицинского и хозяйственного назначения;
     - соблюдение правил и норм технической безопасности, охраны труда
и противопожарной безопасности.

            4. ИМУЩЕСТВО ДОМА (ОТДЕЛЕНИЯ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

     4.1.    Имущество    дома    сестринского    ухода,    являющееся
государственной  или  муниципальной  собственностью,  закрепляется  за
ним на праве оперативного управления.
     4.2.  Источником  формирования  имущества дома сестринского ухода
являются:
     - бюджетные и внебюджетные средства;
     -  имущество,  переданное ему собственником или уполномоченным им
органом;
     - амортизационные отчисления;
     - капитальные вложения и дотации из бюджета;
     -   безвозмездные  или  благотворительные  взносы,  пожертвования
организаций, учреждений, граждан;
     -  иные  источники  в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Удмуртской Республики.
     4.3.  Дом  сестринского ухода владеет, пользуется закрепленным за
ним  на  праве  оперативного  управления  имуществом  в соответствии с
назначением      имущества,     уставными     целями     деятельности,
законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.
     4.4.  При  осуществлении  оперативного  управления имуществом дом
сестринского ухода обязан:
     -  эффективно  использовать  закрепленное  на  праве оперативного
управления имущество;
     -  обеспечить сохранность и использование закрепленного за ним на
праве   оперативного   управления   имущества   строго   по   целевому
назначению;
     -  не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на
праве   оперативного   управления   имущества.   Это   требование   не
распространяется  на  ухудшения, связанные с нормативным износом этого
имущества в процессе эксплуатации;
     -  осуществлять  капитальный  и  текущий  ремонт закрепленного за
домом  имущества.  При этом не подлежат возмещению любые произведенные
улучшения закрепленного на праве оперативного управления имущества;
     -  осуществлять  амортизацию  и восстановление изнашиваемой части
имущества,   передаваемого   в   оперативное   управление.   При  этом
имущество,  вновь приобретенное взамен списанного (в том числе в связи
с   износом),   включается   в   состав   имущества,   передаваемого в
оперативное   управление,   на  основании  сметы  расходов.  Списанное
имущество  (в  том  числе  в  связи  с износом) исключается из состава
имущества,  переданного  в  оперативное  управление  на основании акта
списания.
     4.5. Имущество, закрепленное за домом сестринского ухода на праве
оперативного  управления,  может  быть  изъято  как  полностью,  так и
частично в следующих случаях:
     -  при наличии излишнего, неиспользуемого или используемого не по
назначению имущества;
     - при принятии учредителем решения о ликвидации, реорганизации;
     - при нарушении условий, предусмотренных в п.4.3.
     4.6.  Дом  сестринского  ухода  отвечает по своим обязательствам,
находящимся   в   его   распоряжении   денежными  средствами.  При  их
недостаточности  субсидиарную  ответственность  по  его обязательствам
несет учредитель.
     4.7.  Имущество  отделения  сестринского  ухода, как структурного
подразделения  лечебно  -профилактического учреждения, входит в состав
имущества этого лечебно -профилактического учреждения.

                       5. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ

     5.1.  Пребывание граждан в домах (отделениях) сестринского ухода,
предоставление ухода, сервисных услуг осуществляются на платной основе
по   ценам,   утвержденным   администрацией   городов   и  районов  по
предоставлению местных органов здравоохранения.
     5.2.   Порядок   финансирования  разрабатывается  и  утверждается
администрацией соответствующей территории:
     -  финансирование из ассигнований, выделенных на здравоохранение:
осуществляется  в  части  содержания  штатов  медицинских  работников,
расходов   на   медикаменты,   питание,   расходов   на  осуществление
амбулаторно -поликлинических услуг;
     -  финансирование  из ассигнований, выделенных в целях социальной
защиты  населения:  частичное благоустройство комнат (палат) отделений
сестринского  ухода,  а  также  содержание  штата  сестер  милосердия,
оказания медико -социальной помощи обслуживаемым этим отделением;
     -   финансирование   за   счет   средств   граждан:  приобретение
медикаментов,   продуктов   питания,   мягкого   инвентаря,  расходных
материалов  в  части  дефицита  бюджетного  финансирования  и оказание
сервисных услуг;
     -  финансирование  из  внебюджетных  источников и средств местных
бюджетов: реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт.
     5.3.   Денежные  средства,  не  использованные  в  течение  года,
остаются   в   распоряжении   дома  (отделения)  сестринского  ухода и
изъятию в бюджет не подлежат.
     5.4.  Оплата  за пребывание в доме (отделении) сестринского ухода
осуществляется  и самими гражданами и их родственниками, обязанными по
закону содержать гражданина, нуждающегося в медико -социальной помощи,
попечителями  и  другими  физическими  и  юридическими  лицами. В счет
оплаты может быть принято поручение больного о переводе (полностью или
частично)  его пенсии на указанный счет. При досрочном выбытии из дома
(отделения)  медико  -социальной  помощи,  оставшаяся неиспользованная
сумма  возвращается  лицу,  производившему  оплату.  Порядок  оплаты и
длительность   пребывания   в  учреждении  медико  -социальной  помощи
определяется  назначенным  курсом  лечения  и  ухода  индивидуально по
расчету  на один койко/день пребывания и закрепляется в договоре между
руководителем  учреждения  и  лицом,  оплачивающим  пребывание  в доме
(отделении) сестринского ухода.
     5.5.  Вопросы направления, оплаты пребывания в домах сестринского
ухода   нуждающихся   граждан   решаются  органами  социальной  защиты
населения  территорий  и  закрепляются договорными взаимоотношениями с
руководителем дома сестринского ухода.
     5.6.   Вопросы   направления,   оплаты  пребывания  в  отделениях
сестринского  ухода  нуждающихся  граждан решаются органами социальной
защиты     населения    территорий    и    закрепляются    договорными
взаимоотношениями   с   руководителем  больницы,  в  ведении  которого
находится отделение.

                 6. ПОРЯДОК ОТБОРА И НАПРАВЛЕНИЯ В ДОМ
                      (ОТДЕЛЕНИЕ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

     6.1.  Отбор  лиц,  нуждающихся  в  пребывании  в доме (отделении)
сестринского   ухода   на  дому  производится  работниками  социальной
защиты  и  участковыми  врачами  территориальных,  сельских  приписных
участков,   здравпунктов   или   врачебных   амбулаторий,  работниками
общества Красного Креста.
     6.2.  Отделы  социальной  защиты  населения  территорий принимают
решения  и  направляют  граждан  в дома (отделения) сестринского ухода
по представлению организаций, занимающихся отбором.
     6.3.   Основание   для   выдачи  направления  (путевки)  является
обращение  самого  лица,  его родственников или попечителей, обращение
общественности, поступление документов с ходатайством о направлении.
     6.4.   При  направлении  в  дом  (отделение)  сестринского  ухода
указывается   общий   статус,   клинический   диагноз   (при   наличии
такового),  рекомендации  по  социальной  и  медицинской реабилитации,
проведению поддерживающего курса лечения, длительности пребывания.
     6.5.  Зачисление  на медико -социальное обслуживание производится
руководителем данного учреждения на основании:
     - личного заявление;
     -   акта   материально   -бытового   обследования,  составленного
работниками учреждений социального обслуживания;
     - направления отдела социальной защиты населения;
     -  медицинского  заключения  о  состоянии  здоровья  и отсутствии
медицинских противопоказаний к обслуживанию;
     -  договора,  определяющего  объем оказываемых медико -социальных
услуг, порядок и размер оплаты за них;
     -   при  наличии  у  престарелого  родственников  трудоспособного
возраста,  обязанных  по  закону  содержать  его, вопрос о затратах на
содержание  в  доме  (отделении)  сестринского  ухода  решается  в  их
присутствии,  с  отражением  в договоре ежемесячной суммы и источников
оплаты;
     -  выписка  пациента  производится после истечения оговоренного в
договоре срока пребывания пациента;
     -  при  необходимости или желании пациента, его родственников или
попечитетей  продление  пребывания  в  отделении  решается  директором
(заведующим  отделением) совместно с представителем органов социальной
защиты.
     6.6.   Противопоказаниями   для  направления  в  дом  (отделение)
сестринского ухода являются:
       - активные формы туберкулеза;
       - венерические заболевания;
       - острые инфекционные заболевания;
       - психические заболевания.

                  7. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДОМОВ
                     (ОТДЕЛЕНИЙ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА

     7.1. Реорганизация может быть осуществлена по решению учредителя.
     7.2. Ликвидация может быть осуществлена:
       - по решению учредителя;
       - по решению суда.
     7.3.   При   ликвидации   и  реорганизации  уволенным  работникам
гарантируется  соблюдение  их  прав в соответствии с законодательством
Российской Федерации.




                                                       Приложение N 1
                                    к типовому временному Положению о
                                  доме (отделению) сестринского ухода

                      ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
             ДОМА (ОТДЕЛЕНИЯ) СЕСТРИНСКОГО УХОДА НА 25 КОЕК

                                                        Должности

       1. Заведующий отделением (врач)                      1
       2. Медсестра (врач) кабинета внебольничного ухода    1
       3. Старшая медсестра                                 1
       4. Медсестры отделения                              4;5
       5. Медсестры милосердия                              2
       6. Процедурная                                       1
       7. Медсестра по массажу                              1
       8. Инструктор по лечебной физкультуре                1
       9. Санитарки, в том числе ванщицы                   10
       10. Санитарка -буфетчица                             1
       11. Сестра -хозяйка                                  1

     Примечание.  Возможно  внесение  в  штаты  социальных  работников
сиделок, помогающих сестре милосердия.





                                                           Утверждено
                                         постановлением Правительства
                                                Удмуртской Республики
                                         от 11 декабря 1997 г. N 1094

                 ВРЕМЕННОЕ ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ХОСПИСЕ

                           1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1.  Положение  является  и действует на период организации сети
хосписов в республике.
     1.2.  В  установленном порядке в него могут вноситься изменения и
дополнения.
     1.3.  Хоспис  является  медико  -социальным врачебным учреждением
системы  здравоохранения,  предназначенным для временного пребывания и
обслуживания  на  дому инкурабельных больных, в т.ч. онкологических, с
целью  проведения  поддерживающей  терапии (симптоматического лечения,
подбора   необходимой  обезболивающей  терапии,  осуществления  ухода,
социальной  реабилитации  онкологических  больных  и их родственников,
проведения психотерапевтического лечения).
     В широком смысле слова понятие "Хоспис" означает стройную систему
медико -социальной помощи больным и их семьям.
     1.4.  Учредителями  хосписа  могут  быть  органы  государственной
власти или органы местного самоуправления.
     1.5.  Хоспис  является  юридическим лицом и имеет круглую печать,
угловой  штамп с наименованием учреждения, бланки, свой текущий счет в
банке   и   юридический  адрес,  или  хоспис  может  быть  структурным
подразделением    медицинского   учреждения,   деятельность   которого
регламентируется  действующим  Положением  о  хозяйственном  механизме
учреждения  с  обязательным  выделением  субсчета  (лицевого  счета) в
больнице.
     1.6.  Хоспис проходит аккредитацию и лицензирование в лицензионно
-аккредитационной   комиссии.  В  своей  деятельности  руководствуется
учредительными  документами  и  действующим законодательством. Хоспис,
как   структурное   подразделение   лечебного   учреждения,   проходит
аккредитацию и лицензирование в составе данного лечебного учреждения.
     1.7.   В  основу  деятельности  хосписа  положен  территориальный
принцип.   Мощность   учреждения  определяется  учредителем  с  учетом
уровня   онкологической  заболеваемости,  объемов  оказываемой  медико
-социальной  помощи  и  возможностей  финансирования,  но  не более 25
коек.
     1.8.  Деятельность хосписа осуществляется в тесном взаимодействии
с онкологической службой, курируется ведущими специалистами города или
района  и направлена на оказание поддерживающей терапии больным, когда
болезнь более не поддается лечению.
     1.9.   Хоспис   осуществляет  наблюдение  инкурабельных  больных,
используя   принципы   преемственности  с  лечебно  -профилактическими
учреждениями.
     Отбор  больных осуществляется врачами хосписа совместно с врачами
стационарных  и  амбулаторно  -поликлинических  учреждений,  при  этом
учитываются:
     -  наличие  онкологического  заболевания  в  терминальной стадии,
подтвержденного медицинскими документами;
     -  наличие  медико  -социальных  показаний (депрессии, реактивные
состояния,  конфликтные ситуации, складывающиеся с фактом пребывания и
ухода за больным в домашних условиях),
     - необходимость оказания родственниками поддержки в период утраты
больного.
     1.10.  Деятельность хосписа направлена на заботу о пациентах и их
родственников,  обучение  родственников  уходу  за  больными, оказание
психологической помощи и поддержки для уменьшения страданий, связанных
с  тяжелым  состоянием близкого человека и может осуществляться в виде
различных форм:
     -  оказание  помощи  на  дому  и  в  амбулаторно -поликлинических
условиях;
     - дневной или ночной стационар;
     -  короткие  стационарные  курсы  с  правом пользования дневным и
ночным стационаром;
     -    короткие    стационарные    курсы    пребывания   пациента и
родственников;
     -  оказание  поддержки  родственникам  длительное  время  и после
утраты;
     -  использование  добровольцев  для оказания поддержки и заботы о
пациенте и родственниках;
     -  обучение  добровольцев, медицинских и немедицинских работников
правилам ухода за умирающими пациентами.
     Условия  пребывания  пациента  при  любых  формах оказания помощи
должны приближаться к домашним.
     1.11.  Вопрос о соблюдении тайны диагноза решается индивидуально,
исходя  из принципов гуманности, желания больного и его родственников,
при этом не должна отниматься надежда пациента на его выздоровление.
     1.12.   Весь  арсенал  поддерживающего  лечения  ориентирован  на
максимально   возможное   сохранение   сознания   и   интеллектуальных
способностей пациента.
     1.13.   Наблюдение   онколога,   в   ряде   случаев   необходимая
патогенетическая   терапия,   должна   служить   основой   надежды  на
благоприятный исход.
     1.14.  Обеспечение  психологического  комфорта  осуществляется на
основе  принципа  индивидуального  подхода к каждому больному с учетом
его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.
     1.15.  Медицинская  помощь и квалифицированный уход за больными в
хосписе  осуществляется  на  принципе  равного  доступа в учреждение и
равных   возможностей   по   медико   -социальному   уходу   для  всех
инкурабельных   больных.   Этот   принцип   является  основополагающим
критерием, по которому учредители создают и финансируют хоспис.

                     2. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ХОСПИСА

     2.1. Основными задачами хосписа являются:
     -   формирование  новой  формы  медико  -социального  обеспечения
государственно     -благотворительной    медицины,    основанной    на
милосердном   и  гуманном  отношении  общественности  и  государства к
проблемам онкологических больных;
     - повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в
терминальной стадии и улучшении им медицинской помощи на дому;
     -   оказание  социально  -психологической  помощи  больным  и  их
родственникам,     обучение    родственников    навыкам    ухода    за
тяжелобольным.
     2.2. В соответствии с указанными задачами на хоспис возлагается:
     -    проведение    симптоматического    лечения   и   организация
квалифицированного ухода за пациентами в стационарных условиях;
     -  оказание  необходимой  помощи  по проведению симптоматического
лечения  и  организации  квалифицированного  ухода  за  пациентами  на
дому;
     -   отбор,   учет,  прием  и  размещение  больных  в  хосписе  по
направлению  участковых  врачей,  районных  специалистов  и учреждений
здравоохранения;
     -  динамическое  наблюдение  за состоянием больных, находящихся в
стационаре хосписа и посещаемых на дому;
     -    обучение    родственников    больного   навыкам   ухода   за
тяжелобольными;
     - привлечение граждан для оказания помощи персоналу хосписа;
     -   создание   и   обучение   службы   добровольных   помощников,
обеспечивающих  безвозмездный уход за больными в домашних условиях и в
стационаре;
     -  связь  с  религиозными  организациями для проведения, в случае
необходимости,   культа   всех  вероисповеданий  в  период  пребывания
больного в стационаре;
     - связь с Всероссийским добровольным обществом "Хоспис", местными
органами   управления  здравоохранением,  органами  социальной  защиты
населения по наиболее существенным вопросам своей работы.
     2.3.  Выполнение  функций  хосписа  предусматривает наличие в его
структуре   стационарного   отделения,   поликлинического  отделения с
дневным стационаром, выездной службы и необходимых стационарных служб.
     2.4.  Стационарное  отделение  хосписа  должно  иметь необходимый
набор   помещений   медицинского   назначения   (процедурный  кабинет,
перевязочная),  жилые  комнаты для больных и родственников, гостинную,
кабинет   психотерапии,  помещение  для  приготовления  пищи  больным,
бытовые помещения для персонала, ванную комнату и др.
     2.5.  Поликлиническое  отделение  хосписа  с  дневным стационаром
осуществляет   прием,   регистрацию,   осмотр,   санитарную  обработку
поступающих  больных,  осуществляет  функции  хосписа  в  амбулаторных
условиях.   Функции   кабинетов   противоболевой   терапии  передаются
поликлиническому отделению и выездной службе хосписа.
     2.6. Выездная служба хосписа ("хоспис на дому") предназначена для
осуществления  постоянного  наблюдения  и  проведения  поддерживающего
лечения  инкурабельным больным и их родственникам. Служба представлена
врачебно  -сестринскими  бригадами  и осуществляет первое знакомство с
больным  и  его  родственниками,  гопитализацию,  а  также  наблюдение
выписанных больных.

                           3. ФУНКЦИИ ХОСПИСА

     3.1. Хоспис обеспечивает:
     - неотложную помощь;
     - доступную специализированную медицинскую помощь;
     - подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;
     -  ликвидацию (смягчение, уменьшение) болевого синдрома на основе
методических разработок Всемирной организации здравоохранения;
     - квалифицированный медико -социальный уход за больными, оказание
психотерапевтической помощи больному и его родственникам;
     - морально -психологический климат, адекватный задачам и функциям
учреждения;
     -  питание,  в том числе диетическое, в соответствии с врачебными
рекомендациями и пожеланиями больного;
     -  организацию и проведение поддерживающего паллиативного лечения
инкурабельных больных;
     - организацию необходимой консультативной помощи;
     - транспортировку больного.

                         4. УПРАВЛЕНИЕ ХОСПИСОМ

     4.1.  Управление хосписом осуществляется главным врачом лечебного
учреждения,  в  состав  которого  входит  хоспис  или  главным  врачом
(директором) хосписа.
     4.2.  При  хосписе  может  быть  создан Попечительский Совет, как
общественный  независимый  орган,  основной  целью  которого  является
организация  и  осуществление благотворительной деятельности на данной
территории по оказанию медико -социальной помощи инкурабельным больным
и их родственникам.
     4.3.   Попечительский   Совет   "Хоспис"  формируется  из  числа:
представителей   духовенства,   общества   Красного  Креста,  а  также
представителей  общественных  благотворительных  организаций,  деловых
кругов,    наиболее    авторитетных    и    уважаемых   представителей
общественности - деятелей науки, культуры и т.д.
     4.4.   Работа   Попечительского  Совета  "Хоспис"  организуется и
координируется     Правлением     Попечительского    Совета.    Состав
Попечительского Совета определяется исходя из местных условий.
     4.5.   Основными  задачами  и  функциями  Попечительского  Совета
"Хоспис" являются:
     -  организация,  сбор  и  контроль  за  правильным использованием
благотворительных  средств  на  содержание,  материально  -техническое
обеспечение хосписа;
     -  внесение  предложений по формированию территориальных программ
из   внебюджетных  средств  для  оказания  медико  -социальной  помощи
населению территорий;
     -   осуществление  взаимодействия  с  Всероссийским  добровольным
обществом "Хоспис";
     -   участие  в  подготовке  персонала  хосписа,  добровольцев  из
общественных и религиозных организаций;
     -  пропаганда  в  средствах  массовой  информации необходимости и
важности   вопросов   оказания  медико  -социальной  помощи  населению
республики.
     4.6.  Главным врачом (директором) хосписа, заведующим отделением,
если  хоспис  входит  в  состав лечебно -профилактического учреждения,
назначается  специалист  с  высшим  образованием,  имеющий необходимую
подготовку по вопросам организации и работы учреждений данного типа.
     4.7.  Назначение  и увольнение главного врача (директора) хосписа
осуществляется  органом управления здравоохранения, в ведении которого
находится учреждение.
     4.8.   Назначение   на  должность  и  освобождение  от  должности
руководителя   структурного   подразделения   (хосписа)   медицинского
учреждения   осуществляется   главным   врачом   этого  учреждения  по
согласованию  с  органом здравоохранения, в ведении которого находится
учреждение.
     4.9.  Главный  врач  (директор) хосписа и главный врач (директор)
лечебно  -профилактического  учреждения,  в составе которого находится
хоспис, имеют право:
     -  издавать  приказы  и  давать  указания,  обязательные для всех
работников хосписа;
     -  разрабатывать  и  утверждать  структуру  и  штатное расписание
хосписа,   исходя   из  потребностей  населения,  конкретных  условий,
объема  оказываемой  медико  -социальной  помощи в пределах выделенных
бюджетных ассигнований;
     -  осуществлять  подбор, прием на работу, расстановку и повышение
квалификации кадров хосписа;
     -   поощрять   сотрудников,   привлекать   их   к  материальной и
дисциплинарной ответственности;
     -  распределять средства единого финансового счета, устанавливать
должностные  оклады  и надбавки к должностным окладам в пределах фонда
заработной платы;
     - создавать фонды материального поощрения, социального развития и
другие фонды, предусмотренные действующим законодательством;
     -  заключать  договоры  от  лица  учреждения  и  вести финансовые
расчеты   с  любыми  организациями  и  учреждениями,  находящимися  на
территории Российской Федерации;
     -   определять   потребность   в   ресурсах  и  приобретать  их в
установленном порядке.
     4.10.   Главный  врач  лечебно  -профилактического  учреждения, в
составе   которого  находится  хоспис,  или  главный  врач  (директор)
хосписа обязан обеспечить:
     -  проведение  и соблюдение в практике работы учреждения основных
морально -этических и медицинских принципов хосписа;
     -  соблюдение санитарных норм и правил устройства, оборудования и
эксплуатации    для    лечебных   учреждений,   требований   санитарно
-гигиенического  и  противоэпидемиологического  режимов, правил и норм
техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности;
     -    бесперебойную   работу   медицинской   аппаратуры,   машин и
механизмов, инженерно -технических коммуникаций и сооружений;
     -  рациональное использование трудовых, финансовых и материальных
ресурсов;
     -  бесперебойное  снабжение необходимыми средствами и материалами
медицинского и хозяйственного назначения;
     -  ведение  утвержденной  медицинской документации, представление
оперативной информации и статистической отчетности;
     -  составление  (изменение)  штатного расписания в пределах фонда
заработной  платы  и  тарификацию  должностей,  включенных  в  штатное
расписание;
     -   учет   результатов   работы   персонала  и  контроль  текущей
деятельности;
     -  улучшение условий труда и отдыха персонала, включая проведение
сеансов  психоэмоциональной разгрузки на наиболее напряженных участках
работы хосписа.

          5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ

     5.1.   Порядок   финансирования   определяется  в  соответствии с
действующими  нормативами,  исходя  из  целей и задач, решаемых данным
учреждением:
     -  финансирование  на содержание дополнительных штатов, поощрение
добровольцев,  обучение  навыкам  ухода  родственников,  людей  других
профессий,  оказание  материальной,  социальной  помощи пациентам и их
родственникам,   уход   на   дому   с  длительным  пребыванием  сестер
милосердия,  сиделками и т.д. осуществляется из средств аккумулируемых
Попечительским Советом "Хоспис".
     5.2.  Оплата  пребывания  в  хосписе  может  осуществляться по их
согласию  самим  гражданином,  его  родственниками,  а  также  другими
физическими  и  юридическими  лицами. В счет оплаты может быть принято
поручение  больного  о переводе (полностью или частично) его пенсии на
указанный   счет.   При   досрочном   выбытии  из  хосписа  остающаяся
неиспользованной сумма возвращается лицу, производившему оплату.
     Порядок  оплаты  и длительность пребывания в хосписе определяется
индивидуально  по расчету на один койко/день пребывания и закрепляется
в   договоре   между   руководителем  и  лицом,  производившим  оплату
пребывания в хосписе.
     5.3. Контроль за деятельностью хосписа осуществляется вышестоящим
органом управления здравоохранением.
     5.4. Хоспис ведет медицинскую документацию и отчетность по формам
и  в  порядке,  установленном Министерством здравоохранения Российской
Федерации.   Показатели   деятельности  хосписа  не  влияют  на  общие
показатели деятельности стационарных учреждений.

                          6. ИМУЩЕСТВО ХОСПИСА

     6.1.     Имущество    хосписа,    являющееся    государственной и
муниципальной   собственностью,   закрепляется   за   ним   на   праве
оперативного управления.
     6.2.  Хоспис  владеет,  пользуется  закрепленным  за ним на праве
оперативного   управления  имуществом  в  соответствии  с  назначением
имущества, уставными целями деятельности, законодательством Российской
Федерации и Удмуртской Республики.
     Распоряжение    имуществом   хоспис   осуществляет   с   согласия
учредителей.
     6.3. Источниками формирования имущества хосписа являются:
     - бюджетные и внебюджетные средства;
     -  имущество,  переданное ему собственником или уполномоченным им
органом;
     - амортизационные отчисления;
     - капитальные вложения и дотации из бюджета;
     -   безвозмездные  или  благотворительные  взносы,  пожертвования
организаций, учреждений граждан;
     -  иные  источники  в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Удммуртской Республики.
     6.4.  При осуществлении оперативного управления имуществом хоспис
обязан:
     -  эффективно  использовать  закрепленное  на  праве оперативного
управления имущество;
     -  обеспечивать  сохранность и использования закрепленного за ним
на   праве   оперативного  управления  имущества  строго  по  целевому
назначению;
     -  не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на
праве   оперативного   управления   имущества.   Это   требование   не
распространяется  на  ухудшения, связанные с нормативным износом этого
имущества в процессе эксплуатации;
     -  осуществлять  капитальный  и  текущий  ремонт закрепленного за
хосписом   имущества.   При   этом   не   подлежат   возмещению  любые
произведенные улучшения закрепленного на праве оперативного управления
имущества;
     -  осуществлять  амортизацию  и восстановление изнашиваемой части
имущества,   передаваемого   в   оперативное   управление.   При  этом
имущество вновь приобретенное взамен списанного (в том числе в связи с
износом),  включается  в состав имущества, передаваемого в оперативное
управление,  на  основании  сметы расходов. Описанное имущество (в том
числе в связи с износом) исключается из состава имущества, переданного
в оперативное управление, на основании акта списания.
     6.5.  Имущество,  закрепленное  за хосписом на праве оперативного
управления,   может  быть  изъято  как  полностью,  так  и  частично в
случаях:
     -  при наличии излишнего, неиспользуемого или используемого не по
назначению имущества;
     - при принятии учредителем решения о ликвидации, реорганизации;
     - при нарушении условий, предусмотренных в п. 6.3. и 6.4.
     6.6.  Хоспис  отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении    денежными    средствами.    При   их   недостаточности
субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель.
     6.7.  Имущество хосписа, как структурного подразделения, входит в
состав  имущества  лечебно  -профилактического  учреждения, отделением
которого является хоспис.

           7. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОСПИСА

     7.1.  Решение  о  реорганизации  хосписа (слиянии, присоединении,
разделении, преобразовании) принимается учредителем.
     7.2.  Решение  о  прекращении  деятельности  хосписа  может  быть
принято:
       - учредителем;
       - судом.
     7.3.   При   ликвидации   и  реорганизации  уволенным  работникам
гарантируется  соблюдение  их  прав в соответствии с законодательством
Российской Федерации.




                                                       Приложение N 1
                                                к типовому временному
                                                  Положению о хосписе

                     ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
                          ХОСПИСА НА 25 КОЕК
               (Отделения "Хоспис" в структуре лечебно
                   - профилактического учреждения)

                          Врачебный персонал

                                                          Должности
Главный врач (директор) хосписа или                    1
заведующий хосписом
Врач-терапевт                                          1
Врач-онколог                                           1
                                              Всего:   3

               Средний медицинский персонал

Медсестра постовая                                     6
Медсестра процедурная                                  1
Медсестра-массажистка                                  1
Медсестра ЛФК                                          1
Старшая медсестра                                      1
                                              Всего:   10

                   Младший медперсонал

Сестра-хозяйка                                         1
Санитарка палатная                                     9
Санитарка-буфетчица                                    2
Санитарка-ванщица                                      1
                                              Всего:   13

                     Выездные бригады

Врач                                                   2
Медсестра                                              4
Санитарка                                              2
                                              Всего:   8
                                              Итого:   34

Прочий персонал: в зависимости от структуры и объема работы.



Информация по документу
Читайте также