Расширенный поиск

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.12.1997 № 1118

 


                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
                         УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



от 15 декабря 1997 года                                    N 1118
                              г. Ижевск



Об утверждении Концепции развития
малого    предпринимательства   в
УдмуртскойРеспублике до 2005 года


     В  соответствии  с  Государственной  программой  поддержки малого
предпринимательства  на  1997  год  и в целях эффективности реализации
государственной политики в области развития малого предпринимательства
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Утвердить  Концепцию  развития  малого  предпринимательства в
Удмуртской Республике до 2005 года.
     2.  Министерствам  и  ведомствам  Удмуртской Республики учитывать
положения  настоящей  Концепции  при разработке нормативных и правовых
актов,   целевых  республиканских  программ  и  мероприятий  в  части,
касающейся  развития  малого  предпринимательства в отраслях народного
хозяйства Удмуртской Республики.
     3.   Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  Удмуртской
Республики в своей работе учитывать положения указанной Концепции.


     Председатель Правительства
     Удмуртской Республики           П.Н.Вершинин




                                                           Утверждена
                                         постановлением Правительства
                                                Удмуртской Республики
                                         от 15 декабря 1997 г. N 1118

                               КОНЦЕПЦИЯ
                 РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
                   УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2005 ГОДА

                                ВВЕДЕНИЕ

     Настоящая  Концепция  разработана  в  соответствии  с Федеральным
законом  "О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства в
Российской    Федерации",    Законом    Удмуртской    Республики    "О
государственной  поддержке  и  развитии  малого  предпринимательства в
Удмуртской Республике".
     В   данном  документе  определены  цели,  приоритеты  и  основные
направления     государственной     политики    в    области    малого
предпринимательства в Удмуртской Республике на ближайшую перспективу.
     При   разработке  Концепции  использованы  материалы  социально -
экономических  исследований  состояния  предпринимательства  по  РФ (в
т.ч.  по Удмуртской Республике), проведенных группой ученых Удмуртской
Республики  и  зарубежными  специалистами  в  рамках Проекта ЕС ТАСИС,
Институтом    стратегического    анализа    при   Правительстве   РФ и
Межведомственным   аналитическим   центром,   а   также   методические
материалы  Министерства  экономики  УР: "Системный подход к разработке
структур   основополагающих  республиканских  систем,  государственных
политик  республики  и  Программы  социально - экономического развития
Удмуртской Республики на 1998-2000 годы".
     Концепция  разработана  авторским  коллективом  в составе: Зайцев
М.П.  (руководитель  коллектива),  Буланов  С.А.,  Вепрев С.Н., Зайцев
А.И., Захаров Н.Л., Пушин В.Г., Севрюгин А.С., Чувыгин А.П.

                   1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
                       МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     Малое  предпринимательство  с развитой рыночной экономикой играет
существенную  роль  в  экономической, социальной и политической сферах
общества.  Государственная  поддержка  малого  бизнеса является в этих
странах  одним  из  важных  стратегических  направлений  в  достижении
национальных целей развития. Экономически и технически малый бизнес не
может конкурировать с крупным предпринимательством, обладающим высоким
наукоемким  производственным  потенциалом  и  играющим поэтому ведущую
роль  в  формировании  валового национального продукта и экономической
ситуации  в  целом.  Вместе  с  тем,  малый  бизнес  занял свою нишу в
различных   отраслях   экономики   этих   стран   в  системе  "наука -
производство"  как  инструмент  реализации  рискованных  инновационных
проектов.
     Именно   малое  предпринимательство  активно  противостоит  росту
безработицы,  играет  существенную  роль в формировании региональных и
местных бюджетов. В сфере малого предпринимательства формируется новый
средний  класс  -  основа социально -политической стабильности стран с
развитой рыночной экономикой.
     Значение   малого   бизнеса   особенно   возрастает   в  условиях
экономической    депрессии,    когда    национальная    экономика   не
развивается.  В  этот  период  происходит  снижение активности крупных
предприятий  и  важным  условием  выхода  из кризиса является развитие
малого бизнеса.
     Традиционно  в  мировой практике малый бизнес выполняет следующие
общественные функции:
     обеспечивает рост занятости и уровня жизни населения;
     снижает социальную напряженность;
     осуществляет  инновационную  деятельность  в  различных  отраслях
экономики;
     содействует формированию рыночных отношений.

            2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
                        В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

     Малое предпринимательство в Удмуртской Республике играет заметную
роль  в ее социально -экономическом развитии. На 01.07.97 года в сфере
малого предпринимательства трудилось более 100 тыс. человек, или около
14  процентов  от  занятого  населения  в отраслях народного хозяйства
Удмуртской  Республики.  На долю малых предприятий приходилось около 9
процентов производимого в республике ВВП и более 6 процентов от общего
поступления налогов.
     В  то же время, малое предпринимательство в Удмуртской Республике
испытывает    значительные    трудности,   среди   которых,   в   ходе
социологического  опроса, названы: несовершенство нормативно -правовой
базы, регулирующей деятельность малых предприятий; давление со стороны
криминальных  структур;  высокая  процентная ставка кредитов и сложная
процедура  их получения; высокий уровень налогообложения; неразвитость
финансового  лизинга;  нехватка  квалифицированных  кадров; отсутствие
должной  социальной  защищенности  как  собственников,  так  и наемных
работников   малых  предприятий;  сложность  в  получении  достоверной
информации  о  рынках товаров и услуг; отсутствие защиты регионального
рынка от некачественной зарубежной и отечественной продукции.
     Сложившаяся     система    государственной    поддержки    малого
предпринимательства   в   Удмуртской  Республике  пока  еще  не  носит
целостного  характера.  Не  до  конца создана инфраструктура поддержки
малого   предпринимательства,   не  отработаны  механизмы  взаимосвязи
между   федеральными,   республиканскими   и   местными   звеньями  по
осуществлению единой политики в области малого предпринимательства, не
отработана система его эффективной финансовой поддержки.

           3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                  В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     Государственная политика Удмуртской Республики в области развития
малого  предпринимательства  является составной частью единой политики
экономического   и   социального   развития   Российской   Федерации и
Удмуртской Республики.
     Государственная   политика   проводится   через   соответствующие
нормативные    и   правовые   акты   Российской   Федерации,Удмуртской
Республики и местного самоуправления.
     Основными   принципами   организации  государственной  политики в
области малого предпринимательства в Удмуртской Республике являются:
     соответствие   законодательных  актов  Удмуртской  Республики  по
малому  предпринимательству  основным  положениям нормативно -правовых
актов по малому предпринимательству Российской Федерации;
     эффективное    (по    экономическим   и   социальным   критериям)
использование   государственных   средств,   выделяемых  на  поддержку
малого предпринимательства;
     содействие   развитию   инновационно   -производственного  малого
предпринимательства,    а    также    предпринимательства    в   сфере
ремесленного труда, народных промыслов и художественного творчества;
     предоставление  на  льготных  условиях  (а  в отдельных случаях -
безвозмездной)  государственной  финансовой  помощи малым предприятиям
при условии вложения ими собственных финансовых средств;
     включение  малых предприятий в производство продукции и услуг для
государственных нужд республики;
     информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
     Основной   целью   государственной   политики  в  области  малого
предпринимательства  является  формирование  благоприятной  среды  для
развития  малого  предпринимательства  на  всей  территории Удмуртской
Республики.  Государственная  политика направлена на решение следующих
первоочередных задач:
     формирование  нормативно  -правовой  базы  поддержки  и  развития
малого предпринимательства;
     создание   и  совершенствование  действующих  основных  элементов
инфраструктуры   государственной   и   общественной  поддержки  малого
предпринимательства;
     разработка  и  реализация  финансово  -кредитной и инвестиционной
поддержки    малого   предпринимательства   и,   в   первую   очередь,
инновационно -производственных малых предприятий;
     создание     системы     информационного    обеспечения    малого
предпринимательства;
     подготовка и переподготовка предпринимательских кадров для малого
бизнеса;
     содействие   в   обеспечении   антикриминальной   защиты   малого
предпринимательства;
     социальная защита работников в сфере малого предпринимательства.

              4. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
              ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

     Система  поддержки  малого предпринимательства представляет собой
совокупность     государственных,     муниципальных,    общественных и
предпринимательских  структур,  взаимодействующих  друг  с  другом и с
субъектами    малого    предпринимательства    в   целях   обеспечения
становления,     развития     и    функционирования    сферы    малого
предпринимательства.
     Государственная  система  поддержки  включает  в  себя Комитет по
поддержке  и  развитию  малого  предпринимательства  при Правительстве
Удмуртской   Республики,  Удмуртский  государственный  фонд  поддержки
малого   предпринимательства.   Началось   формирование  муниципальных
систем поддержки малого предпринимательства в городах и районах.
     В   систему   негосударственной   поддержки  входят  общественные
объединения    предпринимателей,    коммерческие    и   некоммерческие
организации,  задействованные  в  реализации  государственной политики
поддержки   малого   предпринимательства   посредством   оказания  его
субъектам   юридических,   финансовых,  информационных,  технических и
консалтинговых  услуг  и  иной  помощи в соответствии с профилем своей
деятельности и действующим законодательством.
     Функции  по  общей  координации поддержки возложены на Комитет по
поддержке  и  развитию  малого  предпринимательства  при Правительстве
Удмуртской Республики.
     Сложившаяся к 1997 году система поддержки позволяет формировать и
в  целом  реализовывать  единую  государственную политику по поддержке
малого    предпринимательства,    оперативно    ее    корректировать и
согласовывать  со  всеми  заинтересованными участниками. Вместе с тем,
для  повышения  ее  эффективности  в  течение  1998-2005  годов  будет
продолжена  работа  по  совершенствованию системы поддержки с участием
государственных  и негосударственных структур, а также самих субъектов
малого предпринимательства.
     Реализация  государственной  политики  предусматривает  следующие
аспекты:
     функциональный,  нацеленный  на создание экономических, правовых,
организационных   условий   для  развития  малого  предпринимательства
(разработка    нормативно   -правовой   базы,   создание   необходимой
инфраструктуры  для  развития малого предпринимательства, формирование
общественного     мнения     о     необходимости    развития    малого
предпринимательства     как    одного    из    условий    эффективного
функционирования рыночной экономики);
     отраслевой,    направленный    на   организацию   и   координацию
деятельности  всех  заинтересованных  органов государственной власти в
различных отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики;
     территориальный,     с     акцентом     на    поддержку    малого
предпринимательства    в    экономически   отсталых   и   депрессивных
административно -территориальных единицах Удмуртской Республики;
     социальный,    содержащий    систему    мер    поддержки   малого
предпринимательства    в    отношении   отдельных   социальных   групп
населения.

                5. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
                       МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

       5.1. Совершенствование нормативно -правовой базы
            поддержки малого предпринимательства
     В  соответствии  со  среднесрочной Программой Правительства РФ на
1997-2000   годы   "Структурная   перестройка  и  экономический  рост"
развитие  малого  предпринимательства в перспективе будет носить четко
выраженный  региональный характер, произойдет целенаправленный перенос
финансово -кредитной, инвестиционной и организационной деятельности на
региональный  уровень. Это потребует формирование нормативно -правовой
базы,   преимущественно  прямого  действия,  которые  обеспечивали  бы
инвестиционную,  финансово  -кредитную  и  производственную  поддержку
малого  предпринимательства.  Действующие  законы и другие нормативные
правовые  акты,  потребуют внесения изменений и дополнений, отражающие
современную   ситуацию,   в   соответствии   с   нормами  федерального
законодательства. Необходимо принятие подзаконных нормативных правовых
актов,     позволяющих    реализовывать    возможности    действующего
законодательства Удмуртской Республики, конкретизировать отдельные его
разделы.
     В целях укрепления позиции малого предпринимательства, необходимо
формирование   и   совершенствование   нормативной  правовой  базы  на
муниципальном  уровне.  Тем  самым  будет  сформирована  двухуровневая
структура   нормативного   обеспечения   развития  предпринимательской
деятельности в Удмуртской Республике.
     Предполагается  развитие  нормативной  правовой  базы  по  малому
предпринимательству по следующим направлениям:
     инвестиционная     поддержка    малых    предприятий    (льготное
кредитование,  инвестиционный  налоговый  кредит,  финансовый  лизинг,
гарантии под привлекаемые инвестиции, страхование);
     льготное   упрощенное   налогообложение  и  предельно  упрощенная
отчетность малых предприятий;
     информационно -консультационное обеспечение малых предприятий;
     обеспечение  участия  малых  предприятий в производстве товаров и
услуг для государственных нужд;
     правовая  защита  предпринимателей и работников, занятых на малых
предприятиях;
     поддержка   внешнеэкономической   деятельности  субъектов  малого
предпринимательства;
     подготовка кадров для малых предприятий;
     обеспечение  доступа  малых  предприятий  к материальным и другим
ресурсам.

       5.2. Формирование инфраструктуры развития
            малого предпринимательства
     Практическая    реализация   государственной   поддержки   малого
предпринимательства  потребует  создание  и  развитие  соответствующей
инфраструктуры.  В  настоящее время государственная политика в области
малого  бизнеса  в  Удмуртской  Республике осуществляется Комитетом по
поддержке  и  развитию  малого  предпринимательства  при Правительстве
Удмуртской  Республики,  функционирует Удмуртский государственный фонд
поддержки  малого  предпринимательства,  идет  создание функциональных
подразделений   поддержки   малого   предпринимательства   на   уровне
административно -территориальных единиц республики.
     К  числу  отсутствующих, но необходимых для оказания всесторонней
поддержки    малому    предпринимательству   объектов   инфраструктуры
относятся:
     бизнес  -инкубаторы - организации, оказывающие малым предприятиям
на льготных условиях комплекс услуг в период их становления;
     технопарки   -   новые   для  РФ  объекты  инфраструктуры  малого
предпринимательства,   призванные   обеспечивать  комплексное  решение
вопросов при ускоренной передаче малым предприятиям с целью освоения в
производстве    результатов   научно   -исследовательских   и   опытно
-конструкторских разработок (коммерциализация научных разработок);
     лизинговые  компании,  для  оказания  малым предприятиям помощи в
приобретении оборудования;
     территориальные    и    отраслевые    фонды    поддержки   малого
предпринимательства;
     постоянно   действующие  выставки  -ярмарки  продукции  субъектов
малого предпринимательства.

       5.3. Отраслевая поддержка малого предпринимательства
     Каждая   отрасль   экономики  Удмуртской  Республики  имеет  свои
специфические   особенности,   что   найдет   отражение  в  содержании
программных     мероприятий    по    отраслевой    поддержке    малого
предпринимательства.   Вместе   с   тем,  программные  мероприятия  по
отраслевой   поддержке   малого  предпринимательства  должны  отвечать
определенным общим требованиям. Важнейшие из них:
     инновационно-производственная        направленность        малого
предпринимательства   и   расширение   производственно-технологической
кооперации малых предприятий с крупными производствами;
     создание  новых рабочих мест на малых предприятиях для увеличения
занятости  трудоспособного  населения  в  связи с санацией предприятий
-банкротов и конверсией оборонных предприятий;
     расширение  налоговой  базы  республиканского  бюджета и бюджетов
административно     -территориальных     единиц    от    хозяйственной
деятельности малых предприятий.
     При   этом   приоритетными  в  государственной  поддержке  малого
предпринимательства    должны   стать,   прежде   всего,   эффективные
отраслевые  инновационные  проекты, направленные на производство новых
товаров  и  услуг, повышение качества пользующейся спросом современной
уже  производимой продукции, внедрение экологически чистых технологий,
разработка   и   освоение   новых  методов  организации  и  управления
производством на базе компьютерных систем.
     В  этой  связи министерства и ведомства Удмуртской Республики при
разработке   и   реализации   отраслевых   программ  учитывают  в  них
мероприятия  по  поддержке  и  развитию  малого предпринимательства. К
числу  рекомендуемых  общих  "отраслевых"  мероприятий, действующих на
всех этапах поддержки малого предпринимательства, относятся:
     оказание  малым  предприятиям  помощи  в  приобретении  лицензий,
товарных   знаков,  технологий,  содействия  в  аренде  оборудования и
площадей на предприятиях отрасли;
     информационное   обеспечение   малого  предпринимательства  путем
предоставления   предпринимателям   доступа  к  отраслевым  нормативно
-инструктивным   документам,   к  информации  о  состоянии  спроса  на
региональном,   российском  и  зарубежных  рынках  на  отдельные  виды
товаров и услуг, а также путем создания и постоянного пополнения банка
данных   о   пользующейся   спросом  продукции,  результатов  НИОКР, о
неиспользуемых  производственных  мощностях,  объектах  незавершенного
строительства, новых местных источниках сырья;
     содействие  в создании технопарков на базе вузовской и отраслевой
науки;
     проведение  конференций,  семинаров,  совещаний,  с  привлечением
финансово   -коммерческих   структур,  заинтересованных  в  реализации
эффективных проектов в малом бизнесе;
     организация  конкурсного  размещения  государственных  заказов по
квотам, предусмотренным для малых предприятий;
     оказание  помощи  в  организации  выставок  -ярмарок  продукции и
услуг,  предлагаемых  малыми предприятиями, информирование населения о
продукции малых предприятий;
     техническая  и экологическая экспертиза инвестиционных проектов в
малом предпринимательстве;
     разработка   отдельных  целевых  программ  по  наиболее  значимым
проектам в малом предпринимательстве;
     подготовка кадров.
     Кроме     перечисленных     общих     мер     поддержки    малого
предпринимательства   министерствами   и  ведомствами  разрабатываются
программные мероприятия, отражающие различные аспекты поддержки малого
предпринимательства  в  каждой  отрасли.  Эти мероприятия включаются в
ежегодные      государственные      программы     поддержки     малого
предпринимательства  Удмуртской  Республики  или  отраслевые программы
министерств и ведомств Удмуртской Республики.

       5.4. Использование возможностей малого предпринимательства
            при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий
     Для организации и эффективного функционирования малых предприятий
необходимо  создать  условия  для  использования ими незадействованных
площадей   и   оборудования  крупных  предприятий,  высвобождающихся в
результате   их   структурной   перестройки.   Реализация   этой  цели
предполагается через создание специальной нормативной и правовой базы,
регламентирующей  механизм взаимодействия малых и крупных предприятий,
включая   систему   льгот  для  предприятий,  участвующих  в  процессе
реструктуризации.  Реализация мероприятий по участию малых предприятий
в    производственно    -технологической    кооперации    с    крупным
производством  включает  формирование  арендных отношений, привлечение
малых   предприятий   к   участию   в  производстве  и  поставках  для
государственных    нужд,    а   также   совершенствованию   налогового
законодательства.

       5.5. Поддержка малого предпринимательства в административно
            -территориальных единицах Удмуртской Республики
     Исторически сложившаяся неравномерность социально -экономического
развития  отдельных административно -территориальных единиц Удмуртской
Республики  требует  учета  ряда  особенностей: депрессивное состояние
отдельных   районов,   различная   степень  занятости  трудоспособного
населения, резкие колебания жизненного уровня и др.
     Административно   -территориальные   единицы  (города  и  районы)
разрабатывают  в  рамках  настоящей  Концепции  программы  и отдельные
мероприятия,  которые  могут  стать  составной  частью республиканской
программы поддержки малого предпринимательства.
     Особой     государственной    поддержкой    будут    пользоваться
неблагополучные  в  социально -экономическом отношении административно
-территориальные   единицы,   а   также  города  и  районы  Удмуртской
Республики,  в  которых будет осуществляться структурная перестройка в
экономике.

       5.6. Поддержка малого предпринимательства
            отдельных социальных групп
     К   социальным  группам  населения,  требующим  в  рамках  малого
предпринимательства    государственной    поддержки   по   специальным
программам относятся:
     слабо  защищенные  группы  населения,  которые по демографическим
признакам,     медицинским    показаниям,    социальным    и    другим
характеристикам,  попадают под естественные социальные ограничения при
трудоустройстве;
     граждане,  исполнившие  государственные воинский и трудовой долг,
пострадавшие  в  экологических  катастрофах  и  социальных конфликтах,
имеющие  особые  заслуги  перед  Россией  и  Удмуртской Республикой, в
соответствии с действующим законодательством.
     Целью  социальных  программ  должна  стать  помощь  государства в
социальной  реабилитации  и  в  возможности  творческой самореализации
перечисленных категорий граждан.

               6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
                       МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     Комитет  по  поддержке  и развитию малого предпринимательства при
Правительстве    Удмуртской   Республики   осуществляет   организацию,
координацию  и контроль за реализацией положений Концепции и ежегодных
программ     поддержки     малого     предпринимательства,    вносит в
установленном  порядке  предложения  по  уточнению  Концепции с учетом
складывающейся   социально   -экономической   ситуации,   обеспечивает
информационную,  методическую и иную поддержку администраций городов и
районов  в  части  поддержки  малого предпринимательства, осуществляет
контроль  за целевым использованием средств, направляемых на поддержку
малого предпринимательства.
     Финансовое   обеспечение  по  реализации  Концепции  осуществляет
Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства в
рамках Государственных программ поддержки малого предпринимательства в
Удмуртской Республике. Финансовое обеспечение Государственных программ
осуществляется  за счет средств бюджета Удмуртской Республики, доходов
от  приватизации, средств фондов поддержки малого предпринимательства,
за счет других источников, не запрещенных законодательством.
     Решение    о    финансировании    программ    поддержки    малого
предпринимательства   принимается   на   конкурсной  основе  с  учетом
рекомендаций  отраслевых и территориальных органов управления, а также
общественных организаций малого предпринимательства.

            7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Эффективность   и  результативность  реализации  Концепции  будет
определяться  экономическими  и  социальными параметрами, включающими:
количество  действующих  малых предприятий, объем произведенной малыми
предприятиями   продукции  (работ,  услуг),  товарооборот,  количество
занятых  в  малом  предпринимательстве.  На  эффективность  реализации
Концепции,  кроме  экономической и политической ситуации, будет влиять
уровень финансового обеспечения мероприятий, направленных на поддержку
и  развитие  малого  предпринимательства.  При  своевременном и полном
финансировании     Государственных     программ    поддержки    малого
предпринимательства,  к  2005  году  ожидается увеличение доли объемов
продукции  (работ,  услуг),  производимых  малыми  предприятиями к ВВП
республики   до   15   процентов   и   количество   занятых   в  малом
предпринимательстве от общего числа занятых в народном хозяйстве до 18
процентов.
     Эффективность   государственной   поддержки   и  развития  малого
предпринимательства   будет   ежегодно  уточняться  в  Государственной
программе    поддержки   малого   предпринимательства   в   Удмуртской
Республике.



Информация по документу
Читайте также