Расширенный поиск

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 02.03.1998 № 122

 


                      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
                         УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



от 2 марта 1998 года                                    N 122
                              г. Ижевск



Об утверждении основных направлений
по  содействию  занятости населения
Удмуртской Республики на 1998 год


     В  целях  содействия занятости населения и обеспечения социальной
защиты  граждан  на  рынке  труда  Правительство Удмуртской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.   Утвердить   Основные  направления  по  содействию  занятости
населения   Удмуртской   Республики  на  1998  год  (прилагаются).  2.
Координацию  работы  по  реализации Основных направлений по содействию
занятости населения Удмуртской Республики на 1998 год и контроль за их
выполнением возложить на Госкомитет Удмуртской Республики по занятости
населения (Роганов Е.В.).


     Председатель Правительства
     Удмуртской Республики           П.Н.Вершинин







                                                           Утверждено
                                         постановлением Правительства
                                                Удмуртской Республики
                                             от 2 марта 1998 г. N 122

                          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
              ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ
                         РЕСПУБЛИКИ НА 1998 ГОД

                                Введение

     Основные направления по содействию занятости населения Удмуртской
Республики  на  1998  год  разработаны  в соответствии с Законом УР "О
занятости населения в Удмуртской Республике".
     Основные    направления   являются   документом,   координирующим
деятельность  министерств  и ведомств по осуществлению государственной
политики занятости и определяющим объемы и источники финансирования на
проведение намечаемых мероприятий.
     Приоритетными  группами  населения,  на  которые распространяются
Основные  направления,  являются безработные граждане, а также занятое
население   в   трудоспособном   возрасте,   находящееся  под  угрозой
высвобождения.  В  случае  ограничения  финансовых средств в 1998 году
потребуется пересмотр политики занятости от программных мер социальной
защиты  всего трудоспособного населения к адресной поддержке социально
незащищенных групп населения.
     Основными направлениями по обеспечению занятости населения в 1998
году являются:
     -   экономическая   поддержка   занятости  и  предпринимательской
инициативы населения;
     - повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
     -   социальная  защита  граждан,  нуждающихся  в  государственной
поддержке, в первую очередь инвалидов и молодежи;
     -    совершенствование    деятельности   государственной   службы
занятости.
     В   представленном   документе  определены  пути  их  решения  на
предстоящий год.
     Реализация  Основных  направлений  в  1998 году позволит повысить
уровень  занятости  населения  республики  и  сократить  среднегодовую
численность  официально  зарегистрированных  безработных  относительно
уровня 1997 года.

            Итоги работы по реализации Основных направлений
             по содействию занятости населения на 1997 год

     В  течение 1997 года велась целенаправленная работа по реализации
мероприятий,   намеченных   в  "Основных  направлениях  по  содействию
занятости    населения    Удмуртской   Республики   на   1997   год" и
координирующих  деятельность  всех заинтересованных структур в области
занятости населения. Заключены двухсторонние соглашения с Госкомитетом
УР   по   делам  молодежи,  Министерством  народного  образования  УР,
Комитетом  по поддержке и развитию малого предпринимательства, которые
регулируют  функции  каждого  ведомства  в  сфере занятости, исключают
дублирование  и  позволяют мобилизовать финансовые ресурсы, выделяемые
из разных источников на решение проблем занятости.
     Предварительные    итоги    показали,    что   основная   задача,
предусматривающая  поддержание  занятости населения на уровне прошлого
года  и  сдерживание  уровня  регистрируемой  безработицы в намеченных
пределах, в целом была выполнена.
     В  значительной степени этому способствовали усилия по реализации
принятой      в      республике     Программы     поддержки     малого
предпринимательства,   поскольку   занятость   на  крупных  и  средних
предприятиях  продолжала  сокращаться.  По  данным Госкомстата УР за 9
месяцев   1997   года  численность  занятых  по  кругу  отчитывающихся
предприятий  уменьшилась на 10 тыс., а занятых на малых предприятиях -
возросла  на  8  тыс.  человек.  Таким образом, по оценке, численность
занятого   населения   по   данной  совокупности,  без  учета  занятых
индивидуальной  трудовой  деятельностью,  сократилась  лишь  на 2 тыс.
человек.
     Численность  официально  зарегистрированных  безработных на конец
1997  года  составила 46,6 тысяч человек и по сравнению с началом года
снизилась на 12,7 тысяч или 21,5 процентов.
     В   соответствии  с  проводимой  политикой  в  области  занятости
населения,   реализованы   частично   или  полностью  все  программные
мероприятия  активного  характера.  Практически  по  всем направлениям
работа    велась    с    использованием   механизма   реструктуризации
задолженности  в  Фонд  занятости. С его помощью заключены договоры на
создание  в течение 1997-1998 гг. 362 дополнительных и сохранение 1041
действующего рабочего места с оказанием финансовой помощи в объеме 5,8
млрд.  рублей. Данное направление из-за дефицита средств Программой не
предусматривалось.
     В  области  социальной  защиты  населения  в  1997 году впервые в
республике:
     -   был   введен   механизм   квотирования   рабочих   мест   для
трудоустройства  граждан  с  низкой  конкурентоспособностью  на  рынке
труда с предоставлением налоговых льгот работодателям;
     -  велась  работа по трудоустройству детей - сирот, в том числе с
предоставлением жилья;
     -  создана  специализированная  группа  по  обучению инвалидов по
слуху.
     Эффективность  проводимых мероприятий могла быть значительно выше
при условии достаточного финансирования.
     В  целом мероприятия активной политики были профинансированы лишь
на  47  процентов,  причем  почти  половина  этих  средств  обеспечена
реструктуризацией задолженности в Фонд занятости.
     В   большой   степени   этот   механизм  позволил  компенсировать
задолженность  по  выплате  пособий по безработице. По предварительным
данным,  из  64 млрд. рублей, направленных на эти цели, почти половина
выплат производилась товарами и услугами.
     В   то  же  время  проблема  материальной  поддержки  безработных
граждан,  которая  профинансирована  лишь  на  57  процентов, остается
острой.  Из  защищенных  на  федеральном уровне дотаций в размере 93,5
млрд.   рублей,   из  централизованной  части  Государственного  фонда
занятости поступило лишь 12,8 млрд. рублей.
     В  полном  объеме  не получены средства, выделенные на реализацию
мероприятий программы, из республиканского бюджета.

                     Состояние занятости населения
                         и прогноз на 1998 год

     В  течение  9  месяцев  1997  года, впервые за последние годы, не
произошло   падения   объемов   промышленного   производства,  которые
составили  102  процента к уровню прошлого года. Однако по отношению к
1991 году они остаются на очень низком уровне (38 процентов).
     В  то  же  время  реальный  объем  валового  внутреннего продукта
уменьшился  по  сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 0,6
процентов,  в  том  числе  производство  товаров - на 0,5 процентов, а
производство услуг - на 0,9 процентов.
     Вследствие  намечающейся  экономической  стабилизации, проведения
активной политики на рынке труда, в сфере занятости населения наряду с
негативными моментами определились некоторые положительные изменения.
     В   целом,   численность   занятого  экономической  деятельностью
населения  и  общая  численность  безработных  остались практически на
уровне прошлого года. Оценка общих параметров предложения рабочей силы
на   республиканском   рынке   труда   в   1997  году  по  сравнению с
предшествующим выглядит следующим образом (см. табл. 1):

                                                            Таблица 1

                            Общие параметры
                предложения рабочей силы на рынке труда

                                       в среднем за год (тыс. чел.)
+-------------------------------------------------------------------------+
¦                                ¦   1996 год     ¦ 1997 год   ¦Изменение,¦
¦                                ¦(предварительные¦  оценка<*> ¦  +, -    ¦
¦                                ¦    данные)     ¦            ¦          ¦
+-------------------------------------------------------------------------+

 Экономически активное население       804,0         803,7        -0,3
 (предложение рабочей силы)
 Занятые экономической деятельностью   715,8         713,7        -2,1
 (удовлетворенный спрос на рабочие
 места)
 Безработные                            88,2          90,0         1,8
 (неудовлетворенный спрос на рабочие
 места)
 Из общего количества безработных -     64,6          53,0       -11,6
 зарегистрированы в службе занятости
 Удельный вес безработных (%),
 зарегистрированных в службе занятости  73,2          58,0          -
------------------------------------------------------------------------

       --------------------------------
     <*>  Оценка  дана Госкомитетом УР по занятости населения с учетом
факторов, происходящих в сфере занятости населения.

     Среди  факторов,  определяющих  занятость населения и влияющих на
рынок труда, можно назвать следующие:
     - рост численности занятых в сфере малого предпринимательства. По
предварительным данным Госкомстата УР, количество занятых в этой сфере
возросло с 55,7 тыс. на начало года до 63,9 тыс. на начало октября или
более, чем на 8 тыс. человек;
     -  продолжающееся  снижение  численности  работников,  занятых на
крупных  и  средних предприятиях республики. По данным Госкомстата УР,
по  сравнению с январем-сентябрем 1996 года она сократилась на 10 тыс.
человек  или 1,8 процентов. Однако, темпы снижения уменьшились почти в
2  раза. Основное снижение происходило на предприятиях промышленности,
которое  составило  на  15  тыс.  человек  или 7 процентов. Избыточная
численность   работников   этой   отрасли,  не  обеспеченных  объемами
производства периода 1991 года, остается высокой и составляет 110 тыс.
человек  против  130  тыс.  в прошлом году. В непроизводственной сфере
наблюдались тенденции к росту, за исключением отрасли "наука и научное
обслуживание",  где  темпы  сокращения  численности  наиболее высоки и
составили 17 процентов к уровню прошлого года;
     -   незначительное   снижение  масштабов  неполной  занятости  на
предприятиях.  Отпуска  по  инициативе  администрации  в  течение 1997
года  предоставлялись  почти  71 тыс. работников, а в режиме неполного
рабочего  времени  на конец сентября работали 44 тыс. человек. В то же
время, потери рабочего времени в результате предоставления отпусков по
инициативе  администрации  снизились  в  1,3 раза, а в связи с работой
неполное  рабочее время - в 2.8 раза. Общие потери рабочего времени по
этим  причинам  равнозначны  тому,  что  в течение 9 месяцев 1997 года
полностью  бездействовали  16  тыс.  работающих  (за  этот  же  период
предыдущего года - 28 тыс. человек);
     -    невысокие   объемы   высвобождения   работников,   смягчение
последствий   массового   высвобождения.  За  9  месяцев  1997  года в
республиканскую   службу   занятости   предприятиями  было  заявлено о
намерениях   сократить   8,3   тыс.   человек.   Вследствие   принятия
своевременных  упреждающих  мер  фактически  из  этого количества было
сокращено   2,4   тыс.   человек.  В  целом  под  сокращение,  включая
массовое,  попали  5,8 тыс. работников против 5,3 тыс. в прошлом году.
Практически 60 процентов из них - работники промышленности;
     -  снижение  текучести  кадров  на  предприятиях,  в значительной
степени  за  счет  промышленности, где сформировался значительный слой
неэффективных  работников,  неполностью занятых и невовремя получающих
заработную плату, несмотря на ее невысокие размеры;
     - повышение совокупного спроса на рабочую силу по кругу крупных и
средних  предприятий.  По  итогам  9  месяцев  на  крупные  и  средние
предприятия  было  принято  82  тыс.  человек,  что  на  7  тыс. или 9
процентов больше, чем за соответствующий период прошлого года;
     -  рост  числа  принятых  работников  на  дополнительно введенные
рабочие  места  по кругу крупных и средних предприятий. Это количество
составило  7,6  тыс.  рабочих  мест,  что  в  3 раза превысило уровень
прошлого  года,  но  в  целом  не  явилось  достаточным для перехода к
экономическому  росту. Наметившаяся тенденция в основном наблюдалась в
промышленности,   строительстве,  торговле,  образовании.  Например, в
промышленности  было  введено  3 тыс. дополнительных рабочих мест, что
почти в 6 раз выше уровня прошлого года;
     -  снижением  темпов  превышения  числа  выбывших  с  предприятий
работников  над  принятыми.  За  прошедший  период  1997  года разница
между  принятыми  и выбывшими работниками составила -4,6 тыс. человек,
что в 3 раза ниже, чем в прошлом году (-15,2 тыс.).
     Ситуация   с   безработицей   на   регистрируемом   рынке   труда
характеризовалась:
     -  ощутимым  снижением  количества  официально зарегистрированных
безработных  как  по  сравнению с началом года (на 12,7 тыс. человек),
так  и  в  среднегодовом  исчислении  (на  11,6 тыс. человек). Однако,
следует  отметить,  что  установившаяся тенденция помесячного снижения
официальной  безработицы к концу 1997 года изменилась и был отмечен ее
устойчивый рост;
     -  значительной  продолжительностью  регистрируемой  безработицы,
которая  принимает  хронический  характер.  На конец 1997 года средний
период пребывания в статусе безработного составил 7 месяцев и 14 дней.
В   общем   составе  безработных  доля  граждан  с  продолжительностью
безработицы  более  года  достигла 30 процентов, что требует от службы
занятости  населения значительных усилий по их социальной адаптации на
рынке труда;
     -   сохраняющимся   высоким   уровнем  официально  регистрируемой
безработицы,  который  составил по Удмуртской Республике на конец 1997
года  5,8  процентов  от  экономически активного населения и почти в 2
раза выше, чем в среднем по России;
     -  высокой напряженностью на рынке труда, где предложение рабочей
силы на конец 1997 года в 28 раз превышало спрос на нее.
     Прогноз  рынка  труда  на  1998 год разработан Госкомитетом УР по
занятости  населения  в  трех  вариантах (см. табл. 2). Первый вариант
(оптимистический)   предполагает  улучшение  экономического  состояния
республики   в   соответствии   с  прогнозом  социально-экономического
развития   Удмуртской  Республики  на  1998  год,  второй  (средний) -
стабилизацию   в  экономике  республики,  третий  (пессимистический) -
ухудшение по сравнению с годом, предшествующим прогнозируемому.

                                                            Таблица 2

                                Прогноз
                        рынка труда на 1998 год

                                                          (тыс. чел.)
+------------------------------------------------------------------------+
¦                                   ¦           ¦   1998 год (прогноз)   ¦
¦                                   ¦   1997    +------------------------¦
¦                                   ¦   год     ¦   I   ¦  II   ¦  III   ¦
¦                                   ¦(ожидаемый)¦вариант¦вариант¦вариант ¦
+------------------------------------------------------------------------+

                            I. Спрос на рабочую силу

 Всего                                117,0       130,0    124,0   114,1
 в том числе:
 потребность в работниках на
создаваемых новых рабочих местах
- всего                                15,0        27,0     23,1    17,1
 из них:
 в государственном секторе              7,0        13,0     11,0     6,0
 в иных секторах                        8,0        14,0     12,1    11,1
 потребность в работниках на замену
выбывающих по собственному желанию     74,5        74,0     72,0    70,0
 потребность в работниках на замену
выбывающих по причинам,
предусмотренным законом                27,5        29,0     28,9    27,0

                  II. Предложение рабочей силы на рынке труда

 Всего                                235,5       225,0    230,0   276,6
 в том числе:
 высвобожденные работники               7,5         7,5     15,0    40,0
 уволенные по собственному желанию     83,0        83,0     76,0    75,0
 нетрудоустроенные выпускники
учебных заведений, а также бросившие
учебу в возрасте 16-28 лет             16,0        16,0     17,0    22,0
 уволенные из Вооруженных сил           2,5         2,5      3,5     3,8
 освобожденные из учреждений,
исполняющих наказание по решению суда   4,0         3,0      3,0     3,8
 механический приток населения в
трудоспособном возрасте                 3,5         3,5      4,5     6,0
 незанятое трудоспособное население
в трудоспособном возрасте - всего     119,0       109,5    111,0   126,0
 в том числе:
 зарегистрированные в службе
занятости на начало прогнозируемого
периода                                60,6        48,7     48,7    48,7
 ищущие работу из числа занятых в
домашнем и личном подсобном хозяйстве  58,4        60,8     62,3    77,3

                 III. Распределение рабочей силы на рынке труда

 Будут искать работу - всего          235,5       225,0    230,0   276,6
 в том числе:
 самостоятельно                       106,5       102,0    100,0   130,0
 через органы службы занятости        129,6       123,0    130,0   146,0
 Найдут работу - всего                114,5       126,0    121,0   112,6
 в том числе:
 самостоятельно                        72,5        74,0     71,0    65,6
 через органы службы занятости         40,3        52,0     50,0    47,0
 Будут сняты с учета - всего           40,5        25,0     25,0    25,0
 в том числе:
 оформлено на досрочную пенсию          1,0         1,0      1,0     1,0
 будут проходить профессиональное
обучение                                6,7         6,0      6,0     6,0
 по другим причинам                    32,8        18,0     18,0    18,0
 Численность безработных на конец
года - всего                           89,0        74,0     87,0   121,0
 в том числе:
 будут зарегистрированы в службе
занятости                              46,6        46,6     55,0    74,0
    Справочно:
 Нереализованный спрос на рабочую
силу (незаполненные вакансии)           2,5         4,0      3,0     1,5
 численность занятости на конец года -
всего (тыс. чел.)                     714,7       730,0    717,0   683,0
 Численность экономически активного
населения                             803,7       804,0    804,0   804,0
 Уровень безработицы на конец года
(в процентах к экономически
активному населению)                    5,8         5,7      6,8     9,2
--------------------------------------------------------------------------

     Первый   вариант   прогноза   (оптимистический)   предусматривает
увеличение    численности    занятого    экономической   деятельностью
населения на 15 тыс. человек.
     В  этом  случае предполагается увеличение спроса на рабочую силу,
которое может произойти только за счет создания новых рабочих мест как
в  государственном, так и в иных секторах экономики, а также некоторое
снижение общего предложения рабочей силы на рынке труда по сравнению с
предшествующим  годом,  в  основном,  за  счет  незанятого  населения,
зарегистрированного  в  службе  занятости на начало года, и уменьшения
текучести кадров с действующих предприятий.
     В  результате,  общая  численность безработных на конец 1998 года
сократится  до  74  тыс.  человек,  из  них  46 тыс. будут состоять на
учете  в  службе  занятости.  Официальный  уровень  безработицы в этом
случае  составит  5,7  процентов  от экономически активного населения,
что    несколько    ниже    уровня,   зарегистрированного   на   конец
предшествующего года.
     В  соответствии  со  вторым  вариантом  прогноза  (средним) из-за
обострения  конкуренции  на  рынке труда ожидается рост предложения со
стороны  категорий  граждан  с особыми потребностями, в первую очередь
выпускников  школ  и  учебных  заведений  начального профессионального
образования.  Помимо этого, предполагается,что активизируются процессы
высвобождения,  в том числе, в связи с возможным проведением процедуры
высвобождения,  в том числе, в связи с возможным проведением процедуры
банкротства.   По   оценке   Территориального  агентства  Федерального
управления  по делам о несостоятельности (банкротству), на рынке труда
дополнительно   может  оказаться  5  тыс.  человек.  Однако,  в  целом
предложение  рабочей силы не превысит уровень 1997 года и составит 230
тыс. человек.
     Учитывая сохранение различных форм неполной занятости работников,
а  также  превышение  реальных объемов высвобождения над фактическими,
предполагается,  что  общий спрос на рабочую силу с учетом организации
временных  рабочих мест и общественных работ возрастет незначительно -
до 124 тыс. рабочих мест.
     Объемы  возможного  трудоустройства  окажутся в пределах 121 тыс.
рабочих  мест.  Такое  количество  граждан сможет на рынке труда найти
работу. Около 3 тыс. рабочих мест на конец года останутся свободными.
     Предполагается,   что   6,0  тыс.  граждан  будут  направлены  на
профобучение,   1,0  тыс.  и  числа  лиц  предпенсионного  возраста, в
основном  подвергшихся  сокращению,  по  предложению  службы занятости
оформляют досрочную пенсию.
     Численность   граждан,   занятых   экономической   деятельностью,
возрастет  незначительно  (на  2  тыс.  ) и повлечет за собой такое же
снижение общего количества безработных, которое составит на конец 1998
года 87 тыс. человек.
     Ожидается,  что  130 тыс. незанятых граждан, в том числе наименее
конкурентоспособных     из    них,    обратятся    за    содействием в
государственную  службу  занятости,  из  них  48,7  тыс.  -  незанятые
граждане,  состоящие  на  учете  на  начало  года.  Примерно  50  тыс.
человек  смогут  найти работу при посредничестве службы занятости, что
на 19 процентов превысит уровень 1997 года.
     Численность  официально  зарегистрированных  безработных на конец
1998 года составит в этом случае 55 тысяч человек или 6,8 процентов от
экономически  активного  населения,  что  практически  на 20 процентов
выше,  чем  на  конец 1997 года. Однако, в среднегодовом исчислении по
второму  варианту численность безработных, зарегистрированных в службе
занятости, не превысит уровень предыдущего года и составит 50,8 тыс. в
1998 году против 53,0 тыс. в 1997 году.
     В  случае,  если  прогноз  социально-экономического  развития  не
оправдается,  положение  на  рынке  труда  осложнится.  Предполагаемая
ситуация  отражена в третьем варианте прогноза, при которой дальнейшее
падение  объемов  производства приведет к сокращению спроса на рабочую
силу.  Смягчить  ситуацию  в  некоторой  степени  поможет  организация
временных и общественных работ.
     Наиболее   значительные  изменения  в  предложении  рабочей  силы
произойдут  со  стороны  высвобожденных  работников,  причем  около 30
тыс.  человек  могут  быть  сокращены  по  причине  роста предприятий,
попавших под процедуру банкротства.
     В  этом  случае,  общая  численность безработных возрастет до 121
тыс.  человек,  из  них  74  тыс. на конец 1998 года будут состоять на
учебе   в  службе  занятости.  Официально  зарегистрированный  уровень
безработицы  в  этом  случае  составит  9,2  процента  от экономически
активного населения.

         Основные направления по содействию занятости населения

     Государственная  политика  занятости  в  рамках данного документа
учитывает  особенности  социально-экономического развития республики и
определяет конкретные пути реализации предусматриваемых направлений:
     1.   Экономическая   поддержка  занятости  и  предпринимательской
инициативы населения, которая будет осуществляться путем:
     - сохранения и создания рабочих мест;
     -  организации  временных  рабочих мест и проведения общественных
работ;
     -   дальнейшей   реализации   Комплексного   плана   практических
мероприятий по выводу предприятий Удмуртской Республики из кризиса;
     -   обеспечения   занятости  работников  на  предприятиях  легкой
промышленности   путем   формирования   государственного   заказа   по
удовлетворению потребностей социальной сферы;
     -    стимулирования    работодателей,   сдерживающих   сокращение
персонала;
     -  социально-экономической  поддержки трудоспособного населения в
условиях банкротства и санации предприятий;
     - дальнейшего развития малого предпринимательства;
     - расширения возможностей для самостоятельной предпринимательской
инициативы   граждан   (самозанятости),  в  первую  очередь  сельского
населения.
     Итоги  работы в данном направлении позволят увеличить численность
занятого экономической деятельностью населения республики, в том числе
путем организации временных и общественных работ.
     2. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
     Данное     направление     предполагается     развивать     путем
профессиональной      ориентации      населения     и     непрерывного
профессионального обучения кадров. Для этого необходимо:
     -   дальнейшее  развитие  системы  профориентационных  услуг  для
молодежи,    впервые    выходящей    на   рынок   труда,   выпускников
специализированных     учебных     заведений    и    среди    учащихся
общеобразовательных школ;
     - совершенствование работы по психологической поддержке граждан с
целью повышения их мотивации к труду, в первую очередь, молодежи;
     -    проведение    профориентационной   работы   с   работниками,
находящимися под угрозой сокращения;
     -   переориентация   системы   профессионального  образования  на
потребности  рынка  труда  путем  регулирования  структуры  и  объемов
подготовки кадров учебными заведениями;
     -   координация   усилий  заинтересованных  структур  в  вопросах
прогнозирования      потребности      и     организации     подготовки
квалифицированных  рабочих  и  специалистов в соответствии с запросами
рынка труда республики;
     -  совершенствование  процесса профессионального обучения в целях
обеспечения при минимальных затратах необходимого уровня подготовки;
     - расширение сотрудничества службы занятости с органами народного
образования,   профессиональными  учебными  заведениями  и  обучающими
организациями   по   профессиональному   обучению   и   переподготовке
безработных граждан и незанятого населения;
     -  обучение  гарантированного  трудоустройства  безработных после
окончания обучения по направлению службы занятости;
     - проведение опережающего профессионального обучения работников с
целью  их  последующего  трудоустройства  на вакантные и новые рабочие
места;
     -  организация  упреждающего  обучения  учащихся с отклонениями в
развитии и ограничениями жизнедеятельности.
     Предполагается, что профориентационные услуги получат не менее 50
тыс. человек, в том числе 15 тыс. учащихся школ. На профобучение будет
направлено  6  тыс.  безработных  граждан, что позволит довести объемы
обучения  с  учетом  обучающихся  на начало года до 8 тыс. человек. За
счет  смешанного финансирования будет обеспечен отбор и направление на
профессиональное  обучение  граждан,  особо  нуждающихся  в социальной
защите  (2  тыс.  человек  из  числа  незанятой  молодежи,  не имеющей
профессию,  100  инвалидов),  организация  упреждающего  обучения (100
учащихся   с  врожденными  отклонениями  в  развитии,  25  подростков,
освобождающихся  из  учреждений,  исполняющих  наказание), опережающее
обучение 300 человек, находящихся под угрозой высвобождения.
     3.  Обеспечение государственных гарантий занятости граждан, особо
нуждающихся   в   социальной   поддержке.   Для  решения  этой  задачи
предполагается:
     -  квотирование  рабочих  мест  с предоставлением налоговых льгот
работодателям,  обеспечивающим  условия  производственной деятельности
для лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
     -  оказание  финансовой  поддержки предприятий, трудоустраивающих
граждан с особыми потребностями, в первую очередь инвалидов;
     - создание государственной службы реабилитации инвалидов;
     -  оказания  финансовой  помощи  в  организации собственного дела
незанятым   гражданам,  в  том  числе  из  числа  особо  нуждающихся в
социальной защите;
     - организация надомного труда для женщин;
     -   создание   условий   для   предпринимательской   деятельности
безработных  граждан,  относящихся  к  категориям  особо нуждающихся в
социальной защите;
     -  содействие трудоустройству выпускников учебных заведений путем
дальнейшего развития в республике Программы "Молодежная практика";
     -  повышение  конкурентоспособности  граждан, особо нуждающихся в
государственной поддержке за счет обучения и переподготовки;
     - создание филиалов республиканской молодежной биржи труда;
     -    создание    информационных   центров   для   трудоустройства
несовершеннолетних подростков;
     -   оказание  финансовой  помощи  предприятиям,  создающим  новые
рабочие места для детей-сирот и лишенных попечения родителей.
     Реализация этих направлений позволит обеспечить трудоустройство 3
тыс.  граждан,  нуждающихся  в  особой государственной поддержке путем
квотирования  и  создания рабочих мест, 12 тыс. школьников и незанятых
подростков, 400 безработных выпускников.
     4. Совершенствование деятельности службы занятости.
     Для улучшения функционирования рынка труда предусматривается:
     -  совершенствование  технологии  работы  с гражданами, отработка
новых    технологий,   программ,   услуг,   предоставляемых   центрами
занятости;
     -   дальнейшее   развитие   активных   мер  содействия  занятости
населения;
     -  использование  альтернативных возможностей для трудоустройства
незанятых граждан;
     -  упорядочение  деятельности  по привлечению иностранной рабочей
силы на территории республики;
     -  расширение  возможностей  самостоятельного поиска работы путем
развития информационных услуг населению;
     -    создание    единой   компьютерной   информационной   системы
республиканской службы занятости;
     -   поэтапное   оснащение  центров  занятости  многотерминальными
станциями  AS/400  в  соответствии  с  Федеральной  программой  "АИС",
подготовка   к  переходу  на  новую  техническую  базу  и  программное
обеспечение;
     -  принятие  мер  по смягчению последствий массовых высвобождений
работающих;
     -  повышение  профессионального  уровня и квалификации работников
службы занятости.
     Работа   в   этом   направлении   позволит  оказать  содействие в
трудоустройстве  50  тыс.  граждан,  в  том  числе  1 тыс. посредством
территориального   перераспределения   рабочей  силы.  Информационными
услугами  при  помощи  ярмарок вакансий воспользуются 70 тыс. человек.
Для  адаптации  на  рынке  труда  в  Программе  "Клуб ищущих работу" и
консультационно-информационных  школах  примут участие 2 тыс. человек.
Материальную поддержку получат около 50 тыс. безработных.

                         Финансовое обеспечение

     Финансирование   Основных  направлений  по  содействию  занятости
населения  в  1998 году предусматривается осуществлять за счет средств
Государственного    фонда    занятости    с    привлечением    средств
республиканского и местных бюджетов.
     Государственный  фонд  занятости  на  территории республики будет
сформирован  с  учетом  деноминации при условии 100-процентной полноты
поступлений  в  сумме  не  более  100,5  млн. рублей при нормативе 1,5
процента страховых взносов от работодателей.
     На   финансирование   мероприятий   активной  политики  занятости
предусмотрены расходы в сумме 53,5 млн. рублей.
     Материальная  поддержка  безработных граждан потребует 199,7 млн.
рублей.  Кроме  того,  для погашения задолженности по пособиям за 1997
год необходимы средства в сумме 80 млн. рублей.
     Информационное  обеспечение  государственной  политики  занятости
потребует   около  5,4  млн.  рублей,  а  финансирование  деятельности
органов    службы    занятости    по    обеспечению    гарантированных
законодательством услуг для безработных граждан - 17,9 млн. рублей.
     Общая  сумма расходов на реализацию Основных направлений составит
356,5 млн. рублей, в том числе через финансирование других министерств
и  ведомств - 3,56 млн. рублей, предусмотренных в бюджете на 1998 год.
Дефицит   средств,  с  учетом  реализации  службой  занятости  мер  по
погашению  задолженности  работодателей  за 1997 год в сумме 29,6 млн.
рублей  и  обеспечения  бюджетного финансирования, составит 212,9 млн.
рублей.
     Покрытие  дефицита предполагается осуществлять за счет дотации из
централизованных  на  федеральном  уровне  средств  Фонда занятости. В
случае  ее  отсутствия  потребуется  пересмотр  политики  занятости от
программных  мер  социальной  защиты всего трудоспособного населения к
адресной   поддержке   социально  незащищенных  групп  населения,  что
приведет к усилению напряженности на рынке труда.

                        ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
        ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
                              НА 1998 ГОД

+-------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦    ¦                                  ¦           ¦                         ¦Финансирование     ¦
¦    ¦                                  ¦           ¦                         ¦   тыс. руб.       ¦
¦ N  ¦  Наименование мероприятий        ¦  Сроки    ¦      Ответственные      +-------------------¦
¦п/п ¦                                  ¦выполнения ¦       исполнители       ¦ Бюджет ¦  Фонд    ¦
¦    ¦                                  ¦           ¦                         ¦        ¦занятости ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------------------+

       I. Экономическая поддержка занятости и
          предпринимательской инициативы населения

1.1. Разработать Генеральную схему         сентябрь  Комитет по труду при
     создания рабочих мест в Удмуртской              Правительстве УР,
     Республике.                                     Госкомитет УР по
                                                     занятости населения,
                                                     отраслевые министерства
                                                     и ведомства

1.2. Разработать и внести на рассмотрение    III     Министерство экономики УР,
     Правительства УР механизм             квартал   Министерство финансов УР,
     стимулирования работодателей,                   Госкомитет УР по занятости
     сдерживающих сокращение персонала.              населения

1.3. Подготовить и внести на рассмотрение     I      Госкомитет УР по занятости
     Правительства УР Положение "Об        квартал   населения
     организации общественных работ в
     Удмуртской Республике".

1.4. Организовать проведение общественных     в      Администрации городов и
     работ с привлечением для их           течение   районов,
     выполнения 10000 незанятых граждан,     года    Госкомитет УР                         710,0
     в том числе подростков.                         по занятости населения

1.5. Организовать 6000 временных рабочих      в      Госкомитет УР по занятости           7660,0
     мест для трудоустройства незанятого   течение   населения,
     населения.                              года    администрации городов и
                                                     районов

1.6. Подготовить и внести на рассмотрение     II     Госкомитет УР по занятости
     Правительства УР проект постановления  квартал  населения
     "О самозанятости сельского населения".

1.7. Организовать в центрах занятости          I     Госкомитет УР по занятости             50,0
     населения консультационную и           квартал  населения,
     информационную помощь населению по              Комитет по поддержке и       100,0
     вопросам, связанным с организацией              развитию малого
     предпринимательской деятельности.               предпринимательства
                                                     при Правительстве УР

1.8. Обучить 200 безработных граждан          в      Комитет по поддержке и         5,0
     разработке бизнес-планов по           течение   развитию малого
     программе "Микропитомник".              года    предпринимательства
                                                     при Правительстве УР,
                                                     администрации городов и
                                                     районов

1.9. Оказать помощь 1000 безработным          в      Госкомитет УР по занятости           1980,0
     гражданам в организации               течение   населения,
     собственного дела в рамках              года    Комитет по поддержке и       120,0
     Государственной программы поддержки             развитию малого
     малого предпринимательства на 1998              предпринимательства
     год, в том числе 350 чел.                       при Правительстве УР
     предоставить субсидии за счет средств
     Фонда занятости.

1.10. Провести ярмарку женского творчества    май    Союз женщин УР,               15,0
      и предпринимательства в рамках                 Отдел по делам семьи и
      празднования Международного дня                демографическим проблемам
      семьи.                                         Аппарата Правительства УР,
                                                     Госкомитет УР по занятости              5,0
                                                     населения

    II. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

                       Профессиональная ориентация

2.1. Провести "Дни профориентации            март    Министерство народного
     учащейся молодежи".                             образования УР,
                                                     Госкомитет УР по занятости
                                                     населения,
                                                     Госкомитет УР по делам
                                                     молодежи

2.2. Организовать работу по созданию 7        в      Администрации городов и      350,0
     центров социальной адаптации          течение   районов (по согласованию),
     молодежи в городах и районах            года    Городские управления и       350,0
     республики на основе договоров службы           районные отделы народного
     занятости с администрациями городов             образования (по согласованию),
     и районов республики.                           Госкомитет УР по занятости            350,0
                                                     населения

2.3. Оказать профориентационные услуги        в      Госкомитет УР по занятости           1500,0
     50000 человек, из них 30000           течение   населения
     безработных граждан, 15000              года
     школьников.

                               Профессиональное обучение

2.4. В соответствии с постановлением          I
     Правительства УР от 23.09.96 г.      полугодие  Министерство народного
     N 637 провести согласование объемов             образования УР,
     и профилей подготовки квалифицированных         Госкомитет УР по занятости
     рабочих в профессиональных учебных              населения
     заведениях республики на 1998-1999
     учебный год.

2.5. Организовать опережающее обучение         в     Госкомитет УР по занятости            300,0
     300 человек, подлежащих высвобождению. течение  населения,
                                              года   Комитет по труду при
                                                     Правительстве УР

2.6. Разработать проект концепции             IV     Комитет по науке, высшему
     реформирования системы                квартал   и среднему профобразованию
     профессионального образования в                 при Правительстве УР,
     соответствии с распоряжением                    Министерство народного
     Правительства УР от 17.09.97 г.                 образования УР,
     N 312-р.                                        Комитет по труду при
                                                     Правительстве УР,
                                                     Госкомитет УР по занятости
                                                     населения,
                                                     Госкомитет УР по делам
                                                     молодежи

2.7. Обеспечить отбор и направление на        в      Госкомитет УР по занятости          24000,0
     профессиональное обучение 6000        течение   населения,
     граждан, с полным или частичным         года    Министерство народного
     финансированием из Фонда занятости              образования УР
     с использованием всех видов и форм
     обучения, в том числе 2000 человек
     из числа незанятой молодежи, не
     имеющей профессию, 100 инвалидов из
     числа безработных граждан.

2.8. Организовать упреждающее обучение        в      Госкомитет УР по занятости            240,0
     100 учащихся специализированных и     течение   населения,
     вспомогательных школ по профессиям,     года    Министерство народного
     повышающим их конкурентоспособность             образования УР
     на рынке труда.

2.9. Организовать упреждающее обучение        в      Госкомитет УР по занятости             30,0
     25 воспитанников Можгинской           течение   населения,
     воспитательно-трудовой колонии.         года    Министерство народного
                                                     образования УР,
                                                     Министерство внутренних
                                                     дел УР

2.10. Включить в государственный заказ       II      Министерство социальной
      на 1998-1999 учебный год обучение   полугодие  защиты УР,
      граждан с ограничениями                        Министерство народного
      жизнедеятельности в количестве:                образования УР,
      - 12 человек из числа выпускников              Министерство                  73,0
      Як-Бодьинской школы-интерната для              здравоохранения УР
      слепых и слабовидящих детей на
      базе Ижевского медицинского
      колледжа;
      - 30 инвалидов по слуху на базе                Госкомитет УР по занятости            300,0
      Сарапульского техникума-ПТУ                    населения

2.11. Обучить в Учебном центре службы         в      Госкомитет УР по занятости            163,0
      занятости 278 человек по             течение   населения
      специальности "Оператор                года
      вермипроизводства".

2.12. Приобрести и адаптировать в Учебном     в      Госкомитет УР по занятости             50,0
      центре службы занятости программы    течение   населения,
      модульного обучения по профессиям,     года    Учебный центр службы
      пользующимся спросом на рынке труда.           занятости

    III. Обеспечение государственных гарантий граждан,
         особо нуждающихся в социальной защите

3.1. Обеспечить реализацию ст. 13 Закона      в      Администрации городов и
     УР "О занятости населения в           течение   районов,
     Удмуртской Республике" в части          года    Госкомитет УР по занятости
     квотирования рабочих мест и                     населения
     трудоустройства на них не менее 2500
     человек из числа граждан, особо
     нуждающихся в государственной поддержке.

3.2. Создать за счет оказания финансовой      в      Госкомитет УР по занятости           5000,0
     помощи предприятиям путем             течение   населения
     взаимозачетов 500 дополнительный        года
     рабочих мест для трудоустройства
     безработных граждан, особо нуждающихся
     в социальной защите.

3.3. Предоставлять на конкурсной основе       в      Удмуртский Государственный   100,0
     гарантии по кредитным обязательствам  течение   Фонд поддержки малого
     предпринимателей из числа безработных   года    предпринимательства,
     граждан, относящихся к категориям               администрации городов и
     особо нуждающихся в социальной                  районов,
     защите, в рамках Государственной                Комитет по поддержке и
     программы поддержки малого                      развитию малого
     предпринимательства на 1998 год.                предпринимательства при
                                                     Правительстве УР

3.4. Создать республиканскую базу             в      Министерство социальной       10,0
     данных инвалидов трудоспособного      течение   защиты УР
     возраста по группам инвалидности       года
     и видам заболевания.

3.5. Разработать механизм взимания           IV      Комитет по труду при
     средств с работодателей на создание   квартал   Правительстве УР
     рабочих мест для граждан, получивших
     инвалидность в связи с трудовым
     увечьем или профессиональным
     заболеванием, и определить порядок
     их использования.

3.6. Подготовить и внести на рассмотрение    II      Министерство социальной
     Правительства УР Положение "О         квартал   защиты УР,
     создании государственной службы                 отдел социального комплекса
     реабилитации инвалидов в УР".                   Аппарата Правительства УР

3.7. Подготовить и внести на рассмотрение    III     Министерство социальной
     Правительства УР проект постановления  квартал  защиты УР,
     "Об организации профессионального               Министерство народного
     обучения инвалидов на базе обычных              образования УР
     учебных заведений за счет создания
     специализированных групп".

3.8. Обеспечить материальную поддержку        в      Министерство финансов УР,   1400,0
     безработным беременным женщинам в     течение   Госкомитет УР по занятости
     соответствии со ст. 26 Закона УР        года    населения
     "О занятости населения в УР".

                        Обеспечение занятости молодежи

3.9. Подготовить и внести на рассмотрение    II      Госкомитет УР по занятости    30,0
     Правительства УР Республиканскую      квартал   населения,
     комплексную программу подготовки                Госкомитет УР по делам
     подростков и молодежи к трудовой                молодежи,
     деятельности на 1998-2000 гг.                   Министерство народного
                                                     образования УР,
                                                     Комитет по науке, высшему и
                                                     среднему профобразованию
                                                     при Правительстве УР

3.10. Подготовить и внести на рассмотрение    I      Госкомитет УР по делам
      Правительства УР проект              квартал   молодежи,
      постановления "Об организации летней           Госкомитет УР по занятости
      трудовой занятости подростков и                населения,
      молодежи в 1998 году".                         Министерство народного
                                                     образования УР

3.11. В целях повышения занятости             в      Госкомитет УР по занятости           1490,0
      выпускников общеобразовательных      течение   населения
      и профессиональных учебных заведений   года
      трудоустроить по Программе
      "Молодежная практика" 400 безработных
      выпускников.

3.12. Создать филиалы Республиканской        II      Госкомитет УР по делам        80,5
      молодежной биржи труда в г.          квартал   молодежи
      Воткинске, п. Ува, с. Дебессы.

3.13. Создать банк данных о временных         в      Госкомитет УР по занятости
      рабочих местах для трудоустройства   течение   населения,
      школьников и незанятых подростков,     года    Госкомитет УР по делам
      а также информационные центры на               молодежи,
      базе центров занятости населения.              Министерство народного
                                                     образования УР

3.14. Организовать трудоустройство 12000      в      Госкомитет УР по делам      1000,0<*>
      школьников и незанятых подростков.   течение   молодежи,
                                             года    Госкомитет УР по занятости            500,0
                                                     населения,
                                                     Министерство народного
                                                     образования УР

    --------------------------------
    <*> по отдельному постановлению

    IV. Совершенствование деятельности государственной  службы занятости

4.1. Отработать и внедрить технологию         в      Госкомитет УР по занятости            200,0
     организации самозанятости лиц,        течение   населения,
     завершивших обучение по                 года    Учебный центр службы занятости
     специальности "оператор
     вермипроизводства", с предоставлением
     в качестве субсидии комплекта
     оборудования и запускной популяции.

4.2. Обеспечить участие не менее 70 тыс.      в      Госкомитет УР по занятости
     граждан, ищущих работу, в "Ярмарках   течение   населения
     вакансий рабочих и учебных мест" с      года
     участием работодателей и представителей
     учебных заведений.

4.3. Обеспечить социальную адаптацию и        в      Госкомитет УР по занятости
     обучение навыкам поиска работы        течение   населения
     граждан, продолжительное время          года
     являющихся безработными, путем
     реализации Программы "Клуб ищущих
     работу" и участия в консультационно -
     информационных школах.

4.4. Продолжить развитие информационных       в      Госкомитет УР по занятости
     услуг путем размещения сведений о     течение   населения
     вакансиях на информационных стендах,    года
     электронных киосках и в средствах
     массовой информации.

4.5. Оказать содействие в трудоустройстве     в      Госкомитет УР по занятости            816,0
     не менее 1000 человек посредством     течение   населения
     территориального перераспределения      года
     трудовых ресурсов.

4.6. Обеспечить дальнейшее развитие и         в      Госкомитет УР по занятости           4000,0
     совершенствование автоматизированной  течение   населения
     информационной системы Государственной  года
     службы занятости.

4.7. Оснастить 5 центров занятости            в      Госкомитет УР по занятости
     многотерминальными станциями AS/400.  течение   населения
                                             года

4.8. Продолжить работу по реструктуризации    в      Госкомитет УР по занятости
     задолженности в Фонд занятости и      течение   населения
     обеспечить финансирование мероприятий   года
     программы таким способом не менее, чем
     на 40000 тыс. рублей.

4.9. Повысить квалификацию 284 специалистов    в      Госкомитет УР по занятости
     службы занятости.                      течение   населения
                                              года
---------------------------------------------------------------------------------------------



Информация по документу
Читайте также