Расширенный поиск
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 02.04.2001 № 337ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 2 апреля 2001 года N 337 Об основных направлениях содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2001-2003 годы В целях обеспечения на территории республики политики занятости населения и социальной защиты граждан, руководствуясь Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить основные направления содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2001-2003 годы (прилагается). 2. Министерству финансов Удмуртской Республики (Бельтюков В.В.) ежегодно при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики учитывать расходы на финансирование мероприятий по содействию занятости населения с целью предотвращения напряженных ситуаций на рынке труда. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Удмуртской Республики принять необходимые меры по реализации основных направлений содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2001-2003 годы. Председатель Правительства Удмуртской Республики Ю.С. Питкевич УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 апреля 2001 года N 337 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2001-2003 годы ВВЕДЕНИЕ Основные направления содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2001-2003 годы разработаны Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и ориентированы на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в интересах структурных сдвигов в экономике. Документ определяет основные направления и приоритеты политики занятости населения на 2001-2003 годы. Документ реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы на этапе перехода к экономическому росту. Он рассчитан на дальнейшую консолидацию усилий заинтересованных органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления, деятельность которых так, или иначе влияет на регулирование социально-трудовой сферы. Документ разработан с учетом положений Схемы создания и сохранения рабочих мест в Удмуртской Республике на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 января 2001 года № 76 "Об утверждении Схемы создания и сохранения рабочих мест в Удмуртской Республике на 2001-2003 годы". Документ обеспечивает реальную интеграцию политики занятости в общую схему социально экономического развития Удмуртской Республики, сбалансированный подход к решению экономических и социальных проблем, имея в виду содействие формированию прогрессивной структуры занятости, смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий, создания необходимых условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, материальной поддержки лиц, потерявших работу. Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Документа, являются безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, в том числе, особо нуждающиеся в социальной поддержке и работники, находящиеся под риском увольнения. 1. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА 1. 1. Изменения в сфере занятости в 1998-2000 годах. Социально-экономические реформы, осуществляемые в России на протяжении последних лет, привели к существенному изменению сферы занятости населения, в том числе и Удмуртской Республики. В течение 1999 года отмечена положительная динамика роста объемов промышленного производства. Индекс физического объема промышленной продукции за 1999 год составил 108,3% к соответствующему периоду 1998 года. Особенно значительное увеличение данного показателя (на 40,3%) наблюдалось в машиностроении и металлообработке. В 1999 году был зафиксирован рост экономической активности населения. За год численность экономически активного населения возросла на 27,6 тыс. человек. Численность занятых в экономике (без учета занятых в личном подсобном хозяйстве) увеличилась к концу года на 18,7 тыс. человек или на 2,7%, составив 744,7 тыс. человек (в том числе 25,2 тыс. человек занятых в личном подсобном хозяйстве). В отраслях материального производства занята основная часть занятого в экономике республики населения (71,5%). Причем, каждый третий занят в промышленности, каждый пятый - в сельском хозяйстве и каждый шестой - в торговле и общественном питании. В 1999 году наблюдался рост числа занятых в отраслях материального производства (на 22,9 тыс. человек или на 4,7%) без учета занятых в личном подсобном хозяйстве), причем число занятых в сельском хозяйстве увеличилось на 12,9 тыс. человек или на 15,6%, в торговле - на 8,7 тыс. человек или на 10,5%, в промышленности - на 3,4 тыс. человек или на 1,7%. Наиболее значительно возросло число занятых общей коммерческой деятельностью по обеспечению рынка (в 2,7 раза). В непроизводственных отраслях каждый третий занят в сфере образования, каждый четвертый - в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, каждый седьмой - в органах управления. По сравнению с предыдущим годом в 1999 году численность занятых в непроизводственных отраслях сократилась на 4,3 тыс. человек или на 2%, причем число занятых в области образования сократилось на 9 тыс. человек или на 10,6%. В 1999 году по сравнению с 1998 годом возросла численность занятых в частном секторе (на 29,2 тыс. человек или на 13,3%, без учета занятых в личном подсобном хозяйстве) и сократилась численность занятых в организациях со смешанной формой собственности (на 11 тыс. человек или на 6,2%), а также незначительно - в организациях государственной и муниципальной форм собственности (на 0,8 тыс. человек или на 0,3%). Увеличилось число занятых в общественных объединениях и организациях (на 1,5 тыс. человек или на 32%). Сохранилась тенденция увеличения числа занятых на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. В 1999 году в совокупности по различным отраслям экономики на 10% повысился спрос на рабочую силу по сравнению с 1998 годом. В частности, повышение в отраслях материального производства зафиксировано в промышленности (14%) и сельском хозяйстве (31,3%), а в непроизводственных отраслях - в управлении (19,6%), в образовании (10,9%) и в здравоохранении, физкультуре и спорте, социальном обеспечении (9,8%). Впервые за последние годы в 1999 году число принятых работников превысило число выбывших с предприятий. Положительное сальдо движения рабочей силы в 1999 году составило 4,9 тыс. человек или 4,3%. Изменение объемов производства неадекватное сокращению численности занятых в производстве указывает на внутрипроизводственную концентрацию излишней рабочей силы. "Скрытая" безработица позволяет избежать резкого обострения напряженности в обществе, но ухудшает эффективность занятости - предпосылку благосостояния населения. На фоне длительного периода спада производства масштабы "скрытой" безработицы достигали внушительных размеров. В 1996 году содержание излишнего персонала в промышленности, не обеспеченного объемами 1991 года, оценивалось в 130 тысяч человек. Рост объемов производства, зафиксированный впервые за последние 10 лет в 1999 году, привел к двукратному сокращению слоя лишних рабочих. Тем не менее, угроза высвобождения имеющегося на предприятиях излишнего персонала сохраняется. Тенденции, определившие развитие регистрируемого рынка труда в 1999 году, сохранились. Так, в течение девяти месяцев 2000 года спрос на рабочую силу продолжал расти и превысил аналогичный показатель прошлого года на 33%. Положительное сальдо движения рабочей силы за девять месяцев 2000 года составило 7,6 тыс. человек или 7,2%. Продолжала увеличиваться численность занятых на предприятиях республики. За январь-ноябрь, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, рост составил 3%. В промышленности зафиксировано увеличение почти на 6%. Наиболее возросла численность работающих в отраслях промышленности: химической и нефтехимической, полиграфической, строительных материалов, машиностроении и металлообработки, пищевой, стекольной и фарфорофаянсовой. Число занятых в сельском хозяйстве осталось на уровне прошлого года, а в торговле и общественном питании - возросло на 3%. По-прежнему, сокращается численность работников жилищного хозяйства. За указанный период, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, их стало меньше почти на 12%. Прослеживается снижение числа работающих в медицинской промышленности (почти на 3%). 1. 2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2000 годах. Положительные тенденции в социально-экономическом развитии республики в 1999 году оказали благоприятное влияние на сферу занятости населения. Общий уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией МОТ по сравнению с 1998 годом, снизился на 2 процентных пункта и составил на начало 2000 года 10%. На масштаб и уровень регистрируемой безработицы значительно влияют нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность органов службы занятости, а также финансовые возможности фонда занятости по обеспечению материальной поддержки безработных граждан. Численность зарегистрированных безработных в течение 1998-1999 годов продолжала снижаться. На начало 2000 года республиканской службой занятости зарегистрировано 25,6 тыс. безработных граждан, из них 60% - женщины, 35% - молодежь в возрасте до 29 лет. По сравнению с началом 1999 года численность безработных сократилась на 24,4 тыс. человек или на 48,8%. За анализируемый период в составе безработных произошли следующие изменения: увеличился удельный вес женщин (60% против 54% на 1.01.99 г.); снизился удельный вес молодежи (35% против 36,5% на 1.01.99 г.); увеличился удельный вес безработных предпенсионного возраста (10% против 8% на 1.01.99 г.); удельный вес выпускников средних специальных учебных заведений увеличился (2,3% против 1,3% на 1.01.99 г.); выросла доля имеющих среднее и начальное профессиональное образование (18% и 21% против 15% и 20% на 1.01.99 г., соответственно); сократилась доля имеющих среднее общее и не имеющих полного среднего образования (39% и 18% против 42% и 19% на 1.01.99 г., соответственно). Фактором, первоначально определившим существенное снижение численности безработных, явились финансовые трудности фонда занятости по осуществлению материальной поддержки безработных, а как следствие - наличие задолженности по выплате пособия по безработице и отсутствие мотивации ищущих работу в регистрации. Впоследствии на первый план выступил повышенный спрос на рабочую силу. За период с конца 1998 года по конец 1999 года количество вакантных рабочих мест, информацию о которых работодатели предоставили республиканской службе занятости, увеличилось в 1,6 раза, что привело к трехкратному снижению напряженности на регистрируемом рынке труда. Несмотря на значительное снижение уровня регистрируемой безработицы (с 5,5% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 1.01.99 г. до 2,7% на 1.01.2000 г.), высокая степень дифференциации территорий республики по этому показателю сохранилась. В восьми территориях уровень безработицы превышает среднереспубликанский в 2-2,5 раза, а в трех - ниже среднего по республике в 2-3 раза. По состоянию на 1.01.2000 г. уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения в республике (3,1%) превышает среднероссийский почти в 2 раза, а средний по Уральскому району - в 2 раза и является максимальным в районе. В течение 2000 года численность граждан, имеющих статус безработного, продолжала снижаться и на 1.01.2001 года составила 22,1 тыс. человек. По-прежнему, в составе безработных женщины составляют большинство (почти 59%) и каждый третий безработный - молодой человек в возрасте от 18 до 29 лет. Безработных предпенсионного возраста стало меньше. В общем числе безработных лишь доля выпускников высших учебных заведений осталась на уровне предыдущего года, выпускников других учебных заведений - сократилась. Среди безработных выросла доля имеющих высшее и среднее профессиональное образование и не имеющих полного среднего образования. Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения на 1.01.2001 года составил 2,6%. В Приволжском федеральном округе только в Кировской области уровень регистрируемой безработицы выше, чем в Удмуртии. В 2000 году на территории республики сохранилась дифференциация районов по степени напряженности на рынке труда. 1. 3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2003 годы. Увеличение спроса на рабочую силу определяется наличием позитивной динамики развития производства, инвестиционных и капитальных вложений. В течение 1999 года наблюдалась положительная динамика объемов производства. Увеличился индекс физического объема продукции машиностроения и металлообработки, химической, лесной и деревообрабатывающей, медицинской и полиграфической промышленности, в отрасли цветной металлургии наметилась стабилизация, значителен вклад нефтедобывающей отрасли в сумму налоговых бюджетных платежей. Предполагается, что ежегодный рост объема валового регионального продукта будет достигать 1,2-1,5%. Ожидается сохранение темпов роста объемов производства продукции в отраслях промышленности. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция изменения спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы. Благодаря заметному снижению импорта, после кризиса 1998 года, возникли благоприятные условия для развития отечественных производителей, в частности, сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что прирост валовой продукции сельского хозяйства составит в 2001 году - 0,5%, 2002 году - 1,6%, в 2003 году - 1,0%. Имеющая место конкуренция между государственным и частным секторами, меры по поддержке самозанятости сельского населения будут способствовать увеличению числа занятых в личном подсобном хозяйстве. Сохранится достаточно устойчивый спрос на работников в организациях рыночной инфраструктуры, специалистов, работающих в области анализа хозяйственной деятельности предприятий в сфере материального производства, специалистов, владеющих компьютерными технологиями. В случае сохранения низкого уровня оплаты труда неизбежно "вымывание" специалистов из области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, науки и научного обслуживания. Наиболее сложная ситуация с занятостью в прогнозируемом периоде сложится в отраслях, ориентированных на конечное потребление, что обусловлено трудностями со сбытом продукции и недостаточной инвестиционной активностью. В силу положительных тенденций в развитии промышленности и сельского хозяйства республики высвобождение в этих отраслях ожидается в наименьших объемах. Сложная ситуация складывается для занятых в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Прогнозируется увеличение трудовых ресурсов республики, в основном за счет прироста численности населения трудоспособного возраста в возрасте 16-29 лет, которое приведет к росту предложения рабочей силы со стороны указанной категории населения. Предложение рабочей силы на рынке труда будет определяться не только социально-демографическими, но и социально-экономическими факторами. На рынке труда проявят активность подростки, пенсионеры, а также инвалиды в силу сохраняющихся материальных затруднений. На регистрируемом рынке труда ежегодный прирост доли указанных категорий в составе безработных может достигать 1,5 процентных пункта. В связи с повышением мотивации к сохранению рабочего места ожидается некоторое сокращение объемов выхода на рынок труда выбывших с предприятий по причине текучести кадров. Ежегодное предложение рабочей силы со стороны освободившихся из мест лишения свободы составит около 3,5 тыс. человек, около трети из них обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. Со стороны уволенных из вооруженных сил предложение составит около 5 тыс. человек в год, но на регистрируемый рынок попадает пятая часть от общего числа. Прогнозируется увеличение числа выпускников средних специальных учебных заведений, вышедших на регистрируемый рынок труда. Ежегодный рост может достичь 4%. Миграционные потоки не оказывают давления на республиканский рынок труда. Ежегодный выход переселенцев на регистрируемый рынок составляет менее 0,2% от числа граждан, зарегистрированных службой занятости в качестве ищущих работу. Общее предложение рабочей силы в соответствии со Схемой создания и сохранения рабочих мест, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.01.2001 г. № 76 "Об утверждении Схемы создания и сохранения рабочих мест в Удмуртской Республике на 2001 - 2003 годы", составит к 2003 году 855,3 тыс. человек, в 2000 году спрос на рабочую силу составлял 749,3 тыс. человек. К 2003 году ожидается, что прирост спроса составит 15 тыс. человек. Таким образом, неудовлетворенный спрос на рабочую силу составит 90 тыс. человек. К концу прогнозного периода ожидается увеличение численности занятого экономической деятельностью населения на 1%,при этом уровень общей безработицы возрастет до 11%, а регистрируемой - до 2,9%. 1. 4. Ключевые проблемы на рынке труда. Анализ состояния рынка труда, сформировавшегося под влиянием проводимых социально-экономических реформ, а также прогноз параметров общей и регистрируемой безработицы позволяют определить ключевые проблемы на республиканском рынке труда, требующие решения в рамках государственной политики занятости населения: наличие неэффективной занятости, которая проявляется в концентрации излишней рабочей силы на предприятиях; снижение возможностей трудоустройства незанятого населения в связи с ростом числа рабочих мест с ухудшенными качественными характеристиками наряду с медленным наращиванием вновь создаваемых рабочих мест; слабое развитие малого предпринимательства; недостаточная степень учета изменений в спросе на рабочую силу при подготовке специалистов в системе профессионального образования. Слабая заинтересованность работодателей в переподготовке и повышении квалификации персонала; существующая в республике проблема обеспечения занятости в сельской местности, обусловленная кризисом сельского хозяйства, территориальной разбросанностью сельских поселений, ограниченностью сферы приложения труда, отсутствием нормального транспортного сообщения, сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу, консерватизмом в отношении изменения трудового менталитета селян; наличие на рынке труда социально незащищенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке; существование территорий с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной моноэкономической структурой производства. 2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА В 2001-2003 ГОДАХ 2. 1.Основные задачи. Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы с одной стороны не допустить массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Реализация политики на рынке труда в 2001 - 2003 годах будет направлена на: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли экономики и в отрасли традиционной занятости; повышение эффективности мероприятий, обеспечивающих занятость граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих дополнительные трудности в поиске работы (инвалидов, выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, женщин, молодежи); экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего в городах и районах с напряженной ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательную стабилизацию уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочих мест, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени; сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест; усиление работы с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой занятости, проводимой в республике, городе, районе; дальнейшее развитие инфраструктуры рынка труда, улучшение прогнозно-аналитической деятельности в части комплексной оценки трудовой сферы и рынка труда; налаживание непосредственных контактов с работодателями различных форм собственности, использующими различные формы договорных условий; повышение эффективности использования средств, направляемых на выполнение мероприятий. В целях усиления социальной значимости политики занятости на рынке труда в ближайшие годы предстоит повысить роль органов управления в решении проблем занятости, прежде всего в территориях с напряженной ситуацией на рынке труда. В сфере политики занятости на территориальных рынках труда предполагается: повысить роль органов местного самоуправления в решении специфических территориальных проблем рынка труда; осуществлять меры по смягчению отрицательных последствий массовой безработицы и социальной поддержке безработных в городах и поселках с моноэкономической структурой производства; разработать и реализовать меры по совершенствованию организации работы городских и районных центров занятости с предприятиями и организациями в части согласования кадровой политики с политикой занятости, проводимой в рамках конкретной территории; разрабатывать на местном уровне программы экономического развития и занятости. Нуждается в разработке конкретных мер проблема обеспечения занятости населения, проживающего в сельской местности. Содействию занятости населения в сельской местности будет способствовать принятие и реализация следующих мер: создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания; организация обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью; распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов. 2. 2. Развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов. В Удмуртской Республике сложилась многофункциональная система общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров. Однако перемены в системе образования неадекватны переменам на рынке труда. Слабая ориентация на изменения в спросе и предложении рабочей силы, несовершенство материально-технической базы, отсутствие возможностей обучения по новым технологиям приводят к росту несоответствия предлагаемых образовательных услуг профессионально квалификационному спросу на рынке труда. В целях ликвидации этой диспропорции предусматривается: организовать работу по координации и согласованию объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования; ориентировать учреждения профессионального образования на обучение по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда; повысить конкурентоспособность выпускников образовательных учебных заведений на рынке труда, расширяя практику поэтапной аттестации студентов высших и средних профессиональных учебных заведений с присвоением им квалификаций начального, среднего и высшего профессионального образования; формировать систему непрерывного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения, как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; обеспечить восстановление и развитие внутрипроизводственного обучения; продолжить работу по организации опережающего обучения высвобождаемых работников на предприятиях республики. 2. 3. Социальное партнерство на рынке труда. Изменение социальной роли работников, работодателей и государства объективно требуют ускоренного решения вопросов становления и развития социального партнерства по регулированию рынка труда. В современных условиях возрастает роль договорных отношений по всему спектру вопросов обеспечения продуктивной занятости населения. С целью поиска разумных сочетаний интересов территорий, товаропроизводителей и трудовых коллективов по вопросам занятости населения Удмуртской Республики социальный диалог в 2001-2003 годах будет развиваться в рамках: трехстороннее партнерство республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; городских и районных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; партнерство с профессиональными союзами согласованного с профсоюзными коллективами организаций и их объединений решения вопросов организации труда и занятости, социальных гарантий при массовом высвобождении, оплаты и охраны труда, защиты трудовых прав при дискриминации работников. В 2001-2003 годах будут развиваться формы сотрудничества через участие органов службы занятости в разработке и реализации кадровой политики, коллективных договоров предприятий; взаимодействие с органами местного самоуправления городских и районных программ содействия занятости населения (мероприятий), учитывающих удовлетворение жизненных потребностей населения и ресурсный потенциал территорий; партнерство с работодателями согласования республиканской политики занятости с кадровой политикой предприятий, содействие в подборе персонала, защиты трудовых прав работников, разработки и реализации программ по смягчению последствий массовых сокращений персонала; партнерство с неправительственными и общественными организациями сотрудничества по решению проблем занятости отдельных социальных групп населения со следующими организациями: республиканская организация всероссийского общества инвалидов, республиканское отделение союза женщин России, республиканское правление всероссийского общества глухих, республиканское правление всероссийского общества слепых, федерацией независимых профсоюзов. 3. УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 3. 1.Профилактика безработицы. В 2001-2003 годах особое значение приобретает информационное обслуживание рынка труда. Основная задача по информационной поддержке рынка труда на этот период- повышение прозрачности рынка труда через создание на современном уровне компьютеризированной информационной сети, обслуживающей субъекты рынка труда, доступной для населения. Информирование о ситуации на рынке труда республики городских и районных администраций, предприятий ведется через публикации в средствах массовой информации, выпуск аналитических сборников, передачу информации в органы власти всех уровней. Все большую роль по оперативному обеспечению клиентов службы занятости информацией по вопросам труда и занятости, организации ярмарок вакансий рабочих и учебных мест будет играть республиканское радио и телевидение. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка - составная часть активной политики занятости, которая способствует формированию у граждан реалистических представлений о ситуации на рынке труда, профессиональных требований к работнику. Для реализации данного направления планируется: развивать и совершенствовать систему профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан с целью повышения их мотивации к труду; организовать профориентационное обслуживание и психологическую поддержку обращающегося в службу занятости населения; проводить работу по социальной адаптации и обучению навыкам поиска работы безработных граждан, в том числе длительное время ищущих работу; совершенствовать методическую базу для занятий с безработными гражданами по преодолению негативных социально-психологических последствий безработицы и формированию навыков поиска работы; развивать и совершенствовать Модельный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как экспериментальную площадку службы занятости для разработки, апробации и внедрения новых форм работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения; проводить профориентационную работу с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений с целью выбора ими профессионального пути и определения специальности, пользующейся спросом на рынке труда, развивать методическое обеспечение работы действующих и вновь создаваемых центров социальной адаптации подростков и молодежи к условиям рынка труда "Перспектива"; внедрить специализированную программу в рамках "Клуба ищущих работу" для выпускников, впервые выходящих на рынок труда. Мероприятия, проводимые в рамках данного направления, способствуют сокращению периода безработицы, распределению и закреплению кадров на рабочих местах. Ежегодно планируется оказывать услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения не менее 60000 человек. 3. 2. Содействие занятости населения. Основные действия службы занятости будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнение банка данных вакансиями. Получит дальнейшее развитие проводимый в республике конкурс среди работодателей "Сотрудничество". Будет продолжаться расширение услуг по подбору кадров по запросам работодателей. Для сокращения времени поиска работы граждан, обращающихся в службу занятости, и периода заполнения имеющихся на предприятии вакансий, будет продолжаться работа по: совершенствованию деятельности по формированию и поддержке банка данных вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства; подбору подходящего места работы для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателей; проведению ярмарок вакансий рабочих и учебных мест; предоставлению возможности выбора различных форм и видов занятости; обучению безработных граждан методам самостоятельного поиска работы; реализации специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите; разработке и реализации нормативных методических документов. Сокращение срока поиска работы безработными гражданами в 2001-2003 годах будет происходить через: улучшение качества приема, регистрации, консультирования граждан, помощь в решении конкретных вопросов трудоустройства, в том числе использования специальных форм интенсивного консультирования граждан ( "Клуб ищущих работу ", программы "Новый старт", Школа безработного и т.д. ); улучшение информирования граждан о возможностях трудоустройства, развитие сети информационных центров, кабинетов и агентств для граждан, ищущих работу, в городах республики, Увинском, Игринском, Завьяловском районах и расширение предлагаемых ими услуг; повышение эффективности работы городских и районных комиссий по работе с длительно неработающими гражданами. Первоочередная задача республиканской службы занятости в сфере профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в 2001-2003 годах - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынков труда. С этой целью планируется: организовать профессиональное обучение незанятого населения, в первую очередь подростков, молодежи, не имеющей профессии, инвалидов, граждан с длительным периодом безработицы; совершенствовать систему программно-целевого планирования профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения; продолжить конкурсный отбор учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования для обучения безработных граждан; расширять масштабы обучения граждан основам предпринимательства и самозанятости; разрабатывать меры по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Организовать их стажировку; развивать практику профессионального обучения безработных граждан по месту жительства с выездом преподавателей учебных заведений в районы (передвижное обучение ); проводить согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; организовать опережающее обучение учащихся с отклонениями в развитии и ограничениями жизнедеятельности; развивать учебный центр Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике (далее Департамент ФГСЗН по Удмуртской Республике) как многофункциональное учреждение дополнительного образования. Решение данных задач будет способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы, в том числе безработных граждан и работников, находящихся под угрозой высвобождения, развитию системы обучения кадров, повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Предполагается, что ежегодно на профессиональное обучение и переподготовку будет направляться 4000-5000 человек из числа незанятого населения и высвобождаемых работников, из них не менее, чем пятая часть - основам предпринимательства и самозанятости. В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов регулирования ситуации на рынке труда, временное трудоустройство граждан, в первую очередь на общественные работы, относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Цель привлечения безработных и ищущих работу граждан к выполнению работ временного характера или общественных работ (к работам временного характера относятся сезонные работы и работа по срочным трудовым договорам) состоит в оказании возможности получения источника дохода, сохранения мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. В целях реализации мероприятий временной занятости и общественных работ предполагается: совершенствование механизма координации действий Правительства Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, Департамента ФГСЗН по Удмуртской Республике, общественных организаций и муниципальных унитарных предприятий по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования; усиление социальной направленности работ по предоставлению возможности для временного трудоустройства, в период активного поиска постоянной работы, для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест, имеющихся в организациях, длительное время остающихся незанятыми по причине их не престижности. Положительную роль в смягчении ситуации на рынке труда и особенно в сельских районах республики должно сыграть развитие альтернативных видов занятости - предпринимательства и самозанятости. В целях оказания незанятым гражданам содействия в организации предпринимательской деятельности, а также адаптации к условиям рынка труда городскими и районными центрами занятости планируется оказание помощи лицам, испытывающим трудности с трудоустройством и изъявившими желание организовать собственное дело. В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы предполагается реализовать: консультирование и профессиональную ориентацию незанятых граждан в целях определения их возможностей эффективной деятельности в качестве предпринимателей; обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности; сотрудничество с органами местного самоуправления по предоставлению льготного порядка регистрации безработных граждан в качестве предпринимателей; совершенствование системы подготовки незанятых граждан к предпринимательской деятельности путем организации "Клуба предпринимателей"; совместно с органами местного самоуправления и Госкомитетом Удмуртской Республики по предпринимательству организацию при Правительстве Удмуртской Республики социально-деловых центров. К наиболее нуждающимся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. В настоящее время в республике около 50 тыс. инвалидов трудоспособного возраста , а удельный вес работающих инвалидов не превышает 30 %. Кроме того в республике проживает около 8 тыс. детей инвалидов, часть из которых в 2001-2003 годах достигнет трудоспособного возраста и выйдет на рынок труда. Вместе с тем, удельный вес инвалидов в общей численности граждан, состоящих на учете в службе занятости, составляет менее 5 %. Основной целью политики занятости в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью. Для достижения поставленной цели предусматривается; продолжить практику квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, обращающихся в службу занятости в целях поиска работы; продолжить работу по формированию государственной службы реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству, а также созданию центров профессиональной реабилитации; стимулировать работодателей, трудоустраивающих инвалидов, предоставлением льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней в Удмуртской Республике. В 2001-2003 годах безработица приобретет еще более выраженные структурные формы. К числу мер, способствующих трудоустройству длительно безработных граждан, относится реализация специальной программы содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт"). Основные цели программы: дополнительное повышение шансов трудоустройства; преодоление негативных последствий безработицы; социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы; восстановление мотивации к труду. В течение 2001-2003 годах численность подростков впервые вступающих на рынок труда будет постоянно возрастать. Вместе с тем, значительная часть молодежи не работает и не учится. По прогнозным оценкам регистрируемая безработица молодежи в Удмуртской Республике составляет около 25%, в связи с этим проблема занятости молодежи рассматривается как стратегически важная, определяющая возможность экономического развития республики. К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, и сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Основные направления действий: разработка организационных, административных и экономических мер, предусматривающих предоставление льгот в налогообложении и направленных на осуществление приоритета приема молодежи после завершения образования на пред приятия всех форм собственности, в том числе квотирование; активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и необходимая профподготовка, приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.); опережающее профессиональное обучение молодежи, ставшей безработной или находящейся под риском увольнения. В 2001-2003 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности будет продолжена работа по трудоустройству на временную работу несовершеннолетних граждан: совершенствование порядка и условий трудоустройства, привлечение к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, исполнительные органы местного самоуправления, органы системы образования, Республиканская молодежная биржа труда, районные отделы по делам молодежи и др.), совершенствование механизма создания и финансирования временных рабочих мест, что позволит устранить причины, сдерживающие возможности временного трудоустройства данной категории граждан. Продолжит работу экспертный совет по рассмотрению программ занятости несовершеннолетних, представленных для получения инвестиций. Особое внимание будет уделяться программам, развивающим предпринимательские инициативы и помогающие освоиться и получить практический опыт работы в рыночной экономике. В 2001-2003 годах обеспечение занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, будет осуществляться в рамках республиканской программы "Молодежь Удмуртии" на 2001-2003 годы. Продолжится работа по реализации наиболее эффективной программы по трудоустройству молодежи "Молодежная практика", целью которой является трудоустройство выпускников учебных заведений на временные рабочие места на период до 6 месяцев, что позволяет приобрести профессиональные знания, умения и навыки и реально повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда. Отдельно будет выделена работа по развитию предпринимательской инициативы молодежи, как наиболее мобильной части населения, обращающейся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. С учетом сложившегося состояния занятости женщин наибольшее внимание в ближайшие годы будет уделяться трем группам экономически активных женщин: женщинам, имеющим высшее и среднее профессиональное образование, прежде всего впервые вступающим в трудовую жизнь; работницам сельскохозяйственной отрасли и работницам, ранее занятым в оборонной промышленности; экономически активным женщинам в ре гионах, традиционно испытывающих недостаток рабочих мест и отличающихся низким уровнем занятости населения. Регулирование занятости женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, намечается осуществить по направлениям: максимально возможное трудоустройство молодых женщин, завершивших образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях, если полученная специальность отвечает современным требованиям; вывод женщин с производств с вредными условиями труда и их профессиональная переориентация и переподготовка в связи с меняющейся конъюнктурой рынка труда. Основными направлениями действий в области содействия занятости женщин в отраслях, использующих, в основном, труд женщин и испытывающих глубокий кризис, будет профессиональная переориентация и переподготовка излишней численности работниц основных профессиональных групп в случае отсутствия перспектив развития производства, а также обязательное повышение квалификации безработных женщин-работниц массовых профессий и женщин, возвращающихся к трудовой деятельности после отпуска по уходу за ребенком. Содействие занятости женщин в регионах с традиционным недостатком рабочих мест будет носить специфический характер и предполагает: усиление социальной поддержки семей, как правило, многодетных, с тем, чтобы снять давление на рынок труда со стороны женщин, имеющих детей, по причине чрезмерно низкого уровня доходов таких семей; квотирование рабочих мест; оказание помощи со стороны государства в развитии предпринимательской деятельности проживающим в сельской местности; всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры, с достаточной продолжительностью, прежде всего для молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, поскольку значительная ее часть не имеет профессии. Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места, кроме того значительная часть освобождающихся не имеет профессии. В 2001-2003 годах предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет осуществления следующих мер: отработки механизма взаимодействия администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с городскими и районными центрами занятости по во просам создания информационной службы о спросе на рабочую силу на ре гиональных рынках труда, профессиональной подготовки осужденных, освобожденных из мест лишения свободы; организация в г. Ижевске центра для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, для их социальной и профессиональной реабилитации; реализации мер по трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы, за счет механизма квотирования рабочих мест. 4. ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ БЕЗРАБОТНЫХ В течение 2001-2003 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры, финансируемые из федерального бюджета: выплата пособий по безработице и оплата периода временной нетрудоспособности безработным гражданам в размере 126 млн. руб. в 2001 году, 221,1 млн. руб. - в 2002 году, 301,5 млн. руб. - в 2003 году; оказание материальной помощи безработным гражданам и членам их семей в размере 3,9 млн. руб. в 2001 году, 8,4 млн. руб. - в 2002 году, 13,4 млн. руб. - в 2003 году; компенсация затрат Пенсионному фонду Российской Федерации по оплате пенсий безработным гражданам, оформленных на досрочную пенсию в размере 10,9 млн. руб. в 2001 году, 12,4 млн. руб. - в 2002 году, 13,5 млн. руб. - в 2003 году. Выделенные средства из бюджета Удмуртской Республики на 2001 год предполагается использовать на следующие программы активной политики занятости: организация общественных работ - 5100 тыс. рублей; создание дополнительных рабочих мест - 2400 тыс. рублей; трудоустройство детей-сирот с предоставлением жилья - 400 тысяч рублей; обучение школьников специализированных школ - 100 тыс. рублей; выплата пособия безработным беременным женщинам - 4000 тысячи рублей. 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Финансирование мероприятий по содействию занятости населения будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, а также из других источников, предназначенных для финансирования этих мероприятий. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики мероприятий содействия занятости населения носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета. 6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Учитывая роль государственной службы занятости населения, как амортизатора негативных тенденций на рынке труда Удмуртской Республики, и с целью укрепления кадрового потенциала органов занятости населения в период 2001-2003 годов будет проведен комплекс мероприятий, направленный на: совершенствование структуры органов службы занятости населения в городах и районах республики; создание условий для непрерывного профессионального роста специалистов органов службы занятости путем их подготовки и переподготовки на базе ведущих учебных заведений федерального и республиканского уровня, включая стажировки персонала на местах; совершенствование технологий формирования резерва кадров и его рациональное использование; расширение источников формирования резерва, определение требований по каждому типу должностей; снижение доли работников, занятых выполнением административно-управленческих функций, и увеличение численности работников, осуществляющих прием и обслуживание населения. 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения повысится социально-экономическая эффективность регулирования рынка труда: политика занятости населения переориентируется с пассивной, направленной на материальную поддержку безработных граждан и сохранение неэффективных рабочих мест, на создающую условия для ускорения рыночных преобразований в сфере труда и занятости (повышение качества рабочей силы, использование имеющихся рабочих мест, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и т.д.); изменится характер динамики занятости населения, который определит положительные изменения в направлении ее количественных и качественных факторов; уменьшится потенциал скрытой безработицы, что приведет к возникновению необходимых основ для формирования эффективной занятости, соответствующей потребностям экономики республики в квалифицированной рабочей силе. Реализация принятых мероприятий позволит: улучшить условия для расширения занятости населения, развития малого и среднего бизнеса, ежегодно поддерживать предпринимательскую инициативу 2,5 тыс. безработных граждан; добиться ежегодного увеличения доли населения занятого в малом бизнесе на 5 %, снизить уровень безработицы в период сезонных работ, обеспечить трудоустройство на общественные работы свыше 7 тыс. человек в год; повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы, в том числе безработных граждан и работников, находящихся под угрозой высвобождения, развить систему обучения кадров, повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Предполагается, что ежегодно на профессиональное обучение и переподготовку будет направляться 4-5 тыс. человек из числа незанятого населения и высвобождаемых работников, из них не менее чем пятую часть - основам предпринимательства. Профориентационная работа ежегодно будет проводиться с 60 тыс. граждан. Меры, принятые для решения проблем занятости населения республики, обеспечат государственные гарантии занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, позволят устанавливать квоты на 2 тыс. рабочих мест с предоставлением налоговых льгот работодателям и обеспечить трудоустройство на них безработных граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Ежегодно содействие в трудоустройстве получат не менее 300 инвалидов, 1200 выпускников различных учебных заведений, 100 детей-сирот, 500 человек из числа одиноких и многодетных родителей, 300 граждан, освободившихся из учреждений, исполняющих наказание. Реализация намеченных мероприятий будет способствовать созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, повышению эффективности целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчению последствий долговременной безработицы; повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем ежегодного заполнения 40 тысяч вакансий, оказания консультационных услуг по вопросам трудоустройства не менее 100 тыс. человек. Принятые меры позволят стабилизировать уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,5% -3% от экономически активного населения и поддержать доходы безработных граждан, признанных в официальном порядке безработными, состоящих на учете в службе занятости. 8. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЯТЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Результаты выполнения представляются ответственными исполнителями в Правительство Удмуртской Республики один раз в полугодие. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|