Расширенный поиск

Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 28.09.2004 № 285-3

 
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
           ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                 от 28 сентября 2004 г. N 285-III

    О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ
     (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
           В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2005 - 2009 ГОДЫ"

     Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
     1. Утвердить   Республиканскую   целевую  программу  "Развитие
крестьянских    (фермерских)    хозяйств   и   сельскохозяйственных
кооперативов   в   Удмуртской  Республике  на  2005  -  2009  годы"
(прилагается).
     2. Определить   республиканским   заказчиком   Республиканской
целевой  программы  "Развитие  крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных  кооперативов  в Удмуртской Республике на 2005
-  2009  годы"  Министерство  сельского  хозяйства и продовольствия
Удмуртской Республики.

     Председатель Государственного Совета
     Удмуртской Республики          И.Н.СЕМЕНОВ





                                                         Утверждена
                                                     постановлением
                                            Государственного Совета
                                              Удмуртской Республики
                                   от 28 сентября 2004 г. N 285-III

                 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
           "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
         И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В УДМУРТСКОЙ
                  РЕСПУБЛИКЕ НА 2005 - 2009 ГОДЫ"

                              Паспорт
                 Республиканской целевой программы
           "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
         и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской
                  Республике на 2005 - 2009 годы"

----------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование   ¦Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств     ¦
¦Программы      ¦и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской¦
¦               ¦Республике на 2005 - 2009 годы                  ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основание      ¦Распоряжение Правительства Удмуртской Республики¦
¦для разработки ¦от 31 мая 2004 года N 529-р "О разработке       ¦
¦Программы      ¦проекта Республиканской целевой программы       ¦
¦               ¦"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств    ¦
¦               ¦и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской¦
¦               ¦Республике на 2005 - 2009 годы"                 ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цель           ¦Создание экономических и социальных условий,    ¦
¦Программы      ¦способствующих повышению эффективности развития ¦
¦               ¦крестьянских (фермерских) хозяйств              ¦
¦               ¦и сельскохозяйственных кооперативов             ¦
¦               ¦в Удмуртской Республике                         ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основные       ¦1. Развитие производственной базы крестьянских  ¦
¦задачи         ¦(фермерских) хозяйств.                          ¦
¦Программы      ¦2. Совершенствование социальной инфраструктуры. ¦
¦               ¦3. Формирование снабженческо-сбытовых           ¦
¦               ¦и производственных кооперативов.                ¦
¦               ¦4. Защита законных прав и интересов крестьянских¦
¦               ¦(фермерских) хозяйств.                          ¦
¦               ¦5. Повышение квалификации глав и членов         ¦
¦               ¦крестьянских (фермерских) хозяйств.             ¦
¦               ¦6. Совершенствование системы содействия развитию¦
¦               ¦крестьянских (фермерских) хозяйств              ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Сроки          ¦2005 - 2009 годы                                ¦
¦реализации     ¦                                                ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Республиканский¦Министерство сельского хозяйства                ¦
¦заказчик       ¦и продовольствия Удмуртской Республики          ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Разработчики   ¦Министерство сельского хозяйства                ¦
¦проекта        ¦и продовольствия Удмуртской Республики.         ¦
¦Программы      ¦Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств   ¦
¦               ¦и кооперативов Удмуртской Республики.           ¦
¦               ¦Федеральное государственное образовательное     ¦
¦               ¦учреждение высшего профессионального образования¦
¦               ¦"Ижевская государственная сельскохозяйственная  ¦
¦               ¦академия"                                       ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Исполнители    ¦Исполнительная дирекция Программы, крестьянские ¦
¦Программы      ¦(фермерские) хозяйства и кооперативы Удмуртской ¦
¦               ¦Республики (по согласованию)                    ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Ресурсное      ¦Общий объем финансирования - 361,5 млн. руб.,   ¦
¦обеспечение    ¦в том числе за счет:                            ¦
¦Программы      ¦- субсидий из бюджета Удмуртской Республики -   ¦
¦               ¦41,5 млн. руб.;                                 ¦
¦               ¦- внебюджетных источников - 320 млн. руб.,      ¦
¦               ¦в том числе:                                    ¦
¦               ¦- собственные средства крестьянских (фермерских)¦
¦               ¦хозяйств - 180 млн. руб. (по согласованию);     ¦
¦               ¦- заемные средства (кредиты банков и кредитных  ¦
¦               ¦кооперативов) - 140 млн. руб.                   ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Механизм       ¦Реализация Программы осуществляется             ¦
¦реализации     ¦республиканским заказчиком с участием органов   ¦
¦Программы      ¦исполнительной власти Удмуртской Республики,    ¦
¦               ¦органов местного самоуправления                 ¦
¦               ¦(по согласованию) и иными участниками Программы.¦
¦               ¦Основным элементом механизма реализации         ¦
¦               ¦Программы является программно-целевой метод     ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Перечень       ¦1. Инженерное обустройство крестьянских         ¦
¦основных       ¦(фермерских) хозяйств.                          ¦
¦мероприятий    ¦2. Строительство и реконструкция                ¦
¦Программы      ¦животноводческих помещений.                     ¦
¦               ¦3. Развитие фермерской кооперации.              ¦
¦               ¦4. Подготовка и повышение квалификации фермеров.¦
¦               ¦5. Совершенствование правовой базы              ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Контроль       ¦Ежегодное рассмотрение хода выполнения Программы¦
¦реализации     ¦на коллегии Министерства сельского хозяйства    ¦
¦Программы      ¦и продовольствия Удмуртской Республики.         ¦
¦               ¦Экспертные проверки, организуемые Министерством ¦
¦               ¦экономики Удмуртской Республики с участием      ¦
¦               ¦Министерства финансов Удмуртской Республики.    ¦
¦               ¦Ежегодное представление отчетов в Правительство ¦
¦               ¦Удмуртской Республики                           ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые      ¦Повышение устойчивости социально-экономического ¦
¦результаты     ¦развития сельских территорий за счет            ¦
¦               ¦диверсификации хозяйственной деятельности       ¦
¦               ¦в аграрной экономике, роста занятости и доходов ¦
¦               ¦сельского населения                             ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Оценка         ¦Производство сельскохозяйственной продукции     ¦
¦эффективности  ¦на сумму 2096 млн. руб.                         ¦
¦Программы      ¦Объем производства в 2009 г. составит 130%      ¦
¦               ¦к уровню 2003 г.                                ¦
¦               ¦Создание около 1200 новых рабочих мест.         ¦
¦               ¦Возврат в производство 9 тыс. га                ¦
¦               ¦сельскохозяйственных угодий.                    ¦
¦               ¦Отчисления налогов в бюджеты всех уровней       ¦
¦               ¦85 млн. руб.                                    ¦
L---------------+-------------------------------------------------



                             Введение

     Республиканская   целевая   программа  "Развитие  крестьянских
(фермерских)   хозяйств   и   сельскохозяйственных  кооперативов  в
Удмуртской  Республике  на  2005  -  2009 годы" (далее - Программа)
разработана  во  исполнение  распоряжения  Правительства Удмуртской
Республики  от 31 мая 2004 года N 529-р для обеспечения дальнейшего
развития  крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов.
     Необходимость   разработки   новых,  соответствующих  рыночным
критериям  ведения  хозяйства,  экономических  моделей  организации
сельскохозяйственного  производства  назрела  давно. Предложенная к
рассмотрению  Программа разработана с целью закрепления результатов
двух   предыдущих   Программ,  а  именно:  Республиканской  целевой
программы    "Развитие   крестьянских   (фермерских)   хозяйств   и
кооперативов   Удмуртской   Республики  на  2000  -  2003  годы"  и
Республиканской    целевой    программы    "Развитие   крестьянских
(фермерских)  хозяйств  и  кооперативов  в Удмуртской Республике на
2002 - 2004 годы".
     Опыт  экономически  развитых  стран доказывает, что фермерские
хозяйства    являются    одной   из   наиболее   эффективных   форм
использования  земли, трудовых и материально-технических ресурсов в
аграрной  экономике.  В  то  же  время  несовершенство действующего
законодательства  и отсутствие системы обоснованной государственной
политики  и  регулирования  деятельности  крестьянских (фермерских)
хозяйств  не  позволяют  в  полной  мере реализовать их потенциал в
нашей стране.
     Реализация  намеченных Программой мероприятий позволит вовлечь
в  производство неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и личные
сбережения   граждан,   а   социальный  эффект  проявится  в  росте
занятости и доходов населения сельской местности.
     При  разработке  Программы  развития крестьянских (фермерских)
хозяйств  и сельскохозяйственных кооперативов учитывались внешние и
внутренние   региональные  факторы,  современный  уровень  развития
сельского  хозяйства  Удмуртской  Республики  и его составляющих, а
также      национально-исторические      традиции,      возможности
государственной  поддержки  крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и
сельскохозяйственных кооперативов в ближайшей перспективе.
     Основной  задачей  развития крестьянских (фермерских) хозяйств
и  сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики является
формирование   условий,  в  которых  будет  осуществлен  переход  к
стабильной,   безубыточной   работе   и   реализован  мотивационный
механизм для их производительного труда.
     Главным   результатом   развития   крестьянских   (фермерских)
хозяйств  и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики
должно  стать  увеличение  производства продуктов питания, создание
новых  рабочих  мест,  увеличение  налоговых  поступлений в бюджеты
всех уровней.

         1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
                       программными методами

     На    1    января    2004   года   в   Удмуртской   Республике
зарегистрировано  3361 крестьянское (фермерское) хозяйство. За ними
закреплено  75202 га земельной площади, в том числе 65828 га пашни,
или 4,8% общей площади пашни в Удмуртской Республике.
     Большая  часть крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в
начале  90-х  годов  XX  века  и  получивших  стартовую  финансовую
поддержку,    имеют    хорошую    материальную   базу,   наращивают
производство    продукции,    доказывают,   что   от   производства
сельскохозяйственной  продукции  можно  получать высокую прибыль, и
подают хорошие примеры для других селян.
     Но   в   то  же  время  крестьянские  (фермерские)  хозяйства,
образовавшиеся   после   1994   года   и  не  получившие  стартовой
поддержки,  не  имеют  производственной  базы, нанимают технику для
обработки земли и уборки урожая.
     Многие   крестьянские   (фермерские)   хозяйства  обрабатывают
дальние заброшенные земли далеко не лучшего качества.
     Вследствие  более  высокой  рентабельности  значительная часть
фермеров  занята  выращиванием  растениеводческой продукции. Однако
без  животноводства  трудно рассчитывать на стабильность в развитии
хозяйства,   поскольку   именно  эта  отрасль  является  постоянным
источником   поступления   финансов  и  менее  подвержена  погодным
колебаниям.  Кроме  того,  на  производственно-отраслевую структуру
крестьянского  хозяйства существенное влияние оказывает конъюнктура
рынка сбыта продукции.
     Но   несмотря   на  это  крестьянские  (фермерские)  хозяйства
Удмуртской  Республики  в  2003  году  произвели  4,5%  зерна, 5,1%
картофеля   к   общему   объему  производства  сельскохозяйственной
продукции.
     Вследствие  диспаритета  цен на сельскохозяйственную продукцию
и  энергоносители,  сокращения  государственной  поддержки развития
фермерства  замедлилось образование новых крестьянских (фермерских)
хозяйств.
     Многие   крестьянские   (фермерские)   хозяйства,  не  имеющие
сельскохозяйственной  техники,  работают на уровне личных подсобных
хозяйств.
     В  данный  период  в  республике  проводится перерегистрация и
паспортизация  крестьянских  (фермерских)  хозяйств.  Многие  главы
крестьянских   (фермерских)   хозяйств   проходят   хорошую   школу
хозяйствования  и  избираются руководителями коллективных хозяйств.
Некоторые   из   них   на   основе   своих   развитых  крестьянских
(фермерских)  хозяйств  организуют  закрытые  акционерные общества,
общества с ограниченной ответственностью.
     Большая  часть крестьянских (фермерских) хозяйств образовалась
в  1992  - 1993 годы. Часть глав крестьянских (фермерских) хозяйств
вышла  на  пенсию,  а  их дети не желают продолжать дело родителей.
Сельский  труд  пока  малопривлекателен,  особенно  при  отсутствии
сельскохозяйственной техники.
     Вышеуказанные  обстоятельства  повлекут  за  собой  сокращение
количества  мелких  крестьянских  (фермерских)  хозяйств.  В  то же
время  эффективно  работающие  крестьянские  (фермерские) хозяйства
расширяют   посевные   площади,   в   том   числе  за  счет  земель
крестьянских  (фермерских) хозяйств, прекративших свою деятельность
(приложение 2).
     В  целом  при  сокращении количества крестьянских (фермерских)
хозяйств   обрабатываемые   земельные   площади   и  валовой  объем
производства  сельскохозяйственной  продукции возрастут (приложение
3).
     В  Удмуртской  Республике  существует необходимость расширения
производства   в   действующих   хозяйствах   и  образования  новых
крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
     Недостаток  финансовых  средств  порождает проблемы деградации
технического   потенциала,   почвенного   плодородия   и  ухудшения
качественного    состава   рабочих,   руководителей,   специалистов
сельского  хозяйства.  Указанные  проблемы  в  свою  очередь служат
причиной   ряда   иных  последствий  экономического  и  социального
характера.  Необходимо  привлечение  личных  сбережений  граждан на
приобретение   сельскохозяйственной   техники  и  на  строительство
производственной    базы,    например   через   систему   кредитных
кооперативов.
     Образовался   замкнутый  круг  проблем,  разорвать  который  в
состоянии  лишь  целенаправленное  воздействие государства. Простым
вливанием  бюджетных  средств  ситуацию  не  изменить,  нужно нечто
большее,  что могло бы мобилизовать ресурсы, интересы и потребности
сельхозтоваропроизводителей    на    снижение   затрат,   повышение
производительности труда.
     Фермерские  хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и
коллективные  сельскохозяйственные организации, но, тем не менее, у
них  есть  и  свои  специфические  проблемы,  связанные  с тем, что
фермерские  хозяйства  чаще  всего  создаются на новом участке, где
наблюдается:
     - отсутствие залогового имущества для получения кредита;
     - отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;
     -   недостаток   средств   на  строительство  производственных
помещений;
     -  низкий  уровень  межфермерской  кооперации по производству,
переработке   и   сбыту   продукции  тормозит  дальнейшее  развитие
крестьянских  (фермерских)  хозяйств, готовых осваивать новые земли
и увеличивать объемы производства.
     Поэтому  государственные  субсидии  необходимо  направлять  на
разрешение   данных   проблем.   Но,   учитывая  характер  развития
экономики    и   дефицит   государственных   ресурсов,   необходимо
сконцентрировать  все  средства, которые можно привлечь, на решение
наиболее  острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым
для    этого   является   программно-целевой   метод,   позволяющий
объединить   государственные,   заемные   и   собственные  средства
сельскохозяйственных  товаропроизводителей для решения поставленных
задач.

          2. Социально-экономическая значимость проблемы
                для населения Удмуртской Республики

     Агропромышленный  комплекс  является одним из наиболее крупных
и   важных   секторов   экономики,   и   его   состояние  оказывает
значительное  воздействие на социально-экономическую и политическую
ситуацию в Удмуртской Республике.
     Агропромышленный   комплекс  Удмуртской  Республики  выполняет
следующие важные задачи:
     устойчивое обеспечение населения продовольствием;
     обеспечение  рабочими  местами до 95 процентов трудоспособного
населения в сельских районах Удмуртской Республики.
     Другое  фундаментальное  положение  заключается  в  том, что в
развитии   агропромышленного   комплекса  одинаково  заинтересованы
жители  города  и  села. Уровень жизни основной массы народа на две
трети  зависит  от  сельского хозяйства, формирующего планку цен на
продовольствие.  Поэтому и престиж сельского труда, и уровень жизни
в деревне должны быть не ниже, чем в городе.
     Развитие    фермерского    движения    позволяет   рационально
распоряжаться  средствами  производства в сельском хозяйстве, земля
приобретает   в   лице   фермера   настоящего  хозяина.  Это  будет
способствовать   росту   производства,   улучшению   благосостояния
крестьян.
     Важно  также  подчеркнуть  роль  малого  предпринимательства в
решении  социальных  проблем села, налаживании устойчивого развития
сельских  территорий,  обеспечении  занятости и поддержании доходов
сельского   населения.   Малый   сектор   играет  роль  социального
амортизатора,   позволяя   государству   существенно  экономить  на
программах  борьбы с сельской безработицей и бедностью, хотя данная
проблема еще далеко не решена.
     Особое  внимание необходимо уделить межфермерской, в том числе
с    участием    коллективных   сельскохозяйственных   организаций,
кооперации  на  основе  разделения  труда  в производстве отдельных
видов  сельскохозяйственной  продукции.  Такое объединение позволит
более  рационально использовать производственные мощности сельского
хозяйства,  улучшить  обеспечение  сортовыми  семенами и молодняком
племенного скота, повысить эффективность производства.
     Из-за  высоких цен крестьянским (фермерским) хозяйствам сложно
закупать   необходимые  средства  производства.  Фермеры  вынуждены
отказаться   от   отдельных   видов   техники,   если   ее   нельзя
задействовать  на  полную  мощность.  И  здесь  решение  видится  в
создании    и   развитии   сельскохозяйственных   кооперативов   по
совместному использованию технических средств.
     За  счет  расширения  производства в существующих крестьянских
(фермерских)  хозяйствах,  строительства  и реконструкции пустующих
животноводческих    помещений,   ввода   строящихся   объектов   по
переработке    сельскохозяйственной   продукции,   открытия   новых
магазинов будет создано около 1200 рабочих мест.

                                                        Таблица 2.1

    Сведения о финансировании из бюджета Удмуртской Республики
      мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие
         крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
           в Удмуртской Республике на 2002 - 2004 годы"

                                                          тыс. руб.

N     Наименование          Сумма финансирования
п/    мероприятий
п

                            2002       2003       2004 год      Итого      В
                            год        год        (ожидаемое    за 3       среднем
                                                  финансиро-    года       за один
                                                  вание)                   год

1     Выделено из           8920,0     4872,0     4700,0        18492,0    6164,0
      бюджета Удмуртской
      Республики, всего:

      в том числе:          5920,0     4872,0     4700,0        15492,0    5164,0
      государственная
      поддержка на раз-
      витие крестьянских
      (фермерских)
      хозяйств

      капитальные вложе-    3000,0     0,0        0,0           3000,0     1000,0
      ния на инженерное
      обустройство
      крестьянских (фер-
      мерских) хозяйств
      и кооперативов

2     Кроме того            2188,0     4507,0     4950,0        11645,0    3882
      выделено средств
      по другим направ-
      лениям государ-
      ственной поддержки

3     Выделено средств      4200       3360       4200          11760      3920
      для приобретения
      сельскохозяйствен-
      ной техники
      по лизингу

      Итого                 15308,0    12739,0    13850,0       41897,0    13966

     Средства   бюджета   Удмуртской   Республики,   выделяемые  на
реализацию    данной    Программы,    в   большей   степени   носят
инвестиционный  характер,  а  потому  оказывают  прямое  влияние на
развитие  производства крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, при
реализации  предыдущей  Программы  с  2002 по 2003 годы субсидии на
строительство  животноводческих  помещений  из  бюджета  Удмуртской
Республики  составили  5665  тыс.  рублей,  введено в действие 1090
ското-мест  (27  помещений)  для  крупного рогатого скота и свиней.
Фермерские   хозяйства,   построившие  животноводческие  помещения,
дополнительно  произвели  за  этот  период  продукции  на  18  млн.
рублей,  изыскали и вложили 8500 тыс. рублей собственных средств на
развитие производства.
     Эффективное   использование   полученных   средств  показывает
результаты  работы крестьянских (фермерских) хозяйств по выполнению
Республиканской    целевой    программы    "Развитие   крестьянских
(фермерских)  хозяйств  и  кооперативов  в Удмуртской Республике на
2002 - 2004 годы".

                                                        Таблица 2.2

                   Анализ производства продукции

                                                          тыс. тонн

Вид продукции        Факт        План по            Факт        Выполнение
                     2000 -      Программе          2002 -      Программы, %
                     2001 гг.    2002 - 2003 гг.    2003 гг.

Зерно                60,2        55                 66,2        120

Картофель            32,1        29                 46,1        159

Овощи                3           3,1                3,5         113

Мясо                 1,7         1,9                2,2         115

Молоко               13,8        14,5               16,6        114

     Поголовье скота в фермерских хозяйствах за 2 года возросло.

                                                        Таблица 2.3

                          Поголовье скота

                                                         тыс. голов

Поголовье             Наличие                    (+) (-)       Темп
                                                 тыс. голов    прироста,
                                                               %

                      На 01.01.04    На 01.01.02

КРС                   7,9            6,5            +1,4          22

в том числе коровы    3,5            3,0            +0,5          17

Свиньи                6,3            5,9            +0,4          7

     Финансовая    поддержка   развития   фермерства   из   бюджета
Удмуртской  Республики  стимулирует  ежегодное вложение собственных
средств  крестьянских  (фермерских) хозяйств в сумме 45 млн. рублей
в  развитие  производственной  базы, или на 1 млн. рублей бюджетных
средств приходится 3 - 4 млн. рублей собственных.

                3. Основные цели и задачи Программы

     Основной  целью  Программы  является  создание экономических и
социальных    условий,   способствующих   повышению   эффективности
развития  крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов  Удмуртской  Республики,  повышению  их  социальной  и
правовой защищенности в условиях рыночных отношений.
     Достижение   цели   осуществляется   путем  решения  следующих
основных задач:
     1. Развитие  производственной  базы  крестьянских (фермерских)
хозяйств.
     2. Совершенствование социальной инфраструктуры.
     3. Формирование   снабженческо-сбытовых   и   производственных
кооперативов.
     4. Защита  законных прав и интересов крестьянских (фермерских)
хозяйств.
     5. Повышение   квалификации   глав   и   членов   крестьянских
(фермерских) хозяйств.
     6. Совершенствование  системы содействия развитию крестьянских
(фермерских) хозяйств.

               4. Сроки и этапы реализации Программы

     Программа  не  предусматривает  поэтапной  разбивки реализации
программных  мероприятий. Реализация основных мероприятий Программы
привязана к объемам финансирования с разбивкой по годам.
     Кроме  мероприятий,  требующих  финансирования,  в 2005 - 2009
гг.    предусмотрено    проведение   мероприятий   организационного
характера, не требующих финансовых затрат.
     В  соответствии  с законом сроки и ответственные за реализацию
программных  мероприятий  определяются  республиканским  заказчиком
Программы   в   ежегодно   утверждаемых   им   планах  практических
мероприятий.

                   5. План мероприятий Программы


     Цель         Задачи                 Мероприятия

     1            2                         3

     Создание 1. Развитие Для расширения размеров землепользо-
     организацион-  производст-  вания,  увеличения  поступлений  в
бюд-
     ных, венной базы жет от использования земли (земельный
     экономических налог, арендная плата) необходимо:
     и социальных 1) обеспечение доступа крестьянских
     условий, (фермерских) хозяйств, личных
     способствую- подсобных хозяйств к информации
     щих повышению государственного земельного кадастра
     эффективности (в рамках, определенных Федеральным
     развития законом "О государственном земельном
     крестьянских кадастре"), к информации о землях,
     (фермерских) находящихся в фонде перераспределения
     хозяйств к информации о неэффективно использу-
     сельскохозяй- емых производственных объектах и тех-
     ственных ники сельскохозяйственного назначения
     кооперативов для передачи их в аренду или продажи
     в Удмуртской эффективно работающим собственникам.
     Республике 2) поставка сельскохозяйственной
     техники и племенного скота
     на лизинговой основе

     2. Совершен-  Строительство водопровода - 12 км,
     ствование    линий электропередачи - 20 км,
     социальной   подъездных путей - 4 км.
     инфраструк-   Коммуникации целесообразно подводить
     туры         объединенным крестьянским хозяйствам,
     которые занимаются возрождением малых
     деревень, или к группе хозяйств
     на окраине деревни

     3. Формиро-   Создание племенных ферм на
     вание снаб-  кооперативной основе совместно
     женческо-    со специализированными хозяйствами:
     сбытовых       - по воспроизводству крупного
     и производ-      рогатого скота - 2 ед.;
     ственных      Создание семеноводческих хозяйств -
     кооперативов 3 ед.,
     в т.ч.
     2 - по производству картофеля,
     1 - по производству зерна.
     Выделение постоянных мест для
     торговли фермерской продукцией
     на рынках городов и районных центров
     Удмуртской Республики.
     Создание фермерских кооперативов по:
     - агросервису - 2;
     - переработке и сбыту продукции - 3

     4. Защита     Подготовка и предоставление
     законных     в Правительство Удмуртской Республики
     прав и       аналитического доклада о соблюдении
     интересов    законодательства Российской Федерации
     крестьянских и законодательства Удмуртской
     (фермерских) Республики по вопросам деятельности
     хозяйств     крестьянских (фермерских) хозяйств
     и кооперативов

     5. Повышение  1) Обеспечение ежегодного обучения
     квалификации и переподготовки глав и членов
     глав         крестьянских (фермерских) хозяйств
     и членов     и кооперативов современным методам
     крестьянских ведения производства, экономики,
     (фермерских) финансов совместно с научно-образова-
     хозяйств     тельными учреждениями Удмуртской
     Республики

     2) организация регулярного проведе-
     ния семинаров, конкурсов, выставок,
     ярмарок, научно-практических
     конференций по вопросам организации
     ведения крестьянских (фермерских)
     хозяйств и кооперативов, внедрения в
     в производство прогрессивных
     технологий

     3) издание и распространение
     справочно-информационной
     и методической литературы по
     вопросам деятельности крестьянских
     (фермерских) хозяйств и сельскохозяй-
     ственных потребительских кооперативов

     4) создание информационно-консульта-
     ционной службы на базе республикан-
     ской и районных ассоциаций

     5) организация в каждом районе
     информационных уголков (стендов)
     о передовом опыте работы крестьянских
     (фермерских) хозяйств и сельскохозяй-
     ственных кооперативов

     6) распространение информации о
     крестьянских (фермерских) хозяйствах
     в форме фото- и видеосъемок, а также
     через средства массовой информации

     7) направление молодых, перспектив-
     ных глав и членов крестьянских
     хозяйств на стажировку в передовые
     зарубежные фермерские хозяйства

     8) формирование у сельских
     тружеников рыночного мировоззрения
     и мышления собственника как
     определяющего условия эффективного
     хозяйствования

     6. Совершен-  1) Проведение периодической
     ствование    паспортизации крестьянских
     системы      (фермерских) хозяйств;
     содействия    2) создание регистра "крестьянских
     развитию     (фермерских) хозяйств" в электронном
     крестьянских виде;
     (фермерских)  3) организация периодических
     хозяйств     выборочных обследований крестьянских
     (фермерских) хозяйств;
     4) проведение ежегодных
     республиканских и районных конкурсов
     "Лучшее крестьянское (фермерское)
     хозяйство года"


                6. Ресурсное обеспечение Программы

     Источники    финансирования   для   обеспечения   мероприятий,
намеченных     Программой,     определены    в    соответствии    с
законодательством.  Финансирование Программы осуществляется за счет
средств  бюджета  Удмуртской  Республики  на  соответствующий  год.
Основная   часть   мероприятий   Программы  финансируется  за  счет
внебюджетных  источников  -  заемных  (кредиты  банков  и кредитных
кооперативов)   и  собственных  средств  крестьянских  (фермерских)
хозяйств - в соответствии с законодательством.

                                                        Таблица 6.1

       Объемы финансирования программных мероприятий за счет
               средств бюджета Удмуртской Республики

                                                      (млн. рублей)

Наименование                Факт         План                        Все-
программных                                                          го
мероприятий                                                          на 5
                                                                     лет

                            В среднем    2005    2006    2007    2008    2009
                            за год       год     год     год     год     год
                            2002 -
                            2004 годы

1                           2            3       4       5       6       7       8

Из бюджета Удмуртской       6,2          6,8     7,5     8,2     9,0     10,0    41,5
Республики на:

- капитальные вложения      1,0          1,7     1,9     2,0     2,3     2,6     10,5
на инженерное обустрой-
ство крестьянских
(фермерских) хозяйств
и кооперативов

- государственная           5,2          5,1     5,6     6,2     6,7     7,4     31,0
поддержка развития кре-
стьянских (фермерских)
хозяйств, всего

в том числе
а) субсидии на строи-       2,3          2,3     2,5     2,7     3,0     3,5     14,0
тельство и реконструкцию
животноводческих
помещений

б) субсидии на внедрение    1,0          1,0     1,0     1,1     1,1     1,1     5,3
новых прогрессивных
технологий

в) прочие нужды             1,0          1,3     1,5     1,7     1,8     1,9     8,2

г) субсидии на частичное    -            0,5     0,6     0,7     0,8     0,9     3,5
возмещение затрат по
созданию материально-
технической базы
производственных
и снабженческо-сбытовых
кооперативов

                                                        Таблица 6.2

           Объемы финансирования программных мероприятий
                  за счет внебюджетных источников


Наименование                Факт         План                        Все-
программных                                                          го
мероприятий                                                          на 5
                                                                     лет

                            В среднем    2005    2006    2007    2008    2009
                            за год       год     год     год     год     год
                            2002 -
                            2004 годы

Развитие                    45           50      55      60      70      85      320
производственной базы

В том числе:
а) приобретение сельско-    27           30      33      36      40      51      190
хозяйственной техники

б) строительство живот-     18           20      22      24      30      34      130
новодческих помещений,
зерноскладов, картофеле-
хранилищ, ремонтных
мастерских, гаражей
и других производ-
ственных помещений

     Затраты  на  реализацию Программы составят 361,5 млн. руб., из
них:
     а)  внебюджетные  источники  -  320  млн.  руб.,  в том числе:
собственные  средства крестьянских (фермерских) хозяйств - 180 млн.
руб.,  заемные средства (кредиты банков и кредитных кооперативов) -
140 млн. руб.;
     б)  бюджетные средства Удмуртской Республики - 41,5 млн. руб.,
в  том  числе  10,5  млн. руб. - капитальные вложения на инженерное
обустройство (см. табл. 6.1).
     Государственная  поддержка  оказывается  на  конкурсной основе
эффективно работающим хозяйствам.
     Объемы   финансирования   из  бюджета  Удмуртской  Республики,
предусмотренные   Программой,   носят  ориентировочный  характер  и
подлежат  ежегодной  корректировке  при  формировании и утверждении
бюджета Удмуртской Республики.
     Отбор  исполнителей  Программы осуществляется в соответствии с
законодательством    на    конкурсной    основе,   по   положениям,
разрабатываемым     республиканским    заказчиком    Программы    и
утверждаемым Правительством Удмуртской Республики.

                 7. Механизм реализации Программы

     Реализация     Программы     осуществляется    на    основании
соответствующих    актов   Правительства   Удмуртской   Республики,
ведомственных   актов   республиканского   заказчика  и  договоров,
заключаемых между участниками Программы.
     Взаимоотношения   республиканского   заказчика   Программы   с
исполнителями  мероприятий регулируются договорами, заключаемыми на
основании  Закона  Удмуртской Республики "О республиканских целевых
программах" и вышеназванных актов.
     Текущая    работа   по   реализации   Программы   организуется
республиканским   заказчиком   Программы   по   плану  практических
мероприятий,  разрабатываемому  им ежегодно, на основании Программы
и объемов финансирования, выделяемых на ее реализацию.
     Реализация   Программы   осуществляется   в   соответствии   с
законодательством,   в  том  числе  положениями  Закона  Удмуртской
Республики "О республиканских целевых программах".

               8. Организация управления Программой

     Управление  реализацией Программы осуществляет республиканский
заказчик   -  Министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Удмуртской     Республики.     Республиканским    заказчиком    при
необходимости   на   конкурсной  основе  отбирается  исполнительная
дирекция   Программы,   функции   которой  определяются  договором,
заключаемым между ними.
     Реализация  программных  мероприятий  обеспечивается на основе
договоров,  заключаемых  с исполнителями, отбираемыми на конкурсной
основе,   по   критериям,  определяемым  Правительством  Удмуртской
Республики и республиканским заказчиком Программы.

             9. Контроль за ходом реализации Программы

     Для  осуществления  контроля  над ходом выполнения мероприятий
Программы    по   условиям   договора   исполнители   предоставляют
Министерству   сельского   хозяйства  и  продовольствия  Удмуртской
Республики  ежеквартальные  отчеты  о  ходе работ. Кроме этого, ход
выполнения   мероприятий   Программы  ежегодно  рассматривается  на
коллегии   Министерства   сельского   хозяйства   и  продовольствия
Удмуртской Республики.
     Министерство  сельского  хозяйства и продовольствия Удмуртской
Республики   обобщает   и  анализирует  отчеты  и  в  установленном
законодательством  Удмуртской  Республики  порядке  отчитывается  о
выполнении Программы перед Правительством Удмуртской Республики.
     С  учетом  выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно
уточняются    целевые    показатели,    мероприятия,   организуется
оформление   бюджетных   заявок   и   соответствующих  договоров  с
исполнителями,   что   позволяет  гибко  реагировать  на  возможные
изменения   ресурсного   обеспечения,   базовых   правовых   актов,
приоритетных     направлений    реформирования    агропромышленного
комплекса Удмуртской Республики.
     Задачей  государственного  контроля  над реализацией Программы
является  обеспечение выполнения предусмотренных в ней мероприятий,
соблюдения   исполнителями   требований  законодательства,  условий
соответствующих договоров.
     Контроль    за    реализацией   Программы   и   эффективностью
использования    средств   осуществляют:   Министерство   сельского
хозяйства  и  продовольствия  Удмуртской  Республики,  Министерство
экономики  Удмуртской  Республики, Министерство финансов Удмуртской
Республики.

   10. Оценка эффективности социально-экономических результатов
                       реализации Программы

     Совокупность  мероприятий,  реализуемых на уровне крестьянских
(фермерских)   хозяйств,   позволит   максимально  мобилизовать  их
внутренние  резервы, повысить трудовую активность работников, что в
свою  очередь  положительно  скажется на росте объемов производства
продукции.
     Образование  кооперативных форм организации труда и управления
снимет  межотраслевые  противоречия,  сократит  потери производимой
продукции,  расширит ее ассортимент и укрепит экономические позиции
хозяйств.
     Переход   на   программно-целевой  метод  управления  позволит
консолидировать  силы и средства фермерских хозяйств, государства и
других субъектов рынка на приоритетных направлениях развития.
     Для   реализации  программных  мероприятий  произведен  расчет
потребности    в    финансовых    средствах    (табл.   6.1),   где
предусматривается  выделение  средств  на  капитальные  вложения  в
сумме  10,5  млн.  рублей  (на инженерное обустройство крестьянских
(фермерских)  хозяйств).  Коммуникации  целесообразно  подводить  к
объединенным   крестьянским   хозяйствам,   возрождающим   малые  и
заброшенные  деревни.  Примеры  их  восстановления имеются в каждом
районе  Удмуртской Республики. Многие семьи фермеров переселяются в
возрождающиеся  малые  деревни  и,  получая пособие по переселению,
быстро обустраиваются, налаживают производство.
     Первый  этап  становления  и  развития фермерства, безусловно,
уже  завершен  -  образовалось  сообщество  хозяйств,  выделились и
успешно развиваются эффективно работающие собственники.
     Организация   снабжения   крестьянских  (фермерских)  хозяйств
материально-техническими    ресурсами    во    многом    определяет
эффективность  их  функционирования,  рентабельность  производства.
Наиболее   сложное   положение  с  обеспеченностью  этой  категории
хозяйств    основными   производственными   фондами:   у   фермеров
недостаточно  помещений  для  содержания  скота,  хранения  готовой
продукции  и  сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и
ядохимикатов.
     По  статье  "Государственная  поддержка  развития крестьянских
(фермерских)  хозяйств"  на  выполнение предусмотренных программных
мероприятий  требуется  выделить  из  бюджета Удмуртской Республики
31,0   млн.  рублей,  в  том  числе  субсидии  на  строительство  и
реконструкцию  животноводческих помещений в сумме 10,6 млн. рублей,
которые обеспечат ввод в действие 1800 ското-мест.
     При  строительстве  животноводческих  помещений фермерами одно
ското-место  в  расчете  на  условную голову обходится в 2 - 3 раза
дешевле,   чем   на   крупных  фермах,  и  окупается  производством
животноводческой продукции в 3 - 4 года.
     Реализация  Программы  позволит  создать благоприятные условия
развития  крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов  в  Удмуртской  Республике,  повышает их экономическую
эффективность,   обеспечивает   производство   сельскохозяйственной
продукции  на  сумму  2096  млн.  рублей (в ценах 2004 года). Объем
производства   в  2009  году  составит  130%  к  уровню  2003  года
(приложение 3).
     Выполнение    мероприятий,    предусмотренных    в   настоящей
Программе,  обеспечивает  укрепление  организационного, правового и
социального   положения   крестьянских   (фермерских)   хозяйств  и
сельскохозяйственных  кооперативов, их материально-технической базы
повышения  производительности  труда,  профессионального  уровня  и
благосостояния их семей.
     Также   возрастет  адаптация  фермеров  к  рыночным  условиям,
укрепятся   кооперативные  связи  с  другими  сельскохозяйственными
товаропроизводителями,   предприятиями   по   переработке  и  сбыту
продукции,   агросервисному   обслуживанию,  что  даст  возможность
дальнейшему    устойчивому   развитию   крестьянских   (фермерских)
хозяйств  в  последующие  годы.  Выполнение программных мероприятий
обеспечит  в  2009  году  производство  крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами  40  тыс.  тонн  зерна,  32 тыс. тонн картофеля, 3 тыс.
тонн  овощей, 1,5 тыс. тонн мяса, 15 тыс. тонн молока (надой молока
на  1  корову  увеличится в 1,5 раза), 100 тонн рыбы, 50 тонн меда.
Возрастет  поголовье  скота (приложение 4). Социальный эффект будет
заключаться  в  повышении  уровня  доходов  работников крестьянских
(фермерских) хозяйств и членов их семей.





                                                       Приложение 1

                КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА
          В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ
                           НА 01.01.2004


N      Район                Число           Площадь       В том числе    Из них
п/п                         крестьянских    предостав-    сельскохо-     пашня
                            (фермерских)    ленной им     зяйственные    (га)
                            хозяйств на     земли, га     угодья, га
                            01.01.04

1      Ярский               50              1048          952            766

2      Глазовский           104             1462          1410           1377

3      Юкаменский           73              1371          1342           1286

4      Балезинский          29              1164          1024           921

5      Красногорский        53              1233          1185           980

6      Кезский              60              1529          1410           1308

7      Дебесский            52              1498          1395           1304

8      Игринский            144             2903          2509           2266

9      Як.-Бодьинский       214             3476          2769           2383

10     Шарканский           107             3531          3481           3444

11     Селтинский           94              3898          3719           3560

12     Сюмсинский           166             2800          2800           2672

13     Увинский             154             3158          3104           2781

14     Вавожский            90              2452          2343           2134

15     Кизнерский           71              1099          1096           1072

16     Можгинский           196             4918          4894           4625

17     Граховский           325             8233          7271           6117

18     Алнашский            230             2905          2891           2836

19     М.-Пургинский        185             2500          2478           2425

20     Киясовский           60              1914          1908           1889

21     Каракулинский        163             4536          4327           3795

22     Завьяловский         385             7223          6981           6622

23     Воткинский           136             3956          3864           3663

24     Сарапульский         168             4961          4914           4542

25     Камбарский           27              459           183            160

26     г. Ижевск            11              198           180            125

27     г. Сарапул           14              777           777            775

Итого                    3361            75202         71207          65828





                                                       Приложение 2

                              ПРОГНОЗ
            РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
                      В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


N      Наименование показателя                   01.01.2004    01.01.2010
п/п

1      Число крестьянских (фермерских)           3361          3200
       хозяйств

2      Земельная площадь - всего (га)            75202         85000

3      Площадь пашни - всего (га)                65828         75000

4      Удельный вес площади крестьянских         4,8           5,4
       (фермерских) хозяйств в общей площади
       пашни Удмуртской Республики (%)





                                                       Приложение 3

                           ПРОИЗВОДСТВО
    ОСНОВНЫХ ВИДОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КРЕСТЬЯНСКИМИ
         (ФЕРМЕРСКИМИ) ХОЗЯЙСТВАМИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


Наименование    Ед. изм.    Факти-    План производства                Всего     Цена           Итого,
продукции                   чески     по годам                         за 5      единицы        стоимость
                            произ-                                     лет,      продукции      продукции,
                            ведено                                     тыс. т    (млн. руб.)    млн. руб.
                            в 2003                                               на 01.01.04
                            году

                                      2005     2006     2007     2008     2009

Зерно           тыс. т      33,5      34,0     35,0     37,0     39,0     40,0     185       4,5            832,5

Картофель       -"-         26,7      27,0     27,0     28,0     30,0     32,0     144       4,0            576,0

Овощи           -"-         2,3       2,4      2,5      2,7      3,0      3,0      13,6      6,5            88,4

Скот и птица    -"-         1,1       1,2      1,2      1,3      1,4      1,5      6,6       28             184,8

Молоко          -"-         8,6       10,5     11,2     12,3     13,5     15,0     62,5      5,5            343,8

Яйцо            млн. шт.    2,01      2,2      2,5      2,5      2,8      3,0      13,0      1,8            23,4

Рыба            тыс. т      0,08      0,08     0,09     0,09     0,1      0,1      0,46      45             20,7

Мед             -"-         0,04      0,04     0,04     0,05     0,05     0,05     0,23      80             18,4

Льноволокно     -"-         0,02      0,12     0,15     0,18     0,2      0,25     0,9       9              8,1

Итого                                                                                                       2096,1





                                                       Приложение 4

                             ПОГОЛОВЬЕ
           СКОТА В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
                      В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
                                                         тыс. голов

Наименование           Наличие       Прогноз на начало года (на 01.01)
                       на
                       01.01.2004

                                     2005     2006     2007     2008     2009    2010

Крупный рогатый        7,9           7,9      8,0      8,1      8,2      8,3     8,5
скот

в том числе коровы     3,5           3,5      3,5      3,6      3,6      3,7     3,8

Свиньи                 6,3           6,4      6,5      6,7      7,0      7,2     7,5

Овцы и козы            2,9           2,9      2,9      3,0      3,2      3,5     3,5

Лошади                 0,3           0,3      0,3      0,3      0,3      0,3     0,3



Информация по документу
Читайте также