Расширенный поиск

Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.06.2008 № 133-4

 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
            ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ             


О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу
   Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального    
 закона «О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации 
                           «Об образовании»                           
                                                                      
                                                                      
      В соответствии с частями 1 и 2 статьи 104 Конституции Российской
Федерации  Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
      1.     Внести  в  Государственную  Думу  Федерального   Собрания
Российской  Федерации  в  порядке  законодательной  инициативы  проект
федерального  закона  «О  внесении  изменений  в  статью   55   Закона
Российской Федерации «Об образовании».
      2.    Направить проект федерального закона «О внесении изменений
в  статью  55  Закона  Российской Федерации «Об образовании» депутатам
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской   Федерации:
Е.И.Богомольному,  Г.В.Кулику,  Ю.Д.  Маслюкову, Н.Н. Мусалимову, М.Ю.
Питкевичу,  В.Е.  Шудегову  с  просьбой  поддержать  указанный  проект
федерального закона.
      3.     Направить  настоящее  постановление   в   законодательные
(представительные)  органы государственной власти субъектов Российской
Федерации   с   просьбой   поддержать    законодательную    инициативу
Государственного Совета Удмуртской Республики.
      4.       Уполномочить    председателя    постоянной     комиссии
Государственного  Совета  Удмуртской Республики по науке, образованию,
культуре и молодёжной политике Сударикову Наталью Алексеевну от  имени
Государственного   Совета  Удмуртской  Республики  представить  данный
законопроект при его рассмотрении в Государственной Думе  Федерального
Собрания Российской Федерации.
      5.     Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.


      Председатель Государственного Совета
      Удмуртской Республики          А.В. Соловьев


      г. Ижевск
      25 июня 2008 года
      N 133-4


                                                            Приложение
                               к постановлению Государственного Совета
                                                 Удмуртской Республики
                                          от 25 июня 2008 года N 133-4

                                      Вносится Государственным Советом
                                                 Удмуртской Республики
                                                                Проект

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН                           

     О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации     
                           «Об образовании»                           

      Статья 1
      Абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской  Федерации  от
10  июля  1992 года N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального
закона от 13 января 1996 года  N  12-ФЗ)  (Ведомости  Съезда  народных
депутатов   Российской   Федерации   и  Верховного  Совета  Российской
Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства  Российской
Федерации,  1996,  N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст.
3607; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 838; N  30,  ст.  3808)  изложить  в
следующей редакции:
      «Педагогические работники образовательных учреждений в  порядке,
установленном   законодательством   Российской  Федерации,  пользуются
правом  на  получение  пенсии  за  выслугу  лет  до   достижения   ими
пенсионного возраста.
      Педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим
и  проживающим  в  сельских  населённых  пунктах  и  рабочих  посёлках
(посёлках  городского  типа),  в  размере  и  порядке,   установленных
законами  субъектов  Российской  Федерации,  предоставляются следующие
меры социальной поддержки:
      а) компенсация платы за содержание и ремонт  занимаемого  жилого
помещения  (для  нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору
социального найма или договору найма жилого помещения государственного
или муниципального жилищного фонда);
      б) компенсация платы за пользование жилым помещением  (платы  за
наём жилого помещения);
      в) компенсация платы за отопление занимаемого жилого  помещения,
а  при  отсутствии  централизованного отопления – компенсация платы за
приобретение топлива (энергоресурсов);
      г) компенсация  платы  за  электроснабжение  занимаемого  жилого
помещения;
      д) первоочередное предоставление жилого помещения.».

      Статья 2
      Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.


      Президент Российской Федерации          Д.А.Медведев


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                         
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 55 Закона
                Российской Федерации «Об образовании»                 

      Разработка проекта федерального закона «О внесении  изменений  в
статью  55  Закона  Российской  Федерации «Об образовании» обусловлена
несоответствием положений статьи 55 Закона Российской Федерации от  10
июля   1992  года  N  3266-1  «Об  образовании»  (далее  –  Закон  «Об
образовании») Бюджетному кодексу Российской Федерации, некорректностью
имеющихся  формулировок  и,  как  следствие,  многочисленной  (и очень
часто противоречивой) судебной практикой  по  вопросам  предоставления
педагогическим работникам мер социальной поддержки. Также существующая
редакция статьи 55 Закона  «Об  образовании»  не  позволяет  субъектам
Российской   Федерации  выполнить  условия  предоставления  финансовой
помощи на проведение  капитального  ремонта  многоквартирных  домов  и
переселение   граждан  из  аварийного  жилого  фонда,  предусмотренные
пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N
185-ФЗ   «О   Фонде  содействия  реформированию  жилищно-коммунального
хозяйства». В связи с изложенным предлагается внести изменения в абзац
третий  пункта  5  статьи  55  Закона   «Об  образовании» по следующим
основаниям:
      1)  В  соответствии  с  положениями  статьи   55   Закона    «Об
образовании»  и  с  учётом многочисленной судебной практики Верховного
Суда Российской Федерации  меры  социальной  поддержки  педагогических
работников,  установленные  абзацем  третьим пункта 5 статьи 55 Закона
«Об образовании», являются федеральными льготами,  предоставляемыми  в
натуральной   форме.   Субъекты   Российской   Федерации   не   вправе
регламентировать  порядок  предоставления  указанных  льгот,  изменять
натуральную  форму  их  предоставления,  а  только  обязаны определить
размер,  условия  и   порядок   возмещения   расходов,   связанных   с
предоставлением  указанных мер социальной поддержки, ресурсоснабжающим
и  (или)   жилищно-коммунальным   организациям.   Таким   образом,   в
соответствии  со  статьёй  55  Закона   «Об  образовании»  установлена
федеральная  льгота,  но  её  финансирование  (финансовое  обеспечение
установленных    федеральным   законом   мер   социальной   поддержки)
осуществляется субъектами Российской Федерации.
      На основании изложенного действующая  редакция  абзаца  третьего
пункта 5 статьи 55 Закона  «Об образовании» не соответствует статье 31
Бюджетного   кодекса   Российской   Федерации,   закрепившей   принцип
самостоятельности  бюджетов,  а  именно  «недопустимость  установления
расходных  обязательств,  подлежащих  исполнению  за  счёт  доходов  и
источников  финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации».
      2) Действующая редакция  абзаца  третьего  пункта  5  статьи  55
Закона  «Об образовании» не позволяет субъектам Российской Федерации в
полной мере выполнить  условия  предоставления  финансовой  помощи  на
проведение  капитального  ремонта  многоквартирных домов и переселение
граждан из аварийного жилого фонда, предусмотренные пунктом 6 части  1
статьи  14  Федерального  закона   «О  Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства».
      В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона
«О  Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в
случае  подачи  заявки  на  предоставление  с  1  января   2009   года
финансовой  поддержки  за счёт средств Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального   хозяйства   Фонд   предоставляет    финансовую
поддержку  на  проведение капитального ремонта многоквартирных домов и
переселение граждан из аварийного жилого фонда за счёт  своих  средств
при  условии  наличия  нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации,  предусматривающих  не   позднее   1   января   2010   года
предоставление   установленных   федеральными   законами   и  законами
субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки  гражданам  на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
      С учётом  того,  что,  как  отмечалось  ранее,  меры  социальной
поддержки  педагогическим  работникам, установленные статьёй 55 Закона
«Об образовании», являются федеральными  мерами  (льготами)  и  должны
предоставляться  в  натуральном  виде, субъект Российской Федерации не
вправе изменить порядок  их  предоставления,  следовательно,  субъекты
Российской  Федерации не смогут, не нарушив указанный Закон, выполнить
требования пункта 6 части 1 статьи 14  Федерального  закона  «О  Фонде
содействия    реформированию   жилищно-коммунального   хозяйства»   и,
соответственно, лишаются с 1  января  2009  года  права  на  получение
финансовой    поддержки    на    проведение    капитального    ремонта
многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда
за   счёт   Фонда   содействия   реформированию  жилищно-коммунального
хозяйства.
      Более того, в соответствии со статьёй 8 Федерального  закона  от
29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации» до внесения изменений  в  федеральные  законы  и
иные  нормативные  правовые акты в части замены порядка предоставления
гражданам льгот по  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг  на  порядок
предоставления   в  соответствии  со  статьёй  160  Жилищного  кодекса
Российской   Федерации   компенсаций   сохраняется   прежний   порядок
предоставления  указанных  льгот,  установленный  данными федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами до введения в  действие
Жилищного   кодекса   Российской  Федерации.  Многочисленная  судебная
практика Верховного Суда Российской Федерации  по  вопросу  применения
абзаца   третьего   пункта   5   статьи  55  Закона  «Об  образовании»
свидетельствует о том, что до принятия в  соответствии  со  статьёй  8
Федерального   закона   «О   введении  в  действие  Жилищного  кодекса
Российской Федерации» федерального закона,  предусматривающего  замену
натуральных  мер социальной поддержки (льгот), предусмотренных Законом
«Об образовании», денежной компенсацией, все правовые  акты  субъектов
Российской  Федерации,  устанавливающие  такую  замену,  признаются не
соответствующими федеральному законодательству  и,  следовательно,  не
подлежащими применению.
      3)  Полагаем,  что   в   целях   повышения   уровня   социальной
защищённости  педагогических работников более целесообразно перейти на
денежную  форму  предоставления  мер  социальной  поддержки,  так  как
значительное    число    педагогических   работников   не   используют
предоставленные им льготы в натуральном виде (например, при отсутствии
централизованного  отопления педагогическим работникам предоставляются
бесплатно на каждый отопительный  период  твёрдые  виды  топлива,  что
приводит   к   отказу   со   стороны   педагогических   работников  от
предоставляемых ресурсов  по  причине  их  ненадобности).  Переход  на
предоставление   мер   социальной  поддержки  в  виде  соответствующих
денежных  выплат,  эквивалентных  предоставляемым  натуральным  мерам,
позволит  осуществить  предоставление  мер  социальной  поддержки всем
педагогическим  работникам,  что  будет  способствовать  повышению  их
социальной защищённости.
      4) Внесение изменений в абзац третий пункта 5 статьи  55  Закона
«Об   образовании»  вызвано  также  использованием  в  нём  устаревшей
терминологии,  такой  как  «бесплатная  жилая  площадь»  (в   условиях
многообразия  форм  собственности  на  жилые  помещения непонятно, что
является бесплатной  жилой  площадью  для  педагогического  работника,
проживающего   в   жилом   помещении,   принадлежащем   ему  на  праве
собственности) или «бесплатное освещение» (при отсутствии  раздельного
учёта  электрической энергии, используемой для освещения или на другие
бытовые цели, возникают трудности  с  предоставлением  указанной  меры
социальной поддержки).
      5)  Статья  55  Закона  «Об  образовании»  предусматривает   для
педагогических  работников,  проживающих  в сельской местности, особые
условия предоставления мер социальной поддержки по сравнению  с  иными
работниками  бюджетной  сферы, которые до принятия Федерального закона
от  22  августа  2004  года  N  122-ФЗ   «О   внесении   изменений   в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых  законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи   с
принятием  федеральных  законов  «О  внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон  «Об  общих  принципах  организации  законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации»  и  «Об  общих  принципах  организации
местного   самоуправления   в   Российской   Федерации»   пользовались
аналогичными  мерами   социальной   поддержки,   предусмотренными   на
федеральном   уровне.   Указанное   положение   создаёт   определённую
социальную напряжённость.
      На основании  изложенного  и  в  целях  повышения  эффективности
предоставления  педагогическим  работникам  мер  социальной поддержки,
повышения социальной защищённости педагогических работников,  в  целях
приведения   абзаца   третьего   пункта   5   статьи  55  Закона   «Об
образовании», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
и  соотнесения  его  положений  с положениями Федерального закона   «О
Фонде  содействия  реформированию   жилищно-коммунального   хозяйства»
предлагается  рассмотреть  и  принять  прилагаемый проект федерального
закона «О внесении изменений в статью 55 Закона  Российской  Федерации
«Об образовании», в соответствии с которым:
      исключить  противоречия  между  Законом   «Об   образовании»   и
Бюджетным   кодексом   Российской   Федерации,  предоставив  субъектам
Российской  Федерации  право  на   определение   размера   и   порядка
предоставления  перечисленных  в  федеральном  законе  мер  социальной
поддержки;
      соотнести  положения  Закона  «Об  образовании»  с   положениями
Федерального    закона     «О    Фонде    содействия    реформированию
жилищно-коммунального хозяйства», что  позволит  субъектам  Российской
Федерации  в  целях  улучшения  жилищных  условий  значительного числа
граждан претендовать на получение финансовой поддержки  на  проведение
капитального  ремонта  многоквартирных  домов и переселение граждан из
аварийного   жилого   фонда   за   счёт   средств   Фонда   содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
      в целях повышения уровня социальной защищённости  педагогических
работников  и  ликвидации  практики  непредоставления  мер  социальной
поддержки (отказа  педагогических  работников  от  предоставления  мер
социальной  поддержки  в натуральной форме в связи с их ненадобностью)
перейти на денежную форму (компенсационную форму)  предоставления  мер
социальной поддержки;
      устранить    неопределённость    и    повысить     эффективность
правоприменительной    практики    путём    уточнения    терминологии,
используемой при предоставлении мер социальной поддержки;
      снять социальную напряжённость,  вызванную  различиями  в  мерах
социальной  поддержки  педагогических  работников  и прочих работников
бюджетной сферы, проживающих в сельской местности.
      Принятие представленного  проекта  федерального  закона  повысит
качество   и   эффективность   правоприменительной   практики,  внесёт
определённость  в  вопросе  предоставления  мер  социальной  поддержки
педагогическим работникам, что, в свою очередь, исключит необходимость
постоянного вмешательства судебных органов (на сегодняшний день  число
дел  о  законности  правовых  актов  субъектов Российской Федерации по
вопросам  предоставления  мер  социальной   поддержки   педагогическим
работникам,   рассмотренных   судами,  в  том  числе  Верховным  Судом
Российской Федерации, исчисляется десятками).



                               ПЕРЕЧЕНЬ                               
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими 
  силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием   
 проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 55 Закона 
                Российской Федерации «Об образовании»                 


      Принятие проекта федерального закона  «О  внесении  изменений  в
статью  55  Закона  Российской  Федерации  «Об  образовании» потребует
признания    утратившими    силу    следующих    актов    федерального
законодательства:
      постановление Совета Министров СССР от 10 февраля  1948  года  N
246  «О  льготах  и  преимуществах для учителей начальных и семилетних
школ»;
      постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255  «О
некоторых   мероприятиях   по   укреплению   учебно-материальной  базы
общеобразовательных школ в сельской местности»;
      абзац пятый пункта 23 постановления ЦК КПСС и  Совета  Министров
СССР  от  24  мая  1982  года  N 437 «О мерах по дальнейшему улучшению
жилищных, коммунально-бытовых  и  социально-культурных  условий  жизни
сельского населения»;
      распоряжение Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003-р.



                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ                  
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 55 Закона
                Российской Федерации «Об образовании»                 

      Принятие проекта федерального закона  «О  внесении  изменений  в
статью  55  Закона  Российской Федерации «Об образовании» не потребует
дополнительных финансовых затрат за счёт средств федерального  бюджета
и не повлечёт изменения финансовых обязательств Российской Федерации.

Информация по документу
Читайте также