Расширенный поиск
Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 № 379-4ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об отчёте о работе Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в 2009 году Заслушав представленный в соответствии со статьёй 25 Закона Удмуртской Республики от 18 июня 2007 года N 33-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» отчёт о работе Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в 2009 году, Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Отчёт о работе Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в 2009 году принять к сведению. 2. Настоящее постановление направить Президенту Удмуртской Республики и в Правительство Удмуртской Республики. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики А.В.Соловьев г. Ижевск 16 февраля 2010 года N 379-4 УТВЕРЖДЕН постановлением Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 27 января 2010 г. N 8 Отчет о работе Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в 2009 году Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики (далее - Комитет) осуществлял свою деятельность на основании Плана контрольно-проверочных и экспертно-аналитических мероприятий на 2009 год, согласованного Президентом Удмуртской Республики и утвержденного Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики. 1. Основные итоги работы За 2009 год проведено 133 мероприятия (90 контрольно-проверочных и 43 экспертно-аналитических), из них 5 дополнительно по поручению Государственного Совета Удмуртской Республики и 43 – по обращениям органов местного самоуправления. Контрольно-проверочными мероприятиями охвачена деятельность 12 министерств Удмуртской Республики: ? Министерства сельского хозяйства и продовольствия; ? Министерства лесного хозяйства; ? Министерства имущественных отношений; ? Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; ? Министерства внутренних дел РФ по Удмуртской Республике; ? Министерства образования и науки; ? Министерства здравоохранения; ? Министерства печати и информации; ? Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики; ? Министерства топлива, энергетики и связи; ? Министерства промышленности, энергетики и транспорта; ? Министерства экономики. Проведены проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств по 7 республиканским целевым программам: ( «Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы»; ( «Жилище на 2005-2010 годы»; ( «Электронная Удмуртия на 2003-2010 годы»; ( «Развитие текстильной и легкой промышленности на 2004-2010 годы»; ( «Безопасность образовательного учреждения (2006 - 2009 годы)»; ( «Социальное развитие села до 2010 года» (подпрограмма «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2010 годы»); ( «Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике на 2008 год». Всего контрольными мероприятиями охвачено 150 объектов. Общий объем проверенных бюджетных средств, использованных в 2008-2009 годах, составил -34,1 млрд. руб. По итогам контрольных мероприятий выявлены нарушения при использовании бюджетных средств на сумму 1,61 млрд.руб. (в 2008 году на сумму 1,62 млрд.руб.), в том числе: нецелевое использование средств на сумму 29,3 млн.руб. (в 2008 году – 43,2 млн.руб.), неэффективное использование средств – 71,7 млн.руб. (в 2008 году – 200,3 млн.руб.). Снижение выявленных объёмов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств свидетельствует о соблюдении установленных бюджетных процедур, финансовой дисциплины в проверяемых организациях и организации внутреннего контроля. В 2009 году подготовлено 15 заключений по проектам законов Удмуртской Республики и других нормативно-правовых актов. Коллегией Комитета рассмотрено 55 вопросов с приглашением руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также проверенных организаций. Информации и постановления Коллегии направлены Президенту Удмуртской Республики, в Государственный Совет Удмуртской Республики, иные государственные органы и органы местного самоуправления. В заседаниях Коллегии Комитета постоянно принимают участие Председатель и заместители Председателя Государственного Совета УР, председатели постоянных комиссий и руководители депутатских фракций Государственного Совета УР, что позволяет принимать конкретные решения по отдельным вопросам, требующим оперативного реагирования. Результаты 17 контрольно-аналитических мероприятий рассмотрены на заседаниях постоянных комиссий Государственного Совета УР. Направлено 293 материала по итогам проверок, из них: в государственные органы Удмуртской Республики – 129, в органы местного самоуправления – 160, в правоохранительные и контролирующие органы – 4. В адрес руководителей проверенных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления внесены 33 представления об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства, получено 146 ответов о принятых мерах, принято 48 нормативных правовых актов, привлечен к дисциплинарной и иной ответственности 41 человек. По результатам проведенных мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 232,2 млн. руб., в том числе возвращено в бюджеты 11,8 млн. руб. и дополнительно поступило 222,5 тыс. руб. 2. Результаты контрольных мероприятий При проведении Комитетом контрольных мероприятий основными оставались вопросы исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджетного регулирования социально-экономического развития республики в условиях глобального экономического кризиса. В докладе о положении в республике Президент Удмуртской Республики А.А. Волков определил в качестве приоритетов на 2010 год жилищное строительство и ипотечное кредитование, в т.ч. в интересах социально незащищенных слоев населения и молодых семей. Поставленная задача требует от всех органов государственной власти и местного самоуправления жесткой экономии и оптимального использования имеющихся ресурсов и возможностей, достижения максимального эффекта от каждого бюджетного рубля. Вместе с тем, проверка реализации в 2008 году Республиканской целевой программы «Жилище» на 2005 – 2010 годы показала, что при наличии финансирования вследствие ненадлежащей организации мероприятие по предоставлению жилищных субсидий малоимущим многодетным семьям своевременно не реализовано (отсутствовала информация об использовании средств в 10 районах на сумму 3,67 млн. руб. из 15,7 млн. руб. направленных (23%). В Завьяловском районе допущены нарушения порядка учета семей данной категории и процедуры предоставления субсидий, несвоевременно освоены средства в сумме почти 1 млн. руб. В рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в 2008 году в ряде муниципальных образований имелись задержки в освоении средств в связи с необходимостью нового строительства из-за отсутствия жилья на вторичном рынке или затягиванием процедуры размещения заказа на приобретение жилья. При строительстве двух секций жилого дома, предназначенных для переселения граждан в с. Завьялово, МО «Завьяловский район» не обеспечило софинансирование строительства в размере 4,0 млн. руб. Поступившие из федерального бюджета и бюджета УР средства, вследствие отсутствия контроля со стороны органов местного самоуправления, застройщиком израсходованы на строительство всего дома, тем самым допущено нецелевое использование 15,6 млн. руб. При выдаче льготных жилищных займов за счет средств бюджета УР через ОАО «ИКУР» выделенные объемы кредитных средств в проверенных муниципальных образованиях освоены в не полном объеме (около 70%) при наличии потребности. Проверкой реализации Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в УР на 2008 год, проведенной в МО «Город Ижевск» и МО «Завьяловский район», установлены факты несвоевременного окончания работ, искажения отчетности об использовании средств и их неполного освоения. Допущены нарушения общих предельных сроков перечисления бюджетных средств, условий софинансирования ремонта собственниками помещений, в т. ч. муниципальными образованиями. Не в полном объеме соблюдались права собственников помещений на получение информации о ремонте и участие в приемке работ. В Завьяловском районе жильцы 72 из 76 домов в выборе подрядных организаций участия не принимали, акты приемки работ собственниками не оформлялись, установлены факты несоблюдения сроков выполнения ремонта, превышение нормативов стоимости ремонта на сумму более 4 млн.руб. Президент Удмуртской Республики отметил также, что необходимо сохранение системы государственной поддержки агропромышленного комплекса, при условии выполнения требований повышения эффективности производства, внедрения и развития современных технологий. Вместе с тем, результаты комплексной проверки целевого и эффективного использования средств бюджета УР, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия УР на государственную поддержку организаций АПК в 2007 – 2008г. показали, что не всегда обеспечивается эффективное использование направляемых бюджетных средств. В отдельных муниципальных образованиях и Министерстве сельского хозяйства и продовольствия выявлены недостатки и нарушения, приведшие к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств в сумме более 3 млн. руб. Сложившийся механизм государственной поддержки не предусматривает участие Администраций МО, требует предоставления значительного числа документов и непосредственного обращения организаций АПК в Министерство. Порядок оказания господдержки по заявительному принципу в качестве компенсации произведенных расходов накладывает на сельхозпроизводителей дополнительные финансовые нагрузки, круг получателей ограничен. Практика утверждения в мае – апреле нормативных актов, регламентирующих порядок оказания господдержки, затрудняет сельхозпроизводителям планирование своей деятельности. Наблюдается существенное различие объемов поддержки. Недостаточный контроль Министерства привел к неравномерности предоставления господдержки, в частности по продукции животноводства. В 2008 году при наличии переплаты по субсидиям 34,6 млн. руб., задолженность составила более 25 млн. руб., которые не отражались в отчетности. Переплата образовалась по хозяйствам, прекратившим производство или деятельность, субсидии предоставлялись лицам, не относящимся к категории получателей (индивидуальные предприниматели). В рамках РЦП «Детское и школьное питание» ОАО «Молочный комбинат «Сарапул – молоко» предоставлены субсидии в сумме 6,9 млн. руб. на приобретение в лизинг оборудования, однако не оговорена обязательность его использования для производства преимущественно детского питания. Сохранение экономики республики невозможно без дальнейшего обновления всей производственной сферы и создания условий по формированию новых точек экономического роста. Выполнение этих задач требует научного подхода к определению оптимальных форм поддержки реального сектора экономики, создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, чему, в том числе, должно служить ежегодное проведение научно-исследовательских работ (НИР) за счет бюджетных средств. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на проведение научно-исследовательских работ показала, что на выполнение работ в 2008 и 2009 году утверждены бюджетные ассигнования Министерству экономики 13,9 млн. руб. и 14,3 млн. руб. соответственно, Министерству сельского хозяйства и продовольствия в сумме 2,0 млн.руб. ежегодно. Положение о порядке формирования перечня НИР по заказу Правительства УР не приведено в соответствие с законодательством в части определения видов работ, порядка их финансирования. Нормативный акт, регулирующий порядок отбора НИР для нужд АПК, отсутствует. Допущены недостатки в использовании бюджетных средств, в частности, Министерством экономики произведена модернизация программного продукта, которая в качестве вида НИР не предусмотрена. В связи с тем, что значительная часть НИР подлежала оплате заказчиками в ноябре – декабре 2008 года, возникла кредиторская задолженность в сумме 4,5 млн.руб. Оплата работ произведена в 1 полугодии 2009 года. В 2008 году Минсельхозом заключены контракты на сумму 1,56 млн. руб., но оплата работ произведена только в сумме 90,0 тыс.руб. Минсельхозом затраты на НИР необоснованно списаны на текущие расходы, что привело к искажению данных бюджетного учета на сумму 860 тыс.руб. Изменено целевое направление средств (860 тыс.руб.), выделенных на выполнение НИР, которые использованы на подготовку информационных изданий без внесения изменений в бюджетную роспись. В республике развиваются телекоммуникации и информационные технологии, в том числе в области оказания государственных услуг с использованием электронных каналов связи. По результатам проверки использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных в 2008 году на реализацию Республиканской целевой программы «Электронная Удмуртия» установлено, что исполнителями Программы в связи с длительным проведением конкурсных процедур большинство контрактов и договоров на поставку техники и программ заключены в 4 квартале 2008г. и не были оплачены. Не исполнено бюджетных назначений 5,5 млн.руб., в т. ч. расторгнутые в конце года контракты и договоры на сумму 2,7 млн.руб. Кредиторская задолженность на 01.01.2009 года составляла 2,08 млн.руб. Допущены нарушения в использовании средств бюджета УР, выделенных в форме субсидий Министерству печати и информации и ГУП «Телерадиовещательная компания «Удмуртия» в 2007-2008 годах на развитие технической базы производства и распространения телерадиопрограмм, изготовление и распространение телерадиопрограмм. В нарушение бюджетного законодательства доля возмещения расходов предприятия за счет средств господдержки не установлена, нормативно – правовые документы, определяющие условия и порядок предоставления субсидий, не приняты. Господдержка в общей сумме 135,8 млн. руб. предусматривала покрытие за счет бюджета расходов по производству и распространению социально-значимых телерадиопрограмм, фактически оплачивались услуги, относящиеся к государственным нуждам, которые следовало осуществлять на основании контракта. ТРК «Удмуртия» без согласования и внесения изменений в календарно-тематические планы размещены в эфире иные телепрограммы, произведена оплата труда и налогов в общей сумме 2,5 млн. руб. сверх утвержденной сметы, что является нецелевым использованием бюджетных средств. С целью снижения расходов по распространению телерадиопрограмм ТРК «Удмуртия» за счет средств бюджета УР приобретены 90-100% долей уставного капитала двух компаний, имеющих лицензии на вещание, однако ими оказывались услуги по предоставлению ТРК «Удмуртия» каналов связи по стоимости в 1,5 – 2 раза выше услуг организации, занимающей монопольное положение в республике. Следует отметить, что в связи с необходимостью соблюдения бюджетного законодательства, Правительством Удмуртской Республики в январе 2010 года принято решение о реорганизации ГУП УР «Телерадиовещательная компания «Удмуртия». Приоритет охраны здоровья населения на основе внедрения новейших технологий, как одно из направлений модернизации страны, обозначен в Послании Президента Российской Федерации. Указанная задача определена и в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 -2014 годы. Проведение целенаправленной работы в области здравоохранения требует большего внимания к планированию расходов, целевому и эффективному их использованию. Несоблюдение этих требований приводит, как правило, к дополнительным издержкам бюджета и, в конечном счете, не позволяет обеспечивать должным образом сбережение здоровья населения. Так, проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных в 2008 году и 1 полугодии 2009 года на содержание ГУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Республиканская клиническая туберкулезная больница» показала недостаточную обеспеченность учреждений здравоохранения бюджетными средствами. На 2008 год бюджетные сметы Больницы и Диспансера утверждены в размере до 50% от бюджетных заявок учреждений, на 2009 год до 25%. В 2008 году бюджетные средства на питание больных туберкулезом выделены в размере 34%, а 1 полугодии 2009 года – 25% от расчетной потребности или 52,5 и 42,3 руб. на одного человека в день. Вместе с тем, при отсутствии в структуре Больницы дневного стационара в 2009 году доведены лимиты в сумме 537,2 тыс. руб., что свидетельствует о неэффективном планировании и распределении Минздравом бюджетных средств. Количество пролеченных в стационаре Больницы больных с нетуберкулезными заболеваниями составляет 25- 27 % от общего числа, оплата их лечения за счет средств УТФОМС не была предусмотрена, и на эти цели отвлекались бюджетные средства, предназначенные для лечения больных туберкулезом. Укомплектованность кадрами учреждений здравоохранения не превышает 65 %, что приводит к увеличению нагрузки и интенсивности работы большинства сотрудников. В отдельных случаях затраты времени на прием одного больного на 60 % ниже норматива. Однако, и в условиях недостаточного финансирования, руководителями проверенных учреждений здравоохранения допускались финансовые нарушения. В Больнице допущены нарушения при оформлении дополнительных трудовых соглашений и иных документов на доплату за совмещение по вакантным должностям и оказание платных услуг в общей сумме 1,4 млн. руб. Имели место случаи нарушения требований законодательства о государственных закупках. При формировании цен на платные услуги уровень рентабельности не регламентирован, основание изменения цен не указывалось. Всего по результатам проверки учреждений здравоохранения выявлены финансовые нарушения в общей сумме 15,6 млн.руб., в том числе в Больнице – 9,3 млн.руб., в Диспансере – 6,3 млн.руб. Ежегодно значительная доля средств бюджета Удмуртской Республики направляется на строительство и ремонт образовательных учреждений, приобретение необходимого оборудования и инвентаря. Проверкой использования бюджетных средств, выделенных в 2008 – 2009 годах на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Министерства образования и науки установлено, что при высоком уровне износа основных фондов и сокращении доли расходов на эти цели в учреждениях допущены нарушения в использовании бюджетных средств в общей сумме 7,6 млн. руб. Имело место нецелевое использование средств при проведении текущего и капитального ремонта (397 тыс.руб.), выявлены нарушения при использовании имущества учреждений, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств (198.4 тыс. руб.) и потерям бюджета в виде не поступившей арендной платы (197 тыс.руб.). Установлен факт неправомерного привлечения ГОУ НПО «Профессиональное училище N 31» заемных средств у частного лица в сумме 220 тыс. руб. В ходе реализации мероприятий РЦП «Безопасность образовательных учреждений» не всегда соблюдались сроки выполнения работ по монтажу противопожарных систем, допускались нарушения требований законодательства о государственных закупках. На балансе учреждений противопожарные системы и приобретенные материальные ценности не учитывались, что привело к искажению отчетности. Как отмечено Президентом Удмуртской Республики, преобразования в социальной и экономической сфере станут более ощутимыми, если продолжится активное взаимодействие с общественными организациями, в том числе будут созданы условия «безбарьерной» среды для инвалидов. По результатам проведенной Комитетом проверки целевого и эффективного использования средств бюджета УР, выделенных на государственную поддержку общественных организаций Министерству промышленности, транспорта и связи, Правительством УР утвержден Порядок предоставления в 2009 году за счет средств бюджета УР субсидий предприятиям промышленности, обеспечивающим инвалидов рабочими местами, что позволило обеспечить соблюдение требований бюджетного и антимонопольного законодательства. С учетом критериев отбора право на субсидии за счет средств бюджета УР получили предприятия Всероссийского общества слепых: ООО «Глазов. Электрон»; «СУПП «Радиотехника ВОС»; «ИП «Спутник» им. Е.М. Исаенко». В то же время имеют место факты нерационального использования средств бюджета, направленных на решение повседневных проблем населения. Например, установлены нарушения в использовании бюджетных средств, выделяемых на обеспечение населения твердым топливом. В 2008 году и первом полугодии 2009 года господдержка местным бюджетам на эти цели предоставлена через Министерство топлива и энергетики в сумме 15,2 млн. руб. Вместе с тем, вследствие несвоевременной разработки Положения о порядке предоставления субсидий бюджетные средства в сумме 12,8 млн. руб., при наличии потребности, в 2008 году находились без движения девять месяцев, что свидетельствует об их неэффективном использовании. Ввиду ненадлежащего контроля Администраций муниципальных образований поставщику топлива излишне перечислены бюджетные средства в сумме более 1,1 млн.руб., переплата возвращена спустя семь месяцев. При неполном финансировании республиканских целевых программ не по всем программам были достигнуты установленные показатели. Большинство государственных контрактов, заключенных в 4 квартале 2008г., в т.ч. в связи с затягиванием проведения конкурсных процедур и недостаточным финансированием, не выполнены или были расторгнуты, а по выполненным образовалась кредиторская задолженность. Допущены другие нарушения в использовании бюджетных средств. Проверкой использования средств бюджета УР, выделенных в 2008 году на реализацию Республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2008 – 2010 годы» установлено, что бюджетом УР на 2008 год на реализацию Программы предусмотрены средства в сумме 32,3 млн.руб., или 62% от потребности, в том числе 14,3 млн.руб. в рамках софинансирования аналогичной федеральной целевой программы. Государственные контракты и договоры на выполнение мероприятий заключены исполнителями на сумму 30,5 млн.руб., но ввиду неполного финансирования возникла кредиторская задолженность в сумме 17,9 млн.руб. Вместе с тем, установлены случаи заключения контрактов и договоров сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 0,46 млн.руб. Неудовлетворительная организация выполнения Программы Министерством образования и науки привела к неэффективному использованию средств бюджета в сумме 3,18 млн.руб. и невыполнению ряда мероприятий. На реализацию Республиканской целевой программы «Развитие текстильной и лёгкой промышленности Удмуртской Республики на 2004 – 2010 годы» в 2008- 2009 годах выделены бюджетные ассигнования соответственно 72% и 9% от потребности. В 2008 году в связи с сокращением действующих расходных обязательств из выделенных субсидий в сумме 756 тыс. руб. семи предприятиям перечислено 427 тыс. руб. Кредиторская задолженность 329 тыс. руб. погашена в 2009 году. По этой же причине приобретено оборудование на материально-техническую поддержку трех ресурсных образовательных центров на сумму 1,2 млн. руб. из ранее выделенных 4,2 млн. руб., а по заключенным в декабре 2008 года контрактам оплата не произведена. Министерство образования и науки начало доводить до исполнителей предельные объёмы финансирования с июня 2008г., а имевшиеся на счете 1,5 млн. руб. бюджетных средств до этого периода не использовались. Всего в 2008 году на реализацию мероприятий Программы использовано 1,6 млн. руб., что составило 26% к годовым бюджетным назначениям, в I полугодии 2009 года – 0,4 млн. руб. (84%). 3. Контроль исполнения ранее принятых решений В Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики сложилась система контроля за устранением установленных проверками нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств, исполнением постановлений Коллегии Комитета, его представлений. Система контроля предусматривает как получение информаций от проверенных учреждений о принимаемых и принятых мерах, так и проведение повторных контрольно-проверочных мероприятий. В течение 2009 года Коллегией Комитета рассмотрено 18 материалов о ходе выполнения ранее принятых решений, из которых ввиду принятия исчерпывающих мер по устранению нарушений 17 были сняты с контроля. Оперативно и полном объеме обеспечивается устранение установленных проверками нарушений в Министерстве здравоохранения, Министерстве образования и науки, Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики и др. Результаты каждой проверки рассматриваются на расширенных совещаниях руководителей подведомственных учреждений, издаются приказы о проведении комплекса мероприятий по устранению выявленных недостатков, определении ответственности должностных лиц. Наряду с мерами организационного характера органами исполнительной власти и местного самоуправления вносились предложения по совершенствованию нормативных документов. Отдельные мероприятия по результатам проверок учтены в республиканских целевых программах. В 2009 году с учетом результатов проверок издано 48 нормативно-правовых актов, в т.ч. внесены изменения в законы Удмуртской Республики. Так, по результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных органам местного самоуправления в Удмуртской Республике на реализацию полномочий по социальной поддержке многодетных семей в 2007-2008 годах Управлением по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики информация доведена до всех глав муниципальных образований, руководителей исполнительных органов государственной власти, иных уполномоченных органов, а также даны рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки многодетных семей. Итоги проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на приобретение одежды и обуви для школьников из малообеспеченных семей к началу учебного года и обеспечение учащихся бесплатным питанием рассмотрены в Правительстве УР при участии Министерства социальной защиты населения и Министерства образования и науки. Министерством социальной защиты населения заключены контракты и договоры на поставку одежды и обуви для детей, указаны условия об ответственности поставщика, Министерством образования и науки проведены мероприятия по устранению недостатков в организации питания учащихся. По результатам данных проверок, в целях улучшения социального и правового положения многодетных семей и совершенствования механизма предоставления мер социальной поддержки внесены изменения в два Закона Удмуртской Республики, приняты два Постановления Правительства Удмуртской Республики, муниципальными органами управления образованием приняты меры по соблюдению законодательства, утверждены нормативные акты, регулирующие порядок предоставления бесплатного питания и распределения одежды и обуви. По результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных Министерству социальной защиты населения на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в 2007-2008 годах приказами министерства утверждены форма и порядок составления и утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений, смет по средствам, полученным от приносящей доход деятельности. Уставы подведомственных учреждений приведены в соответствие с требованиями законодательства. Получены лицензии на осуществление медицинской деятельности. Средства граждан от оплаты стационарного обслуживания используются на улучшение условий их проживания. Проведена работа по открытию гражданами счетов в кредитных организациях для хранения личных денежных средств. Ведется работа с органами налоговой службы и нотариальными конторами. Необоснованно выплаченные средства возвращены. Результаты проверки рассмотрены на совещании руководящего состава министерства и учреждений. К лицам, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного взыскания. При проведении комплексных проверок улучшается взаимодействие с администрациями муниципальных образований. По результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета УР, выделенных в 2007-2008 годах в рамках Региональной адресной программы на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в муниципальных образованиях «Кезский район», «Вавожский район», «Малопургинский район», «Увинский район», «Город Глазов» и «Город Сарапул» установлено, что в большинстве муниципальных образований приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений. Проведена работа по оформлению недостающих документов, заключены договоры на возмещение расходов на проведение ремонта с собственниками жилых помещений и принимаются меры по взысканию платы за проведенный ремонт. В доходной части бюджетов Малопургинского, Вавожского районов и г. Сарапула отражается поступление платы за наем муниципального жилья. В Малопургинском районе за счет средств местного бюджета восстановлены средства бюджета Удмуртской Республики, использованные не по целевому назначению (81,2 тыс. руб.), которые направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов. В Кезском районе распоряжением Главы Администрации произведена смена руководства МУП РЭЖКХ. Разработан нормативный документ, регулирующий порядок образования и расходования целевого накопительного фонда для аккумулирования бюджетных, внебюджетных средств и средств, поступающих от граждан – собственников жилых помещений в виде платы за капитальный ремонт. 4. Экспертно-аналитическая деятельность В отчетном периоде проведено 43 экспертно-аналитических мероприятия, из них 15 по законопроектам о бюджете Удмуртской Республики, Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования и внесении изменений в указанные Законы. По результатам внешней проверки бюджетной отчетности 6 главных администраторов бюджетных средств и годового отчета об исполнении бюджета УР, а также отчета об исполнении бюджета УТФОМС за 2008 год фактов недостоверности составления отчетности не установлено. В ноябре-декабре 2008 года Правительством Удмуртской Республики были приняты определенные меры по переходу к режиму экономии бюджетных средств. По данным отчетов главных распорядителей бюджетных средств не исполнено бюджетных назначений на общую сумму 2 718,4 млн.руб. Общий остаток неисполненных объемов финансирования по бюджетополучателям составил 618,2 млн.руб. При этом, кредиторская задолженность бюджетных учреждений по состоянию на 01.01.2009 года оставалась в сумме 909,8 млн. руб. В заключении Комитета отмечено, что с учетом изменений Законом о бюджете на 2008 год дефицит бюджета утвержден в сумме 4 159,4 млн.руб. Однако, согласно годовому отчету плановый дефицит бюджета составил 4 462, 5 млн.руб., или больше на 303,2 млн.руб. (7,3%). Фактически бюджет исполнен с дефицитом в сумме 532,8 млн. руб. Кроме того, в основном в 4 квартале 2008 года, приняты распоряжения Правительства УР о финансировании новых расходов и сверх установленных бюджетных ассигнований на сумму 722 млн.руб. без внесения соответствующих изменений в Закон о бюджете. Анализ исполнения консолидированного бюджета УР за 2008 год показал, что при наличии положительных изменений в системе межбюджетных отношений в Удмуртской Республике, имела место тенденция снижения доходов с сохранением практически на прежнем уровне расходных обязательств, что усугубляет проблему несбалансированности бюджетов. Расходы бюджета за 2008 год на межбюджетные трансферты исполнены в объеме 16 713,8 млн. рублей, что на 565,8 млн. рублей (или 3,3 процента) меньше показателей, предусмотренных сводной бюджетной росписью. Вместе с тем, по сравнению с 2007 годом темп роста расходов составил 163,7%. Удельный вес финансовой помощи из бюджета УР муниципальным образованиям в общем объеме расходов бюджета УР составил 46,1% (в 2007г – 34%). Организация ритмичной работы исполнения бюджета по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета во многом зависит от эффективной работы главных администраторов бюджетных средств. Проверки в Министерстве лесного хозяйства и Министерстве имущественных отношений показали, что при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики на 2008 год Министерствами представлены явно заниженные прогнозы администрируемых платежей. Так, по Минлесхозу платежи в бюджет УР предусмотрены на 8% ниже уровня фактических поступлений 2007 года, при этом расчеты и обоснования к прогнозу не представлялись. Фактическое поступление доходов от использования лесов по доходам, направляемым в бюджет УР, составило 339,7 %. Вместе с тем, недоимка на 1 января 2009 года против аналогичного уровня 2008 года возросла в 4,5 раза и составила по 10 лесничествам 1,9 млн.руб. В Министерстве имущественных отношений кассовое исполнение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составило 178,4 млн.руб. или 144,2%; поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности УР, составили 16, 5 млн.руб. или в 41 раз выше, чем предусмотрено планом. В то же время, по источнику финансирования дефицита бюджета от продажи акций поступило 527,4 млн.руб. или 52,7%. Негативные изменения, связанные с глобальным экономическим кризисом, повлекли корректировки плановых показателей доходной и расходной части бюджета. При этом, в Бюджетном послании Президента РФ была обозначена необходимость ограничить в 2009 году размеры бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Вместе с тем, текущий анализ хода исполнения бюджета УР в 2009 году показал, что имели место случаи принятия новых обязательств без сокращения действующих расходных обязательств, а также принятия распоряжений Правительства УР о финансировании расходов сверх установленных бюджетных ассигнований, приводящие к увеличению абсолютного размера дефицита бюджета (уточненные назначения - 4096,6 млн.руб.), хотя первоначально дефицит бюджета на 2009 год не планировался. По сравнению с 01 января 2009 года объем государственного долга увеличен с 3,9 млрд.руб. до 6,5 млрд.руб., соответственно выросли расходы на его обслуживание. Несмотря на то, что Правительством УР принимались меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, произошло значительное снижение доходов бюджетной системы УР, прежде всего налоговых поступлений. Анализ хода исполнения бюджета УР за 2009 год свидетельствует о том, что доходы бюджета УР против уровня 2008 года в целом снизились на 4,3%, или на 1 119,8 млн.руб., в т.ч. налоговые и неналоговые на 10,3%. Имело место снижение неналоговых доходов против уровня 2008 года на сумму 589,8 млн.руб., в т.ч. за счет произведенного возврата в федеральный бюджет остатка субсидий, субвенций (иных межбюджетных трансфертов) прошлых лет в сумме 398,7 млн.руб. В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета, а также эффективности использования государственного имущества. Однако не в полном объеме реализованы полномочия по управлению собственностью УР как со стороны Минимущества, так и отдельных отраслевых министерств (Минздрав, Минстрой). По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Фармация» отмечено, что в 2007 году при заключении государственных контрактов по приобретению и поставке медицинской техники и расходных материалов на общую сумму 315,7 млн. руб., ГУП «Фармация» не обладало собственными средствами для выполнения обязательств по госконтрактам, т.к. убыток предприятия составлял 19 млн. руб. Вместе с тем, взаимосвязанные сделки по приобретению и поставке оборудования согласованы Минимуществом и Минздравом. При этом согласования не содержат финансово-экономического анализа деятельности предприятия и вывода о целесообразности указанных сделок. Заключение предприятием госконтрактов в 2007 году со сроком их оплаты Минздравом в течение 5 лет, а также привлечение на эти цели банковских кредитных средств со сроком погашения 3 года, привело к снижению платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия и, в конечном итоге, к значительному увеличению убытка, который составил в 2008 году 41,6 млн. руб. Проверкой использования по назначению и сохранностью объектов собственности Удмуртской Республики, переданных в безвозмездное пользование и доверительное управление организациям в 2007-2008 годах установлено, что в нарушение установленного порядка заключения договоров безвозмездного пользования имуществом Удмуртской Республики, договоры между балансодержателями и пользователями на оплату коммунальных, эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг в Министерстве имущественных отношений отсутствуют. Встречные проверки показали, что Медицинской академии в 2008 году по 14 договорам безвозмездного пользования с 12 республиканскими государственными учреждениями здравоохранения передано имущество общей площадью 5,3 тыс.кв.м. Договоры на оплату коммунальных и прочих услуг с учреждениями здравоохранения не подписаны, коммунальные услуги Медицинской академией не оплачивались. Потери бюджета УР только по 2 учреждениям здравоохранения составили за 2007 год - 339,6 тыс. руб., за 2008 год - 627,6 тыс. руб. Балансовая стоимость имущества Удмуртской Республики общей площадью около 5 тыс.кв.м., переданного в безвозмездное пользование федеральным организациям и УТФОМС, не отражена в бюджетной отчетности Министерства или других республиканских организаций, что привело к нарушению требований бюджетного учета имущества и искажению бюджетной отчетности о стоимости активов, находящихся в государственной собственности Удмуртской Республики. По результатам проверки эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятиям Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики и Министерства торговли и бытовых услуг установлено, что территориальным производственным объединением ЖКХ УР объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Ижевск, пер. Северный, 61 и ул. Красноармейская, 129 в период с 03 декабря 2007 по 09 января 2008, а также объект недвижимости, полученный по договору мены, расположенный по адресу: г.Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 170, в период с 29 декабря 2007 по 27 августа 2008 года в целях осуществления уставной деятельности не использовались. Заключение договора мены недвижимого имущества повлекло за собой занижение финансового результата предприятия в сумме 7,5 млн.руб.(уплата налога на имущество в сумме 3,9 млн. руб. и начисление износа основных средств в сумме 3,7 млн.руб.). В этой связи недопоступление 10% чистой прибыли в бюджет Удмуртской Республики за 2008 год составило 0,6 млн.руб. Центр качества, Удмурткоммунпроект, Удмуртсельпроект допустили нарушение установленных сроков перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, что свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны отраслевых министерств за своевременностью перечисления платежей. Одним из источников финансирования дефицита бюджета УР являются поступления от возврата бюджетных кредитов. Задолженность по выданным бюджетным кредитам на 01.01.2009 составляла 830,2 млн. рублей, из них: по юридическим лицам 536,5 млн.руб., по муниципальным образованиям 293,6 млн.руб. По результатам проверки целевого и эффективного использования бюджетных кредитов, выданных из бюджета Удмуртской Республики в 2006-2008 годах, отмечено, что имевшие место случаи предоставления бюджетных кредитов за счет средств государственного облигационного займа 2005 года с несоблюдением требований законодательства способствовали тому, что получателями бюджетных кредитов не обеспечен своевременный их возврат. При этом, неприменение главными администраторами к заемщикам мер по своевременному и полному получению в бюджет УР средств, предоставленных на возвратной основе, а также платы за их использование привело к недопоступлению в бюджет УР средств по состоянию на 01.01.2009 на сумму 269,3 млн.руб. Установлены факты неэффективного использования бюджетных кредитов, временное отвлечение бюджетных средств. Следует отметить, что в отдельных случаях софинансирование со стороны Удмуртской Республики, по сути, превращается в финансирование расходных обязательств муниципальных образований. В частности, нормативно-правовые акты, определявшие порядок предоставления субсидий на обеспечение населения твердым топливом, а также на возмещение транспортных расходов по перевозке продовольствия в сельской местности не предусматривали софинансирование расходных обязательств за счет средств местных бюджетов. Вместе с тем, создание условий для обеспечения населения твердым топливом и услугами торговли относится к вопросам местного значения. В заключении Комитета на законопроект о бюджете на 2010 год обращено внимание на отсутствие нормативно-правовых актов Правительства Удмуртской Республики, регламентирующих порядок формирования и финансового обеспечения государственных заданий государственным учреждениям. Законопроектом не был предусмотрен резерв бюджетных ассигнований в объеме 5% общего объема соответствующей субвенции, при этом Минфину Удмуртской Республики предоставлялось право, на основании расчетов и (или) отчетов органов местного самоуправления вносить изменения в утвержденные размеры субвенций, перераспределять их в пределах общего объема средств Фонда компенсаций по муниципальным образованиям и видам субвенций. Однако перераспределение бюджетных ассигнований по каждому виду субвенций и между муниципальными образованиями может осуществляться только после внесения изменений в закон о бюджете. Кроме того, в составе материалов к законопроекту не представлены предварительные итоги социально-экономического развития за истекший период (январь-сентябрь), информация о прогнозе роста цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы для бюджетных организаций на 2010-2012 годы. Не приведено обоснование параметров Прогноза социально-экономического развития, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов планируемых изменений. 5. Контроль исполнения бюджетов муниципальных образований Одним из актуальных вопросов в области внешнего финансового контроля является его организация на уровне муниципальных образований. Органы муниципального финансового контроля созданы в 17 муниципальных образованиях, в т.ч. в 1 – с правом юридического лица (Завьяловский район) и 16– в составе представительных органов. Наряду с этим, продолжается сложившаяся в республике практика осуществления контроля исполнения местных бюджетов на основании Соглашений Комитета с органами местного самоуправления. Главы муниципальных образований районов и городских округов обращаются в Комитет не только по вопросам проверок отчетов об исполнении местных бюджетов, но и о проведении проверок других объектов в социальной сфере, сельском хозяйстве, промышленности и ЖКХ. Такое сотрудничество позволяет Комитету глубже вникнуть в проблемы эффективности принимаемых органами местного самоуправления антикризисных мер по минимизации негативных социальных последствий и достижения запланированных результатов. В 2009 году территориальные отделы Комитета осуществили 76 контрольных мероприятий, в т.ч. 41 проверку по обращениям органов местного самоуправления (в 2008 году – 38). Отделами проверено 84 объекта, объем охваченных проверками средств составил 4033,7 млн. руб. Выявлено отклонений от законодательства на сумму 322,1 млн. руб., из них: нецелевое использование средств бюджета УР –1,8 млн. руб. и средств местных бюджетов – 0,2 млн.руб., неэффективное использование средств бюджета УР –8,3 млн. руб. и средств местных бюджетов – 1,5 млн. руб., другие финансовые нарушения –310,3 млн. руб. Кроме того, в истекшем году территориальные подразделения Комитета принимали участие в 3 комплексных проверках, в рамках которых ими проведено 19 мероприятий. Проведены внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов за 2008 год 17 муниципальных образований (в 2008 году-9), в том числе: 2 сельских поселений (МО «Ертемское», «Засековское»), 12 муниципальных районов и 3 городских округов: г.г. Воткинск, Можга, Сарапул, Юкаменский, Ярский, Балезинский, Глазовский, Дебёсский, Игринский, Якшур-Бодьинский, Граховский, Сарапульский, Сюмсинский, Селтинский, Вавожский районы. Все проверенные годовые отчеты об исполнении местных бюджетов рекомендованы Комитетом к рассмотрению представительными органами местного самоуправления. Материалы по итогам контрольных мероприятий направлены непосредственно Главам муниципальных образований. Их результаты рассмотрены на сессиях райсоветов, в ряде случаев доведены на публичных слушаниях до населения. По информации руководителей органов местного самоуправления, материалами Комитета они пользуются и в качестве методических пособий при формировании и исполнении местных бюджетов. С целью устранения дублирования в работе контрольных органов, продолжается взаимодействие Комитета с Министерством финансов Удмуртской Республики при проведении комплексных ревизий. В 2009 году проведены комплексные ревизии по составлению и исполнению бюджетов 3 муниципальных образований, в ходе которых территориальными отделами Комитета проверены вопросы соблюдения бюджетного законодательства, целевого использования средств, состояния муниципального долга и долговых обязательств при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов муниципальных образований. Во всех проверенных муниципальных образованиях приняты нормативные акты, регулирующие бюджетный процесс. Однако, имели место случаи нарушения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, не всегда соблюдаются требования по составлению и утверждению сводной бюджетной росписи, ее соответствия утвержденному бюджету и нормативным срокам, составления и утверждения бюджетной росписи главными распорядителями бюджетных средств. Отчеты об исполнении бюджета утверждались без проведения внешней проверки, кассовые расходы осуществлялись с нарушением бюджетной классификации, муниципальные заказы размещались с несоблюдением законодательства о закупках, выявлены факты нарушений в постановке бюджетного учета. Продолжают иметь место многократные корректировки местных бюджетов в течение года, в том числе и под фактическое исполнение, а также при исполнении бюджетов осуществляется перемещение бюджетных ассигнований внутри расходной части бюджетов, зачастую без финансово-экономических обоснований. Все это в конечном итоге приводит к несоблюдению принципа достоверности бюджета. В процессе анализа исполнения бюджетов муниципальных образований, а также при проведении проверок отдельных объектов были обозначены и подтверждены характерные проблемы и недостатки с формированием доходов местных бюджетов, являющиеся типичными: разорение ряда ранее действовавших промышленных и сельскохозяйственных предприятий, снижение налогооблагаемой базы. В 2009 году наибольшую долю (более 60%) в общем объеме доходов местных бюджетов составили безвозмездные поступления. Уровень собственных доходов (без учета дотаций и субсидий) в общей доле доходов в муниципальных образованиях составляет менее 40 %. Таким образом, муниципальные образования не располагают реальными возможностями за счёт собственных средств сформировать местные бюджеты, обеспечивающие выполнение полномочий в полном объёме. Объем расходов консолидированных местных бюджетов без учета субвенций из Фонда компенсаций, направленных на реализацию переданных полномочий, превышает налоговый потенциал районов. В то же время, на единых счетах бюджетов муниципальных образований на начало 2009 года имелись неиспользованные остатки средств, полученных в виде субсидий. Самым стабильным источником доходов местных бюджетов остается налог на доходы физических лиц, формируемый в ряде территорий в основном за счет фонда оплаты труда бюджетников. В соответствии с требованиями бюджетного законодательства контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет платежей в бюджеты осуществляют администраторы доходов бюджетов. Вместе с тем, определить, какие результаты достигнуты по взиманию задолженности не представляется возможным, в связи с тем, что не всеми администраторами доходов годовые отчеты об исполнении местных бюджетов в части доходов представлены в разрезе дебиторов и кредиторов (налогоплательщиков). Отдельными муниципальными образованиями и бюджетными учреждениями при планировании расходов по иной, приносящей доход деятельности не применяются требования налогового законодательства в части пропорционального распределения расходов по оплате коммунальных услуг объему средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, включая средства целевого финансирования. Не всеми Администрациями муниципальных образований доводятся муниципальные задания до бюджетных учреждений. В результате принятых мер устранено нарушений на общую сумму 122,5 млн. руб., возвращено - 362,9 тыс. руб., в т.ч. в местные бюджеты -201,1 тыс. руб. По итогам проверок органами местного самоуправления принято 26 нормативно-правовых актов, привлечено к дисциплинарной и иной ответственности 17 чел. 6. Основные выводы и предложения По итогам анализа работы Комитета в 2009 году можно сделать следующие выводы и предложения по повышению эффективности контрольно-аналитической деятельности: 1. Первостепенной задачей Комитета остается контроль исполнения бюджета Удмуртской Республики, в первую очередь, антикризисных расходов, расходов на государственную поддержку инвестиционных проектов, способствующих реальному обновлению национальной экономики, а также полноты исполнения социальных обязательств. Особое внимание при проведении контроля необходимо уделять не только фиксации факта выделения и расходования средств, но и подтверждения достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении, а также на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения. 2. В рамках реализации своих полномочий Комитет получает для заключения лишь законопроекты, касающиеся принятия, либо внесения изменений в бюджет УР или бюджет УТФОМС. Иные законопроекты, регулирующие финансово-бюджетную сферу, в Комитет не направляются. В этой связи следует обеспечить взаимодействие с постоянными комиссиями Государственного Совета УР, с тем, чтобы иметь возможность предупредить нерациональные, неэффективные расходы на стадии нормативно-правового регулирования до принятия конкретных решений. 3. В числе приоритетов контрольной деятельности в сфере межбюджетных отношений остается активизация контроля экономного и эффективного использования средств финансовой помощи на фоне ежегодного увеличения объемов межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям в Удмуртской Республике. Кроме того, на основе Соглашений о сотрудничестве с Главами муниципальных образований в УР Комитетом будет продолжена работа по обеспечению финансового контроля местных бюджетов и реализации органами местного самоуправления бюджетных полномочий по увеличению собственной доходной базы, инвентаризации и оптимизации публичных обязательств. 4. В рамках взаимодействия с финансовыми и контрольными органами УР с целью исключения дублирования следует сохранить практику проведения совместных контрольных мероприятий по актуальным вопросам, представляющим взаимный интерес, а также осуществлять обмен необходимой информацией, методическим и программным обеспечением контрольных и экспертно- аналитических мероприятий. 5. Применение в деятельности Комитета достижений информационно-телекоммуникационных технологий, современных методов осуществления аудита, новых технологических решений, дальнейшее повышение квалификации и совершенствование информационной культуры сотрудников позволят обеспечить реализацию поставленных перед Комитетом задач в области финансового контроля. Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики Б.С.Сарнаев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|